МОНИТОРИНГ СМИ: Профессия — алтарник. Эфир передачи «Послужной список» на радиостанции «Эхо Москвы»

Алтарником или пономарем называют мужчину-мирянина, который помогает священнослужителю во время богослужения.

Пономарь — древнее греческое слово, означающее приставник или привратник.

Ранее алтарниками называли только священников, а помощников, прислуживающих при совершении богослужений, именовали пономарями. Термин алтарник прижился в 20 веке.

Теоретически пономаря поставляет епископ, но на практике это правило не выполняется, и на это служение благословляет настоятель храма.

Облачение

Пономари в алтаре надевают специальную богослужебную одежду — стихарь. На ношение стихаря благословляет настоятель.

Перед облачением в стихарь пономарь совершает два поясных поклона в сторону Престола, затем берет благословение на облачение в стихарь у епископа или священника, совершает поясной поклон без крестного знамения в сторону благословившего его лица, затем целует крест стихаря и облачается.

Выходить в стихаре из храма по не служебным делам запрещено.

Требования к алтарнику

На должность алтарника выбирают мужчину, участвующего в Таинствах исповеди и Причастия, ведущего духовную жизнь и благоговейного.

Так как служение алтарника символизирует служение ангелов у Престола Господня, к духовному облику прислужника выдвигаются строгие требования:

  1. Внешне алтарник должен выглядеть опрятно и скромно, одежда должна быть чистой, выглаженной, обувь — начищенной, волосы подстрижены и причесаны.
  2. Он должен жить духовно, что обозначает не только соблюдение внешнего благочестия, но и молитвенное делание, борьбу со страстями, внимательное отношение к внутренней жизни души.
  3. Алтарнику необходимо вырабатывать в себе полезные качества души — смирение, трудолюбие, благочестие, внимательность.
  4. Особое внимание следует обращать на речь — темп ее должен быть размеренный, обращение к людям кроткое, степенное, вежливое.

Согласно Преданию, алтарник, как и прочие служители алтаря, являет образ Горнего мира, и сослужит Господу Иисусу Христу в деле спасения людей.

Алтар­ник как про­об­раз Ангела

Алтар­ник несет на себе три при­ход­ских слу­же­ния: чтеца, поно­маря и пара­ек­кле­си­арха. Как чтец – он участ­вует в бого­слу­же­нии, донося до цер­ков­ного народа слова молитв и поуче­ний (в том числе и тексты Свя­щен­ного Писа­ния). Как поно­марь – совер­шает поло­жен­ные ему уста­вом свя­щен­но­дей­ствия (входы со све­чами и т.п.) и помо­гает (как бы сослу­жит) свя­щен­но­слу­жи­те­лям. Как пара­ек­кле­си­арх – алтар­ник следит за поряд­ком в храме во время бого­слу­же­ния, при­го­тов­ляет поме­ще­ние храма и цер­ков­ную утварь к службе и наво­дит поря­док после, гото­вит веще­ство Таинств (хлеб, вино, масло и т.п.).

Важ­ность слу­же­ния алтар­ника накла­ды­вает особую ответ­ствен­ность на людей, несу­щих это послу­ша­ние. Во-первых, алтар­ник должен быть чело­ве­ком высо­кой духов­ной жизни, т.к. без внут­рен­него молит­вен­ного дела­ния и без борьбы с соб­ствен­ными стра­стями невоз­можно нести службу (при­слу­жи­вать) у Пре­стола Божия. Особо алтар­ник должен вос­пи­ты­вать в себе доб­ро­де­тели сми­ре­ния, рас­су­ди­тель­но­сти, вни­ма­тель­но­сти, тру­до­лю­бия и ответ­ствен­но­сти (не только за себя, но и за своих собра­тьев). Во-вторых, алтар­ник должен быть цер­ковно гра­мо­тен: знать устав бого­слу­же­ния, цер­ков­но­сла­вян­ский язык, веро­уче­ние Пра­во­слав­ной Церкви, и должен посто­янно повы­шать свое хри­сти­ан­ское обра­зо­ва­ние. В‑третьих, алтар­ник должен быть пре­дельно строг в отно­ше­нии к себе. Это каса­ется не только внут­рен­ней жизни души, но и внеш­него облика цер­ков­но­слу­жи­теля. Алтар­ник должен вести себя в обра­ще­нии с людьми кротко и сте­пенно. Внеш­ний вид его должен быть всегда опря­тен (чистые волосы, не мятая одежда; одно­тон­ная рубашка, черные брюки и черные начи­щен­ные ботинки). Речь алтар­ника должна быть спо­кой­ной, веж­ли­вой и убе­ди­тель­ной.

Часто в совре­мен­ной при­ход­ской жизни можно встре­тить пре­не­бре­жи­тель­ное отно­ше­ние к слу­же­нию алтар­ника. Однако Пре­да­ние Церкви сви­де­тель­ствует нам о том, что алтар­ник, подобно прочим слу­жи­те­лям Алтаря, являет собой и своим послу­ша­нием образ гор­него мира – образ Цар­ства Божия, про­об­ра­зуя собою Анге­лов, сослу­жит Христу Спа­си­телю в деле спа­се­ния людей (мест­ной цер­ков­ной общины) от греха и смерти.

иеро­мо­нах Иеро­ним (Зуб)

Обя­зан­но­сти алтар­ни­ков за литур­гией, при отсут­ствии диа­кона

(ска­чать в фор­мате Word)

1) Затеп­лить лам­пады. При­го­то­вить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обя­за­тельно попро­бо­вать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посто­рон­них при­вку­сов, иде­ально нали­вать вино с вечера. При­го­то­вить воду для про­ско­ми­дии, неболь­шое коли­че­ство, так чтобы в кор­чаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обыч­ная, не освя­щен­ная, не остатки теп­лоты с про­шлой литур­гии. При­не­сти записки в алтарь. Читать поми­на­ния по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­ника во время про­ско­ми­дии и в сво­бод­ные про­ме­жутки вре­мени до Херу­вим­ской. 2) Подать кадило в конце про­ско­ми­дии по ука­за­нию свя­щен­ника (Сна­чала под­нять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верх­няя часть не мешала дер­жать покро­вец над кади­лом. Затем отпу­стить нижнюю чашку для каж­де­ния боль­шого покровца). Наре­зать анти­дор. 3) Когда начи­на­ется каж­де­ние — открыть завесу цар­ских врат. (Закрыть её после Вели­кого входа). Перед нача­лом литур­гии вклю­чить пани­ка­дило. 4) Малый вход. Во время воз­гласа свя­щен­ника «Яко благ и Чело­ве­ко­лю­бец Бог еси, и Тебе славу воз­сы­лаем…” перед нача­лом пения 3 анти­фона (обычно – «Бла­женны») зажи­га­ется поно­мар­ская свеча на горнем месте. Алтар­ник ста­но­вится рядом с ней. Начало Малого входа обычно про­ис­хо­дит во время пения «Бла­женни мило­сти­вии», (если поются тро­пари на «бла­женны», то на «Славу») алтар­ник син­хронно кре­стится со свя­щен­ни­ком, кла­ня­ется ему, после того, как св‑к напра­вится от пре­стола к гор­нему месту, подойти со свечой к двери, когда свя­щен­ник прой­дет горнее место открыть север­ные врата и выйти. После бла­го­сло­ве­ния свя­щен­ника на вход алтар­ник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, кре­стится и кла­ня­ется свя­щен­нику, тушит свечу. 5) Чтение Апо­стола. Во время пения Три­свя­того, держа Апо­стол перед собой вер­ти­кально, взять бла­го­сло­ве­ние со сло­вами: “Бла­го­слови вла­дыко святый Апо­стол про­че­сти” и выйти. 6) Во время чтения Апо­стола (если один алтар­ник – то перед этим) подать кадило. 7) Во время пения Алли­лу­а­рия выне­сти свечу на амвон. Если один алтар­ник, то после Малого входа он не зано­сит свечу в алтарь, а остав­ляет горя­щей перед иконой Спа­си­теля. По про­чте­нии Алли­лу­а­рия свеча ста­вится перед амво­ном. По про­чте­нии Св. Еван­ге­лия свеча зано­сится в алтарь и гасится. 8) Во время про­из­но­ше­ния сугу­бой и заупо­кой­ной екте­ний рас­пре­де­лить заказ­ные поми­на­ния между слу­жа­щими свя­щен­но­слу­жи­те­лями. 8а) Подать кадило, если есть заупо­кой­ная екте­нья. Свя­щен­ник, читая екте­нью, совер­шает каж­де­ние пре­стола, стоя спиной к откры­тым цар­ским вратам. 9) Вели­кий вход. 9а) По про­чте­нии свя­щен­ни­ком тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каж­де­ния алтаря и ико­но­стаса. Пока св‑к кадит ико­но­стас на солее — зажечь свечу. По окон­ча­нии каж­де­ния забрать кадило. 9б) По тре­тьем про­чте­нии свя­щен­ни­ком «Иже херу­вимы» подойти к жерт­вен­нику с кади­лом. Подать его свя­щен­нику. Если алтар­ник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выхо­дим на солею, встать перед амво­ном. Как только св‑к ставит Дары на пре­стол – войти в алтарь. 9в) Тут же поста­вить и пога­сить свечу, и подать кадило высоко для каж­де­ния покрова. 10) Воз­глас «Воз­лю­бим друг друга» — подойти к завесе для её откры­тия. На воз­гласе «Двери, двери…» открыть завесу. 11) Во время пения «Сим­вола веры» кипя­тится чайник. 12) При пении: “Тебе поем…” (после освя­ще­ния св. Даров) после зем­ного поклона подать свя­щен­нику кадило для каж­де­ния Святых Даров. 13) На воз­гласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу.14) Сразу же под­не­сти на под­носе чайник с кипят­ком св-ку (чайник пред­ва­ри­тельно опо­лос­нуть кипят­ком). 14б) Сразу же поста­вить свечу перед Цар­скими вра­тами. 15) По окон­ча­нии пения при­частна читать молитвы ко Св. При­ча­ще­нию. 16) Открыть завесу по ука­за­нию свя­щен­ника. 17) Пере­ста­вить свечу к иконе Спа­си­теля. 18) Дер­жать плат и выти­рать уста при­част­ни­кам. В случае попа­да­ния Св. Даров на плат не допу­стить их паде­ния на пол. 19) После при­ча­ще­ния мирян подать кадило для каж­де­ния пре­стола, а потом жерт­вен­ника. 20) Зажечь свечу на жерт­вен­нике. 21) Забрать кадило и подать его снова свя­щен­нику перед жерт­вен­ни­ком. 22) Унести свечу с амвона в алтарь после воз­гласа: “Всегда, ныне и присно…” перед пере­но­сом Св. Даров. 23) Раз­дать анти­дор. 24) Читать бла­го­дар­ствен­ные молитвы. 25) Подать свя­щен­нику чайник с теплой водой для замывки Чаши.

Поря­док чтения Апо­стола

Иерей: Вонмем. Мир всем. Чтец: И духови твоему. Иерей: Пре­муд­рость. Чтец: Про­ки­мен, глас (.): про­ки­мен цели­ком. Хор: повто­ряет про­ки­мен.Чтец: Стих после про­кимна.Хор – про­ки­мен цели­ком. Чтец: Про­ки­мен (1‑ю часть – до запя­той). Хор: 2‑ю часть про­кимна. (Если есть второй про­ки­мен, то вместо этого чтец: Про­ки­мен, глас (.): второй про­ки­мен цели­ком. Хор: про­ки­мен). Иерей: Пре­муд­рость. Чтец: ……….. *чтение.

(Деяния святых апо­стол чтение (Или: Собор­наго посла­ния Пет­рова [или: Иоан­нова, причем не при­нято гово­рить, какое это посла­ние — первое, или второе, или третье] чтение. Или: К рим­ля­ном [К корин­фя­ном; К гала­том; К Тимо­фею и т.п.] посла­ния свя­таго апо­стола Павла чтение.)) Иерей: Вонмем. Чтец читает Апо­стол… (Начи­нает мед­лен­ным низким голо­сом, повы­шая тон, если два чтения, то первое чтение закан­чи­ва­ется пони­же­нием тона и далее снова тон повы­ша­ется)Иерей: Мир ти, чту­щему. Чтец: И духови твоему. Иерей: Пре­муд­рость. Если диакон будет читать с амвона Еван­ге­лие, то отойти немного вправо.

Если одно чтение, то Чтец: Алли­луйя (3 раза), Хор поет “Алли­луйя”- трижды на ука­зан­ный глас. Чтец: 1‑й стих алли­лу­и­а­рия; Хор: “Алли­луйя”, Чтец: — 2‑й стих алли­лу­и­а­рия, Хор: “Алли­луйя”.

Если два чтения, то Чтец: Алли­луйя (3 раза) и сразу 1‑й стих алли­лу­и­а­рия; Хор: “Алли­луйя”, Чтец: — 2‑й стих алли­лу­и­а­рия, Хор: “Алли­луйя”. Чтец: 1‑й стих вто­рого алли­лу­и­а­рия ; Хор: “Алли­луйя”

В храмах, где поют зна­мен­ным рас­пе­вом вместо Алли­луйя (3 раза) нередко про­из­но­сят Алли­луйя глас (.)

Недо­пу­стимо делать ошибки при чтении молитв, уда­ре­ния в словах должны быть рас­став­лены пра­вильно. Также чтец должен сам хорошо пони­мать смысл чита­е­мого, пра­вильно делать логи­че­ские уда­ре­ния, оста­новки на знаках пре­пи­на­ния и т.п. Чтение должно быть речи­та­тив­ное, без выкри­ки­ва­ний, моно­тон­ное, без скач­ков, кото­рые режут ухо. При недо­статке опыта необ­хо­димо про­смот­реть текст молитв зара­нее, а текст Апо­столь­ских чтений, про­кимны, алли­лу­и­а­рии должны быть про­смот­рены зара­нее в любом случае.

Свечу затеп­ляют огар­ком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с гор­него места, то перед этим кре­стятся и кла­ня­ются гор­нему месту и кла­ня­ются пре­столу.

Как пода­вать свя­щен­нику кадило. Правой рукой дер­жать за кольцо, левой вытя­нуть цепочку крышки и обхва­тить все цепочки.

Опре­де­ле­ние апо­столь­ких зачал и чтение про­ким­нов, алли­лу­а­риев, тро­па­рей, конда­ков

Если 2 тро­паря на часах, то: тро­парь 1‑й — Слава.. – тро­парь 2‑й – И ныне.

Кондак всегда чита­ется один. На 3‑м часе первый, на 6‑м второй.

Если 2 про­кимна, то: про­ки­мен, глас… (1‑й про­ки­мен) – стих – про­ки­мен глас… (2‑й про­ки­мен).

Опре­де­ле­ние зачала Апо­столь­ского чтения, про­кимна и алли­лу­а­рия.

  1. Откры­ваем главу «Сбор­ник 12 меся­цев» (непе­ре­хо­дя­щий кален­дарь). Зачала в Апо­столе сквоз­ные (с начала до конца). Если на этот день нет празд­ника с чте­нием, то п.2.
  2. Глава «Про­кимны … днев­ные» (по дням недели). Выби­раем соот­вет­ству­ю­щий день.
  3. В вос­кре­се­нье. Глава «Про­кимны … литур­гий­ные осьми гласов».
  4. Если хотим помя­нуть мест­но­чти­мого свя­того, то глава «Про­кимны … общии святым».
  5. Во время Пас­халь­ного цикла исполь­зуем «Ска­за­ние о анти­фо­нах и про­ки­ме­нах» (пере­хо­дя­щий кален­дарь).

В про­цессе чтения Апо­стола посте­пенно повы­шаем голос, закан­чи­ваем на 3 ноты.

Если 2 апо­столь­ских чтения (празд­ника и свя­того), то по окон­ча­нии пер­вого голос пони­жа­ется. Без объ­яв­ле­ния сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

Пра­вила пове­де­ния алтар­ни­ков

(ска­чать в фор­мате Word)

Перед входом в храм необ­хо­димо выклю­чить мобиль­ный теле­фон.

Войдя в святой алтарь, алтар­ник должен сде­лать с бла­го­го­ве­нием три земных поклона перед святым пре­сто­лом, пере­кре­ститься с покло­ном в сто­рону Гор­него Места и подойти за бла­го­сло­ве­нием к стар­шему по чину свя­щен­но­слу­жи­телю.

В суб­боту, в вос­кре­се­нье и в празд­нич­ные дни, по пред­пи­са­нию Типи­кона, поло­жено совер­шать только пояс­ные поклоны.

Перед обла­че­нием в сти­харь необ­хо­димо испро­сить бла­го­сло­ве­ние на наде­ва­ние сти­харя у слу­жа­щего свя­щен­ника или у епи­скопа (если в про­цессе службы необ­хо­димо будет снять сти­харь, то на повтор­ное обла­че­ние брать бла­го­сло­ве­ние уже не тре­бу­ется).

В обя­зан­но­сти алтар­ника входит наблю­де­ние за семи­свеч­ни­ком, лам­па­дами и алтар­ными под­свеч­ни­ками, кроме тех, кото­рые стоят на пре­столе. За послед­ними смот­рят свя­щен­но­слу­жи­тели. Ста­вить на пре­стол и сни­мать с него лам­пады и под­свеч­ники лицам, не име­ю­щим свя­щен­ного сана, не раз­ре­ша­ется. Кроме того, алтар­ник должен вни­ма­тельно сле­дить за кади­лом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Алтар­ник должен пода­вать кадило слу­жа­щему диа­кону с правой сто­роны свя­того пре­стола.

Про­ходя через горнее место, поло­жено совер­шать крест­ное зна­ме­ние. Перед тем, как подать кадило диа­кону, алтар­ник должен вместе с ним пере­кре­ститься в сто­рону иконы гор­него места и покло­ниться слу­жа­щему свя­щен­нику. Брать кадило у диа­кона реко­мен­ду­ется на том же месте и с такими же дей­стви­ями, какие поло­жено делать перед пода­ва­нием кадила.

Нужно ста­раться как можно меньше ходить по алтарю. Раз­го­воры и смех в алтаре недо­пу­стимы. Раз­ре­ша­ется лишь шепо­том, спо­койно, ска­зать что-то, каса­ю­ще­еся бого­слу­же­ния. Во время Евха­ри­сти­че­ского канона, херу­вим­ской песни и чтения Еван­ге­лия не должно быть посто­рон­них дей­ствий и речи, кроме молитв.

Касаться пре­стола и жерт­вен­ника, про­хо­дить перед пре­сто­лом (между ним и цар­скими вра­тами), входить/выходить через Цар­ские врата строго запре­щено.

Про­дукты пита­ния (а тем более, живот­ного про­ис­хож­де­ния) в алтаре вос­пре­щены.

В Бого­слу­жеб­ных книгах поме­ток жела­тельно не делать

При любых видах кро­во­те­че­ния алтар­ник обязан сразу же поки­нуть алтарь.

Как дер­жать плат при при­ча­ще­нии

Во время при­ча­стия мирян, алтар­ник может быть при­гла­шён свя­щен­ни­ком дер­жать плат и оти­рать уста при­част­ни­кам. Это послу­ша­ние сле­дует испол­нять на пре­деле вни­ма­ния и осто­рож­но­сти. Важно сле­дить за тем, чтобы при­част­ники:

  • дер­жали руки на груди кре­стом;
  • ни в коем случае не кре­сти­лись перед Чашей;
  • дети сразу про­гла­ты­вали Святые Дары.

Сле­дует дер­жать плат широко (пол­но­стью раз­вёр­ну­тым) и быть гото­вым к тому, что ребё­нок или взрос­лый совер­шит резкое дви­же­ние или даже каш­ля­нёт.

Если мла­де­нец на руках у роди­те­лей, то они должны поло­жить его голо­вой к своей правой руке. Алтар­нику сле­дует при­дер­жи­вать ручки мла­денца.

Обязанности алтарника

Круг обязанностей прислужника и порядок их совершения изложен в Уставе пономарей.

Краткий перечень дел, выполняемых алтарниками:

  • возжигание лампад в алтаре и на иконостасе;
  • замена праздничной иконы;
  • возжигание кадила;
  • подготовка вина, просфор, теплоты, ладана и угля к началу богослужения;
  • подавание кадила;
  • подготовка облачений;
  • приготовление церковных сосудов к Таинствам;
  • помощь во время совершения треб;
  • держание плата во время Причастия.

Кроме того, на алтарника возложена уборка в храме. При необходимости, алтарник выполняет обязанности чтеца, звонаря.

Алтарнику запрещено касаться Престола, Жертвенника и Священных сосудов и нельзя проходить между Престолом и Царскими вратами.

Главная » Богослужебная жизнь » Клир » Алтарники

Алтарники

Алтарь — это прежде всего место принесения Божественной и Бескровной Жертвы. По словам Златоуста, священник совершает Литургию в сослужении Небесных Силы, которые «в благоговении и великом безмолвии окружают жертвенник и предстоят при совершении великого Таинства».

Наше благоговение к этому месту выражается и в нашем желании как можно благолепней его украсить. За благолепием, чистотой и украшением алтаря следит алтарник. Он главный помощник священника — готовит все необходимое для службы, во время службы всегда подаст необходимое. Кроме того алтарники украшают алтарь и своим служением, предшествуя с зажженными свечами выходу священнослужителей и выносу святынь. Алтарник — это трудное и почетное послушание. Среди наших алтарников можно увидеть немало совсем молодых ребят, как говорится, отроков. Непосредственное активное участие в службе дает им возможность получше узнать и по-настоящему полюбить богослужение. А уборка и наведение чистоты в алтаре, с которыми они успешно справляются под надзором старших, приучает их к чувству благоговения к святыне.

Алтарник должен приходить в храм раньше всех, до начала службы, чтобы приготовить все необходимое для богослужения. Он приносит необходимые облачения и складывает их в определённом порядке. Способ складывания, ничего не символизирует, просто всё должно быть удобно и практично, чтобы священник не тратил много времени, а мог бы все по очереди, по порядку на себя надеть. Так же складываются дьяконские облачения, потом алтарнические.

Кроме того надо приготовить вино, подогреть воду, разложить просфоры, приготовить свечи на престол. Так как алтарник не может прикасаться к жертвеннику и престолу, все необходимое ставится перед жертвенником, чтобы священник, начиная служить, мог сразу все перенести на жертвенник и начать проскомидию.

Во время проскомидии подается кадило, оно уже должно быть готово, уголь должен быть зажжен. В течение службы алтарник должен подавать священнику то кадило, то теплоту или просфору, записки приносить, звонить, а если никого нет на клиросе — читать часы. У нас в храме много алтарников, но достаточно двух, а в будни со всем справляется и один. Тяжеловато, конечно, алтарнику успевать за всем одному. А бывает, что священник служит сам, без алтарников. В этом случае ему приходится и свои обязанности выполнять — священнические, и дьяконские, и алтарнич

еские. Но, в принципе, два алтарника в алтаре — это самый оптимальный вариант. А у нас алтарников много для того, чтобы привлечь молодое поколение, чтобы они могли приобщаться к этому делу. Самые большие сложности бывают в большие праздники — Великие, Двунадесятые, особенно на Пасху.

Конечно, самая горячая служба — на Пасху. Обычные рядовые, воскресные службы проходят по определённому выработанному плану (все действия вызубрены и делаются автоматически), а пасхальная совершенно выбивается из этого ряда. Она происходит раз в году, запомнить всё очень трудно, а самые большие сложности связанны с переодеванием священников, особенно если их много. Облачения — разных цветов, их нельзя перепутать: надо точно знать порядок цветов и время, когда облачается священник. И при этом важна скорость, надо быстро с одного священника снять, на другого надеть, подавать и трисвечник, и кадило. Много разных нюансов во время пасхальной службы и служб светлой седмицы. В алтаре бывает такое искушение, что человек привыкает к алтарю, и относится уже не благоговейно. Переход из храма в алтарь, конечно, момент серьёзный. Надо уже быть строже к себе. Когда входишь в алтарь первый раз, боишься пошевелится, такое состояние, не передаваемое словами. А когда из года в год каждое воскресение входишь в алтарь, постоянно делаешь что-то, что вошло уже в обиход, может наступить такой момент, когда теряется страх Божий. Священник должен вовремя это заметить и пресечь, одернуть алтарника. Но такое не только с алтарниками случается, а также и с дьяконом, и даже со священником. Это очень опасно и серьезно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]