Псалом 131 «Помяни, Господи, Давида и всю кротость eго»


Текст молитвы псалом 131

На церковнославянском языке

Песнь степеней

1 Помяни, Господи, Давида и всю кротость eго:

2 яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю:

3 аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея,

4 аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима,

5 дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю.

6 Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы.

7 Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его.

8 Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея.

9 Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются.

10 Давида ради раба Твоего не отврати лице помазаннаго Твоего.

11 Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем.

12 Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем.

13 Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе.

14 Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и.

15 Ловитву eго благословляяй благословлю, нищыя eго насыщу хлебы,

16 священники eго облеку во спасение, и преподобнии eго радостию возрадуются.

17 Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему.

18 Враги eго облеку студом, на немже процветет святыня Моя.

На русском языке

Песнь ступеней.

1 Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его,

2 как поклялся он Господу, дал обет Богу Иакова:

3 «Не войду я в шатёр дома моего, не взойду на устланное ложе моё,

4 не дам сна очам моим, и векам моим – дремоты, и покоя вискам моим,

5 пока не найду места Господу, обители Богу Иакова!»

6 Вот, мы услышали о ней в Ефрафе, нашли ее на равнинах дубравных,

7 войдём в обители Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его.

8 Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей, –

9 священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются.

10 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.

11 Клялся Господь Давиду в истине и не отречётся от неё: «От плода чрева твоего посажу на престоле твоём;

12 если сохранят сыны твои завет Мой и эти свидетельства Мои, которым научу их, и их сыны до века будут сидеть на престоле твоём».

13 Ибо избрал Господь Сион, назначил его в жилище Себе:

14 «Это покой Мой во век века, здесь поселюсь, ибо Я избрал его.

15 Добычу его благословением благословлю, нищих его насыщу хлебом,

16 священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.

17 Там возращу рог Давиду, приготовил Я светильник помазаннику Моему:

18 врагов его облеку стыдом, а на нём расцветёт святыня Моя.

Краткое пояснение

Одна из кафизм Псалтири, 18-я, состоит ровно из 15 коротких песнопений, которые называются «Песнями восхождения» или «степеней». 131 псалом составляет по счету тринадцатую из них.

Это интересно: Пастух и псалмопевец царь Давид

Чему посвящено песнопение

У толкователей нет единого мнения о том, что представляют собой эти краткие тексты, включая 131-й.

  • Многие средневековые авторы (свт. Феофилакт Болгарский, свт. Иоанн Златоуст, другие) пишут, что эти песнопения созданы в вавилонском плену и повествуют о долгом пути евреев к возвращению на родину, к Иерусалиму.
  • Есть также мнение, что это – песнопения богослужения Иерусалимского храма: священники, восходя к святилищу, поднимались ровно по 15 ступеням (по-славянски также – «степеням»), на каждой из которых пелся определенный псалом, из которых 131 исполнялся на 13-й.

Нет ясности и относительно авторства 131-го. Песнопение могло быть создано:

  • Соломоном, строителем первого храма Истинному Богу, упоминающим здесь об отце, св. Давиде;
  • иудеями, находившимися в вавилонском плену; это могли быть священник Ездра, или пророки Аггей, Малахия, либо неизвестные авторы.

Полезные материалы

Основные темы

Традиционно толкователи выделяют несколько смыслов. Первый связан с историческим событием возведения храма в Иерусалиме, второй – пророческий, о временах Нового Завета, третий связан с духовной жизнью.

«Место покоя»

Историческое событие, о котором идет речь – возведение храма, готовиться к чему начали еще во времена Давида. Писание повествует, что он болезненно переживал отсутствие постоянного места для Ковчега Завета, приводя слова, сказанные им прор. Нафану:

«Вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром» (2 Цар. 7:2).

Так святой не только не превозносился высоким положением властителя, но радел о славе Божией. Исполнением намерения царя становится строительство храма, о котором Сам Господь говорит: «Се покой Мой, зде вселюся».

Слово о Христе

Византийский толкователь песнопения Евфимий Зигабен говорит о том, что слова «воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея» относятся к Иисусу Христу и Богородице, Которая может пониматься под «кивотом», как именовали Ковчег Завета. А некоторые толкователи, указывают, что слова «поклонимся подножию ногу Его» означают не только собственно Ковчег, но еще Крест, на котором распят Спаситель. Это же понимание, как пишет духовный писатель XIX в. еп. Виссарион (Нечаев), сохраняется богослужением, ведь псалом – 3 антифон праздника Воздвижения:

«Святая Церковь псаломскими словами входного стиха приглашает нас превозносить хвалами распятого за нас Христа Бога нашего и поклоняться Ему с мыслью о Голгофе, которая была местом Его распятия и таким образом сделалась подножием Его ног, пригвожденных ко Kресту».

«Вся кротость» Давида

Первые слова песнопения стали своего рода нарицательными для многих верующих, применяющих их к своей жизни. Это понимание восходит, например, к толкованию византийского автора Евфимия Зигабена:

«Кротостью же называет непамятозлобие и долготерпение Давида к Саулу и сообщникам его, также к Семею, поносившему его и многим другим. Иудеи упоминают здесь об одной кротости Давида: потому что Давид особенно усовершился в сей добродетели, хотя посредством сей добродетели открываются и прочие совершенства Давидовы. Вспомни, говорит, Господи, Давида—сего кротчайшего мужа, который кротостью благоугодил Teбе».

Прот. Олег Стеняев в проповеди на псалом на портале «Экзегет» 30 января 2022 г. говорит, что Давид по справедливости называется другом Божиим, угодным Ему.

История написания

Царь Давид, отец Соломона, был простым пастухом, но Богом был венчан на царство. В историю он вошел, как человек праведный, хотя не раз совершал грехи и был за них наказан. Путь Давида был труден, но он никогда не оставлял Господа. Он перенес Ковчег Завета, или Кивот Завета согласно Библии, в скинию. Псалом 131 написал царь Соломон, чтобы получить благословение Господа перенести Кивот Завета в новый храм, который был восстановлен при нем, из скинии, созданной его отцом.

В тексте псалма 131 чувствуется то же беспокойство, которое испытывал царь Давид, моля о перенесении Кивота Завета – величайшей святыни еврейского народа. Эта же тревога сквозит в словах, относящихся к восстановлению храма, который должен стать домом для Господа, куда каждый верующий может прийти в поиске благословения и помощи.

Для чего читают псалом 131?

Несмотря на то, что песнь была написана, как просьба о благословении, псалом 131 читают для поиска защиты и помощи в разных ситуациях. К тексту молитвы обращаются люди, которые ищут поддержки и защиты, целые народы, страдающие от нападок врагов, молят Господа о спасении с помощью этой молитвы.

В церковных службах принято исполнять молитвы в старославянском переводе, но дома разрешается читать псалом 131 на русском языке. Молитвы читают ежедневно до тех пор, пока просьба не будет услышана и исполнена. Строгих правил для чтения молитв нет, слова допускается менять, но важно сохранять смысл текста. Главное, чтобы молитва была искренней и честной, отражала мысли верующего и просьбу.

Толкование

Чтобы понять толкование псалма 131, следует разобрать смысл отдельных стихов:

  • Стихи 1-5 – царь Давид сильно переживал из-за отсутствия в Иерусалиме достойного дома для Господа и святыни еврейского народа, Ковчега Завета. В этих строках упоминаются старания Давида отыскать подходящее место, чтобы построить там скинию.
  • Стих 6 – город Ефраф располагался недалеко от Иарима, что с еврейского означает «лес». Именно оттуда в Иерусалим царь Давид перенес Ковчег Завета.
  • Стих 7 – считается, что у Кивота Завета присутствовал сам Господь, поэтому кланялись не только святыни, но и в ноги Богу.
  • Стих 8 – для Господа возвели храм, который для него должен стать местом покоя, а Ковчег Завета называли ковчегом могущества потому, что его брали на важные сражения, как источник божественной силы и проведения.
  • Стих 9 – священники живут по воле Божьей, неуклонно следуют ей, поэтому говорят только правду.
  • Стихи 10-12 – упоминание о праведном царе Давиде, который обещал Господу стать началом непрерывного ряда царей, и все они также станут верны Богу. Когда потомки Давида отступили от Божьих законов, царский род прервался.
  • Стихи 13-14 – Господь избрал Иерусалим своим пристанищем, назвал его святым городом, который стал источником мира и покоя.
  • Стихи 15-18 – силы и богатство идут не из борьбы и сражений, а от Божьей милости, которая дарует спасение и защиту. Автор обещает дать отпор язычникам, продолжить путь, который был начат царем Давидом.

(5 оценок, среднее: 3,40 из 5)

Псалом 131 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 131

Толкование Псалма 131

Этот псалом поначалу (стихи 1-5) звучит как молитва-напоминание всего израильского сообщества Господу относительно того, как “сокрушался” царь Давид и как клялся он найти достойное место, где бы мог постоянно пребывать ковчег завета, великая святыня еврейского народа. В стихе 7 – слова, сопутствовавшие шествию к храму для богопоклонения, в стихах 8-10 – продолжение молитвы. В последней части псалма (начиная со стихом 11) напоминание (как бы в ответ на молитву в стихе 1-5) звучит уже в адрес израильского сообщества.

Трудно судить о времени и обстоятельствах написания Пс. 131. Приведем два существующих на этот счет предположения. Псалом мог возникнуть как молитва возвратившихся из изгнания евреев, которых глубоко занимала мысль, исполнит ли Бог Свои обещания Давиду, в первую очередь те, которые касались вечного правления дома Давидова и поклонения в духе праведности на Сионе. Это предположение не вполне, однако, согласуется со стихом 10.

Об этом и о втором предположении ниже, в тексте толкований.

А. Вспомни, Господи, Давида (131:1-5)

Пс. 131:1

. Тема псалма вводится горячей мольбой к Господу “вспомнить Давида”. Возвращенцами из Вавилона жизнь Давида и вся его деятельность на израильском престоле воспринимались очень обостренно – ведь он был царем, которому народ обязан был созданием центра богопоклонения на Сионе.

Пс. 131:2-5

. Здесь молитве сосредоточена на “напоминании” о клятве Давида “не успокоиться” до тех пор, пока не возведет жилища Господу (Сильному Иакова; стих 5). Может быть, подразумевается желание Давида построить храм (2-Цар. 7), свидетельствовавшее о великом благочестии этого человека, с которым Господь заключил завет.

Следует заметить, что для еврейского сообщества времен Ездры и Неемии Давидов завет значил не меньше, чем Авраамов завет для Моисея. Молитвенная часть Псалма 131 в устах паломников послепленного периода могла звучать как призыв к Богу исполнить данные Им обещания – в то время, когда исполнение их было, казалось, под угрозой срыва.

Б. Поклонимся… (131:6-10)

Тон псалма меняется; псалмопевец передает ощущение сообщества, что на молитву будет отвечено.

Пс. 131:6-8

. Поющие вспоминают, что слышал о ковчеге (стих 8); в стихе 6 названы два места на земле Кириафиаримской (о Ефрафе также в Быт. 35:16,19; 48:7; так в глубокой древности назывался Вифлеем и территория вокруг него). В Кириафнариме ковчег находился 20 лет (1-Цар. 7:1-2), пока царь Давид не перенес его оттуда на Сион (2-Цар. 6).

“Подножием ног Его” (стих 7) назван ковчег, крышка которого служила местопребыванием невидимого Господа, Его земным троном. В том же значении следует понимать места покоя в стих 8. Здесь же ковчег назван “ковчегом могущества”, потому что в битвах левиты несли его перед сражающимися евреями; ковчег символизировал силу и победоносность Божии.

Пс. 131:9-10

. При более точном прочтении 1-ая часть стиха 9 должна звучать так: Священники Твои да облекутся правдою; другими словами, это молитва о том, чтобы священники провозглашали в народе правду Божию (закон Его) и учили ей народ. В англ. переводе Библии стоит не “правдою”, а “праведностью”; впрочем, оба значения близки друг другу: блюдущие праведность священники должны подавать соплеменникам пример достойном жизни в согласии с законом. “Святыми”, которые да возрадуются, назван в стихе 9 весь еврейский народ.

Обратимся к стиху 10. Упомянутый тут “помазанник” нелегко ассоциируется с самим Давидом. Скорее стих звучит так, как если бы кто-то из его преемников просил Господа “не отвратить” (не отвергнуть) его, тоже помазанника, ради Давида. Исследователи Библии, рассматривающие Пс. 131 как молитву, возникшую в после пленный период, высказывают предположение, что автором псалма была заимствована древняя народная молитва о Давиде, относившаяся к тому времени, когда он утверждал на Сионе центр богопоклонения, и применена к “нуждам” после пленного времени: паломники, таким образом, просили Бога этими древними словами, чтобы обещания, данные Давиду, Он исполнил на них.

Существует, однако, и такое мнение, что Псалом 131 был написан царем Соломоном по случаю перенесения ковчега в храм. Разделяющие его видят в стихе 1 “напоминание” преемника Давида о нем Господу. Но кто бы и при каких обстоятельствах ни написал этот псалом, в послепленное время, из уст возвратившихся в обетованную землю, он мог звучать именно как мольба к Богу благословить исполнением обещаний, данных Давиду, потомков его.

В. Клялся Господь… (131:11-18)

Пс. 131:11-18

. В этих стихах запечатлено откровение от Господа Давиду, или клятва Его ему (названа “истиной, от которой Бог не отречется”) во веки сохранить на престоле Давидовом его потомков (стих 11; сравните Пс. 88:3-4,27-29,35-37), если они не формально, но от сердца будут сохранять завет с Богом и чтить откровения Его (стих 12). История еврейского народа – живая иллюстрация непреложности этого обетования: хранивших Ему верность преемников Давида Господь благословлял на их престоле. Но отступничество приводило и привело (взяв верх!) к печальным результатам.

Как ненарушимые в будущем звучат, однако, слова в стихах 13-14: Ибо избрал Господь Сион… “Это покой Мой на веки, ибо Я возжелал его”. В стихах 15-16 Господь говорит о грядущих всесторонних благословениях Иерусалима (Сиона). Заключительная часть Пс. 131 носит мессианский характер. Светильник (стих 17) был непременной принадлежностью скинии. Здесь это образ неугасимости династии Давида (сравните 2-Цар. 21:17; 3-Цар. 11:36). Под “помазанником” в стихе 17 понимается в первую очередь сам Давид, затем каждый из преемников его и, наконец, Мессия, Христос: это Он победит всех врагов Своих, и венец его… будет сиять… на нем.

Рог (стих 17), символизирующий силу вообще, символизирует на страницах Библии и сильных правителей (Дан. 7:24). Здесь Бог говорит, что “возрастит рог Давиду”. Возможно, именно это место имел в виду Захария, отец Иоанна Крестителя, в своей молитве (Лук. 1:69). В целом это образ “отрасли Давидовой” (Иер. 23:5; 33:15; Зах. 3:8; 6:12), Царя-Мессии.

Псалом 131 подтверждал таким образом надежду на то, что как бы ни складывались обстоятельства на протяжении истории Израиля, Бог Свои обещания ему исполнит.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]