Наставления и поучения Серафима Саровского
Великий подвижник земли русской, известный, пожалуй, каждому христианину от царских палат до крестьянской хижины, оставил своим потомкам ценные поучения. До сегодняшнего дня они остаются актуальными и помогают православным людям, ищущим Бога, обрести четкие жизненные ориентиры, ведущих к спасению в жизни вечной.
Икона Серафима Саровского
Вот чему учил богоносный старец:
- «Рай и ад начинаются на земле.»;
- «Суди себя сам, и Господь не осудит.»;
- «Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи.»;
- «Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.»;
- «Можно причаститься на земле и остаться не причащённым на Небе.»;
- «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.»;
- «На хлеб и воду еще никто не жаловался.»;
- «Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.»;
- «Паче поста и молитвы — есть послушание, то есть труд.»;
- «Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.»;
- «Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.»;
- «Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.»;
- «Смирение может весь мир покорить.»;
- «От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего.»;
- «У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.»;
- «Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.»;
- «Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.»;
- «Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.»;
- «Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.»;
- «Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро.»;
- «Ах, если бы ты знал, возлюбленный, какая радость, какая сладость ожидает праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением. Если бы сама эта келия была полна червей, и они бы всю нашу жизнь ели нашу плоть, то и тогда надо бы терпеть со всяким благодарением, чтобы только не лишиться той небесной радости…»;
- «В стяжании Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие, ради Христа делаемые, суть только средства к стяжанию Духа Божьего.»;
- «Душу надо снабдевать Словом Божиим, ибо Слово Божие есть хлеб ангельский, им же питаются уши, Бога алчущия. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От чтения Священного Писания бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным. Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Божием, по руководству которого должно устроять и жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением Слова Божия и, в уединении, прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение Господь не оставит человека Своею милостию, но исполнит дара разумения.»;
- «Жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь — наш корабль, а Кормчий — Сам Спаситель.»;
- «Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией, говоря умом: „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго“. Благодатные дарования получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.»;
- «Как на свет ангела нам грешным нельзя взглянуть, так и бесов видеть ужасно, потому что они гнусны.»;
- «Когда в сердце умиление, то и Бог бывает с нами.»;
- «Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом.»;
- «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя…»;
- «Сердце человеческое открыто единому Господу и един лишь Бог Сердцеведец: а приступит человек, и сердце глубоко.»;
- «Страсти истребляются страданиями или произвольными, или посылаемыми Промыслом.»;
- «Только досыта ничего не вкушай, оставь место Святому Духу.»;
- «Царствие Божие заключено в сердце человека.».
Читайте о святом:
- Источник Серафима Саровского в Дивеево
- Праздник Серафима Саровского
- Церковь Серафима Саровского в Кунцеве
Как читать молитвенное правило
Существует особый порядок, как читать молитвенное правило Серафима Саровского. Преподобный призывал всех мирян следовать ему, если они стремятся вести праведную жизнь, быть искренними православными. Читать молитвенное правило преподобного Серафима Саровского требуется следующим образом:
- День начать с чтения утренних молитв. Для этого мирянину требуется встать перед иконами, осенить себя крестным знамением и поблагодарить Всевышнего. Затем начинать читать утреннее молитвенное правило Серафима Саровского.
- Если женщина читает молитву дома, обязательно должна надеть платок. Это же касается девочек, которых привлекают к православной вере. Мальчикам и мужчинам, как и в храме, разрешается молиться без головного убора.
- После завершения чтения молитвенных правил попросить у Бога благословения на начинающийся день. После этого идти на работу, учебу или по другим мирским делам.
- В вечернее время поблагодарить Всевышнего за прожитый день, прочитав вечернее молитвенное правило Серафима Саровского, а также молитву «Да воскреснет Бог». В конце осенить крестным знамением все четыре угла комнаты и только после этого отправляться спать.
Преподобный Серафим Саровский отмечал, что миряне должны не забывать на протяжении всего дня, как только выдастся свободная минута, обращать молитвенные слова к Господу, пусть даже совсем короткие. Во время работы, в дороге достаточно произносить: «Помилуй мя грешного» или «Помилуй меня грешную». Это необходимо, чтобы человек не забывал о необходимости вести праведную и честную жизнь.
Правило для мирян, какие молитвы нужно читать каждый день. Об этом по ссылке.
Семь поучений преподобного Серафима Саровского
Преподобный старец высказывал много мудрых мыслей, которые заключают в себе простую истину — тот, кто не сумел стяжать надежду на Бога, не может обрести мир в душе своей. Это один из главных принципов, которым руководствовался сам святой.
Книга наставлений Серафима Саровского
Известны семь его наиболее важных поучений, которые приведены ниже:
- О вере. По словам Саровского, кто истинно верит в Бога, тот непременно имеет дела. Святой подвижник ушел жить в лесную чащу, удалившись на пять километров от монастыря. Он много трудился на своем огороде, обустроенным рядом с кельей. Сам добывал себе пропитание. Много читал духовной литературы и значительно дольше бодрствовал, чем спал;
- О надежде. Преподобный Серафим утверждал, что все, имеющие надежду на Бога, возводятся к нему и просвещаются сиянием вечного света. Из жизни старца известно, что в детстве он болел. Как-то раз во сне маленькому Прохору (так звали в миру святого), явилась Дева Мария и пообещала, что он будет исцелен. Во время крестного хода, шедшего мимо дома Мошниных, мать поспешила вынести своего сына и приложила его к иконе Знамения Пресвятой Богородицы. После этого мальчик пошел на поправку;
- О молчании. Старец говорил, что именно молчание содействует стяжанию внутреннего мира. И необходимо как можно больше разговаривать с собой и Господом, и поменьше с другими. Сам Саровский с 1807 года по 1810 принял обет молчания и старался ни с кем не общаться. Вернувшись в обитель, он в течение пятнадцати лет находился в затворе. Лишь по истечении этого срока он начал принимать посетителей. Известно, что к нему даже приходил царь Александр I. За свои иноческие подвиги Серафим Саровский стяжал дар прозорливости и чудотворения. Он также говорил, что от уединенности и молчания рождается умиление и кротость;
- О терпении. Святой учил — все, что случается в жизни, надо принимать со смирением и благодарностью к Богу. В жизнеописании старца есть показательный момент, который подтверждает приверженность инока этому убеждению. Когда Серафим жил в лесу, на него совершили нападение разбойники с целью ограбления. Прошел слух, что отшельника посещают состоятельные гости, следовательно, у него есть что отобрать. Злоумышленники напали на Серафима во время молитвы, ударив по голове обухом от топора. Он едва остался жив, но стал очень сгорбленным. Старец считал, что осуждать можно лишь плохие дела, но не делающего их. Ведь судья, который будет всех судить один — Бог;
- О мире душевном. Саровский говорил, что всем нам необходимо всячески сохранять мир в душе, не оскорбляться и сдерживать собственный гнев. Современники великого подвижника называли его самым ярким примером безгневия. Возвращаясь к истории с грабителями, стоит отметить, что старец простил своих обидчиков, когда они были схвачены и попросил не наказывать их. Лучшим средством укрощения гнева считал стремление к обретению «духа радостного, а не печального» и избавление от уныния;
- О посте. Святой учил, что истинный пост — это не одно лишь изнурение плоти. Смысл состоит прежде всего в том, чтобы отдать кусок хлеба, который собирался вкусить сам, алчущему его. Он отмечал, что святые никогда не входили в пост внезапно. Это делается постепенно, и в итоге человек учится довольствоваться самым малым. Серафим Саровский, живя в лесу, три года питался травяной снедью, как утверждают его жизнеописатели. При этом инок подчеркивал, что святые постники не знали расслабления, но всегда отличались бодростью и готовностью к делу;
- О скуке. Уделял внимание старец и этой теме, говоря о том, что скука застает монаха обычно к полудню, вызывая в нем отвращение к месту пребывания и монастырской братии. Единственным средством избавления от этого недуга, который рука об руку идет с печалью — усердная молитва и выполнение возложенных послушаний. Когда в занятиях появится порядок, скука не найдет себе места.
Зачем необходимо молитвенное правило
В Русской Православной церкви до сих пор существует практика – каждый день обращаться с молитвой к Всевышнему, даже если человек остается дома и не посещает храм. Такая молитва еще называется частной. Принято читать утренние и вечерние тексты, разнообразные последования и каноны. В целом, все это называется молитвенным правилом, которое тематически можно разделить на несколько частей.
Если следовать христианской традиции, исполнение этого правила – обязательное условие для полноценной жизни православного человека в вере к Богу. Молитвенное правило необходимо для исправления души прихожанина.
В православной церкви изначально отмечалась необходимость выполнения мирянами определенным молитвенных правил. Это традиция, которая насчитывает несколько веков. При этом многие современные проповедники и святые отцы, определяющие, каким должно быть поведение прихожан, считают, что сейчас можно допустить неформальное отношение к данному процессу.
Святитель Феофан Затворник писал, что правило не является существенной и определяющей частью молитвы, а только ее внешней стороной. Главным и основополагающим остается искренняя молитва ума и сердца, обращенная непосредственно к Всевышнему. Ее требуется возносить со славословием, прошением и благодарением за все, что было человеком получено от Господа. Только когда слова идут от сердца, молитву можно считать искренней и истинной. Если никаких душевных порывов нет, моление не получится, даже если человек целый день будет повторять священные тексты.
Молитвенное правило призывает мирян в течение дня обращаться к Господу с короткими молитвами, даже не посещая храм. Но это не означает, что священные тексты нужно просто бубнить или «вычитывать», как это делают некоторые православные. Определяющим становится необходимость христианина почувствовать молитву, ощутить потребность ее произнести, выстроить свою жизнь так, чтобы она стала нормой его духовной жизни.
«Вычитывание молитвы» не должно становиться препятствием к самой этой молитве. Конечно, многим тяжело вкладывать искренние чувства и мысли в тексты, написанные другими людьми. Однако, стоит осознавать, что молитвы были сложены святыми, жившими много веков назад. Это были люди, имевшие богатый практический опыт Богообщения. Поэтому если вдумчиво и внимательно отнестись к этим текстам, они смогут многое нам сказать о себе самих, при должном духовном стремлении можно усмотреть созвучность собственным чувствам, ощущениям, представлениям о мире.
Рассуждая о значении молитвенного правила, именно об этом пишет митрополит Антоний Сурожский. Он призывает мирян самим себе задавать вопросы. Определиться с тем, что я сам знаю о целомудрии, как представляю себе смирение, что такое для меня любовь, интересоваться многими другими подобными духовными вопросами. Если христианин начнет внимательно продумывать каждую такую мысль, то со временем ощутит родственную связь с теми святыми, которые составляли слова духовных текстов, выбрали именно их, чтобы выразить свой духовный опыт.
При этом все православные священнослужители подчеркивают, что никто не требует от верующего ограничивать молитву только чужими словами. В частности, об этом пишет Феофан Затворник. Он подчеркивает, что молитвенное правило призвано помочь человеку разобраться в себе, исправить свой внутренний мир, чтобы дисциплинировать душу, обрести в глубине себя готовность и желание во всем следовать за Спасителем. Например, в молитвах, относящихся к утреннему правилу, основополагающей темой становится обращение к Всевышнему с просьбой о помощи для любого благого дела, которое планируется совершить в этот день. Также следует просить укрепить дух и собственную веру, быть готовым ко встрече с Господом. Нужно помнить о том, что Евангелие сказано, что каждый человек должен бодрствовать, так как не знает, когда придет хозяин дома.
Правило преподобного Серафима Саровского для мирян в видео: