Преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых святых на Руси. Житие Серафима Саровского повествует о том, как уже в детстве с ним стали происходить чудеса, а став монахом, преподобный Серафим стал их проявлять сам — прежде всего невероятными подвигами, которые он совершал: например, он молился о три года на камне и почти не ел. Или он кормил диких зверей, которые стекались к нему со всего леса и становились кроткими рядом с ними.
Но монах-серафим — это еще и один из тех святых, которые оставили не только традицию собственной подвижнической жизни, но и учение (не говоря уже — целое учение): о благодати. Он учил: христианство — это не набор этических правил, где важно только быть хорошим человеком, а более высокая цель — обрести благодать Святого Духа, изменить саму природу человека. А потом — и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом!
Преподобный Серафим Саровский кормит медведя
Учение преподобного Серафима Саровского
В какой-то мере учение — это действительно самое главное, что оставил после себя преподобный Серафим Саровский.
«Обрети дух мира и тысячи вокруг тебя спасутся» — это одно из самых известных изречений преподобного Серафима Саровского, который просто и лаконично передает всю суть своего учения.
Обрести душевный покой и обрести благодать — вот главная цель христианина, а не исполнение заповедей. Выполнение заповедей для человека естественно, и делать это нужно в любом случае, но у человека на земле цель более высокая, чем делать добрые дела и не обижать близких. Эта цель — обожествление: то есть изменение характера души уже здесь — на земле.
Действительно, преподобный Серафим Саровский пытался передать идеи исихазма — «греческого» учения, одним из апологетов которого был в XIV веке святитель Григорий Палама, и которое строится на Святой горе Афон и по сей день. В основе идеи исихазма лежит действие ума, а не просто действия.
святой Григорий Палама
Преподобный Серафим Саровский напомнил, что жизнь христианина начинается не с действий и даже не с мыслей, а даже раньше — с характера его души. Поэтому православный христианин должен не только смотреть на свои мысли (ведь все действия исходят от них), но и дальше направлять свои надежды и стремления — на состояние своей души. Душа, которая призывает Святого Духа и обретает свою истинную целостность и истинное исцеление только через обретение Благодати и, следовательно, во Христе.
Что ж, соблюдение заповедей и благочестивая жизнь — лишь один из лучших инструментов для достижения этой высшей цели: обретения «мирного духа».
Бесовские прилоги
Враг рода человеческого, как известно, всегда прилагает силы к тому, чтобы пошатнуть веру праведника и помешать ему нести служение Богу. Вот и против святого Серафима ополчился нечистый дух, пытаясь запугать его и заставить прекратить своё отшельничество. Много раз звучали в его ушах жуткие голоса, рычание зверей и прочие плоды дьявольского наваждения. Пытался он и сотрясать тело святого, и даже бить его об землю. Но всё побеждалось постом и молитвой. И враг был вынужден отступить.
В довершение всего наслал враг человеческий на преподобного Серафима разбойников. Те его жестоко избили, едва не лишили жизни, требуя деньги. Но святой всё перенёс со смирением, впоследствии даже простил своих обидчиков. Долгое время после перенесённых побоев он не мог ходить и до конца дней своих оставался согбенным. К этому периоду относится третье явление отцу Серафиму Пресвятой Богородицы. Как и в предыдущий раз, Её сопровождали апостолы Пётр и Иоанн, и также Она произнесла, указав на Серафима: «Сей от рода Нашего».
Серафим Саровский: годы жизни — когда он жил
Преподобный Серафим Саровский жил в 18-19 веках. Он родился в 1754 году и умер в 1833 году.
Он прожил 78 лет, и за это время страна, в которой он жил — Российская империя — пережила шесть императоров и сильно изменилась: превратившись из великого государства в настоящую империю, которая в итоге сумела победить самого Наполеона.
Цари, «плененные» преподобным Серафимом Саровским: императрица Елизавета; Петр II; Екатерина II; Петр III; Александр I; Николай I. Хотя, конечно, сам преподобный Серафим меньше думал о царях земных и больше думал о Вечном Царстве, о чем повествует его жизнь.
Интересные факты
- Известно, что отец Серафим разбил огород и обустроил пасеку рядом с кельей. Возможно, наличие меда у клирика и породило легенду о кормлении медведей с рук.
- По слухам, первый гроб преподобного, выполненный из мрамора и серебра, был даром Николая II. Кроме того, существуют сведения, что покров на раку расшивала сама императрица.
- Источником для написания иконы Серафима Саровского послужил портрет, созданный за 5 лет до смерти иеромонаха художником по фамилии Серебряков, ставшим впоследствии иноком.
Серафим Саровский: краткая биография
Биографии святых в Церкви принято называть житиями. Жизнь преподобного Серафино довольно обширна, потому что старец вел очень простой образ жизни и с юных лет стремился к монашеству.
Поэтому краткую жизнь преподобного Серафима можно резюмировать в нескольких предложениях:
- родился в 1833 г;
- в 22 года он ушел из дома и стал монахом,
- через десять лет был пострижен в монахи,
- всю монашескую жизнь он провел в лесу у Саровского монастыря или на затворничестве в самом монастыре
- и умер в возрасте 78 лет.
Однако жизнь любого подвижника состоит не во внешних фактах, а в распорядке жизни и устройстве внутренней жизни, что трудно описать на страницах книг или на веб-сайте. А жизнь Серафима Саровского вряд ли была наполнена внутренними подвигами, которые показали, что при истинном единении с Господом человеческие силы поистине неисчерпаемы, и благодать может освятить человека так, что дикие звери придут к нему на поклонение, а не воры — ни небесного, ни тем более земного, бояться не будет!
Стремление к иночеству
Когда Прохору исполнилось шестнадцать лет, то в нём окончательно созрело желание посвятить свою жизнь Богу. Когда он заговорил с матерью о возможном монашестве, то встретил сочувствие. Агафья благословила сына, надев ему на шею медный крест, который он не снимал до конца жизни. Помолившись Богу и присев на дорожку, Прохор навсегда покинул родной дом.
Вначале он отправился в Киев, где святой старец Досифей, благословив его, велел идти в Саровскую пустынь к отцу настоятелю Пахомию, там подвизаться в качестве послушника. Житие Серафима Саровского с большой теплотой рассказывает об отце Пахомии как о ревностном служителе Божьем и необыкновенно добром человеке.
Чудеса преподобного Серафима Саровского
Чудесные явления начали происходить с монахом Серафино, когда он был еще семилетним ребенком Прохором. Он упал с шпиля на землю, но выжил.
Подвиги, которые он совершил за время своего тридцатилетнего пребывания в лесу, можно считать настоящим чудом, но об этом позже.
Его святая жизнь сделала кротких самых грозных животных. Монах рассказал, что ночью к нему приходили волки, зайцы, лисы, змеи и мыши и даже большой медведь. И накормил всех, и чудесным образом угощений на всех хватило. «Сколько хлеба я ни ел, — сказал подвижник, — он чудом не упал в корзину!»
Как и любой святой, преподобный Серафим Саровский не стремился творить чудеса и в каждом чудодейственном явлении видел прежде всего щедрость и любовь Бога и пример того, насколько безграничным становится мир при его жизни со Христом.
Атаки дьявола усилились. Сначала они проявлялись мистическим образом — во время молитвы старшего Серафима можно было отбросить назад и сбросить на землю — эти демоны «веселились». И однажды — во время подвигов в лесу — на него напали самые верные воры. Он был дьяволом, видя духовную стойкость старца, теперь атаковал, используя земные инструменты «под рукой» — людей — чтобы сломить дух монаха этим «приземленным» способом.
Грабители избили монаха, сломали ему ребра, сломали череп и нанесли еще много ран. Некоторое время спустя нашли раненого Серафима Саровского, врачи были удивлены: как он выжил, было непонятно. Сам преподобный рассказал, что на днях преподобному явилась Богородица, и это в конце концов его успокоило, помогло все бросить на волю Божью и тем самым спасти свою жизнь.
Явление Богородицы преподобному Серафиму Саровскому — тоже одно из чудес, не раз случавшихся с ним. По легенде их было двенадцать. Первый — в детстве, когда Прохору было 9 лет — мальчик тяжело заболел и Богородица пообещала исцелить его. Именно после этого он решил для себя стать монахом. А последнее явление произошло за пару лет до его смерти — когда ему явилась Пресвятая Богородица в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 девственниц.
Детство и юность святого
В конце восемнадцатого века (точная дата неизвестна) в семье богатого купца Мошнина в городе Курске появился на свет мальчик, которого назвали Прохором. Он был с детства богобоязненный, любил проводить время в молитве, а не в играх со сверстниками, как многие. Отец его рано покинул этот мир, и Прохор остался один с матерью.
Уже с детства Господь открыл о нем Свой Промысел. Когда мальчику было пять лет, он с мамой был на строительстве собора. Когда она отвлеклась, Прохор залез на самый верх колокольни и упал оттуда. Мать в отчаянии побежала искать то, что осталось от ее сына. Но каково было ее удивление и радость, когда она увидела сына целым и здоровым, как будто он и не падал с такой высоты.
Другое чудо Господь явил во время болезни мальчика. Прохор тяжело болел, так что мать не надеялась, что он выживет. Но мимо их дома как раз проходил крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение». После того, как мальчик приложился к ней, то стал быстро поправляться.
Таким образом, всем стало понятно, что это – не простой ребенок. Да и сам он мечтал уйти из этого грешного мира и в монашестве послужить Богу. Но ему было жалко мать, что она останется совсем одна.
Подвиги преподобного Серафима Саровского
Первый видимый подвиг будущий старец Серафим совершил еще до пострижения в иноки — когда из Курска, где он родился и жил, он пошел в Киево-Печерскую Лавру: поклониться мощам пещерных святых и получить благословение на монашество. Он не ездил на поезде, не ездил на машине и не летал на самолете. В те времена паломничество было не комфортным «туризмом», как сейчас, а настоящим делом.
Киево-Печерская Лавра, 19 век
Но, конечно, прежде всего он прославился принесенной им аскезой, уже будучи монахом. С самого начала он отличался от братства строгим статутом. А 30 лет своей жизни он провел либо отшельником в лесу в нескольких километрах от Саровского монастыря, либо в самом доме, но в изоляции.
Его образ жизни в лесу кажется невероятным. Сан-Серафино мог ходить в одной и той же одежде круглый год, он носил цепи, иногда ел одну и ту же траву.
Его самый известный подвиг — подвиг господства над колоннами, когда он тысячу дней и тысячу ночей попеременно оставался в молитве на двух камнях.
Он начал принимать посетителей только в последние годы жизни — и именно тогда люди узнали о Серафиме Саровском и при жизни прославили его как святого.
Старчество
Про старца узнали люди и стали приезжать к нему за советом отовсюду. Он имел прозорливость и предсказывал многие события, в том числе касающихся России и монастыря. Также старец предсказал собственное прославление, что его мощи понесут крестным ходом в Дивеевский монастырь. Эту женскую обитель святой основал незадолго до своей кончины.
Монахини и послушницы из Дивеева любили старца и часто приходили к нему. Однажды святой велел выкопать канаву вокруг монастыря, говоря, что видел, как Сама Матерь Божия прошла по ней. Эта канавка была выкопана, святой велел ходить по ней каждый день с молитвой «Богородица Дево радуйся». Преподобный предсказывал, что в последние времена антихрист подойдет к монастырю, но войти в него не сможет, потому что канавка загорится огнем до неба.
Многим мирянам он советовал за кого выходить замуж, а некоторым велел уходить в монашество. Также старец исцелял больных. Не только люди, а даже животные любили святого и ходили к нему. Одна монахиня видела, как к нему пришел медведь, которого он приручил хлебом.
Сама старец тяготился людским вниманием, толпами приходящих, которые мешали ему молиться. Однажды он помолился Божией Матери, и дерево упало на пути к его келии. Пятнадцать лет он не принимал людей, находился в затворе. А потом снова к нему пошли толпы людей.
Всех приходящих старец встречал с большой любовью, говоря всем: «Радость моя, Христос воскресе!». Приезжал к нему сам император.
Мощи Серафима Саровского: где находятся?
Мощи преподобного Серафима Саровского сейчас хранятся в Серафимо-Дивеевском монастыре. Там им можно поклониться. Дивеевский монастырь находится в Нижегородской области. Из Москвы, например, можно доехать до Нижнего Новгорода поездом, а потом автобусом до Дивеево. Расписание автобусов можно посмотреть здесь
Автомобилем: 450 км от МКАД.
В монастыре есть отели и частные дома, и всегда можно найти, где остановиться, но лучше всего бронировать жилье заранее, особенно во время больших религиозных праздников или в дни памяти святого.
А в Москве есть двор Дивеевского монастыря — это в двух минутах ходьбы от метро Проспект Мира-Кольцевая — если идти по тропинке на Садовое кольцо. Двор с домовой церковью внутри находится прямо на проспекте Мира:
Домашний храм — что это такое и чем он отличается от обычного храма?
Канонизация и обретение мощей
Почитать Серафима начали еще при жизни, а канонизирован старец был по настоянию супруги Николая II Александры Федоровны. Это случилось 19 июля 1902 года. По слухам, императорская чета верила, что именно благодаря молитвам отцу Серафиму в царской семье появился наследник. Кроме того, святого любили в народе, а Романовы в вопросах веры стремились не отдаляться от подданных.
Такое развитие событий вызвало целый скандал, во главе которого стоял Константин Победоносцев, занимавший пост представителя императора в Святейшем Синоде. Последний не считал распоряжение царя соответствующим церковным канонам.
Избиение разбойниками.
Posted by Rusu Silvia on Friday, January 15, 2021
Серафим Саровский с разбойниками
Отчасти Серафима Саровского не спешили причислять к лику святых из-за сведений, указывающих на симпатию преподобного к старообрядцам. О том, как в действительности иеромонах относился к раскольникам, до сих пор ведутся дискуссии.
Осенью 1920-го уездный съезд Советов в Темникове постановил вскрыть раку с мощами старца, что и произошло в конце года. В 1922-м останки Серафима Саровского оказались в Музее религиозного искусства в Донском монастыре, где затем попросту потерялись.
В 1990 году в фондах Музея истории религии при Казанском соборе в Санкт-Петербурге обнаружились неизвестные человеческие кости. Благодаря сохранившемуся акту вскрытия раки удалось установить, что останки принадлежат Серафиму Саровскому. Обретение мощей состоялось 1 августа 1991 года после торжественной встречи гроба иеромонаха в Дивееве.
Икона Серафима Саровского
Так появляется одно из самых распространенных изображений преподобного Серафима. (На снимке изображена икона, которая хранится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре):
Преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых святых на Руси, поэтому его икону можно найти и поклониться практически в любом храме.
Преподобный отец Серафим, молитесь за нас Богу!
Наследие
Православные продолжают молиться Серафиму Саровскому. Пресса не раз сообщала об исцелениях от различных недугов людей, которые приходили к мощам святого, предсказаниях и других чудесах, связанных со старцем.
Верующие знают не одну молитву отцу Серафиму. Преподобный помогает в исцелении, почитатели просят чудотворца подарить гармонию и душевную стойкость. Зачастую к иконе приходят, чтобы святой наставил на путь истинный. Нередко бизнесмены молятся Серафиму, желая получить успех в делах и торговле. Молодые девушки просят послать спутника.
Сегодня храмы Серафима Саровского есть почти в каждом городе России, среди них Москва, Санкт-Петербург и Казань. Есть приходы в честь преподобного и в небольших селах. Акафисты святому звучат даже за океаном.
«Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся».
Прп. Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1754 года в г. Курске в благочестивой купеческой семье Исидора и Агафий Мошниных. Во святом Крещении был наречен Прохором, в честь святого Прохора, апостола от 70-ти (память 4 января и 10 августа). Исидор Мошнин брал подряды на строительство каменных зданий; под конец жизни начал постройку церкви во имя преподобного Сергия Радонежского в г. Курске, но скончался до окончания работ. Трех лет святой Прохор лишился отца, завещавшего своей супруге окончить строительство храма. С младенчества святой Прохор был под особенным покровительством Промысла Божия. Однажды Агафия Мошнина взяла с собой сына на строительство храма и он, оступившись, упал с колокольни; но Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. Святой Прохор с детских лет любил посещать церковные службы и читать Священное Писание и Четьи-Минеи, но больше всего любил он молиться в уединении.
На десятом году святой Прохор тяжело заболел; в сонном видении ему явилась Божия Матерь, обещая исцелить его от болезни. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла святого Прохора приложиться к святой иконе, после чего он быстро поправился.
Еще в отрочестве святой Прохор решил посвятить свою жизнь служению Богу и уйти в монастырь. Мать благословила его на иноческий путь медным распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Незадолго до того святой Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил святой Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, святой Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем был мудрый старец отец Пахомий. Определив юношу в послушники, он назначил ему в духовники старца Иосифа. Под руководством старца святой Прохор проходил многие монастырские послушания: был келейником, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и все исполнял с ревностью и усердием. Постоянной работой он ограждал себя от скуки — этого, как позже он говорил, «опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия». По примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, святой Прохор испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву.
Через два года послушник святой Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие святого Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы хотели вызвать к нему врача, на что святой Прохор сказал отцу Пахомию: «Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес — Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери…», — и попросил, чтобы его причастили Святых Тайн. Тогда же святому Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей — от рода нашего». Затем Она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Престол для придела святой Прохор соорудил из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви.
Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, он принял иноческий постриг с именем Серафим (евр. — пламенный), столь удачно выражающим его подлинно пламенную любовь к Богу и стремление ревностно Ему служить. Через год преподобный Серафим Саровский был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме. Господь сподобил преподобного благодатных видений: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной Литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после пения тропарей преподобный произнес: «Господи, спаси благочестивыя», — и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом «и во веки веков», внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим Саровский увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим Саровский в духовном восторге не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати.
После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келлии.
В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим Саровский был рукоположен в сан иеромонаха. После кончины настоятеля, отца Пахомия, преподобный, имея его предсмертное благословение на новый подвиг — пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля отца Исайи и ушел в пустынную келлию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь он стал предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и возвращаясь к себе в келлию после Литургии, за которой причащался Святых Тайн. Свое келейное молитвенное правило преподобный Серафим Саровский совершал по уставу древних пустынножителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги. Около келлии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн.
Святой старец в уединении иногда настолько погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники — схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением удалялись. Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келлии. К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне — за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный прекратил к себе доступ мирянам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келлию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его.
Видя подвиги преподобного, диавол навел на святого мысленную брань — упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим Саровский усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая; «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же он молился в келлии на другом камне, который принес из леса. Так молился преподобный 1000 дней и ночей.
Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал разбойников. У преподобного, работавшего на огороде, был в руках топор, но он не стал обороняться, вспомнив слова Господа: «Взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Разбойники нещадно били преподобного, проломили ему голову, сломали несколько ребер. Всё сокрушив в келлии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли.
Преподобный, придя в сознание, дополз до келлии и, мучительно страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран. Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление. После этого преподобный Серафим Саровский провел около пяти месяцев в обители, а затем вновь ушел в пустынную келлию. Оставшись согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. После смерти настоятеля отца Исайи, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав посещать обитель в воскресные дни. Плодом великого подвижничества явилось для преподобного стяжание мира души и радости о Святом Духе. Преподобный Серафим Саровский впоследствии говорил одному из монахов монастыря: «…радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».
Новый настоятель отец Нифонт предложил отцу Серафиму Саровскому или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в Богослужении, или вернуться в обитель. Преподобный избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь. Весной 1810 года он возвратился в обитель после пятнадцатилетнего пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе преподобный Серафим Саровский сподобился от Бога особых благодатных даров — прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями — Климентом Римским и Петром Александрийским — явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора.
Преподобный Серафим Саровский открыл двери своей келлии для всех. Старец видел сердца людей и как духовный врач исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму Саровскому за назиданием чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям; «радость моя, сокровище мое». Старец стал посещать свою пустынную келлию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келлию. Выходя из келлии, старец всегда нес за плечами котомку, где лежало Евангелие и груз из камней и песка. На вопросы, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: «Томлю томящего меня».
В последний период своей жизни преподобный Серафим Саровский особенно заботился о своем любимом детище — Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного заботиться о «дивеевских сиротах».
Ученики и духовные дети помогали святому окормлять Дивеевскую общину: Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты; Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер дивеевских; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным. Н.А. Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни.
В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти. Все знали и чтили преподобного Серафима Саровского как великого подвижника и чудотворца. С 1831 года преподобный многим предвозвещал о предстоящем голоде, и, по его совету, в Саровской обители сделали запас хлеба на шесть лет, вследствие чего спаслись от голода. За год и девять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим Саровский еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимче Мой, будешь с нами»…
Преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В то время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, — близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим Саровский в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к Литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.
Желая дать возможность почитателям прощаться со старцем, лежащим уже во гробе, целые восемь суток оставляли почившего непогребенным; он лежал в Успенском соборе, и в это время ко гробу его стекались тысячи жителей из окрестных мест и соседних губерний. В 1891 году над гробницей преподобного Серафима Саровского была выстроена часовня.
В 1903 году совершилось торжественное прославление великого угодника Божия — преподобного Серафима Саровского. 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в подготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудотворениями и исцелениями. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим Саровский становится одним из самых любимых святых русского народа.
Тропарь преподобного Серафима
глас 4
От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.
Кондак преподобного Серафима
глас 2
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.
Источник: www.eparhia-saratov.ru
«У меня не было цели разоблачать житие святого»
— Вот Вы увидели, что в реальности некоторые ключевые истории в жизни святого или происходили не так, или вовсе не происходили. Но по какой причине такое видение в среде верующих сложилось? Это простая человеческая тяга к чудесному? Или за этим стоят какие-то более сложные законы христианского и конкретно православного мировидения?
— Повторюсь, что наиболее значимые моменты в биографии преподобного — падение с колокольни, кормление медведя, моление на камне — нельзя обойти. Они реальны, памятны, отражены на литографиях, иконах, которые располагались в красных углах не только крестьянских изб. Я лишь поправил некоторые из них по архивным документам.
Также хочу заметить, что среди первых биографов преподобного не было настоящих литераторов. Были малообразованные очевидцы, которые, порой стремясь к украшению биографии старца, теряли чувство меры. Например, желание показать преподобного Серафима как человека преодолевающего все жизненные тяготы, полагаясь только на собственные силы, привело к тому, что долгое время замалчивалось имя его послушника — Павла.
В этом смысле показательно, что, например, вокруг оптинских старцев мы не встречаем такого наслоения различных преданий. И связано это как раз с тем, что Оптина пустынь, по сравнению с Саровским монастырем, более древняя обитель — жизнеописания старцев создавались здесь, можно сказать, профессионалами своего дела. Саровская же пустынь была в основном крестьянская, и «Сказания» о преподобном, образно говоря, писал простой народ. Поэтому и текст порой кажется примитивным — я, конечно, имею в виду первые биографии.
Однако стоит заметить, что подобное домысливание жизни знаменитого человека — постоянно встречающееся явление. Такова судьба всех, чья биография притягивает к себе тысячи людей. Она же ведь как-то воспринимается, интерпретируется, транслируется, и в процессе такой рефлексии всегда возникают какие-то сбои, которые иногда искажают реальную историческую фактуру.
В этом-то и состоит задача исследователя — убрать такие наслоения и добраться, по возможности, до действительности. Не даром и эпиграфом к своей книге я выбрал слова именно игумена Саровской пустыни Исайи (Путилова): «Подлинно как уменьшение истинности в описаниях праведных мужей и чего-либо достойного замечания, так и излишняя похвала их отнимает честь у них». К сожалению, первые биографы, да и биографы нового времени, не всегда следовали по этому пути.
Раев В.Е. Портрет старца Серафима. 1830 г.
— То есть речь идет именно о человеческой слабости, о желании разглядеть сверхъестественное во всем? Почему же тогда Церковь не корректирует то, что явно приукрашено в жизнеописании Серафима Саровского?
— Во-первых, прошло еще слишком мало времени, чтобы вносить такие правки. Документы опубликованы мною только сейчас, а Церковь никогда никуда не спешит, особенно в тех вопросах, которые касаются жизни таких значительных святых, как преподобный Серафим. И это, на мой взгляд, мудро.
Важно, что события, изложенные именно в официальном, принятом Церковью житии святого — сомнений не вызывает. Сразу же после канонизации церковная цензура отцеживала из жизнеописания святого все, что было явно окрашено людской фантазией.
Во-вторых, я вообще не сторонник того, чтобы в жития святых вносились какие-либо существенные правки на основе даже самых добросовестных исторических исследований. Агиографический жанр — это не историческая хроника и не сборник свидетельских показаний. Это рассказ о христианском подвиге реально существовавшего человека, который формируется и пишется по совершенно иным канонам — с акцентом на проявления его личной святости, на моменты, через которые все больше и больше проступает процесс преображения человека. В конце концов, мы же ведь не сравниваем икону и картину — они из совершенно разных миров и, очевидно, служат разным целям. Также и здесь. Нужно всегда помнить об этой границе и не стирать ее.
— Какую же цель Вы ставили перед собой в своем исследовании?
— Помочь увидеть описываемую личность с исторической точки зрения. Однако этот ракурс ни в коем случае не заслоняет ту целостную реальность, которую открывает нам житие. В процессе написания книги мною не ставилась задача разоблачения этого жития или каких-либо мифов. Впрочем, и сами мифы имеют право на существование, так как за ними всегда можно найти завуалированную правду, которая описана не научным языком, а иным, а значит и расшифровывать этот «текст» нужно иначе.
Найденные мною в архивах и книгах факты приводятся для исправления тех несоответствий, которые были допущены исследователями, литераторами прежних поколений по вполне понятному незнанию данной темы. Ведь на руках у них еще не было тех документов, которые имелись у меня.
Также важно понимать, что никакого конфликта между исторической проработкой того или иного материала и устоявшимся житием — нет. Просто есть разные способы работы, разные цели, способы интерпретации. Во Франции, например, существуют описания жизни святых для самых разных людей. Это и каноническая агиография, и переложения для католиков, и исследования для светских людей, и даже комиксы для детей.
— Ваше исследование не навязывает никаких выводов. Но сегодня люди часто склонны не спокойно относиться к фактам, а сразу приступать к интерпретации. И вполне вероятно, что найдутся те, кто скажет: это, мол, и требовалось доказать — Православие держится на сказках, которым верят люди без критического мышления. Что бы Вы на это ответили? У Вас самих такого вопроса не возникало?
— У меня не возникало. И нельзя сказать, что Православие держится на сказках. Иначе история Церкови не исчислялась бы уже двумя тысячами лет. Различная интерпретация исторических фактов и событий присутствовала и раньше, присутствует сегодня — и без этого, вероятно, не обойтись. Это совершенно нормально.
Для меня во всем этом важнее другая мысль: бывают такие жизненные ситуации, когда человек готов поверить в любое чудо, стремится ощутить его на себе, и порой оно происходит, вопреки утверждениям скептиков. Такие ситуации выпадают за пределы внешних научных штудий, потому что относятся они к явлениям совершенное иного порядка. Это как бы внутренние, личностные «узловые моменты», которые понятны только самому пережившему их человеку и априори не пригодны для любых, даже самых рафинированных рациональных манипуляций. И здесь каждый уже доказывает себе ровно то, что ему хочется.