Чему светские люди могут научиться у отшельников, поколениями живущих в изоляции?
Староверы придерживаются строгих канонов, но жизнь диктует свои правила
В разгар пандемии коронавируса жители мегаполисов сходили с ума в самоизоляции. А старообрядцы живут в ней десятилетиями, не приемля телефонов, телевизора (даже почитать газету — грех). На Урале есть целые деревни, где молодежь живет по строгим правилам и где живы еще 90-летние старцы — истинные староверы. Корреспонденты URA.RU отравились в глухие места Свердловской области, чтобы понять, есть ли счастье без благ цивилизации?
«Староверы
— нелюдимы, гостей не жалуют», «это секта», «молятся всю ночь — с вечера до утра», «если и пригласят в дом, для чужих — отдельная посуда» — такие байки о староверах ходят в народе. При общении с ними часто выясняется, что многое из этого — мифы. Так, два года назад на открытии старообрядческого храма в Староуткинске нас, журналистов, допустили на службу, а митрополит Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий дал интервью URA.RU. Но, как пояснил знакомый старообрядец, на Урале до сих пор есть староверы, которые живут закрыто, и все «страшилки» про них — правда.
Все зависит от направления в старообрядчестве. «Есть поморцы — они даже с нами неохотно контактируют, а с вами точно разговаривать не будут», — рассказывает знакомый старовер. Самые демократичные — белоцерковники (их и возглавляет митрополит Корнилий). И есть часовенные, они же «беспоповцы» (у них нет священников — службы ведут сами члены общины). Несколько деревень с такими общинами есть на западе Свердловской области — в Шалинском районе.
Предыстория раскола Русской церкви
Христианство, завезенное на Русь из Византии, было основано на византийских традициях. Все русские тексты книг и, в том числе Священного Писания, являлись переводами.
Традиционные обряды и элементы богослужений были взяты не из книг, а передавались в устной форме между священнослужителями. В связи с чем в конце 16 века возник спор о том, сколькими же перстами необходимо креститься. Документальных письменных источников, строго определяющих традицию «крестного знамения», не имелось.
На Руси, со времен крещения, по примеру Византии было принято двоеперстие (крестились двумя перстами). В то время как в Греции в 13 веке приняли троеперстие. Были и другие отличия, которые по мере накопления сильно рознили Московскую Церковь и греческую.
Поскольку Греция считалась своеобразной преемницей и продолжательницей византийских традиций, то Русская церковь внимательно смотрела на новые веяния в греческой культуре, постепенно вводя их у себя.
Например, русское духовенство задолго до 17 века начало носить одежду, аналогичную греческим священнослужителям, следом же ввели традицию носить длинные волосы и т.д.
Церковный раскол
К середине 17 века Русская церковь пришла к пониманию необходимости церковной реформы для минимизации различия между греческий и русской традицией.
Царь Алексей Михайлович назначил на пост Патриарха Московского и Всея Руси митрополита Новгородского Никона в 1652 году, после смерти предыдущего главы церкви.
Никон, уже длительно служивший в церкви, имел свой взгляд на тексты и обряды. Патриарх считал, что необходимо максимально точно проводить церковные обряды, поскольку это имеет ключевое значение. Константинопольская церковь в этом вопросе считалась эталонной, то заняв высочайшую должность, Никон решил реализовать свои идеи и провести церковную реформу.
Примечательно, что Патриарх Константинопольский Паисий, с которым советовался Никон, отмечал, что обряды – это несущественная часть религии, они могут толковаться и исполняться по-разному. Никон воспринял ответ по-своему. Поэтому в 1650-х годах началось реформирование русских церковных традиций при поддержке царя Алексея Михайловича Романова.
Конфликт исчерпан…
Еще один «шероховатый» вопрос — с , который некоторое время «наступал» на общину, пытаясь выжить ее от своих стен, запретить строить храм. Не отступились староверы. Говорят, в наши дни между общиной верующих и центром наметился диалог, у учреждения больше нет претензий к близко расположенному храму.
Некоторое время назад между и общиной староверов был конфликт, но в наши дни он исчерпан — образовательный центр работает по своему режиму, а староверы строят храм в своем темпе
Об этой ситуации священник рассказывает так:
— Мы ценим тот факт, что президент проявил интерес к нашей общине и услышал нас, хотя мог бы распорядиться раскатать все бульдозером. Мы предложили «Сириусу» совместно развивать культуру и сохранять историю Имеретинки. Все аресты с нашего храма сняты, на молитву мы идем безбоязненно, служить Богу нам никто не запрещает, хотя весь этот конфликт, начиная с переселения, и завершая претензиями от образовательного центра, конечно, останется неприятным пятном на истории взаимоотношений между нами и государством, но мы его преодолели и движемся дальше.
Пастырь искренне рад, что южный старообрядец, как и его северный сосед, сегодня может не таиться и свободно исповедать веру, думать о перспективах. И эта философия сформирована теперь во всех приходах юга России.
.О том, как взаимодействовать с властью, и о благодарности сочинских староверов Президенту Владимиру Путину, который проявил терпимость и пошел по пути сохранения истории..
Изменения русских традиций
Работу Никон начал с тщательного изучения документов, утвердивших возникновение Московского патриаршества, и сравнения русских церковных текстов с аналогичными греческими (для перевода были приглашены специальные эксперты, знающие греческий язык).
По итогам были созданы инструкции для всех церквей, где указывались все произведенные изменения и предписывалось теперь действовать по новым правилам.
В результате церковной реформы были отредактированы тексты Священного Писания и богослужебных книг. Изменения нельзя назвать значительными. Кое-где убрали союзы в предложениях, заменили написание слов (Например, Исус стал писаться Иисус), заменили словосочетание «несть конца» на будущее время для Царствия Божьего и прочее.
Ввели новую традицию крестного знамения – тремя перстами. Отменили малые земные поклоны, кланяться теперь нужно было в пояс.
Проведение крестного хода тоже изменилось – теперь шли против солнца.
Введено троекратное произнесение «аллилуйя» при богослужении (ранее произносили два раза).
Изменили просфоры – их число и печать.
После реформы
Всех, кто не следовал новым инструкциям и продолжал креститься двумя перстами (этот момент стал ключевым в споре), предали анафеме и назвали раскольниками и еретиками на созванном Никоном Соборе в 1656 году. Собор признал необходимость корректирования богослужебных книг и в 1666 году аложил анафему на старые книги и обряды.
Клятва — обязательство старообрядца об отречении от старообрядчества 1828 года Новгородская губерния. «Я нижеподписавшийся даю сие обязательство приходскому священнику Иоанну Пит-Горскому в том, что отныне оставляю все заблуждения старообрядческой секты, в которой по сие время находился. И клятвенно обязуюсь не нарушать. Хранить все догматы истинной христианской веры и в оной воспитывать детей своих. Если только Бог благословит меня. Января 28 дня 1828 года. К сему обязательству 2-ой поселенной роты хозяин Федор Дорофеев руку приложил». Взято из ГАНО
Однако, появилось целое движение недовольных новыми правилами священнослужителей: протопоп Аввакум Петров, Логгин Муромский и ряд других. Целыми монастырями уходили в отказ от новых традиций: Соловецкий монастырь в полном составе в 1667 году отказался признавать принятые правила, было множество других монастырей и монахов. Подобные отказы жестко подавлялись армией, монахов под пытками заставляли отказаться от староверия, их казнили или отправляли в заключение или в ссылки.
Новые иконы писались по новым правилам – святые изображались с троеперстным знамением, что возмущало приверженцев дореформенной традиции, они не признавали этих святых.
Тех, кто отрицал новую церковную традицию официально начали преследовать. Сами себя раскольники называли «древнеправославные христиане», а затем «истинная православная церковь» или «староверы». Лишь к концу 19 века среди них прижилось название «старообрядцы» и термин «старообрядчество».
Конкуренция двух вер
До революции Роща не была чисто староверческой деревней — здесь жили и «церковные» люди (приверженцы традиционного православия). Староверы их недолюбливали, считая «предателями веры», но сосуществовали они мирно, а перед революцией в селе была даже единоверческая церковь, где молились и те, и другие.
У кержаков была еще и часовня и, говорят, ее убранство было богаче, что не удивительно: староверы очень трудолюбивы, многие были зажиточными крестьянами — во время коллективизации их раскулачили, некоторых сослали.
И церковь, и часовню коммунисты снесли в 1937 году. Те, кто остался верен старой вере, ушли «в подполье», собираясь на службы так, чтобы никто не видел.
Старовер-бизнесмен Николай Бурылов помог построить православную церковь
В наше время село также живет на две веры. По спискам селений 1860 года в Роще числилось около 3,5 тысяч староверов и лишь тысяча — церковных. Сегодня соотношение такое же: большая часть жителей села связана со старообрядчеством. «У нас на службе бывает по 15-20 человек, а в Пасху и другие крупные праздники до 50-ти собирается, — говорит создатель музея. — А в церкви в два раза меньше».
Помогал строить православную церковь Николай Васильевич Бурылов — руководитель ООО «Роща», хотя сам он — старовер. По его словам, строгость, в которой воспитывают в семьях старообрядцев — залог порядка на селе (за все время, проведенное в деревне, мы не заметили ни одного пьяного). «В старообрядческой части населения пороков действительно меньше, — признает бизнесмен-старовер. — А посуда? То, что кержаки ели только из своей посуды — с точки зрения гигиены это оправдано!»
Предприятие «Роща», которым он руководит — градообразующее на селе, оно обеспечивает работой местных жителей, благодаря чему деревня не только не умирает — потихоньку даже разрастается. В отличие от многих сел Свердловской области с заброшенными домами-развалюхами и покосившимися заборами старообрядческие деревни выглядят ухоженно, словно башкирские села.
Течения и виды старообрядчества
Учитывая региональность и удаленность друг от друга недовольных новыми правилами реформы Никона, спустя несколько десятилетий появились разные течения старообрядцев. Это связано с тем, что священнослужители, вдохновлявшие раскольников и собиравшие большое число последователей, не только стремились отстоять принципы староверия, но и внедрить свои собственные идеи и убеждения.
Представители разных согласий старообрядчества не признавали друг друга, считая именно свою веру и традиции истинными.
Поповское согласие
Наиболее популярным течением старообрядчества было «поповство». Староверы этого согласия существовали и вели свою деятельность аналогично православной церкви. У них были свои священники, которые считались необходимыми для проведения обрядов и таинств. Оплот поповцев-старообрядцев находился в Нижегородской области, позднее распространился по России – в Донскую область, Чернигов, а в 19 веке главная община находилась в Москве.
Священнослужителей старообрядцы принимали из православной церкви, поскольку сами не могли рукоположить духовенство, к тому же считали, что преемственность сохраняется, не смотря на реформы.
В 1846 году возникла Белокриницкая иерархия, которая и по сей день остается ведущим течением в старообрядчестве. Часть раскольников перешла в беспоповкую секту, не захотев подчиняться митрополиту Боснийскому Амвросию, перешедшего из православия в старообрядцы.
Единоверие
Единоверы, так называемые православные старообрядцы. 1800 году они перешли в подчинение Русской православной церкви, при этом сохранили все традиции старообрядчества в неизменном виде, поскольку православным митрополитом были объявлены «пункты единоверия».
На сегодняшний день продолжают существовать единоверческие общины.
Беспоповские секты
Как следует из названия это течение старообрядчества осуществляло свою деятельность без священнослужителей. После смерти попа заменить его было некому, а тех, кто следовал новым принципам и традициям в православии старообрядцы не доверяли. Поэтому оставшись без священника, староверы были вынуждены назначать мирянина на эту должность. Пришлось отказаться от элементов, которые мог проводить только духовный чин, но в целом богослужения продолжались проводиться.
Массовое место проживания беспоповских сект относится к северным районам России (наиболее распространено Даниловское Поморское и Федосеевское согласие), Карелии, Вятской губернии, Нижегородской области, но как явление они встречались повсеместно.
Помимо отказа отказа от священнослужителей, у этого течения появилось много форм. Некоторые согласия полностью отказывались от икон, считая их оскверненными, молились глядя строго на восток, для чего в стене дома проделывали дыру (от чего получили название «дырники»). Иные предпочитали бежать и скрываться от властей, не уплачивать налоги и другие повинности (таких называли бегуны или странники).
Список раскольников Даниловской беспоповской секты 1904 года Вятская губерния. Старообрядцы Орловского уезда. Источник ГАКО
Зеленый островок среди бетона
Тот самый факел на фоне староверского кладбища, который загорался в день открытия Олимпийских игр
Важная точка Имеретинской низменности — сочинское старообрядческое кладбище. И не только для верующих, но и для «рядовых» туристов, которые едут сюда, чтобы посмотреть этот чудом сохранившийся зеленый островок среди бетона и неизбежно ветшающих олимпийских объектов. По большому счету, делать в Имеретинке туристу сегодня нечего — километры дорог без возможности припарковаться легально, множество отелей-новостроек, гигантский по площади и инфраструктуре образовательный . Поэтому некоторые едут сюда совсем не для того, чтобы погреться на местном пляже — он мало чем отличается от любых других. Люди едут… на кладбище!
А так олимпийские объекты выглядят со стороны кладбища
— Да, это место притягивает не только местных или российских старообрядцев, но и делегации из Румынии, из Австралии, — рассказывает отец Артемий. — Люди приезжают и первым делом спрашивают, где сохранилось староверское кладбище в центре Олимпиады?
Чем отличаются старообрядцы от православных
У каждого старообрядческого течения могут быть свои исключительные особенности, приобретенные в течение многих лет, но всех их объединяет особое церковное мировоззрение, основанное на «древнеправославных» традициях.
Крестятся двумя перстами.
Крест четырех конечный без Распятий, либо восьмиконечный с Распятием.
Крещение проводится с троекратным погружением.
Все буквенные и текстовые изменения в богословных книгах, принятые во время реформы Никоном отсутствуют, молитвы и тексты читают по-старому.
Пение в церкви должно быть только унисонное.
Крестный ход совершается не против солнца, как в православии, а по ходу солнца.
В поисках истинных староверов
Правда, как рассказали нам в Роще, истинных староверов, тех, кто действительно живет по старым обычаям и строгим правилам, в селе почти не осталось.
Все вспоминают легендарную бабу Дуню, которая жила без паспорта — только на подаяния, и даже внукам не разрешала называть себя бабушкой (хотя любила их), так как ее сын не побрачился со своей женой.
По словам Мельциной, баба Дуня, приезжая из Кедровки в Рощу, останавливалась у нее, и после беседы всегда просила прощения: «Вдруг какое мое слово тебе не понравилось, ты будешь меня осуждать, а это тоже грех — получится, я тебя на грех навела!»
Древняя Псалтырь — ей как минимум 150 лет.
Сегодня в селе осталось только одна пожилая староверка — 90-летняя баба Дуся, но она с чужими не общается — только с семьей, да на службы ходит. «Телевизор она выкинула и фотографироваться ни за что не будет, — говорит Зинаида Мельцина. — Она даже дочери наказала: „или забирай все мои фотографии, или я их сожгу“: это у святых лики могут быть на земле, а нашим ликам нечего в миру оставаться».
Нам удалось пообщаться со старшей общины староверов в Роще Натальей Шаравиной — она категорически запретила себя снимать, но согласилась поговорить на улице. Рассказала, как баба Дуня учила ее вести службы — читать Псалтырь на старославянском.
«У нас уже 11 человек читает по-старославянски», — с гордостью говорит Наталья. Но признает, что до настоящих староверов ей далеко: «Вон у меня телевизионная тарелка на доме висит — когда я умру, меня даже отпевать не будут».
Истинная староверка баба Зина из села Платоново. После разговора с журналистами ей пришлось отмаливать грех
Чтобы найти пожилых, истинных староверов, нам пришлось отправиться в соседние села. В Платоново нам помог глава администрации Игорь Щукин (сам также старовер), проводивший нас к своей 83-летней родственнице бабе Зине. Она немного поговорила с нами, стоя в палисаднике и опираясь на палочку — рассказала, что ее предки пришли на Урал после Никоновской реформы. «У меня у матери все поколения — староверы, — говорит бабушка. — И в храме (обычной церкви — прим. Ред.) не были. А сейчас меняется поколение. Разве было такое в те года, что в бане моются да пиво пьют?»
Баба Зина призналась, что после нашего с ней общения ей придется отмаливать грех, но куда денешься? «Бабушка у нас уже знаменита — в местной газете печатали снимок, как она зимой в проруби стирает белье», — смеется глава администрации. По его словам, в Платоново много старообрядцев, но больше всего их в Симанятах: там все село — староверы. Дозваниваемся до старосты Елены Шаравиной. «Приезжайте, — говорит она. — Не знаю, захочет ли кто-то из старых людей общаться, но я, что знаю — расскажу».