Антиминс — льняной или шелковый плат, изображающий положение Христа во Гроб
Антиминс — (от греч. анти́— «вместо» и лат. mensa — «стол») — это плат, состоящий из четырех углов и выполненный из льна или шелка. На верхней стороне вшиты частицы святых мощей. Ранее на нем был изображен только крест, а теперь можно обнаружить сцену положения Спасителя во гроб, различные орудия для исполнения казней и четырех апостолов.
Развернутый антиминс с подписью иерарха, который освящал плат
На антиминсе всегда лежит губка, которую называют антиминсной. С ее помощью собираются мелкие частицы Тела Иисуса и частицы, которые были взяты из литургического хлеба в специальную посуду.
Также этот предмет служит для того, чтобы протирать руки и губы служителей церкви после совершения Причастия. Он выступает в роли символа той губки, которую подносили к губам Распятого на Кресте Спасителя.
Антиминсы делятся на постоянные и переносные. Последние созданы для походных церквей, так как были противники духовенства, которые надругались над соборами и проводили многочисленные репрессии против верующих.
Изображением на древних антиминсах был лишь крест, а сами платы были маленького размера
Древние антиминсы выполнялись самими священниками, которые доставляли их к иерархам для освящения. Изображения отличались разнообразными узорами, но в XVII в. в России начали производить однообразные платы. Позднее стали выпускать антиминсы, которые были отпечатаны типографским способом и изображали положение Христа во Гроб.
Православие. Словарь-справочник
антиминс
(от греч. «вместопрестолье») четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей и изображением положения во гроб Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам. На антиминсе есть подпись епископа, который его освящал, а также указано, где, когда и для какого храма состоялось это освящение. Антиминс помазуется святым миром и разворачивается только в определенный момент богослужения, по окончании которого свертывается особым образом и хранится в специальном плате – илитоне. Антиминс – неотъемлемая часть престола, без которой нельзя совершать литургию. Более того, по своему значению антиминс равен престолу. При освящении храма один или несколько антиминсов возлагаются на престол и освящаются вместе с ним. При этом в молитве на освящение престола антиминсы названы жертвенниками, на которых должна совершаться бескровная жертва Евхаристии. Таким образом, в сознании Церкви отождествляются неподвижный престол в алтаре храма и подвижные антиминсы. Это отождествление возникло в древности, когда, в связи с гонениями на христиан, появились переносные престолы-антиминсы, куда полагали мощи святых мучеников.
Читайте также: Цвет морской волны в интерьере
В давние времена антиминс использовался вместо стола, а сейчас без него не совершается литургия
Антиминсы в православной церкви — неотъемлемая часть церковных служб, без которых не совершается ни одна литургия. Именно на них совершается освящение Святых Даров.
Антиминс
неотъемлемая часть любой их церковных служб
Как говорил святитель русской православной церкви Симеон Солунский, на антиминсах «совершается все, что и на божественной трапезе (Литургии). Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника [престола], и на них совершается божественное священнодействие Тайн».
Плат считается так называемой «епископской грамотой», на которой оставлена подпись священника, освятившего и преподавшего этот плат.
На фото епископ расположил Святые Дары для освящения и готов к литургии
На Руси антиминсы в православной церкви изначально использовались вместо престола (стола, место нахождения которого было в центре алтаря), заранее освещенного патриархом.
Только к концу 17 века стало обязательным наличие антиминса на «святом столе», даже если он заранее был освящен архиереем. Сейчас этот предмет церковного обряда в закрытом виде все время находится на престоле православной церкви под Евангелием и облачен в илитон — большой плат.
Надпись на антиминсе содержит:
- Дату его освящения
- Посвящение храма (престола), для которого освящен данный антиминс
- Имя епископа, преподавшего антиминс
- В старину на антиминсе запечатлевали и имя светского правителя (князя, царя), в области которого находился храм, для которого предназначался антиминс. Также могло быть указано имя ктитора (главного благотворителя) храма.
Святые мощи необходимы для того, чтобы не забывать о древних христианах
Чтобы по назначению использовать антиминс, нужно провести небольшой обряд. Святитель смачивает его красным вином, соединенным с розовой водой, помазует святым миром и помещает в него святые мощи.
Все это нужно для того, чтобы сохранить память о древних христианах, которые строили церкви и проводили богослужения на гробах великомучеников.
Освящать антиминсы без нахождения на них святых мощей воспрещается.
В случае нарушения запрета епископом, «да будет извержен, яко преступивший церковные Предания».
Поклонение святым мощам происходит потому, что Иисус Христос принимает образ человеческой сущности. Так, сын Божий упрочил значимость людского тела, и тогда он воссел по правую руку от Отца не только как настоящий Бог, но и как настоящий Человек — в человеческой душевно-физической сущности.
Помещение святых мощей — невидимая нить, которая соединяет храм земной с храмом небесным
Когда в антиминс помещаются святые мощи, многие священники находят в этом процессе ощущаемую нить, связывающую храм земной с храмом небесным. Земное православное воинство сближается с Божьим благословением в одну часть — Тело Христово.
В Нем Христос, Пресвятая Богородица с Ангелами небесными находятся с нами в одном великолепном славословии любви, чем является Божественная Литургия.
Когда антиминс освящается, над ним проводятся такие же священные действия, какие бывают и над св. престолом. Например, проводятся такие же обряды, произносятся те же слова и молитвы, исполняются аналогичные песнопения.
Особенности использования
Антиминс находится в храме, на престоле. Во внебогослужебное время его заворачивают в плат – илитон
, который защищает эту святыню от загрязнения. Илитон символизирует сударь – головной плат, который был надет на Спасителя при погребении. До XVII века этот обычай практиковался в Греции, в России же антиминс хранили в развернутом виде, прикрепленным к престолу или к его облачению.
Прикасаться к антиминсу имеет право только лицо, облеченное священным саном: архиерей, священник или диакон. При этом диакон должен быть в полном облачении, а священник или архиерей – в поручах и епитрахили.
Антиминс используется при совершении Литургии: на него в положенный момент службы ставят потир и дискос.
Непременная принадлежность при антиминсе – специальная антиминсная губка
, которой с него собирают крошки освященной просфоры.
В особых обстоятельствах на антиминсе можно совершать богослужение при отсутствии престола и даже храма. Так, в годы гонений на веру некоторые священники служили Литургию в домашних условиях и даже на природе. «Известие учительное»
– старинный текст, регламентирующий службу, указывает, что при опасности разрушения храма во время уже начатой Литургии (например, при землетрясении) священник может вынести из алтаря антиминс и священные сосуды и закончить службу в безопасном месте.
Илитон выполняет практическую функцию: упавшие на него частицы легко убираются
Сосуды для Причастия стоят на антиминсе поверх илитона, который разворачивают лишь для совершения литургии
Илитон — льняной или шелковый богослужебный плат красного цвета, который хранится на «святом столе». Не случайно выбран именно этот цвет. Он символизирует кровь Иисуса Христа, пролитую за людей. Илитон необходим для того, чтобы обертывать антиминс.
Илитон разворачивают лишь в процессе Божественной Литургии. Также на нем находятся сосуды с освящаемыми Святыми Дарами (евхаристическими хлебом и вином).
Илитон для антиминса должен быть больше по размеру и обязательно освящен архиереем.
Использование илитона для богослужения заключается в том, что он расстилается на «святом столе» незадолго до установления на него Святых Даров и складывается обратно в тот момент, когда в завершении литургии Евхаристические Дары убирают с престола.
Таким образом, выражается благоговение к Святым Дарам. Простирание илитона имеет также практическую направленность. Например, если частицы Святых Даров упадут с богослужебного сосуда они останутся на илитоне и их можно будет легко собрать, и дьякон в конце службы может их использовать.
Ткань для производства илитона используется преимущественно темно-красного или багрового цвета, с целью легкого обнаружения на ней светлых частиц.
Красный цвет илитона ассоциируется с кровью Спасителя, которую он пролил за людей
Православная энциклопедия
антиминс
(в переводе с греческого означает «вместо престола») платок с зашитыми в него частицами мощей, на котором совершается литургия. Антиминс освящает архиерей особым чином. Обычно он имеет четырехугольную форму, а шьют его из шелка или льняной ткани. На антиминсе имеются изображения положения в гроб Господа Иисуса Христа после того, как Он был снят с креста, и всех четырех евангелистов. Пока идет литургия, антиминс лежит на престоле. Когда священнодействие заканчивается, его заворачивают в илитон. Современный антиминс появился в результате раннехристианского обычая совершать литургию на могилах или гробницах святых мучеников. Позднее число храмов увеличилось, а в престол каждого из них стали вкладывать частички мощей. Затем – в VIII–IX веках – появился обычай вшивать частицы мощей в материю и полагать ее поверх престола.
В церквях Греции вшивают святые мощи мучеников в антиминс
В Греческой Церкви остался обычай вшивать святые мощи мучеников в антиминс, а также использовать его от Правящего Иерея, чтобы провести службу в церкви с неосвященным престолом.
Платы, которые использовались в греческих церквях, производились, как сказал Симеон Солунский, из льна, на краях имели рисунки с изображением евангелистов и надпись: «жертвенник святого, имя рек, священнодействовавшего от патриарха, имя рек, месяца коего и в лето кое».
Изготовление, сохранение и передача антиминсов являлись обязательством, как прозвали в народе, «начальника антиминсов».
В западных странах православной традиции роль антиминса выполняет корпорал, обычно выполненный из белой ткани.
Корпорал
аналог антиминса в православной традиции стран Запада
Антиминс является многозначительной деталью совершения Божественной Литургии в православном мире, и на протяжении многих столетий эта традиция сохраняется, хоть и претерпела некоторые изменения.
Несмотря на это некоторые духовенства считают использование плата, вместо литона, неправильным.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Применение в православной традиции
Изначально антиминс использовался в качестве альтернативы традиционному престолу: особенно актуально это было в те времена, когда первые христиане молились тайно и не имели возможности строить храмы, в которых они могли бы проводить полноценные богослужения, соответствующие всем канонам.
В Церкви использование антиминса стало обязательным с 1675 года
На Руси антиминс тоже часто использовали вместо престола, пока на одном из Соборов в 1675 году не было принято решение о совместном использовании престола и антиминса. С тех пор антиминс занимает свое место на престоле рядом с Евангелием. В те времена, когда плат не нужен для проведения церковной службы, его заворачивают в илитон.