Алтарником или пономарем называют мужчину-мирянина, который помогает священнослужителю во время богослужения.
Пономарь — древнее греческое слово, означающее приставник или привратник.
Ранее алтарниками называли только священников, а помощников, прислуживающих при совершении богослужений, именовали пономарями. Термин алтарник прижился в 20 веке.
Теоретически пономаря поставляет епископ, но на практике это правило не выполняется, и на это служение благословляет настоятель храма.
Облачение
Пономари в алтаре надевают специальную богослужебную одежду — стихарь. На ношение стихаря благословляет настоятель.
Перед облачением в стихарь пономарь совершает два поясных поклона в сторону Престола, затем берет благословение на облачение в стихарь у епископа или священника, совершает поясной поклон без крестного знамения в сторону благословившего его лица, затем целует крест стихаря и облачается.
Выходить в стихаре из храма по не служебным делам запрещено.
Требования к алтарнику
На должность алтарника выбирают мужчину, участвующего в Таинствах исповеди и Причастия, ведущего духовную жизнь и благоговейного.
Так как служение алтарника символизирует служение ангелов у Престола Господня, к духовному облику прислужника выдвигаются строгие требования:
- Внешне алтарник должен выглядеть опрятно и скромно, одежда должна быть чистой, выглаженной, обувь — начищенной, волосы подстрижены и причесаны.
- Он должен жить духовно, что обозначает не только соблюдение внешнего благочестия, но и молитвенное делание, борьбу со страстями, внимательное отношение к внутренней жизни души.
- Алтарнику необходимо вырабатывать в себе полезные качества души — смирение, трудолюбие, благочестие, внимательность.
- Особое внимание следует обращать на речь — темп ее должен быть размеренный, обращение к людям кроткое, степенное, вежливое.
Согласно Преданию, алтарник, как и прочие служители алтаря, являет образ Горнего мира, и сослужит Господу Иисусу Христу в деле спасения людей.
Алтарник как прообраз Ангела
Алтарник несет на себе три приходских служения: чтеца, пономаря и параекклесиарха. Как чтец – он участвует в богослужении, донося до церковного народа слова молитв и поучений (в том числе и тексты Священного Писания). Как пономарь – совершает положенные ему уставом священнодействия (входы со свечами и т.п.) и помогает (как бы сослужит) священнослужителям. Как параекклесиарх – алтарник следит за порядком в храме во время богослужения, приготовляет помещение храма и церковную утварь к службе и наводит порядок после, готовит вещество Таинств (хлеб, вино, масло и т.п.).
Важность служения алтарника накладывает особую ответственность на людей, несущих это послушание. Во-первых, алтарник должен быть человеком высокой духовной жизни, т.к. без внутреннего молитвенного делания и без борьбы с собственными страстями невозможно нести службу (прислуживать) у Престола Божия. Особо алтарник должен воспитывать в себе добродетели смирения, рассудительности, внимательности, трудолюбия и ответственности (не только за себя, но и за своих собратьев). Во-вторых, алтарник должен быть церковно грамотен: знать устав богослужения, церковнославянский язык, вероучение Православной Церкви, и должен постоянно повышать свое христианское образование. В‑третьих, алтарник должен быть предельно строг в отношении к себе. Это касается не только внутренней жизни души, но и внешнего облика церковнослужителя. Алтарник должен вести себя в обращении с людьми кротко и степенно. Внешний вид его должен быть всегда опрятен (чистые волосы, не мятая одежда; однотонная рубашка, черные брюки и черные начищенные ботинки). Речь алтарника должна быть спокойной, вежливой и убедительной.
Часто в современной приходской жизни можно встретить пренебрежительное отношение к служению алтарника. Однако Предание Церкви свидетельствует нам о том, что алтарник, подобно прочим служителям Алтаря, являет собой и своим послушанием образ горнего мира – образ Царства Божия, прообразуя собою Ангелов, сослужит Христу Спасителю в деле спасения людей (местной церковной общины) от греха и смерти.
иеромонах Иероним (Зуб)
Обязанности алтарников за литургией, при отсутствии диакона
(скачать в формате Word)
1) Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской. 2) Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения большого покровца). Нарезать антидор. 3) Когда начинается каждение — открыть завесу царских врат. (Закрыть её после Великого входа). Перед началом литургии включить паникадило. 4) Малый вход. Во время возгласа священника «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем…” перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как св‑к направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу. 5) Чтение Апостола. Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: “Благослови владыко святый Апостол прочести” и выйти. 6) Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило. 7) Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон. Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном. По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится. Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями. 8а) Подать кадило, если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам. 9) Великий вход. 9а) По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса. Пока св‑к кадит иконостас на солее — зажечь свечу. По окончании каждения забрать кадило. 9б) По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом. Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Как только св‑к ставит Дары на престол – войти в алтарь. 9в) Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения покрова. 10) Возглас «Возлюбим друг друга» — подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу. 11) Во время пения «Символа веры» кипятится чайник. 12) При пении: “Тебе поем…” (после освящения св. Даров) после земного поклона подать священнику кадило для каждения Святых Даров. 13) На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу.14) Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком). 14б) Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами. 15) По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению. 16) Открыть завесу по указанию священника. 17) Переставить свечу к иконе Спасителя. 18) Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол. 19) После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника. 20) Зажечь свечу на жертвеннике. 21) Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником. 22) Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: “Всегда, ныне и присно…” перед переносом Св. Даров. 23) Раздать антидор. 24) Читать благодарственные молитвы. 25) Подать священнику чайник с теплой водой для замывки Чаши.
Порядок чтения Апостола
Иерей: Вонмем. Мир всем. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость. Чтец: Прокимен, глас (.): прокимен целиком. Хор: повторяет прокимен.Чтец: Стих после прокимна.Хор – прокимен целиком. Чтец: Прокимен (1‑ю часть – до запятой). Хор: 2‑ю часть прокимна. (Если есть второй прокимен, то вместо этого чтец: Прокимен, глас (.): второй прокимен целиком. Хор: прокимен). Иерей: Премудрость. Чтец: ……….. *чтение.
(Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова [или: Иоаннова, причем не принято говорить, какое это послание — первое, или второе, или третье] чтение. Или: К римляном [К коринфяном; К галатом; К Тимофею и т.п.] послания святаго апостола Павла чтение.)) Иерей: Вонмем. Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение заканчивается понижением тона и далее снова тон повышается)Иерей: Мир ти, чтущему. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость. Если диакон будет читать с амвона Евангелие, то отойти немного вправо.
Если одно чтение, то Чтец: Аллилуйя (3 раза), Хор поет “Аллилуйя”- трижды на указанный глас. Чтец: 1‑й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”, Чтец: — 2‑й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.
Если два чтения, то Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу 1‑й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”, Чтец: — 2‑й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”. Чтец: 1‑й стих второго аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”
В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)
Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.
Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются престолу.
Как подавать священнику кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.
Определение апостольких зачал и чтение прокимнов, аллилуариев, тропарей, кондаков
Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1‑й — Слава.. – тропарь 2‑й – И ныне.
Кондак всегда читается один. На 3‑м часе первый, на 6‑м второй.
Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1‑й прокимен) – стих – прокимен глас… (2‑й прокимен).
Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.
- Открываем главу «Сборник 12 месяцев» (непереходящий календарь). Зачала в Апостоле сквозные (с начала до конца). Если на этот день нет праздника с чтением, то п.2.
- Глава «Прокимны … дневные» (по дням недели). Выбираем соответствующий день.
- В воскресенье. Глава «Прокимны … литургийные осьми гласов».
- Если хотим помянуть местночтимого святого, то глава «Прокимны … общии святым».
- Во время Пасхального цикла используем «Сказание о антифонах и прокименах» (переходящий календарь).
В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.
Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.
Правила поведения алтарников
(скачать в формате Word)
Перед входом в храм необходимо выключить мобильный телефон.
Войдя в святой алтарь, алтарник должен сделать с благоговением три земных поклона перед святым престолом, перекреститься с поклоном в сторону Горнего Места и подойти за благословением к старшему по чину священнослужителю.
В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона, положено совершать только поясные поклоны.
Перед облачением в стихарь необходимо испросить благословение на надевание стихаря у служащего священника или у епископа (если в процессе службы необходимо будет снять стихарь, то на повторное облачение брать благословение уже не требуется).
В обязанности алтарника входит наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, которые стоят на престоле. За последними смотрят священнослужители. Ставить на престол и снимать с него лампады и подсвечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается. Кроме того, алтарник должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.
Алтарник должен подавать кадило служащему диакону с правой стороны святого престола.
Проходя через горнее место, положено совершать крестное знамение. Перед тем, как подать кадило диакону, алтарник должен вместе с ним перекреститься в сторону иконы горнего места и поклониться служащему священнику. Брать кадило у диакона рекомендуется на том же месте и с такими же действиями, какие положено делать перед подаванием кадила.
Нужно стараться как можно меньше ходить по алтарю. Разговоры и смех в алтаре недопустимы. Разрешается лишь шепотом, спокойно, сказать что-то, касающееся богослужения. Во время Евхаристического канона, херувимской песни и чтения Евангелия не должно быть посторонних действий и речи, кроме молитв.
Касаться престола и жертвенника, проходить перед престолом (между ним и царскими вратами), входить/выходить через Царские врата строго запрещено.
Продукты питания (а тем более, животного происхождения) в алтаре воспрещены.
В Богослужебных книгах пометок желательно не делать
При любых видах кровотечения алтарник обязан сразу же покинуть алтарь.
Как держать плат при причащении
Во время причастия мирян, алтарник может быть приглашён священником держать плат и отирать уста причастникам. Это послушание следует исполнять на пределе внимания и осторожности. Важно следить за тем, чтобы причастники:
- держали руки на груди крестом;
- ни в коем случае не крестились перед Чашей;
- дети сразу проглатывали Святые Дары.
Следует держать плат широко (полностью развёрнутым) и быть готовым к тому, что ребёнок или взрослый совершит резкое движение или даже кашлянёт.
Если младенец на руках у родителей, то они должны положить его головой к своей правой руке. Алтарнику следует придерживать ручки младенца.
Обязанности алтарника
Круг обязанностей прислужника и порядок их совершения изложен в Уставе пономарей.
Краткий перечень дел, выполняемых алтарниками:
- возжигание лампад в алтаре и на иконостасе;
- замена праздничной иконы;
- возжигание кадила;
- подготовка вина, просфор, теплоты, ладана и угля к началу богослужения;
- подавание кадила;
- подготовка облачений;
- приготовление церковных сосудов к Таинствам;
- помощь во время совершения треб;
- держание плата во время Причастия.
Кроме того, на алтарника возложена уборка в храме. При необходимости, алтарник выполняет обязанности чтеца, звонаря.
Алтарнику запрещено касаться Престола, Жертвенника и Священных сосудов и нельзя проходить между Престолом и Царскими вратами.
Алтарники
Алтарь — это прежде всего место принесения Божественной и Бескровной Жертвы. По словам Златоуста, священник совершает Литургию в сослужении Небесных Силы, которые «в благоговении и великом безмолвии окружают жертвенник и предстоят при совершении великого Таинства».
Наше благоговение к этому месту выражается и в нашем желании как можно благолепней его украсить. За благолепием, чистотой и украшением алтаря следит алтарник. Он главный помощник священника — готовит все необходимое для службы, во время службы всегда подаст необходимое. Кроме того алтарники украшают алтарь и своим служением, предшествуя с зажженными свечами выходу священнослужителей и выносу святынь. Алтарник — это трудное и почетное послушание. Среди наших алтарников можно увидеть немало совсем молодых ребят, как говорится, отроков. Непосредственное активное участие в службе дает им возможность получше узнать и по-настоящему полюбить богослужение. А уборка и наведение чистоты в алтаре, с которыми они успешно справляются под надзором старших, приучает их к чувству благоговения к святыне.
Алтарник должен приходить в храм раньше всех, до начала службы, чтобы приготовить все необходимое для богослужения. Он приносит необходимые облачения и складывает их в определённом порядке. Способ складывания, ничего не символизирует, просто всё должно быть удобно и практично, чтобы священник не тратил много времени, а мог бы все по очереди, по порядку на себя надеть. Так же складываются дьяконские облачения, потом алтарнические.
Кроме того надо приготовить вино, подогреть воду, разложить просфоры, приготовить свечи на престол. Так как алтарник не может прикасаться к жертвеннику и престолу, все необходимое ставится перед жертвенником, чтобы священник, начиная служить, мог сразу все перенести на жертвенник и начать проскомидию.
Во время проскомидии подается кадило, оно уже должно быть готово, уголь должен быть зажжен. В течение службы алтарник должен подавать священнику то кадило, то теплоту или просфору, записки приносить, звонить, а если никого нет на клиросе — читать часы. У нас в храме много алтарников, но достаточно двух, а в будни со всем справляется и один. Тяжеловато, конечно, алтарнику успевать за всем одному. А бывает, что священник служит сам, без алтарников. В этом случае ему приходится и свои обязанности выполнять — священнические, и дьяконские, и алтарнич
еские. Но, в принципе, два алтарника в алтаре — это самый оптимальный вариант. А у нас алтарников много для того, чтобы привлечь молодое поколение, чтобы они могли приобщаться к этому делу. Самые большие сложности бывают в большие праздники — Великие, Двунадесятые, особенно на Пасху.
Конечно, самая горячая служба — на Пасху. Обычные рядовые, воскресные службы проходят по определённому выработанному плану (все действия вызубрены и делаются автоматически), а пасхальная совершенно выбивается из этого ряда. Она происходит раз в году, запомнить всё очень трудно, а самые большие сложности связанны с переодеванием священников, особенно если их много. Облачения — разных цветов, их нельзя перепутать: надо точно знать порядок цветов и время, когда облачается священник. И при этом важна скорость, надо быстро с одного священника снять, на другого надеть, подавать и трисвечник, и кадило. Много разных нюансов во время пасхальной службы и служб светлой седмицы. В алтаре бывает такое искушение, что человек привыкает к алтарю, и относится уже не благоговейно. Переход из храма в алтарь, конечно, момент серьёзный. Надо уже быть строже к себе. Когда входишь в алтарь первый раз, боишься пошевелится, такое состояние, не передаваемое словами. А когда из года в год каждое воскресение входишь в алтарь, постоянно делаешь что-то, что вошло уже в обиход, может наступить такой момент, когда теряется страх Божий. Священник должен вовремя это заметить и пресечь, одернуть алтарника. Но такое не только с алтарниками случается, а также и с дьяконом, и даже со священником. Это очень опасно и серьезно.