Святой Кирилл Туровский (около 1130-1182) и его жизненный путь


Биография

Православный богослов и просветитель XII века Кирилл Туровский снискал славу как самоотверженный проповедник Божьего слова и обладатель глубоких церковных знаний. В его биографии сплелись и монашеское затворничество, и всенародные слава и доверие, возведшие его в сан епископа, и серьезная просветительская работа. Кирилл Туровский оставил после себя огромное литературное наследие: проповеди, притчи, молитвы. Все это и по сей день привлекает неподдельное внимание исследователей, открывающих новые грани духовного развития этой просветленной личности.

«Притча о белоризце человеце, и о мнишестве, и о души, и о покаянии»

Притчи Кирилла Туровского — это отдельный вид его творчества, в котором он активно использует аллегорию. Эта притча рассказывает о царе, который доверяет своим подданным во всем. Он не считает нужным держать во дворце оружие или защищаться от кого-то. Свободное время он проводит со своими советниками, веселясь и танцуя. Однажды в его городе происходит мятеж. Для того чтобы понять, в чем дело, царь выходит к своему народу, но так ничего и не понимает.

Один его советник предлагает пройтись к горе. Там странники обнаруживают пещеру, из которой льётся лунный свет, а вдали сидят нищий и его жена, которая поет чудным волшебным голосом. Рядом стоит некто прекрасный, кто угощает их вином.

Ниже идёт пояснение притчи: город – это сам человек, царь – разум, советники – ежедневые мысли, гора – монастырь. Когда герои подходят к горе, это означает, что они принимают Божий обет. Смысл притчи заключается в прославлении монашеской жизни.

Детство и юность

Просветитель Кирилл родился приблизительно в 30-е годы XII века в Турове. Сегодня этот древнейший город входит в состав Республики Беларусь, расположен в Гомельской области. Тогда же Туров являлся столицей одноименного княжества.


Портрет Кирилла Туровского / Почта Беларуси

Отец Кирилла, как пишут источники, был приближен ко двору князя и являлся человеком обеспеченным. Однако мальчик с ранних лет не выказывал интереса к материальным благам, напротив, стремился к познанию духовного начала, изучал жития святых, читал много церковных и богословских книг. Кирилл рано познакомился с наследием таких авторов, как Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский и других.

Туров в то время был культурным и религиозным центром, поэтому здесь царили передовые идеи духовной мысли. Будущий епископ получил надлежащее домашнее воспитание и образование: помимо церковных дисциплин, изучал языки, искусство, был подкован в музыке.

Слово «О мытарствах»

Какие простые, но мудрые вещи писал К. Туровский! Его стиль был понятен всем, потому что он использовал образы, доступные каждому. Как же грешники собираются терпеть вечный адский огонь, если не могут вытерпеть даже горячей бани? Как быть с ядом змия, если укус мухи или комара вызывает бурю негодования? В то время на земле Туровской большое влияние на людей оказывали языческие верования и приметы, против которых святитель Кирилл активно воевал. Он утверждал, что праведные христиане никогда не будут возносить хвальбы солнцу, ветру или поклоняться земле.

Служение

Кирилл рано пришел к решению посвятить жизнь Божьему служению. Но постриг не принимал до зрелого возраста, считая, что сначала должен постичь глубокие канонические знания. В 1161 году, как упоминают источники, Кирилл решился принять постриг в туровском Борисоглебском монастыре. Предварительно послушник отказался от богатого родительского наследства и навсегда оставил за порогом монашеской кельи радости личной жизни и мирских удовольствий.


Икона Кирилла Туровского / Википедия

Проведя годы в строгом послушничестве, Кирилл получает назначение настоятелем в обычный туровский монастырь, где стал осуществлять работу сродни образовательной – он делится собственными глубочайшими знаниями с молодыми монахами, дает советы, наставляет. Главное в философии Кирилла – «быть подобными ризе: по своей воле творить, пока ее не надели, а после уже не мыслить своего, даже если разорвут ее на тряпье».

Истинным духовным подвигом стало добровольное затворничество настоятеля Кирилла, который, желая еще больше приблизиться к Божьему таинству и усилить служение, уединяется в столпе (тесная башенная келья), где проводит дни и ночи в молитве. Именно в это время начинается его литературно-просветительская деятельность. В затворничестве Кирилл пишет большинство произведений – писаний, поучений и книг о духовной жизни.


Белорусская церковь Святого Кирилла Туровского в Лондоне, Англия / Википедия

Слава о мудром столпнике распространилась по всему Турову и за его пределами. К нему съезжались за советами как в мирских, так и в духовных делах. Все это привело к тому, что в 1169 году (так сообщает Ипатьевская летопись) по инициативе князя и поддержке жителей Кирилл был рукоположен в епископы Турова. Новый святитель много трудится, пребывая в ответственном сане: он умело управлял епархией, проводил многочисленные проповеди в храмах, заботился о благополучии паствы и церковной благодати.

Не обходилось без мудрого вмешательства Кирилла и в государственно-политических делах. Так, например, в 1169 году русская церковь оказалась в центре скандала: владимирский князь Андрей Боголюбский поставил в Ростове епископом некоего Феодора, который предпринял попытку отделиться от Киевской митрополии.


Церковь Святого Кирилла Туровского в Торонто, Канада / Википедия

Конечно, это вызвало возмущение со стороны киевского митрополита Константина – он потребовал убрать самозванца. В этом заявлении его поддержал и святитель Кирилл. Именно он стал главным разоблачителем «ереси» Феодора, которого впоследствии судили и предали казни. В сане главы епархии преподобный Кирилл пребывает до 1182 года, после чего удаляется от церковных дел и целиком посвящает себя духовно-творческой деятельности.

Слово «О книжном почитании»

Здесь Кирилл Туровский частично обращается к древней патристике. Он предупреждает всех и каждого об опасных книгах, которые могут направить в ложном направлении неискушенную душу. Он рассказывает об астрономии, сонниках, травниках и т. д. и призывает всех верующих людей отказаться от книг отреченных. Лучше всего и полезней будет читать святые книги в церкви, молиться и благодарить Бога за его дела. Святитель упрекает горожан за их постоянную торопливость, ведь они даже часу одного не могут всецело посвятить Господу Богу. Для того чтобы сердце воспринимало святые книги, очень важно побороть в себе самые страшные недостатки: гордость, гнев и пьянство. К. Туровский говорит о том, что если бы в церкви раздавали мед и пиво, то народ бы быстро нашел время для посещения святого места!

Литературная деятельность

Считается, что еще в период иночества Кирилл написал 3 знаменитых сочинения, в их числе – «Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового».


Список «Слова на Вознесение Господне» Кирилла Туровского / Жыве Беларусь

За годы творчества святителем Кириллом написаны десятки трудов: притчи про душу и тело, сказания, исповедальные молитвы, проповеди на церковные праздники. Все они объединены в масштабное богословское и литературное наследие, которое трудно переоценить, учитывая то, что написаны все сочинения в очень ранний исторический период. По сути, каждая книга Кирилла – памятник древнего литературного искусства. В большей степени это касается так называемых «слов» (до наших дней дошли 8 слов Кирилла Туровского) – молитв на каждый день для церковных служб.

Популяризации трудов святителя способствовало то, что он не использовал сплошь канонические тексты в своих произведениях, а позволял себе домысливать и дописывать евангельские сюжеты. К таковым относятся «Притчи о человеческой душе», «Слово о расслабленном», где он, образно говоря, создает обобщенный портрет человечества.


Книга Кирилла Туровского «Молитвы на дни пасхальной седмицы» / Википедия

Главное, на чем делает акцент автор в собственной литературной философии – проблема человека и его служения Господу. При этом Кирилл демонстрирует яркий талант художника слова, который заботится об интересе читателя, даря ему увлекательный сюжет и доступный слог.

Сочинения бывшего епископа пользовались такой популярностью и авторитетом, что включались в рукописные сборники вместе с творениями отцов Церкви. А сам он прозван «вторым Златоустом». О себе Кирилл смиренно говорил:

«Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных делах…».

Кроме того, исследователи отмечают и ораторское искусство, которым владел богослов.

О чем К. Туровский пишет?

Слова Туровского имеют определенную структуру. Писал он в основном о божественных праздниках. Было создано много слов, но не все сохранились до нашего времени. Ниже рассмотрим некоторые из них более детально. Отличительной чертой всех его проповедей является то, что в них Кирилл пишет о важности соединения веры и разума. Только это единство может вывести человека на новый уровень, позволить ему прикоснуться к Божественному. При этом единство веры и разума возможно только при условии высокой нравственности, которая является обязательным условием для каждого, кто ищет праведный путь.

Смерть

Святитель Кирилл Туровский скончался 28 апреля около 1183 года. В источниках нет информации о том, по какой причине произошла смерть богослова.


Памятник Кириллу Туровскому в Гомеле / Борис Мавлютов, Википедия

Он завещал похоронить себя рядом с почитаемыми учителями у церкви святителя Николы в Турове. Прославленного богослова, просветителя и духовного деятеля Русская православная церковь причислила к лику святых.

Слова

Кирилла Туровского называли Русским златоустом. Такое лестное прозвище поймёт каждый, кто хоть на пару страниц окунется в «Слова» епископа. Нельзя отрицать тот факт, что он обладал писательским даром, благодаря которому сумел передать лучшие свои мысли и побуждения в совершенной форме.

В «Словах» большое внимание уделяется теме спасения и религиозных праздников. Он рассказывает людям о том, как найти путь ко Христу, как спасти свою душу, как помочь своим близким пройти через испытания. Во спасении и только в нем он видит глубинную задачу человека на земле. Только через него (спасение) можно получить истинную Божью благодать и навсегда войти в Его Царствие. Человек рассматривается как венец творения — лучшее, что могло быть создано на земле. При этом у каждого свой пути и свои испытания. Для того чтобы доказать свое право на исключительное Господне творение, необходимо выполнить жизненную цель.

внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы по теме Кирилл Туровский
.
  • История Беларуси IX-XVIII веков: Жизнь
  • История Беларуси IX-XVIII веков: Произведения
  • Кирилл Туровский. [Собрание из 68 сочинений]. || По изд .: Мельнікаў А.А. Кірыл, епіскап Тураўскі. Жыццё, спадчына, светапогляд. 2-е выд., Мн., 2000. — Эл. версия: О.Лицкевич, 2002-2003 гг.
Авторитетный контроль
  • GND: 119122731
  • ISNI: 0000 0001 0991 7876
  • LCCN: n85083783
  • NKC: js2006312295
  • NTA: 073998478
  • SELIBR: 193594
  • VIAF: 78750243
  • WorldCat Identities: lccn-n85083783

Семья, ранние годы

Кирилл Туровский, биография которого начинается с 1130 года (даты рождения), всю свою жизнь никуда не переезжал из родного города Турова. Несмотря на то, что его родители были очень состоятельными людьми, богатство он не любил. Кирилла больше привлекали божественные книги, богословие.

Он получил отличное домашнее воспитание. Позже учился науке и искусству у греческих преподавателей. В совершенстве овладел старославянским и некоторыми народными диалектами. Отдельно обучался красноречию. Любил и хорошо знал византийскую культуру. Поэзию особенно уважал.

Слово «На Вербное Воскресенье»

Кирилл Туровский рассказывает людям о великом празднике для всего народа. В этом послании нет четких указаний или предписаний, а лишь изложение религиозных фактов. Святитель призывает народ прославить Христа, поклониться ему и попросить прощения за все совершенные прегрешения. Большое внимание уделяется смирению и приятию страданий («…умертвим телесные желания… Осанна в вышних!»).

К. Туровский вспоминает историю воскрешения Лазаря Христом, напоминая людям о чуде Божием. Чудеса Иисус творил среди иудеев, а спасение великодушно подарил язычникам. Также писатель напоминает, что именно после этого чуда народ признал в Иисусе Божьего сына.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]