Православные святые — кто это и что их объединяет

Выражение «Святыми не рождаются, ими становятся» актуально и поныне. Святых начали почитать в самом начале христианства, начиная с апостолов, а затем к ним присоединились верные последователи Христа, принявшие мученическую смерть, но сохранившие веру.

В православии праздник Всех Святых отмечается в первое воскресенье, следующее за Троицей, в знак того, что святость является плодом Духа Святого, сошедшего на Пятидесятницу. По церковным канонам запрещено называть наделенных ликом святости безгрешными, ибо безгрешен только Бог.


Почитание святых утверждается в христианстве с древнейших времен

Церковь почитает после смерти тех людей, которые обрели Дар Божьей благодати тяжелым путем раскаяния, терпения, послушания, умерщвления своей плоти и страстей или мученической смертью.

Что такое святость

Святость в христианстве – это одно из свойств Бога, а также высокая степень близости к Нему. По своей природе свят только Бог. Но человек может быть свят через сопричастность Божьей святости. К этому призваны все христиане. Святость является даром Божьим, но для его получения человеку нужно приложить усилия. В стойкой борьбе с грехом человек стяжает Божественную благодать, которая преображает его и соединяет с Духом Господним. Так и появляются православные святые.


Православная икона всех святых

Энциклопедия иудаизма

святой
(Кадош) Лишенный всякой нечистоты, отрешенный от всякой будничности, светскости. С. — это один из атрибутов Господа: Кадош Исраэль (Святой Израиля). Особо выдающиеся люди, праведники, а также ангелы называются С. В Средние века десятки тысяч евреев погибли ради «Освящения Имени Господа» (Кид-душ hа-Шем), ибо не пожелали изменить своей вере. Они называются С. Жертвы Катастрофы, постигшей еврейство во время Второй мировой войны, тоже названы С.

Читайте также: Феназепам инструкция по применению

Происхождение понятия “святость”

Христианское понятие «святость» имеет ветхозаветные корни. В Ветхом Завете святость обозначалась еврейским словом «кадеш», означающим «отделённый». То есть святое воспринималось как отделённое от нашего плотского мира и предназначенное для Бога. Например, слово «кадеш» употребляли по отношению к храму, к еврейскому народу, который был избран Богом. Святым был тот, кто имел связь с Богом и исполнял заповеди. По отношению к самому Богу слово «кадеш» означало «божественный».

Пророк Моисей говорил Израилю: «в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам» (Вт.6:25).

В Новом Завете для обозначения святости стали использовать греческие слова «агиос» (святость Бога и предназначенность Богу), «иерос» (священный: храм или его служитель) и «осиос» (благочестивый человек). Понятие «святость» обрело дополнительный смысл очищения от греха, чистоты, наполнения Святым Духом. Святыми называли всех христиан, как духовно выделенных из языческой тьмы людей. В русском же языке слово «святость» происходит от слов «свет», «светлый». Однако такое образное восприятие не должно подменять собой истинное глубинное понимание слова «святость», заложенное в Священном Писании.

Что значит святой? Вспомним пророка Самуила


Пророк Самуил

Православный календарь почти ежедневно напоминает нам о святых. Кто такие святые? Что значат они для нас? Самый простой ответ: святые – это праведные люди, их жизнь служит для христиан хорошим образцом, вдохновляющим примером.

Самый простой ответ, как водится, не раскрывает темы святости. И к данному ответу нужно кое-что добавить. Сделаем это не вообще, а на конкретном примере. 2 сентября Церковь вспоминает святого пророка Самуила. Кем он был? Что значит святость его жизни?

Из Библии мы знаем, что святой Самуил был последним судией Израиля. За время его жизни кончилась эпоха судей и началась эпоха царств. После святого пророка Моисея Законодателя народ Божий вели и наставляли судьи. Это не хорошо известное всем название должности, профессии, а название особого служения в народе Божием. На подобное служение Господь Сам ставил людей. Выходит, что здесь «судья» – это и название особого благодатного дара, в котором нам нужно увидеть заботу Господа о Своем народе.

Так получилось, что народ Божий во времена святого судии Самуила с пристальным вниманием смотрел, как живут другие племена, которыми управляют цари. И решил, что хорошо бы тоже иметь царя. Знакомое желание «быть как все»… Желание оказалось достаточно сильным, чтобы не сидеть сложа руки. Люди собрались и пришли к Самуилу, попросили поставить им царя. Как прозвучала эта просьба? Трудно мне подыскать слова…

При живом судии Божием они попросили царя. Прямо у судии и попросили

При живом судии Божием они попросили царя. Прямо у судии и попросили.

Представим себе на минуточку: подошла жена к мужу, с которым достаточно долго прожила, он ее любил всем сердцем, и попросила: «Я знаю, ты ко мне хорошо относишься. Помоги мне найти мужа, как у моей соседки. Такого же рукастого и умеющего жить. И, конечно, обеспеченного». Каково ему это слышать?

Представим себе, насколько тяжело было принять святому Самуилу просьбу о царе. Господь открыл судии, что за этой просьбой кроется: не судию Божия Самуила «отправили в отставку», а хуже. Не только Самуил стал не нужен, Бог стал… Простите, рука не поднимается дописать.

Все эти события описаны в Первой книге Царств. Святой Самуил выяснил, нет ли претензий к нему лично. Может, Самуил кого обидел? «Нет», – говорят, а просьба заменить судию царем остается. Претензий к судии никто не выдвинул, просто людям нужен кто-то другой «на его место». И с ним, другим, начнется у народа новая, более счастливая жизнь и выстроятся в обществе другие отношения.

С Божией помощью Самуилу удалось объяснить, что в этой просьбе нехорошего. Какая была реакция народа? Страх: «Бог накажет жестоко теперь. Тысячи и тысячи погибнут». Судьба народа на волоске. Им стало жутко.

«И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя.

И отвечал Самуил народу: не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа… Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего… и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас (καὶ ἐμοὶ μηδαμῶς τοῦ ἁμαρτεῖν τῷ Κυρίῳ ἀνιέναι τοῦ προσεύχεσθαι περὶ ὑμῶν), и буду наставлять вас на путь добрый и прямой; только бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего, ибо вы видели, какие великие дела Он сделал с вами; если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете» (1 Цар. 12: 19–25).

Они раскаиваются. Видят, что просьба, обращенная к Самуилу, была греховной. И грех-то немалый. Тогда просят уже иначе: «Помолись, чтобы нам теперь не умереть».

Видя покаяние, пусть и очень несовершенное, Самуил утешает их. Он обязательно помолится. Самуил считает грехом уйти в нанесенную ему обиду и перестать молиться о неблагодарном народе. Самуил не оставит их. И, что гораздо важнее, Господь не оставит их, не бросит их.

Не потому, что они такие хорошие, а потому, что Он – хороший.

Самуил готов «отойти в сторону», но не готов забыть о народе. Самуил будет заботиться о нем. Вот в чем печать святости

Это не значит, что можно делать всё, что хочется, и всё сойдет с рук. Отступление от Господа и культивирование греха приведет к погибели, как всегда и бывает. Обратим внимание, о ком Самуил говорит. О народе и царе: «Если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете». То есть просьба о царе все-таки будет уважена. Святой судия Самуил готов «отойти в сторону», но не готов забыть о народе. Самуил будет заботиться о нем.

Вот в чем печать святости.

Много у Господа спасенных душ, очищенных, освященных Богом. Очень много. А в святцах мы читаем сравнительно немногие имена явленных Церкви святых. Явленных через что? Через заботы о народе, ходатайственные молитвы. Те самые живые молитвы, о которых святой Самуил изрек: «Не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас».

Святые – это праведные люди, которые любят Бога и любят нас, не бросают нас, даже когда мы тяжко согрешаем. Святые не перестают молиться за народ.

Кто такие святые в христианстве

Таким образом, святые люди в Православии – не просто добрые и благочестивые, а те, кто открыли свои очистившиеся сердца Богу в стремлении соединиться с Ним. И чем больше человек озаряется благодатью, тем лучше он видит своё несовершенство и искаженность грехом. Настоящий святой для окружающих будет праведником, но себя он будет воспринимать как последнего грешника.

Отдельно стоит отметить, что понятия «святой» и «безгрешный» синонимичны только по отношению к Богу. Бог свят и безгрешен. Святой человек – не значит безгрешный. Но у него есть стойкое желание преодолеть грех с Божьей помощью. Вспомним слова Священного Писания: «Семь раз упадёт праведник и встанет» (Притч. 24:16).

Протоиерей Андрей Ткачёв в одной из проповедей о.

Митрополит Сурожский Антоний в одной из бесед назвал святых людьми, через которых действует и сияет Бог. Через них Дух Господний может являть чудеса. Многие православные святые при жизни стяжали дар прозорливости, исцеления больных, а после смерти они помогают тем, кто молится им. Часто останки святых остаются нетленными. На основании этих чудес и народного почитания Церковь канонизирует Божьих угодников, то есть прославляет их в лике святых.

Такая процедура сама по себе не делает человека святым, она лишь констатирует то, что уже давно свершилось на небесах. Канонизация праведника не подразумевает одобрения всех его высказываний или поступков. Святые Православной Церкви были людьми своей эпохи, часто со своими ошибками и немощами, которые не помешали им приблизиться к Богу.

Зачем молиться святым, если есть Хри­стос?^

  1. Потому, что так угодно Богу. Сви­де­тель­ства о мно­го­чис­лен­ных слу­чаях помощи святых про­хо­дят через всю исто­рию Церкви. Если было это не угодно было Богу, то Он не давал бы им такое слу­же­ние. Ана­ло­гично Богом созданы Ангелы, каж­дому из кото­рых пору­чено Богом опре­де­лён­ное слу­же­ние, наивно было бы думать, что Гос­подь не мог обой­тись без них.
  2. Хри­стос не только принял, но и поста­вил в пример сот­ника, кото­рый не лично просил Его об исце­ле­нии слуги, но напра­вил с моль­бой посред­ни­ков — иудей­ских ста­рей­шин и друзей (Лк.7:1-10).
  3. Если живые могут про­сить молитв друг у друга, то что нам мешает при­зы­вать пра­вед­ни­ков, чья свя­тость засви­де­тель­ство­вана Цер­ко­вью, в сомо­лит­вен­ники к Богу? Неужели с поте­рей тела люди авто­ма­ти­че­ски теряют любовь и состра­да­ние?
  4. Цер­ковь — это семья. Если мы обща­емся с главой какой-то семьи — отцом, то это не значит, что необ­хо­димо игно­ри­ро­вать дво­ю­род­ных бра­тьев и сестер.
  5. Можно ска­зать, что молитва святым — это форма молитвы Богу. По словам пре­по­доб­ного Паисия Свя­то­горца “наши молитвы ко Пре­свя­той Бого­ро­дице и святым в конеч­ном итоге все обра­щены ко Христу”.
  6. Цер­ковь Хри­стова — это сово­куп­ность небес­ной и земной церк­вей. Цер­ковь небес­ная и земная есть одно Тело, Глава кото­рого — Хри­стос. Все мы, в том числе и святые — это члены одного Тела. Но разве члены одного тела не забо­тятся друг о друге, тем более, что Сам Глава Церкви ставит высшей запо­ве­дью любовь!
  7. Спа­са­ю­щи­еся в Церкви полу­чают силу и жизнь Хри­стову. Сино­ним слова свя­тость — обо­же­ние. Святые помо­гают нам не соб­ствен­ными уси­ли­ями, а силой (бла­го­да­тью) Божией. Апо­стол Павел сви­де­тель­ствует: «не я живу, но живет во мне Хри­стос» (Гал.2:20).

Иногда гово­рят — я молюсь своими сло­вами, мне другие молитвы не нужны. Это всё равно, что чело­век гово­рит — а зачем читать сти­хо­тво­ре­ния? Их же напи­сал кто-то. Ну, напи­сал — от того состо­я­ния, кото­рое испы­ты­вал. Как сказал один совре­мен­ный поэт — «больше того, что есть в нашей душе, мы, увы, не напи­шем, мой друг». И через воз­вы­шен­ные чув­ства, кото­рые кто-то выра­зил в поэзии, чело­век про­ни­кает в это состо­я­ние, поэ­ти­че­ски воз­вы­шен­ное. Так же и через молитвы – с нами молятся святые, кото­рыми состав­лены эти молитвы, и мы таким обра­зом, по воз­мож­но­сти, каждый по своей силе, про­ни­каем в это молит­вен­ное состо­я­ние.

***

Святые — «гении рели­ги­оз­но­сти». О. Сергий Бул­га­ков

Как о смысле музыки мы судим не по ресто­ран­ным шля­ге­рам, а по Моцарту и Баху, как о сути живо­писи мы состав­ляем пред­став­ле­ние не только на основе комик­сов — так и о духов­ном подвиге надо судить не только по зна­ко­мой при­хо­жанке. диакон Андрей

История святости в христианстве

В Ветхом Завете можно найти примеры первых молитвенных призываний святых. Например, царь Давид в своих обращениях к Богу упоминал праотцов Авраама, Исаака и Израиля.

Уже в первые века христианства были установлены особые дни для почитания угодивших Богу людей. Прежде всего, апостолов и первых мучеников за Христа. Мученическая кончина воспринималась как бесспорное свидетельство богоизбранности, высшая форма служения Богу. Поэтому ещё в эпоху гонений на первых христиан мученики — особо почитаемые православные святые. Дни их смерти рассматривались как дни рождения в Новую жизнь. Проводились богослужебные поминовения мучеников, которые сплачивали христианские общины. Мощи мучеников присутствовали в каждом храме, а их гробницы становились объектом паломничеств. Память о мучениках благоговейно сохранялась и передавалась новым поколениям христиан. В честь этих святых сочинялись молитвословия и церковные службы.

Именно мученичество как торжество благодати над смертью стало первой формой святости, признанной Церковью. Появилась процедура формального прославления мучеников, то есть торжественного общецерковного признания их подвига и святости. На основе почитания мучеников впоследствии развилось почитание и других святых. Для того, чтобы отметить особенности жизни и подвигов различных святых, были сформированы новые лики святости. Развивалось и вероучение о почитании святых как ответ ересям (ложным учениям).

Кем мы были до Христа и кем стали в Нем?

Обращение ко Христу, по мысли апостола Павла, становится своеобразным водоразделом человеческой жизни. Ведь мы были мертвы по преступлениям и грехам, в которых некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления (ср.: Еф. 2, 1-2). Князь, господствующий в воздухе, - дьявол, сатана. Но как понять эти слова? Ведь в предыдущей главе апостол назвал Христа Главою всего небесного и земного. Здесь апостол Павел говорит о том, что до обращения ко Христу люди были во власти дьявола, влиянием и вредоносным дыханием которого была омрачена вся жизнь человека. Поэтому мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева (Еф. 2, 3). Дьявол и теперь продолжает действовать в тех, кто противится Богу.

Но Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом (Еф. 2, 4-5). Христос умирает за нас и воскресает, чтобы все мы получили новую, освященную Богом жизнь. Мы благодатью спасены (Еф. 2, 5). Смерть и воскресение Христово делают нас соучастниками в вечной жизни Бога. Поэтому апостол пишет, что Бог воскресил нас и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Хрис­те Иисусе (Еф. 2, 6-7). Мы не просто избавляемся от смерти в грехах и получаем жизнь. Дарованная нам жизнь — вечное пребывание во славе Бога. Апостол еще раз повторяет: Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар (Еф. 2, 8). Все это потому, что мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2, 10).

Когда-то язычники были далеки от Бога и от завета, данного израильскому народу. Но Христос сделал из обоих одно и разрушил стоявшую посреди преграду, упразднил вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем (Еф. 2, 14-16). Двое, из которых Христос составил нового человека, - это два разных народа: народ израильский и народ язычников. Святитель Иоанн Златоуст сравнивает израильтян и язычников с двумя статуями — серебряной и оловянной. Расплавив эти статуи, Господь образовал новую статую — золотую, то есть объединил во Христе и тех, и других. Поэтому и все мы имеем доступ к Отцу, в одном Духе (Еф. 2, 18). Христос же становится для всех нас краеугольным камнем (основанием), на котором, как пишет апостол, все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф. 2, 21-22).

Православные святые и лики святости

Ликами святости называются различные категории, на которые в Православии разделяют святых при их канонизации. Принадлежность святых к разным ликам не означает, что одни из них «святее», авторитетнее других. Святость, то есть близость Богу, у всех одна. Митрополит Иларион (Алфеев) в лекции «Лики святости» указывает, что отнесением к определённому лику отмечается время жизни и сан святого, суть его духовного подвига. Зная особенности жизни святых и изучая их опыт спасения, христиане воодушевляются для подражания Божьим угодникам и молитвенного общения с ними. Также различным ликам святых пишутся особые праздничные службы.

Приведём наиболее известные лики святости.

Апостолы – ученики Иисуса Христа (Пётр и Павел).

Бессребреники – православные святые, которые прославились бескорыстием, отказом от богатства ради спасения души (Косма и Дамиан).

Благоверные – благочестивые правители. Как правило, монархи и князья (Александр Невский, Ярослав Мудрый).

Мученики – христиане, которые приняли насильственную смерть за свою веру (Киприан и Иустина). Великомучениками называют тех, кто подвергся особо жестоким мучениям (Пантелеймон, Георгий Победоносец). Священномученики – мученики, которые имели священный сан: епископы, священники, диаконы (Макарий Киевский, патриарх Гермоген). Преподобномученики – мученики-монахи (Евгения Римская, Григорий Печерский).

Исповедники – христиане, которые открыто исповедовали веру и были мучимы за неё, но выжили и умерли своей смертью (Иоанн Русский, Максим Исповедник).

Праведные – почитаемые за праведную жизнь миряне или представители белого духовенства (Иоанн Кронштадтский, Симеон Богоприимец).

Преподобные – монахи-подвижники (Сергий Радонежский, Серафим Саровский).

Пророки – упомянутые в Библии лица, которые проповедовали и возвещали народу Божью волю (Илия, Иоанн Креститель).

Равноапостольные – святые, которые подобно апостолам проповедовали Евангелие и обращали народы в христианство (царица Елена, княгиня Ольга).

Святители – это прославленные в лике святых архиереи (Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник).

Страстотерпцы – христианские святые, которые смиренно и беззлобно понесли страдания за исполнение Заповедей Божьих (князья Борис и Глеб, царь Николай II с семьёй).

Чудотворцы – те святые, которые прославились даром чудотворения (Николай Угодник, Спиридон Тримифунтский).

Юродивые (блаженные) – подвижники, которые во имя Бога приняли на себя образ безумных (Василий Блаженный, Андрей Юродивый).

Нимб – символ святости на иконе

Это сияние вокруг головы святого, которое пишется на иконе. Оно означает дарованную ему Благодать Бога. Традиция изображать нимб имеет ветхозаветное происхождение: согласно Библии, от лика прор. Моисея, с которым говорил Бог, исходило такое сияние, что он должен был прикрывать его платом (Исх. 34:29).

«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним» Исх.34:29

Молитва Всем святым, от века Богу благоугодившим

Тропарь, глас 4

И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Кровью пострадавших во всем мире мучеников Твоих как порфирою и виссоном облеченная, их устами Церковь Твоя к Тебе взывает, Христе Боже: «Милости Твои людям Твоим ниспошли, мир народу Твоему даруй и душам нашим великую милость!»

Кондак, глас 8

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти Го́споди богоно́сныя му́ченики./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́,// жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́ Многоми́лостиве.

Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, Богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

Молитва 1-я

К вам, о святи́и вси, я́ко путево́дным свети́льникам, дея́ньми свои́ми освети́вшим путь Небе́снаго восхо́да, аз многогре́шный смире́нно коле́на се́рдца моего́ преклоня́ю и из глубины́ души́ взыва́ю: умоли́те о мне Человеколю́бца Бо́га, да не попу́стит ми еще́ блужда́ти по распу́тиям греха́, но да просвети́т мои́ ум и се́рдце све́том благода́ти Своея́, я́ко да то́ю озаря́ем и подкрепля́ем, возмогу́ про́чее вре́мя земна́го жития́ пра́вою стезе́ю непреткнове́нно преити́ и хода́тайством ва́шим к Преблаго́му Го́споду сподо́блюся, поне́ вма́ле прича́стник бы́ти духо́вныя ва́шея трапе́зы в Небе́сном черто́зе Царя́ сла́вы. Ему́же со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Ду́хом бу́ди сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: православные святые, святые земли русской, святые люди, святые православной церкви

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]