Стояние Зои в 1956 году в Куйбышеве — миф или реальность | Рассказы очевидцев об окаменевшей девушке

Этот случай произошел зимой, в новогоднюю ночь 1955–1956 годов в городе Куйбышев, ныне Самара. В доме № 84 по улице Чкалова жили Клавдия Болонкина с сыном. Для празднования Нового года сын пригласил в гости друзей. Среди приглашённых была Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, обещавшим прийти к ним на праздник (По другой версии случай произошел в доме, где молодая девушка Зоя жила со своей матерью. Мать просила дочь не устраивать шумных гуляний в эту ночь и сходить в церковь на ночное богослужение. Зоя отказалась и пригласила на празднование своих подружек и парней. Вечером, мать Зои ушла в церковь, а Зоя, осталась дожидаться прихода гостей). Все подруги были с парнями, Зоя сидела одна — Николай задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол (По воспоминаниям некоторых очевидцев, на мгновение, в доме появились страшный гул и шум, стало светло как днем). Гости, испугавшись, разбежались, а Зоя осталась стоять на деревянном полу, прижав к груди образ Николая Чудотворца. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук — она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала, но сердечное биение и пульс были в норме.

О событии быстро узнал весь город. В первые дни, возле дома толпилось много народу, желавших поглазеть на окаменевшую девушку с иконой. Однако, вскоре, милиция закрыла дом от надоедливых зевак и поставила охрану. Милиционеры боялись подходить к обездвиженной Зое. По некоторым сведениям, несколько сотрудников милиции участвовавших в оцеплении дома беспричинно и очень быстро поседели (Из воспоминаний сотрудников милиции, возле дома, в течение трех дней, ходил старец, который просил охрану впустить его в дом. Но охрана была непреклонна, лишь на третий день, его впустили. Из дома послышались слова старца: «Что доченька, устала стоять?». Эти слова были сказаны с такой лаской и любовью, что охрана не стала тревожить беседу старца и Зои. Через некоторое время, войдя в дом, милиционеры не обнаружили странного старика, он будто и не входил).

Прибывшие врачи не могли произвести необходимые действия по реанимации девушки. Иглы для уколов гнулись и ломались, а кожа девушки была холодной и твердой, как камень. Когда Зою попытались переложить в кровать, ничего не получилось. Сложилось такое впечатление, будто она и пол единое целое. Девушку с иконой оставили в покое.

Когда из церкви пришла мать и, увидев свою дочь в таком положении, потеряла сознание. Ее увезли в больницу. Вернувшись, мать начала молиться за дочь, днем и ночью, не переставая.

По просьбе матери к Зое стали приходить священники, но они тоже ничем не могли помочь. Спустя какое то время в доме отчаявшейся матери появился иеромонах Серафим (по разным версиям, речь идёт о Серафиме Тяпочкине, Серафиме Полозе или Серафиме Звягине), который отслужил в доме водосвятный молебен и освятил дом, после чего смог взять икону из рук Зои и предсказал, что её стояние закончится в день Пасхи.

В ночь на Светлое Христово Воскресение, неожиданно для всех, присутствующие услышали как Зоя молится. С этой ночи, к ней вернулись чувства, и она смогла сойти с места. Ее уложили на кровать, где девушка продолжала взывать к мольбе за грехи свои и деяния грешников. Зоя, каждую ночь, кричала неистовым голосом. Она просила людей молиться и просить господа прощения грехов содеянных в течение жизни.

Зоя простояла 128 дней молча и бездвижно, без еды и воды и умерла на третий день Пасхи.


  • Кадр из художественного фильма «Чудо» (2009)

Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отец Роман Державин утверждает:

«Стояние Зои» — факт, который имел место на самом деле. Мне эту историю рассказывал мой отец. Чудо случилось более 50 лет назад, в январе 1956 года. Работница трубного завода Зоя Карнаухова отмечала с друзьями новогодние праздники. Её верующая мать запрещала дочери веселиться во время Рождественского поста.

— Сайт «Самара Сегодня»

В остальном история, рассказанная настоятелем, повторяет вышеописанные события.

По сведениям самарского журналиста Ерофеева, в январе 1956 года у дома № 84 по улице Чкалова из-за слухов о находящейся в доме «окаменевшей» девушке стали собираться многотысячные толпы. У дома были выставлены посты милиции, но людей стало собираться ещё больше. Охрана дома была усилена конной милицией. О том, что происходило в доме на самом деле, журналист достоверными сведениями не располагает.

Наличие слухов, ажиотажа, постов милиции, а затем и конной милиции подтверждает стенограмма 13-й областной конференции КПСС, состоявшейся 20 января 1956 года, где выступил Михаил Ефремов (в 1952—1959 годах первый секретарь Куйбышевского областного комитета КПСС).

Здравствуйте уважаемые авторы, подписчики, читатели моих публикаций!

Сегодня решил написать статью о «чуде», которое, как гласит православная легенда, произошло в городе Куйбышев (ныне Самара) в 1956 году, по улице Чкалова в доме № 84. А именно речь пойдёт об удивительном и для многих, не объяснимом случае, а может просто о ложных слухах, набожных бабушек-старушек. История конечно завораживающая, интересная, мистическая. Но..Было ли вообще это «Зоино стояние?» На Старт:

Скрин: из Х/ф «ЧУДО» 2009 год.

СОСЕДИ: НИКОЛАИ СТАЛ РЕЦИДИВИСТОМ

Как выяснилось, в доме на Чкаловской, 84 в 1956 году жили вовсе не Зоя с матерью, а жених ее Николай и мать его Клавдия Петровна Болонки-на. После тех событий, как рассказывают знакомые Клавдии Петровны, она стала замкнутой. Через несколько лет переехала в Жигулевск, где и скончалась 20 лет назад.

Юный Николай сильно запил и пошел по скользкой дорожке. Несколько раз сидел в тюрьме, однажды бежал, и на него в том самом доме милиция устраивала засаду. В конце концов Николая как неисправимого алкоголика и рецидивиста выслали в сельскую местность, где он вскоре и умер.

Как гласит легенда!

В новогодние праздники 1955 — 1956 г., молодая работница трубного завода Зоя Карнаухова, в компании друзей, ждала своего кавалера Николая. Происходило это в доме Клавдии Болонкиной. В Новогоднюю ночь сын Клавдии пригласил друзей. Друзья пришли и Зоя тоже, а Николай задерживался… Через какое-то время, все разбились по парам и начались танцы. Николай так и не появился. Опять же как гласит легенда, Зоя подошла к иконам и сказала: если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать! Её отговаривали, грех мол это, Бог накажет и т.д…Но Зоя ответила, если есть Бог, пусть накажет! Зоя взяла икону и прижавши её к груди, вошла в круг танцующих и окаменела. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук. Признаков жизни девушка не подавала, но сердце чуть прослушивалось. Врачи не могли поставить укол, так как кожа была дубовая. Слухи разошлись стремительно и к дому на Чкалова, стали подтягиваться зеваки. Толпа нарастала, было перекрыто трамвайное движение, а дом отцеплен милицией в том числе «конной». Ходит инфа, что хотели вырубить пол вместе с Зоей, но не вышло, так, как из пола начала хлестать кровь… Жуть!)

«Стояние Зои» или размер имеет значение

Почему-то никто из верующих в «чудо» не обращает внимание на совершенно очевидный факт: дом Болонкиной имеет весьма скромные размеры. Это три крохотных комнаты, в которых можно, конечно, напиться индивидуальным образом, но устроить гулянку с танцами решительно невозможно.


Вид на дом Клавдии Болонкиной из глубины двора.

Комната, где якобы состоялись танцы с фатальными для одной из участниц последствиями, размером около 12-ти квадратных метров. Добавьте туда мебель – стол, стулья, некую тумбочку с неким патефоном, под который якобы танцевали гуляющие, или гармониста с инструментом, сидящего, допустим, на кровати – и станет совершенно понятно, что одна пара ещё как-то может повальсировать на таком крохотном пространстве, а вот несколько человек – никак. Если, конечно, они не ламбаду танцуют…


Всё, что осталось от одной из комнат дома Клавдии Болонкиной

В 2007 году в эфире ГТРК «Самара» в рамках телевизионного цикла «Собрание сочинений» вышел документальный фильм «Каменная Зоя». 15-ти минутная программа снималась несколько месяцев, над ней работала журналист Галина Щерба. В это время бывший дом Болонкиной уже давно сдавался, очевидцев не осталось, а жильцы соседних домов настолько устали от бесконечных вопросов, что при одном упоминании имени «Зоя» готовы были захлопнуть дверь перед интересующимися и запереть калитку…


Бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века

Их можно понять – бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века: без канализации, без водопровода, без капитального ремонта. Им бы свои проблемы с помощью журналистов решить, а все, как назло, только про каменную девку спрашивают… Тем не менее, съёмочной группе тогда удалось попасть в дом. Квартиросъёмщик даже любезно отогнул палас и показал половицы. Но то, что развернуться в комнатушке невозможно, было очевидно. Судите сами – мы сделали нарезку из кадров дома и комнаты, вошедших тогда в программу.

До этого самарский краевед Валерий Ерофеева тоже отмечал скромные размеры жилища Болонкиной, а по словам соседей, Клавдия никогда не устраивала попоек и вообще жила тихо.


Окна бывшего дома Болонкиной заколочены. Как сказали жильцы, время от времени здесь проходят моления

Ну, а с остальными неопровержимыми фактами мы вас ознакомим позже. Хотя главный, на наш взгляд, «факт» заключается в отношении РПЦ к дому Клавдии Болонкиной. Дом, в котором случилось «чудо», Русской Православной Церкви НЕ НУЖЕН. Сравнительно недавно он горел, а сейчас тихо доживает свой век в ожидании сноса. Хотя мог бы стать центром массового паломничества. Но не станет, так как землю под соответствующие цели желающих купить нет. Почему? Возможно, у вас есть ответ на этот вопрос.

P.S. Кстати, а что же хотят сделать в бывшем доме Клавдии Болонкиной? Читаем по ссылке.

Дарим бейджи за комментарии. Подробности по ссылке

Рассказ медсестры правда!?

Анна Калашникова, на тот момент работала медсестрой скорой помощи и была на этом вызове. Священик Виталий Калашников — родственник Анны, пояснил в материале «Комсомольской правды». Он уверяет, что вся их семья была сильно напугана той историей. Дело было, якобы так:

Утром она приехала к нам домой и сообщила следующее: Вы тут спите, а город уже давно на ногах!-

И рассказала о «чуде». А еще она сказала (хотя и давала подписку), что видела окаменевшую девушку с иконой Николая.
Пыталась сделать укол, но иглы гнулись.
Все были шокированы рассказом. Анна проработала врачом потом еще много лет. Умерла Анна в 1996 году.

Фото: Легендарный дом на Чкалова!

БОГОМОЛКИ: МИЛИЦИОНЕР ПОСЕДЕЛ ОТ СТРАХА

Многим верующим в Самаре известна пенсионерка А. И. Федотова.

«В те дни возле дома Зои я была дважды, — рассказывает Анна Ивановна, — приезжала издалека. Но дом был окружен милицией. И тогда я решила расспросить обо всем какого-нибудь милиционера из охраны. Вскоре один из них — совсем молоденький — вышел из калитки. Я пошла за ним, остановила его: «Скажите, правда, что Зоя стоит?» Он ответил: «Ты спрашиваешь в точности, как моя жена. Но я ничего не скажу, а лучше смотри сама…» Он снял с головы фуражку и показал совершенно седые волосы: «Видишь?! Это вернее слов… Ведь мы давали подписку, нам запрещено рассказывать об этом… Но если бы ты только знала, как страшно мне было смотреть на эту застывшую девушку!»

Ещё 1-н священник утверждает!

Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отец Роман Державин утверждает:

«Стояние Зои» это факт, который имел место на самом деле. Мне эту историю рассказывал мой отец. Чудо случилось более 50 лет назад, в январе 1956 года. Зоя отмечала с друзьями новогодние праздники. Её набожная мать запрещала дочери веселиться во время поста и Бог, так наказал её за танец с иконой!

Фото: источник YouTube.

В чужой монастырь: святые в борьбе за земли и имущество

Еще одна сфера, которую изо всех сил защищали святые, — это имущество церкви, и в частности монастырей. Яркий пример — «Повесть о житии Михаила Клопского», составленная во второй половине XV века на основе более ранних преданий. Михаил, родственник Дмитрия Донского, принял на себя подвиг юродства, отказался от высокого положения и стал монахом обители поблизости от Новгорода. Еще при жизни он обладал способностью вызывать у своих противников самые разные недуги, а причиной этому были в основном хозяйственные конфликты.

Происходило это так: узнав о проступке, он «предсказывал» нарушителю правил определенное несчастье — и оно немедленно воплощалось в жизнь. Чаще всего оппонентов Михаила разбивал паралич. Так случилось с новгородским посадником Григорием Кирилловичем, который запретил монахам ловить рыбу в ближайшей реке, поскольку та протекала по его землям. Тем, кто не подчинится, он грозил переломать руки и ноги, но, по слову Михаила, конечности отнялись у самого Григория. Здоровье вернулось к посаднику лишь спустя год, когда Михаил допустил его до службы в Клопском монастыре. Кроме того, юродивому были подвластны и болезни сердца, и немота, и потеря памяти.

Судя по тексту «Повести», тяжесть наказания не зависела от масштаба преступления. Объединяет всех пострадавших лишь то, что они пытались посягнуть на имущество Клопского монастыря и церкви в целом. Не имел значения и социальный статус злоумышленников: страдали и простые разбойники, вошедшие в обитель с оружием, и священник-вор, и новгородские бояре, претендовавшие на церковные земли, и даже новгородский архиепископ, который наложил на монахов «налогу», то есть пожелал получить с них деньги.

Историк Александр Медведь замечает:

«У современного читателя жития может складываться ощущение, что Михаил Клопский не всегда действовал от имени Бога — слишком уж часто он использовал свой дар внушения при решении довольно заурядных, как сегодня сказали бы, споров „хозяйствующих субъектов“».

Тем не менее составитель жития явно считал, что высшая справедливость была на стороне Михаила. Едва пришедшему в себя посаднику будущий святой говорит: «Того, кто зачинает рать, — Бог накажет!» — и книжник явно согласен с ним.

Похожие эпизоды есть и в западноевропейских житиях. Например, уже упомянутому Геральду Аврилакскому, также происходившему из влиятельной семьи, пришлось защищать монастырь от собственного племянника. Тот вместе со своими людьми решил ограбить обитель, стоящую на дядиных землях. Святой Геральд явился нечестивцу во сне, ударил его по голове и пригрозил немедленной смертью, если тот не оставит монахов в покое. Позже на монастырскую собственность посягнули еще несколько человек, и все они умерли при страшных обстоятельствах: скажем, с мальчика, укравшего из церкви алтарный покров, полностью слезла кожа.

Мэтью Кюфлер, изучавший житие Геральда, считает, что за конкретными имущественными спорами, пусть даже заурядными, стоит нечто большее. Он пишет, что в этих эпизодах отражается неспокойная обстановка, окружавшая монастыри в Средние века. Их земли и имущество были объектом постоянной «охоты» и со стороны знати, и со стороны разбойников-простолюдинов. Неудивительно, что монахам приходилось защищаться. Сил земных покровителей хватало не всегда, и на помощь приходила репутация беспощадного святого, готового постоять за свою обитель.

КПСС взбунтовалась!

Местные власти — коммунисты, решили, что все эти слухи — провокация, специально подготовленная к областному съезду партии. В местной газете «Волжская коммуна» даже вышел фельетон под названием «Дикий случай» от 24 января 1956 года. Редактор лично высмеял этот ажиотаж, вокруг якобы «чуда».

Данные, приведённые в газетах «Московский комсомолец» и «Комсомольская правда» говорят, что, вероятно, история Зои является вымыслом Клавдии Болонкиной. 1-ый секретарь Куйбышевского обкома КПСС в 1952—1959 годах Михаил Ефремов рассказывает о событии следующее:

За сон и пьянство: кара за непочтение

Еще один тип ситуаций, где святые могли проявить суровый нрав, — случаи, когда человек относился к ним неуважительно. Тогда святые шли на довольно жесткие меры, чтобы указать на ошибку наглецам, а заодно и окружающим. Жития не скупятся на страшные детали, чтобы произвести на читателя впечатление и внушить ему трепет перед образом святого.

Изучая источники, можно заметить, насколько широко их составители понимали непочтение к святым. Например, характерный эпизод мы находим в том же житии Леонтия Ростовского: эти события произошли спустя много лет после его смерти, когда Леонтий уже был канонизирован. Однажды в день его памяти случилось чудо — ночью святой восстал из гробницы, церковь, где он покоился, наполнилась благоуханием, в ней зазвучало ангельское пение. К утру свеча у гробницы, зажженная ангелами, продолжала гореть. После службы один из служителей церкви захотел ее погасить и тут же был наказан: он оглох и онемел, его руки и ноги перестали двигаться. Клирик выздоровел лишь после того, как раскаялся во всех своих грехах.

Впрочем, за непочтение святые не всегда посылали болезнь — иногда достаточно было проигнорировать просьбы человека. Такая судьба ждала хромого мальчика, который посетил гробницу святого Томаса Бекета в надежде исцелиться. Чтобы обратиться к святому, юноша должен был лечь на плиту, накрывающую гробницу, — это был традиционный способ исцеления у могилы святого. Увы, лежа на плите, уставший мальчик вскоре уснул. Томас Бекет явился ему во сне, осыпал больного проклятиями за дерзость, а затем заявил, что отказывается даровать ему здоровье.

Святые карали христиан не только за неуважение лично к ним, но и за нарушение правил, установленных церковью. Например, житие Мартина Турского рассказывает о женщине, которая, вопреки запрету, работала в воскресенье. Ее рука окоченела, и пальцы не отрывались от ладони до тех пор, пока нарушительница не явилась в церковь и не поклялась никогда больше не трудиться в святой день.

Верующие могли пострадать и за небрежное отношение к церковным праздникам. Такой случай описан в Волоколамском патерике, сборнике рассказов о служителях Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря. Однажды компания соседей-мирян собралась как следует отметить день апостолов Петра и Павла. Приятели наварили медовухи, и одному из них в голову пришла идея начать праздновать еще до службы в церкви. Изрядно выпив, он увидел человека с черной бородой и заметной лысиной, «взором страшного». Незнакомец ударил медовара по щеке, да так сильно, что у того вылетели пять зубов и пьяница долго «лежал как мертвый», практически полностью парализованный.

Еле придя в себя, он рассказал о случившемся близким, и те по описанию страшного человека догадались, что это был сам апостол Павел — его принято изображать бородатым и практически лысым. Несчастный пьяница так и не выздоровел, и родные отвезли его в монастырь, где тот умер через год.

Из стенограммы 13-ой областной конференции КПСС от 20 января 1956 года:

«В Куйбышеве распространились слухи о произошедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов…

Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодёжь— и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела…Набожные старушки растрезвонили, со своими дополнениями о чуде. И пошло, начал собираться народ.. Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, там и зеваки. Выставили конную милицию. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома, решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость, никаких танцев не было, живёт там старуха.

ЦЕРКОВЬ: СВЯЩЕННИКА К ЗОЕ НЕ ПУСТИЛИ

Воспоминаниями делится староста Вознесенского собора Андрей Андреевич Савин:

«Был я в то время секретарем епархиального управления. Звонит нашему епископу Иерохиму уполномоченный по делам религии Алексеев и говорит: «Надо в храме с амвона объявить народу, что на Чкаловской ничего не произошло». В ответ епископ попросил пропустить в дом настоятеля Покровского собора, чтобы он убедился во всем сам. Уполномоченный сказал: «Я перезвоню через два часа». А позвонил только через два дня и сообщил, что в наших услугах не нуждается. Так что из священнослужителей туда никого не пустили. Разговоры о том, что Зою посетил иеромонах Серафим, — неправда…

А толпе показывали маленькую пустую комнату и говорили: «Вот видите, там никого нет». Люди просили показать большую комнату. «Да у них там вещи свалены, нечего смотреть», — уверяли представители власти. В эти дни в городских трамваях трудились бригады комсомольцев, которые убеждали людей в том, что они были в доме и никакой застывшей девушки не видели».

Лохотрон того времени от Клавдии Болонкиной!

Дом № 84 принадлежал Клавдии Болонкиной, а имён Зои Карнауховой и монаха Серафима в архивах вообще не найдено. Очевидцы рассказали что, танцы с иконой действительно были. Проходившая мимо монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло.

Есть информация, что Клавдии, так понравилась такая история, что она решила на этом заработать. Она договорилась с соседкой, чтоб та стояла с иконой, а Клавдия за 10 рублей пускала всех желающих, посмотреть на «чудо» из далека… не плохо так.. для того времени! А когда Зоя якобы ожила, то Клавдия придумала ещё круче! Соседка с этой иконой, орала как не дорезанная по ночам: Молитесь люди.. земля в огне, кресты одевайте и прочее… Ну как тут не поверить!?) Вот в этом моменте набожная, а на самом деле лукавая Клавдия, не плохо, как бы щас сказали — прорекламировала «чудо» в пользу церкви! Как уже выше писал, люди стадом повалили в церковь креститься и т.д…Вот так парочка набожных старух, поставили на уши весь Куйбышев (!)

В 2009 году епархия обратилась к городским властям с просьбой об установлении памятного знака в честь самарского чуда. В 2012 году на улице Чкалова был установлен памятник Николаю Чудотворцу.

Экранизации

По мотивам этой истории в 2000 году самарская студия «35 мм» сняла двадцатиминутный документальный фильм «Стояние Зои». Над фильмом работали Антон Жоголев, Вадим Френкин, Владимир Осипов, Дмитрий Одерусов, Юрий Изъятский.

В 2009 году вышел художественный фильм «Чудо», снятый режиссёром Александром Прошкиным по мотивам истории «стояние Зои». Сценарий к фильму написал Юрий Арабов. В фильме снялись Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова.

В 2015 году снят трёхсерийный телевизионный фильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева «Стояние Зои» (режиссёр Алла Коровкина, исполнители главных ролей — актёры самарских театров Анастасия Ермилина, Юрий Машкин, Михаил Акаемов.

Вот как вспоминает это «чудо» жительница соседнего дома Любовь Кабаева:

Ерунда все это! Я сама в те годы еще девчонкой была, а мать покойная все хорошо помнила и мне рассказала. В доме этом когда-то жил не то монах, не то священник. А когда в 30−е годы начались гонения, он отрекся от веры, дом продал и уехал. Но сюда часто заходили религиозные люди, спрашивали, где он, куда делся. А в тот самый день, когда Зоя якобы окаменела, в доме у Болонкиных действительно были танцы. И как на грех в тот же вечер какая-то очередная монахиня приехала. Она заглянула в окно и увидела, как девица танцует с иконой. И пошла по улицам причитать: Богохульница! Да ты вся окаменеешь! Да ты уже окаменела!

Кто-то услышал, подхватил, и пошло-поехало. На следующий день к Болонкиным попер народ —
давай показывай бабу каменную!
Когда люди ее в конец достали, она вызвала милицию. Те выставили оцепление. Ну, а народ? Раз не пускают, значит, точно что-то скрывают.
Вот и все «Зоино стояние».

КГБ: ЭТО БЫЛ СЛУХ

С помощью пресс-центра областного управления ФСБ удалось найти очевидца тех событий из КГБ.

Рассказывает Михаил Егорович Баканов:

«В то время я был старшим уполномоченным КГБ. Начальство послало меня разобраться в тот самый дом на Чкаловской. Там я увидел хитрецов, которые за червонец обещали провести желающих в дом и показать окаменевшую деву. Да им никто и не препятствовал войти. Я сам проводил в дом несколько групп любопытствующих, которые подтверждали, что ничего не видели. Но люди не расходились. И продолжалось это безобразие неделю. Уже не помню, разговаривал я с самой Зоей или нет. Столько лет прошло».

Другой очевидец, работник самарской «Инспекции труда» Валерий Борисович Котляров, считает все это выдумкой «церковников»: «Я тогда был мальчишкой. Нас, пацанов, в дом не пускали. А взрослых милиция заводила по 10 человек. Выйдя, они говорили: «Там никого нет». Но народ не расходился… Видел, как проезжал по улице грузовик с трубами и при развороте грузом покалечил несколько человек. А богомольцы судачили: «Это Божья кара…»

КАМЕННАЯ ГОСТЬЯ

60 лет назад, в январе 1956 года, на улицу Чкалова в Куйбышеве стали приходить тысячи людей, услышавших об окаменевшей девушке. ДГ собрал из разных источников информацию о произошедшем и изложил её максимально кратко.

Что точно известно про январские события 1956 года. В десятых числах января у домов № 86 и 84 по улице Чкалова стали собираться горожане, услышавшие об окаменевшей в одном из домов женщине, которую в этот период приходившие и жильцы называли «каменная девка». По разным оценкам, здесь побывали от тысячи до десятков тысяч человек.

Большинство из пришедших считало, что «каменная девка» находится в одной из литер дома № 84, находящейся не на красной линии улицы, а во дворе. В доме на тот момент проживала пивница Клавдия Петровна Болонкина.

Вскоре в месте массового скопления людей были установлены милицейские посты, в том числе конные. Люди рассказывали друг другу, что женщина в доме окаменела или одеревенела после того, как стала танцевать с иконой. Позже милицейские посты были сняты, и уже к 20 января людской поток к дому стал иссякать, как сообщалось на областной партконференции.

24 января по поручению обкома в газете «Волжская коммуна» вышел фельетон «Дикий случай», высмеивающий слухи о «каменной девке».

Что рассказывают о произошедшем в доме различные источники. Прямых свидетельств от лично видевших «каменную девку» нет. Вся информация, подтверждающая существование окаменевшей женщины, исходит от знавших о ней лишь по рассказам третьих лиц и крайне противоречива. Также не найдено и документальных архивных свидетельств.

Кроме того, история обрастала различным подробностями десятилетиями и имеет разные версии. Самая распространённая из них на данный момент повествует о том, что в доме у пивницы Болонкиной на танцы собралась молодёжь. Среди пришедших была девушка Зоя Карнаухова (документально её существование не подтверждено), которой не досталась пара для танцев. Тогда она начала танцевать с иконой Николая Чудотворца, после чего остолбенела и стояла неподвижно в течение 128 дней. Позже на Пасху её удалось «разморозить» священнослужителю, но она осталась после этого случая слабоумной.

Как появилась информация об этой истории и насколько широко она распространилась. Интересные свидетельства одного из ныне покойных соседей Болонкиной, с домом которой была связана история, были записаны самарским журналистом Валерием Ерофеевым, обработавшим впечатляющее количество архивных материалов и опросившим значительное количество свидетелей событий 1956 года. Сосед рассказывал, что на Чкалова сначала пришли две пожилые женщины, где-то услышавшие об окаменевшей женщине. А через несколько дней у дома уже собралась толпа. Имя Зоя, по свидетельствам очевидцев событий, тогда не упоминалось.

Слухи о «стоянии Зои» ещё в советское время распространились далеко за пределы Куйбышева. Возможно, этому могла способствовать книга, в которой осуждались суеверия. В том числе описывался случай на Чкалова. Но могли они разлететься и передаваясь из уст в уста (в частности, через церковные круги) и в рукописном виде.

Новый всплеск интереса поднялся благодаря многочисленным публикациям в местной прессе в перестроечные времена и 1990-е годы. Наиболее последовательно достоверность произошедшего отстаивал редактор газеты «Благовест» Антон Жоголев, выпустивший книгу «Стояние Зои. Самарское чудо Святителя Николая». Оппонировал ему уже упомянутый Валерий Ерофеев, опубликовавший архивные документы и многочисленные свидетельства очевидцев и современников событий, опровергающие существование Зои.

Последний всплеск интереса к истории случился перед выходом в 2009 году фильма Александра Прошкина «Чудо» с Маковецким и Хабенским в главных ролях, в котором один из вариантов истории о Зое переработан (в фильме она названа Татьяна), а действие перенесено в вымышленный город Гречанск.

Перед выходом фильма историей «стояния» заинтересовался ряд федеральных СМИ, в том числе «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и «Русский репортёр». Никто из журналистов, сделавших свои большие материалы, не смог найти доказательств достоверности истории про «стояние Зои». Нужно отметить, что Дмитрий Соколов-Митрич в своей статье в «Русском репортёре» сообщал, что доски на полу в центре комнаты в доме № 84 по Чкалова были подновлены, в отличие от тех, которыми был покрыт пол у стен.

Кому выгодно появление истории о «стоянии Зои». Немецкий историк Ульрике Хун в своём исследовании связала появление истории об окаменевшей девушке с гей-скандалом, случившимся в церковных кругах Куйбышева накануне в декабре 1955 года и имевшим широкий резонанс (было и уголовное дело). По её мнению, «стояние Зои» могло быть придумано для отвлечения от него общественного внимания и повышения авторитета церкви. Кроме того, по сообщению одного из соседей, жительница дома № 84 Болонкина брала за вход в него во время январского скопления народа немалую по тем временам сумму — 10 рублей.

Кому выгодно сокрытие информации о «стоянии Зои». По вполне понятным причинам, партийной номенклатуре Куйбышева было выгодно быстро свести к нулю массовые сборища в центре города и слухи, связанные со сверхъестественной историей, в которой участвовал предмет религиозного культа. Трудно представить, что такое резонансное событие могли обойти вниманием спецслужбы. Но архивы КГБ недоступны для исследователей.

Что сейчас с местом, где в 1956 году происходили события. В мае 2012 года, спустя 3 года после того, как Самарская епархия ходатайствовала об установке памятного знака на месте событий, у дома № 86 по улице Чкалова был открыт памятник Николаю Чудотворцу. 22 мая состоялся крестный ход к дому № 84 с личным участием митрополита Самарского и Сызранского Сергия, который освятил памятник.

12 мая 2014 года дом № 84 по улице Чкалова, с которым связана история «стояния Зои», сгорел. Его заброшенные руины стоят и поныне, но в скором времени на его месте ООО «Время плюс» планирует построить 25-этажный жилой дом на законных основаниях. Чиновникам не пришло в голову внести в список объектов культурного наследия здание, с которым связана одна из самых известных местных легенд. В «Русском репортёре» сообщалось, что к дому ехали паломники из Москвы, Краснодара, Новосибирска, Киева, Мюнхена, Одессы, Минска, Риги, Хельсинки, Владивостока…

Иллюстрации — клейма иконы Святителя Николая Чудотворца, изображающие чудо «стояния Зои», из самарского храма Иоанна Воина (116-й километр).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]