Храм Христа Спасителя – история кафедрального собора на берегу Москвы-реки

Храм Христа Спасителя – кафедральный собор Русской Православной церкви, крупнейший православный храм России, возведенный на берегу Москвы-реки напротив Кремля. Церковь построили в знак благодарности Господу за избавление России от наполеоновского нашествия. В судьбе храма, как в зеркале, отразилась судьба России. Для Москвы он значит не меньше, чем Кремль и Красная площадь. Занесенный в книгу рекордов Гиннеса как самый большой в мире православный собор, он рассчитан на 10 тысяч прихожан.

Храм-мученик, безжалостно разрушенный большевиками в эпоху Сталина, восстановлен по первоначальному проекту. Освящение храма-памятника 19 августа 2000 года, в день Преображения Господня, стало символом преображения Москвы и России, отказа от богоборческого прошлого.

Путешествие во времени

Наши предки строили храмы Спасителю и Пресвятой Богородице в благодарность за благодатную помощь в жизни, за чудесное спасение от гибели, за дарование побед в сражениях с врагами.

Страницы истории

Во время наполеоновского нашествия 1812 года 200 тысяч русских солдат сложили головы на полях сражений. Армейский генерал Михаил Ардалионович Кикин после окончания войны предложил императору увековечить победу русского народа, его мужество и героизм.

25 декабря 1812 года царь издал манифест, повелевающий построить церковь «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозящей гибели», в честь победы России над армией Наполеона. Возводимый храм, по мысли императора, должен отличаться величием и духовной идеей.

Обрусевший швед, художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, угадал желание императора, предложив построить грандиозный собор. Замысел Витберга впечатляет: 600 гигантских колонн из трофейных пушек, парадная лестница длиной 106 метров, усыпальница для русских воинов при высоте здания 170 метров и полукруглыми галереями, каждая из которых равна 640 метрам. Украшать церковь должны были памятники монархам и видным полководцам, трофейное оружие, добытое в боях с французами.

Проект восхитил императора: выбранная для строительства площадка на Воробьевых горах находилась между Смоленской дорогой, по которой французы вошли в Москву, и Калужской дорогой, по которой враги бежали из Москвы. 48 колоколов возвещали бы начало и конец службы.

Попытка строительства храма

В пятую годовщину изгнания французов из Москвы 12 октября 1817 года торжественно заложили храм. Молодой архитектор при проектировании не учел особенности почвы, которая обвалилась и осела под тяжестью фундамента.

Строительство затягивалось, грунтовые воды и оползни сорвали возведение. В 1825 году работы остановили. Проект Витберга признали неудачным и, обвинив в растрате государственных средств, отправили в ссылку в Вятку.

Всем миром

Император Николай I, занявший престол в 1832 году, поручил создание нового проекта архитектору Константину Андреевичу Тону с предложением построить церковь на другом месте. Строить новый храм решили недалеко от Кремля на берегу Москвы-реки и ради этого разобрали Алексеевский женский монастырь.

По легенде, настоятельница обреченного монастыря отказалась покинуть обитель и приковала себя цепями к дубу. По специальному распоряжению Николая I дерево выкопали и вместе с игуменьей перенесли на другое место. Тогда она прокляла храм, который будет на месте монастыря, и предсказала, что он простоит только 50 лет.

В день 25-летия Бородинского сражения 10 сентября 1839 года в присутствии императорской семьи торжественно заложили новый храм на берегу Москвы-реки. Деньги на строительство собирала вся Россия, хотя много средств поступало из казны. Строили 44 года, а 26 мая 1883 года в присутствии Александра III и его семьи освятили, присвоив наименование кафедрального.

Слово «кафедральный» дословно обозначает «место, где сидит епископ». Для удобства управления территория Русской Православной Церкви поделена на области (епархии). В каждой епархии есть руководитель – епископ, архиепископ, митрополит, – который служит в своем кафедральном соборе. А представитель всей церкви – Патриарх – служит в главном кафедральном соборе страны.

Новый храм

Собор получился на славу. Скульптуры и живопись, иконы и барельефы, резьба и литье – какие только таланты ни приложили люди, чтобы увековечить память доблестных предков и воздать хвалу Богу! Над росписью храма, площадь которой 22 тысячи квадратных метров, (9 тысяч позолоченной), работали Василий Суриков и Иван Крамской, Василий Верещагин и Генрих Семирадский, Алексей Корзухин и Федор Бруни.

На позолоту куполов ушло 400 кг золота. Горельефные изваяния святых выполнены скульпторами Антоном Ивановым, Николаем Рамазановым, Александром Логановским. Скульптор Петр Клодт – автор скульптурных композиций храма.

На мраморных досках в нижней галерее начертали золотыми буквами имена героев войны. Композитор Петр Ильич Чайковский к освящению храма, приуроченному к коронации нового императора Александра III, написал патриотическую увертюру «1812 год».

После освящения утверждена государственная награда – медаль «В память освящения храма Христа Спасителя», которая вручалась тем, кто его проектировал и строил.

Кафедральный собор, возведение которого обошлось казне в 15 миллионов рублей, играл заметную роль в общественно-религиозной и культурной жизни столицы Российской империи. Новый собор скоро стал символом Москвы. Дирижером хора храма Христа Спасителя в 1918-1922 годы был А. В. Александров – автор музыки гимна Советского Союза и современного гимна России.

Новогодняя елка


Новогоднее представление является одним из самых впечатляющих в России. Спектакль ставится как по мотивам известных сказок, так и по специально написанным сценариям. На роли приглашаются актеры лучших столичных театров. Для спектакля заранее создаются декорации. Применяются и 3Д эффекты.

Особенностью праздничного действия является то, что сюжет связан с библейскими историями. Дети ненавязчиво знакомятся с основами православия, праздником Рождества Христова. Для маленьких гостей праздник начинается уже во дворе. Их встречают ярмарочные скоморохи, сказочные животные. Ребята водят хороводы, играют, а потом отправляются в зал.

Важно, что малыши 6+ могут посещать представления самостоятельно. Им помогают раздеться, провожают на место, указанное в билете. После спектакля ряженые передают ребят родителям. Представления каждый раз новые. За все время проведения праздничных мероприятий повторов спектаклей не было. В один из дней вместе с маленькими зрителями спектакль смотрит Патриарх Кирилл.

Часть билетов распространяется бесплатно. Их получают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию: инвалиды, сироты, ребята из многодетных бедных семей, дети погибших военных и полицейских. Остальные зрители покупают билеты.

Трагические времена храма

Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.

Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.

Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».

Смотровая площадка


Видовая площадка расположена на высоте 40 м. Это отличный способ рассмотреть Москву с неожиданной точки. Вход сюда платный, и подниматься придется пешком. (Иногда туристам удается подняться на служебном лифте. Как повезет.) Зато потраченные усилия окажутся с лихвой вознаграждены изумительной панорамой.

На площадках лестницы расположены автоматы. В них продаются монеты с изображением собора. Покупка сувениров скрасит скучный подъем. Площадка опоясывает здание по периметру. Территория закрыта от осадков и яркого солнца. Передвигаясь по площадке, можно рассматривать столицу с разных ракурсов. Везде стоят камеры наблюдения, перила достаточно высоки, имеются дополнительные ограждения. Поэтому рассматривать город совершенно не страшно.

На видовой площадке разрешается проводить фото и видео съемку. В некоторых местах для удобства наблюдений установлены бинокуляры. Для того, чтобы воспользоваться ими, придется заплатить. Время, проведенное на смотровой площадке, ограничено. Оно составляет полчаса.

Важно помнить: поскольку проход на площадку идет через храм, придется соблюдать определенный дресс-код.

Второе рождение

Впервые публично восстановить храм Христа Спасителя в 60-е годы предложил первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. Небывалая смелость вызвала смятение у потерявших дар речи коммунистов: «неуместную выходку» постарались «замять», из речи Гагарина, опубликованной в СМИ, вырезали слова о храме.

Прошло 20 лет, и в конце 1980-х годов Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой вновь построить храм на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.

Бассейн разобрали. И опять деньги собирали всем миром. При поддержке правительства Москвы собор возродили за 6 лет. Благодаря стараниям и заботам художников, скульпторов, реставраторов, он воскрес из небытия.

В ночь с 6 на 7 января 2000 года в возрожденном храме прошла Божественная Литургия в честь двухтысячелетия Рождества Христова – Пришествие в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II освятил храм – воссоздание одноименного храма XIX века, куда перенесли чудотворные святыни.

При освящении над куполом появился и поплыл крест, созданный из облаков. На следующий день состоялась канонизация расстрелянной семьи Романовых и Собор новомучеников и исповедников Российских. Сегодня здесь проходят богослужения под руководством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, заседают Архиерейские соборы и международные религиозные форумы.

Экскурсии

Святыня вызывает интерес у туристов. Посетить достопримечательность можно с группой или в одиночку. Популярны следующие экскурсии:

  • обзорная по храму с посещением смотровой площадки
  • все о храме (знакомство с историей сооружения, изучение сокровищ и православных святынь)
  • храм и панорама столицы (с посещением видовой площадки)
  • рассказ о чудесах, происходивших вокруг православной святыни

Интересна комплексная экскурсия. Она предполагает посещение всех православных храмов центра Москвы.

Обзор нового храма

Проект нового храма разработан архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым и Зурабом Церетели.

Архитектура собора

Храм спроектирован в виде равностороннего креста шириной 85 метров, высотой 103 метра и поделен на три части:

  • центральную часть с алтарем;
  • верхние галереи с двумя приделами;
  • нижнюю обходную галерею с мемориалом в честь героев военной кампании 1812-1814 годов

Барабан собора поднимается на 28 м, купол с крестом уходит ввысь на 35 м. Высота главного креста – 8,5 м. Стены здания толщиной 3,2 м. Внешняя часть собора оформлена двумя рядами мраморных горельефов. Главное украшение – золотые купола с венчающими их крестами.

Храм Христа Спасителя – комплекс 3 зданий: собора, Преображенской церкви и шатрового храма-часовни в честь иконы Божьей Матери «Державная» – главной святыни современной России. Церковь сооружена в память об Алексеевском женском монастыре. Главные святыни Преображенской церкви – икона «Спас Нерукотворный» художника Сорокина, древняя икона Божьей Матери «Смоленская» и икона Святителя Николая, находящаяся прежде в церкви города Бари.

Кафедральный собор – «верхний храм». «Нижним храмом» именуют Преображенскую церковь, расположенную под «верхним». Под храмом Христа Спасителя – массивное основание, цокольный этаж высотой 17 метров. Здесь построили Трапезные палаты на 1500 мест, где проходят трапезы Поместных и Архиерейских соборов, помещения для технических служб, музей и церковь Преображения, Зал церковных соборов и Зал высшего церковного совета.

Этаж отделан мрамором и красным гранитом. С каждой из четырех сторон собор окружен крыльцами с парапетом из мелкозернистого гранита темно-красного цвета. На крыльцах – большие фонари, на верхних ступенях – просторные площадки.

Внешнее убранство

Наружные стены облицованы мрамором и украшены ажурными аркадами полуколонн, завершающимися заостренными арками.

Южный фасад со стороны Москвы-реки осеняет Смоленская икона Божьей Матери, образ которой 3 месяца пребывал в русской армии, а перед Бородинской битвой святыню носили по рядам войск.

На верхних галереях – приделы во имя Святителя Николая Чудотворца и святого Александра Невского. С восточной стороны храма – памятник Александру II-освободителю. Чуть поодаль от храма – часовня, в которой молились о возрождении храма.

Северный фасад посвящен заграничному периоду Отечественной войны. Здесь представлены святые, в дни памяти которых русская армия одерживала победы над армией Наполеона. В центральном медальоне – Иверская икона Божьей Матери. На горельефах – образы апостолов и святых, живших в первые века существования Церкви. Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и дает ему двух иноков – Пересвета и Ослябю.

На восточном фасаде – изображение Рождества и Воскресенья Спасителя. В виде скульптурных изображений – молитвенники за Москву и Россию: святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобный Сергий Радонежский, Стефан Пермский.

Здесь же Владимирская икона Божьей Матери, помещенная сюда в память о Бородинской битве, случившейся 8 сентября – в день праздника этой иконы. На левом углу храма – преподобный Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевой лавры, благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков.

В храм ведут 12 бронзовых ворот, по три на каждой стороне собора. На воротах – изображения святых небесных заступников русской земли. В арке средних ворот – на престоле Христос Спаситель, слева – апостол Петр, справа – апостол Павел.

Внутреннее убранство

Интерьер храма воссоздавали 300 художников из Москвы и Санкт-Петербурга, Ярославля и Пскова, Новгорода и Подольска, прошедших жесткий конкурентный отбор. Группа мастеров работала под руководством академика и заслуженного художника страны Н. А. Мухина.

Для росписи стен и сводов смонтировали уникальную систему строительных лесов. Для отделки интерьеров использовали росписи и сусальное золото. Пол в храме – из драгоценных пород мрамора, яшмы и порфира из Италии и Франции, Греции и России.

Храму возвращена галерея воинской славы. По периметру стен – 177 мраморных досок с описанием сражений русской армии в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе 1813-1815 годов. Здесь же – манифест императора и имена героев Отечественной войны, прославленных полководцев и отличившихся в боях солдат. Высокие стены со сводчатыми потолками расписаны ликами святых. В убранстве преобладают красный и золотой цвета.

В центральной части находится алтарь в виде шатра – символа пещеры Гроба Господня, где был похоронен Спаситель. Шатер, свернутый в восьмигранник, – нетрадиционный иконостас: часовня из белого мрамора, украшенного драгоценными камнями. Часовню венчает шатровая глава с крестом.

На нижнем ярусе иконостаса – иконы Господа Вседержителя и пресвятой Богородицы. Во втором ярусе справа у царских ворот – иконы Господних праздников; слева – Богородичных. Иконы третьего яруса показывают новозаветную церковь с иконами Иисуса Христа, Богородицы и апостолов. В четвертом ярусе – иконы праотцов и пророков ветхозаветной церкви.

В алтаре – трон патриарха Тихона. В этом храме в ноябре 1917 года Тихона избрали патриархом. По обе стороны трона – 6 полотен Василия Петровича Верещагина, чудом сохранившиеся в 1931 году при взрыве храма. Работы иллюстрируют последние часы земной жизни Спасителя. Монументально выглядит композиция Василия Нестеренко «Вход в Иерусалим» и «Крещение Господне».

На своде главного купола – Господь Саваоф в облике старца, на коленях у которого сидит Сын Божий с хартией в руках, на которой написано «логос» (с греческого «слово»), на груди у старца – голубь, образ Святого Духа. В малых куполах – Господь Вседержитель, Иисус Христос в обликах Младенца и Спаса Вседержителя и Святой Дух в виде голубя.

В парусах (основание главного купола) – эпизоды земной жизни Христа: Преображение, Воскресение, Вознесение; на четвертом парусе – сошествие Святого Духа на апостолов.

Колокола и купола

Храм увенчан 5 главами, средний купол крупнее других. Купола отлиты из нержавеющей стали, покрытой титаном. Тонкий слой золота на поверхность нанесен ионо-плазменным способом. Дополнительно защищает купола от разрушения слой алмазной пыли.

На четырех колокольнях храма – 14 больших и малых колоколов. Большой Торжественный колокол массой 29,8 тонны звучит 4 раза в году по великим православным праздникам. Праздничный – в дни двунадесятых праздников. Полиелейный колокол весит 9,2 тонны, Будничный – 5.

Православные святыни

Храм Христа Спасителя – кафедральный собор Русской Православной Церкви, в нем собраны ценнейшие святыни.

  • Частицы ризы Господней.
  • Частицы ризы Богородицы.
  • Мощи святителя Филарета.
  • Частица мощей апостола Андрея Первозванного.
  • Глава святителя Иоанна Златоуста.
  • Частицы мощей святителей Петра и Ионы.
  • Мощи благоверного великого князя Александра Невского
  • Мощи святителя Василия Великого.
  • Мощи Равноапостольского князя Владимира.
  • Мощи Иоанна Крестителя.
  • Гвоздь Креста Господня.
  • Частицы мощей Преподобной Марии Египетской.
  • Глава Святителя Григория Богослова.
  • Мощи Преподобной Евфросинии Московской.
  • Мощи Великомученицы Евфимии Всехвальной.
  • Мощи святого Великомученика Феодора Стратилата.
  • Мощи Преподобного Михаила Иалеина.
  • Один из Чудотворных списков Владимирской иконы Божьей Матери.

В храме выставляют мощи, на время привезенные в Москву. Осенью 2011 года выставляли для поклонения верующих пояс Богородицы, зимой 2014 года – святые Дары волхвов, летом 2022 года – мощи Николая Чудотворца, в октябре 2022 года – ковчег с десницей святителя Спиридона Тримифутского.

Архитектура и интерьеры


Любой видевший постройку человек скажет, что она самобытна. Это естественно: архитекторы не просто рисовали эскизы, а потом готовили чертежи. В своих проектах они воплощали идеи, которые виделись им в победе над Наполеоном. Победе, которую одержало не только русское оружие, но и весь народ.

Первоначальный храм


Создатель первоначального проекта, Витберг, был масоном. Но идеи братьев-каменщиков не исказили создаваемый им образ. Витберг считал, что храм должен быть триединым и состоять из трех связанных и дополняющих друг друга частей:

  1. Подземной, имеющей форму гроба. Эта часть посвящена Рождеству Христову. Здесь должны были совершаться постоянные заупокойные службы по погибшим героям.
  2. Наземной. Эта часть посвящена Преображению Господню и имела крестообразную форму. Здесь символично отражено смешение света и тьмы в душе человека. Предполагалось, что в этой части будет много статуй.
  3. Верхней, посвященной Рождеству Христову. Она должна была быть круглой.

Храм должен был стоять фасадом к Москве-реке. Проект Тона тоже предполагал подобное расположение. Но масштабы были совсем другие. В те времена самой высокой постройкой была колокольня Ивана Великого. Современники отмечали, что она вся целиком могла войти внутрь строящегося собора.

Тону удалось органично вписать храм в ансамбль Кремля и московских церквей. Это стало возможным из-за удачного места постройки. Здание находилось в отдалении от Кремля, в то же время гармонично с ним сочеталось.

Характерными чертами храма того периода являются:

  • закомары, имеющие форму киля
  • главки в форме луковок
  • крытая галерея, идущая по всему периметру

Эти элементы были заимствованы у храмов, построенных русскими зодчими в 15-16 веках. В проекте Тон отошел от классики, отдал предпочтение народным традициям. Архитектору удалось удачно совместить элементы древнерусского зодчества и Византии. Автор тем самым показал преемственность форм и одновременно новые веяния моды.

  • 30 лучших музеев Москвы для детей
  • 30 лучших развлечений в Москве для детей
  • 20 лучших парков Москвы для отдыха с детьми

Современный храм


Современное здание воздвигнуто на мощном стилобате. Сооружение этой части потребовалось для того, чтобы восстановить холм, на котором располагался первоначальный собор. Естественное возвышение было уничтожено после взрыва в 30-е годы.

Собственно, собор – комплекс из нескольких зданий, которые связаны архитектурным решением:

  • Преображенской церкви
  • шатровой часовни иконы Божьей Матери
  • самого храма

Церковь Преображения Господня расположена в стилобатной части. Здесь же находятся служебные помещения, музей, трапезные, залы Советов и Соборов. Над стилобатом возведен кафедральный собор. Часовня – отдельно стоящее здание. Здание имеет 4 крыльца. Чтобы подняться на них, придется преодолеть 15 ступеней. Крылечки облицованы темно-красным гранитом. Для освещения на верхних площадках смонтированы светильники.

Внутреннее помещение отлично освещается дневным светом. Для этого предусмотрены 60 окон. Фасад украшен арками-кокошниками. Их поддерживают 36 колонн. Архитектурная подсветка здания заслуживает отдельного описания. Мощные фонари посылают на фасад лучи мягкого, приближенного к дневному, света. Купола освещают лампы, установленные на мачтах длиной 30 м каждая.

Музей церковного искусства в храме

В цокольной части храма – музей церковного искусства с двумя постоянными композициями:

  • История храма Христа Спасителя.
  • История церковного искусства.

На первой – фрагменты мемориальных плит от разрушенного храма, изображения нереализованных проектов собора, колокол старого храма, оригинальные иконы и старинные фотографии.

На второй – коллекция икон Крита, Греции и Византии. Здесь же представлена русская иконопись, иконы царских живописцев Оружейной палаты, необычная икона Богоматери Палестинской с Младенцем.

Новая жизнь в храме

Храм Христа спасителя – объект культурного наследия Российской Федерации. В 2004 году правительство Москвы передало собор в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. Храмом управляет фонд Христа Спасителя: привлекает благотворителей, распоряжается пожертвованиями, сдает залы храма в аренду, проводит выставки и экскурсии, сотрудничает с Советом Попечителей храма.

Туристы посещают музей и Залы собора, где знакомятся с историей страны, убеждаются в талантах и мужестве народа. Со смотровых площадок, расположенных на четвертом этаже, кварталы столицы и Кремль видны, как на ладони. Проводятся экскурсии и для детей. Снимать и фотографировать в храме запрещено. Вход свободный – проход через охрану и металлоискатели.

Комплекс храма оснащен современной системой вентиляции и кондиционирования воздуха, отоплением и лифтовым оборудованием, средствами связи и системой сигнализации, трансляции и контроля.

21 февраля 2012 года в храме разгорелась драма – группа Pussy Riot выступила с оппозиционной акцией, в знак протеста против Владимира Путина перед выборами исполнила панк-молебен. За оскорбление чувств верующих девушек посадили на полтора года, но в преддверии Олимпиады в Сочив 2014 году отпустили. Споры в прессе сделали участниц группы всемирно знаменитыми.

В храме проходило отпевание Святейшего Патриарха Алексия II, прощание с Георгием Свиридовым и Борисом Ельциным, Мстиславом Ростроповичем и Игорем Моисеевым, Людмилой Зыкиной и Сергеем Михалковым, Вячеславом Тихоновым, Галиной Вишневской, Еленой Образцовой, Валентином Распутиным, Андреем Карловым.

Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.

Колокола

Конечно, лучше было бы возвратить в храм прежние колокола. Но из всех, находящихся в звоннице, сохранился один. И находится он в Троице-Сергиевой Лавре. От остальных остались лишь неясные изображения и примерные описания в краеведческой литературе. Поэтому на создание колоколов объявили конкурс. В нем приняли участие литейные производства России и зарубежья.

Условия определили довольно строгие. Надо было в короткий срок представить комиссии изготовленные колокола. Масса должна быть от 8 кг до 3,5 т. Количество экземпляров – 10 и более. И что важно: работать предстояло со своим материалом и на свои средства. 13 предприятий представили свои варианты. Но в финал вышли только 2 компании: ЗИЛ и ЛИТЭКС.

К сожалению, комиссия не смогла сделать однозначный вывод. Поэтому конкурс продлили, и к работе привлекли историков и акустиков. Только во второй раз комиссия в расширенном составе смогла определить победителя. Им оказался ЗИЛ. Пробный колокол занял почетное место в музее. Для того, чтобы выполнить заказ, опытный образец протестировали и устранили погрешность в звучании.

За 10 месяцев на ЗИЛе изготовили:

  • Большой колокол (его масса около 30 т)
  • Праздничный
  • Полиелейный (массой чуть больше 9 т)
  • Будничный (массой 5 т)

Такой срок выполнения сложного заказа – рекорд. Подрядчики из Италии заявили, что для изготовления колоколов потребуется минимум 3 года.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]