Столетний будет умирать юношею. Толкование 65 и 66 глав книги пророка Исаии


«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Пророк Исаия – один из великих библейских выходцев Иерусалима. Он начал свой жизненный путь с огромной верою в сердце, так как родился в благочестивой семье священнослужителей и уже с самого детства испытывал великую любовь к Господу. Он был кроток и смиренен, ибо знал, что всё в человеке зависит не от природы людской, что подвержена постоянным переменам, а от намерений и духа, укреплённых Божьим словом.

Слава о его земных подвигах живёт и доныне. И житие святителя поражает тем, что при любых условиях его утверждающим жизненным принципом оставался один – с верою в сердце к каждому.

Путь пророчества

Свои первые видения он начал видеть в возрасте 20 лет: видел небесных Ангелов, общался с ними. С этого момента начались его пророчества и настоящие чудеса. Среди самых известных:

  • истребление войск противника, напавшего на родную землю (Иудею);
  • исцеления царя от тяжёлой болезни и продление жизни ещё на 15 лет.

Несмотря на то, что Исаия был в браке с благочестивой девицей-пророчицей и имел сына Иасува, всю жизнь он провёл в одиночестве. Исаия-отшельник –именно так можно назвать его духовный путь в земном мире.

Умер пророк мученической смертью. По приказу иудейского царя его перепилили деревянной пилой. По прошествии некоторого времени после погребения мощи святого были перенесены в Константинополь и оставлены в храме святого Лаврентия. А часть главы Исаии и в настоящее время хранится на святой горе Афон.

Лучшая статья для Вас, переходите: Что такое вера в Бога в православии?

Ещё при жизни святителя называли Мессией, поэтому и после его ухода пророчество Исаии стало именем нарицательным и до сегодняшнего дня остаётся одними из главных предсказаний в православной культуре.

В книге пророчеств, которую святой оставил после себя, он:

  • обличает иудеев за их неверность Господу;
  • предсказывает скитания иудеев, восстановление Иерусалима и главного храма города;
  • пророчит судьбы соседних народов, факты о которых навсегда вошли в мировую историю.

Но самым важным его пророчеством для всех христиан мира стало пришествие Христа, которое он описал с особой ясностью и во всех подробностях. В своих сказаниях Исаия называл Спасителя Богом и Человеком, Учителем всех народов, Основателем Царства мира и любви. Также он предсказал его рождение и страдания за все грехи мира, предвидел великое Воскресение.

Исаия 66 глава. Краткий комментарий. Толкование

В 66 главе Бог возвращается к теме наказания верующих, превративших религию в человеческие традиции и формализм, о которых речь шла в 1 и 58 главах книги Исаия, и отступников, обличаемых в предыдущей главе Ис.65:2-4, с повторением их грехов.

Ис.66: …3 приносящий семидал — то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам — то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, 4 … наведу на них ужасное для них: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне. 17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, — все погибнут, говорит Господь.

Тут же Господь говорит о благословении остатка, который свою веру и религию строит не на «собственном своем пути», то есть не на придуманных самими же традициях, а трепещущего перед Словом Бога, то есть перед Писанием (Библией).

Ис.66:2 … А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. 5 Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его

И вновь Бог говорит о сотворении нового народа, приводя иллюстрацию с родами.

Ис.66:8 Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих?

Этот новый народ будет благославлен в Иерусалиме и станет нести Евангелие далеко за его пределы. И другие народы потянуться в Иерусалим.

Ис.66:10 Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! … 13 Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. 19 И … пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, … на дальние острова, которые не слышали обо Мне …: и они возвестят народам славу Мою 20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу …, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, — подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. 23 Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.

Здесь четко видна тема распространения вести о Боге Яхве за пределы Израиля. Отличие от Нового завета лишь в том, что обращенные народы идут на поклонение Господу в Иерусалимский храм. И в этом тоже нет противоречия с новозаветной историей. Объясняется это тем, что Бог планировал, что Остаток Израиля, вернувшийся из Вавилона, станет Его миссионером и вместе с Мессией (Христом), они превратят Иерусалим в центр Богопоклонения на земле. Но этого не произошло по причине того, что Израильтяне далеко не все вышли из Вавилона, привыкнув к сложившейся жизни. Вышедшие же, не особо желали нести весть о Боге миру, а наоборот, закрылись в своем народе, изолировав себя от язычников.

Между тем, апостол Павел считал, что это пророчество исполнилось в несении Евангелия христианами, которые обращали язычников в веру в Бога Израилева:

Рим.15:12 Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут. 16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу].

Весть о благословениях чередуется в 66 главе с вестью о наказании грешников. В этих текстах, кажется, что речь идет о Великом суде и умерщвлении в геенне всех нечестивых в конце земной истории, о чем написано в 20 главе книги Откровение. Однако сам текст, такой вывод не позволяет сделать, ведь Исаия прямо называет тех, к кому обращены проклятия:

Ис.66:17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, — все погибнут, говорит Господь. 24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.

В 17 тексте повторяется описание Израильтян, погрязших в идолопоклонстве, упомянутых выше в Ис. 65:2-4 и Ис. 66:3. А в 24 тексте прямо назван термин “отступившие от Меня”. Отступившими можно назвать лишь тех, кто знал Бога и отступил от Него. Язычника, никогда не знавшего Господа, нельзя назвать отступником, так как он от Бога Израилева не отступал, а всю жизнь жил по языческим традициям.

Важно также, что речь идет о трупах, а не о душах без тел, якобы мучающихся в геенне. В описываемой картине, мы видим, как верующие, пришедшие на поклонение в Иерусалим, выходя, увидят в долине сынов Еннома (Ге Хенном) за Иерусалимом с западной стороны, трупы отступников Божьих, которые поедают черви. Именно из названия долины Ге Хенном, где сначала справляли культы идолопоклонства отступившие Израильтяне, а потом была смердящая свалка с тлеющими нечистотами, берет свое название термин “геенна”, который упоминает Иисус. Геенна символизирует наказание Божьих отступников.

Поведем итог 65 и 66 глав книги пророка Исаии

В начале мы упоминали условные пророчества Иезекииля. Давайте посмотри на одно из них. Пророк предсказывал возведение величественного храма в Иерусалиме. Из под этого храма будет выходить поток, который потечет в сторону Мертвого моря, давая жизнь всему вокруг. В Мертвом море, благодаря воде из святилища, заведется рыба. А вокруг этого потока будут расти деревья с листьями для врачевания людей.

Иез.47:12 У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание.

Подобное пророчество описано в Откровении, где река в Новом Иерусалиме, сошедшем с неба, выходит от Божьего престола. И вокруг этой реки тоже растут деревья для исцеления народов.

Откр.22:1 И показал мне чистую реку воды жизни, … исходящую от престола Бога и Агнца. 2 Среди улицы его (Небесного Иерусалима), и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов.

Очевидно, что пророчество Иезекииля очень похоже на пророчество Иоанна в книге Откровение с небольшими отличиями. Также и пророчество Исаии, очень похоже на предсказание Иоанна в Откровении. При этом, и Исаия и Иезекииль описывали возвеличивание Израиля и его народа, Иерусалима и храма в нем на Сионе, после выхода евреев из Вавилонского плена.

Оба пророка применяли гиперболу – то есть литературный прием с преувеличением. Они ИДЕАЛИЗИРОВАНО описывали величие Израиля, Иерусалима, храма на Сионе и Остатка Божьего народа. Был даже использован элемент обетования явных чудес, то есть знамений. У Иезекииля это исцеляющие листья, что с точки зрения материалистов не реально, так как нет лекарства от всех болезней. У Исаии это волк, пасущийся вместе с ягненком, что с точки зрения материализма, невозможно себе представить.

Книга пророка Исаии

Это один из величайших шедевров христианства. Она состоит из определённых речей святого, которые сгруппированы не в хронологическом порядке, а систематизировано. В ней собраны пророчества великого Мессии, которые помогают каждому, кто к ним обращается, ибо в каждом – история бытия отдельного человека, народа, государства, а история, как известно, имеет свойство повторяться.

Это неисчерпаемая сокровищница для тех, кто ищет истинных знаний и стремиться к духовному совершенству. Бесценные советы в ней находит каждый: и тот, кто живёт мирской жизнью, и тот, кто выбрал жизнь монашескую.

Лучшая статья для Вас, переходите: Крещенская вода и её свойства

Библия, книга пророка Исаии оставлена людям в наследие поистине Великими учителями Православной церкви. Кроме основной информации, которая содержится в ней, есть толкования, которые достаточно подробно раскрывают суть каждой главы, чтобы человек, обратившийся к ней за словом Божьим, получил как можно больше подробных знаний и узрел для себя самого главное.

Православная Жизнь

«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня… проповедовать лето Господне благоприятное» (Ис. 61:12).


Жизнь христианина неразрывно связана с борьбой за внимание. Субстанция души незрима, ощутима, и покоится где-то в глубинах нашего тела. Тело же зримо, и его постоянно манит куда-то пойти, что-то сделать, чем-то себя занять, далеко не всегда полезным для той самой души. Верующий человек постоянно ведет борьбу с самим собой, пытаясь переключить внимание с внешнего себя на внутреннего, отвлекаясь и очаровываясь соблазнами окружающего мира. Поэтому христианство выработало целую систему, призванную помочь людям собирать свое внимание и уводить его прочь от пагубных очагов притяжения. В Великий пост это становится особенно заметным. Среди прочего, Церковь предлагает и определенные чтения в дни Святой Четыредесятницы. Если быть на богослужении нет возможности, то всегда можно открыть на смартфоне православный календарь и ознакомиться с текстом, читаемым в тот или иной день за службой. Можно обнаружить, что в будние дни наравне с Бытием и Притчами Соломона православные христиане напитываются покаянными строками из Книги пророка Исаии.

Пророк жил во времена, насыщенные историческими событиями для богоизбранного народа. Народ, в общем, пребывал в состоянии духовного упадка, что требовало от праведника обличительно-будящих и одновременно мотивационно-воодушевляющих речей. Пожалуй, упрощая логику этой прекрасной книги Ветхого Завета, именно таким образом можно объяснить ее включение в своеобразный «канон» будничного великопостного чтения. Исаия призывает современников покаяться от злых своих дел, объясняя внешние нестроение в жизни народа результатом их отступления от Бога. Здесь каждый из нас может сопоставить свою жизнь с тем, что говорит пророк. Может быть, то, где мы сейчас оказались, стало следствием нашего систематически совершаемого греха? Мы иногда не понимаем, что грех это не просто предостережения от совершения жутких преступлений, но организация нашей жизни без Бога, без служения Ему и исполнения Его воли. «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева,- повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло» (Ис. 1:4-5) – сокрушается пророк еще в самом начале повествования. Правда, Исаия предупреждает и язычников о том, что они, поднявшие руку на народ Божий и не признающие Истинного Бога, обязательно получат возмездие.

При этом Исаия утешает тех, кто избрал для себя путь праведной жизни. Он призывает не падать духом, несмотря на грядущие трудности. Ведь и у нас частенько бывают разные мысли от маловерия. То тяготимся постом и молитвой, то хотим оставить попытки сделать жизнь благочестивой, то унываем от просмотра новостей, рисуя себе картины личного конца света и неспособности вынести надвигающуюся катастрофу (при этом зачастую правильной будет поговорка «у страха глаза велики», потому что нас 90% страшилок из СМИ, к конечном счете, в реальной жизни не касаются). «Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает?.. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость… надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся» (Ис. 40:28-31). Бог не оставит, и если чего и стоит бояться, так это впасть в грех и лишиться связи с Господом.

А еще Исаия воодушевляет нас приближающимся Царством Света и его благами. Он говорит, что вечное счастье начнется для праведников не потом, а уже сегодня, стоит лишь только собрать свое внимание, встать на путь отказа от греха и начать собирать в корзину духа добродетели. «Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим весельем и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля… И буду строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу» (Ис. 65:17-24). Сколько радости и надежды в этих строках! Господь описывает идеальный мир, в котором уже не будет бед, печалей, несправедливостей и вражды между живыми существами.

Это ведь здорово, правда? Бог устами пророка описывает награду христианину в вечной жизни. И она начинается уже сейчас, если наше внимание приковано к ней, а не к ветхости земной. Об этом и говорит нам пророк: покайтесь от злых своих деле, обратитесь к Господу всем сердцем и наследуйте Царство, уготованное вам от сотворения мира.

Владимир Басенков

Толкование Исаия

В каждой главе книги пророк изрекает праведные слова и видения, в которых можно найти известные теперь исторические факты, а именно:

  • о судьбе Израиля и иудейского народа;
  • о язычестве и изгнании идолов;
  • о пророках;
  • о судьях израильских и Суде Божьем;
  • об иудейских царях;
  • о призвании Мессии;
  • о Боге;
  • о войнах;
  • о жизни и судьбе моавитян, других соседних народов, городов и государств (Дамаск, Ефиопия, Египет, Вавилон, Тир, Сион, Ассур);
  • о наказании земных владык;
  • о прославлении путей Божьих;
  • о Ефрема и Иуде;
  • об иерусалимских женщинах;
  • о Суде над вселенной;
  • о жизни Езекии и его послании к пророку;
  • о славе Господней (утешение и страдания Израиля);
  • о Суде Господа над народами;
  • о явлении возлюбленного “отрока Господня”, цели и значении его прихода;
  • об обетовании Израиля и освобождении иудеев;
  • о пророчестве к верным сынам Израиля, их спасении и прославлении;
  • об одобряющем утешении и возрождении верного Сиона;
  • о явлении Мессии в “образе раба”;
  • о связи Бога и церкви;
  • об исцелении и духовности;
  • о поклонении Богу.

Лучшая статья для Вас, переходите: Слово удача в православии

Но всё же самой читаемой главой книги святого является Исаия 54 17, в которой говориться:

“Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, –ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь”.

Фильм о пророке Исаия рассказывает о его рождении, бытие, страданиях и пророчествах. Это произведение искусства очень красиво: оно рифмовано стихами, от чего становится ещё прекраснее, понятнее и лиричнее, а значит, доходит до самого сердца.

Толкование пророка Исаии – это объяснение самого смысла жизни, который пытается познать каждый. И правильное прочтение даст понимание обо всём самом важном, что происходит в судьбе каждого человека. Стоит только прислушаться…

Да хранит Вас Господь!

Смотрите еще видео о великом пророке:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]