Старообрядческие монастыри Стародубья и Ветки в конце XVIII — первой половине XIX века как центры духовной жизни и их влияние на местное население


По преданию, монастырь основал инок Варлаам, который принес сюда икону святителя Николы Чудотворца из итальянского города Бар. Старец-странник Варлаам, ростовский инок, паломником путешествовал в Грецию, Палестину и Италию, в г. Бар, с целью осуществить заветную мечту — поклониться гробу святителя Николы.

Во время посещения им г. Бара он приложился к мощам святого. После этого иноку во сне явился сам угодник Божий и велел ему купить на торгу его образ, обещая воздать благодать и покровительство иноку. С этим образом он повелел ему идти в Россию и поселиться с иконой там, где ему будет снова указано. Инок так и сделал. Согласно указанием угодника Божия, он пошел на торг и действительно купил образ за три серебреника и немедленно отправился с ним из Бара на свою родину. С великой радостью благополучно под покровом чудотворца старец прибыл в Россию в город Углич на самый праздник перенесения честных мощей святителя 9 мая 1460 года. Тут он остановился на несколько дней, а затем пустился в дорогу в Ростов.

Однако, едва только он отошел от Углича 12 верст до реки Улеймы, как здесь в пустынном, лесистом месте почувствовал сильную усталость, так что не мог дальше продолжать свой путь. Тогда инок Варлаам остановился, поставил образ Николы на сосну между ветвей, а сам, помолившись, лег на землю и уснул. Проснувшись после небольшого сна, он встал и хотел снять икону с дерева, чтобы опять идти дальше, но, лишь только коснулся образа, тотчас ослабели его руки, а образ не двинулся с дерева.

Во второй и в третий раз пытался он взять чудную икону, и все безуспешно. Смутился этим старец и, не зная, что ему делать, в горе лег и заснул. Ночью происходит новое явление святителя Николы старцу, который слышит слова чудотворца:

Остановись здесь с моим образом, хочу иконою моею прославить место сие, и на месте этом будет поставлена обитель моя, благодать Божия и молитвы мои будут здесь. 

И действительно, как бы в удостоверение обещания святителя, немедленно начались чудеса от образа его.

Недалеко, тоже на реке Улейме, находилось село Дуброво. Крестьяне его, встретив случайно старца Варлаама, поселившегося при образе, и услышав от него о дивных делах иконы, тотчас же привели к нему многих больных, и они заступничеством чудотворца Николы все исцелились.

Жители окрестных мест построили часовню при самой дороге в Ростов, туда и был перенесен образ.

Весть об этом дошла и до князя Андрея Васильевича Углицкого, который и повелел в 1469 году начать строительство обители и первого деревянного храма во имя Николы Чудотворца. В 1563 году углицкий князь Юрий Васильевич построил здесь деревянную церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а в 1589 году, при царевиче Димитрии, был построен соборный храм во имя святителя Христова Николы,куда был перенесен чудотворный образ. Обитель была окружена деревянной стеной. Она владела несколькими селами и деревнями.

В 1609 году начались для монастыря страшные испытания. Вместе со всей русской землей Николо-Улейминский монастырь пострадал во время польско-литовской интервенции. Согласно летописи, когда, разграбив Углич, полки польского короля Жигмонта подошли к монастырю, иноки и жители села Улеймы и других окрестных сел во главе с игуменом Варсонофием закрыли ворота, не давая разграбить монастырь. Братия и другие защитники монастыря закрылись в соборном храме, служили там литургию и причащались Святых Тайн. Игумен Варсонофий, желая спасти мирных жителей, нашедших убежище в храме, вышел вместе с 27 иноками к врагам. Сотворив молебное пение и поцеловав друг друга, они вышли за ворота. Иноки были в парадном облачении, несли иконы и хоругви, шли с пением, желая усовестить поляков, чтобы они пощадили обитель и людей. Как львы устремились литовцы на игумена и отсекли ему голову. Враги ворвались в открытые ворота и убилииноков, затем пытались проникнуть в собор. Озлобленные стойкостью защитников монастыря, поляки и литовцы подкопали стены монастырского собора, под которым находились глубокие подвалы, и взорвали собор. Храм разрушился с оглушительным громом, который был слышен за десять верст. Под обломками собора погибли две тысячи защитников монастыря: иноки, крестьяне с женами и детьми.

Эти трагические события запечатлены в поэме «Старая крепость» местного поэта В. Н. Смирнова:

В лампадке огонек трепещет. Здесь детский плач и запах свеч, А за окном зловеще плещет Шипучая чужая речь.

Там представители Европы, Нелегкий совершая труд, Под церковь делают подкопы, Бочонки с порохом несут.

Настало для несчастных туго: Кто победитель — кончен спор, Тяжелый взрыв потряс округу. Осел, рассыпался собор.

Течет спокойная Улейма С лесной болотной стороны. Таращит смерть пустые бельма Из-за разрушенной стены.

Весь край разграблен и изранен. Враги живое тело рвут, Родную Русь на поле брани Пожарский с Мининым зовут.

Презлейшии онии полякове и литовстии людие и подъ оный прекрасный и дивный монастырь прибегоша и, обседше оный, яко пчелы сотъ и яко волцы дворъ сей словесныхъ овецъ, ся понуждаху, его хотяще взяти скоро. Игумен, братия, мирские люди крепко сопротивлялись, но великое число «всезлобныхъ враговъ» их одолевали. Тогда текоша в соборную церковь, совершили божественную литургию, исповедались, причастились Святых Таин Тела и Крови Христовы, приготовились на смертный час. Игумен Варсонофий братии и всем бывшим в церкви повелел не бояться смерти, «но паче радоватися, яко мученической кончины сподобляются, и мученики Царство Небесное наследити глаголаше побиеннымъ». «Окаяннии же Литви, сущии на страже, яко лвы устремишася на преподобныхъ и игумену Варсонофию главу отсекоша». «Полякове (…) начаша братию мечи рубити и двадесять седмь посекоша и разсекоша на части». Окояныи казнь умыслиша: рвы глубокая вокруг соборныя церкви окопаша и фундамент подломиша. Иноков и елицех мирских, в церкви бывших, всех побиваюше падающее церковное здание. И глаголют оставшие монастырстии служители, яко до пятидесяти иноков оставших в церкви побито каменнозданием, мирских же человек яко 2 тысящи. В десяти верстах в лесу крыющимся христианом чуть было достослышно громопадение церковное, кои поспели пришедшее достоверно сказывали: аки гром раздашеся по лесам и долинам, а земля колебашася до недр своих. Чудотворный образ святителя Николы невидимой рукой восхищен быв лете по воздуху на тая место падшей соборной церкви явися, верными обретен бысть и в чудесном видении стоящь.

А через 10 лет, когда монастырь едва успел восстановиться, отряд пана Микульского взял его штурмом, убив игумена Иону и братию. И только после заключения с Польшей окончательного мира в 1620 году, по молитвам святителя Николы Чудотворца, монастырь стал обновляться и населяться.

Строительство нового Никольского собора на подклете прежнего началось в 1620-е годы, однако освящён собор был лишь 9 мая 1677 года Ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем.

Введенская церковь была построена в XVI веке.

В 1707 году боярыня П. А. Нарышкина передала собору частичку мощей Николы Чудотворца, привезённых в Россию царём Петром I.

В 1713—1717 годах была построена надвратная церковь во имя Святой Животворящей Троицы.

В 1764 году в ходе секуляризационной реформы  получил статус заштатного (то есть не получал средств из казны), но в последующее время сохранял большое значение и пользовался известностью благодаря частице мощей Николы Чудотворца и почитаемой иконе. Храмы монастыря — собор во имя святителя Николы, Введенская и Троицкая церкви — неоднократно перестраивались в XVIII—XIX веках.

К началу XX века Свято-Никольский Улейминский монастырь стал одним из наиболее заметных духовных и культурных центров края. Он пользовался большой любовью не только в окрестных селах и деревнях, но и среди угличан за чудотворную икону Николы Чудотворца, за торжественную службу, за образцовое ведение хозяйства, за звон колоколов, слышимых даже в городеУлейме, более чем за 10 киллометров. И не удивительно, так как весил 625 пудов. К 1908 году монастырю принадлежали 241 десятина и 761 квадратная сажень земли, имелась водяная мукомольная мельница, к монастырю был приписан ряд дарственных пустошей. В ограде находился корпус братии с кельями, школа и чайная, в которой принимали паломников. Монастырь владел ценными бумагами на 41260 рублей, получал 711 рублей и 42 копейки казенного содержания в год, его братии принадлежало 18195 рублей 50 копеек, а капитал монастырской школы составлял 400 рублей.

В праздники служба в то время совершалась в храме Животворящей Троицы, который соединялся с настоятельскими покоями, где жил  архимандрит. Он занимал комнаты второго этажа, где был его кабинет, спальня и ризница. Облачения были краевые, голубые; бархатные под серебро. Для детей в монастырской школе устраивали ёлку, на которой развешивали небольшие подарки, которые затем раздавали детям.

В 1917 году проходили митинги в селе Улейме. Архимандрит Амвросий призывал верующих: «В случае закрытия храма буду бить в набат. Приходите отстаивать». Последним архимандритом монастыря был Павел (Чистяков).

В 1930 году решением колхозного собрания монастырь был закрыт. Церковная утварь была вывезена в музеи Углича и Ярославля.

Монастырь использовали под школу, под скотоводческие фермы, хранилище для зерна; использовались храмы и под лагерь заключённых (с 1938 года), и под детский дом (в 1941—1957 годах), и под психоневрологический детский дом-интернат. В 1941 году с башен были сняты кровли, и башни были переоборудованы в укрепления для отражения врага. На северо-запад, северо-восток и юго-восток протянулись противотанковые рвы. Всё это ускорило разрушение монастыря. Юго-восточная башня была наполовину разрушена. В 1950-х годах от грозы сгорел крест на колокольне Никольского собора.

В 1992 году Свято-Никольский Улейминский монастырь был передан  Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкое согласие). После чего, с Божьей помощью, началось и продолжается по сей день возрождение обители. Весомый вклад в реставрацию всего комплекса внесла благотворительница Л.Л. Беломестных.

28 мая 1993 года в день 400-летия гибели царевича Димитрия в Никольском храме монастыря был совершён молебен с водосвятием. Это была первая служба после закрытия монастыря и первая служба староверов в этих стенах.

Осенью 2001 года митрополитом Алимпием (Гусевым) был освящен алтарь Троицкого храма, где проходили дальнейшие службы.

22 августа 2009 года митрополит Корнилий (Титов) возглавил чин освящения Введенского храма.

В ноябре 2022 года были выполнены работы по благоустройству территории обители и строительству дорог.

После реставрационных работ в Троицком храме 29 июля 2022 года был освящен предел пророка Илии, а 13 ноября 2022 года предел апостола Филиппа.

На сегодняшний день — это благообразная, процветающая обитель с полным кругом соборной бденной службы православным святым на каждый день, и по их святым молитвам надеемся войти в райские обители Небесного Царства, в чем да поможет нам Господь, Ему же слава, и ныне и присно и во веки веком! Аминь!

Организация экскурсий по московскому Преображенскому старообрядческому монастырю

Московский Преображенский старообрядческий монастырь

В 2022 году на сайте «Поморский север» был запущен проект Виртуальный музей Московского Преображенского старообрядческого монастыря


Преображенское – уникальный исторический уголок Москвы, одной из главных исторических вех которого, начиная с 1771 года, тесно связана с возникновением здесь центра староверов-безпоповцев федосеевского согласия.

Основание московской общины было положено в 1771 г., в то время, когда в Москве свирепствовала чума. 14 сентября 1771 года по испрошению купцов Фёдора Анисовича Зенкова, державшего суконную фабрику, и Ильи Алексеевича Ковылина, имевшего кирпичные заводы на выезде из Москвы, в Преображенском был учреждён карантин по уходу за больными, здесь же на кладбище хоронили умерших. Первоначально образованный карантин именовался как Преображенское кладбище (Указом Екатерины II запрещалось хоронить умерших от чумы в московской городской черте). Постепенно центр всё более разрастался, привлекая купцов которые, зачастую, будучи выходцами из народной среды, тянулись к народной церкви. Уже на раннем этапе истории Преображенского кладбища во главе его встают видные и деятельные предприниматели того времени, такие как И. Ковылин. Позже, к вступлению на престол Александра I, фамилии зажиточных федосеевцев были известны всей Москве: Зенков, Ковылин, Шалапутин, Грачёв, Соколов, Большов и другие.

В начале 19 века владение общины разделилось на две части – мужской и женский двор. Мужской двор с Успенским и Крестовоздвиженским храмами (часовнями) расширили и обнесли зубчатой каменной стеной с шатровыми башнями. На мужской и женской половинах действовал строгий монастырский устав. Фактически здесь появились два монастыря. Архитектурный ансамбль Преображенского монастыря складывался в течение 27 лет – с 1784 г. до 1811 г., когда воздвигли каменную Крестовоздвиженскую часовню на женском дворе. Часовни, а также богаделенные корпуса с моленными на женском дворе были построены талантливым архитектором Фёдором Кирилловичем Соколовым (1760-1824).

15 мая 1809 г. Александра I своим указом утвердил план учреждения «Преображенского Богаделенного дома» и повелел впредь так официально его называть, наделив правами частного благотворительного заведения. К тому времени в общине жили более 1500 человек, а число прихожан превышало 10000, в детской палате помещалось до 200 малолетних детей. Новой благотворительной организации предоставлялось право самоуправления, безотчётного управления своим капиталом, в том числе развивать торговую коммерцию.

В августе 1812 года, перед входом в Москву армии французов, из Преображенского богаделенного дома в село Иваново Владимирской губернии выехало около 300 подвод, гружёных ценностями и важными документами, старинными иконами и книгами. Туда же были отправлены более 200 девушек и молодых женщин, насельниц обители. Многие мужчины, жившие в обители, разбрелись, остались лишь больные и старики. Моленные были закрыты, и службы совершались только в большой палате на Мужском дворе.

В послевоенный период экономическая жизнь общины оживает. К 1830-м годам с общиной были связаны 32 крупные и120 мелких фабрик по производству шерстяных, суконных, шёлковых и бумажных изделий. Так, Ф.А.Гучков владел самой крупной фабрикой г. Москвы того времени. Для понимания роли Преображенского Богаделенного дома уместно привести слова Министра финансов Ивана Алексеевича Вышнеградского: «Наши христолюбивые старообрядцы-преображенцы в российском торгово-фабричном деле великая сила, они основали и довели нашу отечественную заводскую промышленность до её полнейшего совершенства и цветущего состояния».

В период царствования Николая I и Александра II возвращаются времена жестоких репрессий в отношении староверов.


В 1840-х годах над Преображенским монастырём нависла реальная угроза разорения и даже полного уничтожения. В этой ситуации федосевцы планируют подготовиться к устройству монастыря в безопасном месте за границей (в Пруссии), куда можно было бы перенести московский центр безпоповства и его святыни. Так появился безпоповский Войновский монастырь (ныне близ местечка Войново в Польше). Однако позже обстоятельства изменились к лучшему и от этого плана отказались. Строения же Войновского монастыря остались до сих пор, и там ныне располагается православная женская обитель федосеевцев.

В 1854 г. у федосеевцев отбирается Успенский храм и Крестовоздвиженская надвратная часовня и передаются единоверцам. Более полутора тысяч старинных деревянных икон, собранных староверами, так же достались единоверцам. У староверов окончательно отбирается вся территория мужского двора со всеми строениями и имуществом и в 1866 году на этой территории господствующая церковь открывает Никольский единоверческий монастырь, главной целью которого была борьба со староверием. Призреваемые на территории мужского двора переводятся в корпуса женского двора. Период 1905 – 1917 годов – период обретения реальной религиозной свободы староверами. За этот период общине удаётся сделать очень много. Оживает духовная и экономическая жизнь. Открывается школа для мальчиков и девочек, создаётся типография, иконописная мастерская. В 1912г. по проекту архитектора Л. Н. Кекушева строится больница на 75 койко-мест, оснащённая современным медицинским оборудованием, которая во время Первой мировой войны по решению федосеевцев была предоставлена для лечения раненых фронтовиков. Осуществить многие планы федосеевцев помешала Первая мировая война и разразившаяся в 1917 году революция.

В 1923 г. Никольский единоверческий монастырь был закрыт и власти передали Успенский храм обновленцам (раскольники реформаторы внутри господствующей Церкви). В 1930-х годах властями закрывается храм староверов-поморцев в Токмаковом переулке, а общине предложено занять часть Успенского храма. В 1940-х годах церковный приход обновленцев, занимавших Никольский предел, перестал существовать и его место заняла община Московской Патриархии.

В годы советской власти у федосеевцев отнимают все оставшиеся богаделенные корпуса с моленными за исключением Крестовоздвиженского храма. На восточной части отнятой территории в 1930-х годах власти устраивают сельскохозяйственный рынок, который существует и поныне. В 1990-е федосеевцам возвращена часть строений, которые общиной отремонтированы. В настоящее время на территории бывшего Преображенского монастыря находятся общины федосеевского согласия, поморцев-староверов и приход Московской Патриархии РПЦ. Так же рядом находится территория Преображенского некрополя, который, собственно, и дал жизнь главному духовному центру староверов-безпоповцев. Сегодня здесь могилы как известных староверов (многие из захоронений семейные), так и могилы погибших в годы Великой Отечественной войны.

Все вопросы, возникающие в связи с организацией экскурсии, можно задать связавшись с нами.

Захват Преображенского монастыря в Москве: комментарий Михаила Шахова

Мы публикуем беседу Светланы Солодовник и проф. Михаила Шахова, ответственного секретаря Совета Московской Преображенской старообрядческой общины христиан старопоморского согласия, посвященную рейдерскому захвату зданий Преображенского монастыря в Москве, и предстоящему суду.

​За старообрядческий Преображенский монастырь в Москве уже почти 10 лет идет тяжба. Монастырь был построен в XVIII веке, в его церквях немало древних икон. Но не только они представляют ценность: 11 гектаров монастырской земли и множество зданий — постоянный соблазн для нечистых на руку бизнесменов, мечтающих овладеть этим богатством. Дело в том, что, когда монастырь в 1932 году, как и множество других религиозных построек, рушили, на месте снесенных келий старообрядческой богадельни возвели Преображенский рынок, который работает до сих пор. Так и жили: бойкий сельскохозяйственный рынок и храм Воздвижения Креста Господня, который никогда не закрывался в советский период и постоянно использовался для совершения богослужений.

Когда в начале 1990-х монастырь передали старообрядцам и стали строить планы восстановления всего ансамбля обители, рынок планировали вынести за территорию монастыря. Но пока московские власти собирались, в начале 2011 года кусок почти в 4 гектара земли, на котором располагается рынок, приказом Росохранкультуры исключили из территории монастыря и вывели из-под действия ограничительных норм закона «Об объектах культурного наследия». Внутри монастырской территории возник участок, доступный для приватизации и застройки, что не только препятствует реставрации ансамбля как единого целого, но и будоражит воображение потенциальных рейдеров. Да даже уже и не потенциальных…

За год до того, как у монастыря отобрали землю, некто Геннадий Медведев, в свое время претендовавший на роль директора Преображенского рынка, вошел в доверие одной из поморских общин и фактически рейдерским путем захватил пять зданий монастыря. На этом Медведев не остановился.

В мае 2015 года Территориальное управление Росимущества передало в безвозмездное бессрочное пользование религиозной организации «Преображенский мужской старообрядческий монастырь Древлеправославной кафолической церкви старопоморцев-федосеевцев», где Медведев числится управляющим, шесть зданий Преображенского монастыря. Заметим, что все шесть «новопереданных» зданий и еще восемь по адресу Преображенский вал, домовладения 17-25, с 1993 года принадлежат Совету православных церковных приходов Преображенского монастыря, которому, собственно, на основании постановления правительства Москвы монастырь в начале 1990-х и отошел. В Совет входят Централизованная религиозная организация «Древлеправославная Поморская Церковь», две старообрядческие общины и один православный приход. Позднее, в 2000 году, Министерством культуры России и Мингосимуществом было принято повторное решение о передаче монастырского комплекса Совету.

Примечательно, что в числе «новопереданных» зданий тот самый храм Воздвижения Креста Господня, который с момента постройки, то есть с 1811 года, всегда принадлежал входящей в Совет Московской Преображенской старообрядческой общине христиан старопоморского согласия, основательнице монастыря. Последнее оформление ее права пользования в виде охранного договора имело место 31 августа 1995 года. То есть все шесть объектов, в мае этого года отошедших к так называемому мужскому монастырю Древлеправославной Кафолической Церкви, имеют законных владельцев.

Интересно и другое. Решением Верховного суда России эта самая «Древлеправославная кафолическая церковь (старопоморцы-федосеевцы)» была ликвидирована как централизованная религиозная организация (ЦРО) за год до того, как ее «монастырю» были переданы здания (18 марта 2014 года). Однако и входящие в нее местные религиозные организации, попросту говоря, общины, в том числе этот самый «мужской монастырь», вызывают множество вопросов. Начать с того, что все они возникли, как говорится, скопом, вдруг. Четыре из шести в течение одного месяца — сентября 2011 года. А еще две в следующем году — в мае и сентябре. Все они зарегистрированы по одному адресу: ул. Преображенский вал, д. 17, стр. 97, «мужской монастырь» в том числе. Но что еще интереснее: домовладение с таким адресом — это продуктовый торговый павильон на Преображенском рынке, где нет и намека на пребывание не то что монастыря, но даже и самой крохотной общины. Вывод о том, что организации существуют исключительно на бумаге, просто напрашивается. Тем более что в Преображенском монастыре никто и никогда не видел их представителей вживую. Кроме брутального управляющего ликвидированной РДКЦ Геннадия Медведева да якобы настоятеля «мужского монастыря» Ипатия Ивановича.

В монастыре, естественно, не остались безучастны к попыткам захвата. В Росимущество была направлена жалоба с подробными разъяснениями, кому, на каких основаниях и что принадлежит. Жалобу рассмотрели и ошибку Территориального управления признали: в сентябре этого года было принято решение передачу зданий отменить и действие договора безвозмездного пользования прекратить. Однако на этом беды Преображенского монастыря не закончились. Спорными продолжают оставаться пять зданий, захваченные РДКЦ. 30 ноября в Девятом Арбитражном апелляционном суде должны состояться слушания по делу об их изъятии из чужого незаконного владения.

О нелегкой борьбе монастыря за право оставаться единым целым мы поговорили с ответственным секретарем Совета, профессором Михаилом Шаховым. Беседу вела Светлана Солодовник.

Можно уже не волноваться за судьбу зданий, переданных «майским» решением?

Очень хочется не волноваться, но решение суда еще не вступило в законную силу и может быть обжаловано «монастырем». Физически здания остались у Совета. Но предстоит еще расторгнуть заключенный тогда же Территориальным агентством договор с «монастырем» на передачу зданий в безвозмездное пользование. Хочу обратить ваше внимание на темпы операции: закон отводит на передачу два года с момента подачи заявления, если здание не надо освобождать, если надо, то шесть лет. А тут за две недели оформили решение, договор безвозмездного пользования и акт приема-передачи зданий — последний, конечно, фиктивный. Росимущество расписалось в акте о передаче зданий, которые физически не передавало «монастырю».

А как получилось, что Росимущество не знало, что здания Преображенского монастыря уже кому-то принадлежат – разве нет общего реестра, где бы значилось, кому что принадлежит?

Формально Росимущество занимало такую позицию: здания монастыря являются федеральной собственностью, поэтому постановление правительства Москвы 1993 года и передача зданий Совету являются ничтожными. Только после всех жалоб и протестов в ведомстве согласились, что Совет — законный владелец. При этом в 2012 году в Преображенском монастыре была проверка зданий Терагентством Росимущества, проверяющие общались с членами Совета, поэтому не знать, что здания принадлежат ему, было невозможно.

Кроме того, закон о регистрации прав на недвижимое имущество действует с 1998 года, поэтому всё, что передано до 1998-го, имеет законную силу, но не отражено в реестре. Для чиновников очень удобная отговорка: у нас компьютер в реестре не показывает, значит, здание ничейное.

Монастырь весь в федеральной собственности?

Нет, более 20 лет вопрос о том, относится ли ансамбль Преображенской старообрядческой общины к федеральной собственности или к собственности города Москвы оставался неурегулированным. Распоряжением правительства РФ часть зданий ансамбля (13 объектов) в 2013 году были отнесены к федеральной собственности. Это решение было принято вопреки позиции Совета, которую поддержал патриарх Кирилл. Еще в 2011 году он предложил в письме министру экономического развития Эльвире Набиуллиной включить монастырь в список памятников, подлежащих передаче Москве при разграничении прав собственности между Российской Федерацией и городом. На совещании, организованном Росимуществом 25 декабря 2012 года, представители ведомства не смогли дать никакого объяснения, почему эти объекты распределяются в федеральную собственность, а не в собственность Москвы.

В результате ансамбль оказался разделен между двумя собственниками — вышеупомянутые 13 объектов отнесены к федеральной собственности, а другие 14 объектов, не являющиеся памятниками государственного значения, но также входящие в состав ансамбля и расположенные в непосредственной близости с объектами федеральной собственности, принадлежат Москве. Часть из них имеет статус объекта культурного наследия регионального значения или выявленного объекта культурного наследия. Никаких правовых оснований для изъятия этих зданий в федеральную собственность не имеется.

В монастырский Совет старообрядческих общин входит один православный приход? Почему?

Совет был создан в 1992 году, чтобы не разделять монастырский ансамбль на части между религиозными организациями, существовавшими на территории Преображенского монастыря много лет. Православный приход св. Николая существует с послевоенного времени. Совет координирует деятельность общин и выступает единым титульным владельцем земельно-имущественного комплекса.

А вообще у старообрядцев разве есть монастыри?

У беспоповцев монашества сейчас практически нет, последний женский монастырь федосеевцев прекратил существование в Польше в 1980-х. Преображенский монастырь никогда раньше не назывался «монастырем», царские власти не разрешали. Официально он именовался «Преображенский богаделенный дом», но кроме призреваемых и сирот здесь жили монахини, певчие, наставники, которые заменяют беспоповцам священников. Сейчас живут наставники, часть певчих, останавливаются прихожане и иногородние паломники.

Существует ли какая-то статистика, сколько объектов передано религиозным организациям, какой это процент от имеющегося у государства религиозного имущества и каков процент отказов?

До 2014 года Росимущество в течение более 3 лет просто игнорировало требование закона о публикации в открытом доступе всех обращений о передаче имущества. Только после обращения редакции «Религия и право» в январе 2014 года на сайте Росимущества появились сведения о передаче, крайне неудобные для статистического обобщения и с большим опозданием. Сайт Терагентства Росимущества по Москве отсылает к общефедеральному списку, в котором история с Преображенским монастырем не отражена вообще. Есть ещё страничка на сайте Терагентства. Передача имущества, принадлежащего Москве, представлена на сайте Департамента имущества Москвы и тоже не дает обобщенной информации.

Когда передают имущество религиозным организациям, как-то выясняют, кто перед ними, или нет? Может, проводится какая-то экспертиза — действительно, старообрядцы, а не мошенники?

Закон о передаче имущества содержит «резиновую» формулировку: «Передача имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществляется уполномоченным органом с учетом конфессиональной принадлежности указанного имущества…» (п. 4 ст. 3), что не обязывает передавать имущество в точном соответствии с конфессиональной принадлежностью и открывает возможность произвольной передачи. Закон предусматривает вынесение спорных случаев на рассмотрение комиссии (ст. 9). Но для этого надо знать, что готовится решение о передаче, и подать протест. В нашем случае решение изготовили за две недели после подачи заявления — и мы случайно узнали о нем месяц спустя.

По неофициальным сведениям, Росимущество перед передачей каждого объекта консультируется с Минюстом и с Финансово-хозяйственным управлением РПЦ (даже по старообрядческим объектам), а в нашем случае никаких консультаций не было. «По необъяснимым причинам» Терагентство Росимущества решило доверить шесть зданий — памятников истории и культуры федерального значения — неведомо откуда взявшейся организации, имеющей юридический адрес в торговом павильоне на рынке.

А почему была ликвидирована «Российская Древлеправославная кафолическая церковь»?

В связи с нарушениями при её создании. Для регистрации центральной религиозной организации нужно, чтобы в нее входило не меньше трех местных религиозных организаций. Замечу, что все три организации, выступавшие учредителями РДКЦ, располагались в глухих селах Кировской и Нижегородской области. На момент создания РДКЦ в 2006 году одна из трех входивших в нее организаций уже юридически не существовала — ее ликвидировали как прекратившую свою деятельность.

Впрочем, несмотря на все рейдерские акции РДКЦ — про одну даже рассказывали по НТВ — полиция и прокуратура отказались возбудить против неё дело, и Минюст мог только так прекратить их деятельность.

Однако ликвидированная РДКЦ по-прежнему удерживает незаконно занятые ею пять монастырских зданий в другой части ансамбля Преображенского монастыря. Как вообще стал возможен захват?

В этих зданиях вначале располагался мужской старообрядческий монастырь, а с середины XIX века царские власти изгнали староверов и передали эту часть монастыря единоверцам. После революции часть единоверцев признала советскую власть, а часть — нет, храм Воздвижения Креста Господня поделили пополам. Со временем не признавшая советскую власть община была изгнана — и на ее место пришли старообрядцы. Злоупотребивший доверием старообрядцев-поморцев сотрудник Московской поморской старообрядческой общины, которому было вверено техническое управление этими зданиями и руководство охраной, отказался подчиниться решению об отстранении от должности. Вместо этого он предъявил имевший явные признаки подделки договор, по которому права на пять зданий на 20 лет (с 2006 года) были переданы РДКЦ.

Несмотря на то, что РДКЦ ликвидирована Верховным судом, она до сих пор не завершила работу ликвидационной комиссии и не исключена из ЕГРЮЛ. Никому и дела нет, что ликвидированная РДКЦ продолжает существовать и действовать. Кстати, принадлежащий РДКЦ на праве собственности (!) большой торговый павильон на Преображенском рынке более двух лет назад суд постановил снести как самовольную постройку. Но павильон благополучно торгует до сих пор. И тоже никому дела нет до неисполнения решения суда. В захваченных зданиях РДКЦ разместила два десятка коммерческих фирм, арендная плата от которых приносит сотни тысяч рублей в месяц. Неудивительно, что при таких доходах хватает и на оплату адвокатов. Суд о выселении идет пятый год, судебное разбирательство было искусственно затянуто при активной помощи, оказанной РДКЦ в суде Росимуществом. Но посмотрим, чем закончится судебное заседание 30 ноября.

Tweet

Показать статьи

Ссылки на данную статью
[2]:
loading …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]