Личное свойство Бога Отца
Митр. Макарий (Булгаков). Догматическое Богословие
Учение православной Церкви о личном свойстве Бога Отца имеет самые твердые основания в св. Писании. Сюда относятся:
а) слова Спасителя: якоже Отец имать живот в себе, тако даде и Сынови живот имети в себе (Ин. 5:26), откуда видно, что Отец ни от кого не получил бытия, ни от кого не сотворен, не рожден и не исходит; б) все те места, где Он называется Отцем по отношению к Сыну, которых бесчисленное множество, например: никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11:27); да еси чтут Сына, якоже чтут Отца, – а иже не чтит Сына, не чтит Отца пославшего его (Ин. 6:23); или где говорится, что Он рождает Сына: Господь рече ко мне: сын мой еси ты, аз днесь родих тя (Пс. 2:7); из чрева прежде денницы родих тя (Пс. 109:3); в) наконец, места, представляющие Отца началом по отношению и к Св. Духу: егда же приидет утешитель, егоже аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетельствует о мне (Ин. 15:26); мы не духа мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога (1Кор. 2:12).
Отсюда –
а) становится понятным, почему Отец в порядке Божеских Лиц занимает обыкновенно первое место (Мф. 28:19) и называется первой Ипостасью Св. Троицы, или, как иногда у древних, само-богом, перво-богом, Богом начальным и под.; б) ясно также, что в Боге есть только одно начало Божества, Отец, – мысль, которую весьма часто повторяли древние учители и доселе содержит православная Церковь: ибо Сын и Св. Дух от Него единого приемлют свое бытие; в) ясно, наконец, что Отец служит как бы связью и единением для Лиц Св. Троицы, которые хотя едино по существу, но раздельны, как Лица: ибо Сын и Св. Дух, приемля от Него начало, к Нему же единому и возводятся, как своему Виновнику.
«Естество в Трех, пишет св. Григорий богослов, единое – Бог, единение же – Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом» (Слово 42, в Твор. св. Отц. IV, стр. 38; снес. II, стр. 168: «соблюдается, по моему рассуждению, вера в единого Бога, когда и Сына и Духа будем относить к единому Виновнику (но не слагать и не смешивать с Ним) – относить, как по одному и тому же (назову так) движению и хотению Божества, так и по тождеству сущности»).
А чтобы правильно представлять личное свойство Бога Отца, надобно помнить замечания древних учителей Церкви, что Он рождает Сына и производит Св. Духа:
а) совершенно духовным образом, и следовательно, без всякого страдания, без всякого чувственного отделения: потому что естество Божие невещественно и просто; б) рождает и производит от вечности и вечно: ибо не было времени, когда бы Отец не был Отцом Сына и Производителем Св. Духа, как не было времени, когда бы Он не был Богом, а что никогда не начиналось, о том нельзя сказать, чтобы оно и кончилось; в) рождает и производит так, как только Он один ведает и ведают Рождающийся от Него и Исходящий, а из тварей никто постигнуть не может; г) наконец, что безначальность, безвиновность исключительно усвояются Богу Отцу только по отношению к прочим Лицам Св. Троицы, а по Божеству безначальны и безвиновны и Сын и Св. Дух, или лучше, собезначальна и собезвиновна вся Св. Троица.
Историческая эпоха
Страна, в которой родился и жил Христос, бурлила и жила ожиданиями. В 63 г. до н. э. римский полководец Помпеи захватил Иерусалим. Это положило конец краткой политической независимости израильтян — с тех пор в Иерусалиме постоянно находился римский гарнизон. Римляне не могли понять религии иудеев, видя в ней лишь смешение предрассудков и варварских обычаев. Они пытались обратить израильтян в свою веру, оскорбляли их, подвергали грабежам и поборам. Иудеи ненавидели римлян и часто восставали против их владычества.В 40 г. до н. э. царем Иудеи с благословения римлян стал уроженец страны Ирод Великий, отличавшийся крайне жестоким нравом. Во время его правления в Иудее продолжалось насаждение эллинистической культуры. Опасаясь потери власти, он наводнил страну тайными соглядатаями и сурово наказывал каждого иудея, на которого падала хотя бы тень подозрения в измене. Страшась предательства даже в собственной семье, он убил двух своих сыновей и жену. После его смерти страна была поделена между двумя его сыновьями, к которым народ относился с такой же ненавистью, как и к самому Ироду. В 6 г. н. э. Иерусалим и Иудея перешли в прямое подчинение Риму. Править страной стали присылаемые из Рима наместники, прокураторы. Иудеи мечтали об избавлении от ненавистного им ига римлян. Некоторые из них объединялись в своеобразные партии. Так, например, зилоты собирались добиться освобождения путем вооруженного восстания и борьбы. Они призывали народ не платить римлянам налогов. Зилоты стали основой освободительного движения, разгромленного в 73 г. н. э.
Для евреев это было временем религиозных поисков. Происходил раскол на религиозные группировки. Одна из групп, упоминание о которой мы часто встречаем в Новом Завете, называлась фарисеями. Это направление объединяло мирян, людей, не имевших священного сана. Своих наставников фарисеи звали «рабби», что означает «учитель». Они привнесли в древнее учение много новых идей, таких, например, как представления о жизни после смерти, ангелах и демонах, а также о том, что историей движет Божественный промысел. Они пытались по-новому толковать тору применительно к изменившимся потребностям людей. Однако это вело к бесконечному приумножению правил, которым было трудно следовать, и к обвинению в излишнем законничестве. После падения Иерусалима в 70 г. н. э. фарисеи стали опорой иудаизма. Другой важной группой были саддукеи -консервативная партия аристократии. Правящая верхушка общества состояла преимущественно из представителей именно этой группы. В религиозном и политическом отношении они придерживались крайне консервативных взглядов и выступали против склонных к реформам фарисеев. Они буквально трактовали закон Моисея и, видимо, не верили в жизнь после смерти. После падения Иерусалима и разрушения Храма они потеряли свою власть и влияние. Помимо этого существовали и другие духовные группы. Наиболее известными среди них были жившие в пустыне ессеи — аскетическая религиозная община, к членам которой предъявлялись весьма суровые требования. Ессеи осуждали продажность священников Храма. Они готовились к пришествию Мессии, который должен был повести их на борьбу против тирании Римской империи, за восстановление Израильского царства.
Учение о монархии Отца
Олег Давыденков (Догм. Богословие. Курс лекций)
Этот вопрос как бы подразделяется на два подвопроса:
1) не уничижаем ли мы вторую и третью Ипостаси, утверждая монархию Отца? и 2) почему учение о монархии Отца имеет такое принципиальное значение, почему святые отцы Православной Церкви всегда настаивали на таком понимании троичных отношений?
Единоначалие Отца ни в коей степени не умаляет Божественного достоинства Сына и Духа. Сын и Святый Дух по природе обладают всем, что присуще Отцу, за исключением свойства нерожденности. Но свойство нерожденности является свойством не природным, а личным, ипостасным, оно характеризует не природу, а способ ее существования.
Св. Иоанн Дамаскин об этом говорит: «Все, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух, кроме нерожденности, которая означает не различие по сущности, или в достоинстве, а образ бытия». В.Н. Лосский пытается объяснить это несколько иначе (Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991): «Начало тогда только совершенно, когда оно начало реальности равносовершенной. В Боге же причина, как совершенство личной любви, не может производить следствие менее совершенное, оно хочет их равночестными, и поэтому является также причиной их равенства». Свт. Григорий Богослов (Слово 40 на Крещение) говорит: «Нет славы Началу (т.е. Отцу. – О.Д.) в уничижении тех, которые от Него».
Почему отцы Восточной Церкви настаивали на учении о монархии Отца? Для этого нужно вспомнить, в чем состоит суть тринитарной проблемы: каким образом одновременно мыслить в Боге и троичность и единство, причем так, чтобы одно не утверждалось в ущерб другому, чтобы утверждая единство, не сливать Лица и утверждая различия Лиц, не разделить единую сущность. Святые отцы называли Бога Отца Божеством Источником. Например, свт. Григорий Палама в своем исповедании говорит: «Отец – единственная причина и корень и источник, в Сыне и Святом Духе созерцаемого Божества». По выражению Восточных отцов, «один Бог потому, что один Отец».
Именно Отец сообщает свою единую природу в равной степени, хотя и различным образом Сыну и Духу Святому, в Которых она и пребывает единой и нераздельной. При этом отсутствие отношения между Духом Святым и Сыном никогда не смущало восточное богословие, поскольку между Сыном и Святым Духом также устанавливается некоторая соотнесенность, причем не непосредственно, а через Ипостась Отца; именно Отец поставляет Ипостаси в их абсолютном различии. При этом между Сыном и Духом непосредственно никакого отношения нет. Они отличаются только модусом Своего происхождения.
По выражению В.Н. Лосского (Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, с. 47): «Отец тем самым является пределом соотношений, от которых Ипостаси получают свое различение: давая Лицам их происхождение, Отец устанавливает их соотношение с единым началом Божества как рождение и нахождение». Поскольку Сын и Святой Дух одновременно восходят к Отцу как к одной причине, то уже в силу этого их можно мыслить как различные Ипостаси.
При этом утверждая, что рождение и исхождение как два различных способа происхождения Божественных Лиц не тождественны друг другу, православные богословы в соответствии с традицией апофатического богословия отвергают всякие попытки установить, в чем же конкретно это отличие заключается. Св. Иоанн Дамаскин пишет, что «конечно, различие между рождением и исхождением есть – это мы узнали, но какой образ различия – этого никак не постигаем». Любая попытка каким-то образом отменить или ослабить принцип единоначалия неизбежно приводит к нарушению равновесия в Троице, равновесия между троичностью и единичностью. Наиболее яркий пример тому – латинское учение о филиокве, т. е. о двойном исхождении Духа Святаго от Отца и Сына как единой причины.
Брахман
В древнеиндийской философской школе существовало схожее с греческим представление об Едином — индийцы называли его словом Брахман. Они верили в то, что весь наш мир во всем его многообразии: каждый листок на дереве, каждый камушек на земле, каждое живое существо, каждый момент времени, являются частичками некоего сверхсущества — Брахмана, а все физические, химические, биологические и исторические процессы во Вселенной являются жизненными процессами этого сверхсущества. Это существо не является личностным Богом, Брахман — это скорее душа мира, индифферентный абсолют, это непосредственно сама реальность. Это существо ниоткуда не появилось, и никуда не исчезнет, оно — само бытие. Утверждали, что Брахману не может быть дано никакое утвердительное определение, его можно определить лишь через отрицание: Брахман бесконечный, Брахман неизменный, Брахман неподвижный. Верящие в Брахмана древние индийцы были первыми пантеистами.
Интересно отметить, что знаменитый физик Эрвин Шрёдингер был ярым поклонником индийской философской школы веданты и написал целый трактат про связь квантовой механики и Брахмана. Но в отличии от Шредингера далеко не все философы древней Индии были согласны с идеей Брахмана, и об одном из них пойдет речь далее.
Почему изображения Бога Отца на иконах и фресках называют неканоничными?
Потому что изображение Бога Отца противоречит решениям церковных Соборов. Так, святые отцы Седьмого Вселенского Собора постановили: «Почему мы не описываем Отца Господа Иисуса Христа? Потому что мы не видели Eгo. А если бы мы увидели и познали Его, так же как и Сына Его, — то постарались бы описать и живописно изобразить и Его (Отца)…» (Деяния VII Вселенского Собора, Деяние 4).
Стоглавый Собор, созванный в Москве в 1551 году, давая предписание иконописцам, определил в своем 43‑м правиле принципиальную неизобразимость Божества. Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666–1667 гг. В 43‑й главе деяний этого Собора, которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое постановление: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству. Господа Саваофа брадою седа и Единородного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть».
Как определяют сущность Господа богословие и философия?
Подходы религии и науки к данной проблеме отличны. Термин «богословие
» в основном считается переводом от греческого понятия «теология», однако по существу не является точным. Более близким по смыслу является слово «боговедение» (познание). Оно не объясняет точно, кто такой Бог, потому что человеческими словами это сделать невозможно.
Это все равно, что попытаться рассказать человеку, как выглядит, например, зеленый цвет или звучит нота «фа». Их можно только увидеть или услышать. Так же и видение Творца можно понять, даже вернее, ощутить только через Его деяния.
Рассматривая данный предмет, философия определяет его в обобщенной степени как личность, существо, обладающее сверхъестественными свойствами. Считается, что абсолютно точное определение здесь дать не представляется возможным.
Бога нельзя постичь с помощью человеческого интеллекта, а только путем духовного приближения
к Его истине, путем ощущения. Ссылаясь на библейские изречения, Творец невидим для наших глаз и может открыться только тогда и тем людям, кто, этого достоин.
«Божественное» создание Вселенной с точки зрения науки
Испокон века человечество интересует вопрос, как возник окружающий его мир и кто «приложил» к этому руку.
Существуют разные взгляды и теории: естественнонаучные, философские, богословские, в том числе имеют место убеждения ряда ученых, которые соединяют в себе позиции как науки, так и религии.
Есть интересное мнение, чем они отличаются. Оно основано на разном понимании и толковании одного и того же события, например, движения корабля или автомобиля. Можно объяснить причину работы мотора, в результате которого плывет судно или едет машина, а можно обосновать необходимость этой поездки. Проще говоря, в первом случае мы ответим на вопрос «как, почему?», а во втором – «для чего, зачем?», но это в первом приближении.
Если взять в « разработку» причины появления мира, вселенной, то здесь встанут более сложные мировоззренческие проблемы, которые можно попытаться объяснить как с точки зрения науки (в виде теории «большого взрыва»), так и с позиции божественного воздействия на превращение хаоса в узаконенное бытие.
Попытаться объяснить всю сложность функционирования вселенной возможно, скорее всего, соединив эти два подхода воедино.
Если начать рассуждать о сложных материях возникновения нашей жизни и ее смысла, то с большой вероятностью вы подойдете к раздумьям: как появился Бог, и если не Он к этому причастен, то кто и откуда взялся? Мы постарались вам в этом помочь.