Религиозное самобичевание — путь «идеального» мусульманина?

Для метафорического значения см. Самоуничижение.

Дальнейшая информация: Бичевание § Как религиозная практика

Эта статья поднимает множество проблем.

Пожалуйста помоги
Улучши это
или обсудите эти вопросы на
страница обсуждения
.
(Узнайте, как и когда удалить эти сообщения-шаблоны)

В нейтралитет этой статьи оспаривается

. Соответствующее обсуждение можно найти на страница обсуждения. Пожалуйста, не удаляйте это сообщение, пока условия для этого выполнены.
(Октябрь 2015 г.)(Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения)

Эта статья ведущий раздел не адекватно подвести итог ключевые моменты его содержания

. Пожалуйста, подумайте о расширении интереса до предоставить доступный обзор обо всех важных аспектах статьи.
(Октябрь 2015 г.)

Эта статья нужны дополнительные цитаты для проверка

. Пожалуйста помоги улучшить эту статью к добавление цитат в надежные источники. Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален.
Найдите источники:
«Самобичевание» – Новости
·
газеты
·
книги
·
ученый
·
JSTOR
(Октябрь 2015 г.)(Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения)

(Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения)
Самобичевание

это дисциплинарная и религиозная практика порка использовать кнут или другие инструменты, причиняющие боль.[1]

В католицизмсамобичевание практикуется в контексте доктрины умерщвление плоти и рассматривается как духовная дисциплина.[2] Часто используется как форма покаяние и предназначен для того, чтобы бичевавший участвовал в страданиях Иисуса, обращая свое внимание на Бога (ср. Христианская молитва

).[3][4][5]

Основные религии, практикующие самобичевание, включают: христианство, Иудаизм, и Шиитский ислам. В ритуал практиковался среди членов нескольких египетских и греко-римских культов.

Обзор

Эта секция не цитировать любой источники

. Пожалуйста помоги улучшить этот раздел к добавление цитат в надежные источники. Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удаленный.
(Август 2022 г.)(Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения)

Боль и страдание всегда были важной частью понимания религии. Практики, вызывающие боль, смогли выйти за пределы множества различных религий и культур. Хотя методы, используемые для причинения этой боли, могут быть разными, причины этого особенного ритуала кажутся очень похожими. Распространенная цель самобичевания — это желание подражать определенному пророку. Еще одна основная причина этого ритуала — представление о том, что боль заставляет зло выходить из тела. Самобичевание часто рассматривалось как форма наказания и покаяния. Несмотря на ужасный характер этого ритуала, во многих культурах он ассоциируется с искуплением и чистотой. Хотя он появился много веков назад, это все еще ритуал, который существует сегодня во многих частях мира.

Что же делать?

Во-первых, сделать видимым это самобичевание. Выписать все то, что говорит вам внутренний голос по этому поводу. Увидеть его со стороны – и возразить ему с позиции милости.

Ввести Бога в систему. Сесть и начать письменно размышлять над тем, почему, собственно, это грех (и грех ли это). Почему Богу важно, чтобы я этого не делала, а поступала по-другому. Иногда на этой стадии выясняются неожиданные вещи вроде недовольства Богом, что Он не обеспечил мне необходимые условия для того, чтобы не грешить, поэтому не может теперь с меня спрашивать. И тут же становится понятно, что те условия во многом зависят от меня. Я могу расти и развиваться в сторону того, чтобы эти условия появились. Так ко мне возвращается ощущение своей силы и способности на что-то влиять. А значит, изменить свой путь и принести достойные плоды покаяния.

Посмотреть на грех, как на внешнюю силу, и попробовать определиться не только с отношением Бога к этому поступку, но и со своим собственным. Грех хочет, чтобы я поступал так-то и так-то – а что я думаю об этом? Согласен ли я так поступать, нравится ли мне так поступать? Как грех соблазняет меня, в каких обстоятельствах? Что я могу этому противопоставить?

христианство

Основная статья: Умерщвление плоти
Магдараме
(кающиеся) во время Страстная неделя на Филиппинах

На протяжении многих лет, христианство сформировал постоянную традицию вокруг доктрины умерщвление плоти, от самоотречения, ношения рубашек и цепей, поста и самобичевания с использованием дисциплина.[6] Многие христиане используют отрывки из Библии, чтобы оправдать этот ритуал. Например, некоторые толкователи утверждают, что утверждение Св. Павла: «Я наказываю мое тело» относится к нанесению самому себе телесного бичевания (1 Коринфянам 9:27).[7] Есть много выдающихся христиан, которые практиковали самобичевание. Мартин Лютер, протестантская Реформатор, регулярно практиковал самобичевание как средство умерщвления плоти.[8] Точно так же Конгрегационалист писатель Сара Осборн также практиковал самобичевание, чтобы «напомнить ей о ее продолжающемся грехе, разврате и мерзости в глазах Бога».[9] Это стало «обычным явлением» для членов Трактатор движение внутри Англиканская община практиковать самобичевание с помощью дисциплина.[10]

Исторически говоря, в 11 веке Питер Дамиан, бенедиктинец Христианский монах в римско-католической традиции учили, что духовность должна проявляться в физической дисциплине; он увещевал тех, кто стремится следовать за Христом, практиковать самобичевание в течение времени, которое требуется для произнесения сорока слов. Псалмы, увеличивая количество бичеваний в праздничные дни Христианский календарь.[3] По Дамиану, только те, кто разделял страдания Христа, могли быть спасены.[3] На протяжении всей христианской истории умерщвление плоти, при котором человек отказывается от физических удовольствий, обычно сопровождалось членами духовенства, особенно в христианских монастырях и женских монастырях. Самобичевание применялось как форма наказания как средство наказания непослушного духовенства и мирян.[11]

В 13 веке группа католиков, известная как Флагелланты, довел эту практику до крайности. Например, это стало способом борьбы с чумой путем смягчения последствий с помощью божественного. Позже флагелланты были осуждены Римско-католической церковью как культ в 14 веке.

Этот ритуал также был найден в 16 веке. Япония. Японцы того времени, обращенные в христианство Иезуит миссионеры, как сообщалось, сочувствовали Страсти Христовы, и они с готовностью практиковали самобичевание, чтобы показать свою преданность. Самые ранние записи о самобичевании новообращенных японцев появились в 1555 году в регионах Bungo и Hirado в Кюсю.[12] Эти японские христиане носили терновые венцы и кресты на спине во время процессии, ведущей к месту, которое они обозначили как Гора Креста.[13]

Самобичевание. Пенитентес, Сержипи-Бразилия, 2002 г. Фото Гай Велозу

Христиане приводят различные причины для выбора самобичевания. Одна из главных причин — подражать страданиям Христа во время его Страстей. Поскольку перед распятием Иисуса били плетью, многие считают, что порка — это способ быть ближе к Иисусу и напоминание об этой порке.[14] Многие ранние христиане считали, что для того, чтобы быть ближе к Богу, нужно буквально страдать через боль Христа.[15] Святой Павел также упоминал о нанесении телесных повреждений, чтобы почувствовать себя ближе к Богу в своих письмах к Римляне и к Колоссянам.[16]

Самобичевание также рассматривалось как форма очищения, очищающая душу как покаяние за любые мирские потворства. Самобичевание также используется как наказание на земле, чтобы избежать наказания в следующей жизни.[17] Самобичевание также рассматривалось как способ контролировать тело, чтобы сосредоточиться только на Боге. Порывая себя, можно отвлечься от мирских удовольствий и полностью сосредоточиться на поклонении Богу.[18] Самобичевание также используется, чтобы поблагодарить Бога за то, что он ответил на молитву или вел машину. злые духи от тела (ср. Экзорцизм в христианстве

).[19] Популярность самобичевания снизилась, и некоторые благочестивые христиане решили практиковать умерщвление плоти такими действиями, как голодание или воздержание от удовольствия (ср.
Постная жертва
).[20]

В христианской традиции ведутся споры о том, приносит ли самобичевание духовную пользу, причем некоторые религиозные лидеры осуждают эту практику, а другие, например, Папа Иоанн Павел II, попрактиковавшись в самобичевании.[21] Люди, которые самобичевают, верят, что им нужно духовно разделить страдания Иисуса, и продолжают эту практику как публично, так и в частном порядке.[22]

Самобичевание и покаяние – в чем разница?

Евангелие от Матфея, глава третья
1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской 2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. 3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. 4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. 5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему 6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. 7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 8 сотворите же достойный плод покаяния 9 и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. 10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. 11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; 12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. 13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. 14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? 15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда допускает Его. 16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. 17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Иудаизм

Другая религия, которая участвует в самобичевании, — это иудаизм. Еврейская община практикует самобичевание как способ установить высокие моральные стандарты.[23] Многие религии верят, что боль и страдания ведут к спасению и чистоте. Вовремя Средний возраст, Мужчины-евреи практиковали самобичевание накануне Йом Кипур. Такие отрывки, как «это будет для вас священное собрание; и сокрушите души ваши »(Левит 23:27) использовались для оправдания этих действий. Они использовали кнуты себе по спине 39 раз.[24] Чтобы поместить это в контекст, Норман Тоби Симмс объяснил: «Понимание того, что означает этот вид коллективного кровопролития и как оно действует в центре цивилизованного общества, — это одно дело — изучение антропологии культуры, истории религии, глубокий психологический анализ проблемных душ; видение того, как его можно использовать на многих уровнях сознательной и бессознательной симуляции / симуляции различными группами людей, стремящихся отрицать, откладывать, определять и переопределять свое место в истории, — это другое — исследование, подобное этому, с эстетической, драматические и остроумные цели ».[25]

Радость – ресурс для исповеди

— О каких ресурсах речь?

— Ресурс – это силы, время, внимание, здоровье, радость, желание что-то изменить.

— Радость? Обычно покаяние ассоциируется скорее с плачем…

— Радость – это та энергия, которую Господь дал душе с избытком. Это та энергия, которая в душе неисчерпаема. Душа живая непрерывно питает личность этой радостью.

Стоит солнышку утром посветить – и мы уже радуемся. Стоит птичкам запеть, первым листочкам развернуться в лопнувшей почке, стоит увидеть цветы, улыбки дорогих и любимых людей – и вот уже радость в душе просыпается, если только мы не «наступаем ей на горло».

Поэтому душа в нормальном состоянии стремится к радости непрерывно и постоянно и излучает эту радость.

Радость – это свет души, она из неё льётся по определению, поскольку Бог создал её такой. Бог есть Сам – любовь и благо, поэтому Его богоподобное создание – человек – радостен по своей природе. Это его духовная природа – радоваться.

Но мы себе радоваться не позволяем. Дети себе это позволяют, а вот мы, взрослые, не позволяем, поэтому для нас радоваться – уже задача. Вернуться к радости.

Фото: Александр Нестеренко

— А как радость способствует именно покаянию, изменению?

— Она даёт душе ощущение полноты жизни, цельности, а это как раз и есть необходимое условие для того, чтобы спуститься в глубины…

Вот когда человек плывёт и собирается нырнуть – ему надо сначала поднять голову повыше, вдохнуть глубоко, набрать воздуха, а потом нырнуть. Вот так же, чтобы нырнуть в глубины своего греха, надо немного поднять голову, посмотреть на солнце, порадоваться и – туда.

И плач нужен, но как следствие того, что я с горечью вижу свой грех. Но я не смогу видеть свой грех как чёрное на чёрном, мне обязательно нужен для этого белый фон.

А что служит этим белым фоном? Моё внутренне ощущение своей Богом данной природы, мой внутренний свет. И вот на фоне этого внутреннего света, той божественной благодати, которая дана моей душе изначально, а также по Его милости, я уже могу видеть свои поступки, оценивать их в этом свете.

Шиитский ислам

Занджерзани в Иране
Большая часть Шиллинг Сообщество шиитского ислама пытается подражать Имам Хусейн через самобичевание так же, как христиане пытались подражать Иисусу Христу. Это демонстрируется через публичное исполнение матам. Шиитский аналог христианского флагеланта назывался матамдар. Этот ритуал матам предназначен для подтверждения веры и взаимоотношений путем создания прочной связи между участниками через их общую религиозную преданность. Несмотря на жестокий характер этого ритуала, любовь и уязвимость, связанные с ним, делают его в основе своей положительным и утвердительным ритуальным действием.[26] Многие шиитские общины по всему миру ежегодно проходят массовые парады на День Ашура, вовремя траур Мухаррама, чтобы отметить Битва при Кербеле и мученичество Имама Хусейна. Во время этих парадов преданные бьют себя в грудь или режут себя лезвиями на цепях, называемых дзанджерзани. Хотя это редкость, некоторые шиитские общины бьют себя по спине цепями и острыми предметами, такими как ножи. Это происходит во многих странах, в том числе Индия, Пакистан, Ирак, Афганистан, Иран, Саудовская Аравия, Ливан, Соединенные Штаты,[27] и Австралия.

Самобичевание вызывает такие же споры в исламе, как и в христианстве. Был случай в Манчестере, Великобритания, где шиитская семья заставила своих детей самобичевать, что вызвало осуждение всей практики. Мусульмане ответили, что заставлять своих детей делать это неправильно, но практика, которую совершает согласный взрослый, не должна осуждаться, поскольку она важна для их веры.[28] Однако многие шиитские лидеры понимают, что эта практика, хотя и выполняется только во время Ашуры, — это еще одна вещь, которая может создать плохое представление о мусульманах. Некоторые лидеры рекомендовали сдавать кровь вместо самобичевания, чтобы пролить кровь в память о жертве Хусейна.[29]

Покаяние, исповедь, самоедство — в чем разница?

Если живой организм не развивается, он начинает деградировать. Если в комнате не убирать, то в ней станет пыльно. Если не наводить порядок в своих мыслях, то возникнет неконтролируемый хаос. Господь же наградил нас не только талантами, но и всеми необходимыми инструментами для того, чтобы духовно и личностно расти. И именно здесь нам на помощь приходят способность к покаянию и возможность участия в церковных таинствах.

На вопросы о покаянии и исповеди отвечает ректор Института христианской психологии священник Андрей Лоргус.

— Скажите, пожалуйста, в чём принципиальная разница между понятиями «покаяние» и «исповедь»?

Священник Андрей Лоргус

— Исповедь – это таинство, и результатом его является освобождение человеческой души от греха, а вот покаяние как предшествует Исповеди, так и сопровождает её. Это процесс, который совершается в душе в течение длительного времени.

Исповедь – венец покаяния, и это лишь его часть, по времени очень краткосрочная, но по значимости очень важная, Таинственная. И если об исповеди можно говорить как о таинстве, то о покаянии надо говорить как о духовном, психологическом процессе, событии, деятельности.

Не всякое покаяние включает в себя Исповедь, но без Исповеди мы не можем говорить об освобождении души от греха в мистическом и духовном смыслах.

Рекомендации

  1. Эбботт, Джеффри. «Бичевание». Encyclopdia Britannica. Последнее изменение 6 декабря 2016 г. Проверено 5 марта 2022 г. https://www.britannica.com/topic/flagellation.
  2. Ласки, Джек. «Бичевание». В энциклопедии Салем Пресс. Салем Пресс, 2022 г. https://search.ebscohost.com/login.aspx? Direct = true & AuthType = ip, sso & db = ers & AN = 87322148 & site = eds-live & custid = s8421408.
  3. ^ абc
    Фадж, Томас А. (20 октября 2016 г.).
    Средневековая религия и ее тревоги: история и тайна в другие средние века
    . Springer. п. 243. ISBN 978-1-137-56610-2 . В качестве оправдания умерщвления плоти Петр Дамиан утверждал, что только те, кто участвовал в страданиях Христа, могут быть причастниками обещания о том, что верные однажды унаследуют Царство Божье и тем самым присоединятся к Христу во славе.
  4. Иеремия, Кен (10 января 2014 г.). Христианская мумификация: интерпретирующая история сохранения святых, мучеников и других
    . Макфарланд. п. 92. ISBN 978-0-7864-8979-4 .
  5. Эбботт, «Бичевание».
  6. «Религия и ее унизительная история боли, причиненной самому себе». Times, The (Соединенное Королевство). По состоянию на 5 марта 2022 г. https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&AuthType=ip,sso&db=nfh&AN=7EH4162453671&site=eds-live&custid=s8421408.
  7. Тирни, Джон. «Бичевание». Католическая энциклопедия. Последнее изменение 1 сентября 1909 г. По состоянию на 5 марта 2022 г. https://www.newadvent.org/cathen/06092a.htm.
  8. Уолл, Джеймс Т. Безграничные границы: Америка от Христофора Колумба до Авраама Линкольна
    . Университетское издательство Америки. п. 103. Хотя он не пошел до тех целей, которые были у Лютера, включая даже самобичевание, методы ритуального соблюдения, самоотречения и добрых дел не удовлетворяли.
  9. Рубин, Юлиус Х. (1994). Религиозная меланхолия и протестантский опыт в Америке
    . Издательство Оксфордского университета. п.115. ISBN 9780195083019 . Во многих письмах своим корреспондентам Фишу, Энтони, Хопкинсу и Нойесу Осборн исследовала состояние своей души, искала духовного руководства среди своих затруднений и создала письменный форум для ее непрерывного самоанализа. Она культивировала сильный и стойкий дух евангельского унижения — самобичевания и самоистязания, чтобы напомнить ей о ее продолжающемся грехе, разврате и подлости в глазах Бога.
  10. Йейтс, Найджел (1999). Англиканский ритуализм в Викторианской Британии, 1830-1910 гг.
    . Издательство Оксфордского университета. п. 60. ISBN 9780198269892 . Самобичевание с помощью небольшого бедствия, известного как дисциплина, стало довольно распространенным явлением в трактаристских кругах и практиковалось Гладстоном среди других.
  11. Там же.
  12. Чунхён, Майкл Шин. «Страсть и бичевание в Японии шестнадцатого века». Возрождение и Реформация / Renaissance et Reforme 36, no. 2 (весна 2013 г.): 5. https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&AuthType=ip,sso&db=edo&AN=91750807&site=eds-live&custid=s8421408.
  13. Там же.
  14. «Почему некоторые католики бичевают себя?» BBC News, BBC, 24 ноября 2009 г., news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/magazine/8375174.stm.
  15. Гриффитс, Марк Д. «Самоповреждение с религиозной точки зрения». Psychology Today, Sussex Publishers, 4 мая 2022 г., www.psychologytoday.com/us/blog/in-excess/201705/religious-self-harm.
  16. Луч, Кристофер. «Как Папа Иоанн Павел II отнесся к самобичеванию?» Slate Magazine, Slate, 27 января 2010 г., slate.com/news-and-politics/2010/01/how-would-pope-john-paul-ii-have-gone-about-self-flagellating.html.
  17. Луч, Кристофер. «Как Папа Иоанн Павел II отнесся к самобичеванию?» Slate Magazine, Slate, 27 января 2010 г., slate.com/news-and-politics/2010/01/how-would-pope-john-paul-ii-have-gone-about-self-flagellating.html.
  18. «Почему некоторые католики бичевают себя?» BBC News, BBC, 24 ноября 2009 г., news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/magazine/8375174.stm.
  19. Гриффитс, Марк Д. «Самоповреждение с религиозной точки зрения». Psychology Today, Sussex Publishers, 4 мая 2022 г., www.psychologytoday.com/us/blog/in-excess/201705/religious-self-harm.
  20. «Почему некоторые католики бичевают себя?» BBC News, BBC, 24 ноября 2009 г., news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/magazine/8375174.stm.
  21. Эльфстрем, Карл. «Устаревшие религиозные ритуалы продолжаются в 21 веке». Монастырь Церкви Вселенской Жизни, 9 мая 2022 г., www.themonastery.org/blog/antiquated-religious-rituals-live-on-in-21st-century.
  22. Эльфстрем, Карл. «Устаревшие религиозные ритуалы продолжаются в 21 веке». Монастырь Церкви Вселенской Жизни, 9 мая 2022 г., www.themonastery.org/blog/antiquated-religious-rituals-live-on-in-21st-century.
  23. Францман, Сет. «Terra Incognita: еврейское самобичевание и отрицание ислама». «Джерузалем пост». Последнее изменение 14 сентября 2014 г. Проверено 5 марта 2022 г. https://www.jpost.com/Opinion/Terra-Incognita-Jewish-self-flagellation-and-Islamic-denial-375333.
  24. Гилад, Илон. «10 фактов, которые вы, вероятно, не знаете о Йом Кипур». Последнее изменение 10 сентября 2013 г. Доступ 2 апреля 2020 г. https://www.haaretz.com/jewish/10-things-you-didn-t-know-about-kippur-1.5332142
  25. Симмс, Норман Тоби. Маррано на Морадасе: тайные евреи и пенитенты на юго-западе Соединенных Штатов с 1590 по 1890 год. Иудаизм и еврейская жизнь. Бостон: Academic Studies Press, 2009. https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&AuthType=ip,sso&db=nlebk&AN=490665&site=eds-live&custid=s8421408.
  26. Раффл, Карен Дж. «Раны преданности: переосмысление Матама в шиитском исламе». История религий 55, вып. 2 (2015): 172–95. https://www.jstor.org/stable/10.1086/683065?seq=1#metadata_info_tab_contents.
  27. «Видео самобичевания ножами и цепями в мечети в Атланте, штат Джорджия, США». 2014.
  28. Казми, Надим. «Надим Казми: Почему самобичевание имеет значение для мусульман-шиитов». The Guardian, Guardian News and Media, 28 августа 2008 г., www.theguardian.com/commentisfree/2008/aug/28/religion.islam.
  29. «Что такое Ашура?» BBC News, BBC, 6 декабря 2011 г., www.bbc.com/news/world-middle-east-16047713.

Всегда ли полезно для духовного делания нравственное самобичевание?

Как известно, все люди, живущие земной жизнью, грешат, даже святые (1Ин.1:8). Некоторые грешат меньше, некоторые больше. Но и большие, и малые грехи, требуют покаяния. Вот почему покаянное укорение себя за грехи является одной из важнейших форм христианского делания.

Некоторые верующие, не осознающие себя погибающими грешниками, каются от случая к случаю. Такое состояние духа можно определить как беспечность.

Некоторые, наоборот, столь неумеренно сокрушаются даже и о незначительных проступках, даже и после их исповедания и прощения в Таинстве Покаяния, что доводят себя (а случается, что и своих ближних) до отчаяния. Такая форма сокрушения может быть охарактеризована не только как самобичевание, но и как самоедство. Как правило, она бывает связана с недостатком веры, недостатком надежды на благость и милосердие Божьи. Отчаяние — страшный грех, и если человек стоит на пороге отчаяния, ему непременно необходимо что-то в жизни менять.

Другое дело, когда сокрушение о грехах хотя и бывает глубоким, но переживается не в отрыве от Бога, а в Боге. Примеры такого рода сокрушения встречаем в псалмах, как то: «Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего» (Пс.37:9).

История монашеской жизни наполнена подобными примерами. Кроме того эта история знакомит нас и с такими случаями самобичевания, когда глубокое нравственное самоукорение сопровождалось физическими самоистязаниями. Однако эти самоистязания осуществлялись не без благословения опытных духовных наставников и имели высокую цель. «Многие отцы-святогорцы, — пишет по этому поводу митрополит Иерофей (Влахос),— измождали тело ударами , чтобы победить страсть и пребыть во Христе » («Знаю человека во Христе…»: жизнь и служение старца Софрония, исихаста и богослова).

Стадии

На слабой стадии самоедства индивид особо ничем себе не вредит. Он обвиняет себя во всех грехах, но в глубине души мечтает услышать слова поддержки, любви. Такая стадия самобичевания легко корректируется, причем самостоятельно, без помощи психолога.

Сильная стадия самобичевания характеризуется тем, что у человека пропадают позитивные чувства к самому себе. Он действительно считает только себя виновным в происходящем. Такие люди отличаются высокой степенью ответственности, педантичности и скрупулезности, но эти качества не помогают им в жизни.

Как выглядит критическая стадия?

При переживании критической стадии самоедства человек совершенно не видит в своей жизни положительных сторон. Он постоянно настроен на негатив, из-за этого терпит неудачу за неудачей. Состояние нервного напряжения негативно сказывается на здоровье.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]