В мусульманской религии действуют свои каноны и нормы, которые выглядят иногда сложными для непосвященных. Например, азан в исламе является совершенно обычным делом, хотя в христианстве этого ритуала не существует. Поэтому люди, исповедующие иную религию, оказавшись в среде мусульман, часто не понимают суть этого ежедневного религиозного призыва к молитве.
К сожалению, даже некоторые мусульмане (особенно молодежь), которые не воспитывались с детства в атмосфере ислама и веропочитания Аллаха, иногда задаются вопросом, для чего необходим азан. Стоит подробнее разобраться в этом вопросе.
Для чего нужен призыв к молитве
О том, что представляет собой азан, знает каждый правоверный мусульманин. Это, по сути, призыв к намазу, который, как известно, осуществляется пять раз в день. Соответственно, и призыв в исламе провозглашается столько же раз – перед каждой молитвой. Однако многие мусульмане, даже слыша эти красивые слова, не вдумываются в них и поэтому не осознают его духовной важности.
Уникальность его заключается в том, что молитва, к которой он призывает, является обязательной, однако сам призыв всего лишь желателен – при необходимости можно обойтись и без него. При этом ислам считает призыв к молитве очень важной частью ритуала. Муэдзин должен осуществлять чтение азана в любом населенном пункте, где проживают мусульмане.
Это не только своеобразное оповещение о том, что наступает пора молитвы, но и стремление напомнить, для чего нужен сам намаз. В переводе с арабского слово «азан» означает «оповещение, оглашение». Мусульмане считают, что время для каждого намаза было установлено самим Аллахом. Однако правоверный может по различным причинам пропустить точно установленный срок, поэтому в обязанности муэдзина и входит сообщение о том, что наступила пора молитвы.
Если количество и время намазов было определено Всевышним, то азаны ввел в его ритуал пророк Мухаммед (с.а.в) в первой трети VII века (I век хиджры). Существует предание, рассказывающее о создании призыва к молитве. Согласно ему, первые мусульмане, проживающие в Медине, где в то время находился пророк, не знали наступления точного времени молитвы и говорили об этом посланнику Аллаха. Даже предлагались различные способы оповещения – кто-то предлагал использовать большие трубы или колокол, кто-то – вывешивать специальные знаки.
Наконец, один из последователей Пророка Абдуллах ибн Зейд увидел во сне человека, который нес в руке зурну. Абдуллах попросил продать инструмент, объяснив, что хочет оповещать людей о том, что наступает время молитвы. Однако человек сказал, что есть лучший способ сделать это, и сообщил полный текст азана. Проснувшись, он рассказал обо всем пророку Мухаммеду (с.а.в), и тот одобрил и текст оглашения, и сам способ его. С тех пор оповещения о времени молитвы в мире читаются именно так.
Некоторые исследователи полагают, что явившийся во сне к Абдуллаху человек был не кем иным, как ангелом Джибрилем.
Изначально он представлял собой единственную фразу, переводимую как «совместная молитва». Однако в Аравии еще до возникновения ислама существовали языческие ритуалы, чем-то схожие с этим красивым призывом. Поэтому постепенно сформировался современный текст призыва к намазу, который был обусловлен как устаревающими языческими правилами, так и постулатами новой исламской религии.
Для того чтобы читать азан, муэдзин должен повернуться в сторону Каабы и произносить слова размеренно и напевно. Сразу после того как оглашен призыв, следует дуа (то есть, особая короткая молитва), где благословляется сам Пророк, а также его семья и последователи. При этом предмолитвенный ритуал считается неполным без произнесения икамата, который читается после оповещения о времени молитвы, спустя несколько минут.
Азан – призыв к молитве
Азан в нашей религии имеет особую роль, и велика его цена. Провозглашение азана – это признак того, что в данной местности проживают мусульмане. Всевышний хвалит читающих азан: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху , и поступает праведно!..» (сура «Фуссилят», аят 33).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Муэдзины (призывающие к намазу) в Судный день будут самыми высокими». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) рассказал нам о величии этого дела, и, конечно же, мусульманину рекомендуется к этому стремиться. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы люди знали, какая награда ожидает за призыв и нахождение в первом ряду во время молитвы, и не было бы иного выхода, кроме как тянуть жребий, то они тянули бы для этого жребий» (Имам Муслим, №437).
Людям следует проникнуться величием и достоинством азана. Пророк Мухаммад также сказал: «Если кто прочитает азан, то, кто бы это ни услышал, будь то человек или джинн, пусть даже камень или глина услышит, они в Судный день будут свидетельствовать услышанному». Поэтому человеку желательно читать азан у себя дома, если даже дома никого нет. Если даже вы в пустыне, читайте азан, дабы заслужить награду за азан, достичь того, за что Аллах, похвалил сподвижников. Самые важные этические моменты, которые нужно соблюдать муэдзину, это богобоязненность, честность, обращение в сторону Каабы, нахождение в омовении во время азана. Желательно, чтобы муэдзин обладал сильным голосом; сунной является повышать голос при чтении азана, подниматься на высокое место, ведь раньше не было микрофонов; закрывать указательными пальцами ушные раковины в момент чтения азана и читать его в известной распространённой форме: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар…» – и так до конца.
Желательно поворачиваться при чтении слов «Хайя аля с-салях», «Хайя аляль-фалях» в правую и в левую стороны. Также муэдзину желательно сделать «тарджи», то есть после чтения такбиров про себя два раза прочитать «Ашхаду алля иляха илля ллах» и два раза «Ашхаду анна Мухаммада расулюллах», затем то же самое прочитать громким голосом, – в общем четыре раза. В призыве на утреннюю молитву желательно сделать «тасвиб», то есть сказать: «Ассаляту хайру мина навм» («Намаз лучше сна»). Это важная сунна, которая осуществляется во время чтения азана.
Желательно, чтобы муэдзин также читал икамат, в азане растягивал голос, а читая икамат, чуть быстрей его прочитал. Что касается женщин, то им дозволено читать икамат в обществе женщин, где нет мужчин, а что касается чтения азана женщине, то для неё это не сунна ни при каких обстоятельствах. По свидетельству госпожи Айши (радияллаху анха), Пророк (мир ему и благословение), когда слышал азан, преображался в поведении: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разговаривал с нами, шутил, но если наступало время молитвы, то он становился таким, будто не знал нас, а мы не знали его». То есть он оставлял все дела и готовился к молитве.
Когда мы слышим муэдзина, нам нужно приготовиться к намазу и оставить все наши дела, будь это разговор, работа и даже чтение Корана, – следует оставить все занятия, поскольку это призыв самого Аллаха , посредством муэдзина. Затем желательно повторять то, что говорит муэдзин. Пророк (мир ему и благословение) нам рассказал: «Кто повторит слова муэдзина искренно, тот войдёт в Рай». В другой версии хадиса говорится: «…он удостоится моего заступничества». Желательно, повторяя за муэдзином во время чтения слов «Ашхаду анна Мухаммаду расулюллах», сказать (смысл): «Я тоже свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха, я доволен Аллахом как Господом, Исламом как религией, Мухаммадом как Пророком». Пророк (мир ему и благословение) нам рассказал, что мольба между азаном и икамой не отвергаема – это важное время, которое использует верующий для обращения ко Всевышнему Аллаху (Свят Он и Велик). Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда шайтан слышит азан, он впадает в бегство, потому что азан поражает его, сжигает и отталкивает».
Азан – это милость нам от Аллаха . Когда человек слышит призыв на молитву, который звучит в разных уголках из минаретов мусульман, то он чувствует спокойствие и уходят от него многие беды. Когда слышите азан, старайтесь чувствовать, как вёл себя наш Пророк (мир ему и благословение), когда слышал азан, как он обращался к Аллаху, чтобы наше вступление в намаз было как у нашего Посланника (мир ему и благословение). Так мы будем совершенными в следовании достойным деяниям лучшего творения – Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует и будем соответствовать смыслу слов Аллаха: «Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”» (сура «Аль Имран»), аят 3.
Количество и время оглашения
Молитвенный цикл у мусульман состоит из пяти обязательных молитв. Каждый правоверный должен читать намаз:
- утром;
- в полдень;
- незадолго до наступления вечера;
- вечером;
- ночью.
Соответственно, перед каждым намазом должно произноситься и напоминание, поэтому расписание азана совпадает с расписанием самой молитвы, хотя их и разделяют несколько минут для подготовки непосредственно к молитве. При этом существуют периоды, когда молитва запрещена. В частности, в период нахождения солнца в зените призыв и мольба не читаются.
Существует запрет и на чтение призыва в тот период, когда солнце уже взошло, но на высоту копья еще не поднялось. Нельзя также читать и молитву, когда садится солнце. Особо ревностные мусульмане могут
Правила поведения верующих
Не стоит полагать, что мусульмане, вышедшие слушать призыв, должны просто воспринять его, как напоминание о начале молитвы. Ведь азан – это составляющая молитвенного ритуала, а значит, со стороны слушателей требуется определенный ответ и действие.
Правила диктуют, что на эти слова необходимо реагировать незамедлительно, отложив все дела, которыми человек в это время занят. Даже если в ту минуту вы читаете Коран, при звуках призыва требуется прервать свое занятие. И дело не только в том, что с этого мгновения вы начинаете внутренне готовиться к молитве, а в том, что нужно повторять вслед за муэдзином – а это требует определенной сосредоточенности.
Произнося слова, человек чувствует, как азан успокаивает душу. Все эти фразы нужно повторять в точности так, как говорит их призывающий. Но есть два исключения. При словах «Нет иного бога, кроме Аллаха» нужно отвечать «Лишь Аллах силен и всемогущ». А когда наступает утреннее время призыва и муэдзин напоминает: «Молитва лучше, чем сон», верующие должны отвечать: «Воистину эти слова справедливы».
Таким образом, оповещение о намазе читается обеими сторонами – и той, которая оглашает призыв к молитве, и той, которая слушает оглашение. Все это позволяет человеку настроиться на молитвенный лад и совершить намаз после азана с воодушевлением и истинным смирением. Более того, если вы находитесь далеко (например, в путешествии) и знаете, что наступает время молитвы, то призыв требуется прочитать самостоятельно и лишь после этого приступать к мольбе.
В исламе существует ряд правил, которые необходимо строго выполнять. Это касается всех сторон жизни правоверного мусульманина, и азан здесь не исключение. Поскольку совершение намаза является составляющей столпов ислама, то молитва и призыв тесно связаны, а значит, требуют соблюдения установленных требований.
- Азан не может читать женщина, это позволяется исключительно мужчине. При этом оглашающий должен быть исключительно мусульманином. Если же мужчины нет и на молитву собрались только женщины, то вместо азана они могут прочитать икамат.
- Нельзя произносить сидя, а те, кто слушает, не должны во время оглашения этих слов разговаривать и уж, тем более, смеяться. Икамат читает, как правило, тот же человек, который призывал к молитве, хотя обязательным предписанием это не является. Зато если во время чтения призыва вы находитесь в мечети, призыв к намазу можно не повторять за муэдзином. Однако чтение икамата обязательно в любом случае.
- Во время оглашения призыва муэдзин должен прикрывать уши указательными пальцами (по другой версии – держаться указательным и большим пальцами за мочки ушей). Это требуется для того, чтобы повысить голос. При фразе «Поспешите к молитве» он обязан повернуть голову направо, а говоря «Поспешите к спасению вашему» – повернуться налево.
Правила ничего не говорят о том, насколько чистым должен быть человек, слушающий призыв. Но вместе с тем, самому оглашающему азан очищение необходимо пройти заранее. Ведь эти слова призывают к духовной чистоте, поэтому он обязан оповещать исключительно после омовения.
В исламе азан зачастую рассматривается не только как призыв и напоминание о молитве, но и как своего рода оберег от многих несчастий. Поэтому призыв заменяет собой и заговор от бед, и доброе напутствие, способное привлечь удачу. В частности, его можно читать в спину уходящему от вас человеку, а также во время боя или пожара. Этими словами успокаивают агрессивного человека или животное, лечат ими нервные болезни.
Многие родители, исповедующие ислам, уверены, что чтение призыва к молитве способно защитить ребенка. Поэтому в мусульманских семьях нередко можно увидеть, как новорожденному читают в левое ухо икамат, а в правое – азан. В исламских хадисах записано, что именно так впервые поступила дочь Мухаммеда (с.а.в.) – Фатима. Когда родился ее сын Хасан, она прочитала ему азан.
Как появился азан – призыв на молитву в исламе?
Люди, приезжающие в мусульманские страны, постоянно, а точнее пять раз в день, могут наблюдать такую картину, как доносящийся призыв на арабском языке с минаретов мечетей. Красивый призыв нараспев читает муэдзин. Именно ему поручено оповестить людей о главном в исламе – о начале очередной молитвы. Выразительность призыва и его мотив до того разный, что в Мекке он произносится по-особенному, а к, примеру, в Стамбуле с нотками турецкого акцента. В Марракеше он тоже своеобразный, но слова кругом одинаковы и в них сокрыт главный постулат ислама – единобожие. На западного человека азан действует чарующе и не дает ему забыть, что он на Востоке!
Так как же появился Азан? Кому пришло видение говорить именно те слова в азане, которые мы слышим с вами каждый день?
Историю появления азана в исламе описывают нам в своех книгах по хадисам Абу Дауд и Ибн Маджа, а имам ат-Тирмизи считал, что эта история достоверная.
Сподвижник Абдуллах ибн Зейд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что он увидел во сне мужчину одетого в зеленую одежду несущий колокол, и сказал ему: «О раб Аллаха, ты продаешь колокол?».
Он сказал: «Что ты будешь с ним делать?»
Я ему ответил: «Буду призывать с помощью него к намазу».
Тот мужчина сказал: «Не указать ли мне тебе на лучшее чем это (то есть призыв с колоколом)?»
Я сказал: «Что это?»
Он сказал: «Ты скажи, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ашхаду алля иляха илляЛлах, ашхаду алля иляха илляЛлах, ашхаду анна Мухаммадар — расуляЛлах , ашхаду анна Мухаммадар — расуляЛлах, хайя ‘аляс-соляя, хайя ‘аляс-соляя, хайя ‘аляль фалях , хайя ‘аляль фалях, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илляЛлах».
А пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, очень переживал (о призыве на молитву) с помощью трубения в рог и о звоне в колокол. Абдуллах ибн Зейд аль-Ансари вышел к пророку и сообщил ему, что увидел во сне, и сказал: «О Посланник Аллаха, я увидел во сне мужчину одетого в зеленую одежду несущий колокол», и все рассказал ему. Посланник Аллаха тогда сказал:
«Истинно ваш товарищ увидел сон»,
и сказал:
«Иди вместе с Билялем в мечеть и расскажи ему все, чтобы Биляль так призывал на молитву. Так как, поистине, голос Биляла громче, чем твой».
Я вместе с Билялем вышел в мечеть и рассказал ему все, и, таким образом, он призвал на молитву. Когда Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, услышав призыв, вышел и сказал: «О Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом я видел подобно этому во сне!».
Вот так в исламе появился азан, призыв на молитву. Эта история подкрепляется множеством других хадисов.
К примеру, передается от Абдуррахман ибн Аби Лейла сказал: «Передали сподвижники Мухаммада, что Абдуллах ибн Зейд аль Ансари, пришел к пророку, и сказал: «О посланник Аллаха, я видел во сне как будто мужчина в зеленой одежде, встал на стену прочитал азан и камат по два раза…».
Фактом же остается то, что произношение азана увидели вместе сподвижник Абдуллах ибн Зейд аль-Ансари и второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб. Минареты же при мечетях появились позднее, и именно для того, чтобы муэдзин забравшись на них, смог как можно больше людей призвать на молитву.
И еще один факт, почему в утреннем азане на одну строчку слов больше?
Рассказывают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Пришел Билял к Пророку и прочитал азан на фаджр – утреннюю молитву, обнаружив, что Пророк, мир ему и благословение спит сказал: «Ассаляту хайрун минан-наум» — «Молитва лучше сна», и после этого эту фразу стали добавлять в утреннем намазе (передано имамом ат-Табарани).
Тимур Шарафиев
По материалам: https://www.info-islam.ru/
Азан в современной культуре
Мировая культура чрезвычайно разнообразна, в ней причудливым образом пересекаются совершенно разные направления. Нередки случаи, когда какие-то религиозные мотивы можно встретить в современной музыке. Однако духовные песнопения всегда стоят особняком, и лучшие азаны относятся именно к этой категории.
Мусульмане гордятся тем, что смогли обогатить сокровищницу культурного наследия, однако не позволяют каким-либо образом извращать свои песнопения, использовать их неподобающим образом. Неслучайно в апреле 2022 года британского диджея приговорили к году отбывания в тюрьме за то, что он в одном из тунисских клубов запустил ремикс на мусульманский азан.
В настоящее время высоко ценятся призывы к молитве, оглашаемые признанным чтецом Корана Мишари Рашидом аль-Афаси. Записи его призывов можно найти в интернете, это действительно духовные песнопения, исполняемые на профессиональном уровне. Сам он проповедует в одной из мечетей Кувейта и исполняет там же обязанности имама.
Сегодня призывы, даже будучи глубоко вплетенными в исламские ритуалы намаза, могут считаться отдельным культурным направлением. Если вы хотите понять, в чем прелесть этих песнопений, можете включить видео азана. Стоит не только послушать голос муэдзина, но и посмотреть на выражение его лица во время произнесения призыва к молитве, чтобы понять каким смыслом наполнен любой призыв и насколько он может воздействовать на душу любого человека.