Преподобный Амвросий Оптинский — высокий подвижник, один из самых ярких представителей старчества, с 1860 года — главный духовник Оптинской пустыни. Его считают прообразом старца Зосимы в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Простые мудрые мысли и наставления Амвросия Оптинского стали цитатами, которые актуальны по сей день. Источник — Эзотерика. Живое Знание
- Наставления Амвросия Оптинского
- Цитаты на все случаи жизни
- Отзывы и комментарии (1)
- Статьи по теме
Наставления Амвросия Оптинского
- Грехи — как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно.
- ри степени для спасения, как сказано у св. Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.
- Везде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающие душевно, руководясь законом Божиим.
- Смиряйся, и все дела твои пойдут. Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.
- Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота.
- Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
- Тщеславие не дает покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов.
- Кто уступает, тот больше приобретает.
- Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.
- Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом слабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молится, в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает.
- Апостол Петр отдал сети и получил Царствие Небесное; вдовица отдала две лепты; у кого миллионы, пусть отдаст их; а у кого ничего нет, пусть отдаст произволение.
- Не надо верить приметам, и не будут исполняться.
- Страх Божий есть начало очищения совести.
- Когда ложишься спать, кровать и келью крестить с молитвой «да воскреснет Бог».
- Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками увидишь. Дурные сны бывают от трех вещей: от осуждения, от тщеславия и от объедания.
ИЗБРАННЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ СТАРЦА АМВРОСИЯ,
Читайте «Отче наш», да не лгите: «Остави нам долги наша якоже и мы оставляем…»
(Мф.6:12).
«Христос воскресе» – читать, когда положено Церковью, а то не должно».
Надо молиться и прибегать к Царице Небесной: помоги, спаси и помилуй.
«Богородице Дево» читать хоть с поясными поклонами. Об этом сказала сама Божия Матерь, явившись во сне одной монахине, прибавив, что это для ее же пользы.
Молитву в келье читать устами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Или «Боже, очисти мя, грешную». А в церкви: «Господи, помилуй». И слушай больше, что читают. А если не слышишь, то всю молитву читай: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».
Не должно говорить, что молишься (или будешь молиться) за других. О. Антоний, и тот говорит: «Обязываюсь молиться».
Во всех делах требуется человеку помощь Божия, а потому всегда и во всём просить помощи Божией, т.е. необходима усердная молитва.
Так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Батюшка рассказывал: «У одного монаха на Афоне был скворец, которого он очень любил, и так к нему привязался, что тот часто отвлекал его от молитвы своими разговорами. Только монах начнет исполнять свое правило, а скворец тут и разговорится. На Светлое Воскресение монах подошел к клетке и говорит: «Скворушка, Христос воскресе!» А скворец вдруг ему отвечает: «Вот то-то и беда, что воскресе», – и тут же околел. Тут монах понял свою ошибку и раскаялся».
Утренние молитвы читать, и в это время ничего не делать. И ко всякой службе ходить. Антоний Великий видел ангела, который показывал ему (как должно монаху жить); то помолиться, то поработать. А во время работы «Господи, помилуй» читать.
Когда бывает бдение, минут за восемь надо читать вечерние молитвы.
Когда ложишься спать, кровать и келью крестить с молитвой Да воскреснет Бог».
Когда проснешься, сначала перекрестись. В каком состоянии будешь с утра, так и на целый день пойдешь. У св. Иоанна Лествичника об этом написано.
Прежде всего нужно милости просить у Бога и молиться: «Имиже веси судьбами, помилуй мя грешную (ого)».
Утром, когда проснешься, говори: «Слава Тебе, Боже». Батюшка о. Макарий всегда это говорил. И не должно вспоминать происшедшее и сны.
Одна сказала батюшке: «Когда сердита бываю, то молюсь рассеяно». А батюшка ответил: «Кто сердится, тот лишается покрова Божьего. Нужно молиться без злопамятности».
Обращаясь к монашенкам, батюшка говорил: «Долготерпите, за всё благодарите, о всём радуйтесь, молясь за всех непрестанно
(Ср.: 1Фес.5:14–16), – а если что из этого не исполните, то выйдет не молитва, а чепуха».
Когда батюшку просили помолиться, чтобы исправиться он отвечал: «Самой надо споспешествовать. Пророк Нафан молился за царя Давида, а он ложе обливал слезами, молился и за Саула, а тот спаше и храпляше».
Некто спросил монаха: «Кто тебя научил молиться?» – Он ответил: «Бесы». – «Как бесы?!» – «Да так. Они меня бороли разными помыслами, а я отбивался от них молитвой.
Когда бывает бесчувствие, тогда наиболее нужно упражняться в молитве устной.
Батюшка рассказывал: «Одна всё хотела странствовать и туда, и сюда – и в Киев, и в Задонск, а старец один ей и говорит: «Всё это тебе не на пользу, а вот сиди дома в келье и твори молитву мытареву».
Если не хочется молиться, надо понуждать себя, святые отцы говорят, что молитва с понуждением – выше произвольной молитвы. Не хочется, но понуждай себя: «Нудится бо Царствие Небесное»
(Мф.11:12).
«Богородицу» читать 12 раз или 24 раза в день. Она у нас одна Заступница.
Когда усердно молишься, то так и смотри, что искушение будет. Это и со всеми случается.
«Не должно тебе молиться за сестер, – писал старец одной монахине. – Это враг под видом добра подущает; это дело совершенных. А ты только перекрестись и скажи: «Господи, помилуй нас».
Когда ударят к «Достойно», (если находишься в келье), нужно встать и положить три поклона св. Троице: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Св. Духу». Просить заступления Царицы Небесной и читать: «Достойно есть яко воистину…», а если кто чужой будет (в келье), то только перекреститься.
Когда бьют часы, должно перекреститься с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»; как пишет св. Димитрий Ростовский: «Для того помилуй мя, что час прошел, ближе к смерти стало». – Можно не при всех креститься, а по рассмотрению, при ком можно, а то и не надо, в уме же молитву должно сотворить.
Четки даны для того, чтобы не забывать молитву творить. Во время службы должно слушать, что читают, и перебирать четки с молитвой: «Господи помилуй»; а когда не слышно (чтения) то: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Батюшка о. Амвросий советовал при кознях человеческих и вражеских прибегать к псалмам св. пророка Давида, которыми молился он, когда был в гонении от врагов, а именно, читать псалмы: 3-й, 53-й, 58-й и 142-й. Выбирать из этих псалмов стихи приличные к скорби и почаще прочитывать их, обращаясь к Богу с верой и смирением. А когда будет бороть уныние или томить душу безотчетная скорбь – прочитывать псалмы 101-й и 36-й, («Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие»
(Пс.36:1), затем псалом 26-й (
«Господь просвещение мое»
(Пс.26:1) и псалом 90-й (
«Живый в помощи Вышняго»
(Пс.90:1). Если во имя Святой Троицы исправно читать эти псалмы ежедневно по три раза со смирением и усердием, предавая себя всеблагому Промыслу Божию, тогда
«изведет Господь яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне, точию повинися Господеви и умоли Его»
Пс.36:6–7).
Когда старцу пожаловались, что посторонние мысли мешают молиться, он сказал: «Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум; а он всё на свою лошадку: но-но! но-но! – так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, всё свое дело делай – молись!»
Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, – да и сам мужик не лежи». И прибавлял: «Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила» (Ср.: Мф.15:22–28).
Цитаты на все случаи жизни
- Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится — это и есть жить проще.
- В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище — сердце внимательное. Что тебе за дело, что про тебя говорят? Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи.
- Советую тебе не верить никакому предчувствию, которое на тебя наводит тоску и безотрадное состояние души; а верить тому, как Бог устроит. Бог же устрояет для нас всегда полезное и спасительное.
- Никогда ни с кем не спорь о вере. Не надо. Потому что никому ничего не докажешь, а сам только расстроишься. Не спорь.
- Начало радости – быть довольным своим положением.
- Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца.
- Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай ДЕЛА ЛЮБВИ, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и ВЛОЖИТ В СЕРДЦЕ твое ЛЮБОВЬ…
- Мы должны жить так, как колесо вертится – чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх.
- Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог!
- От ласки у людей бывают совсем иные глазки.
- Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение.
- Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет.
- Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
- На вопрос: «Что значит жить по сердцу?», преподобный Амвросий Оптинский ответил: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее».
Рейтинг: 1.99
(Проcмотров: 1597)
Читайте раздел Вне течений на портале эзотерики naturalworld.guru.
Вспомним самые мудрые наставления Преподобного
1. Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно. 2. Три степени для спасения, как сказано у св. Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби. 3. Везде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающие душевно, руководясь законом Божиим. 4. Смиряйся, и все дела твои пойдут. Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет. 5. Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота. 6. Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог. 7. Тщеславие не дает покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов. 8. Кто уступает, тот больше приобретает. 9. Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото. 10. Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом слабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молится, в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает. 11. Апостол Петр отдал сети и получил Царствие Небесное; вдовица отдала две лепты; у кого миллионы, пусть отдаст их; а у кого ничего нет, пусть отдаст произволение. 12. Не надо верить приметам, и не будут исполняться. 13. Страх Божий есть начало очищения совести. 14. Когда ложишься спать, кровать и келью крестить с молитвой «да воскреснет Бог». 15. Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками увидишь. Дурные сны бывают от трех вещей: от осуждения, от тщеславия и от объедания.
Преподобный Амвросий Оптинский своей жизнью показал удивительный пример того, как в физически немощном человеке может действовать такая Божья сила, которую мечтали бы иметь многие внешне полноценные и крепкие люди. А еще жизнь отца Амвросия – это воплощение его любимой фразы: «Где просто, там ангелов со сто». Старец словно показывал, что подлинная мудрость и жизненная правда – выражается не в вычурных словах или в каких-либо утонченных формах, а в простых вещах, которые растворены Божьей любовью. И если бы люди могли иметь хоть чуточку той любви, которая была у этого великого старца, жизнь была бы иной. Преподобный Амвросий стал живым воплощением слов Христа: «Не будете как дети – не войдете в Царство Небесное»
***
Чадце мое нетолковитое, мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в терпении и долготерпении, в нем же имамы великую потребу, да благодушно переносим вся встречающаяся и вся приключающаяся.
***
N воры — лакомые воры, да и не слабы, и не хворы, лазят не только через заборы, но, как мыши, пробираются и сквозь крыши. Эти воры, или другие, в двух местах хлебный амбар провертели, но ничего не успели и, должно быть с горя, пошли и запели: «Монастырского не трогай, чтобы не послали арестантскою дорогой».
***
Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться.
***
N во время поста находится в церковном затворе, а я и в пост, и не в пост постоянно нахожусь на людском соборе и сборе и чужих дел на разборе.
***
N! не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает и тем и другим надоедает, а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени окончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно…
***
Ты, N, чай пей, только дело духовное разумей.
***
Без смиренья невозможно иметь успокоенья.
***
На слово не верь всякому вздору без разбору — что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать.
***
Возмогай о Господе и в державе крепости Его! Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждою веселия одея нас; и глаголет к нам через Апостола: всегда радуйтеся, о всем благодарите, сия бо есть воля Божия.
***
Потерпи; может, откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад; а пока вооружайся терпением и смирением, и трудолюбием, и самоукорением.
***
Ты говоришь, что делаешь все с понуждением; но в Евангелии понуждение не только не отвергается, но и одобряется. Значит, не должно унывать, а должно на Бога уповать, Который силен привести все к полезному концу. Мир тебе!
***
Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет.
***
Немощь, и слабость, и усталость, и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение — вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание.
***
Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят — слушай, а что подают — кушай.
***
Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна — и будешь мирна!
***
Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих.
***
Благожелательно приветствую о Господе N многовещанную и других сестер, которые живут, аки рыбы безгласные, хотя изредка перышки и поднимают. Но перо не палка, и воробей не галка, и сорока не ворона. Впрочем, у всех есть своя оборона. Когда найдетуныние, прочитывай этот набор слов, как немец русскому говорил: «Экой ты дров!» Хотел назвать дубиной, да не сумел.
***
Не раз вспомнишь простую русскую пословицу: «Бей в решето, когда в сито не пошло». Пословицу эту не мешает заметить и запомнить и тебе, мать, когда придется в деле не успевать, когда думаем сделать так, а выходит иначе. Тогда пословица эта пригодна наипаче.
***
Приветствую N многовещанную, и N поющую и тон задающую, и пытливую… чтобы не допускали много к своему уху. Слабые уши не могут без вреда многого переносить.
***
Хоть и говорят, что год на год не приходится, а все-таки всегда дела идут, как водится. Всегда один прочный совет: «Ванька, а Ванька! Смака, барин знаит-пярязнаит, а все-таки твярдит». Этот с барином Иван — пример и нам. Каждый тверди свой урок и помни, что говорит пророк: блажен, иже не иде на совет нечестивых.
***
Не было печали, но лукавые враги накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки.
***
Слышу о тебе, начальственная мать, что ты не перестаешь унывать с тех пор, как начала горевать, получивши весть о пострижении. Знай, что горе — как море: чем более человек в него входит, тем более погружается.
***
Мир тебе и милым гусяткам! Которые бывают иногда милы, иногда же и гнилы.
***
Хорошо бы, новая матушка …ина, если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина, при этом и душевная тишина хранима. Хотя это не легко, и претрудно, и не всегда удобно, но зато и нам и другим полезно.
* * * Дай Бог, чтобы всякое возгорание неприятное скоро погашалось, чтобы не подавать деревенским ребятишкам повода повторять старинную песенку: «Гори, гори жарко, едет Захарка, сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках». По-видимому, песенка эта глупенькая, но не без причины же и повода какого-либо она сложена. А я вам написал это после духовного утешения для простого рассмешения.
* * *
Оттого и кончина была хороша, что жила хорошо. Как поживешь, так и умрешь.
* * *
Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся и унывают.
* * *
Иди, куда поведут; смотри, что покажут, и всё говори: да будет воля Твоя. Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши.
* * *
Лицемерие хуже неверия.
* * *
Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо.
И еще 15 цитат и советов Преподобного, которые пригодятся всем
1. Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится — это и есть жить проще. 2. В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище — сердце внимательное. 3. Что тебе за дело, что про тебя говорят? Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи. 4. Советую тебе не верить никакому предчувствию, которое на тебя наводит тоску и безотрадное состояние души; а верить тому, как Бог устроит. Бог же устрояет для нас всегда полезное и спасительное. 5. Никогда ни с кем не спорь о вере. Не надо. Потому что никому ничего не докажешь, а сам только расстроишься. Не спорь. 6. Начало радости – быть довольным своим положением. 7. Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца. 8. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай ДЕЛА ЛЮБВИ, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и ВЛОЖИТ В СЕРДЦЕ твое ЛЮБОВЬ… 9. Мы должны жить так, как колесо вертится – чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх. 10. Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог! 11. От ласки у людей бывают совсем иные глазки. 12. Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение. 13. Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет. 14. Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно. 15. На вопрос: «Что значит жить по сердцу?», преподобный Амвросий Оптинский ответил: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее».
Источник