Прежде чем начать разговор о том, как крестятся старообрядцы, следует подробнее остановиться на том, кто они такие, и какова их роль в развитии российского православия. Судьба этого религиозного движения, именуемого старообрядчеством, или древлеправославием, стала неотъемлемой частью истории России и полна драматизма и примеров духовного величия.
Для чего христиане крестятся?
Крестное знамение возлагается христианами в знак того, что мы исповедуем распятого на кресте Господа. Крестным знамением при начале каждого дела мы свидетельствуем, что все, что мы делаем, происходит во славу Распятого Христа.
Крестное знамение, т.е. обычай начертания креста на теле возложением перстов на чело, перси и рамена (плечи) есть древнейший обычай, явившийся вместе с христианством. Обычай христиан осенять себя крестным знамением в молитве св. Василий Великий относит к числу таких, которые мы прияли от апостольского предания по преемству.
В.И. Суриков. Фрагмент картины «Боярыня Морозова»
Почему старообрядцы крестятся двумя перстами?
Ответом на этот вопрос может служить древняя, уходящая своими корнями в апостольские времена и принятая затем в Греции традиция двуперстного крестного знамения. Она пришла на Русь одновременно с её крещением. У исследователей есть убедительные доказательства того, что в период XI-XII вв. иной формы крестного знамения в славянских землях просто не было, и все крестились так, как это делают сегодня старообрядцы.
Иллюстрацией сказанного может послужить широко известная икона «Спас Вседержитель», написанная Андреем Рублёвым в 1408 году для иконостаса Успенского собора во Владимире. На ней Иисус Христос изображён сидящим на престоле и воздевшим правую руку в двуперстном благословении. Характерно, что именно два, а не три перста сложил Творец мира в этом священном жесте.
Старообрядцы при крещении должны погружаться в воду с головой трижды
Кроме различий в крестном знамении, само крещение в старообрядческой церкви имеет свои особенности. Так, например, при крещении должно быть совершено полное троекратное погружение в воду. В то время как православие признает крапление водой или частичное погружение.
Погружаются староверы в воду при обряде крещения с головой и трижды
В остальном происходят схожие обряды по миропомазанию, получение нательного крестика, облачению в белую одежду после крещения и др.
Старообрядцы признают только восьмиконечный крест
В старообрядчестве использование распятия разрешается только на восьмиконечном кресте, в отличие от православного креста, который может быть как четырех-шести- и восьмиконечным.
Слева представлен восьмиконечный крест, которые используют староверы; справа – четырех, который могут использовать только сторонники православия, но не старообрядцы
Старообрядческий крест восходит к Галгофскому, на котором был распят Христос, именно его староверы считают истинным. Восьмиконечный крест, в отличие от шестиконечного, кроме нижней косой перекладины, имеет еще одну поперечную перекладину над крестом.
Во время распятия Христа сверху над головой была прибита табличка с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Также очень часто можно встретить старообрядческий крест в виде четырехконечного креста, в который вписан восьмиконечный.
Нательные кресты старообрядцев, внутри которых обязательно присутствует восьмиконечный крест
Главная фигура церковного раскола, Никон, родился в обычной крестьянской семье
О Никоне мы знаем из жития, написанного Шушериным И.К., который был в услужении у патриарха. В нем говорится, что будущий патриарх Московской и Всея Руси родился в 1605 году в семье крестьян. При рождении мальчику было дано имя Никита Минин.
В ранние годы Никита был отдан изучать Священное Писание и грамоту. Вскоре он сам решает поселиться при монастыре, чтобы не пропускать ни одной службы, а также продолжать учиться. После смерти родителей Никита женился и принял сан священника.
Однако спустя 10 лет, после смерти детей, он решает навсегда оставить мирскую жизнь. Убедив свою жену постричься в монахини, он сам в возрасте 30 лет совершил пострижение в монашество под именем Никон.
Д. Вухтерс(?), 1660-1665 гг. Портрет патриарха Никона с клиром
В 1646 году он прибыл в Москву, где сблизился с правившим тогда царем Алексеем Михайловичем, который впоследствии содействовал становлению Никона патриархом Московским.
Почему православные люди крестятся троеперстием и к чему привели Никоновские реформы XVII века
Вы никогда не задумывались, почему православные люди крестятся троеперстием? В своё время меня очень заинтересовал этот вопрос. А так как я считаю себя православным человеком, и столь важный ритуал никак не может быть мелочью, хоть за обыденностью может уйти из поля зрения, эта тема стала важной для меня. Поэтому и было принято решение докопаться до сути.
Первое, что пришло в голову о троеперстии — это сугубо православный символ, который может означать триединство Бога — Отец, Сын и Святой Дух, а само крестное знамение — освящение Господом и отречение от зла. Вот, например, трактовка, взятая на православном сайте azbyka.ru:
Кре́стное зна́мение — телесное выражение христианских догматов, исповедание христианской веры в Святую Троицу и богочеловека Иисуса Христа, выражение любви и благодарности Богу, защита от действия падших духов. [1]
Далее в процессе поиска мне попалась на глаза картинка, на которой точно такое же скрещение пальцев, как и в крестном знамении, но с другим названием и значением — на картинке была изображена мудра! Мудра (санскр. मुद्रा, mudrā, “печать, знак”) — в индуизме и буддизме — символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов.
Мне стало интересно сопоставить значения этого жеста в традиции православия и индуизма. Та информация, которая была найдена, мягко говоря, сильно удивила. Оказывается, троеперстие в соединении кончиков большого, указательного и среднего пальцев в индуизме означает “кубера-мудру” или, другими словами, — “мудру исполнения желаний”. Сам Кубера считается богом богатства, сокровищ и казначеем Всевышнего в индуизме, он олицетворяет гармонию духовного и материального богатства.
Итак, что было найдено в открытых источниках интернет-пространства — рецепт от Куберы (или Аримана):
Справка: Верховным Архонтом, или же его ещё называют «Архонтом сего мира», что аналогично «князь сего мира», является Ариман… Но в более древние времена его имя как Верховного Архонта звучало как Абраксас, как это трактуют сейчас — «дух космического целого, который не будучи абсолютно злым, пребывал в невежестве, принимая себя за абсолютного Бога». Эту легенду за сказку может принять лишь тот, кто несведущ в знаниях и устройстве мира. Для умных же это намёк, подсказка. [2]
“Используйте Кубера-мудру для исполнения всех Ваших желаний и целей. Если речь идёт о мелких желаниях, то визуализация не обязательна, но для исполнения крупных она необходима. Ежедневно проводите медитацию, мысленно представляя Вашу мечту как уже свершившуюся. Делайте её несколько дней или даже недель подряд, при этом руки держите сложенными в мудру. Используйте Кубера-мудру во время пения мантр”. [3]
Применение кубера-мудры якобы даёт человеку невозмутимость, уверенность в достижении цели, ускоряет исполнение различных желаний. Важно не то, как долго мудра практикуется, а с какой интенсивностью.
О чём же думает и чего желает индус, буддист и православный христианин во время ритуальных действий со скрещиванием таким образом пальцев руки? Ведь именно в этом моменте есть два разных вектора. Первый — это спасение Души и прошение у Творца лишь об этом, внутреннее чувство необходимости пребывать только с Богом и быть Его сыном. Второе — это просьба о чём-либо материальном. Кто же, как не Кубера или Ариман, или Сатана отвечает за исполнение желаний, кто услышит такую просьбу, и кто, в конечном счёте, исполнит прошение? Плата за это крайне велика, ведь в первом случае — это вечность, Рай, спасение души и жизнь с Богом, во втором же — это ад и, если брать буддизм, последующая реинкарнация и продление страданий.
На одном из сайтов нашёл даже такую фразу: “Я отдаю самое лучшее и получаю взамен то, что мне надо”. Если перефразировать, то по сути — “я отдаю всё и получаю при этом что-то материальное, временное”. Если убрать фактор времени, то я не получу ничего, но отдам всё — спасение своей Души. Какая-то очень сомнительная сделка получается…
Это открытие сподвигло меня копать глубже и узнать, всегда ли в истории православной церкви использовалось троеперстие в крестном знамении и что было ранее.
Никоновские реформы
Не буду долго ходить вокруг да около. Троеперстное крещение было не всегда, вплоть до середины XVII века люди крестились так, как сейчас называют — “на старообрядческий манер” — двуперстием.
Если сопоставить двуперстие с мудрами — это Прана Мудра или Мудра Жизни. Своим названием полностью говорит за себя. В некоторых источниках можно найти, что она служит для стабилизации течения энергопотоков во всём теле, повышения уровня жизнеспособности, активирует корневую чакру и повышает жизненный тонус, придаёт уверенность в собственных силах. Также хорошо её практиковать, если одолела усталость и человек обессилен. [5]
Итак, внимательный читатель снова заметит определенную подмену, материальное желание, чтоб было хорошо телу. Хотя мы можем часто видеть на новых и старых иконах Иисуса Христа, Ангелов или святых отцов именно с таким знаком руки, что на востоке однозначно назвали бы мудрой жизни.
Касательно соединения безымянного пальца с указательным, интересную информацию можно найти в книге “АллатРа”:
“Да, это жест соединения безымянного пальца с большим как символ соединения силы Бога и энергетического потенциала самого человека, да ещё и от самого Иисуса Христа как Сына Божьего — действительно настоящий жест благословения человечества”.
***
“Что касательно положения пальцев… Если безымянный палец, согласно медитативным функциям, символизировал духовное видение, знание, сверхвозможности, то большой палец — энергетический потенциал силы самого человека. В частности, большой палец указывал на то, что в медитации был задействован чакран, ориентировочно находящийся внизу живота, внутри тазового пояса, между костями копчика и лобкового симфиза. Внешне условно его изображали на схемах человека в области промежности. Но это именно условно, потому что речь идёт не о физическом, а об энергетическом теле человека”.
(А. Новых, “АллатРа”)
Интересно ещё то, что:troeperstie3
“Вначале христиане крестились одним перстом, подчёркивая этим веру в единого Бога — в противовес языческому многобожию. После Никейского вселенского собора (325 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, христиане стали креститься двумя перстами. Когда Русь крестилась в православие, в Византии крестились ещё двумя перстами, таковой обычай перешёл и на Русь. Затем, в XI веке, в противовес очередной ереси, отрицавшей Троичность Божию, было положено креститься тремя перстами (символ троичности). Но, в силу отрыва Руси от Византии, этот обычай не был введён на Руси до Никона. Староверы, не зная ничего о дальнейшем развитии церковной культуры в Византии, упорно держались за двуперстие.” [1]
Мудру, соответствующую одноперстию, мне так и не удалось найти. Наиболее приближённое значение — это бронхи-мудра для страдающих заболеваниями дыхательных путей, для тех, кто переживает внутреннее одиночество, чувство изолированности, сексуальные проблемы, грустит. Но это лишь внешние проявления этой мудры, что она значит на более глубоком значении возможно вам, читатель, удастся найти и поделиться находкой в комментариях к статье.
Далее информация приводится исключительно с точки зрения анализа исторических событий и интересна лишь как причина и следствие уже свершившихся событий.
Возвращаясь к истории, необходимо сказать, что в 1650-1660 годах патриархом всея Руси Никоном были проведены следующие церковные реформы:
- Широкомасштабная “книжная справа” выразилась в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг. Это привело к изменениям даже в формулировках Символа Веры. Был убран союз-противопоставление “а” в словах о вере в Сына Божия “рождена, а не сотворена”, о Царствии Божием стали говорить в будущем (“не будет конца”), а не в настоящем времени (“несть конца”), из определения свойств Духа Святаго исключено слово “Истиннаго”. В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя “Ісус” (под титлом “Ic”) была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться “Іисус” (под титлом “Іис”).
- В том числе появилось такое понятие как “раб божий” вместо сына.
- Была проведена замена двоеперстного крестного знамения троеперстным и отмена “метаний”, или малых земных поклонов. В 1653 году Никон разослал по всем церквям московским “память”, в которой говорилось: “не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились”.
- Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный.
- Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
- Возглас “аллилуйя” во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
- Таинство Евхаристии стало совершаться не на семи просфорах, а на пяти, изменено было и начертание печати на просфорах. [4]
Традиционные просфоры
Старообрядческие просфоры
Необходимо сказать несколько слов о Никоне
Ники́та Ми́нин, мирское имя патриарха Никона, родился в 1605 году. Его родители были крестьянами и говорится, что у него ещё было три брата. Мать вскоре умерла после его рождения, а отец женился во второй раз. С мачехой отношения у Никиты не складывались. В рассказе иподиакона Шушерина, который составлял биографию по словам Никона, говорится, что та его морила голодом, избивала и даже пыталась убить [6]. Отец отдал сына изучать грамоту и Священное Писание, тот в свою очередь оказался способным учеником и вскоре ушёл в Макариев-Желтоводский монастырь продолжать своё обучение. С этого, можно сказать, начался его церковный путь.
Привлекает внимание тот факт, что он, став во главе братии Новоспасской обители, вошёл в состав неформального кружка духовных и светских лиц, который профессор Н.Ф. Каптерев назвал кружком “ревнителей благочестия”. Главными идеологами данной группы являлись — духовник царя Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Фёдор Михайлович Ртищев, а также протопоп Казанского собора Иоанн Неронов. Главной задачей общества являлось оживление религиозно-церковной жизни в Московском государстве, насаждение просвещения, а также улучшение нравственности как населения так и духовенства.
Со временем Никону, через своих высокопоставленных сподвижников, удалось сблизиться с государем, более того, он стал его советником не только по делам духовным, но и по государственным. Как следствие, 25 июля 1652 года он был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Что интересно, уже во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись “послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго”.
Далее, как только харизматичный церковник начал свою деятельность на патриаршем престоле, он проявился как властный, резкий и жёсткий руководитель. Оказалось, что ему вовсе не нужны сотоварищи. Как следствие, прежние его сподвижники по обществу ополчились против него. [7] Такие поступки красноречиво говорили о высокомерии личности Никона. А борьба за дела просветительские и духовные, со временем, приняла очертания борьбы за власть.
Итог деятельности Никона:
12 декабря 1666 года состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря.
В грамоте, подписанной всеми архиереями Русской поместной церкви Большого Московского собора, а также иерархами (патриархами, митрополитами, архиепископами, епископами) греческих поместных церквей от 12 декабря, указаны преступления, из-за которых Никон извержен из патриаршества и священства судом поместного собора Русской церкви.
Интересен тот факт, что, несмотря на решение заседания, сами реформы не подверглись участи Никона. Из этого можно сделать вывод, что кому-то это было на руку и кто-то очень ловко манипулировал всей этой историей для достижения своих целей.
Последствия влияния реформ на людей
“Я не хочу быть царём, хочу жить с вами как брат”.
(Степан Тимофеевич Разин — атаман свободных людей)
Суровым испытаниям и даже казни за свои религиозные воззрения подверглись многие люди. Среди них достаточно известный протопоп Авакуум, который, как оказывается, входил в “Кружок ревнителей благочестия”. Также мучали и казнили Боярыню Морозову с единомышленницами, которых пытали на дыбе, стараясь склонить к измене веры старообрядчества, но они не отступили ни на шаг.
Многие, наверно, слышали про Соловецкий монастырь, братия которого отказалась принимать нововведения. Его осаждали два года царские полки. О Соловках осталось предание: “Кто несколько лет выдерживал среди старцев — восхищался живым на небеса и возвращался в мир непобедимым и бессмертным”. Кстати, этот монастырь дважды до трагических событий посещал многим известный казак Степан Тимофеевич Разин: в 1652 г. и в 1661 г. [Издание: Крестьянская война под предводительством Степана Разина. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1954-1962.]
В 1677 и в 1678 году на Малом и Большом церковных поместных соборах Русской церкви была деканонизирована благоверная княгиня Анна Кашинская (в схиме монахиня София) за то, что рука княгини, скончавшейся в XIV веке, изображала двоеперстие, а её открытые мощи лежали в соборе города Кашина для всеобщего поклонения. Она была объявлена не святой, мощи закопали и запретили служить ей службу, оставив только панихиды, а храм в честь княгини переименовали.
Случайно ли, что в 1667 году началось восстание под предводительством Степана Разина и только ли по причине Соборного уложения 1649 года и полного закрепощения крестьян? Ведь помимо увеличения давления на материальную сферу жизни человека, “Никоновские реформы” затрагивали религиозные, духовные ценности народа, что ранее ценились куда выше первого фактора. Кстати, некоторые историки решили очень занимательный ребус в загадке, которая скрывалась за именем “Стенька Разин”. Если обернуть фамилию получится “Ни Зар”, то есть “Не Царь”, а с именем чуть-чуть посложнее — берём суффикс и остальную часть слова задом наперёд, получается “Канетсь”, то есть “Конец”. Выходит — “Не Царь. Конец”. Возможно, именно тогда, как говорится, провалилось в тартарары былое государство под названием Великая Тартария и скрытый под именем Степан Тимофеевич Разин её атаман свободных людей.
О всех этих личностях и событиях тех дней можно ещё долго писать, но это уже отдельные темы для разговора…
Выводы:
· Крестное знамение в восточных традициях означает кубера-мудру, служащую для исполнения желаний. В то же время в старообрядческих традициях для крестного знамения использовали, если выразиться по-восточному, прана-мудру. Важно понимать, какие у современного православного христианина желания — материальные и временные или стремление обрести внутреннюю духовную свободу? Это определит весь последующий итог. · Несмотря на низвержение патриарха Никона из священства в 1666 году, большим московским собором в 1667 году были одобрены его реформы, а всех, не принявших соборных решений, предали анафеме как еретиков и непокорных Церкви. Значит, новые реформы были кому-то выгодны и кто-то очень ловко управлял теми процессами, которые имеют глобальный характер в православии (крестное знамение, знаки, молитвы, трактовки, ритуалы и прочее) и привёл её к расколу. · Наблюдая данные исторические процессы, мы видим, что любая религиозная система очень тесно переплетается с геополитическими процессами и не может быть отделена от внешних факторов. В ходе таких событий утрачиваются и намеренно подменяются Исконные Знания, что приводит людей к непониманию основных жизненно важных вопросов: “Кто Я?”, “Где Я?” и “Куда мне?”. Но несмотря на это, в руках у самих людей возможность изменить ситуацию, всё зависит от главенствующего выбора каждого человека!
Из книги “АллатРа”:
“Да, как ни крути, всё начинается с материального крена сознания человека. А если в обществе происходит утрата или искажение сути и смысла исконных Знаний вследствие вмешательства Животного разума, то данный материальный крен будет только усугубляться в сознании будущих поколений…
***
В распространении духовных Знаний всегда есть соблазн от Животного начала в гордыни, уподоблении себя высшему существу, в желании присвоить себе эти Знания, интерпретировать их по-своему, от своего ума в разговоре с другими людьми. Так обычно и происходит их искажение от Животного начала, подмена материальными понятиями и в результате утрата исконных Знаний. Человеку надо понимать, что духовные Знания даны для всех людей. Человек не Бог, не ангел, не херувим, не Дух Святой. Он всего лишь человек, такой же, как и все люди, раз его Душа заточена в многомерную энергетическую конструкцию, принадлежащую материальному миру”.
Выражаю благодарность команде “АЛЛАТРА Вести” за помощь в написании этой статьи!
Автор: Игорь Субботин
Источники:
1. https://azbyka.ru/krestnoe-znamenie 2. А. Новых “Сэнсэй-IV. Исконный Шамбалы” 3. https://www.zdravamir.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=117:-q-q—-&catid=22:2010-12-24-10-02-51&Itemid=28 4. Из книги: Старообрядчество в культуре России. Философские и социально-правовые аспекты 5. https://mechtayte.ru/mudry-znachenija-palcev-opisanie/ 6. Материалы к “Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона”. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — 520 с. 7. Кружок ревнителей благочестия — статья из Большой советской энциклопедии.
Сколькими пальцами крестятся старообрядцы?
Важно отметить, что канонических разногласий с официальной церковью у раскольников никогда не было, и конфликт всегда возникал лишь вокруг обрядовой стороны богослужения. Например, то, как крестятся старообрядцы, складывая вместо двух три пальца, всегда становилось поводом для осуждения в их адрес, тогда как никаких нареканий по поводу толкования ими Святого Писания или основных положений православного вероучения не было.
Кстати, порядок сложения пальцев для крестного знамения и у старообрядцев, и у сторонников официальной церкви заключает в себе определённую символику. Старообрядцы крестятся двумя пальцами – указательным и средним, символизирующими два естества Иисуса Христа – божественное и человеческое. Остальные три пальца при этом держат прижатыми к ладони. Они являют собой образ Пресвятой Троицы.
Яркой иллюстрацией того, как крестятся старообрядцы, может служить знаменитая картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». На ней увозимая в ссылку опальная вдохновительница московского старообрядческого движения воздевает к небу два сложенных вместе перста – символ раскола и неприятия реформы патриарха Никона.
Что же касается их оппонентов, сторонников РПЦ, то принятое ими, в соответствии с никоновской реформой, и употребляемое по сей день сложение пальцев также имеет символический смысл. Крестятся никонианцы тремя пальцами – большим, указательным и средним, сложенными щепотью (раскольники их за это презрительно называли «щепотниками»). Эти три пальца также символизируют Пресвятую Троицу, а двойственную природу Иисуса Христа изображают в данном случае прижатые к ладони безымянный палец и мизинец.
Раскол, ставший результатом реформы
Как и прежде, в дореформенные времена, старообрядцы крестились двумя перстами и отказывались признавать новые церковные книги, а также священников, пытавшихся совершать по ним богослужения. Встав в оппозицию церковным и светским властям, они в течение длительного времени подвергались с их стороны жестокому гонению. Начало этому было положено на Поместном соборе 1656 года.
Уже в советский период последовало окончательное смягчение позиции РПЦ в отношении старообрядчества, что было закреплено соответствующими юридическими документами. Однако это не привело к возобновлению евхаристического, то есть молитвенного общения между поместными православными церквями и старообрядцами. Последние по сей день считают лишь себя носителями истинной веры.
Как слагать пальцы во время крестного знамения?
Для крестного знамения мы слагаем персты правой руки так: «великий со двема малыми». Это знаменует, по учению Большого Катехизиса, Св. Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, не три боги, но Единого Бога в Троице, иже именами разделяется и лицами, но Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден, а не создан; Дух же святый ни рожден, ни создан, но исходен (Вел. Кат.). Два же перста (указательный и великосредний), соединив вместе, имеем простертыми и несколько наклоненными — это образует два естества Христова: Божество и человечество; одним (указательным) перстом означаем Божество, другим (средним), мало согбенным, означаем человечество; наклонение перстов толкуется святыми отцами как изображение воплощения Сына Божия, Который «преклонь небеса и сниде на землю нашего ради спасения».
Сложив таким образом персты правой руки, полагаем два перста на свое чело, т.е. лоб. Этим мы обозначаем, что «Бог Отец начало всего Божества, от Него же прежде век Сын родися и в последния времена преклонь небеса, сниде на землю и бысть человек». Когда же полагаем персты на живот, то этим обозначаем, что в утробе Пресвятой Богородицы осенением Св. Духа бысть безсеменное зачатие Сына Божия; от нея родися и на земли с человеки поживе, плотию пострадал за грехи наши, погребен был и в третий день воскрес и возвел из ада праведных души, там пребывавших. Когда же полагаем персты на правое плечо, это толкуется так: первое, что Христос вознесся на небо и седе одесную Бога Отца; второе, что в день судный поставит Господь праведных одесную Себя (по правую руку), а грешников — ошуюю (по левую руку). Стояние грешников по левую руку означает и положение руки при совершении крестного знамения на левое плечо (Большой Катех., гл. 2, лист. 5, 6).
Двуперстие
Благие намерения патриарха
Он распорядился взять образцы ранних книг, привезённых из Византии, и, сделав с них заново перевод, растиражировать печатным способом. Прежние тексты он приказал изъять из обращения. Кроме того, патриархом Никоном было введено на греческий манер троеперстие – сложение вместе трёх пальцев при осенении крестным знамением.
Такое безобидное и вполне разумное решение вызвало, тем не менее, реакцию, подобную взрыву, а произведённая в соответствии с ним церковная реформа послужила причиной раскола. В результате значительная часть населения, не принявшая этих нововведений, отошла от официальной церкви, получившей название Никонианской (по имени патриарха Никона), и из неё сложилось масштабное религиозное движение, последователи которого стали называться раскольниками.
Причины церковной реформы
Православие, как известно, пришло к нам из Византии, и в первые годы после Крещения Руси богослужение в церквях совершалось именно так, как это было принято в Константинополе, но по прошествии шести с лишним столетий в него были внесены значительные изменения.
Кроме того, поскольку в течение почти всего этого срока книгопечатанья ещё не было, и богослужебные книги переписывались от руки, в них не только вкралось значительное количество ошибок, но и исказился смысл многих ключевых фраз. Чтобы исправить положение, патриарх Никон принял простое и, казалось, не сулящее осложнений решение.