В нашей обыденной реальности порой случаются чудеса, а некоторые из них становятся известными всему миру. Так, в прошлом веке большой резонанс получило событие, случившееся в Куйбышеве. В народе ему дали название «Зоино стояние». Попробуем теперь разобраться и ответить на волнующий многих вопрос: эта всего лишь красивая и одновременно страшная легенда, про которую вспоминают до сих пор, или же реальный факт, который имел место быть? Тема нашей статьи: «Каменная Зоя – правда или миф?»
Как все начиналось?
По историческим меркам это чудесное событие случилось не так давно. Дело было в середине прошлого века в Куйбышеве, ныне этот город называется Самарой.
В 1956 году январским днем в одном из домов, а именно по улице Чкаловской, дом № 84, произошло необъяснимое явление. Вокруг жилища собралась толпа зевак, желающих лицезреть сие знамение. Новость быстро разлеталась среди людей: девушка по каким-то причинам превратилась в подобие статуи. Словно изваяние она застыла посреди комнаты, но была жива. Все жаждали хоть краем глаза увидеть это, и для пресечения беспорядков в течение недели здесь дежурил отряд конной полиции.
Разногласий в этой истории с самого начала уже немало. Так, по одной версии, в доме жила простая семья: мать и ее дочь Зоя. В тот день вечером ее верующая родительница ушла в церковь, а дочь устроила вечеринку, на которую она ждала своего жениха по имени Николай. Когда мать вернулась домой, она увидела свою дочь в окаменевшем состоянии и потеряла сознание. Сперва ее увезли в больницу, а после того, как женщина пришла в себя, она вернулась домой и начала усердно молиться.
По другой версии, там жила Клавдия Болонкина и ее сын Николай. Именно он был парнем Зои и пригласил ее в гости. Она все ждала его в тот вечер, но он так и не приходил. Дальше рассказ шел по тому же сценарию.
«Стояние Зои». Факт № 1 «Дом».
Так или иначе, во всех версиях легенды о Зое фигурирует дом по улице Чкаловской № 84. Возьмите любой источник везде написано – «дом по улице Чкаловской № 84», «в доме Болонкиной». Я специально выделяю эти фразы, чтобы вы поняли: каждый раз речь идёт про один, конкретный дом.
Квартира — дом Клавдии Болонкиной. Согласно легенде «Стояние Зои» произошло именно здесь.
Но вот в чём проблема: по указанному адресу на улице Чкалова находятся несколько жилых построек под одним номером. Это такая усадьба, состоящая из домов-квартир, обнесённых общим забором. И бывшая квартира Клавдии Болонкиной находится примерно в середине «усадьбы».
Общий вид на «дом» на улице Чкалова, 84
С улицы «дом Зои» увидеть просто невозможно. Ну, вот никак! Даже если вы подойдёте к забору и подпрыгните, всё равно вы ничего не разглядите. Так выглядит комплекс домов по улице Чкалова сейчас, так же он выглядел в 1956 году.
Следовательно, никакая старушка или совокупность старушек-богомолок рассмотреть зимой богомерзкие танцы с иконой не могла/не могли. Всё, что они могли бы увидеть с улицы Чкаловской – это фасад двухэтажного дома и забор.
Ворота во двор «усадьбы» на улице Чкалова, 84
Первым, кто в Самаре начал досконально расследовать историю «Стояния Зои», был краевед Валерий Ерофеев. В то время ещё можно было найти очевидцев событий на Чкаловской. С их слов он и записал — в январе 1956 года по улице Чкаловской действительно бродили две старухи. Жильцы домов перенаправляли дам по разным адресам. Пока, наконец, один из соседей, в шутку, не указал на дом Болонкиной.
Во дворе усадьбы висит белый мешок. Кто-то ждёт Санту.
Клавдии Болонкиной старухи объяснили, что ищут зелёный дом, в котором стоит каменная девушка. Якобы, на этот счет на какую-то блаженную Аграфену снизошла Божья благодать и она пророчествовала. Болонкина, разумеется, ни о какой «каменной девушке» не слышала. Старухи ушли, а уже на следующий день начались всем известные события.
Подробнее читайте в статье Валерия Ерофеева
Зафиксируем. Никто из «очевидцев» не мог с улицы узреть «чудо», так как дом-квартира Болонкиной находилась в глубине огороженного забором двора.
Расследование журналистов
Несмотря на прошедшие десятилетия, разговоры об этом событии не утихают. В ходе проведенного журналистского расследования были сделаны выводы, что никакого чуда не было. Но что же случилось в то время на самом деле? Тот факт, что возле дома в те январские дни собиралась огромная толпа, привлеченная сюда стремительно разносящимися слухами, никем и не опровергался. Но имело ли тогда место настоящее чудо?
Причиной же этого столпотворения, по мнению специалистов, явился так называемый массовый психоз, подпитанный определенными социальными условиями, которые были тогда в стране. В тот период сменилась власть, культ Сталина уходил в прошлое, а сильные мира сего делали послабления в отношении церкви и верующих.
Об этом инциденте даже говорилось на партконференции, прошедшей в городе в конце января. Сохранилась стенограмма, в которой были высказывания секретаря обкома КПСС. В ней он опровергал реальность произошедшего.
Одна старушка сказала, что в доме том окаменела девушка, которая таким образом была наказана за богохульство. Слухи начали быстро распространяться. Кроме этого, органы милиции, приставленные тогда для соблюдения порядка, еще сильнее привлекали внимание народа, вызывая ажиотаж. Когда же правоохранительные органы оттуда ушли, вместе с ними и рассеялась толпа зевак, стремившихся посмотреть на «чудо». По словам очевидцев, в том доме жила только старуха, и ни о какой девушке и речи быть не может.
Исходя из проведенного расследования выходит, что это была выдумка той самой Болонкиной, которая и пустила ложную информацию. Пролить свет на достоверность фактов попытался документальный фильм «Каменная Зоя».
Примечания
1. См. данные по Кировской области в [Шабалин 2004: 99].
2. См. варианты в архиве Нижегородского университета: из с. Кочетовка Сеченовского рай- она, 1996 г. (Абашина П.И., 1912 г.р.); из д. Нориха Сеченовского района (Симонова Е.В., 1931 г.р.) – переписано из тетради Дербеневой Г.А., с. Двоеглазово Тонкинского района – на обложке тетради написано: «1964 год, г. Краснодар, Памятник Зое Великомученице» [РРПНК 2008: 236–237].
3. Запись из архива Европейского университета в Санкт-Петербурге, ЕУ-Хвойн-99, № 32, ДОМ. См. другие тексты в [Добровольская 1997, Штырков 2012: 53–82]. Всего я нашел 21 вариант этого сюжета из Архангельской, Костромской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Тверской обл. Часть из них является пересказом письма о Зоиных мучениях, другие тексты приурочивают события к определенной местности – селу, деревне.
4. Tabu: dancing in churchyard [Thompson: C 51.1.5].
5. Журналист А. Жоголев, редактор газеты «Благовест», редактор интернет-портала Православной газеты «Благовест» — один из тех людей, благодаря стараниям которым «Стояние Зои» стало популярнейшим сюжетом, связанным с чудесами Св. Николая.
6. Ранее был снят документальный фильм «Стояние Зои» (авторы В. Осипов, Д. Одерусов, Ю. Изъятский и др., 2000 г.), в котором приводятся интервью жителей Самары о событиях 1956 г.
7. Собственно, памятник на Чкалова, 84 – предположительно, дом, где случилось чудо – самарский священник предлагал поставить еще в 2004 г. [РРПНК 2008: 238].
8. В интервью с настоятелем храма иереем Игорем Соловьевым указывается и имя иконописца: «Икону написала самарский иконописец Татьяна Михайловна Ручка, мы освятили икону в августе этого года. Мы решили написать икону с чудом о Зое, чтобы это чудо не забылось» [Белкина 2002].
9. См. исследование этого сюжета в [Хун 2012]. В тезисах я не буду останавливаться на конспирологической теории, согласно которой слух об окаменевшей девушке был запущен в 1956 г., чтобы перекрыть набиравшую популярность историю о мужеложестве куйбышевского иеромонаха Серафима (Полоза), дискредитирующую местную церковную власть. В действительности, эта теория вполне может объяснить почти одновременное со слухами появление и распространение в околоцерковных кругах письменного текста о житии Зои и появление в письме имени Серафима.
Свидетели и слухи
Спустя три десятилетия начали появляться свидетели этой истории, но они не имели прямого отношения к произошедшему. Это были те, кто просто много слышал об этом от других людей, но конкретно своими глазами ничего не видел. Легенда, таким образом, начала обрастать все большими слухами и домыслами. По мнению некоторых, она уже не имела ничего общего с реальными событиями.
К вымыслам можно отнести те сведения, которые указывали на врачей скорой помощи, которые якобы приезжали к Зое, пытались с помощью уколов оживить ее и избавить от этого состояния. Также существует история о милиционерах, которые увидели застывшую девушку и вмиг от этого зрелища поседели. Говорили еще о некоем святом старце, который тогда приезжал в город и общался с окаменевшей отроковицей. В отношении этой информации нет никаких достоверных данных, и, по мнению некоторых, все они построены исключительно на сплетнях. Но так ли это на самом деле? При этом имя Зоя появилось не сразу, а спустя несколько десятилетий, позже девушке причислили фамилию Карнаухова.
Фильмы по мотивам легенды
В 2015 году сняли документальный фильм, показанный на канале ТВЦ, — «Линия защиты. Каменная Зоя». Также на основе этих событий в 2009 году режиссером Александром Прошкиным была снята картина «Чудо». Только действие этого фильма происходит в Гречанске – вымышленном городе. В этой картине были задействованы личности, которые на самом деле тогда не присутствовали там. Так, здесь фигурировал Никита Хрущев, который в те времена был руководителем страны.
В фильме «Чудо», снятом по сценарию Юрия Арабова, который проявлял интерес к православной тематике, снимались такие известные актеры, как Константин Хабенский, Полина Кутепова и Сергей Маковецкий. Многие зрители, посмотревшие эту картину, воспринимают ее как документальную, но на самом деле в основе лежит только легенда, до сих пор не подтвержденная и обросшая множеством выдуманных обстоятельств.
Кроме этого, на НТВ был показан в 2011 году исторический детектив под названием «Дело темное. Каменная Зоя: правда или миф?»
Увековечивание истории
В 2010 году, по велению главы города, было принято решение об установлении памятного знака в честь легендарной Каменной Зои. Он находится на той самой известной улице. Скульптурное изображение Святителя Николая Чудотворца является своего рода напоминанием о давно минувшем событии, но при этом образ самой Зои здесь не присутствует. Однако ее имя упомянуто на табличке, которая есть на этом памятнике. В храме, расположенном на окраине Самары, люди молятся о чуде перед иконой Святого Николая Чудотворца. По краям расположены миниатюры, запечатлевшие кадры, связанные с тем давним событием.
Об этом упоминалось в фильме «Линия защиты. Каменная Зоя». В те времена люди нуждались в чуде, ибо старый порядок рухнул, а на смену ему должно было придти что-то новое. Религия начинала возрождаться, стало необходимым подтверждением ее силы. Случившееся поразило многих людей, и они стали стремительно обращаться к вере. В то время даже крестов не хватало для просящих.
Медицинская версия
Помимо религиозной, имеется медицинская версия данной истории, которую в 2010 году высказала Светлана Кондрашова, психиатр Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Согласно этой версии, девушка страдала психическим заболеванием и впала в кататонический ступор в связи с его обострением.
Впоследствии, в 2022 году, бывший заведующий кафедрой психиатрии Самарского государственного медицинского университета Геннадий Носачёв сообщил корреспонденту «Комсомольской правды», что «история – не легенда, девушка действительно была», и добавил, что он её видел, но «не в момент кататонического ступора, а позже, когда она уже лежала в психиатрической больнице», в которой она затем неоднократно лечилась. По его словам, в данной истории «начало декомпенсации болезни совпало с внешним стрессом».
Однако медицинская карта Зои Карнауховой не сохранилась, поскольку в поликлинике, к которой она была прикреплена, случился пожар, а в психиатрической клинике архивы хранятся лишь 25 лет.
Дом № 84 по улице Чкалова, в котором, согласно преданию, происходило стояние Зои, стал местом паломничества православных.
12 мая 2014 года дом пострадал в результате пожара.
В 2009 году епархия обратилась к городским властям с просьбой об установке памятного знака в честь самарского чуда рядом с домом № 84 по улице Чкалова.
В 2012 году на улице Чкалова был установлен памятник Николаю Чудотворцу. Памятник был установлен перед домом 86, за которым в глубине квартала располагался дом семьи Болонкиных. Как пояснил бывший глава города Виктор Тархов, «восемь лет назад был проведён конкурс на развитие застроенной территории города. Этот квартал, где находится дом Зои, стал частной территорией уже в то время… мы долго думали, где же установить памятник. И решили поставить его на общественной территории — уличном газоне напротив дома Зои».
Самара (Куйбышев), Чкалова 84 — дом в котором Зоя «окаменела». Справа памятник Николаю Чудотворцу.
22 мая, в день перенесения мощей святителя Николая, памятник был освящён. Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, совершив литургию в храме Петра и Павла, с крестным ходом прошёл к находящемуся неподалёку дому № 84 на улице Чкалова. В проповеди митрополит Сергий сказал:
Сегодняшнее событие — освящение памятника святителю Николаю на том месте, где он явил свою силу, — это напоминание о том, что Бог посещает каждого человека и печётся о нём. Человек иногда заходит в своём безумии настолько далеко, что не может сам остановиться, и необходима сила, которая бы его остановила. Происшедшее — это не Божье наказание, а любовь Божия ради спасения душ наших.
О чем гласит эта легенда
Некая девушка по имени Зоя, она же работница трубного завода, гуляла со своими друзьями дома. Они танцевали и веселились. Хотя в Рождественский пост этого делать было не положено. Против этой затеи была и мать нашей героини. У девушки был жених Николай, но он по какой-то причине задерживался, а она все продолжала ждать его. Не выдержав, в порыве злости Зоя схватила икону Николая Чудотворца и начала вместе с ней кружиться в танце. Девушка произнесла следующие слова: «Если нет моего Николая, я тогда потанцую со святым Николаем». Тогда присутствовавшие на вечеринке подруги начали уговаривать ее, чтобы она так не делала, ведь это богохульство. Но в ответ им она лишь только сказала: «Если Бог есть, пусть он меня накажет!»
После этого случилось нечто необъяснимое. В комнате поднялся вихрь, засверкала молния, поднялся страшный шум, и … Зоя в тот же миг застыла, словно статуя. Она была вся ледяная и прижимала к груди икону. Ее ноги словно срослись с полом, и девушку невозможно было сдвинуть с места. Несмотря на отсутствие внешних признаков жизни, ее сердце билось. С тех пор не ела и не пила, но продолжала жить Каменная Зоя.
Фильм об этом событии неоднократно был поставлен режиссерами, однако эти картины так и не дали точного объяснения. В них рассказывается, как дежурившие на посту люди слышали, как девушка по ночам кричала: «Мама, молись! В грехах погибаем!» Весть об этом разнеслась по всему городу, и явление получило название «Зоино стояние». Приглашали священников для того, чтобы они читали молитвы. Но святые мужи не могли взять икону из рук Зои. В праздник Рождества в дом пришел отец Серафим и произнес такие слова: «Нужно ждать знамения в Великий день».
Существует даже предание, что к Зое являлся сам Николай Чудотворец. В день Благовещения пришел некий старец, уже в третий раз пытавшийся попасть в дом. Дежурные лишь услышали, что старик тот спрашивал у Зои, не устала ли она так стоять. Затем его и след простыл, он незаметно исчез. Тогда и пошли слухи, что сам святой был тогда в той комнате.
Так девушка простояла 128 дней, до самой Пасхи. В канун праздника она вновь стала взывать к тому, чтобы люди молились, ибо весь мир гибнет в грехах. С этого времени Зоя начала оживать и продолжала всех просить молиться о мире. После того как она очнулась, ей стали задавать вопросы и спрашивать, как она выжила на протяжении стольких дней. Ведь она не могла ни пить, ни есть в то время, когда находилась в окаменевшем состоянии. На это она отвечала, что ее кормили голуби. Ночные охранники были в ужасе, когда Зоя кричала о том, чтобы все молились, так как земля горит, и весь мир гибнет в грехах. Как говорит предание, на третий день Пасхи девушка умерла, прощенная Господом.
Есть версия, что после того, как Зоя ожила, ее забрали в больницу, где она и пробыла до конца дней. Имеет место быть и предположение о том, что она жила потом в монастыре. По прошествии времени до сих пор живет в памяти народа Каменная Зоя. Самара теперь ассоциируется у многих с тем давним событием и образом Святого Николая Чудотворца.
Документальный фильм о чуде – «Стояние Зои»
Дорогие посетители нашего Православного островка!
Предлагаем Вам к просмотру документальный фильм о самом поразительном и загадочном чуде 20 века – «Стояние Зои»!
Тот факт, что окаменевшая девушка, простоявшая без пищи, сна и отдыха 128 дней – ярко говорит, а вернее, громко кричит нам о том, что Господь не только существует, но и наказывает наглых кощунников, которые перешагивая через все запретные рамки атеизма, переходят в дерзкое богохульство!
Стояние Зои
Всему свое время: время разрушать и время строить, время плакать и время смеяться, время сетовать и время плясать, время разбрасывать камни и время собирать камни.
В одном из домов на этой Чкаловской улице зимой 1955-1956 годов произошло непостижимое для человеческого ума событие. Девушка по имени Зоя стала танцевать с иконой Николая Чудотворца и окаменела. Это был не просто паралич, она вросла в пол. То есть, живое человеческое существо как бы соединилось с материей неодушевленной, омертвело.
Если вспомнить, что имя Зоя с греческого языка переводится, как «жизнь», то этот факт становится наиболее символическим, пугающим и предостерегающим. Как бы, застыла и окаменела сама жизнь.
Почему это произошло именно в те годы и именно в Куйбышеве? Чем же явилось стояние Зои? Как до сих пор называют это событие? Во всем этом мы попробуем разобраться.
Вот она эта комната. Здесь мало что изменилось с тех времен. По крайней мере, та же печка и пол, из которого, по свидетельству очевидцев, пытались вырубить Зою, пока оттуда не пошла кровь. Все здесь дышит той эпохой. Что же это была за эпоха? Многие по расхожему штампу до сих пор ее называют «хрущевской оттепелью». Да, Никита Сергеевич стал развенчивать культ личности Сталина, выпускать из лагерей людей, и безвинных, и самых пламенных революционеров. Стали появляться «хрущевки», безобразные на вид, но с удобствами, совмещенными санузлами. И веселилось племя молодое, которому обещали жить уже при коммунизме.
Местная жительница Любовь Кабаева: «Я живу здесь с 1952 года. Что помню я? Я знаю, что здесь жил монах. Он здесь жил, а потом он отрекся от Церкви, остригся. И продал дом Клавдии Болонкиной. Она сюда въехала с шестнадцатилетним сыном. А монахини сказали монаху: «За то, что отрекся от Церкви, тебя Бог накажет». А когда Болонкина с сыном въехали сюда, они решили гулять. Молодой же сын был. А она «квасница», «пивница» была. С утра до ночи работала, а он приходил сюда с друзьями, и решил устроить гулянку. Молодежь вся была с парами, а одна девушка была без пары, парня не было. И она взяла икону святого Николая и стала с ней танцевать».
Священник Виталий Калашников: «Тетя моей мамы работала врачом скорой помощи. И в один день приезжает на машине скорой помощи утром к ним домой, будит всех и говорит: «Что же вы спите? Весь город не спит, все на ногах». Они с удивлением спрашивают: «Теть Ань, что случилось?» Она говорит «Зоя…» И рассказывает, что та стала танцевать с иконой святителя Николая и как бы окаменела. Вызывали врачей скорой помощи. Пытались они как-то это ее состояние изменить, пытались делать уколы, но иголки гнулись, а в тело не входили».
Местная жительница Любовь Кабаева: «А у нас на углу конная милиция была в то время. Народ стал собираться, идти смотреть, что там такое. Целое столпотворение».
Пенсионерка Анна Федотова: «Всех из шланга водой поливали. Я не хотела ехать замерзшей. Думаю: «Когда милиционер выйдет, я побегу за ним». И вот смотрю, через несколько минут вышел милиционер, и я бегом-бегом за ним. До угла добежала, зашла на другую улицу и говорю: «Товарищ милиционер, говорят, что никто там не стоит. А если бы никого не стояло, то и люди тут не собирались бы. Никого бы не было. И она не забиты бы были. А он говорит: «А вы верующая?» Я говорю: «Верующая». «Я ведь не могу вам сказать». Я говорю: «Я вас не выдам». «Не разрешено нам говорить. Но если вы меня не подведете, то я, конечно, вам скажу ». И он сразу снимает фуражку с себя и говорит: «Вот видите, какой я, а мне 28 лет». Я говорю: «Вижу. Вы седой».
Русская Православная Церковь, верная хранительница традиций, вновь стала объявляться врагом №1. Именно Хрущев обещал показать по телевизору «последнего попа». А к 2000 году, вы, наверное, не поверите, каждому обещал бессмертие, постижимое с помощью науки. Верующих, как при Ленине-Троцком, вновь стали объявлять сумасшедшими, сажать, ссылать. Наверное, именно поэтому в те годы Господь явил чудо. И не где-нибудь, а именно в Куйбышеве, запасной столице СССР, где возвысился на центральной площади, где раньше был собор, и до сих пор стоит каменный истукан.
Кому-то, наверное, до сих пор чудо о стоянии Зои кажется невозможным. А если возможным, то невероятно далеким и легендарным. Но люди, так или иначе, соприкоснувшиеся с ним, живут рядом. Водитель нашей съемочной группы рассказал, что, будучи мальчиком, слышал от соседа-милиционера, как их наряд дежурил в том доме ночью. И вдруг к застывшей девушке подходит старичок и берет у нее икону, чего до этого не смог сделать никто. Идет к выходу и исчезает. Милиционеры, опомнившись, кинулись к двери, но та оказалась закрытой. Когда был составлен словесный портрет этого старичка, то он очень напоминал образ Николая Чудотворца.
Стояние Зои – что это? Наказание или особая форма свидетельства веры? Конечно, наказание. Поскольку девушка прогневила угодника Божия. Это знак тем тысячам, что толпились тогда у ворот и миллионам, что слышали о чуде. Это предупреждение всем нам, сирым и убогим, бедным и замороченным пропагандой, что Господь не оставил нас. Зоя окаменела через грех.
А воскресла Зоя на Пасху, в Светлое Христово Воскресенье. И по одной из версий вскоре скончалась, а по другой – сокрылась в одном из дальних монастырей и живет там до сих пор.
Уже во время съемок мы получили как бы косвенное подтверждение чуду о стоянии Зои. И оно тоже связано с Николаем Чудотворцем. В поселке Керамик на двери строящейся аптеки проявились черты, напоминающие этого Божьего угодника. Мы сняли странные серые очертания на железе, а на пленке увидели почти явный лик с оттенками цвета. Подобный образ десятки раз проступал на фотографиях, которые делали во время Таинства Венчания в Софийском храме Самары. Хотя в действительности на той стене этого изображения нет.
Да, надо молиться. Всевышний призывает нас к покаянию и устами простого священника, и великими чудесами. Но мы не внемлем, сами себе готовя Суд. «Господи, избави мя от окамененного нечувствия», – просится в молитве. А вдруг мы действительно окаменеем, и не только сердцем, а всем естеством. Ведь это уже происходит. Наша земля превращается в каменную пустыню. Энтропия – говорят ученые. Мерзость запустения – говорят праведники.
«И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову».
Евангелие от Луки (17: 26-32)
Видео – рубрика
Показания очевидцев
После этого события тому самому священнику Серафиму задавали вопросы о его встрече с тем явлением. На них он отвечал уклончиво, но все же стало понятно, что именно он тогда смог взять икону у девушки, коей и была каменная Зоя в Самаре.
Но есть еще и показания свидетеля – пенсионерки Анны Федотовны. Она, как и многие тогда, хотела увидеть чудо своими глазами, но милиция, охранявшая дом, не пропускала никого. Тогда старушка решилась спросить у одного парнишки, так ли все на самом деле, как говорят. Но он ответил уклончиво, сказав, что им не велено сообщать ничего. Красноречивее слов были его седые волосы, которые он продемонстрировал женщине.
Была еще свидетельница, которая работала на «скорой помощи». Тогда она прибыла в дом, чтобы помочь девушке. Попытавшись сделать ей укол, она поняла, что это все бесполезно, ибо иголки гнулись и ломались о затвердевшую кожу. Эту женщину звали Анной Павловной Калашниковой, и она была родственницей священника Виталия Калашникова, который и поведал с ее слов об этой истории. Она, как и многие тогда очевидцы, дала расписку о неразглашении. Несмотря на это, женщина поведала о чуде многим людям.
Однажды из Куйбышева приехала верующая в тот храм, где служил Серафим. Она его увидела и тотчас же узнала в нем священника, который присутствовал при том событии. В большинстве случаев на вопросы о «Зоином стоянии» он отвечал уклончиво и не давал прямых ответов. Из повествования Александры Ивановны следует, что она встречалась с батюшкой Серафимом и спрашивала о местонахождении той иконы, которая тогда была в руках девушки. На это он лишь строго посмотрел на нее и промолчал. Но есть сведения, что икона находится в Ракитненском храме. Об этом говорила матушка Екатерина Лучина, но тогда это хранилось в секрете, ибо все опасались повторного ареста Серафима.
Дядя Светланы Чекулаевой был тогда участником застолья. Он и поведал своим близким о произошедшем, и с тех пор эта история стала их семейной легендой. Как рассказывает его племянница, он видел, что девушка застыла, перестала говорить и стояла, обняв икону. Дядя ее, как и те, кто с ним тогда был на той вечеринке, были осуждены на разные сроки. Эти факты были приведены в документальном фильме «Каменная Зоя» (ТВЦ).
В художественной литературе
В 2009 году в издательстве «АСТ» вышел роман Юрия Арабова, по которому он написал сценарий для фильма «Чудо».
В 2010 году в рязанском православном издательстве «Зерна» вышла книга Антона Жоголева «Стояние Зои», где оно описано как часть церковного предания, которое «достовернее любого факта».
В 2015 году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) вышла повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние», посвящённая Зоиному стоянию. Повесть представляет собой художественное осмысление свидетельств очевидцев, с которыми автор много общался.
В 2022 году в издательстве «Сибирская благозвонница» вышла повесть Вероники Черных «Икона», представляющая собой художественную реконструкцию Зоиного стояния, сделанную на основе слов родственницы очевидца и собранного в интернете материала.
Поэтесса Елена Каморина в 2022 году написала стихотворный «Сказ о Зое каменной и её страшном стоянии» на основе сюжета народного сказания.
Однако, среди современников и потомков встречались скептики опровергающие или ставящие под сомнение «Зоино стояние».
В городе Куйбышеве широко распространены слухи о происшедшем, якобы, чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу штук двадцать. Да, произошло такое чудо — позорное для нас, коммунистов… Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела, и пошло, начал собираться народ… Тут же выставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось нашей милиции, так как народ всё прибывал, выставили конную милицию, а народ, раз так, — все туда. Некоторые додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома посоветовалось и дало указание снять все наряды и посты, убрать охрану, нечего там охранять… А по существу это самая настоящая глупость, никаких танцев, никаких вечеринок в этом доме не было, живёт там старуха.
— Михаил Ефремов (в 1952—1959 годах первый секретарь Куйбышевского областного комитета КПСС).
По решению партийной конференции 24 января 1956 года в газете «Волжская коммуна» был опубликован фельетон под названием «Дикий случай», в котором опровергался факт окаменения девушки и сообщалось, что данную историю выдумала и распространила слух о ней некая женщина по имени Аграфена.
Документальный фильм «Каменная Зоя. Линия защиты» (2015)
Согласно филологу Петрову Н.В., сюжет о плясуне-святотатце известен в русском фольклоре как минимум с XIX века, в 1919 и 1956 годах актуализировался в новых фольклорных рассказах. «Зоино стояние» 1956 года оказалось наиболее устойчивой текстуализацией сюжета, поддержанное популярной в церковной среде нарративной схемой о чудесном наказании святотатцев.
Петров полагает, что началом к созданию сюжета послужило какое-то событие, произошедшее в Куйбышеве в начале 1956 года и вызвавшее религиозные волнения в городе, сопровождавшиеся стремлением советских партийных структур разоблачить стояние. Вероятно с середины того же года история окаменевшей плясуньи получила хождение среди носителей фольклорной традиции — как в Куйбышевской (ныне Самарской) области, так и за её пределами. Впоследствии появляется рукопись неизвестного автора, так называемое «Зоино житие», начало его распространения Петров предположительно относит к концу 1950-х годов. Содержание рукописи «местами различается в разных копиях», но Петров о. В период с 1960 года наряду с письменными появляются и устные рассказы об окаменении плясунов (танцевавшей с иконой девушки или танцевавшего в церкви человека), не все из которых привязаны к Куйбышеву. По мнению Петрова, эти истории являются «реализацией известной нарративной схемы „наказание за святотатство“: человек нарушает табу, наказывается, затем исцеляется», где мотив наказания конкретизируется в виде паралича.
Многие детали, как считает Петров, были добавлены в сюжет довольно поздно и обрамляют его, а для включения легенды в список православных чудес он «„подгоняется“ под определенные лекала». По мнению Петрова, сюжет детализируется только в конце 1990-х годов, когда поучительный текст о Зоином стоянии переходит из разряда слухов в ранг православной легенды и становится чрезвычайно популярен в православной среде. Рассказ о Зоином стоянии опубликован во многих церковных сборниках наряду с другими свидетельствами о чудесах святых. Петров отмечает, что с 1990—2000-х годов «Зоино стояние» стало «фольклорным брендом» Самары, основанным на «реальных исторических событиях».
К слову, в ответе от 18 января 2022 года на запрос информации о «стоянии Зои» Управление ФСБ России по Самарской области сообщило, что у него отсутствуют архивные материалы в отношении данного происшествия.
Как бы там ни было, дыма без огня не бывает. Трудно представить, что в глубоко атеистическом советском обществе, где всё антисоветское уничтожалось на корню, на пустом месте могли появиться столь громкие религиозные слухи, которые охватили весь СССР, породили множество книг, фильмов, а также других художественных и документальных отголосков, которые просуществовали 66 лет и сохранились до нашего времени. Не стоит забывать и о том, что существовало множество свидетелей и очевидцев тех событий, как рядовых так и высокопоставленных граждан, а сам факт происшедшего создал огромное количество проблем советским чиновникам и спецслужбам.
Наверное, в жизни каждого человека происходили жуткие и необъяснимые события, страшные и мистические истории. Мы будем благодарны если вы поделитесь ими с нашими читателями!
Рассказать свою историю…
Арест главного свидетеля
На отца Димитрия (Серафима) тогда сфабриковали дело, а власти приказали не разглашать о чуде всем, кто видел его. Священнику назначили несколько лет лишения свободы. После отбытия срока его направили служить в отдаленное село. В Покровском монастыре спустя долгие годы архимандрит Серафим поведал о том, что после того, как он взял икону, его арестовали на несколько лет, но Господь его вывел через 40 дней.
Таким образом, в Самаре теперь увековечены давно минувшие события, в которых фигурировал батюшка Серафим и та самая каменная Зоя. Фото памятника в Самаре наглядно нам демонстрирует это.