Жителям и гостям города рекомендуется к посещению величественный храм Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде. Здесь можно увидеть главную достопримечательность – образ Святой Марии, и обратиться к ней за помощью и поддержкой. Описанию церкви и ее истории будет посвящена данная статья.
Храм Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде – действующая святыня, где проводятся мероприятия для развития духовной жизни людей.
О храме
Историческая справка
Временный храм построен в рамках реализации «Программы 200» и освящен в 2015 году. На месте временного храма планируется возведение православного храмового комплекса в честь Почаевской иконы Божией Матери.
Престольные праздники
5 августа – иконы Божией Матери «Почаевская».
Расписание богослужений
— В праздничные дни:
09:00 – Утреня, Часы, Божественная Литургия.
— По Великим и Двунадесятым праздникам:
17:00 – Вечернее богослужение;
09:00 – Божественная литургия.
— По субботним и Воскресным дням:
17:00 – Вечернее богослужение;
09:00 – Божественная Литургия.
После Божественной литургии в субботу совершается заупокойная лития.
После Воскресной Божественной Литургии совершается водосвятный молебен.
Мiръ Россия Москва Храм Почаевской иконы Божией Матери в Чертанове Южном (Москва)
Община храма Почаевской Божией Матери
существует с 04 апреля 2015г, на территории ЮАО г, района Чертаново Южное Москвы. В планы общины входит строительство храма согласно проекту.
История создания
Постройка относительно новая. Храм Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде создан в 2010 году под названием Почаевской церкви архитектором А. И. Баранниковым.
Действующая православная церковь Российской православной церкви Московского патриархата расположена на бульваре Юности под номером здания 3-Б.
Освящение каменного здания совершилось в 2012 году, это сделал митрополит Иоанн.
Храм Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде – это здание, которое создано в благодарность за помощь Богородицы. В день, когда почитают эту икону, произошло знаменательное событие освобождения города от немцев. Это было 5 августа 1943 года.
История
В марте 2015 года поставлен временный (деревянный) храм в честь Почаевской иконы Божией Матери.
Благочинный храма Донского округа протоиерей Александр Фарковец 4-го апреля 2015г совершил малое освящение временного деревянного храма Почаевской иконы Божией Матери в Чертанове Южном г Москвы.
Благочинному сослужили ответственный за строительство иерей Михаил Негря, настоятель храма пророка Даниила на Кантемировской иерей Иоанн Попадинец, клирик храма святителя Николая в Бирюлево протодиакон Игорь Симонов. Пел хор храма пророка Даниила на Кантемировской под управлением Василия Сысоева. На освящение и первую Литургию собралось около 60 человек. 17 — причастились Святых Христовых Таин. Временный храм представляет собой тип базилики с простой двускатной крышей, практичный, вместительный, теплый и светлый.
Почаев – Дом Пресвятой Богородицы
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Свято-Успенская Почаевская Лавра свое название получила от местечка Почаева, что между городами Кременцем и Бродами в Тернопольской области Украины.
Обитель занимает холм, поднимающийся над окрестностями на высоту около 70 метров и именуемый Почаевской горой. По преданию, еще в древние времена в здешних пещерах, представлявших собой природные скальные гроты, поселились иноки Киево-Печерского монастыря, бежавшие от татар. Эти два монаха посвятили себя подвигам молитвы, воздержания и пребывали в смирении, покрытые благодатию Божией.
Предание также гласит, что однажды на холме, где жили иноки, явилась в огненном столпе Божия Матерь. Старинная лаврская традиция относит это событие к 1240 или 1261 году. Считается, что после молитвы один из подвижников Почаевской горы вздумал взойти на вершину. Вдруг он увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Изумленный старец тотчас позвал жившего с ним брата. Это видел и пастух Иоанн Босой с отроками, пасший стадо под горою. Он поспешил подняться на гору и увидел там двух иноков, прославлявших Богоматерь.
Пречистая Дева оставила на вершине холма отпечаток правой стопы, из которого начала сочиться вода, наделенная благодатью исцелений. К благодатному источнику потянулись люди. Со временем на их пожертвования иноки возвели на южном склоне холма каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. В отпечатке Стопы Богоматери – великой святыне горы Почаевской — до сих пор целебная вода.
… В 1721 году обителью завладели католики-униаты. Это было трудное для обители время, но и тогда монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от главной святыни – Почаевской иконы.
А вот доступ к другой святыне — мощам преподобного Иова — униаты закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.
Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал даже благотворителем Почаевской обители. Произошло это благодаря чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул:
«Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!».
Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив.
Граф немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.
В 1831 году униаты были воссоединены с Русской Православной Церковью. Мощи преподобного Иова были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь стал Лаврой.
Вид на окрестности Почаевской лавры, фото www.flickr.com
Возвращение Почаева в лоно Православия было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска.
В память этих событий архиепископ Волынский, священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832—1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед Почаевской иконой.
Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876), был устроен и 23 июля 1875 года освящен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над турками.
…В годы Великой Отечественной войны бандеровцы расстреляли близ Почаевской Лавры митрополита Киевского и всея Украины Алексия (Громадского), епископа Мукачевского и Тарнавского Мануила и многих священников за то, что они отказались переходить в раскол и сохранили единство с Русской Православной Церковью.
…Такова история Свято-Успенской Почаевской Лавры, второй по значимости на Украине. Даже беглого взгляда в прошлое достаточно, чтобы увидеть, что эта история тесно связана с людьми, стоявшими на страже духовного единства исторической Руси и Русской Православной Церкви. И ныне обитель по-прежнему остается главным оплотом православия на Западе Украины.
Фото анонса www.flickr.com, ipernity.com/doc/d-f
Читайте также: Почаевская икона Божией Матери
Современное состояние
Настоятель храма священник Михаил Негря.
Храм открыт ежедневно с 9 до 18 часов ежедневно.
Богослужения совершаются регулярно по следующему расписанию
:
- Среда
18:00 – Молебен с акафистом пред Почаевской иконой Божией Матери ;
- Пятница
9:00 – Утреня. Литургия; 17:00 вечерня; молебен; Панихида.
- Суббота
9:00 – Утреня. Литургия. 17:00 – Всенощное бдение;
- Воскресенье
9:00 – Литургия.
В дни великих праздников и великих святых богослужения совершаются согласно расписанию.
ПОЧА́ЕВСКАЯ ЛА́ВРА
ПОЧА́ЕВСКАЯ ЛА́ВРА (Свято-Успенская Почаевская лавра), православный монастырь, имеющий статус ставропигии предстоятеля Украинской православной церкви (с 1997), расположенный в г. Почаев (Тернопольская обл., Украина), на юге Волыни.
Почаевская икона Божией Матери.
По преданию, первые монахи на Почаевской горе появились после разгрома Киева ханом Батыем в 1240. Первые сведения о монастыре приведены в книге православного архим. Иоанникия (Галятовского) (ок. 1620–88) «Небо новое, з новыми звездами сотворенное» (1665), в которой сообщается, что в 1261 близ Почаева произошло явление Божией Матери, из отпечатка Её стопы на скале забил чудотворный источник (позднее известный как «цельбоносная стопа Богородицы»), при этом отмечается, что в пещере у скалы жил некий монах-пустынник. Предание о явлении Божией Матери пастуху и двум монахам близ Почаева, относимое к 1240, упоминается в униатском (см. Униатство) литературно-агиографич. сб. «Гора Почаевская» (1742). К 1527 относится первое упоминание о храме Успения Богоматери в Почаеве (грамота 1557 польск. короля Сигизмунда II), но по документам 1570 можно сделать вывод, что эта церковь тогда была не монастырской, а приходской.
Впервые общежительный монастырь на Почаевской горе документально упоминается в 1597. Тогда же в монастырь была принесена чудотворная икона Богоматери, впоследствии ставшая гл. святыней обители, получившая именование Почаевской иконы Божией Матери. Согласно сб. «Гора Почаевская», эта икона в 1559 была доставлена в Почаев местной помещице А. Т. Ерофеевой Гойской из Болгарии. Среди первых настоятелей монастыря – митр. Софийский Неофит (1607 – ок. 1616), находившийся на Волыни в изгнании, архим. Петроний (Гулевич-Воютинский) (1616–17), прп. Иов Почаевский (до 1651), при котором обитель стала обширным общежительным монастырём с каменными строениями и типографией. В 1649 над «цельбоносной стопой Богородицы» построен каменный храм Св. Троицы.
В 1712–14 в Почаевской обители среди братии шла борьба между сторонниками и противниками церковной унии, в 1714 монастырь официально присоединён к униатской церкви. Тем не менее даже в униатский период в обители было много монахов, противившихся латинизации. В 1773 по благословению папы Римского Климента XIV по католич. традиции была коронована Почаевская икона Божией Матери (офиц. католич. признание иконы чудотворной).
В православие монастырь вернулся 10(22).10.1831 (это было реакцией рос. властей на поддержку части униатских монахов Польского восстания 1830–31), в нояб. 1833 получил статус лавры. В 1833 имя прп. Иова Почаевского было внесено в Собор волынских святых, благодаря чему П. л. стала крупным центром паломничества.
В 1921–39 П. л. в составе Зап. Украины находилась на территории Польши, входила в Польскую православную церковь, автокефалию которой РПЦ тогда не признавала; с 1939 – на территории Украины и в составе РПЦ. В 1941–44 (в период нем. оккупации Украины) П. л. была в составе Укр. автономной православной церкви (в канонич. единстве с РПЦ). С 1944 в составе РПЦ. В период гонения на Церковь при Н. С. Хрущёве братия П. л. и верующие предпринимали героич. усилия против попыток закрыть обитель. В кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. П. л. пытались захватить униаты и раскольники из т. н. Киевского патриархата.
Почаевская лавра. Слева – Успенский собор, в центре – колокольня, справа – Троицкий собор. Фото С. Клименко
Гл. храмом П. л. является ориентированный по условиям рельефа на север преим. барочный Успенский собор, построенный над «цельбоносной стопой Богородицы» в 1771–91 (архитекторы Г. Гофман и П. Полиевский). Стоявшая на этом месте ц. Св. Троицы почти полностью вошла в здание собора как поперечный трансепт (сохранился её вост. фасад). В Успенском соборе пребывает чудотворная Почаевская икона Божией Матери. Под собором находится крипта (древнейшее сооружение П. л.) с усыпальницей ктитора монастыря Н. Б. Потоцкого, где в 1858 обустроена пещерная ц. Преподобных Антония и Феодосия Печерских, рядом – пещерная ц. Прп. Иова Почаевского (перестроена в 1774 и 1862) с мощами преподобных Иова и Амфилохия (в миру Яков Варнавович Головатюк; 1894–1971). С Успенским собором связаны прямоугольные келейные корпуса (кон. 18 в.), образующие замкнутую композицию с внутр. двором. В вост. крыле корпусов – ц. Похвалы Пресвятой Богородицы (1862), в зап. крыле – трапезная ц. Святых Варвары и кн. Ольги (1888). В ансамбле П. л. также архиерейский дом (1825), классицистич. надвратный корпус с ц. Рождества Богородицы (1834–35), 4-ярусная колокольня (1861–69; самый крупный из 13 колоколов отлит в Москве в 1886), Троицкий собор в неорусском стиле (1906–11, арх. А. В. Щусев; мозаичное панно юж. портала выполнено по рис. Н. К. Рериха), колодец прп. Иова.
Старый некрополь П. л. (не сохранился) находился у юж. подножия лаврской горы, на месте позднейшего лаврского сада, где до сер. 19 в. стояла кладбищенская ц. Св. Варвары (1774). Новый некрополь обустроен в 1859 при т. н. напольной ц. Рождества Христова, построенной в поле, где в 1773 совершалась коронация Почаевской иконы Богоматери. В 1872 при этом кладбище обустроены 2 каменных келейных помещения и основан Рождество-Богородичный кладбищенский скит (существовал до 1944). С рубежа 19–20 вв. монастырские погребения совершаются на кладбище при приходской ц. Свт. Николая г. Почаева.
Близ П. л., согласно документам 1706–1760, существовал Свято-Духовский скит (возможно, основан в 1219 афонским монахом Мефодием), к кон. 18 в. полуразрушен, возрождён в 1900–01 как приписной, закрыт в 1960, возрождён в 1990 (ц. Сошествия Св. Духа, 1902, арх. Л. И. Альбертус). До 1917 П. л. имела также неск. др. приписных пустыней и подворий.
Целебная сила образа
Икона помогает верующим христианам:
- исцелить недуги;
- освободиться от нечистой силы и зависимости;
- укрепить веру и стать на тропу благочестия;
- избавиться от грехов;
- защитить дом от недоброжелателей.
В 1664 году зафиксирован случай воскрешения ребенка, сына помещика, который умер. Но после молитв бабушки перед святым ликом на следующее утро проснулся живым.
Информация для посетителей
Расписание храма Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде предоставлено на сайте церкви. Указано, что богослужения происходят каждый день в 7:30 и 18:00, как и заказные молебны. Время их проведения:
- до утренней службы – по понедельникам, средам и пятницам;
- параллельно акафисту в 17:00 — по вторникам и четвергам;
- в 16:00 – по субботам.
Для воскресных и праздничных дней – особое расписание:
- в 6:30 начало Первой Божественной литургии;
- в 9:00 — начало Второй Божественной литургии;
- с 16:00 – начало молебна у иконы.
Проведение панихид также происходит каждый день после того, как окончена утренняя служба.
Настоятелем храма Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде является Иерей Алексей Таранов.
Описание иконы
С ликом Богородицы, изображенным на Почаевской иконе, связано много чудесных событий. Она помогла многим верующим, которые обращались за помощью и утешением.
На протяжении свыше пятидесяти лет зафиксированы случаи исцелений, укрепления здравия и дарования веры просящим.
Икона появилась в России благодаря митрополиту Неофиту, когда он приехал к Московскому патриарху. Этот священник никогда не отправлялся в дорогу без святого образа, который считал благословляющим в дальний путь.
За теплый прием в Москве иерарх даровал икону Анне Гойской – хозяйке, у которой останавливался. Икона находилась здесь три десятка лет. Очевидцы говорили о дивном свечении, которое исходило от святого лика.
В скором времени произошло чудо прозрения брата Анны. Он был слепым от рождения. И дворянке стало ясно, что икону надо отдать в храм, где она сможет помогать не только ее семье, но и всем искренне молящимся христианам. Так лик Богородицы был передан в Почаевский монастырь.
На сегодняшний день существует множество репродукций этого священного полотна. Оригинал же отличается отпечатком стопы, который находится внизу иконы. Это символ следа Богородицы, ставшей Царицей неба.