Внутреннее убранство и внешнее устройство православного храма


Амвон как вид архитектурного искусства

В переводе с греческого «амвон» — горный выступ, восхождение на вершину.

Симеон Солунский — архиепископ Фессалоникийский 15 века. Он писал, что амвон в храме — камень Гроба Господнего, с которого священники и диаконы как ангелы несут благие вести людям в храме. (Источник: 18 глава «Книги о храме» )


«Книги о храме» святителя Симеона Солунского

Впервые об амвонах упоминали в канонах Лаодикийского собора 364 года. Сведений о них немного. В богатых церквях — например, соборе святой Софии, они были огромными. Иногда амвоны высекали из цельного куска мрамора. Древнейший пример такого типа — Солунскиий образец, который сейчас существует в виде двух больших кусков мрамора. Если их сложить вместе, будет больше 5 метров. Он имел форму полукруглой башни.

Амвон строили из мрамора, украшали резьбой, золотом и скульптурными мозаиками. Частью солеи он стал только в 17 веке.


Амвон в соборе Салерно, Италия, 1180 год

Почему женщинам нельзя заходить?

С ветхозаветных имен известен запрет на внесение во Святое Святых иной крови, кроме жертвенной. Так как суть христианской литургии – Жертва Тела и Крови Сына Божия, этот запрет продолжает действовать. Согласно 44 Правилу Лаодикийского Собора (360 г.) женщинам возбранен вход в алтарь «по причинам непроизвольного месячного течения». Однако иногда нахождение здесь ради помощи за богослужением возможно. Обычно по особому благословению допускаются:

  • пожилые монахини – особенно часто это бывает в монастырях;
  • во время гонений советских лет прихожанки в возрасте также иногда помогали священникам приходских церквей.

Солея — место, где находится амвон

Солея — полукруглая площадка перед полом алтаря. Она поднята над основным уровнем церкви. По бокам солеи, на клиросах, стоят певцы или чтецы. В некоторых храмах клироса на солее нет.


Схема алтарной части храма. Обратите внимание — солея занимает всю ширину храма

Практическое значение солеи — удобное возвышение, чтобы вынести Священное Писание. Служитель берет Евангелие из Престола, выносит, пронося по солее, возвращает на место через Царские врата.

Есть такое понятие: «свеча в алтарь» — в чем смысл?

Это пожертвование храму, которое по мере возможности делается прихожанином. Необходимы свечи, горящие на престоле, стоящие на жертвеннике. Кроме того, священники стоят со свечами во время Всенощного бдения, когда читается Евангелие. Такие свечи или приобретаются храмом, или жертвуются усердными прихожанами.

Престол Божий и Голгофа, место сослужения Ангелов земным священнослужителям – таково сердце любого православного храма, пусть даже самого скромного.

Наталья Сазонова

Греческий амвон на Руси

На Руси амвоны чаще всего строили по византийским чертежам с 12 века. Сохранился такой древнерусский амвон Софийского собора в Новгороде.


Общий вид амвона 1533 года из собора Святой Софии (Софийский собор) Великого Новгорода до реставрации. Высота — 300 см, окружность — 600 см

Сейчас это единственный в мире сохранившийся отдельно стоящий деревянный амвон византийской православной традиции.

Он имел вид круглой беседки с одним входом. Подпирал свод колоны, почти в человеческий рост. Был украшен цветами и узорами.

Амвон был построен из дерева, и выполнял множество функций — там пели важнейшие гимны, читали священные тексты Евангелия и Апостола.

На нем проводили сакральный обряд «Воздвижение креста». Сооружение сохранилось до нашего времени, но сейчас посмотреть его можно только в государственном музее Санкт- Петербурга.


Амвон Софийского собора реставрируют в Русском музее в 2014 году

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм — это освященное здание, в котором служатся Божественные службы, а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе — там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть — алтарь — всегда закладывается на восток, где солнце встает.


Князе-Владимирский храм в Иркутске

Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом. Это символ крестной смерти Спасителя, Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:

  • один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);
  • три купола возводят в честь Святой Троицы;
  • пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;
  • семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;
  • иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов.

Важно! Любой храм посвящен, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, но при этом может быть освящен в честь какого-либо святого или праздника (например, Рождественский храм, Свято-Николаевский, Покровский и т.д.).
О православных храмах:

  • Храм Стретения Господнего в Санкт-Петербурге
  • Церковь Серафима Вырицкого в Вырице
  • Исакиевский собор Санкт-Петербурга

При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:

  • крест (знаменует орудие смерти Господа и символ нашего спасения);
  • прямоугольник (ассоциируется с Ноевым ковчегом, как кораблем спасения);
  • круг (означает отсутствие начала и конца Церкви, которая вечна);
  • звезда с 8-ю концами (в воспоминание о вифлеемской звезде, которая указала на рождение Христа).


Вид сверху на церковь Ильи Пророка в Ярославле

Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.

Главная богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.

Назначение амвона в храме — место для чтения Библии и Апостола

На амвон встают диаконы и читают книги Ветхого и Нового завета. Почему амвон находится именно в этом месте — на возвышении, вблизи центрального купола?

Дело в том, что именно в этом месте хорошая акустика.


Базилика Святого Климента и Лаврентия в Италии. Она интересна тем, что здесь два амвона — по правой стороне и левой. Один из них используется для чтения Евангелия, другой — для чтения Апостола

Иногда два амвона объединяли в один двухэтажный. Один из таких примеров находится в церкви св. Марка в Венеции.

Они имеют вид большой и маленькой беседки. Иногда к амвону добавляют большие подсвечники, в виде витых колонн и решетки для ограждения.


Собор Святого Марка, 14 век. Двухъярусный амвон

Как храм выглядит снаружи


Успенский собор Московского КремляИллюстрация Галины Кребс
Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С во­стока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруг­лые при­стройки — апсиды. Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или мно­гогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны заверша­ются полусфе­рическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы  Главы православного храма — это покрытие завершающих барабаны куполов. Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. В разговорной речи главы часто называют куполами. раз­личных форм — шлемо­видные или луковичные. В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктив­ную нагруз­ку не несут: это де­коративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.

Вход может быть прямо с паперти, площадки перед входом, или через раз­личные пристройки — крыльца, гульбища  Гульбище — круговая галерея, поднятая до уровня пола главного яруса храма.. Чтобы прихожане не теснились, к основному помещению пристраивают трапезные. Кроме того, в состав компо­зиции храма могут входить колокольни и звонницы  Колокольня — отдельно стоящая или при­строенная к храму многоярусная башня c ко­локолами и площадкой для звонаря. Звонница — стена, построенная с той же це­лью. Колокола расположены в специальных сквозных проемах на высоте, а управляются снизу — из храма или с земли..

Архиерейский амвон

В первых церквах в средней части храма стоял архиерейский амвон. Иное название — рундук. Он символизировал гору, с которой Иисус Христос говорил свою Нагорную проповедь. Сейчас архиерейский амвон может стоять немного южнее.

Иногда его называли «облачальным местом» — там облачался архиерей. Еще одно название — «уготованное место». Его возвышали согласно статусу священника, в основном на две ступени. Но когда посвящают архиереев, то рундук поднимают от 4 до 6 ступенек. На этой своеобразной кафедре заканчивали панихиды, молебна, царские часы.


Архиерейский амвон в Свято-Никольском женском монастыре. Отличается от обычного амвона тем, что там есть кафедра

Внутреннее устройство православного храма

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного

Как ветхозаветный храм (вначале – скиния) разделялся на три части:

  1. святое святых,
  2. святилище и
  3. двор
    ,

– так и православный христианский храм делится на три части:

  1. алтарь,
  2. средняя часть храма и
  3. притвор
    .

Как святое святых тогда и теперь алтарь

означает Царство Небесное.

В ветхозаветные времена в алтарь никто не мог входить. Только первосвященник один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это его действие знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верой приходит к Нему.

Средняя часть новозаветного храма соответствует святилищу ветхозаветного

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма

. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор

, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.

Оглашенные — это люди готовящиеся стать христианами

Православные храмы строятся алтарем на восток

– в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа «Солнце правды», «с высоты Востока» (то есть «Восток свыше»), «Восток имя ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило‑Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными

, или
приделами
.

В храме может быть несколько алтарей

Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение – священнослужителей (епископов и священников).

Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол

, изображающий небо. Купол заканчивается вверху
главою
, на которой ставится
крест
, во славу главы Церкви – Иисуса Христа.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда

  • две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
  • три главы – три Лица Св. Троицы;
  • пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов,
  • семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов;
  • девять глав – девять чинов ангельских;
  • тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм обычно строится колокольня

, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон необходим для того, чтобы созывать верующих к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

При входе в храм снаружи устраивается паперть

(площадка, крыльцо).

Внутри храм разделяется на три части:

  1. притвор
    ,
  2. собственно храм или средняя часть храма
    , где стоят молящееся, и
  3. алтарь
    , где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме –
    святой престол
    , на котором совершается таинство святого Причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом

, состоящим из нескольких рядов
икон
и имеющим трое
врат
: средние врата называются
Царскими
, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить кроме священнослужителей.

Иконостас нужен для отделения алтаря от средней части храма

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме во главе со священнослужителем чтение и пение молитв называется богослужением

.

Самое важное богослужение – литургия

или
обедня
(она совершается до полудня).

Так как храм есть великое святое место

, где с особенной милостью невидимо присутствует
Сам Бог
, то мы должны входить в храм с
молитвой
и держать себя в храме
тихо
и
благоговейно
. Нельзя поворачиваться спиной к алтарю. Не следует
уходить
из храма до окончания богослужения.

Итак, вы входите в храм. Вы прошли первые двери и попали в притвор

, или трапезную. Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся, а также оглашенные (то есть лица, готовящиеся к святому крещению). Теперь эта часть храма не имеет такого значения, как раньше, но и сегодня иногда тяжело согрешившие и отступившие от церкви временно стоят в притворе для исправления.

Войдя в следующие двери, то есть попав в среднюю часть храма, православный христианин должен осенить себя трижды крестным знамением.

При входе в среднюю часть храма надо трижды перекрестится

Средняя часть храма называется нефом

, то есть кораблем, или
четвериком
. Предназначается она для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. Самой примечательной в этой части храма являются
солея
, а также
амвон, клиросы
и
иконостас
. Слово
солея
имеет греческое происхождение и обозначает седалище. Это – возвышение перед
иконостасом
. Оно устраивается для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для прихожан. Следует заметить, что в древности солея была очень узкая.

Солея — это площадка, возвышение перед иконостасом

Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном

, т. е. восхождением. На амвоне дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.

Клиросы

(правый и левый) – это крайние участки солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются
хоругви
, то есть иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.
Иконостасом
называется стена, отделяющая неф от
алтаря
, вся увешанная иконами, иногда в несколько рядов.

В центре иконостаса – Царские врата

, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит в Святых Дарах Сам Царь Славы Иисус Христос. Царские врата украшаются изображением на них икон:
Благовещения Пресвятой Богородицы
и
четырех евангелистов
, то есть апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона
Тайной вечери
.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя

, а налево – икона
Божией Матери
.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь

, а налево от иконы Божией Матери находится
северная дверь
. На этих боковых дверях изображаются
архангелы Михаил и Гавриил
, или первые дьяконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще
дьяконскими вратами
, так как через них чаще всего проходят дьяконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона

, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

В русской традиции приняты высокие иконостасы, часто состоящие из пяти ярусов

  1. В первом ярусе на Царских вратах – иконы Благовещения и четырех евангелистов; на боковых вратах (северных и южных) – иконы архангелов. По сторонам Царских врат: справа – образ Спасителя и храмового праздника, а слева – Божия Матерь и икона особо чтимого святого.
  2. Во втором ярусе – над Царскими вратами – Тайная вечеря, а по сторонам – иконы двунадесятых праздников.
  3. В третьем ярусе – над Тайной вечерей – икона «Деисус», или моление, в центре которой изображен Спаситель, сидящий на престоле, справа – Богоматерь, слева – Иоанн Предтеча, а по сторонам – иконы пророков и апостолов, простирающих в молитве руки к Господу. Справа и слева от Деисуса – иконы святителей и архангелов.
  4. В четвертом ярусе над «деисусным рядом»: иконы ветхозаветных праведников – святых пророков.
  5. В пятом ярусе – Бог Саваоф с Божественным сыном, а по сторонам – иконы ветхозаветных патриархов. На самой вершине иконостаса ставится крест со стоящими по сторонам Божией Матерью и святым Иоанном Богословом.

В различных храмах число ярусов может разниться.

На самом верху иконостаса помещается крест

с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах

, то есть в особых больших рамах, а также располагаются на
аналоях
, то есть на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Киот — это особая большая рама для иконы

Алтарем

храмы всегда обращены к востоку в ознаменование мысли, что церковь и молящиеся устремлены к
«востоку свыше»
, то есть ко Христу.

Алтарь составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь знаменует собой небо, жилище самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря он всегда внушает таинственное благоговение, и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания – снимать оружие. Войти в алтарь с благословения священника в крайних случаях могут не только служители церкви, но и миряне – мужчины.

В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол

, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней – белой, из полотна, и верхней – из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом

называется освященный архиереем шелковый плат (платок) с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитой на другой его стороне частицею мощей какого‑либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию (слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющийся илитоном

. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа

(губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие

– это слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа.

Крест

– это меч Божий, которым Господь победил дьявола и смерть.

Дарохранительницей

называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

За престолом стоит семисвечник

, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним
запрестольный крест
. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется
горним
(высоким)
местом
; оно обычно делается возвышенным.

Дароносицей

называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждой. Этот стол называется жертвенником

. На нем приготовляются дары для таинства Причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды

со всеми принадлежностями к ним. Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и дьяконов.

С правой стороны алтаря устраивается ризница

. Так называется помещение, где хранятся ризы, то есть священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

В храме имеется еще канунник

, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники

, на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило

, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Теперь о колоколах. Они принадлежат к предметам церковной утвари. Колокола стали употребляться с VII века, во времена гонений на христиан. До этого время для богослужения определялось через словесные объявления совершителей службы, или же христиане созывались на молитву особыми лицами, ходившими с объявлениями по домам. Потом для зова к богослужению употреблялись металлические доски, называемые билами

или
клепалами
, по которым ударяли молотком. В VII веке в итальянской области Кампания появились колокола; поэтому колокола иногда еще называются
кампанами.
В русской церкви для звона обычно употребляются 5 или более колоколов различной величины и различного тона. Сам звон носит троякое название:

  1. благовест,
  2. трезвон
    и
  3. перезвон.

Перезвон

— медленный звон в каждый колокол поочередно, начиная с самого большого и кончая самым меньшим, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон употребляется обычно по поводу печального события, например при несении умерших.

Благовест — звон в один колокол.

Трезвон — звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и подобного.

Теперь входит в обычай придавать колоколам звуки гаммы, так что звон их иногда издает определенную мелодию. Звон колоколов увеличивает торжественность богослужения. Для освящения колоколов перед поднятием их на колокольню существует особая служба.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня

, или
звонница
, то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, а также для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Материал создан: 01.06.2015

Схема православного храма

Кодекс чести русского предпринимателя

Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отли­чаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы визан­тийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции. К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одно­вре­менно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и ком­по­зи­ция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформ­ле­нии фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе роман­ского стиля.

Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использо­вать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, постро­ены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и дере­вянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые ком­позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекры­тия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

Как возникла крестово-купольная система


Спасо-Преображенский собор в Переславле-ЗалесскомИллюстрация Галины Кребс
Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Во­сточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базили­ку — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в не­больших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в ко­торых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных реше­ний — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассо­циирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византий­ским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — заверше­ние квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.

Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохрани­лось.

О чем рассказывают мозаики и росписи


Отечество. Купол Архангельского собора Московского КремляИллюстрация Галины Кребс
Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство ми­ра. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержи­теля (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконогра­фия — «Отече­ство»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырех парусах  Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон тре­угольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точеч­ные опоры. помещают четырех евангелистов, а на опо­рах Опоры — в архитектурной терминологии лю­бые свободностоящие столбы и колонны. — стол­пов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, во­сточной и северной стенах изображены главные события священной исто­рии. На запад­ной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторо­нам христи­анского вероучения — таинству евхаристии (благо­дарения, прича­щения), в ко­тором участвуют апостолы, и Богоматери.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]