Венчальная молитва для православных христиан


История таинства венчания

Как мы знаем из Библии, а конкретно — из книг Ветхого Завета, брак появился еще в раю до грехопадения первых людей — Адама и Евы. И создал брак сам Господь. Что касается описания обряда заключения брака, в Ветхом Завете его не найти, но по некоторым косвенным цитатам можно заключить, что исторически он состоял из двух разграниченным по времени действий: обручения (помолвки) и, собственно, свадьбы. Это схема была универсальна и для иудеев, и для всего греко-римского мира, а потом, вместе с распространением христианства по миру, пришла в другие страны, в том числе на Русь.

В Новом Завете мы также не найдем четкого описания чина брака. Тем не менее известно, что у первых христиан уже существовало такое понятие как «церковный брак». В конце I — начале II века Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу писал, что «те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господи, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию».

При этом мужчина и женщина, которые единожды приняли Таинство Крещения и стали членами христианской общины, а потом вступили в церковный брак, параллельно должны были легализовать свой союз перед светским законом. Христианская апологетическая литература, к примеру, послание к Диогнету (около 200 года после Рождества Христова), говорит, что христиане «заключают браки как все». Послание Афинагора (около 180 года после Рождества Христова) утверждает, что «каждый из нас имеет жену, на которой женился по установленным нами законам, с целью деторождения».

Чин христианского брака стал оформляться ближе к IV веку. К примеру, появилась традиция приглашать на брачный пир епископа или священника. Священник читал особую молитву на домашнем празднике, тем самым освящая брак молодоженов. Разделение семейного торжества и церковного Таинства произошло позже. Появились специальные молитвы для этого Таинства и чинопоследование (последовательное подробное изложение какого-либо богослужения).

Дайте молодым людям наставление

Общий долг всех нас, пастырей, а особенно тех, кто осуществляет помолвку, дать молодым людям здоровое насталение из Слова Божьего, чтобы они смогли создать прекрасную и крепкую семью и чтобы Христос был виден всеми людьми через то, как они будут относиться друг к другу. Поэтому, если молодые люди ещё не изучили ни одного курса о подготовке к браку, следует побудить их изучить курс “Брак без сожалений”, написанный Кей Артур. Другая, более короткая версия курса это «Однажды я женюсь», а если осталось совсем немного времени до свадьбы, вы можете пройти с ними курс «Как создать крекую семью», который содержит 6 уроков по 40 минут каждый. Если вы живёте в Молдове, все эти книги вы можете купить в христианском книжном магазине «Наставление из Слова». Если вы живёте в другой стране, обратитесь по адресу, и вам помогут приобрести их.

Хорошо было бы проводить такой курс в церкви, пастором которой вы являетесь, каждый год, так как таким образом вся молодёжь сможет подготовиться к свадьбе, и им не понадобится проходить его в спешке, когда они решат заключить брак. Чтобы хорошо и интересно преподавать этот курс, я приглашаю вас изучить сессию «Душепопечение», которая препедаётся каждый год в Институте Индуктивного Изучения Библии Молдовы. В этом году она уже была преподана в сентябре, а для 2016 года она запланирована в период с 5-17 сентября. До того времени, я приглашаю вас изучить вместе сессию «Рост Церкви», которую я преподам в период с 4-16 января 2016 в Кишинёве.

Пока что организуйте изучение этого курса с молодыми людьми, так как из него они узнают основные истины, без которых не может быть заложен фундамент брака, и без которых они не смогут почувствовать счастье, которое приготовил для них в браке Бог. В заключение изучения курса запланируйте…

Обряд венчания

Обручение (помолвка)

Обручение — самостоятельный чин. По времени может быть отделено от венчания. На практике уже в XV веке обычно совершается вместе с венчанием. По традиции, обручение совершается не в самом храме, а в притворе — в знак того, что жених и невеста еще пока не стали едины в браке.

Чинопоследование имеет такой порядок:

Священник выносит Святой Крест и Евангелие из алтаря.

Затем благословляет (крестит) жениха и невесту зажженным венчальными свечами, дает их им в руки, берет кадило и кадит. — Свечи символизируют духовное торжество, Божественную благодать, которая будет пребывать в браке, и любовь, которой будут (должны) гореть сердца супругов по отношению друг к другу. Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие благодати Духа Святого, который совершает святые Таинства Церкви.

Священник громко возглашает: «Благословен Бог наш…» — Всякое священнодействие начинается славословием Богу.

Мирная ектенья (ряд прошений (просьб) к Богу) — такая же, как на любом другом богослужении.

Молитвы на обручение — основа чина обручения, известны с конца 8 века. В первой молитве («Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение…» вспоминается обручение Ревекки Исааку и испрашивается благословение обручающимся. Во второй («Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь деву чистую…») испрашивается благословение на обручение, мир и единомыслие в жизни будущих супругов.

Обручение — Священник надевает кольца новобрачным, а затем меняет их местами. Так происходит три раза. Исторически мужу полагалось серебряное (ранние рукописи обычно говорят о железном), а жене — золотое: женское кольцо должно стоить дороже. Тут нет никакого символизма, просто раньше существовал обычай давать невесте или ее семье брачный дар. Если дар принимался, это считалось гарантом будущей свадьбы.

Сегодня обмен кольцами имеет символическое значение: это знак неразрывного, вечного союза между супругами. Перед обручением кольца кладут в алтаре на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Кольцами меняются трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Заключающая молитва — «Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену…». В ней испрашивается благословение Бога на обручающихся.

Сугубая ектенья (ряд прошений к Богу) — такая же, как на любом богослужении.

Есть предположение, что в Византии церковное обручение могло быть достаточной формой заключения брака: в рукописях встречаются указания на то, что уже после обручения супруги могут начинать семейную жизнь. В рукописях после чина обручения встречаются такие слова: «Аще убо хотят (в тожде время) венчатися», то есть «если хотят (в то же время) венчаться…». И далее следует венчание.

Седмица 11-я по Пятидесятнице

Мф.24:13–28

2Кор.4:1–6

У Апостола Павла читаем: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Апостолы были призваны нести этот свет «во всю землю», потому что, по слову Господню, до того как придет конец, Евангелие Царствия должно быть проповедано «по всей вселенной, во свидетельство всем народам».

Но этот свет закрыт «для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего (то есть враг Божий, сатана) ослепил умы». Сатана, конечно, не может противиться Богу. Едва он некогда помыслил об этом, как тут же был свергнут с небес. Но совсем иное дело, когда полем битвы становится человеческая душа. Тут может победить и сатана, и не потому, что он действительно может одолеть Бога, а потому, что душа свободна и сама может выбрать добро или зло, свет или мрак, Бога или диавола.

А пока душа не определилась, Бог и диавол стоят перед ней: Бог старается просветить, а диавол ослепить и свести человека «во ад жива». Не имея истины, лишенный даже силы, диавол, чтобы обольстить, использует и наши страсти, и наши естественные желания, и наши привычки, и нашу леность, и своих служителей из числа нас же самих. Он пугает, показывает свою мнимую силу, делает все, чтобы неразрывными путами привязать к миру.

И совсем по-другому действует на душу тихий свет Христов. Он не давит, не ломает, не жжет. Он тихо и кротко светит перед внутренними очами души. И истинные благовестники Христовы так же бережно, с уважением подходят к душе: «Мы… не прибегая к хитрости, и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом».

Но если Господь ждет нашего обращения, то нам самим ждать некогда. Кто знает, может быть уже завтра «будет пришествие Сына Человеческого». А нам надо успеть не только обратиться, но и во многом разобраться. Господь предупредил, что «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Поэтому надо научиться слушать свою совесть. Когда является Христос или Его посланник, – на душе спокойно и радостно. А если там сомнение и смута, то каким бы ярким ни был видимый при этом свет, – нельзя открывать дверь души.

Надо постепенно ослабить и те путы, которыми держит нас мир. Потому что когда придет время, – «кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои».

А еще предстоит уразуметь, что такое «мерзость запустения», «стоящая на святом месте». Мерзость запустения это, очевидно, исчезновение с земли видимых мест, куда мы приходим для встречи с невидимым Богом. И когда это наступит, «тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос»; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте». Очевидно, выйдя однажды из потаенных мест, Церковь уже не может туда возвратиться. Став доступной всем: и верующим, и маловерным, и суеверным, – она уже не может уйти от них, провести внутри себя черту, прежде суда Христова разделить всех на овец и козлищ. Вот – наши святые храмы со всем, что в них есть, и других уже не будет. Что-то в них хорошо, что-то не очень, но наверное, когда в них водворится мерзость запустения, – это для всех будет несомненным и очевидным. Поэтому надо спешить укреплять свое духовное зрение, просвещаться «познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». А иначе, – как видимый свет, если вспыхнет внезапно, может навсегда лишить зрения, – так и внезапно наставший День Господень может обернуться вечной тьмой.

Вопросы для жениха, невесты и их родителей

Вам нужно будет спросить, перед всеми людьми, жениха и невесту, заключают ли они брак по любви и непринуждённые никем. После того, как каждый из них ответит, вы должны спросить родителей, дают ли они своё благословение на их брак. Убедитесь, что все гости, которые являются также и свидетелями этого завета, услышали ответ.

Иногда молодые люди готовят письменный завет, который они желают прочесть вслух друг перед другом. В этом случае, вы должны прочесть этот завет, а они — повторить каждый свою часть.

Обручальные кольца

Затем пришло время, когда будут принесены обручальные кольца, и это подходящий момент, чтобы сказать тем, кто был обвенчан, а также всем гостям, что эти кольца являются не украшениями, а знаком завета, который они заключили сегодня, и они всегда должны помнить об обещаниях, которые они дали сегодня, и об обязанностях, которые дал Бог каждому из них в браке. Вы можете побудить всех гостей в зале, которые состоят в браке, ещё раз взглянуть на кольца и хорошо задуматься над тем, как они исполняют завет брака, в который они вошли.

Для чего нужно венчание

В жизни христианина благословение Божие имеет большое значение. Мы молимся утром, перед сном, в воскресенье посвящаем день Богу, посещая храм. Мы берем благословение священника на всякое доброе дело. Смерть христианина тоже сопряжена с молитвой. Тем более верующие люди хотят получить благословение Бога на такое важное событие, как вступление в брак. Ведь православные отличаются целомудрием, и хотят иметь всего лишь одного спутника на всю жизнь.

Божие благословение на брак подается в Таинстве венчания, в котором читаются священником молитвы о взаимной любви и понимании супругов, о даровании детей. Для верующего человека гражданская регистрация не сможет в полноте восприниматься как вступление в брак. Ему необходимо Таинство, чтобы понять, что создана семья.

Сообщение из Библии

Последует проповедь, которую вы заблаговременно подготовили, и которая должна быть не только для жениха и невесты, но и для всех присутствующих на свадьбе. Внимание должно быть заострено не только на советах и призывах для двоих, стоящих перед вами, но должно быть дано наставление из Слова для всех людей, и проследите, чтобы был представлен Господь Иисус Христос и тот факт, что брак был установлен Богом и является прообразом небесных отношений, между Христом и Церковью. Проповедуйте, используя простые и ясные для всех людей слова. Не забудьте, что среди их родственников будут и нехристиане, люди, которые ничего не слышали и не знают о Боге, и важно, чтобы сообщение было настолько ясным, чтобы и они его поняли и смогли бы его изложить. В заключение проповеди вы перейдёте непосредственно к осуществлению венчания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]