Священник, старец, духовный отец, Святой отец в чем разница?


Кто такие старцы в православии?

К герою культового фильма «Остров» старцу Анатолию со всей страны приезжают страждующие за советами и исцелением. Этот образ – не фантазия кинематографистов, подобные подвижники были и есть в реальной жизни. Кто же они такие столь авторитетные и столь любимые народом старцы, память о которых передается из поколения в поколение? Как ими становятся и каким образом им удается достигать такого совершенства?

Духовные гении.

Вот одна история одного из старцев нашего времени. В детстве его звали Иваном. Воспитанный в религиозности, мальчик с детства мечтал стать монахом, но духовник благословил его создать семью. После того как дети выросли и стали самостоятельными, Иван и его жена Клавдия приняли монашеский постриг. В 1991 году отец Даниил поселился в московском Донском монастыре и стал архимандритом и главным духовником обители.

Прихожане как-то сразу полюбили отца Даниила и говорили о нем так: «От него, как от солнышка, светло, тепло, и радостно». За советами к батюшке приходили тысячи людей. По его молитвам воцарялся мир в неблагополучных семьях, рождались дети у бездетных супругов и происходили чудеса исцеления даже от неизлечимых болезней. Ушедшего в вечность два года назад старца Даниила (Сарычева) почитают как святого. Рано или поздно народное почитание наверняка подкрепится официальной канонизацией.

Старчество существует со времен раннего христианства. Старцами называли людей которые как будто видят человека насквозь, проникают к нему в душу. Подобных гениев рождаются единицы на миллионы. И чаше всего старцами становятся монахи. Ведь чтобы достичь подобного совершенства, нужен гигантский духовный труд. Монаху, свободного от мирской жизни легче приблизиться к этому идеалу.

Самые талантливые и несгибаемые монахи получают от Господа великий дар. С точки зрения Церкви, старцы посланы нам для того, чтобы открывать волю Божию, назидать и утешать, помогать духовно и физически исцеляться. Естественно, чаще всего к старцам обращаются именно с болезнями, поэтому здесь проще говорить о зримых результатах. И они поразительны! Молитва старца творит такие чудеса, о которых не слышала медицина.

По своей воле стать старцем невозможно. Духовная гениальность даруется Богом, и дар этот – очень тяжелая ноша. Старец не имеет права расслабиться и отдохнуть, его жизнь – непрерывная война со злом. Кто-то подобно отцу Анатолию из «Острова», обретает дар благодаря невероятно сильному покаянию после совершенного тяжкого греха. Еще чаще старцами становятся люди изначально праведные. Причем «звоночек» может прозвенеть еще в раннем детстве. Духовно одаренным детям не интересны игры и мирская суета, они много молятся и лучше всего чувствуют в храме, куда постоянно стремятся и тянут своих родителей.

Но на пути у старца есть очень серьезная опасность. Старец обречен пожизненно считать себя грешным и каяться даже за кажущиеся безобидными помыслы. Постоянно е покаяние и осознание себя ниже и хуже других – основной метод удержания души в рамках святости. Если старец хотя бы на миг подумает о себе, что он святой, — тяжкое падение ему гарантированно. К сожалению, такие случаи нередки.

Знаменитые святые.

Большинство старцев прошлого канонизированы в лике святых еще греческой православной церковью. Ими были преподобный Антоний Великий, святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифутский и многие другие.

А в нашей стране старчество расцвело после крещения Руси. Самые знаменитые старцы – преподобный Феодосий Печерский, Александр Свирский, Сергий Радонежский и Серафим Саровский, святители Алексий Московский, Тихон Задонский и Иосаф Белгородский, а также великие оптинские старцы.

Некоторые из них жили в обычном человеческом обществе, скрывая свои таланты. Например, казавшийся людям обычным, добрым, работящим чудаком святой Симеон Верхотурский был тайным монахом в миру. Федора Томского знали как бездомного странника. А Василий Блаженный и Ксения Петербуржская и вовсе притворялись душевнобольными неся тяжкий подвиг юродства во имя Христа.

В кровавом 20-м веке Россия держалась молитвами таких любимых народом святых, как Иоанн Кронштадский, Алексий Мечев, Серафим Вырицкий, Феодосий Кавказский.

Многие старцы прошли ужасы сталинских лагерей. Выжившие обрели еще большую духовную закалку. Таким был святитель Лука (Войно-Ясенецкий), сочетавший в себе таланты величайшего хирурга и духовника. Он был лауреатом Сталинской премии по медицине, по его книги «Очерки гнойной хирургии» поныне учатся студенты-медики. При этом его труды посвященные покаянию и духовному совершенствованию, заняли место в списках святоотеческой литературы. Всего лишь взглянув в глаза пациенту, старец Лука мог поставить точнейший диагноз. Однако исцелял он не только скальпелем, но и молитвой. Когда в 1996 году прикрытый темным полотнищем гроб с мощами канонизированного святителя переносили в храм, его сфотографировали. К удивлению, на фотоснимке отобразился высветившийся на темном фоне лик святого в облачение епископа.

Недавно почившие старцы уже почитаются в народе как святые, хотя они еще не канонизированы. Например, переживший революцию, Гражданскую и Вторую мировую войны, коллективизацию и репрессии подвижник с острова Залит отец Николай Гурьянов. К залитскому старцу приезжали не только со всей России, но и со всех концов земного шара. Побывавшие у него люди буквально начинали новую жизнь. На крыше дома батюшки всегда сидели нежно воркующие голуби. А на фотоснимках часто обнаруживались ангелы и светящиеся крестики. 24 августа 2002 года старей Николай завершил свою земную жизнь, но и сейчас помогает людям, молящим его о помощи.

Еще один знаменитый старец – духовник Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря схиигумен Иероним (Вередянкин). От одного только общения с ним становилось светло на душе. Батюшка любил шутить и тем самым уже ободрял унывающих. О нем говорили, что он искренне любил всех на свете, даже врагов. Знавшие его лично вспоминают, что порой он читал их потаенные мысли и отвечал на них. В октябре 1997 года паломники и монахи видели в небе над монастырем загадочный огненный крест, который удалось сфотографировать.

После ухода отца Иеронима в Вечность в июне 2001 года у многих духовных детей старца замироточили его фотографии. Старец и сейчас является некоторым людям в видениях и во сне. Кстати, батюшка пророчествовал и в масштабах всей страны. Он видел трудности, с которыми столкнется Россия в начале 21-го века, однако предсказывал, что Отчизна выйдет из них с честью и станет, по его словам, «величайшей страной мира».

Недавно почил старец Иоанн (Крестьянкин), Великий молитвенник, автор замечательных книг по исповеди и духовному совершенствованию. Он тоже предсказывал России грядущее процветание и превращение ее в великую и богатую державу.

Почитаются в народе и женщины-старицы. Любой из нас слышал о святой матроне Московской, к мощам которой ежедневно приходят просить о помощи тысячи людей. Ее продолжательницей считается жившая в окрестностях Северной Столицы под Вырицей блаженная Любушка. К ней, как и к Матронушке ехали люди со всей страны. Даже опытные духовники обращались за советом. Ей были подвластны неизлечимые болезни. Видевшие старицу навсегда запомнили ее лучащиеся любовью небесно-голубые глаза и то, что при общении с ней весь мир казался ярким и очень добрым. Заранее предсказав свой уход в мир иной в сентябре 1997 года, она упокоилась с улыбкой на устах, и перед смертью лик ее сиял как солнце.

К кому обращаются сейчас.

Самый известный из ныне живущих российских старцев – архимандрит Кирилл (Павлов). Веру в Бога он обрел на войне. Участвуя в Сталинградской битве, на развалинах дома молодой боец нашел Евангелие. В 1946 году поступил в духовную семинарию, избрав путь монаха. Многие годы жил в Троице-Сергиевой Лавре, был самым почитаемым наставником московских духовных школ. За советом к нему приходили тысячи православных. Его духовным сыном был Патриарх всея Руси Пимен, а сегодня отец Кирилл – духовник Святейшего Патриарха Алексия II и многих других архиереев РПЦ. К сожалению, в последние годы 88-летний всероссийский батюшка никого не принимает по причине болезней и преклонных лет.

Одним из наиболее влиятельных духовников Церкви считается 81-летний архимандрит Наум (Байбородин). Как и отец Кирилл, он был ветераном Великой Отечественной Войны и после пострижения в монашество поселился в Троице-Сергиевой Лавре. Он покровительствует художникам и иконописцам. Благодаря отцу Науму Россия узнала нового старца – архимандрита Германа, на отчитку к которому отовсюду приезжают люди, одержимые нечистой силой.

Отец Герман (Чесноков) в молодости служил в особом отделе погранвойск Среднеазиатского округа, ловил шпионов и диверсантов. Обретя веру, окончил семинарию и встал перед дилеммой: жениться и стать мирским священником или идти в монахи? За советом он обратился к старцу Науму, и тот благословил его самостоятельно решить свою судьбу в течение ближайшего получаса. Запершись в келье, Александр молился и получил знак свыше. Отец Наум благословил его остаться в монастыре. Позже все узнали его как отца Германа, настоятеля храма Петра и Павла. Он проводит отчитки бесноватых, по его молитвам исцелились тысячи людей одержимых. После отчитки были случаи исцеления от рака и других болезней, а многие бесплодные супруги смогли родить детей.

В Пафнутиево-Боровском монастыре под Калугой служит известный на всю страну схиархимандрит Власий (Перегонцев). Чтобы попасть к нему, люди сутками стоят в очереди. Батюшка видит подлинное состояние души каждого человека. По его молитвам исцелялись от смертельных болезней, начинали трезвую жизнь алкоголики и наркоманы.

Прихожанин нашего храма Сергей однажды навещал отца Власия, и тот его неожиданно благословил:

— Хватит тебе уже одному жить, благословляю венчаться!

— Так у меня же нет невесты! – оторопел Сергей.

— Уже есть, — строго сказал старец. – Хорошая девушка, она как раз приехала в наш монастырь…

Так Сергей познакомился и вскоре обвенчался на красавице Галине. Супруги живут счастливо.

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре служит старец Адриан (Кирсанов). Уже несколько десятилетий он отчитывает бесноватых. Были случаи, когда на его отчитках приходили в себя и становились нормальными людьми даже душевнобольные пациенты.

А на Кубани, в Тимашевске, служит старец Георгий (Савва). Ставший послушником монастыря еще в 12-летнем возрасте. В тяжелые 90-е годы он сумел с нуля создать Свято-Духов монастырь, став его настоятелем и введя в нем суровый Афонский устав. Некоторых людей смущает его крайняя строгость и радикализм в воззрениях. Тем не менее о его даре лекаря, травника и прозорливца ходят легенды по всей России.

Волки в старческих шкурах.

Увы, есть и такие «подвижники», общаться с которыми опасно для психического здоровья, а порой и для жизни. Прежде всего это возомнившие себя старцами ущербные священники, причем не только молодые, но и убеленные сединами. Такие «младостарцы» создают вокруг себя группировки попечителей, слепо поклоняющихся непререкаемому авторитету. Вспомним недавно историю с пензенскими затворниками, закопавшимися под землю, и убедимся, что «угроза жизни» вовсе не преувеличение.

Деятельность подобных «старцев». Естественно, замешена на гордыне. Однажды обнаружив в себе какой-нибудь скромный талант, например дар убеждения, они начинают считать себя необычайными людьми, вознесясь над прочей «серостью». Собирают сторонников и суют свой нос даже в их семейный бюджет и интимную жизнь. Демонстрируют неадекватное поведение и отдают преступные приказы. Один из таких «младостарцев» отправил в монастырь молодую мать, которой пришлось для этого бросить мужа и новорожденную дочь. Другой заставил беременную женщину строго поститься, отчего она попала в больницу с угрозой выкидыша. А когда та ушла к другому, нормальному духовнику, он прилюдно проклял ее за «отступничество».

Когда власть «младостарца» находится под угрозой, он способен перейти к угрозам, например: «Пойдете против меня – помните, что молитва у меня сильная! Хотите заболеть или потерять ребенка?..» Или: «Да я тебя так «запечатаю», что ты рожать вообще не будешь!».

«Младостарца» могут запретить в служении, но помогает это не всегда. «Подвижник» часто создает свою «истинную» церковь, являющуюся, по сути, тоталитарной сектой. Наглядный пример – бывший игумен Киприян (Евгений Ц.). За грубые нарушения пастырской деятельности и развращения прихожанок в 2003 году Киприян был запрещен в священнослужении и изгнан из обители. В ответ он увлек за собой несколько десятков фанатиков, почитающих его как святого, и создал псевдоправославную секту. В 2004 году его отлучили от Церкви. Лжестарец сожительствует с юными почитательницами – под видом их «антибесовской закалки». Ц. манипулирует сознанием, применяет гипноз и техники подавления личности, выманивает деньги и квартиры. Некоторые его поклонники потеряли не только семьи, здоровье и честь, но и жизнь.

Косить под старцев побуждает и сегодняшняя мода на «духовных чудотворцев». Выступая от имени православной церкви, самозванцы в рясах принимают клиентов в домовых «храмах» и «обителях». Недавно я узнал об одном таком «старце» Василии. Мой бывший приятель Рома боготворит этого своего «духовника». При этом Рома считает себя православным, но почему-то не задумывается, а почему старец Василий дает столь странные благословения? Например, Роминой жене он разрешил танцевать стриптиз, а затем благословил самого Рому торговать пивом и табаком.

Клиентов у этого подмосковного «старца» хоть отбавляй – ежедневно к нему приезжают сотни страждующих, в очередь встают с ночи. Каждый посетитель покупает дорогие свечи и вносит немалое «пожертвование» (чтобы никто не забыл дать деньги, на двери висит записка с напоминанием). Василий «предсказывает судьбу» по фотографии, «снимает порчу» и «заряжает святую воду». В его устах молитвы чередуются с заговорами…

Я уточнил насчет этого «старца» у настоящих священников. Оказалось, что еще несколько лет назад один протоиерей пытался прикрыть лавочку самозванца, но после угроз вроде «Батюшка, а у тебя сколько детей? Ты что, хочешь кого-то недосчитаться?» — эти попытки прекратил. Так что лжестарец продолжает свою деятельность. И, по утверждению настоящих священников, «его в этом бизнесе явно поддерживает кто-то из влиятельных людей».

К сожалению, подобных волков в старческих шкурах – десятки! Они очень популярны у людей, ищущих мгновенного решения всех своих проблем.

При этом в России немало замечательных старцев и пастырей, узнать которых можно по излучаемой ими любви, умению великолепно исследовать, возвращать на путь истинный и божьему дару исцелять тела и души. А чтобы не попасться в сети лжестарца, стоит взять благословение у опытного духовника. И не забывать о том, что человеку не напрасно даны критический ум и духовная грамотность.

Старчество – это дар

Согласно «Новому толково-словообразовательному словарю русского языка» под редакцией Ефремовой, старец – это монах (а также лицо не монашеского звания) как духовный наставник верующих. Под верующими в данном случае понимаются как послушники старца, так и простые миряне.

Как утверждает архимандрит Амвросий (Юрасов), раньше послушники при монастырях исповедовались старцам и во всем слушались их. Иеромонах Пантелеимон (Королев) отмечает, что взаимоотношения старца и послушника напоминают отношения между отцом и сыном. Конечно, послушник сам может выбрать старца, но после того, как этот выбор сделан, пути назад нет. Сын-послушник должен безраздельно доверять и беспрекословно подчиняться своему отцу-старцу.

Чем же отличается старец от, скажем, духовника? Архимандрит Амвросий (Юрасов) говорит, что главным отличием является «особое благодатное дарование, когда старцем руководит Сам Дух Святый». «Обладая даром прозорливости, они всех назидали, увещали и утешали, исцеляли от болезней духовных и телесных, предостерегали от опасностей, указывали путь жизни, открывая волю Божию» — так пишет о старцах православный журналист Людмила Ильюнина.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]