Храм Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде: история создания и описание святыни

Жителям и гостям города рекомендуется к посещению величественный храм Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде. Здесь можно увидеть главную достопримечательность – образ Святой Марии, и обратиться к ней за помощью и поддержкой. Описанию церкви и ее истории будет посвящена данная статья.

Храм Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде – действующая святыня, где проводятся мероприятия для развития духовной жизни людей.

О храме

Историческая справка

Временный храм построен в рамках реализации «Программы 200» и освящен в 2015 году. На месте временного храма планируется возведение православного храмового комплекса в честь Почаевской иконы Божией Матери.

Престольные праздники

5 августа – иконы Божией Матери «Почаевская».

Расписание богослужений

— В праздничные дни:

09:00 – Утреня, Часы, Божественная Литургия.

— По Великим и Двунадесятым праздникам:

17:00 – Вечернее богослужение;

09:00 – Божественная литургия.

— По субботним и Воскресным дням:

17:00 – Вечернее богослужение;

09:00 – Божественная Литургия.

После Божественной литургии в субботу совершается заупокойная лития.

После Воскресной Божественной Литургии совершается водосвятный молебен.

Мiръ Россия Москва Храм Почаевской иконы Божией Матери в Чертанове Южном (Москва)

Община храма Почаевской Божией Матери

существует с 04 апреля 2015г, на территории ЮАО г, района Чертаново Южное Москвы. В планы общины входит строительство храма согласно проекту.

История создания

Постройка относительно новая. Храм Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде создан в 2010 году под названием Почаевской церкви архитектором А. И. Баранниковым.

Действующая православная церковь Российской православной церкви Московского патриархата расположена на бульваре Юности под номером здания 3-Б.

Освящение каменного здания совершилось в 2012 году, это сделал митрополит Иоанн.

Храм Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде – это здание, которое создано в благодарность за помощь Богородицы. В день, когда почитают эту икону, произошло знаменательное событие освобождения города от немцев. Это было 5 августа 1943 года.

История

В марте 2015 года поставлен временный (деревянный) храм в честь Почаевской иконы Божией Матери.

Благочинный храма Донского округа протоиерей Александр Фарковец 4-го апреля 2015г совершил малое освящение временного деревянного храма Почаевской иконы Божией Матери в Чертанове Южном г Москвы.

Благочинному сослужили ответственный за строительство иерей Михаил Негря, настоятель храма пророка Даниила на Кантемировской иерей Иоанн Попадинец, клирик храма святителя Николая в Бирюлево протодиакон Игорь Симонов. Пел хор храма пророка Даниила на Кантемировской под управлением Василия Сысоева. На освящение и первую Литургию собралось около 60 человек. 17 — причастились Святых Христовых Таин. Временный храм представляет собой тип базилики с простой двускатной крышей, практичный, вместительный, теплый и светлый.

Почаев – Дом Пресвятой Богородицы

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Свято-Успенская Почаевская Лавра свое название получила от местечка Почаева, что между городами Кременцем и Бродами в Тернопольской области Украины.

Обитель занимает холм, поднимающийся над окрестностями на высоту около 70 метров и именуемый Почаевской горой. По преданию, еще в древние времена в здешних пещерах, представлявших собой природные скальные гроты, поселились иноки Киево-Печерского монастыря, бежавшие от татар. Эти два монаха посвятили себя подвигам молитвы, воздержания и пребывали в смирении, покрытые благодатию Божией.

Предание также гласит, что однажды на холме, где жили иноки, явилась в огненном столпе Божия Матерь. Старинная лаврская традиция относит это событие к 1240 или 1261 году. Считается, что после молитвы один из подвижников Почаевской горы вздумал взойти на вершину. Вдруг он увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Изумленный старец тотчас позвал жившего с ним брата. Это видел и пастух Иоанн Босой с отроками, пасший стадо под горою. Он поспешил подняться на гору и увидел там двух иноков, прославлявших Богоматерь.

Пречистая Дева оставила на вершине холма отпечаток правой стопы, из которого начала сочиться вода, наделенная благодатью исцелений. К благодатному источнику потянулись люди. Со временем на их пожертвования иноки возвели на южном склоне холма каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. В отпечатке Стопы Богоматери – великой святыне горы Почаевской — до сих пор целебная вода.

… В 1721 году обителью завладели католики-униаты. Это было трудное для обители время, но и тогда монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от главной святыни – Почаевской иконы.

А вот доступ к другой святыне — мощам преподобного Иова — униаты закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.

Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал даже благотворителем Почаевской обители. Произошло это благодаря чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул:

«Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!».

Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив.

Граф немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

В 1831 году униаты были воссоединены с Русской Православной Церковью. Мощи преподобного Иова были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь стал Лаврой.

Вид на окрестности Почаевской лавры, фото www.flickr.com

Возвращение Почаева в лоно Православия было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска.

В память этих событий архиепископ Волынский, священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832—1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед Почаевской иконой.

Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876), был устроен и 23 июля 1875 года освящен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над турками.

…В годы Великой Отечественной войны бандеровцы расстреляли близ Почаевской Лавры митрополита Киевского и всея Украины Алексия (Громадского), епископа Мукачевского и Тарнавского Мануила и многих священников за то, что они отказались переходить в раскол и сохранили единство с Русской Православной Церковью.

…Такова история Свято-Успенской Почаевской Лавры, второй по значимости на Украине. Даже беглого взгляда в прошлое достаточно, чтобы увидеть, что эта история тесно связана с людьми, стоявшими на страже духовного единства исторической Руси и Русской Православной Церкви. И ныне обитель по-прежнему остается главным оплотом православия на Западе Украины.

Фото анонса www.flickr.com, ipernity.com/doc/d-f

Читайте также: Почаевская икона Божией Матери

Современное состояние

Настоятель храма священник Михаил Негря.

Храм открыт ежедневно с 9 до 18 часов ежедневно.

Богослужения совершаются регулярно по следующему расписанию

:

  • Среда
    18:00 – Молебен с акафистом пред Почаевской иконой Божией Матери ;
  • Пятница
    9:00 – Утреня. Литургия; 17:00 вечерня; молебен; Панихида.
  • Суббота
    9:00 – Утреня. Литургия. 17:00 – Всенощное бдение;
  • Воскресенье
    9:00 – Литургия.

В дни великих праздников и великих святых богослужения совершаются согласно расписанию.

ПОЧА́ЕВСКАЯ ЛА́ВРА

ПОЧА́ЕВСКАЯ ЛА́ВРА (Свя­то-Ус­пен­ская По­ча­ев­ская лав­ра), пра­во­слав­ный мо­на­стырь, имею­щий ста­тус став­ро­пи­гии пред­стоя­те­ля Ук­ра­ин­ской пра­во­слав­ной церк­ви (с 1997), рас­по­ло­жен­ный в г. По­ча­ев (Тер­но­поль­ская обл., Ук­раи­на), на юге Во­лы­ни.

Почаевская икона Божией Матери.

По пре­да­нию, пер­вые мо­на­хи на По­ча­ев­ской го­ре поя­ви­лись по­сле раз­гро­ма Кие­ва ха­ном Ба­ты­ем в 1240. Пер­вые све­де­ния о мо­на­сты­ре при­ве­де­ны в кни­ге пра­во­слав­но­го ар­хим. Ио­ан­ни­кия (Га­ля­тов­ско­го) (ок. 1620–88) «Не­бо но­вое, з но­вы­ми звез­да­ми со­тво­рен­ное» (1665), в ко­то­рой со­об­ща­ет­ся, что в 1261 близ По­чае­ва про­изош­ло яв­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, из от­пе­чат­ка Её сто­пы на ска­ле за­бил чу­до­твор­ный ис­точ­ник (позд­нее из­вест­ный как «цель­бо­нос­ная сто­па Бо­го­ро­ди­цы»), при этом от­ме­ча­ет­ся, что в пе­ще­ре у ска­лы жил не­кий мо­нах-пус­тын­ник. Пре­да­ние о яв­ле­нии Бо­жи­ей Ма­те­ри пас­ту­ху и двум мо­на­хам близ По­чае­ва, от­но­си­мое к 1240, упо­ми­на­ет­ся в уни­ат­ском (см. Уни­ат­ст­во) ли­те­ра­тур­но-агио­гра­фич. сб. «Го­ра По­ча­ев­ская» (1742). К 1527 от­но­сит­ся пер­вое упо­ми­на­ние о хра­ме Ус­пе­ния Бо­го­ма­те­ри в По­чае­ве (гра­мо­та 1557 польск. ко­ро­ля Си­гиз­мун­да II), но по до­ку­мен­там 1570 мож­но сде­лать вы­вод, что эта цер­ковь то­гда бы­ла не мо­на­стыр­ской, а при­ход­ской.

Впер­вые об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь на По­ча­ев­ской го­ре до­ку­мен­таль­но упо­ми­на­ет­ся в 1597. То­гда же в мо­на­стырь бы­ла при­не­се­на чу­до­твор­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри, впо­след­ст­вии став­шая гл. свя­ты­ней оби­те­ли, по­лу­чив­шая име­но­ва­ние По­ча­ев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Со­глас­но сб. «Го­ра По­ча­ев­ская», эта ико­на в 1559 бы­ла дос­тав­ле­на в По­ча­ев ме­ст­ной по­ме­щи­це А. Т. Еро­фее­вой Гой­ской из Бол­га­рии. Сре­ди пер­вых на­стоя­те­лей мо­на­сты­ря – митр. Со­фий­ский Нео­фит (1607 – ок. 1616), на­хо­див­ший­ся на Во­лы­ни в из­гна­нии, ар­хим. Пе­тро­ний (Гу­ле­вич-Вою­тин­ский) (1616–17), прп. Иов По­ча­ев­ский (до 1651), при ко­то­ром оби­тель ста­ла об­шир­ным об­ще­жи­тель­ным мо­на­сты­рём с ка­мен­ны­ми строе­ния­ми и ти­по­гра­фи­ей. В 1649 над «цель­бо­нос­ной сто­пой Бо­го­ро­ди­цы» по­стро­ен ка­мен­ный храм Св. Трои­цы.

В 1712–14 в По­ча­ев­ской оби­те­ли сре­ди бра­тии шла борь­ба ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми и про­тив­ни­ка­ми цер­ков­ной унии, в 1714 мо­на­стырь офи­ци­аль­но при­со­еди­нён к уни­ат­ской церк­ви. Тем не ме­нее да­же в уни­ат­ский пе­ри­од в оби­те­ли бы­ло мно­го мо­на­хов, про­ти­вив­ших­ся ла­ти­ни­за­ции. В 1773 по бла­го­сло­ве­нию па­пы Рим­ско­го Кли­мен­та XIV по ка­то­лич. тра­ди­ции бы­ла ко­ро­но­ва­на По­ча­ев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри (офиц. ка­то­лич. при­зна­ние ико­ны чу­до­твор­ной).

В пра­во­сла­вие мо­на­стырь вер­нул­ся 10(22).10.1831 (это бы­ло ре­ак­ци­ей рос. вла­стей на под­держ­ку час­ти уни­ат­ских мо­на­хов Поль­ско­го вос­ста­ния 1830–31), в нояб. 1833 по­лу­чил ста­тус лав­ры. В 1833 имя прп. Ио­ва По­ча­ев­ско­го бы­ло вне­се­но в Со­бор во­лын­ских свя­тых, бла­го­да­ря че­му П. л. ста­ла круп­ным цен­тром па­лом­ни­че­ст­ва.

В 1921–39 П. л. в со­ста­ве Зап. Ук­раи­ны на­хо­ди­лась на тер­ри­то­рии Поль­ши, вхо­ди­ла в Поль­скую пра­во­слав­ную цер­ковь, ав­то­ке­фа­лию ко­то­рой РПЦ то­гда не при­зна­ва­ла; с 1939 – на тер­ри­то­рии Ук­раи­ны и в со­ста­ве РПЦ. В 1941–44 (в пе­ри­од нем. ок­ку­па­ции Ук­раи­ны) П. л. бы­ла в со­ста­ве Укр. ав­то­ном­ной пра­во­слав­ной церк­ви (в ка­но­нич. един­ст­ве с РПЦ). С 1944 в со­ста­ве РПЦ. В пе­ри­од го­не­ния на Цер­ковь при Н. С. Хру­щё­ве бра­тия П. л. и ве­рую­щие пред­при­ни­ма­ли ге­ро­ич. уси­лия про­тив по­пы­ток за­крыть оби­тель. В кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. П. л. пы­та­лись за­хва­тить униа­ты и рас­коль­ни­ки из т. н. Ки­ев­ско­го пат­ри­ар­ха­та.

Почаевская лавра. Слева – Успенский собор, в центре – колокольня, справа – Троицкий собор. Фото С. Клименко

Гл. хра­мом П. л. яв­ля­ет­ся ори­ен­ти­ро­ван­ный по ус­ло­ви­ям рель­е­фа на се­вер пре­им. ба­роч­ный Ус­пен­ский со­бор, по­стро­ен­ный над «цель­бо­нос­ной сто­пой Бо­го­ро­ди­цы» в 1771–91 (ар­хи­тек­то­ры Г. Гоф­ман и П. По­ли­ев­ский). Сто­яв­шая на этом мес­те ц. Св. Трои­цы поч­ти пол­но­стью во­шла в зда­ние со­бо­ра как по­пе­реч­ный тран­септ (со­хра­нил­ся её вост. фа­сад). В Ус­пен­ском со­бо­ре пре­бы­ва­ет чу­до­твор­ная По­ча­ев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Под со­бо­ром на­хо­дит­ся крип­та (древ­ней­шее со­ору­же­ние П. л.) с усы­паль­ни­цей кти­то­ра мо­на­сты­ря Н. Б. По­тоц­ко­го, где в 1858 обу­строе­на пе­щер­ная ц. Пре­по­доб­ных Ан­то­ния и Фео­до­сия Пе­чер­ских, ря­дом – пе­щер­ная ц. Прп. Ио­ва По­ча­ев­ско­го (пе­ре­строе­на в 1774 и 1862) с мо­ща­ми пре­по­доб­ных Ио­ва и Ам­фи­ло­хия (в миру Яков Вар­на­во­вич Го­ло­ва­тюк; 1894–1971). С Ус­пен­ским со­бо­ром свя­за­ны пря­мо­уголь­ные ке­лей­ные кор­пу­са (кон. 18 в.), об­ра­зую­щие замк­ну­тую ком­по­зи­цию с внутр. дво­ром. В вост. кры­ле кор­пу­сов – ц. По­хва­лы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (1862), в зап. кры­ле – тра­пез­ная ц. Свя­тых Вар­ва­ры и кн. Оль­ги (1888). В ан­самб­ле П. л. так­же ар­хие­рей­ский дом (1825), клас­си­ци­стич. над­врат­ный кор­пус с ц. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (1834–35), 4-ярус­ная ко­ло­коль­ня (1861–69; са­мый круп­ный из 13 ко­ло­ко­лов от­лит в Мо­ск­ве в 1886), Тро­иц­кий со­бор в не­орус­ском сти­ле (1906–11, арх. А. В. Щу­сев; мо­за­ич­ное пан­но юж. пор­та­ла вы­пол­не­но по рис. Н. К. Ре­ри­ха), ко­ло­дец прп. Ио­ва.

Ста­рый нек­ро­поль П. л. (не со­хра­нил­ся) на­хо­дил­ся у юж. под­но­жия лавр­ской го­ры, на мес­те позд­ней­ше­го лавр­ско­го са­да, где до сер. 19 в. стоя­ла клад­би­щен­ская ц. Св. Вар­ва­ры (1774). Но­вый нек­ро­поль обу­стро­ен в 1859 при т. н. на­поль­ной ц. Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, по­стро­ен­ной в по­ле, где в 1773 со­вер­ша­лась ко­ро­на­ция По­ча­ев­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри. В 1872 при этом клад­би­ще обу­строе­ны 2 ка­мен­ных ке­лей­ных по­ме­ще­ния и ос­но­ван Ро­ж­де­ст­во-Бо­го­ро­дич­ный клад­би­щен­ский скит (су­ще­ст­во­вал до 1944). С ру­бе­жа 19–20 вв. мо­на­стыр­ские по­гре­бе­ния со­вер­ша­ют­ся на клад­би­ще при при­ход­ской ц. Свт. Ни­ко­лая г. По­чае­ва.

Близ П. л., со­глас­но до­ку­мен­там 1706–1760, су­ще­ст­во­вал Свя­то-Ду­хов­ский скит (воз­мож­но, ос­но­ван в 1219 афон­ским мо­на­хом Ме­фо­ди­ем), к кон. 18 в. по­лу­раз­ру­шен, воз­ро­ж­дён в 1900–01 как при­пис­ной, за­крыт в 1960, воз­ро­ж­дён в 1990 (ц. Со­ше­ст­вия Св. Ду­ха, 1902, арх. Л. И. Аль­бер­тус). До 1917 П. л. име­ла так­же неск. др. при­пис­ных пус­ты­ней и под­во­рий.

Целебная сила образа

Икона помогает верующим христианам:

  • исцелить недуги;
  • освободиться от нечистой силы и зависимости;
  • укрепить веру и стать на тропу благочестия;
  • избавиться от грехов;
  • защитить дом от недоброжелателей.

В 1664 году зафиксирован случай воскрешения ребенка, сына помещика, который умер. Но после молитв бабушки перед святым ликом на следующее утро проснулся живым.

Информация для посетителей

Расписание храма Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде предоставлено на сайте церкви. Указано, что богослужения происходят каждый день в 7:30 и 18:00, как и заказные молебны. Время их проведения:

  • до утренней службы – по понедельникам, средам и пятницам;
  • параллельно акафисту в 17:00 — по вторникам и четвергам;
  • в 16:00 – по субботам.

Для воскресных и праздничных дней – особое расписание:

  • в 6:30 начало Первой Божественной литургии;
  • в 9:00 — начало Второй Божественной литургии;
  • с 16:00 – начало молебна у иконы.

Проведение панихид также происходит каждый день после того, как окончена утренняя служба.

Настоятелем храма Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде является Иерей Алексей Таранов.

Описание иконы

С ликом Богородицы, изображенным на Почаевской иконе, связано много чудесных событий. Она помогла многим верующим, которые обращались за помощью и утешением.

На протяжении свыше пятидесяти лет зафиксированы случаи исцелений, укрепления здравия и дарования веры просящим.

Икона появилась в России благодаря митрополиту Неофиту, когда он приехал к Московскому патриарху. Этот священник никогда не отправлялся в дорогу без святого образа, который считал благословляющим в дальний путь.

За теплый прием в Москве иерарх даровал икону Анне Гойской – хозяйке, у которой останавливался. Икона находилась здесь три десятка лет. Очевидцы говорили о дивном свечении, которое исходило от святого лика.

В скором времени произошло чудо прозрения брата Анны. Он был слепым от рождения. И дворянке стало ясно, что икону надо отдать в храм, где она сможет помогать не только ее семье, но и всем искренне молящимся христианам. Так лик Богородицы был передан в Почаевский монастырь.

На сегодняшний день существует множество репродукций этого священного полотна. Оригинал же отличается отпечатком стопы, который находится внизу иконы. Это символ следа Богородицы, ставшей Царицей неба.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]