Святой пророк Захария, отец святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — день памяти 18.09 н.ст. (05.09 ст.ст.)

  1. Кто такой Захария
  2. Закария в Коране
  3. Родословная
  4. Ремесло Захарии
  5. Опека над Марией матерью Иисуса
  6. Мольба Закарийи
  7. Сын Захарии
  8. Убийство пророка Захарии
  9. Яхья (Иоанн) и Иисус

Захария был пророком, жившим в первом веке до нашей эры. Полное его имя — Закария ибн Бархия (Дан или Ладан) ибн Муслим ибн Садук. Родился он в Хевроне, а умер в Иерусалиме, прожив на земле долгую жизнь около ста двадцати пяти лет. Имя Захарии тесно связано с именем его сына пророка Яхья, которому в Библии соответствует Иоанн Креститель. Ветхозаветный пророк Захария семь раз упоминается в Священной Книге Коран под именем Закария.

Закария в Коране

Первое упоминание представлено в аятах 3:38-41 Священной Книги, где говорится, что взывал Закария к Богу с просьбой подарить ему потомство, и было ему видение, когда ангелы Господни передали ему Божье послание, пророчество о том, что «Аллах радует тебя вестью о Яхье, который подтвердит Слово Божье и будет господином, воздержанным мужем и пророком из числа праведников». Далее в аяте Священной Книги Коран сказано о том, что Закария после святого видения усомнился в том, что это возможно: «Господи! Как может у меня родиться сын, если старость уже настигла меня и жена моя бесплодна?». На это Бог в видении ответил ему, что «Так Аллах вершит, что пожелает!». Но Захария все еще не верил, и попросил Бога показать ему святое знамение. И тогда Бог сказал ему: «Твое знамение будет в том, что ты будешь три дня разговаривать с людьми только знаками. Много поминай своего Господа и славь Его перед закатом и утром».

В Священной Книге Коран пророк Захария упоминается в ряду таких имен, как Иса, Яхья и Ильяс, которые, как и Захария, причисляются к ряду праведников. Об этом сказано в аяте 6:85 Священной Книги Коран.

В Священной Книге Коран также есть ссылка на то, какую милость Бог оказал своему рабу Захарии, и напоминается о том, как втайне взывал к своему Господу говоря: «Господи! Воистину, кости мои ослабели, а седина уже распространилась по моей голове. А ведь раньше благодаря молитвам к Тебе, Господи, я не был несчастен» (сура Марьям (Мария), 4-й аят). Несчастье Захарии заключалось в том, что он опасался того, как могли распорядиться его наследством родственники, если жена не родит ему наследника. Он просил Бога дать ему наследника, который был бы благочестив. Бог явился в святом видении ему и указал ему в пророчестве, что все реально, если того хочет Аллах: «Это для Меня легко, ведь прежде Я сотворил тебя самого, хотя тебя вообще не было» (сура Марьям (Мария), 9-й аят). И в ответ на просьбу Захарии Бог послал ему знамение, которое гласило, что Захария не сможет разговаривать с людьми «в течение трех ночей, будучи в полном здравии» (сура Марьям (Мария), 10-й аят). Вся история приводится в аятах 19:2-11 Священной Книги.

В аятах 21:89, 90 Священной Книги Коран содержится повеление помянуть Захарию, который «воззвал к своему Господу: «Господи! Не оставляй меня одиноким, и Ты — Наилучший из наследников». Мы ответили на его мольбу, даровали ему Яхью и сделали его жену способной на это. Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Нами».

Клин православный

Автор: Протоиерей Борис Балашов

А.А. Иванов. «Архангел Гавриил поражает Захарию немотой». 1850-е. ГТГ

Евангелист Лука начинает свое повествование о благовестии Захарии с определения времени: Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария (Лк. 1, 5). Этим он указывает на то, что начинает исполняться ветхозаветное пророчество о времени пришествия в мир Спасителя: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель (Быт. 49, 10). Ирод Великий, о котором и говорит евангелист Лука, приобрел себе титул царя Иудейского от римского сената подкупом. Получив трон, он, как иноплеменник, стал слепым орудием римлян, за что был особо ненавидим народом. Царь Ирод не был иудеем, и его царствование было фактически отнятием скипетра от Иуды, что говорило о наступлении времени пришествия Мессии-Примирителя.

Захария и его жена Елисавета принадлежали к роду Аронову и, как говорит Евангелие, были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк. 1, 6). Они прожили долгую жизнь и оба уже были в преклонном возрасте, однако детей они не имели, потому что Елисавета была бесплодна. У евреев, как уже говорилось, бездетность считалась позором и тяжким наказанием Божиим.

Захария был священником. Священниками у евреев становились не по личному призванию, а по происхождению из потомков Аарона. Те из них, которые принадлежали к этому роду и не имели законных препятствий для служения в Ветхозаветной Церкви, становились священниками. В Израиле были священники, которые не жили постоянно при храме, а имели свою очередь для служения, свою чреду. Священники рода Ааронова были разделены Давидом на двадцать четыре чреды, и во главе одной из них был поставлен некий Авия. К этой чреде и причислялся Захария. Каждая чреда проходила свое служение в храме дважды в год по одной седмице, причем священники по жребию распределяли между собой обязанности.

Евангелист Лука как раз описывает момент служения в Иерусалимском храме Захарии — священника из Авиевой чреды. Захарии выпал жребий совершать каждение, для чего он вошел во вторую часть храма, которая называется Святилищем, где находился жертвенник кадильный, в то время как весь народ молился в предназначенной для него открытой части храма — «дворе». (Кадильный жертвенник — это металлический стол, на решетку которого клали угли, и на них, в определенный момент богослужения, высыпался ладан, и воздух наполнялся благоуханным кадильным дымом.)

И вот, когда Захария совершал каждение на кадильном жертвеннике перед самым святым местом в храме — Святая Святых, — он увидел Ангела и очень испугался. Возможно потому, что по иудейским понятиям явление Ангела предвещало близкую смерть. Но Ангел говорит ему: Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн (Лк. 1, 13).

О чем молился Захария? Какая молитва его была услышана Господом? Едва ли можно предположить, что Захария в такой торжественный момент богослужения молился о даровании ему сына, притом, что они с женой были уже в преклонном возрасте. Вряд ли Захария считал физически возможным для себя и своей жены иметь детей. Поэтому более вероятно то, что он, как один из лучших людей своего времени, молился о скорейшем пришествии Мессии. Притом как священник — посредник между Богом и молящимся народом — он должен был молиться не о своих нуждах, а о нуждах народа, о его спасении. И вот в ответ на свою молитву он видит Ангела, который возвещает ему, что жена его родит сына. И этот сын будет в радость не только ему, но и многие о рождении его возрадуются (Лк. 1, 14). Почему? Потому что этот человек будет велик перед Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей (Лк. 1, 15).

Далее в Евангелии говорится, что этот ребенок будет назореем. Согласно ветхозаветному закону человек мог принять обет назорейства. Давшие обет либо постоянно выполняли различные обряды, установления, совершали определенные очищения, либо становились служителями Бога на какое-то время. Они не стригли волос, не брили бороды, не употребляли ничего спиртного (не только вина, но и более легких хмельных напитков), выполняли ряд других ограничений и вообще избегали всякого ритуального осквернения.

В этом не было ничего нового. Удивительное заключалось в другом: Ангел возвещает, что Иоанн Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей, то есть Божия благодать, дар Святого Духа коснется человеческого сердца еще в чреве матери, то есть до его рождения. Мы знаем, что так и произошло.

И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их (Лк. 1, 16). Многих, но не всех, потому что Израильский народ уже много раз отвергал Бога за время своего существования, изменяя Ему. Конечно, множество несчастий происходило по этой причине. Однако когда народ возвращался к Богу, он вновь обретал Божию помощь, поддержку и укрепление. Но все-таки народ знал своего Бога, хотя и многократно отворачивался от Него. Люди продолжали исполнять Закон, но знание Бога и исполнение Закона все более становилось чисто внешним. И, когда Иоанн обратился к Израилю с проповедью о покаянии и исправлении жизни, к нему пришло множество иудеев, и они обращались к Господу. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1, 17).

Представим себе реку Иордан, на берегах которой проходила жизнь значительной части Израильского народа. По ней плывет лодка, а перед ней — другая. Эта лодочка как бы предшествует плывущей за ней. Другая аналогия — это ледокол, который разбивает лед и прокладывает путь большому кораблю. Термин «Предтеча» вошел в богословие и применяется по отношению к Иоанну Крестителю. Он идет по жизненному пути перед Господом Иисусом Христом. С какой целью? Чтобы вернуть людей к Богу, чтобы обратить их сердца и души к Творцу, возвратить сердца отцов детям. Так благочестивые сыны Израиля на многое шли ради любви к Богу, а у их потомков уже не было такого усердия. Но, если душа не загорится любовью к Богу, ей не спастись. Поэтому надо было пробудить людей к покаянию. И в своих проповедях Иоанн стремился к этому. Причем, говоря о покаянии, он имел в виду не просто какое-то внешнее действие, а убеждал людей поменять образ мыслей, исправить их жизнь.

Престарелый священник Захария не поверил Ангелу: По чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных (Лк. 1,18). Захария поставил человеческое разумение выше Божественного. Он усомнился в возможности обещанного, ссылаясь на преклонный возраст свой и жены. Захария просит от Ангела знамения как доказательства. В ответ на его недоумение Ангел называет свое имя: «Гавриил», что значит «сила Божия». Как знамение и одновременно наказание за маловерие ему дается немота и глухота, которые разрешатся только после рождения младенца. Даже при наречении имени родившемуся младенцу с Захарией объяснялись знаками.

Каждение во Святилище обычно продолжалось недолго, и поэтому народ удивился, что Захария медлил. А когда он вышел и стал изъясняться знаками, то стало понятно, что ему было видение. Однако, несмотря на немоту и глухоту, Захария не оставил своего служения в храме и вернулся домой лишь тогда, когда окончились дни его служения. После этого Елисавета действительно зачала и пять месяцев таилась. Она искренне радовалась, потому что с разрешением ее неплодства Господь снял с нее поношение между людьми. Вот почему праведная Елисавета, перенесшая, без сомнения, много оскорблений из-за своего неплодства, так искренне и от всего сердца благодарила Бога.

Из книги протоиерея Бориса Балашова «Христос и мы». Клин, «Христианская жизнь», 2007.

Рождество Иоанна Предтечи Светильник

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ». Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Родословная

Родословная Закарии восходит к Дауду или Давиду и к Йакубу. Захария был человеком богобоязненным, искренне любившим Аллаха, и он посвятил свою жизнь поиску и приобретению знаний, которые стремился среди народа на земле распространить. В сурах Корана, девятой и третьей, описываются некоторые эпизоды из его жизни, и то, что описывает Коран, соответствует той информации, которая описывается в Третьей Книге Нового Завета Евангелии от Луки. Но только Коран является тем Божьим Писанием, которое дошло до современных верующих без каких-либо изменений, а другие Писания или искажены, или был вовсе утеряны, и только на Коран следует опираться, когда повествуешь об истории жизни пророка Захарии.

С именем Захарии тесно связана история строительства мечети аль-Акса в Иерусалиме, который является третьим по своему значению священным городом для всех мусульман – после Мекки и Медины. В нем находятся такие важные для Ислама мечети, как аль-Акса и Куббат ас-Сахра. Издавна Иерусалим мусульмане называли Городом Святого Дома. В девятом веке Иерусалим мусульмане стали называть «Священным городом» или Аль-Кудс, и это имя сохраняется за ним в мусульманском мире и в современности.

Еще до того, как Иерусалим был завоеван крестоносцами, арабы были преданы иерусалимским святыням и сочиняли хвалебные тексты, которые восхваляли святость Иерусалима и призывали мусульман к тому, чтобы они посещали эти святыни. Иерусалим в средневековый период стоял во главе мусульманской науки: в его учебных заведениях проходили подготовку множество ученых мусульман, которые после становились толкователями Священной Книги Коран, а затем отправлялись по всему мусульманскому миру, чтобы нести свои знания мусульманам и становится во главе мусульманских общин.

СВЯТОЙ ПРОРОК ЗАХАРИЯ (День празднования

: 05/18 сентября) (Святой отошёл ко Господу в I веке)
Святой пророк Захария, священник из потомства Ифамара, сына Ааронова, имел жену Елисавету, которая также была из рода Ааронова и доводилась сестрой Анне, матери Пресвятой Богородицы. Святое Евангелие свидетельствует о Захарии и Елисавете, что они были украшены всеми добродетелями, непорочно проходя своё жизненное поприще. Святой Апостол и Евангелист Лука говорит о них: «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно
» (Лк.1:6). Что житие их было действительно благочестиво, о сем свидетельствует также и святая их отрасль, честный и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Писании сказано: «
по плодам их узнаете их
» (Мф.7:16): плод от доброго дерева действительно не может быть дурным, ибо, как говорит то же Писание: «
если корень свят, то и ветви
» (Рим.11:16). Посему и святая ветвь — Иоанн могла произойти только от святого корня.

Св. Захария, отец Предтечи, священствовал в Иерусалиме в царствование Ирода. Он был из дневной чреды Авиевой, то есть из рода Авии, очередь которого приходилась в восьмую седмицу.

Восьмой жребий выпал священнику Авии (1Пар.24:10), в числе потомков коего был также и святой Захария; поэтому-то он и отправлял в течение восьмой седмицы службу в храме вместе со всей своей чредой, ибо он был главным над остальными священниками своего ряда.

Однажды Захарии, — когда он, соблюдая очередь свою, служил пред Богом, — по обычаю священников, нужно было войти в храм Господень для каждения; было же в то время на молитве множество народа. Войдя во святилище, Захария заметил ангела Господня, стоящего по правую сторону кадильного алтаря. При виде ангела Захарию объял страх; но посланник Божий успокоил его, сказав: «Не бойся, Захария». И утешил он праведного священника, возвестив, что молитва его благоприятна Богу; внимая ей, Господь дарует ему милость: Он благословил жену его Елисавету, разрешая несмотря на ее престарелый возраст узы её неплодства, и она родит сына, тезоименитого благодати Иоанна, который своим рождением принесёт радость не только родителям, но и множеству людей: «Многие, — прибавил ангел, — возрадуются рождению его». Возвестил ангел Захария также и о том, что сын его будет велик пред Господом не телом, но духом; он будет постником и будет вести такую воздержную жизнь, как никто другой; и действительно, таково же о нём было и свидетельство Самого Сына Божия: «ибо пришёл Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьёт

» (Лк.7:33). Ангел предсказал, что ещё во чреве матери Иоанн исполнится Духа Святого и многих из сыновей израильских обратит к истинному Господу Богу, что он будет Христовым Предтечей в духе и силе пророка Илии и приготовит народ к принятию Господа Спасителя.

Услыша всё сие, Захария был удивлён и поражён, так что не решался верить сказанному; странным казалось ему сие потому, что Елисавета была неплодна, и оба они были уже преклонного возраста. И сказал он ангелу:

— Как мне поверить сему: ведь я уже стар, состарилась также и жена моя, которая никогда не имела детей?

Тогда ангел ответил ему:

— Я — Гавриил, предстоящий пред Богом; я послан сказать и благовестить тебе сие. И за то, что не поверил ты моим словам, ты будешь нем и не скажешь ни одного слова до тех пор, пока всё сие исполнится.

Так как Захария в беседе с ангелом замедлил в алтаре, то народ, бывший в церкви, дивился сему. Выйдя к народу, Захария принужден был знаками показывать, что он стал нем; тогда присутствовавшие поняли, что ему в алтаре было видение.

Окончив свою очередь, Захария возвратился в дом свой, находившийся в горной стране, в Хевроне, городе Иудове. Этот город был одним из тех, которые даны были по жребию потомкам Иуды и предназначены для жительства священникам.

Когда исполнилось возвещенное ангелом, и бывшая дотоле неплодной Елисавета родила Иоанна, — имя сие Захария написал на поданной ему дощечке, — отверзлись уста Захарии, язык его разрешился, и он стал говорить, благословляя Бога. Исполнившись Святого Духа, он начал пророчествовать, говоря: «благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира

» (Лк.1:68-79).

Но вот наступило время, когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме, и волхвы, пришедшие с востока по видению чудесной звезды, возвестили Ироду о новорожденном Царе. Тогда Ирод, послав в Вифлеем воинов, чтобы они избили всех детей, приказал умертвить и сына Захарии, о коем много слышал. Ироду известно было всё случившееся во время рождения Иоанна; так как все события, коими сопровождалось рождение Иоанново, вызывали страх и изумление среди окрестных жителей. Все иудеи говорили о сих чудесных событиях; молва дошла и до Ирода. Все слушавшие слагали в сердце своем происшедшее и говорили: «что будет младенец сей?

» (Лк.1:66). Ирод, вспомнив теперь об Иоанне, подумал: «Не сей ли будет царем иудейским?» Задумав умертвить его, царь отдельно послал в дом Захарии убийц, но посланные не нашли святого Иоанна. Ибо, когда началось безбожное избиение детей в Вифлееме, стоны и вопль были услышаны в Хевроне, городе Иудове, где жили священники, так как он находился на недалеком расстоянии от Вифлеема; скоро узнали в Хевроне конечно и о причине такого вопля. Тогда святая Елисавета, взяв сына своего, отрока Иоанна, коему тогда было уже полтора года — бежала с ним в горы. А святой Захария в то время находился в Иерусалиме, отправляя обычную службу по порядку чреды своей. Скрываясь в горах, Елисавета со слезами молилась Богу, чтобы Он защитил её и её сына. Увидав с горы воинов, кои тщательно разыскивали беглецов и уже были недалеко, она в ужасе возопила к ближайшей каменной горе: «Гора Божия, приими мать с сыном!» Гора тотчас расступилась, заключила их в себе, и таким образом они укрылись от настигавших их убийц. Не найдя тех, кого искали, посланные ни с чем возвратились к царю. Тогда Ирод послал к Захарии в храм приказание, чтобы он отдал ему сына своего Иоанна.

— Я служу ныне Господу Богу Израилеву, — отвечал на сие святой Захария, — и не знаю, где теперь находится сын мой.

Разгневанный Ирод вторично послал к нему и приказал убить самого Захарию, если он не отдаст своего сына. Свирепые убийцы устремились как звери, стараясь немедленно исполнить повеление царя, и с яростью закричали священнику Божию:

— Где скрыл ты своего сына? отдай нам его, ибо так повелел царь; если же не дашь сына своего, то сам погибнешь лютою смертью.

На сие святой Захария отвечал:

— Тело мое вы убьете, а душу мою восприимет Господь.

Тогда убийцы бросились на Захарию и между церковью и алтарем убили его, как повелел им царь; пролившаяся же кровь святого сгустилась на мраморе и отвердела как камень во свидетельство и вечное осуждение Ироду.

Святой пророче Захарие, моли Бога о нас.

Текст: святитель Димитрий Ростовский, жития святых, 5 сентября.
Паломникам о мощах святого
:

*Мощи в 415 году перенесли из Иерусалима в Константинополь и поместили в храме Богородицы рядом со Святой Софией (о нахождении их там сообщает «Аноним Меркати» — латинское описание Константинополя XII века). При этом паломник Иоанн Фока в 1185 году видел гробницы с мощами Захарии и Елисаветы в севастийской церкви Иоанна Предтечи, построенной на месте его темницы. В настоящее время мощи (или их часть) находятся в афонском монастыре Констамонит. * Часть мощей святого Захарии прибывают в храме Святого Захарии в Венеции.

Тропарь, глас 4:

Священства одеждею обложен, премудре, / по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие, / и был еси светильник и зритель тайных, / знамения в тебе благодати нося явственно, всемудре, / и, мечем убиен быв в храме Божии, / Христов пророче, с Предтечею моли // спастися душам нашим.

Кондак, глас 3:

Пророк днесь и священник Вышняго, / Захария предложи, Предтечев родитель, / трапезу своея памяти, / верныя питая, питие бо правды всем растворив, / сего ради скончавается, // яко божественный таинник Божия благодати..

Величание:

Величаем тя, / пророче Божий Захарие, / и чтем святую память твою, / ты бо молиши за нас // Христа Бога нашего.

Опека над Марией матерью Иисуса

В Коране сказано, что пророк Захария был выходцем из рода Имран, и к этому святому благословенному роду относился и Иисус, а также мать его Мария. Захария был назначен опекуном матери Иисуса Марии, когда она поселилась в храме Иерусалима. Он посещал Марию каждый день, стараясь удостовериться в том, что она ни в чем не будет нуждаться. Захария видел, насколько Мария богобоязненна. В ее комнате для молитв всегда была еда, и даже летом у нее можно было найти зимние фрукты, а зимой можно было найти фрукты летние. Захария удивлялся, откуда в комнате у Марии появлялись такие редкие в определенное время года в тех землях фрукты, и однажды он спросил об этом Марию, на что она ответила, что эти фрукты появляются у нее в комнате сами собой, чудесным образом, то есть их посылает Бог: «Это – от Аллаха, ведь Аллах дарует пропитание безо всякого счета, кому пожелает» (сура Алю Имран (Семейство Имрана), 37-й аят).

Мольба Закарийи

Пророк Захария видел, насколько абсолютно и беспрекословно Мария, будущая мать мессии, поклоняется Богу, насколько непоколебима ее вера в то, что Бог прокормит ее, пошлет ей пропитание. Эти наблюдения привели Захарию к такому заключению: Господь всегда наши просьбы и мольбы слышит и откликается на них, каковы бы ни были наши беды и злоключения. После этого он принял для себя величайшую концепцию веры, важнейший принцип правильного вероубеждения, который заключается в том, что тех, кто является праведным рабом божьим, Бог посылает святое пророчество и одаривает благами неисчислимыми – такими, как фрукты, которые появлялись у будущей матери мессии Марии в молельной комнате, появление которых в это время года было настоящим чудом господним. Увидев такое чудо, Захария решил обратиться с просьбой к Господу: он молил Аллаха подарить ему сына праведного, и это должно было стать настоящим божьим чудом, ведь жена Захарии была неспособна к деторождению в то время, так как уже была стара и бесплодна. Но то, что для человека кажется невозможным, не имеет границ и рамок для Бога – этот божий урок путем Захария получил, глядя на Марию. Он знал, что его преклонный возраст и преклонный возраст его жены, а также ее бесплодность – все это серьезные препятствия для того, чтобы иметь детей, но Захария все равно просил Господа послать ему ребенка, и именно праведного сына просил он для себя. Захария не имел многих богатств, которые бы он смог после оставить своему сыну, передав по наследству. Но у него было нечто гораздо более ценное: знания, которые он собирал всю свою жизнь, и его пророческая миссия. И эти богатства он собирался передать по наследству своему сыну.

Господь дал ответ на его просьбы немедленно: в Коране сказано «Аллах радует тебя вестью о Яхье, который подтвердит Слово Божье и будет господином, воздержанным мужем и пророком из числа праведников на всей земле» (сура Алю Имран (Семейство Имрана), 39-й аят).

Когда Захарии было видение и божьи ангелы принесли весть о том, что у него будет сын, а случилось это во время его молитвы, пророк Захария поразился и воскликнул, что это невозможно, ведь его жена был неспособна к деторождению, а сам пророк Захария был преклонного возраста к тому времени. Но Бог послал Захарии истину о том же, о чем уверовала Мария – если Бог пожелает чего-то, это становится возможным. Захария обратился к Аллаху с просьбой, в которой просил, чтобы Бог послал ему знамение, указывающее на то, что такое чудо произойдет. Господь в видении сообщил ему, что таким божьим знамением будет то, что Захария станет немым на некоторое время, и он сможет общаться только посредством знаков, но все равно он должен продолжать свою миссию, неустанно возвеличивая Бога. Выйдя после видения из моления, Захария уже утратил способность говорить.

прор. Захария, отец св. Иоанна Предтечи

Молитва первая пророку Захарии и праведной Елисавете Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитва вторая пророку Захарии и праведной Елисавете О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому пророку Захарии и праведной Елисавете, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Молитва третья пророку Захарии и праведной Елисавете К вам, о святии вси и святый пророче Захария и праведная Елисавета, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва четвертая пророку Захарии и праведной Елисавете О, святые угодники Божии пророче Захария и праведная Елисавета, подвигом добрым подвизались на земли, восприяли еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святую икону вашу, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтем святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесити, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

АКАФИСТ СВЯТЫМ И ПРАВЕДНЫМ ПРОРОКУ ЗАХАРИИ И ЕЛИСАВЕТЕ

Кондак 1

Избраннии от рода Ааронова, рождшии Иоанна богохвальнаго, Предтечею и Крестителем Господним предуготованным быти, святии и праведнии Захарие и Елисавето! Яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких нас бед свободите, взывающих вам: Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии. Икос 1

Ангели земнии и человецы небеснии воистину явистеся, святии Захарие и Елисавето, от юности вашея всеми добродетельми украшении и непорочно житие свое вкупе пожившии, ему же чудящеся, зовем вам гласы хвалебными сице: Радуйтеся, рода Аронова славное прозябение. Радуйтеся, благочестивых родителей светлое украшение. Радуйтеся, душевныя и телесныя чистоты рачителие. Радуйтеся, заповедей Божиих ревностнии хранителие. Радуйтеся, супрузи праведнии, Богом предъизбраннии. Радуйтеся, на трапезу небесную Господом призваннии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии. Кондак 2

Видев Отец Небесный с высоты славы Своея, яко житие ваше, святии и праведнии Захарие и Елисавето, благочестиво и свято бысть, благослови от отрасли вашея святыя произрасти честному и славному плоду – Иоанну, во еже быти ему пророком, Предтечею и Крестителем Сыну Своему возлюбленному Иисусу Христу, Ему же хвалу воздаем: Аллилуиа. Икос 2

Разумом Божественным свыше направленный Архангел Гавриил предсташе тебе, иерее Захарие, вшедшему покадити во святилище и служащему по чину чреды своея. Зрящи же вестника небеснаго, одесную алтаря кадильнаго стоящаго, страх велий объяше тя, обаче посланник Божий рече ти: «Не бойся, Захарие». Мы же, милостию Божиею к семейству твоему умиленные, вопием: Радуйтеся, целомудреннаго жития крепкое охранение. Радуйтеся, грехов и страстей непреложное одоление. Радуйтеся, благодатию Божиею щедро осененнии. Радуйтеся, зрящие на небе тайны сокровенныя. Радуйтеся, яко ангели бесплотнии, на земли пожившии. Радуйтеся, чистоту телесную в житии своем сохранившии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии. Кондак 3

Сила неизреченная милосердия Божия на вас, святии, открыся, ибо видя праведность хождения вашего пред лицем Божиим, посла вам Господь велие утешение в старости, да поете Ему верно: Аллилуиа. Икос 3

Имеяй повеление от Господа утешити тя, святе Захарие, возвести ти ангел Божий, яко молитва твоя благоприятна есть Богу и внимая ей, милость ти дарует Бог: благословляше бо супружницу твою Елисавету, узы неплодства ея разрешая, да родит сына, соименнаго благодати Иоанна. Тем же приимите от нас песнь сию: Радуйтеся, житием своим Богу угодившии. Радуйтеся, свято пред Ним неизменно ходившии. Радуйтеся, яко в молитвах своих ко Творцу возвышалися есте. Радуйтеся, яко словом Господним всегда утешалися есте. Радуйтеся, вся надежды своя на Творца возлагавшии. Радуйтеся, в своих добрых делах утомления не знавшии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии. Кондак 4

Бурею мирскаго жития не одоленный, сын ваш, святии Захарие и Елисавето, велик пред Господем будет, не токмо телом, но и духом, рече Ангел Господень, ибо своим рождеством той принесет в мир велию радость, яко мнози возрадуются рождению его, восхваляя Творца: Аллилуиа. Икос 4

Слышаще дивныя глаголы о сыне своем, яко той велиим пророком и постником наречется, и еще от чрева матери своея исполнится Духа Свята и мнози от сыновей Израильских его ради обратятся ко истинному Богу, ибо надлежит ему быти Предтечею Христовым в духе и силе пророка Илии и приуготовити народы ко принятию Спасителя, зело поражен и удивлен бысть Захария, не решаяся реченному Ангелом веровати. Мы же, словесам ангельским внимая, вопием вам сице: Радуйтеся, стяжавшии милость Творца превеликую. Радуйтеся, языкам принесшии радость великую. Радуйтеся, седины свои славою покрывшии. Радуйтеся, наград на небе себя не лишившии. Радуйтеся, милосердному Господу во всем уподоблявшиеся. Радуйтеся, Триединому Богу всегда поклонявшиеся. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии. Кондак 5

Бога точию бояйся, рече ангел Господень Захарии: Аз есмь Гавриил, предстояй пред Богом и посланный благовестити тебе все сие, обаче за то, что ты не уверовал еси словесам моим, будеши немым и не промолвиши ни единаго слова дондеже всему реченному мною надлежит исполнитися по воле великаго Бога, Коему славу пою: Аллилуиа. Икос 5

Видевше людие бывшии в церкви Господней, умедлившу Захария во алтари, зело дивляхуся сему, изшедшу же ему к ним и не могущу глаголати, но токмо помавающу, разумеша вси, яко бысть ему видение во алтари. Мы же, прославляя дивнаго в чудесех Своих Господа, глаголем вам сице: Радуйтеся, яко сила Божия на вас совершися. Радуйтеся, яко воля Божия непреложно на вас сотворися. Радуйтеся, яко милость Творца с преизбытком на вас излияся. Радуйтеся, яко радость велия вам щедро Творцем даровася. Радуйтеся, яко вы возвеличены быша дланию святою. Радуйтеся, яко вы всем пример подаете собою. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии. Кондак 6

Словес Господних, ангелом возвещенных, сбытие видяще, возрадовася зело Елисавета, ибо зачне сына своего и таяшеся месяц пять, глаголющи: яко тако сотвори мне Господь во дни, в няже призре отъяти поношение мое в человецех, да пою Ему хвалу: Аллилуиа. Икос 6

Возсия обильно благодать Божия в Елисавете святей, егда исполнися Духа Свята и возопи гласом велиим Деве Марии: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего! И откуду мне сие, яко прииде Мати Господа моего ко мне!». Чадо же ее взыграся во чреве радощами пришествию Матери Божией. Да и на нас сниде благодать Святаго Духа, вопиющих радощами сице: Радуйтеся, Духом Святым позлащеннии. Радуйтеся, благодатию щедро Творцем осененнии. Радуйтеся, чадо великое свято зачавшии. Радуйтеся, радость отцовства и материнства от Бога познавшии. Радуйтеся, Матери Божией сродницы всечестнии. Радуйтеся, воплотившагося Сына Божия раби преблагии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии. Кондак 7

Хотящу людем возвестити от ангела пронареченное имя сына своего Иоанна, святе Захарие, по рождестве его написа е и абие отверзошася язык и уста твоя, и глаголаше паки, благословя Бога и поя Ему: Аллилуиа. Икос 7

Новую подаяй благодать тебе Господь, праведне Захарие, Духом Святым насыти тя, воеже пророчествовати ти, глаголя: «Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим и воздвиже рог спасения нам, в дому Давида отрока Своего, якоже глагола усты святых сущих от века пророк Его и ты, отроча, пророк Вышняго наречешися, предъидеши бо пред лицем Господним, уготовати пути Его». Мы же, пророчеству твоему внимая, чрез вас, праведницы Божии, восхваляем Господа, воспевая вам похвалы сии: Радуйтеся, отроча святое в мир родившии. Радуйтеся, рождеством сим радость миру возвестившии. Радуйтеся, восхвалившии Бога безмерно. Радуйтеся, служившии Господу верно. Радуйтеся, вся Законы Его исполнявшии. Радуйтеся, себя в чистоте сохранявшии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии. Кондак 8

Странное чудо бысть окрест живущим людем, егда слышаху о преславнем и чуднем рождестве чада вашего, святии и праведнии Захарие и Елисавето, и со удивлением глаголаху в себе: «Что убо отроча сие будет?». Мы же, преславному рождеству Предтечи и Крестителя Господня радующеся, Господу взываем: Аллилуиа. Икос 8

Весь был еси смущением велиим исполнен, пророче Божий Захарие, зря Пресвятую Деву Марию с Богомладенцем ко храму пришедшую и на месте нечистых жен пред дверьми храма ставшую, очищения законнаго просити хотящую. Ведуще бо Ю во Святая Святых тобою, по внушению Божию, введенную и тамо воспитанную и духом уразумев, яко сия Матерь есть Дева Чистая и по рождестве, постави Ю сего ради на месте девиц, идеже женам имущим мужа стояти не подобаше. Мы же, восхваляя с тобою Деву Чистую, с любовию и умилением вопием: Радуйтеся, Матери Божией славу воздавшии. Радуйтеся, купно со всеми Ея восхвалявшии. Радуйтеся, Бога пришествие в мир ожидавшии. Радуйтеся, чистою молитвою Творца ублажавшии. Радуйтеся, Ликом Младенца Христа услажденнии. Радуйтеся, в Царствие Божие Ним возведеннии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии. Кондак 9

Вси Ангели и святых лики радовахуся радостию велиею, егда ты, святе Захарие, на руце свои праведнии, умилися сердцем и со страхом Божиим, приял еси Богомладенца, и яко Творцу и Богу, возвал еси Ему: Аллилуиа. Икос 9

Витийство человеческое не довлеет к достойному прославлению дивнаго жития вашего, святии и праведнии Захарие и Елисавето, несть бо возможно исповести и исчести вся моления и пощения ваша, вся слезы и воздыхания ваша яже к Богу. Приимите от нас, любовию к вам подвизаемых, малыя похвалы сия: Радуйтеся, Духа Святаго сосуди от века избраннии. Радуйтеся, руце своя простираху к Творцу в уповании. Радуйтеся, Пресвятыя Троицы угодницы вернии. Радуйтеся, к Богу дорогу нашедшии в тернии. Радуйтеся, трудами своими спасение стяжавшии. Радуйтеся, на Господа токмо во всем уповавшии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии. Кондак 10

Спасения чаду своему хотяще, поят мати чадо свое и бежаху с ним в горы от злочестиваго детоубийцы Ирода, той бо посла в Вифлеем воинов, да избиют вся младенцы, приказа умертвити и чадо ваше, блаженнии Захарие и Елисавето. Мы же, Господу, хранящему избранныя Своя от руки нечестиваго, с любовию глаголем: Аллилуиа. Икос 10

Стеною заступления от настигавших убийц бысть тебе Господь, праведная Елисавето, егда по молению твоему: «Гора Божия, приими мать с сыном!», повеле горе каменней тотчас расступитися и заключити тебе с чадом в себе. Спасению вашему со слезами радуяся, вопием вам сице: Радуйтеся, Господом на всех путях хранимии. Радуйтеся, рукою Божиею по жизни сей водимии. Радуйтеся, любовь к Творцу в себе носившии. Радуйтеся, нетленный плод в раю вкусившии. Радуйтеся, за правду Божию пострадавшии. Радуйтеся, быти с Богом возжелавшии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии. Кондак 11

Пение молебное Господу Богу приносил еси, святый и праведный Захарие, егда воини зверонравнаго Ирода приидоша к тебе с повелением отдати им сына твоего. Ты же отвечал еси им: «Аз служу ныне Господу Богу Израилеву и не вем идеже есть сын мой!», укрепляющему тебя Богу вопияй: Аллилуиа. Икос 11

Света небеснаго исполнися храм Господень, праведне Захарие, егда вопрошающим тя воином рекл еси: «Тело мое убиете, душу же мою восприимет Господь!» Бывшу же тебе убиту между церковию и алтарем, якоже повеле Ирод, пролиявшаяся кровь твоя святая сгустися на мраморе и отверде во свидетельство и вечное осуждение Иродово. Мы же, мученическую кончину твою прославляя, воспеваем гласами хвалебными: Радуйтеся, души Творцу посвятившии. Радуйтеся, в святости их сохранившии. Радуйтеся, славою небесною от Бога венчаннии. Радуйтеся, в радость Господа своего войти призваннии. Радуйтеся, яко пищу нетленную ныне вкушаете. Радуйтеся, яко Бога за нас присно вы умоляете. Кондак 12

Божественная благодать явися на тебе, праведная Елисавето, и неизреченное чудо дивно открыся, егда бо в горе, укрывшей тя со чадом, Божиим повелением устроися пещера, открыся источник водный и над пещерою финикс произрасте, подавая плоды своя во изобилии. Таковому благоволению Божиему радуяся, ты пела еси Ему с чадом своим: Аллилуиа. Икос 12

Поюще радостную песнь хвалы и благодарения Господу, по истечении сорока дний по убиении праведнаго Захарии, душу свою предаде Творцу своему святая Елисавета и с супругом своим на небеси соединися. Прославляя праведное житие ваше, святии Захарие и Елисавето, усердно молим вас услышати хвалебное пение наше: Радуйтеся, яко в вере святей вы есте утверждение. Радуйтеся, яко наше от бед вы есте ограждение. Радуйтеся, яко нас от скорбей присно вы защищаете. Радуйтеся, яко страсти телесныя в нас укрощаете. Радуйтеся, благочестивым супругом вы есте покровителие мудрии. Радуйтеся, чадом нашим вы есте воспитателие добрии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии. Кондак 13

О, святии и праведнии Захарие и Елисавето! Молим вас со усердием и любовию: испросите нам у Господа нашего в жизни сей в вере и добродетелех утверждение, от скорбей и напастей избавление, прегрешений наших прощение, да сподобимся и мы Царствие Небесное наследовати и вечно воспевати Богу: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа. Сей кондак читается трижды. Затем икос 1 и кондак 1. Молитва

О велиции Христовы праведницы, святии Захарие и Елисавето! К вам прибегаем и вам молимся с великим упованием: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу да пошлет вся благопотребная душам и телесем нашим, веру праву, любовь нелицемерну, в добрых делех преуспеяние, душам и телесем здравие и вечное спасение. Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите нам предстателие ко Господу да сподобимся помощию вашею спасение вечное получити, Царствие Небесное унаследовати и вкупе с вами и всеми святыми славословити неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Сын Захарии

Как сообщается в Коране, много благих деяний совершал и сам пророк Захария, и его жена, они были богобоязненными и призывали к Аллаху, и Господь дал им праведного сына, хотя оба они и были уже преклонного возраста. В Коране сказано: «Мы ответили на его мольбу, даровали ему Яхью (Иоанна) и сделали его жену способной на это. Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами» (сура Аль-Анбийа (Пророки), 90-й аят). При рождении Яхьи Бог благословил его навечно словами: «Мир ему и в день его появления на свет, и в день его смерти, и в тот день, когда он будет воскрешен!» (сура Марьям (Мария), 15-й аят).

Яхья, сын пророка Захарии, рос мальчиком необычным – уже даже в детском возрасте он был необычайно мудр для своих лет, как отмечалось в народе, и эта мудрость была дарована ему свыше. Ребенку было предписано придерживаться Таурата строго, и он относился к людям из народа милосердно и сострадательно. Бог сотворил этого ребенка безгрешным и праведным, и в Коране говорится, что Яхья не был ослушником или гордецом. По своему характеру пророк Яхья был человеком очень добродетельным, его называют в Священной Книге Коран благочестивым и праведным, его имя ставится в один ряд с именами Исы (Иисуса) и Ильяса. Со своими родителями Яхья вел себя очень кротко, рос мальчиком богобоязненным. Детство Яхьи прошло под присмотром его отца пророка Захарии, и он с самых ранних лет находился при храме Иерусалима, преданно служа Богу. Яхья любил оставаться наедине с самим собой, придерживался аскетичного образа жизни, а в своей повседневной жизни был непритязательным и довольствовался только самым необходимым. Яхья относился заботливо к людям и к животным, заботился о своих родителях, молился вместе с ними Аллаху. Его всегда видели только в приветливом и веселом настроении. Он вел священническую деятельность, неустанно напоминал людям о том, что им следует поклоняться Аллаху, потому что Аллах Всевышний является создателем всего существующего на этом свете.

Чудесный случай, который случился с семьей пророка Захарии, стал следствием того, что молитвы его и его жены были услышаны Богом, а для человечества это послужило замечательным уроком.

ПРИПОДНЯВШИЙ ЗАВЕСУ ВРЕМЕНИ. Пророк ЗАХАРИЯ

“И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников”. Нет, это не цитата из доселе неизвестного евангельского текста, описывающая предательство Иуды. Все это было предсказано пророком Захарией еще за 500 лет до Рождества Христова. И слова о тридцати сребрениках, и другие столь же точные предсказания Захарии без труда можно найти в любом издании Ветхого Завета.
Но откуда мог знать пророк Захария о готовящемся предательстве, если жил задолго до описываемых в Евангелии событий?
Возвращение домой

В VI веке до Р.Х. еврейский народ постигло одно из самых тяжких испытаний за всю его историю. Вавилонский царь Навуходоносор II завоевал Иудейское царство, разрушил его столицу – Иерусалим и переселил тысячи евреев в Вавилон. Там они вынуждены были жить несколько десятилетий, ожидая царского указа, позволившего бы им вернуться домой, на землю Обетованную.

Когда такой указ наконец появился, радости народа не было границ – “мы были как бы видящие во сне”, говорит об этом, ликуя, псалмопевец. Евреи начали возвращаться в Иерусалим целыми семьями. Но вся Иудея лежала в руинах и за годы, прошедшие со времен нашествия вавилонян, почти обезлюдела. Иерусалимский Храм был разрушен, а хранившийся в нем ковчег Завета, величайшая святыня еврейского народа – утрачен навсегда. И несмотря на то, что теперь можно было приниматься за восстановление не только города и страны, но и Храма, народ не мог достойно отблагодарить Бога за чудесное спасение из плена. Уныние, охватившее иудеев при виде разоренной страны, было столь велико, что остановило работы по строительству второго Храма. И тогда Бог послал к Своему народу сразу двух пророков, призванных утешить и вдохновить – Аггея и Захарию.

По преданию, Захария был родственником Аггея и происходил из весьма знатного рода. Книга его пророчеств полна сложных образов. Она состоит из двух частей. Первая начинается с того, что Захария видит ангелов, которых Бог посылает обойти землю; ангелы возвращаются и говорят о том, что “вся земля населена и спокойна” (Зах. 1

, 11), и лишь один Иерусалим в запустении. Тогда Бог дает обещание утешить Свой народ и явить ему милосердие. Города Иудеи будут восстановлены, и вскоре “Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем” (Зах.
2
, 4). Затем Захария видит, как современный ему священник Иисус, сын Иоседека, предстает пред Богом в запятнанных одеждах, которые означают грех всего народа. Но по воле Бога ангелы переоблачают Иисуса, тем самым очищая весь народ от грехов и открывая новую, чистую страницу его истории. Далее пророк описывает свое видение о светильнике и двух маслинах, соединяющее слово Божие к князю Зоровавелю, современнику Захарии, и пророчество о восстановлении обеих ветвей власти, бывших у иудеев до плена – царской и священнической. Казалось бы, речь идет исключительно о современных Захарии событиях, где же тут пророчества о Мессии? Однако, не все так просто.

Первая часть книги пророка Захарии завершается видением ангелов, снова посланных в мир, и на этот раз нашедших повсюду мир и покой. Но на голову священника Иисуса, которому предстояло восстановить Иерусалимский Храм, почему-то возлагаются сразу два венца, после чего Захария видит уже будто бы совершенно иное по своему значению видение. Пророк начинает возвещать то, что трудно ожидать от исторического пророчества – он называет Иисуса Отраслью (евр. Цем), и говорит, что “Он примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим” (Зах. 6

, 13). Но разве может один человек соединить в себе и царскую и священническую власть? Такое было лишь во времена Авраама и царя Мелхиседека, но в устах Захарии звучало, мягко говоря, странно, если относить эти слова именно к сыну Иоседека Иисусу, да еще при живом Зоровавеле. Складывается впечатление, что пророк увидел нечто, настолько его поразившее, что увиденное требовало долгого переосмысления.

Наступает день Господень

Вторая часть книги пророка Захарии написана спустя целых два года, и на этот раз в стихах, а не в прозе. Она настолько отличается от первой как по форме, так и по содержанию (Захария больше не пишет о современных ему событиях), что некоторые исследователи даже считают ее автором так называемого Второзахарию – неизвестного и более позднего пророка.

Серьезных доводов в пользу версии о существовании Второзахарии нет. В обеих частях книги пророка Захарии сохраняется лексическое единство; к тому же и там, и там встречаются характерные для Захарии выражения и образы. Поэтому логичнее всего предположить, что разница в форме изложения пророчеств может быть связана с тем, что пророчества во второй части – иные.

Вначале Захария описывает, как Бог укоряет иудеев – они не вняли Его заповедям, “и сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков” (Зах. 7

, 12). И тогда Иудея была разорена и опустела. Но Бог смилостивился: “Я спасу народ Мой от страны востока и из страны захождения солнца; и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде”, – говорит Он через пророка (Зах.
8
, 8). Мало того, Захария предрекает, что и язычники узнают истинного Бога: “Будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог“ (Зах.
8
, 23). Разве всё это не напоминает евангельские события, когда в буквальном смысле одно прикосновение к одежде Христа исцеляло, а язычники приходили, чтобы послушать Его учеников или хотя бы дотронуться до них?

Да, пророк Захария и вправду уже говорит о далеком будущем. Увиденное потрясает его, и он восклицает: “Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной” (Зах. 9, 9). Странно, но не на боевом коне, а на скромном осле въезжает долгожданный Царь в Свой город. Любой, кто читал Евангелие от Матфея, помнит, что ученики Христа перед Его торжественным входом в Иерусалим пошли в указанное Учителем место, и действительно “привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их” (Мф. 21

, 7). Остается только удивляться тому, с какой точностью Захария предсказал это событие.

У нас нет оснований подозревать, что въезд Иисуса в Иерусалим на осле был подстроен специально, чтобы вызвать ассоциацию с пророчеством Захарии. Опровергая подобные обвинения, апостол Иоанн пишет: “Ученики Его сперва не поняли этого [совпадения – Е.П.]; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему” (Ин. 12

, 16).

Время, в которое все это должно произойти, сам пророк называет “днем Господним”. Он говорит о евреях: “И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой” (Зах. 9

, 16). Как изумительно перекликается эта фраза с притчей Христа о Добром Пастыре и заблудшей овце! Но далее события развиваются очень странно – вместо радостной встречи Мессии наступает день гнева, а “истинные овцы” обречены на заклание… И, наконец, звучат страшные слова о тридцати сребрениках, сказанные будто от лица Иуды. Причем пророк продолжает: “И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника”. Сравните с евангельским текстом, повествующим об Иуде: “Бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника” (Мф.
27
, 5-7). Захария символически пишет от своего лица, но не может быть сомнений, что пророчество его сбылось именно во времена Христа.

Затем Захария пишет о том, что в будущем народ раскается в своих грехах, но непоправимое уже совершится: “и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце” (Зах. 12

, 10). Это пророчество все исследователи единогласно относят ко Христу, грудь Которого пронзили на Кресте копьем, чтобы удостовериться в Его смерти.

Конечно, для тех, кто покается, еще возможно спасение. Но последние главы книги пророка Захарии говорят уже о совсем страшных вещах. Раньше он возвещал, что Иерусалим будет отстроен и станет великим городом, но лишь только это пророчество начинает сбываться, пишет: “Вот наступает день Господень, и разделят награбленное у тебя среди тебя. И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен” (Зах. 14

, 1, 2).

Как и пророчество о разрушении Иерусалима, изреченное Самим Христом, предсказание Захарии явно имеет два уровня толкования: один из них относится к теперь уже свершившимся историческим событиям, другой – к ожидающим нас судьбам мира. Фактически, здесь мы чуть ли не впервые встречаемся с апокалиптическими пророчествами.

Однако, “день Господень” – это не только день гнева, но и день долгожданного освобождения и радости, потому что когда сбудется все, чему предстоит сбыться, Сам “Господь будет Царем над всею землею” (Зах. 14

, 9).

Да сбудется Писание

Книга, будто оставленная пророком Захарией на полных надежды словах “в тот день”, была сразу же включена в канон Ветхого Завета, окончательно оформленный священником Ездрой буквально через несколько десятилетий. Доверие к пророческому дару и служению Захарии уже при его жизни было непоколебимым. Сбылось все, о чем говорилось в первой части его книги: Иерусалим был отстроен заново, Храм был восстановлен. Милосердие Божие по отношению к еврейскому народу проявлялось во всем: и в том, как быстро возрождались разрушенные города, и в том, как росли население и богатство страны, поднимаемой почти из руин. И книга Захарии стала для иудейского народа пророчеством о дне Господнем, дне прихода Мессии.

Спустя пять веков после смерти пророка иудеи все еще ждали Спасителя. Но слова Захарии о том, что Он соединит в Себе и царское, и священническое служение, трансформировались в сознании угнетенных римлянами иудеев в образ великого Вождя, Царя, который освободит Свой народ не столько от грехов, сколько от оккупантов. Поэтому, когда однажды весной на пыльной дороге, ведущей в Иерусалим, появился Человек верхом на молодом осле, Ему кричали “Осанна!” в надежде, что римскому владычеству пришел конец. Но Он почему-то советовал по-прежнему платить подати кесарю, да и никакого войска с ним не было – только горстка учеников… И иудеи не смогли простить Ему своих несбывшихся надежд. Мало кого люди могут ненавидеть, если ранее не любили, и вот настал момент, когда Иуда, думая, что ошибся в Учителе, пришел в Храм, построенный в том числе и руками Захарии, и сказал первосвященникам: “Если угодно вам, то дайте мне плату мою”… Впрочем, мы не знаем, что действительно говорил Иуда, может быть, и это. Если он и мог цитировать Захарию наизусть в момент предательства, то чуть позже, описывая данные события, евангелист Матфей – вполне возможно, от волнения – ошибается, и приписывает эти слова Иеремии. Однако, то, что все мессианские пророчества Захарии исполнились на Иисусе из Назарета, апостол Матфей в своем повествовании неоднократно подчеркивает.

Тот, кто не принимает Христа, потому что не совсем согласен с новозаветным учением, может принять Его, склонившись под тяжестью авторитета многих пророков, на протяжении столетий предсказывавших в подробностях жизненный путь и страдания Помазанника Божия. На Иисусе из Назарета исполнились вообще все пророчества – и Захарии, и Исайи, и Моисея, и множества других пророков. Поэтому Матфею, писавшему Евангелие для иудеев (то есть для людей, знакомых с текстами Ветхого Завета), казалось совершенно естественным апеллировать к авторитету пророков, чтобы помочь людям принять долгожданного Спасителя – не военного вождя, а Доброго Пастыря, за жизнь которого заплатили всего тридцать сребреников, которые Сам Бог еще устами Захарии назвал “высокой ценой”.

Во времена Моисея столько платили за погибшего случайно раба.

Убийство пророка Захарии

Мать Мариам, следуя своему обету, привела свою дочь в храм в Иерусалиме, где и оставила ее на попечение пророка Захарии, который был избран в воспитатели-опекуны Мариам, матери мессии Исы путем жребия, и она выучила Таурат благодаря ему. Захария приходился мужем ее тетки, то есть Иса и Яхья приходятся друг другу родственниками. Захария стал свидетелем многих из тех чудес, которые были ниспосланы Аллахом Марьям.

Времена, в которые жил Захария, были такими, что богослужения в храме Иерусалима совершались круглосуточно, а служили в этом храме люди из рода Харуна. В этот период в Иерусалиме не было пророка, и народ Израиля обращался к Богу с мольбами ниспослать им его, и тогда Всевышний сделал Захарию их пророком. Но не весь израильский народ принял Захарию, в качестве пророка, многие из народа его отвергли. А когда пророк Иса ибн Марьям родился, народ Израиля убил Захарию. Когда Марьям родила Ису, народ иудейский обвинил ее в распутстве, но новорожденный малыш защитил свою мать от народа чудесным образом из своей колыбели. Но народ иудеев выместил свой гнев на пророке Захарии, когда люди из народа ворвались к нему и убили его. Предание гласит, что Захария был убит в Иерусалиме.

Захарии является ангел

Захария был священником Иерусалимского храма, хотя жил в Хевроне, который отстоял от Иерусалима на день пешего пути. Когда наступала его очередь служить в храме, он каждый раз отправлялся из дому в Иерусалим.

Однажды во время богослужения Захария должен был войти в пустой храм, чтобы молиться за народ. Все остальные люди в это время находились снаружи. Священник вошел и увидел, что возле жертвенника стоит ангел — прекрасный юноша, сияющий ярче солнечного света. Захария очень испугался, но Ангел сказал ему:

— Не бойся, твоя молитва услышана. Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и ты дашь ему имя — Иоанн. Он будет отрадой и утешением не только вам. О рождении его возрадуются многие из сынов народа Израиля. Когда Господь придет на землю, твой сын выйдет перед ним, чтобы возвратить грешным людям образ мыслей праведников и представить Господу народ приготовленный.

Захария совсем растерялся, услышав такое. И спросил Ангела:

— Как это возможно? Ведь мы с женой уже старики, в нашем возрасте у супругов уже не бывает детей.

Ангел сказал ему в ответ:

— Вот тебе знак, что слова мои истинны: за то, что ты мне не поверил, теперь будешь молчать до того дня, когда у тебя родится сын.

Между тем во дворе народ ожидал Захарию, удивляясь, что это он так долго делает там, в храме.

И вот Захария вышел. Выглядел он таким потрясенным, что все сразу поняли — с ним произошло нечто удивительное. А он не мог сказать ни слова, и изъяснялся лишь знаками, как немой.

Через несколько дней Захария вернулся домой в Хеврон. Вскоре Елисавета поняла, что у нее будет ребеночек. Но это было настолько удивительно для ее возраста, что она никому не говорила об этом, тихо радуясь своему долгожданному материнскому счастью.

В те дни среди народа Израиля должен был родиться спаситель мира — Сын Божий. Но не Елисавете было суждено стать Его матерью, а ее юной родственнице, жившей в маленьком городке Назарете. Звали эту девушку Мария. Спустя полгода после разговора с Захарией в храме к ней тоже явился ангел, и предсказал, что она чудесным образом родит сына, которого будут звать Иисус. Он станет царем народа Божьего, и его царству не будет конца.

Так и росли в маминых животиках два мальчика, которым через несколько десятилетий предстояли великие дела.

Яхья (Иоанн) и Иисус

Когда у Захарии родился сын Яхья, ему было около ста лет, и это произошло за полгода до того, как родился пророк Иса (Иисус). В последствие Яхья помогал Исе проповедовать для своего народа, последовав миссии Иисуса. Его рождение было ниспослано Всевышним Аллахом для того, чтобы подтвердить народу Израиля того, что пророческая миссия пророка Исы истинная. Имя пророка Яхьи упоминается в Коране пять раз, и именно он, как свидетельствует предание, предсказал пророческую миссию Исы.

После того, как он достиг совершеннолетия, Яхья приступил к своей пророческой миссии, проповедуя среди жителей Израиля религию, которую проповедовал пророк Муса. Он признал пророческую миссию пророка Исы (Иисуса), как только узнал о ней, и стал к новой вере призывать свой народ, руководствуясь в своей священнической проповеднической деятельности Инджилем. Но новую религию большинство жителей Израиля не приняло и предпочло все также следовать Таурату.

Поначалу стоявший во главе иудеев царь Ирод к пророку Яхье относился хорошо, но потом пророк Яхья отказался признать брак с родственницей, в который собирался вступить царь Ирод, глава царства иудеев. Тогда глава иудеев, царь приказал взять в плен и казнить пророка Яхью, и его обезглавили. Пророк Яхья погиб во имя веры мученической смертью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]