За что отлучают от Церкви
Слово «анафема» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «отлучение». В церковной практике означает запрет христианину участвовать в жизни церковной общины и причащаться святых даров. Накладывается за самые тяжкие прегрешения:
- уклонение в ересь,
- раскол.
Провозглашается соборно в первую неделю Великого Поста во время особого чина, именуемого Торжеством Православия.
Торжество Православия
История происхождения термина и его употребление в Библии
Этимологически восходит к греческому слову «анатифими», то есть «возлагать», «накладывать», предавать кому-либо что-либо». В начальной своей сути — это жертва божеству, приносимая во исполнение обета. Упоминания анафемы впервые встречаем у древнегреческих авторов (Софокла, Гомера, Геродота) в трактовке «некоего предмета, используемого в качестве храмового подношения в дар богам».
Полезные материалы
В Библии, при переводе книги с греческого, слово «анафема» претерпевает искажение смысла и употребляется в значении «проклятие», «изгнание», «то, что подлежит уничтожению».
Если обратиться к каноническим текстам, в первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Кто не любит Господа Иисуса Христа,- анафема, маран-афа» (1 Кор 16. 22). То есть проклят до тех пор, пока «маран-афа» — Господь не придет и не решит участь грешника.
Интересный факт
В церковной практике в качестве термина слово «анафема» вошло в употребление в IV веке.
Анафема = проклятие? Неделя Торжества Православия
Открываем словарь С.И. Ожегова: «Анафема — проклятие (превонач. церковное проклятие, отлучение от церкви)». «Церковное проклятие»? Но разве могут проклинать христиане, о которых замечательно сказал Св. Григорий Богослов: «Если бы у нас кто спросил, что мы чувствуем и чему поклоняемся? Ответ готов: Мы чтим любовь»? Любовь, которая, как писал апостол Павел, «не мыслит зла», несовместима с проклятием. И христиане, а тем более Церковь, не может проклинать. Тогда в чем дело? Неужели в авторитетном словаре ошибка? Постараемся разобраться.
В греческом переводе Библии («Сертуагинте») слово «анафема» было использовано для обозначения чего-то проклятого, отверженного людьми. В этом значении слово «анафема» употреблено в 1-м послании апостола Павла Коринфянам: «Кто не любит Господа Иисуса Христа — анафема…» (1 Кор. 16:22).
Почему-то распространилось убеждение, что «анафема» значит предание сатане. Однако это неверно. Анафема — это не проклятие (хотя так написано и в словаре Даля), а отлучение от Церкви лиц, мысли и действия которых угрожают чистоте вероучения и единству Церкви. Это даже не столько осуждение отлучённого человека, сколько способ оградить остальных верующих от общения с ним и возможного соблазна пойти по внецерковному, неистинному пути. Своего рода профилактическая мера.
Подобная практика (отлучение от синагоги) существовала в иудаизме. В частности, ее применяли к христианам, потому что они признавали Иисуса Христом — Мессией.
Что касается словарных статей, дело в следующем. Сегодня мы воспринимаем проклятие как призвание на человека зла. А вот раньше слово «проклятие» было синонимом «анафемы» и обозначало как раз отлучение от Церкви. Хотя наряду с ним существовало и привычное нам значение глагола «проклинать» — «призывать на кого бедствия, желать кому зла» («Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля).
Почему мы заговорили об анафеме? Дело в том, что чин анафематствования непосредственно связан с Неделей Торжества Православия.
В 8-м в. в Византийской империи появились противники икон. Эти люди считали, что образы святых — то же самое, что языческие идолы. А молитва перед иконой — самое настоящее идолопоклонство. (И сегодня можно услышать мнение, будто христиане молятся иконе, а не святому перед его иконой. А ведь это большая разница!)
Естественно, христиане восстали против иконоборцев. Началась жестокая борьба. Спасая иконы, христиане рисковали жизнью. Но их ревность иногда переходила границы, и они были готовы растерзать противников икон. Противостояние было осложнено политической борьбой византийских правителей и вылилось в настоящую гражданскую войну.
Чтобы положить конец расколу в среде христиан, отцы церкви в 787 г. собрали VII Вселенский Собор и официально утвердили почитание икон. Однако еще почти целый век в отдаленных областях Византийской империи иконоборцы подвергали верующих гонениям. Конец противостоянию был положен 19 февраля 843 г., в первое воскресенье Великого Поста. В тот день в константинопольском соборе Св. Софии был отслужен праздничный чин Торжества Православия, почитание икон утвердили еще раз, а иконоборчество признали ересью. Теперь чин Торжества Православия служится в храмах в первое Воскресение Великого поста в память о победе над иконоборчеством и символизирует торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами
Византийская царица Феодора, в правление которой было восстановлено иконопочитание, объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!». Вероятно, с этим связано введение в службу чина анафематствования (отлучения от Церкви), а возможно, и восприятие слова «анафема» как «проклятия». Этот чин содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.
В православии анафема применялась после неоднократных попыток призвать согрешившего человека к покаянию.
Официальное провозглашение анафемы означало, что человек не может участвовать в таинствах, посещать церковь и претендовать на погребение по христианскому обряду. Поскольку анафема — не наказание, не клеймо на всю жизнь, тот, кого предали анафеме, может вернуться в лоно Церкви. Эта процедура состоит из покаяния (как правило, публичного) анафематствованного лица и вынесения решения о его прощении.
Чин Торжества Православия в России постепенно подвергался изменениям. В конце 15 века в него были включены имена предводителей ереси «жидовствующих». Когда контроль государства над Церковью усилился, анафеме стали предавать государственных преступников: Григория Отрепьева, Степана Разина, Мазепу. Мятежнику Стефану Глебову анафема была провозглашена уже не собором епископов, а императорским указом Петра I. Разумеется, анафеме предавали и еретиков, к примеру, старообрядца протопопа Аввакума. Со временем набралось около 4 тыс. имен преданных анафеме! И стало принятым перечислять названия ересей без упоминания еретиков, а вместо поминания имен государственных преступников появилась общая фраза о «дерзающих на бунт» против «православных государей».
До сих пор вызывает споры отлучение от Церкви Л.Н. Толстого. Через сто лет после этого события правнук писателя обратился к Патриарху с письмом, в котором просил снять с писателя анафему. Отлучение не было снято, и в ответе корреспондентам по этому вопросу Алексий II сказал: «Мы не отрицаем, что это гений литературы, но у него есть явно антихристианские произведения; вправе ли мы через 100 лет навязывать человеку то, от чего он отказался?»
Анафема Л. Толстого — свидетельство Церкви о том, что если человек по собственной воле выбрал внецерковный путь жизни, Церковь не может насильно заставить его вновь следовать по христианскому пути, то есть свобода выбора быть или не быть с Церковью сохраняется за человеком.
В современной жизни Православной Церкви анафема не провозглашается. Сегодня Неделя Торжества Православия — это прежде всего праздник победы истины.
https://www.taday.ru/text/98945.html
Что значит «предать анафеме»?
В светском понимании анафема выглядит как проклятие Церкви конкретному лицу. Это неверно, ибо церковь не проклинает, а отлучает от себя, причем тех, кто образом жизни, мышлением, действиями сам отрекся от христианских догматов и церковных правил. Церковь, объявляя анафему, открыто свидетельствует, что данный человек пребывает вне ее тела, лишен ее молитвенной заботы и попечительства. Суть наказания заключается не столько в формальном запрете участвовать в богослужениях и Таинствах, сколько в реальной потере благодати, праве на спасение и жизнь вечную.
Происхождение термина и его значение
Слово анафема пришло в нашу речь из греческого языка. Сперва оно означало “отлучение” от глагола ἀνατίθημι — “возлагать”, “откладывать”, то есть жертва или посвящение Богу по обету. Постепенно слово изменило свое значение, и стало обозначать изгнание, либо отлучение от общества, проклятие.
В просторечии под анафемой подразумевают проклятие, слово использовалось как бранное — анафема, анафемский.
В Православии под словом анафема понимают:
- чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Церкви;
- чинопоследование на праздник Торжество Православия с провозглашением анафемы еретикам и догматов веры, пением “Вечной памяти” усопшим и многолетия живым;
- анафема — публичное отлучение христианина от Церкви, запрет на участие в таинствах Церкви; извержение из членов Церкви.
Анафема — самое строгое церковное наказание, которое следует за тяжкие грехи против Церкви — уклонение в ересь, хулу на Церковь, сознательную нераскаянность в этих грехах. Решение о предании анафеме принимается соборно и в крайне редких случаях.
Человек, преданный анафеме, не принадлежит больше лону Церкви, он становится чужим для верных, отлучен от общения с Церковью и ее членами до тех пор, пока публично не принесет покаяние.
Многие понимают анафему, как церковное проклятие. На самом деле, Церковь не проклинает отступников, а призывает к покаянию виновных, это последний призыв одуматься. Анафема — это предание кого-то или чего-то в абсолютное владение. В церковном понимании, анафема — это передача христианина на Суд Божий. Церковь снимает с себя заботы о человеке, прекращает молитвы о нем, и передает его Богу. Объявление анафемы свидетельствует о том, что человек, хотя бы и называл себя христианином, таковым не является: его поступки, мироощущение, взгляды идут вразрез с церковными.
Возможно ли ее снять?
Несмотря на то, что анафема в отличие епитимьи имеет не временный характер, а постоянный, ее можно отменить. Для этого человек, преданный анафеме, должен принести публичное покаяние, искренне раскаяться в своих грехах. Согласно христианскому вероучению никто не может быть лишен права на спасение, ведь это противоречит основному закону христианства – любви к ближнему своему.
Вершить окончательный суд над людьми может только Высший Судья. Впрочем, взгляды на этот вопрос у католической и православной церквей расходятся. Если на Востоке анафема подлежит отмене, то на Западе этот акт окончательный и бесповоротный.
Может ли анафема быть снята
Анафема — не вечный приговор, ведь ее могут снять, причем не только при жизни, но и посмертно.
Отменить анафему могут в случае раскаяния человека. Разумеется, оно должно быть искренним. Кроме того, человек должен предоставить весомые доказательства того, что он пересмотрел свои взгляды.
Решение о снятии анафемы имеет право принимать только тот Собор епископов, которым оно было вынесено. Данное решение оформляется соответствующим образом и передается человеку, в отношении которого оно было вынесено.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
В каких случаях происходи анафематствование
Анафеме может быть подвергнут любой, кто намеренно искажает официальную религиозную доктрину или отвергает Церковь как институт власти, не признавая ее влияния над собой, но, тем не менее, сохраняя верность ее догматам. Это относится к еретикам, лжеучителям и раскольникам.
Анафема является высшей карой, а потому провозглашается только в крайних случаях. Ей всегда должна предшествовать попытка духовника убедить грешника в его неправоте путем наставления и приведения к покаянию.
Как снять анафему
Анафема не препятствует возвращению в Церковь и, следовательно, не преграждает путь к спасению. Если виновный признает свои заблуждения, он может покаяться и присоединиться к Церкви. Снятие анафемы — сложный юридический процесс.
Для того, чтобы возвратиться в Церковь, потребуется публично покаяться, обратившись для этого к тому органу церковной власти, который предал анафеме. Если виновный искренне раскаялся, выполнил наказание, не может причинить духовный вред другим членам Церкви, анафему снимут. Возможно снятие анафемы после смерти, что дает право на церковное поминовение усопшего.
Что такое анафема?
Отлучение от церкви во времена Вселенских Соборов
Анафематствование Нестория на III Вселенском соборе. Фреска Дионисия. 1502 г.
Как юридический вердикт анафема впервые выносится на Первом Вселенском соборе в IV веке пресвитеру Александрийской церкви Арию за распространение ереси о природе Святой Троицы. Позже другие Вселенские соборы упрочивают ее положение как церковного дисциплинарного взыскания, и уже в раннем средневековье окончательно закрепляется традиционная форма анафематствования: «Имярек да будет анафема». Пожалуй, самым известным примером провозглашения анафемы может служить VII Вселенский Собор, на котором отлучению от Церкви подверглись иконоборцы.
Взаимные отлучения 1054 года и раскол церквей на православную и католическую
Июль 1054 год. В храм Святой Софии в Константинополе входят папские посланники – легаты, возглавляемы кардиналом Гумбертом. Их цель – не молитва. В руках кардинала крепко зажата булла – документ, скрепленный свинцовыми печатями и содержащий обвинения в адрес тогдашнего патриарха Михаила Керуллария. Заканчивалось папское послание следующими словами:
«…Властью Святой и нераздельной Троицы, Апостольской кафедры, послами коей мы являемся, [властью] всех святых православных отцов Семи [Вселенских] Соборов и всей Кафолической Церкви, мы подписываем против Михаила и его приверженцев — анафему, которую наш преподобнейший Папа произнес против них, если он не опомнятся».
Папские легаты провозглашают анафему Патриарху Константинополя
Итак, папа Лев IX, три месяца как почивший в могиле, низложил константинопольского патриарха, а вместе с ним предал анафеме и всю Восточную церковь.
Ситуация сложилась двусмысленная, но Михаил Керулларий не захотел улаживать конфликт с новым папским преемником. Буквально через неделю он созвал в столице Византийской империи собор, на котором были анафематствованы легаты, среди которых будущий понтифик Стефан IX .
Анафема не распространялась на всю Западную Церковь, однако в народном сознаниизакрепилось мнение, что отлучению преданы все латиняне. То же касалось Запада – в их понимании каре подвергся весь Восток.
Этот конфликт привел к расколу единой Церкви на римско-католическую и греко-православную, положив начало взаимному отчуждению и вражде, которые лишь укреплялись с годами. Историки единогласно называют этот раскол Великим, хотя в жизнь тогдашних христиан он не внес каких-то существенных изменений: в вопросах догматического, литургического и канонического характера латиняне и православные расходились уже давно.
К примеру, по западному обычаю хлеб для Таинства Евхаристии изготовлялся на опресноках, то есть на пресном тесте, а по восточному – на дрожжевом. Спор о том, как надлежит делать, вылился в беспрецедентную акцию: Михаил Керулларий повелел закрыть все латинские храмы в Константинополе, а пресный хлеб, символизирующий Тело Христово, выбросить из дарохранительниц. Считается, что это одна из формальных причин, послужившая снаряжению папского посольства в столицу Византийской империи и анафеме.
Интересный факт
Разумеется, причин тому было множество, главная из которых заключалась в притязаниях Рима на абсолютную власть над Церковью. Об этом папа Лев IX открыто заявил в булле.
Как бы то ни было, отношения между Церквами были официально разорваны. И, несмотря на то, что в 1964 году анафемы были взаимно сняты тогдашними главами двух Церквей, факт сей не положил конец историческим распрям и не оказал никакого значимого влияния на дальнейшие взаимоотношения Востока и Запада.
Почему отлучали политических преступников?
В истории царской России нередки случаи, когда отлучению от церкви подвергались государственные преступники.
Гришка Отрепьев, Ивашка Мазепа, Емелька Пугачев и Стенька Разин…Именно так звучали их имена во время чтения чина анафематствования. Эти люди не отрицали догматов православного вероучения и не создавали сект. Почему же их предали анафеме? Своими действиями они представляли собой серьезную политическую угрозу и подрывали основы государственного единства.
В то время институт государства и церкви представлял собой единый механизм, блюдущий интересы друг друга. Преступления против Государя, помазанника Божия, приравнивались к преступлению против Державы, которая веками выступала оплотом Православия. Вот почему виновных в государственной измене, судила и Церковь.
А что с Толстым?
«Милостивая государыня графиня София Андреевна! Не то жестоко, что сделал Синод, объявив об отпадении от Церкви Вашего мужа, а жестоко то, что сам он с собой сделал, отрекшись от веры в Иисуса Христа, Сына Бога Живого, Искупителя и Спасителя нашего».
Это отрывок из письма, посланного митрополитом Антонием жене Льва Толстого в ответ на ее обращение в Священный Синод.
25
Февраль
2019 года
Во всех главных столичных газетах Российской Империи было опубликовано Послание Священного Синода, в котором официально извещалось, что граф Лев Толстой более не является членом Православной церкви.
Это постановление шокировало общественную мысль, со всех сторон писателю полетели ободряющие, преисполненные сочувствия письма. Быстро откликнулись собраться по перу: в художественной периодике появляется рассказ Куприна «Анафема». С точки зрения литературной формы – произведение замечательное, но по своей сути являющееся чистым авторским вымыслом.
Главный герой произведения – протодиакон отец Олимпий, «большой формалист, педант и капризник», никогда не позволявший себе пропускать ни строчки из богослужебных книг. Ему предстоит трудная задача – анафематствовать любимого писателя. Однако во время этой процедуры случается непредвиденное: вместо того, чтобы отлучить литератора от Церкви, священник провозглашает ему с амвона «многая лета». Отца Олимпия можно понять, ведь в требнике, который «написал» для него Куприн, содержатся жуткие проклятия в адрес Толстого.
Эти слова больше похожи на заклятия какого-нибудь шамана, чем на выдержки из официального документа. Никогда ни в одном чине, составленном Православной Церковью, не было ничего сходного с куприновскими выражениями. Кроме того, официально анафема Толстому не провозглашалась, и имя графа не было включено в списки анафематствования. А что же было?
В Послании в очень деликатной формулировке констатировался факт отпадения от Церкви Льва Николаевича, который писатель сам подтверждал неоднократно. Само слово «анафема» в документе не употреблялось ни разу, скорее всего именно из-за оттенка одиозности, присущего этому термину в широких массах.
Толстому надлежало быть отлученным от церковной общины «…доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею».
Но Толстой не собирался идти на мировую. Более того, в письме, адресованном митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию, граф подтвердил свое презрительное отношение к учению церкви, назвав его «собранием самых глупых суеверий и колдовства», отверг Троицу, Христа и Таинства. В дальнейшем своем творчестве и мировоззрении литератор стойко придерживался Евангелия от Толстого – смысловой переработке канонических текстов, из которых Лев Николаевич выбросил все, что казалось ему «ненужным».
Религиозная идеология русского писателя породила целое движение – толстовство, охватившее широкие слои населения. Общины, исповедовавшие непротивление злу насилием, создавались повсеместно в России, и не только в ней. Последователи Толстого появились даже в Англии, Западной Европе, Южной Африке, Японии и Индии!
Русская Православная Церковь определенно должна была отреагировать на распространение ереси и в акте отречения формально изолировала Толстого от общения с «верными». Толстой уподобился «руке соблазняющей», а посему Церковь, следуя завету Христа, отсекла его от себя.
«И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф.5:27-30).
Страдал ли от этого отречения Толстой? Наверное, лучше всего ответил на этот вопрос сам писатель: он повелел похоронить себя без «всяких заклинаний и молитв» …
И еще несколько имен
Мировая история знает еще несколько случаев отлучения отцеркви, в которых фигурировали известные имена:
- в 1970 году анафему провозгласили вождю мирового пролетариата – Ленину, посмертно;
- в 1918 году патриарх Тихон дважды анафематствовал большевиков и их лидеров «творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной»;
- митрополит Филарет (Михаил Денисенко) в 1992 году был лишен сана, а в 1997 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был отлучен от Церкви через анафематствование;
- бывший священник Глеб Якунин исключен из лона РПЦ за «самочинное ношение иерейского креста и священнических одежд» в 1997 году. Создатель и лидер Апостольской православной церкви.
Анафема — это церковное проклятие?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Анафема — это не «церковное проклятие», а полное отлучение человека от Церкви за тяжкие грехи — намеренное искажение догматов (ересь) или разделение внутри Церкви (раскол). На практике это выглядит так: человек больше не может участвовать в церковных таинствах, главное из которых — Причастие.
Подробнее об этом мы писали в спецпроекте «Фомы» ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ в материале «Анафема: вынесение за ограду Церкви, а не проклятие». А сейчас – расскажем кратко:
Согласно Православной Энциклопедии, термин «анафема» изначально греческий (ἀνάθεμα, ἀνάθημα) и означал у языческих авторов «нечто посвященное богу; дар, приношение в храм» — то есть нечто отдельное, не употребляемое в обиходе. Его же использовали в греческом переводе Библии для передачи древнееврейского термина «herem», который означает нечто проклятое и отверженное. Так слово «анафема» получило свой негативный оттенок.
Святые отцы и посрамленные еретики. Фреска притвора м-ря Печская Патриархия в Косове (XVI в.)
Церковь считает раскол и ересь одними из самых тяжких грехов: раскольники и еретики не только сами отступают от Церкви, посягают на основы ее учения и единство, но соблазняют на это других верующих. Поэтому Церковь вынуждена ограждать своих членов от общения с ними с помощью отлучения — анафемы.
Есть два вида отлучения от Церкви: «малое отлучение» и анафема. «Малое отлучение» — это временное исключение человека из церковной общины и запрет на участие в таинствах. Такой вид церковного наказания налагается на определенное время — от нескольких месяцев до нескольких лет за самые тяжкие грехи, такие как блуд, воровство и другие, после того, как человек покаялся и прекратил грешить. Анафема же провозглашается на неопределенное время, до раскаяния человека в своих поступках, тем самым не лишая его надежды на спасение, но указывая всем, что он грешит против Церкви и все, кто за ним последует, также из Церкви уйдут и будут повинны в грехе против нее. Анафеме предают только после неоднократного увещевания человека раскаяться.
Предать анафеме могут только члена Церкви, то есть как минимум крещеного человека, который считает (или считал) себя православным и участвовал в церковных таинствах. Поэтому атеиста или агностика предать анафеме нельзя — такой человек изначально не считал себя христианином и никогда не был членом Церкви.
Самым знаменитым «анафематствованным» человеком называют Льва Николаевича Толстого. Писатель не раз высказывался против Церкви, а потом и вовсе стал искажать ее учение. Его колоссальный авторитет и популярность были источником большого соблазна для интеллигенции той эпохи. Знаменитый писатель не только сам придерживался антицерковных, иногда прямо кощунственных религиозных взглядов, но и претендовал на роль своего рода религиозного учителя. В 1901 году за «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской» Святейший Синод постановил: «Церковь не считает его своим членом и не может считать доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Технически слово «анафема» не произнесли, но суть та же. Подробнее об этом читайте здесь.
Одним из последних предали анафеме бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко) за раскол в Церкви (создание так называемой Украинской православной церкви Киевского Патриархата). Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1997 году постановил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом». До этого раскольника лишили всех степеней священства и неоднократно призывали покаяться.
В Русской Православной Церкви предать анафеме может действующий епископ в своей епархии, Патриарх и Священный Синод, но только после решения Церковного Суда.
Чин Торжества Православия
Торжество Православия
843 год… Православный мир окончательно превозмог ересь иконоборчества. В память об этом знаменательном событии был установлен праздник, получивший название – Торжество Православия. Его отмечают в первую седмицу Великого поста. Чуть позже, к XI веку сложился особый чин, включивший в себя догматы Православной Церкви и утверждавший постановления семи Вселенских соборов, а наряду с этим – анафему всем безбожникам, еретикам, а также лицам, которые считались изменниками Отечества.
Чин постоянно претерпевал изменения: расширялись списки лиц, подвергнутых анафеме, в связи с постоянным возникновением новых ересей и врагов Церкви. К концу XVIII века наметилась противоположная тенденция: списки стали сокращать, поскольку имен в них насчитывалось до 4 тысяч!
Интересный факт
К 1869 г из чина исчезли упоминания о гражданских преступниках, расколоучителях, старообрядцах.
В наши дни Чин Торжества Православия не является общецерковным, а часть, связанная с анафематствованием и вовсе часто опускается. По мнению некоторых священников, это происходит из-за неактуальности самих анафематизмов. Многие ереси стали анахронизмом, то есть пережитком древности. В условиях же нынешней ситуации, когда возникает огромное количество новых лжеучений, упоминать о том, что было полторы тысячи лет назад и молчать о современных псевдохристианских учениях немного не рационально.