Слово о причащении святых Христовых тайн
Самая величайшая святыня, дарованная Богом человечеству — это святое Причастие Тела и Крови Христовых. Ради причастия совершается главное богослужение Церкви — Литургия. Вечерня и утреня — службы вспомогательные, они лишь подготавливают верующих к Литургии. Церковная служба Таинства Крещения призвана ввести человека в Церковь. В браковенчании, исповеди и соборовании ему подается благодатная помощь на пути спасения. Панихиды и молебны также нужны, в них осуществляется наше желание личного общения с Господом по разным частным обстоятельствам. Но превыше всего — Литургия. Она содержит в себе все прошения, все наши чаяния, как мирские — земные, так и духовные — Небесные. В ней молитвы о живых и уже ушедших, Евангелие и церковная история. На этой службе нам открывается Небо. «О, Божественная, святлейшая, пренебесная, всеобъемлющая, Небо и землю сосредоточивающая, Литургия православная!» — записал в своем дневнике святой праведный Иоанн Кронштадтский. Ее высочайший смысл — пресуществление Святых Даров и причастие. Ради этой святыни поставлены прекрасные храмы и величественные соборы, созданы замечательные песнопения, украшены фресками стены, написаны иконостасы. Да, Литургию можно совершать и в лесу, и в каменоломне, но благоговение перед Животворящими Тайнами Тела и Крови Христовых побуждало и побуждает наших единоверцев искать и находить достойные формы и окружение для пребывания этой Святыни.
Отношение к Причастию открывает наше духовное состояние, наше истинное христианство. Что такое духовная жизнь, люди понимают по-разному. Кто-то находит ее в чтении книг, посещении театра и художественных выставок. Кому-то она видится в разговорах за чашкой кофе об искусстве, политике или просто «за жизнь». Верующий же человек знает, что одухотворение жизни зависит от соединения с абсолютным духом — Богом. Это и молитва, и чтение Евангелия и творений святых отцов, и церковная служба. Но главное — причастие — самое полное и теснейшее соединение с Богом. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56) — обещает Спаситель.
В последнюю вечерю с учениками Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28). Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). Первые христиане так и поступали. Они собирались вместе, вспоминали о Христе, Его слова, Крестную Жертву и, конечно, вкушали благословленные хлеб и вино. Позже, когда уже была составлена служба, то многие верующие причащались за каждой Литургией, иногда, если было возможно, и каждый день. «Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать святое Тело и Кровь Христовы, потому что Сам Христос ясно говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6, 54)» — находим у святителя Василия Великого. Цель жизни христиане видят в стяжании мирного духа в душе, то есть в собирании своей души для Царства Небесного, в формировании своей личности для жизни вечной. А истинная пища и истинное питие для души, по словам Спасителя — Его Пречистое Тело и Кровь.
Благоговейно мы приступаем к Таинственной Трапезе, очистив себя покаянием. Да не дерзает никто причащаться, имея нечистую совесть. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор.11, 29-30). Апостол предупреждает, что недостойное причащение может быть во вред не только душе, но и телу, вплоть до смерти. И потому «он знает одно только время для приступания к Тайнам и Причащению, когда чиста совесть». Мне помнится случай, один человек причастился без исповеди. И сразу же ощутил неимоверный страх. Он поспешил домой, вспомнил, что у него есть бутылка водки и хотел заглушить страх алкоголем, но страх был так велик, что несчастный понял, что алкоголь не поможет. Как-то перетерпев ночь, он ранним утром побежал в церковь, увидел на лугу человека, косившего траву, и стал отнимать у него косу, чтобы покончить с собой. Но это ему не удалось и тогда он начал крушить все, что оказалось рядом. Разбил кирпичом стекло припаркованного у церковных ворот автомобиля. На шум вышел сторож. Он увидел, что человек не в себе, но не пьян, водкой от него не пахнет, и вызвал скорую. Несколько месяцев этот человек провел в психиатрической больнице. А выйдя из нее, пришел в церковь и принес покаяние.
Причастие предваряет не только исповедь, но несколько дней поста. Пост как бы выводит нас из привычного многозаботливого жития, дает возможность сосредоточиться, расставить ценности жизни на их истинные места. Подготавливает нас и молитвенное правило ко святому Причащению, без которого тоже нельзя причащаться. Правило следует не механически вычитывать, но читать внимательно, вникая в слова, чтобы наши чувства вошли в резонанс с чувствами святых, написавших эти молитвы.
Есть верующие, которые причащаются редко, говоря: я недостоин. Конечно, все мы недостойны, но для того мы и причащаемся, чтобы с помощью Божией изжить свое недостоинство. Причастие это огонь, попаляющий греховные навыки. «Огонь бо есть, недостойныя попаляяй». Каждый подготавливается в свою меру к принятию Христовых Таин, но надо непременно знать, что такое Причастие, а не просто бездумно делать то, что принято.
Причастие защищает от бесовских козней. Преподобному Макарию Египетскому как-то явился бес и сказал: «Если бы вы достойно принимали то, что вы вкушаете в ваших собраниях, то мы вам не могли бы ничего сделать». Если же человек не причащается, то бесы получают немалую власть над ним. Однажды к святителю Иоанну Златоусту обратилась женщина, бес так подшутил над ней, что глядя на нее, муж видел не жену, а лошадь. Святитель сказал, что это с ней случилось, потому что она шесть недель не причащалась. «Бедствие для души долго не причащаться Святых Таин, душа начинает смердеть страстями, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не сообщаемся со Своим Живодавцем (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Порой кто-то медлит с причастием, ожидая какого-то особого настроения. Это ошибка. Нельзя ставить духовную жизнь в зависимость от наших случайных настроений. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12) — сказано Спасителем. В духовной жизни особенно нужна твердая и настойчивая воля. Причастие как раз и укрепляет нашу волю. Обычный ритм причащения — раз в три или четыре недели. Преподобный Серафим Саровский советовал причащаться во все двунадесятые и великие праздники и в день Ангела. Конечно, бывают обстоятельства и для более частого причащения. Например, во время болезни, в опасных ситуациях, беременным. Тогда режим обсуждается со священником.
Тот же, кто, считая себя верующим, не приобщается Христовых Тела и Крови, по словам Спасителя, не имеет в себе жизни вечной, он мертв для Царства Небесного. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин.6,53). Кронштадтский пастырь писал: «Если бы мир не имел Пречистого Тела и Крови Господа, он не имел бы главного блага и истинной жизни, имел бы лишь призрак жизни; не имел бы дара освящения».
«Вкусите и видите, яко благ Господь» — слышим мы на церковной службе. Вкусите и видите, то есть почувствуйте, как благ Господь. Причастник чувствует радость, соединившись с Христом. Радость души, праздник, перемену в себе, необычную свободу и легкость. Может быть, не все чувствуют это с первого причастия. Но если в своем желании соединения с Господом человек искренен, если он постарался подготовиться, с благоговением принял Святые Дары, то непременно будет ему «благодарение сие в радость, здравие и веселие».
Как проходит Таинство Причастия в Православной Церкви сегодня
Правила подготовки к Таинству изложены в принятом 2-3 февраля 2015 г. Архиерейским совещанием документе «Об участии верных в Евхаристии»
Краткое изложение документа читайте в статье:
- Об участии верных в Евхаристии
Когда можно причаститься
Во время литургии, утром. В больших городских храмах она служится ежедневно. Есть также церкви с небольшим приходом, чаще всего – сельские, где литургия проходит только по воскресным дням. Время совершения ее лучше узнавать лично.
Божественная литургия. Священник со Святыми Дарами
Как подготовиться и во сколько приходить
Причащение бывает ближе к концу литургии, а ее продолжительность обычно около полутора часов. Однако у христиан не принято являться непосредственно на Причастие: сама литургия – соприкосновение с Тайной Вечерей Спасителя, воспоминание о ней. Именно поэтому христиане, особенно те, кто собирается причащаться, приходят к самому началу службы, стараясь не опаздывать, особенно благоговейно на ней молятся – ради предстоящего Таинства.
Пост, молитва, исповедь
Это три составляющих подготовки к Причащению.
Постное делание
Воздержание тела – необходимое условие подготовки души к Таинству. Необходимы:
- так называемый «приуготовительный пост», или подготовительный;
- собственно Евхаристический уже пред самым принятием Св. Тайн.
Подготовительный пост – это воздержание от животной пищи (мясного, молочного, многие также стараются не употреблять рыбу). Супругам также рекомендовано определенное время воздерживаться от близости. Наконец, необходимо исключить развлечения, по возможности посещать богослужения.
Длительность постного делания обычно три дня (если верующий приступает к Святым Тайнам часто, например, каждые 1-2 недели, оно может быть даже 1-2 дня). Иногда, если человек долго не причащался, имеет серьезные грехи, подготовка может продлиться дольше – по согласованию со священником.
Евхаристический пост – это совершенный отказ от еды, питья с полуночи до самого Таинства. Церковь настаивает на том, чтобы подверженные страсти курения воздерживались также от табака. Есть храмы, монастыри, где литургия (например, Преждеосвященных Даров) служится вечером. Тогда пост длится по крайней мере 6 часов.
Молитвы
Обычно принято читать покаянные каноны:
- Христу;
- Пресвятой Богородице;
- своему Ангелу Хранителю.
Каноны можно читать как один за другим, так и соединяя вместе. Иногда пастыри рекомендуют новоначальным, не привыкшим к продолжительным молитвословиям, просто читать по одному канону в день все время подготовки к Причащению. А некоторые православные по усердию читают также Акафист Иисусу Сладчайшему.
Покаяние
Наконец, Причащению предшествует еще одно Таинство – исповеди. Оно необходимо, так как, по слову св. Симеона Нового Богослова, «как невозможно огню и воде вместе находиться в одном и том же сосуде, так невозможно вместе находиться в одном и том же христианине и пречистому Телу Христову, и мерзости греха».
О том, когда проходит Исповедь в том или ином храме, лучше узнавать заранее. Как правило, ее совершают во время вечерней службы, исходя из желательности присутствия причастника за богослужением накануне Таинства. Если по уважительной причине (занятость на работе, дома с малыми детьми, состояние здоровья) верующий не смог посетить службу вечером, можно исповедаться также утром. Однако об этом необходимо договариваться со священником – желательно заранее.
Последование
Эти молитвословия совершаются утром, обычно до выхода из дома. Последование состоит из:
- кратких молитв, имеющих очень древнее, с первых веков Церкви происхождение; в обиходе они также именуются «обычным началом»;
- нескольких псалмов, включая покаянный 50-й (Помилуй мя, Боже…);
- Канона, припевы которого взяты из этого Псалма;
- молитв, составленных свв. Иоанном Златоустом, Василием Великим, Симеоном Новым Богословом, другими святыми.
Как подходить к Святой Чаше и другие правила
При выносе из алтаря Св. Даров диакон возглашает:
«Со страхом Божиим и верою приступите!».
При этом все совершают земной поклон. Он заменяется поясным, когда кланяться до земли за богослужением не принято – например, это дни Светлой Седмицы после Пасхи.
Затем все, кто имеет благословение, приступают к Чаше. Обычно:
- первыми причащаются дети, а также немощные, больные;
- затем – мужчины, впрочем, во многих приходских церквях это соблюдается нестрого;
- после них – женщины.
Приступая к Причастию, христианин:
- складывает руки на груди крестом, правая рука должна быть сверху;
- не осеняет себя крестом перед Чашей, чтобы случайно ее не задеть;
- ясно называет свое имя, данное при Крещении;
- принимает Св. Дары во уста;
- после этого – целует Чашу.