Житие святого Евфимия Суздальского и в чем помогает чудотворец, тексты молитв

Евфимий Суздальский

(1316 — 1404), архимандрит, преподобный

Память 1 апреля в день кончины, 4 июля в день обретения мощей, в Соборах Нижегородских и Радонежских святых

Родился в 1316 году в Нижнем Новгороде. С раннего детства он был научен грамоте и получил духовное воспитание.

Принял постриг в Нижегородском Печерском монастыре от его основателя, святого Дионисия Суздальского. Подвиги преподобного Евфимия были так велики, что святой Дионисий советовал ему их уменьшить.

В 1352 году суздальский князь Борис Константинович решил основать в своем городе мужской монастырь и обратился в Нижегородскую Печерскую обитель с просьбой прислать инока для создания монастыря. Выбор святого игумена пал на преподобного Евфимия. После прибытия преподобного Евфимия в Суздаль в северной части города, за рекой Каменкой, суздальский святитель Иоанн при громадном стечении народа водрузил крест на месте будущего монастырского собора. Сам князь начал копать землю под фундамент, а преподобный Евфимий вытесал для себя три гробовых камня; дав обет остаться в новой обители до конца жизни. Так было положено основание Спасо-Преображенского Евфимиева монастыря, куда вскоре под руководство преподобного собралось более трехсот иноков. В монастыре был принят общежительный устав. Особенно преподобный следил за тем, чтобы каждый из иноков был готов исполнить любое послушание. Преподобный Евфимий часто ходил за духовным советом в Троице-Сергиеву обитель к преподобному Сергию Радонежскому (+ 1392). Святой Евфимий был строгим подвижником и великим молитвенником. Он неустанно трудился на пользу всей братии.

Скончался преподобный Евфимий 1 апреля 1404 года.

Житие святого чудотворца Евфимия Суздальского

Чудотворец Евфимий Суздальский жил в одно время с такими почитаемыми святыми, как Сергий Радонежский и митрополит Московский, святитель Алексий. Житие преподобного Евфимия было написано иноком Григорием.

Происхождение

Родился святитель и чудотворец Евфимий в 1316 году в Нижнем Новгороде, который на тот момент входил в Суздальское княжество. Информации о том, кем были его родители, в житии не указано, однако можно сделать предположение, что это были люди благочестивые, которые воспитывали своего сына в духе христианской кротости и смирения. Кроме этого, они отдали ребенка учиться грамоте, так что можно прийти к выводу, что они обладали достатком, ведь простым крестьянам это было не по карману.

С ранних лет Евфимий (это имя было дано ему при пострижении, а мирское остается неизвестным) углублялся в изучение Священного Писания, и его мысли были направлены на то, чтобы посвятить свою жизнь служению Господу.

Его поведение уже с детства сильно отличалось от поведения сверстников — мальчика не привлекали шумные игры и развлечения, каждую свободную минутку он посвящал чтению Библии и душеполезных книг. Он рос молчаливым и скромным, был погружен в изучение священных книг.

Второй школой благочестия, помимо книг, для мальчика стал христианский храм, который он постоянно посещал. И там, как и в школе, он предпочитал уединение, встав в углу, он молился Господу и с благоговением слушал песнопения. В то время он часто слышал рассказы о святых людях, которые отреклись от мирских удовольствий, и проводили время в молитвах и посте, а также проповеди Слова Божьего. В его душе зрело решение последовать их примеру, чтобы получить от Всевышнего обещанные блага и жизнь вечную после смерти.

Прошло некоторое время, и юноша на богослужении в храме услышал слова Господа о том, что, кто хочет быть Ему слугой, должен оставить родных и семью, взять свой крест и следовать за Ним. Окончательно определившись, Евфимий отправился в Печорский монастырь, который находился недалеко от Нижнего Новгорода, чтобы принять монашеский постриг.

Служение Богу

Печорский монастырь был построен в честь Вознесения Господня святителем Дионисием, который являлся пострижеником Киево-Печерского монастыря и близким духовным другом Сергия Радонежского. Придя в обитель, юноша открыл свое сердце священнослужителям и рассказал о своем решении навсегда отречься от земных благ, попросив у них преподать ему постриг в монахи. Обряд проводил лично святитель Дионисий, и после этого для Евфимия началась другая жизнь, наполненная ежедневными молитвами и другими иноческими трудами.

Монашеский труд юноша исполнял с великой любовью и большим усердием. Он взял на себя выполнение самых тяжелых послушаний и никогда не роптал, полностью повинуясь воле настоятеля обители. Он носил воду для нужд братии, колол дрова и выполнял работу на кухне и в поле, при этом осознавая, что этим он служит Всевышнему. Несмотря на то, что целый день Евфимий тяжело трудился, ночью он практически не спал, большую часть времени проводя в молитвах. Питался молодой инок очень скромно, а пил только воду. Видя такое смирение и терпение монаха, другие обитатели монастыря считали его ангелом, который спустился на землю к людям.

В 1352 году суздальский князь Борис Константинович принял решение построить в городе новый монастырь и обратился к святителю Дионисию, чтобы тот посоветовал ему того, кто будет руководить возведением обители и впоследствии станет ее настоятелем. Святой Дионисий сразу же подумал о Евфимии и возложил на него новое служение.

На берегу озера, в живописном месте были основаны храм и пустынь во имя святого Василия Великого. Испросив благословения святителя Иоанна, Евфимий дал обет не оставлять этой обители вплоть до самой смерти. Около святого жертвенника, находящегося вблизи северных ворот алтаря, настоятель своими руками обтесал три камня, чтобы приготовить себе гроб. В него впоследствии и было положено тело чудотворца после того, как он преставился.

Построенный монастырь очень быстро разрастался, и в нем находилось около 300 иноков. Тогда святитель Иоанн возвел Евфимия в сан архимандрита. Кроме монастыря, по благословению святителя, Чудотворец построил храм во имя Иоанна Лествичника, а также Покровскую женскую обитель.

На всем протяжении своей благочестивой жизни Евфимий Суздальский отличался строгим отношением к подвижническому служению — он и сам довольствовался простой иноческой одеждой и скудным пропитанием, и тому же научал братию. В обители чудотворца нищие и больные находили кров и пропитание, он часто выплачивал долги за попавших в беду и защищал от притеснения знати простых людей.

Кончина

Преподобный Евфимий прожил долгую жизнь и преставился в глубокой старости. Когда святой почувствовал, что его путь на земле близится к концу, он призвал к себе всю монастырскую братию. У всех он попросил прощения, если вдруг обидел невзначай, а также сказал слова наставления и утешения. После принятия святого причастия преподобный преставился — произошло это 1 апреля 1404 года.

Однако и после кончины Евфимий Суздальский прославился своими чудесами. В житии описан случай, когда келарь обители нарушил заповедь, согласно которой братии было запрещено вкушать пищу вне общей трапезы. Ночью, во сне ему явился святой с зажженным факелом и свечой в руках. Келарь пришел в ужас и покаялся в содеянном, однако по прошествии некоторого времени вновь стал нарушать монастырский обычай. Повторно явился к нему Евфимий и наказал Киприана расслаблением всех членов. Исцеление келарь получил только на могиле святого после искреннего покаяния.

Мощи и почитание

4 июля 1507 года при копании рва для нового соборного храма были обретены его нетленные мощи. Прославлен святой на Соборе 1549 года.

На начало XXI века мощи святого оказались в руках т.н. «российской православной автономной церкви» (РПАЦ). Владимирская епархия не раз заявляла, что считает противозаконным хранение святыни у раскольников. После многолетних разбирательств, в конце марта 2015 года святыня — как «государственная собственность» — была изъята у РПАЦ и передана владимирскому управлению Росимущества, которое вскоре передало мощи в пользование Владимирской епархии канонической Церкви. Возвращение святыни было отмечено торжественной архиерейской Божественной литургией в соборе Ризоположенской обители 14 апреля того года. После литургии крестный ход с мощами святого Евфимия отправился из Ризоположенского в Александровский мужской монастырь где святыню положили в Вознесенском соборе [1].

«Нераскрученный святой»

Беседа с настоятелем Спасо-Евфимиева монастыря иеромонахом Арсением (Смирновым)

Основанный в середине XIV века, Спасо-Евфимиев монастырь был форпостом Суздальско-Нижегородского княжества. Первым его игуменом стал святой Евфимий, «духовный собеседник» и сподвижник Сергия Радонежского. Первоначально монастырь назывался Спасо-Преображенским. Но после обретения в 1507 году мощей святого, который был почитаем не только в Суздале, но и по всей Руси, монастырь стал именоваться Спасо-Евфимиевым. Сегодня обитель открыта и для верующих, и для интересующихся историей: монастырь – объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
О современной жизни монастыря, о чудесном обретении мощей святого Евфимия рассказывает настоятель монастыря иеромонах Арсений (Смирнов).

– Отец Арсений, сегодня – 1/14 апреля – праздник в обители: память преподобного Евфимия Суздальского. А в каком статусе ныне пребывает монастырь?

– Спасо-Евфимиев монастырь – это музейный комплекс. Но мы, монахи, тут находимся ежедневно. До пандемии здесь были ежедневные богослужения. Но в марте прошлого года по приказу Министерства культуры в обители богослужения прекратились, сам музей был полностью закрыт для туристов. Теперь мы снова служим по воскресеньям. В престольный праздник служба, конечно, будет совершаться.

В пандемию богослужений не было, и работники музея попросили вернуть службы. Люди почувствовали нехватку молитвы

– Кто из церковных иерархов способствовал расцвету обители?

– Священномученик Серафим (Чичагов). За пять лет его настоятельства – с 1899 по 1904 – в монастыре преобразилось многое до неузнаваемости. Отреставрирован собор. Построены корпуса, две гимназии – для мальчиков и для девочек. Увеличилась братия до 460 человек. Была проведена капитальная реставрация. Это было настоящее спасение для нашего монастыря.

В Суздале проживает около 10 тысяч человек. На весь город приходится 12 святых. Всех их можно считать покровителями города. Преподобный Евфимий входит в это число, но выделять его в качестве единственного небесного покровителя я бы не стал. Вместе с тем его монастырь можно назвать архитектурной доминантой. Это самый крупный монастырь, он по своим размерам не уступает Троице-Сергиевой Лавре. Были периоды упадка, конечно. Но благодаря работе музея, труду музейных работников многое удалось сохранить.

– Отец Арсений, а для вас кто святой Евфимий?

– Я вырос перед его мощами. Я живу прямо напротив храма, где были его мощи. Я всегда его боялся. Он мне всегда казался очень строгим. Даже сейчас, когда я его переоблачаю, у меня есть чувство трепета. У монастыря много приписных храмов: Богородице-Рождественский собор, где мощи святителя Иоанна; Успенский храм, где лежат мощи архиепископа Суздальского Арсения, в честь которого меня постригли. Мощи приходится регулярно переоблачать. Но самый сильный внутренний трепет, даже не страх, а сильнейшее благоговение – перед мощами святого Евфимия.

Понимаете, для меня очень важен его пример. Этот подвиг обязывает к дисциплине, к труду. Этот пример с детства перед моими глазами. Своим примером он заражал всех окружающих. Знаете, можно выйти на проповедь, попытаться воздействовать на психику, но если ты сам не живешь тем, чему учишь, тогда грош такой проповеди цена. Людям нужно говорить то, что ты сам выполняешь. Преподобный Евфимий как раз и показывал горожанам и братии монастыря, что такое настоящий аскетизм.

Его подвиг обязывает к дисциплине, к труду. И этот пример с детства перед моими глазами

– Чем вызван этот всплеск интереса к духовным подвигам, отречению от мира в XIV веке?

– Та эпоха действительно знаменита духовным подъемом. Ее характеризует строгость, прежде всего, по отношению к Богу. Строгость в исполнении правил, непоколебимость в следовании канонам. Это было присуще тому времени. То количество святых вполне сопоставимо с количеством святых, которых дал нам XX век.

Еще один важный момент, который касается примет того времени, – религиозность власть имущих. Князья достаточно серьезно относились к Церкви, не позволяли себе вольных дум, соблюдали посты. При дворах княжеских были храмы, где регулярно совершались богослужения. Это была общая картина.

– Не сочтите мой вопрос провокационным, но образ этого святого не кажется вам слишком непонятным, устаревшим?

– Абсолютно не кажется. Он абсолютно не устарел. Он не так раскручен, как многие святые. Но если изучить исторические хроники, то можно обнаружить, что в 1914 году огромное количество паломников приезжало в Суздаль к мощам этого святого. К нему специально ездили. А Спасо-Евфимиев монастырь всегда входил в десятку развитых монастырей России.

– На какие исторические документы и источники опирались составители жития преподобного Евфимия? С какими материалами приходилось вам работать?

– Я могу лишь опираться на Минею, где изложена жизнь святого, где подробно говорится о его строгости, воздержании. Это изложено довольно полно и хорошо. Есть и в запасниках музея первое издание его жития. Есть и в Печерском монастыре Нижнего Новгорода, откуда он вышел, издание раннего жития святого Евфимия. Они датированы временем даже до официального прославления подвижника.

– Мощи преподобного Евфимия были обретены в 1507 году, почти через сто лет после кончины святого. Их обрели с целью прославления?

– Этот эпизод связан со строительством Спасо-Преображенского собора: копали ров и нашли мощи. Раньше на месте обретения мощей святого Евфимия был храм, а сейчас стоит специальный навес. Не было четкой задачи поднимать его мощи. Но их обрели нетленными. Сейчас сохранились кости и глава святого.

– Знаю, что очень непростая у них история…

– В XX веке мощи суздальских святых были поруганы, как и остальные святыни по всей стране. Многие были уничтожены. Но останки преподобного Евфимия и святой Евфросинии были просто сложены в мешок из-под картофеля. В таком виде они хранились в запасниках музея. В мешках! К 1000-летию Крещения Руси мощи этих двух святых было решено передать в храм святого равноапостольного царя Константина, единственного действующего на тот момент в городе. Собственно, в этом храме и происходили все торжества. Настоятелем там было отец Валентин Русанцов. Мощи передали туда. Но история получила продолжение в 1990-е годы, когда отец Валентин ушел к зарубежникам. Он получил сначала там архиерейский сан. Но потом он и от них ушел, решил образовать свою автономную церковь. Мощи и имущество оставались в Константиновском храме этой «церкви». После возвращения храмов нашей Церкви мощи тоже вернули. Была целая эпопея, работали судебные приставы. Святая Евфросиния Суздальская была положена в Ризоположенском монастыре, а преподобный Евфимий побыл в Александровском мужском монастыре, но потом его мощи вернули в Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря.

– О чем молятся этому удивительном подвижнику?

– Святой Евфимий помогает в исцелении беснования и всякого рода психологических проблем. Он помогает справиться с депрессией. У меня защищена кандидатская об этом, я кандидат психологических наук. Я общался с прихожанами, которые обращались к этому святому и получили помощь.

Очень сильное благоухание от мощей наблюдается. Самое интересное, что многие начинают сомневаться в этом. Я говорю: давайте ваш платок положим. Люди снимают платок, кладут на мощи. Мы через десять минут отдаем платок человеку, а ткань на самом деле благоухает. Для сомневающихся мы иногда так делаем.

– Как раз по поводу сомнений. Отец Арсений, всегда, когда читаю подобные жития, меня не покидает ощущение, что они сделаны по одному шаблону: проводил ночи в молитве, постился, не ел досыта…

– Человек всегда все воспринимает зрительно, через слух, через обоняние. Поэтому на тот момент категории подвига, которые вы приводите в качестве примера, были понятны нашим предкам. Действительно, жития похожи на сказку. Это не жизнеописание. Я сомневаюсь, что кто-то записывал за преподобными их те или иные действия. Но тем не менее, Господь наделил святого Евфимия после его кончины таким даром, такой силой исцелять бесноватых людей – и это определенное знаковое событие. Оно серьезное.

Господь наделил святого Евфимия даром исцелять бесноватых людей – и это знак!

Важно понимать, что, если бы мы сейчас создавали житие святого Евфимия, мы бы иначе его написали. Почитайте жития новомучеников.

– Можем ли мы доверять этим данным?

– Я уверен, что можем. Хотя я допускаю, что есть приукрашенные моменты. Если же мы возьмем поздних святых, например тех же суздальских святых, то заметим, что их жития изложены в виде вполне реалистичной хроники. У нас есть святитель Иларион, митрополит Суздальский. Он умер в 1707 году. Именно благодаря ему весь Суздаль выполнен в камне. Все суздальские храмы, а их, как вы знаете, очень много. Из его жития мы узнаём, что митрополит Иларион боролся с блудными страстями.

– О какой черте святого Евфимия доподлинно известно? Может быть, вы чувствуете какой-то живой штрих, когда молитесь этому святому?

– Он строгий. Каким он описывается в житии, таким и представляется мне. Монастырем до сих пор руководит именно он. В монастыре работает большое количество народа. Это музейные работники. Создать здесь снова полноценный действующий монастырь сейчас довольно трудно. Должен сказать, что мы сдружились с музейными работниками. Во всяком случае они не воспринимают нас как захватчиков. Мы хорошо общаемся со смотрителями музея. Нам руководство помогает, мы стараемся им помогать. Многие работники стали ходить на богослужения. Господь все управил. За этот год, пока нас не было, сами сотрудники музея обратились к своему руководству с просьбой вернуть богослужение. Потому что люди уже привыкли перед работой заходить в храм.

У нас все распределено: с 8 до 10 утра – наше, монастырское время, а с 10 до 5 вечера – время музея. А потом снова: с 5 до 7 вечера – наше время. То есть люди и перед работой, и перед тем, как пойти домой, приходили в храм, молились. Люди почувствовали нехватку молитвы в храме и обратились с такой просьбой – вернуть богослужения. А это, сами понимаете, дорогого стоит. Везде ведь обычно борьба начинается не на жизнь, а на смерть. Думаю, что это целиком заслуга святого Евфимия.

– Расскажите как пастырь, как человек, который защитил кандидатскую диссертацию по психологии, о том, как говорить с молодежью о святости?

– У человека сегодня, особенно у детей, изъято понимание чуда. В любое чудо, даже в самое элементарное. Ребенок верит в то, что он видит. Это книги, сериалы, фильмы, вся современная индустрия развлечений. Я буквально на днях повстречал группу подростков, которая выходила из музея. Они были на экскурсии. Они живую в принципе тему обсуждали: ношение платков в храме. Девушки возмущались: а чего я должна носить платок, я неверующая! А что эти кости там лежат!? Но каждый из этих подростков придет к Богу в свое время. Человек исключительно для себя что-то начинает понимать, когда наступает на грабли. Мы не учимся на чужих ошибках. Нам обязательно нужно расшибить лоб. Мы все через бунт проходили в подростковом возрасте. Если бы я вклинился в их разговор – а я мог это сделать, – то ничего бы не вышло, и так делать неправильно. Нужно дождаться, когда человек созреет сам.

– А как разговаривать с молодыми людьми, которые проявляют интерес к житиям святых, к их духовным подвигам?

– Мне кажется, что и рассказывать ничего не надо. Достаточно просто открыть раку с мощами, дать приложиться, дать почувствовать благоухание. Важно дать им понять, что никто эти мощи специально не обрабатывал ароматами, ничем не брызгал.

Можно предложить отказаться в пост от мобильного телефона. Справится кто-нибудь? Нет, едва ли. А святой Евфимий всю жизнь от всего отказывался. Я думаю, что ребенок или подросток сможет оценить степень этого подвига. Пусть не сразу, но его сердца коснется пример самоотречения этого подвижника.

С иеромонахом Арсением (Смирновым)
беседовал Никита Филатов

1◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦ ◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦

Назад 1 апреля/14 апреля

Далее

◦◦III◦IV◦◦◦VII◦VIII◦◦◦◦XII

Жития святых ◦ Поиск ◦

По свт. Димитрию Ростовскому:

Прп. Марии Египетской;

Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца.

Жития русских святых:

Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца.

Память преподобного отца нашего Евфимия Суздальского

П

реподобный Евфимий родился от благочестивых родителей Местом его рождения и воспитания был Нижний Новгород. Когда он пришел в возраст, то родители отдали его в научение Божественных Писаний, и блаженный отрок вместе со сверстниками своими изучал их с большим прилежанием, при чем совершенно чуждался детских игр. Имея склонность к молчанию и повинуясь во всем своим родителям, он часто посещал храмы Божии, где любил стоять, уединившись в темное место, чтобы никто не мог развлекать его беседами о тленных предметах мира сего и чтобы ему можно было с полным вниманием слушать пение и чтение церковное. Однажды он пришел в святой храм и услышал в Евангелии слова: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною и прочее (Лк.9:23 и след.). Услышав эти слова, блаженный Евфимий решил отречься от благ мира сего и ушел в находившийся вблизи Нижнего Новгорода Печорский монастырь Вознесения Господня, где от настоятеля этого монастыря, по имени Дионисия, и принял иноческое пострижение. Поступив в монастырь, Евфимий стал предаваться великим подвигам. При постоянном пении псалмов Давида день он обычно проводил в трудах, усердно исполняя различные монастырские работы, а ночью удалялся в пещеру и там со слезами возносил Богу всенощные моления. Эти подвиги блаженный инок совершал, повинуясь во всем наставнику своему, преподобному Дионисию. В дальнейшей жизни своей он дошел до такой степени подвижничества, что иногда всю ночь проводил без сна в молитве и подвергал себя такому подвигу часто. При этом он был настолько воздержен в пище, что употреблял ее в таком количестве, какое необходимо было для того, чтобы не изнемочь от голода, и не пил ничего другого, кроме воды, да и то только тогда, когда чувствовал сильную жажду. После сего наставником его ему было назначено послушание служить при пекарне. Здесь он еще более увеличил свои подвиги, так как постоянно носил воду и рубил дрова. Вскоре ему велено было служить в самой пекарне. Работая здесь, преподобный всегда приводил себе на память вечные мучения от неугасимого огня и язвительного червя. Часто, смотря на огонь, он говорил самому себе: «Терпи, Евфимий, чтобы чрез этот огонь ты мог избежать огня вечного».

Видя такие подвиги и терпение преподобного Евфимия, все смотрели на него не как на человека, а как на живущего среди них ангела Божия.

В то время суздальским и нижегородским княжеством владел великий князь Борис Константинович. Он обратился к настоятелю Печорской обители, преподобному Дионисию, с просьбой прислать к нему в Суздаль блаженного Евфимия в строители монастыря, который он задумал устроить. Блаженный Дионисий с радостью дал обещание великому князю исполнить его просьбу, и, спустя немного времени, преподобный Евфимий, приняв напутственную молитву и благословение от наставника своего, отправился в путь. Когда он пришел к городу Гороховцу, то близ него, на расстоянии около 8 верст, построил церковь во имя святого отца Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской, и устроил при ней общежительную пустынь, после чего пришел в Суздаль к великому князю Борису Константиновичу. Князь весьма обрадовался прибытию преподобного и, проведши с ним некоторое время в беседе, отправился вместе с ним к епископу суздальскому Иоанну. Прибыв к епископу, великий князь открыл ему свое намерение, рассказал по порядку о жизни блаженного Дионисия — о том, как Господь удостоил его дара пророчества и о том, как он благословил его устроить обитель, рассказал также и о преподобном Евфимии. После сего князь стал просить епископа идти с ним, чтобы отыскать место для устройства обители, и епископ отправился с великим князем, а вместе с ними пошел и преподобный Евфимий. Вскоре они нашли место вблизи города на горе, у реки, называемой Каменницей, на берегу которой был расположен и город Суздаль, и это место им понравилось. Тогда они сотворили молитву, воздав Богу благодарение.

После сего на это место собралось множество народа, правители всех княжеских владений, бояре, князья и сановники его двора, духовенство, монашествующая братия, а также мужи и жены разного возраста. В присутствии такого многолюдного собрания епископ Иоанн благословил и освятил место для обители и после особой молитвы водрузил крест на том месте, где надлежало быть престолу первого храма. Тогда князь повелел приготовлять камни и все, необходимое для построения храма. И когда повеление князя было исполнено, он сам первый, взяв заступ, стал своими руками копать ров, и его примеру последовали правители страны и бояре.

После сего была совершена служба на основание храма, и храм был заложен в честь Преображения Господа нашего Иисуса Христа, а затем стали возводить стены здания. Преподобный Евфимий, испросив у епископа благословение, взял топор и собственноручно обтесал у северной двери алтаря вблизи святого жертвенника три камня и устроил себе гроб, где впоследствии и было положено честное тело его.

Храм был окончен постройкою в 1352 году и в том же году был освящен. Епископ Иоанн возвел блаженного Евфимия в сан архимандрита и вручил его водительству христианское стадо словесных овец Христовых, а князь дал ему большое количество золота и серебра для устроения обители. С этого времени преподобный Евфимий со слезами сокрушения стал предаваться великим подвигам. Днем он усердно трудился по устройству обители, а ночью возносил Богу непрестанные усердные молитвы, и таким образом устроил монастырь и в нем келии для будущей братии. Кроме уже бывшего храма он соорудил еще другой храм во имя преподобного отца Иоанна Лествичника и пристроил к нему каменную трапезу, где бы иноки в зимние дни могли собираться для молитвы и принятия пищи. Когда к преподобному собралось в обитель около 300 человек братии и они не могли поместиться в трапезе, то он повелел построить новый храм во имя святителя Николая, Мир-Ликийского чудотворца, названный больничным, и при нем соорудить большую деревянную трапезу для того, чтобы в нее собирались те из братии, которые не могли поместиться с другими в каменной трапезе. После сего им были устроены по мере нужды и другие необходимые для обители постройки.

Таким образом трудами и молитвами преподобного Евфимия при содействии благодати Божией и устроена была вполне удовлетворявшая всем монастырским нуждам его обитель. И он начал руководить вверенным ему стадом твердо и богоугодно. Он установил правило, чтобы все иноки безропотно пребывали в послушании, в искренней любви друг к другу, целомудрии и нестяжательности, чтобы никто из них не имел ничего своего, но чтобы все у них было общее, а если узнавал, что кто-либо из братии имеет собственность, на того налагал эпитимию. Он не допускал разговоров братии между собою в церкви, а также всегда требовал от них хранить молчание во время трапезы. После трапезы он велел всем расходиться по своим келиям, молча, не вступая при этом ни в какие разговоры друг с другом, и не разрешал посещать чужих келий за исключением какой-либо крайней нужды. Кроме того он постановил, как общее правило, чтобы никто из иноков отнюдь не имел своих мудрований, но каждый готов был исполнить всякое послушание. А братия с своей стороны во всем повиновались ему, как ангелу Божию.

Для духовных бесед преподобный Евфимий совершал путешествия к преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу, в его обитель, так как они были современниками. После таких бесед они с любовью давали друг другу благословение, а потом преподобный Евфимий снова возвращался в свой монастырь.

В таких подвигах блаженный Евфимий прожил всю жизнь свою. Он никогда не изменял своему молитвенному правилу и, соединяя пост с милостынею, принимая странников и давая пищу тем, кто не имел ее, к прежним подвигам своим прибавлял новые подвиги. Он был одеждою для нагих и утешением для скорбящих, так как помогал всем бедным, избавлял от бед впавших в несчастия, исцелял молитвою больных, за должников платил долги, сам их всем прощал и одним словом своим избавлял от насилия неправедных судей тех, кого постигали бедствия. Бедность в одежде он так любил, что казался как бы ничего не имущим. Он всегда носил одну только одежду, сшитую из жестких овечьих шкур и зимою страдал от холода, а летом вследствие тяжести одежды мучился от жара.

Так, всякими скорбными и узкими путями преподобный Евфимий совершал свое жизненное шествие и стал ощущать телесные немощи только тогда, когда достиг уже глубокой старости. Почувствовав приближение кончины, он созвал к себе всех иноков обители. Когда они увидели, что их игумен очень слаб и что близко время его отшествия ко Господу, то все стали скорбеть о разлуке с ним и говорили:

— Отец! ты оставляешь нас сиротами, и когда тебя не будет с нами, то опустеет обитель наша.

Но преподобный, утешая их, отвечал им на это:

— Не скорбите о разлуке со мною и знайте, что если я приобрету дерзновение молитвы к Богу и дело мое будет угодно Ему, то обитель наша не только не опустеет, но после кончины моей число иноков в ней еще более умножится, если и вы будете иметь любовь друг к другу.

Говорил преподобный и многое другое в утешение братии. После сего, когда уже стало наступать время его отшествия ко Господу, все иноки, приходя к нему, со слезами целовали его и просили у него последнего благословения. И, как чадолюбивый отец, преподобный всем дал свое благословение, всех простил и сам у всех испросил себе прощения. Когда наступил, наконец, час разлучения души его с телом, он причастился Святых Тайн и в первый день месяца апреля предал святую душу свою в руки Господа, после 52 летнего управления обителью. Святое тело его иноки похоронили в вышеупомянутом гробу, который в начале построения первого монастырского храма преподобный устроил себе своими собственными руками. Блаженный Евфимий и до сего дня совершает многие чудеса и подает исцеления тем, кто с верою приходит к честному гробу его.

Тропарь, глас 3:

Яко светозарная звезда пришел еси от востока на запад, оставив отечество твое, Нижний Новград, и дошед богоспасаемаго града Суждаля, в нем обитель сотворил еси, и собрал еси монахов множества: и прием дар чудес от Бога, отче Евфимие, и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию. С нимже у Христа Бога испроси благоверному императору нашему Николаю Александровичу, здравие, и спасение, и душам нашым велию милость.

Кондак, глас 2:

Волнений множество невлажно преходя, безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси, богомудре Евфимие преподобне. Тем и чудес дар приял еси, моли непрестанно о всех нас.

В тот же день память преподобного отца нашего Макария исповедника, за почитание святых икон претерпевшего заключение в темницу и истязания, и скончавшегося в Афусии близ Царьграда, около 830 г.

В тот же день память святых мучеников Геронтия и Василида, от меча скончавшихся и память праведного Ахаза.

В тот же день убиение святого мученика Аврамия Болгарского, в 1299 году.

________________________________________________________________________

Св. Православная Церковь установила в Великий пост воспоминать житие преподобной Марии Египетской. В четверг пятой седмицы Великого поста, на утрени, читается весь покаянный Великий канон св. Андрея Критского и 18 тропарей этого канона обращены к преподобной Марии (Мариино стояние).

Неизвестно, почему Борис Константинович назван здесь великим князем. Суздальские князья домогались, правда, великокняжеского престола после смерти Симеона Гордого, в 1353, но потерпели в этом неудачу, и только после кончины Иоанна II Кроткого, в 1359 году, великое княжение получил суздальский князь Димитрий Константинович. Впрочем, последний был великим князем только несколько лет. В 1363 году он вынужден был уступить великокняжеский престол сыну Иоанна Кроткого, Димитрию Иоанновичу Донскому.

Пустынь эта всегда была приписною к Спасо-Евфимову монастырю.

Епископ Иоанн причислен к лику святых. Память его празднуется 15 октября.

Этот год считается и годом основания монастыря, получившего потом название Спасо-Евфимиева. Он замечателен тем, что из суздальских монастырей в нем первом введено было общежитие.

В церковных песнопениях преподобный Евфимий называется «спостником и собеседником» преподобному Сергию. Минея за апрель месяц 1625 г.

Преподобный Евфимий скончался 1 апреля 1405 г., около 90 лет отроду.

Через столетие после кончины преподобного, в 1507 г. 7 июня, при копании рва для построения нового храма вместо сгоревшего в 1491 году Преображенского храма обретены были мощи его и оказались нетленными: «лице было светлое и ризы, как вчера одетые».

Назад / Далее…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]