Священномученик Дионисий Ареопагит — святой покровитель Денисов


Сщмч. Дионисий Ареопагит. Икона

Дионисий Ареопагит
( в.), епископ Афинский, священномученик Память 3 октября и в Соборе 70 апостолов

Жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», — сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).

Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян. 17, 16 — 34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином.

В Деян. 17, 34 вместе с Дионисием Ареопагитом упоминается Дамарь, которую некоторые считают женой Дионисия.

В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.

Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу:
«Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Мучение св. Дионисия Ареопагита. Фреска. Афон, монастырь Дионисиат (1547 г. Автор Зорзис Фука)

Умер мученической смертью (по древним известиям, основанным на свидетельстве апологета Аристида). Имеется восходящее к средневековью мнение, согласно которому Дионисий Ареопагит был проповедником христианства в Галлии (См. Дионисий Парижский).

Святой покровитель Денисов

Имя «Дионисий» в русской транскрипции звучит как «Денис». Многие имеют его своим небесным покровителем. Но отнюдь не все, поскольку имя Дионисий носят еще и другие святые.

Как же в таком случае определить, у кого же из наших Денисов именины именно 16 октября? Существует такое правило определения сего Дня. Необходимо посмотреть по церковному календарю память какого тезоименитого нам святого будет ближайшей после дня нашего рождения. Этот-то святой и является нашим небесным покровителем.

Поэтому всем, кто родился с 1 сентября по 16 октября покровительствует священномученик Дионисий Ареопагит.

Остальные Денисы, родившиеся с 17 октября по 31 августа (это день памяти мученика Дионисия Требийского), имеют своими покровителями других Дионисиев.

Св. Дионисий Александрийский

(умер ок. 265), епископ Александрийский, отец Церкви. Родился в конце 2 в. в знатной семье. Обратился в христианство уже в зрелом возрасте. Дионисий обучался у Оригена в александрийской катехизической школе, которую впоследствии (ок. 231) и возглавил. Вероятно, именно в этот период им был написан трактат, посвященный систематическому опровержению атомистического учения Эпикура и его последователей. В 247 или 246 Дионисий стал епископом Александрийским и патриархом северо-восточной Африки. В 248 в Александрии вспыхнули народные волнения, направленные против христиан, а в 249 начались гонения Деция. Дионисий избежал заточения, спешно покинув Александрию, однако ему пришлось пережить много лишений и тягот в Ливийской пустыне, прежде чем он смог вернуться в Александрию (вероятно, в 251).

Также по теме:

ЕПИСКОП

В последующие годы Дионисий играл важную роль во всех событиях, волновавших христианскую общину того времени. Прежде всего он был духовным пастырем, и ему принадлежит множество посланий, трактующих вопросы догматики и церковной политики. Так, в своем послании по поводу тех, кто отступился от христианской веры, он призывал проявлять снисходительность к слабости этих людей – при условии их искреннего раскаяния. Благодаря его усилиям многие закоренелые схизматики вернулись в лоно церкви. В вопросе о перекрещивании тех, кто принял крещение от еретиков, он занял умеренную позицию, убеждая обе спорящие стороны воздерживаться от крайних и насильственных мер. Он первым осудил ересь савеллиан, распространившуюся в Пентаполе, который находился под его епископской юрисдикцией. По-видимому, он первым ввел в обиход праздничные пастырские послания, в которых затрагивались животрепещущие проблемы церковной жизни; эта практика стала отличительной чертой административного уклада Египетской церкви.

В 257, когда начались гонения императора Валериана, Дионисию, вместе с другими духовными лицами, пришлось предстать перед судом префекта провинции. За свое свидетельство о вере он был отправлен имперскими властями в ссылку, сначала в Кефрон на границе Ливийской пустыни, затем в Коллуфион, а потом в небольшое селение в окрестностях Мареотского озера. Все эти перемещения были связаны со страданиями и лишениями. Когда при императоре Галлиене вновь водворился мир, Дионисий возвратился в Александрию. Дионисий Александрийский скончался ок. 265. День памяти святого 17 ноября (в Русской православной церкви 6 сентября по старому стилю).

Сподвижник святого Павла. Апостол от 70-ти

О сем сказано в Священном Писании. После проповеди апостола Павла в афинском ареопаге большинство присутствующих там не захотели его слушать. Но, однако, как говорится в Деяниях Апостольских: «Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Апеопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян.17: 34).

Проповедь ап. Павла на ареопаге. Роспись церкви мон-ря Пентелис. Худож. Спирос Василиу. ХХ в.

Дамарь – это супруга самого Дионисия. А он с тех пор, оставив жену и семью, стал одним из ближайших учеников ап. Павла. Просвещенный его богодухновенными словесами, он не только принял крещение, став христианином, но за свои равноапостольные подвиги на поприще христианской проповеди был причислен Господом к лику семидесяти апостолов.

Миссионерская деятельность

В Иерусалиме вдохновенные речи Святых Апостолов, видение Успения Богородицы, лицезрение Голгофы и других святынь заставило испытать Дионисия настолько сильные внутренние переживания, что он решил оставить навсегда отечество и своих родных и отправиться проповедовать Евангелие в языческие страны. Вернулся он в Афины только для того, чтобы взять с собой нескольких клириков. Далее его путь лежал в западную Европу, где процветало идолопоклонничество, где он прославлял Иисуса Христа словом, знамениями и чудесами. Озарял он светом Евангелия Италию, Испанию, Германию и Галлию, пока в Париже, в сто десятом году от Рождества Христова, не скончался. Третьего октября Церковь празднует память такого знаменитого деятеля раннего христианства, как Святой Дионисий Ареопагит.

Житие философа

Святой родился в шестом или седьмом году по Р.Х., от благородных и знатных родителей. Обучался наукам, в первую очередь, философии, в Афинах, которые славились своими философскими школами.

Философия того времени, породив множество различных школ, пришла к скептицизму, отрицавшему возможность познания истины и даже ее существование. Античные философы пришли к этому неправомерному выводу, что истина, якобы, непознаваема или вообще не существует.

Сомневался в этом лишь Сократ, который смиренно утверждал, что «знает, что ничего не знает». Дионисий к 25 годам достигший блестящих успехов в познании наук, в философии придерживался не общепринятого скепсиса, а именно сократического сомнения. Что впоследствии и сказалось в его богословии.

Наблюдал солнечное затмение в момент, когда распяли Христа

Желая еще более усовершенствоваться в знаниях, святой отправился в египетский город Илиополь, где изучал астрономию. Именно там он наблюдал удивительное и страшное явление, когда, во время распятия Христа, Землю окутала трехчасовая тьма (ср.Мф.27: 45). Тогда Дионисий по наитию Духа Святого пророчески изрек:

«Или Бог, Создатель сего мира страждет, или сей видимый мир кончается!».

Член Ареопага в Афинах

После сего, возвратившись в Афины, Дионисий вступает в брак с Дамарью и, ввиду своей знатности и образованности, становится одним из видных членов афинского Ареопага.

Который представлял собой важный орган власти и судебно-политический трибунал. Поэтому вполне закономерно предположение святителя Иоанна Златоуста, считавшего, что приведшие ап. Павла в ареопаг языческие философы(ср.Деян.17: 16-19) хотели не только выслушать его учение, но и осудить его там на смерть.

Но богомудрый апостол уловил мудрецов их же мудростью. Дело в том, что афиняне были чрезвычайно набожны, сие и отметил в начале своей проповеди в ареопаге ап.Павел (Деян.17: 22). Поэтому город был заполнен множеством капищ с самыми различными идолами, коих горожане почитали как «богов». Но при этом они настолько боялись пропустить какого-то «бога», прогневавши этим его, что даже устроили храм сему предполагаемому «неведомому Богу». Этим и воспользовался апостол, сказав, что именно сего Бога он и проповедует.

Уже затем, наедине, ап. Павел объяснил Дионисию Ареопагиту, что этот Бог, воплотившись, уже явился на земле. И ради спасения людей Он, Иисус Христос принял крестную смерть, причем, во время Его распятия во всем мире была трехчасовая тьма. И тогда Дионисий вспомнил то необычайное астрономическое явление, свидетелем коего был в Египте, и уверовал во Христа.

Крещение Дионисия

Еще более утвердило его веру чудо исцеления ап.Павлом некого слепца. После чего Дионисий вместе со всем своим домом принял крещение от апостола и стал христианином. Затем оставив жену и детей он в течение трех лет следовал за апостолом Павлом, будучи его учеником и помощником в деле благовестия.После чего тем же апостолом был поставлен епископом Афин.

Св.Дионисий сподобился и той великой благодати, что лицезрел Саму Пречистую Деву Богородицу, и был настолько восхищен Ее величием и благодатью, исходящей от Нее, что, по его же собственному свидетельству, только проповедь ап.Павла против язычества помешала ему назвать Ее Божеством! Святой также был свидетелем Успения Богородицы и участвовал в Ее погребении. При этом он удостоился слушать учение всех апостолом, особенно ап. Иоанна Богослова, собранных к Успению.

Иконография: Успение Богородицы Материал: Дерево, маслоРазмеры иконы: высота 51,5 см, ширина 70 см Икона изображает евангельский сюжет Успения Богоматери. © Самарский областной художественный музей

После чего св. Дионисий, будучи епископом афинским, достаточно долгое время пребывал в сем городе, где основательно утвердил Церковь Христову, обратив множество афинян ко Христу. Однако желая еще больше послужить делу апостольского благовестия, он, поставив в Афинах другого епископа вместо себя, сначала удалился в Рим, где был принял св.Климентом Римским. А уже оттуда по просьбе последнего он, сопровождаемый другими святыми благовестниками, отправился на проповедь в Галлию (нынешняя Франция).

Особенно долго св. Дионисий трудился в городе Лютеции (нынешнем Париже), где построил храм и основал Церковь. Посему с полным основанием может считаться просветителем Франции.

Сент-Дени, Франция

Другие известные святые с именем Дионисий

В православии святых мужей и преподобных отцов, носящих греческое имя, немало. Но наиболее известны верующим Дионисий Олимпийский и Дионисий Радонежский.

Преподобный Дионисий Олимпийский

Жил в 15 веке, некоторое время был иноком в Афонской обители. Известен как основатель и настоятель одной из древнейших македонских монашеских общин – на горе Олимп.

Строгий и аскетичный подвижник привлекал многих людей, наставлял, поучал. Умел найти подход даже к закоренелым преступникам и негодяям, наставить их на истинный путь. Как-то один грабитель задумал унести из кельи святого все ценное, но столкнулся с Дионисием. Настоятель тихо и мирно побеседовал с преступником, силой внушения заставил вернуть награбленное, задуматься о честной жизни.

Скончался Дионисий Олимпийский в 1541 году. Вспоминают святого настоятеля 24 января.

Преподобный Дионисий Радонежский

Родился в 1570-е во Ржеве, тогда же первым патриархом на Руси стал Иов. Дионисий рано осиротел, воспитывался при монастыре. Когда семью святого настигла беда – трагическая смерть супруги и детей, принял постриг. Позже был назначен настоятелем Старицкой обители.

В 1605-ом, когда воцарился Лжедмитрий I, в монастырь в Старицу под охраной доставили патриарха Иова. Дионисию велели держать того в заточении. Но настоятель не послушал наказ, тайком приносил пленному провизию. В 1612-ом преподобный Дионисий, назначенный архимандритом Троице-Сергиевой лавры, разослал послания с призывом собрать войско для обороны от захватчиков. Тогда же ему пришлось оборонять монастырские стены от войска Лжедмитрия II. Когда закончилось Смутное время, Дионисий Радонежский много трудился, чтобы восстановить разоренную обитель.

Среди прочих монастырских дел Дионисий переводил богословские книги. Недоброжелатели наклеветали на святого, якобы он искажает тексты. Преподобного посадили в темницу, пытали, тот смиренно терпел муки, ведь оправдываться ему было не в чем. Когда из плена вернулся патриарх Филарет, то оправдал невинно осужденного.

Скончался Дионисий, старец Радонежский 1633 году. Вспоминают святого 25 мая.

Мученическая смерть

Во время гонения Домициана в Галлию им был послан правитель Сисиний, который первым делом схватил св. Дионисия и его сотрудников, подвергнув их многочисленным мучениям. Святого бичевали; полагали на раскаленном железе; бросали на съедение зверям и в сильное пламя, но он, благодатью Божией, оставался невредимым и радостно исповедал Христа.

Тогда его подвергли длительному тюремному заключению. Но и в тюрьме св. Дионисий оставался неизменно мужественным, совершая там Божественную литургию и причащая приходящих к нему христиан. При этом, как сам святой, там и многие из достойных сего сподобились во время богослужения видеть явление Царя Славы в сонме ангелов.

Наконец, после всех упомянутых мучений язычники последний раз потребовали от святого и его сослужителей отречься от Христа и принести жертву идолам. В ответ на отказ от сего свв. Дионисий, Елеферий и Рустик были осуждены на усечение мечем. За что святой молитвенно и горячо благодарил Бога, призвавшего его, удрученного старостью, к Себе.

Статуя святого Дионисия Ареопагита в Сен-Дени, Франция

Причем, после казни произошло поразительное чудо. Св. Дионисий, уже обезглавленный, взяв в руки свою главу, прошел около дух поприщ (шесть километров) до христианской церкви (ныне католическая базилика Сен-Дени), где отдалсвою главу одной благочестивой женщине по имени Катулла. Которая хитростью и подарками сумела получить и тело святого.

После принятия христианства

Под руководством предстоятеля Церкви Афин Иерофея Дионисий непродолжительное время изучал христианство и показал настолько впечатляющие успехи, что Апостол Павел рукоположил его в сан епископа вместо самого Иерофея, который оставил Афины для того, чтобы нести слово Христово в другие страны. Естественно, что Афинская церковь под руководством нового епископа начала быстро развиваться. Однако, буквально в пятьдесят восьмом году от Рождества Христова, Дионисий Ареопагит отправился в город Иерусалим, куда собирались по внушению Святого Духа Апостолы и сподвижники их со всех иных стран. Поэтому епископство в Афинах ему спешно пришлось оставить.

В честь святого названы:

Многие храмы, как у католиков (к примеру, кроме уже упомянутой базилики Сен-Дени, — и их собор в Афинах), так и у православных. Последние есть в Греции, России, Белоруссии и Украине. А на Афоне есть часовня в его честь.

Руины базилики сщмч. Дионисия Ареопагита в Афинах. Ок. Х в.

Но святой не лишился и человеческой славы. В одном из афинских районов имеется улица, носящая его имя. А в 1935 году Международный астрономический союз назвал его именем один из кратеров на видимой стороне Луны.

Происхождение имени Дионисий

Как и многие другие традиционные христианские имена, Дионисий – наследие греческой традиции. Зародилось это имя задолго до христианства, при этом означало принадлежность носителя богу Дионису.

Дионис, известный в греческой мифологии еще в эпоху до Троянской войны, покровительствовал растительному миру, виноградарству, веселью.

Из греческого языка это имя перешло в большинство языков индоевропейской группы.

В России это имя, благодаря православной традиции и святцам, широко распространено, но претерпело некоторые изменения. Дионисий – устаревшая форма. Сейчас так называют младенцев лишь при крещении, а в обычной жизни используют мирскую форму – Денис. По статистике, из десяти тысяч младенцев-мальчиков 172 ребенка – Денисы. Такие данные лишь подтверждают тенденцию возрастания популярности исконных православных имен.

Знаменитые богословские труды

Это богословский трактаты:

  • «О Божественных именах»;
  • «О небесной иерархии»;
  • «О Таинственном Богословии»;
  • «О церковной иерархии»;
  • Письма к разным лицам числом десять

В них св. Дионисий Ареопагит является основателем апофатического богословия. Т.е. такого учения о Боге, кое говорит не о том, что Он есть, а о том, что Он не есть. Заметим здесь влияние сократического сомнения, т.е. смиренного осознание немощности человеческого ума познать сущность Божию и чрез сие парадоксальным образом дающее нам более точное знание о Нем.

Поэтому ни одно из имен Божиих, коих бесчисленное множество, по учению святого, не выражает Его сущность, но говорят лишь о Его совершенных свойствах. А Бог Сам в Себе, как Всевышний, выше всех этих Своих совершенных свойств, в том числе, выше даже Своего бытия.

Как, основываясь на творениях св.Дионисия, пишет о сем св. Иоанн Дамаскин:

«Сказать о Боге, что Он есть по существу, невозможно. Скорее, более свойственно говорить (о Нем) чрез удаление всего. Ибо Он не есть что-либо из сущего: не как не сущий, но как сущий выше всего, что существует, и выше самого бытия».

Чем, между прочим,богословски, философски и логически полностью посрамляется главная ересь нашего времени – атеизм. Оказывается, согласно учению св. Дионисия Ареопагита, их любимое и невероятно глупое «Бога нет», — т.е. отрицание бытия Божия, не отрицает Его сущность. Которая выше бытия Божия, поэтому отрицание сего бытия логически не способно отрицать сущность Божию, т.е. не способно отрицать Самого Бога.

И, с другой стороны: если все имена Божии, в том числе и имя «Бог», выражают не Его сущность, а лишь свойства, то и отрицание любого из сих имен, в том числе и имени «Бог», отрицает не самого Бога, а лишь какое-то из Его свойств. Но совершенно нелепо отрицать бытие кого бы то ни было, отрицая какое-то его свойство, как это пытается делать атеизм.

Ну нельзя же на полном серьезе утверждать, что, к примеру, преподобной Матроны Московской на самом деле не было, потому что она… не обладала зрением!

Другой важной стороной учения св. Дионисия Ареопагита было утверждение о том, что благодать Божия передается иерархическом путем: как в небесной, так и в церковной иерархии. Из чего также следуют существенные для нашего времени выводы.

Наконец, в письмах святого различным лицам также имеются глубокие нравственные истины, которые даже разобраны на цитаты.

Археологические раскопки под криптой базилики св. Дионисия в пригороде Парижа Сен-Дени

Формы имени Дионисий

В русском языке Дионисий долгие века имел народные формы: Денис, Денисий. Официальными, а не просторечными, эти имена стали только в начале двадцатого века. Хотя нам известны видные соотечественники, которых называли Денисами, например, драматург Денис Фонвизин и герой войны 1812-го года Денис Давыдов.

Сокращенно Денисов и Дионисиев называют Дениска, Денька, Деша. В последние годы распространено сокращение Дэн.

В большинстве европейских языков распространена такая форма имени, как Деннис (или Дэннис). Но у итальянцев это имя будет звучать как Дьониджи, а у жителей Венгрии – Денеш. Это исконно христианское и древнее имя распространено широко по всем странам, не важно, какую форму христианства там исповедуют.

Когда богословские труды св. Дмонисия стали популярны и благодаря кому

Это произошло в 533 году, во время спора с монофизитами, кои и обнародовали эти труды, пытаясь в них найти основания своему ложному учению. Впрочем, тщетно, поскольку затем многие святые отцы (преп.Анастасий Синаит; свят.Софроний Иерусалимский; преподобные Феодор Студит; Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин) ссылаются на сии труды святого Дионисия, как на строго православное учение.

Преподобный Иоанн Дамаскин Богатенко Яков Алексеевич (1880–1941) 1905 г. Дерево, темпера 18 × 14.5 см Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Москва, Россия

Причем, эти святые объяснили, в чем состояло злонамеренное стремление еретиков сделать святого Дионисия своим «сообщником». Так, к примеру, святой говорит о «богомужнем действии во Христе». А еретики монофизиты и монофелиты, ложно учащие, что во Христе лишь одна природа (Божественная) и лишь одно действие, говорят уже о «единомбогомужнем действии». Сим злонамеренно вставленным ими словом «едином» искажая святоотеческий текст.

Следует также сказать, что несмотря на свидетельства столь многих святых, признающих авторство св. Дионисия Ареопагита, вопрос о подлинности его творений под названием «КорпусАреопагитикум» до сих пор дискутируется в научно-богословских кругах. Как правило, этими шибко учеными авторство «Корпуса» приписывается разным еретикам, в основном, монофизитам, кои сии творения и обнародовали.

Причем, эти ученые противоречат сами себе, приписывая авторство то одному, то другому еретику. Поэтому им стоит поспорить между собой, а не с нами, православными. Которые строго блюдя святоотеческое наследие, правоверно считают, что писатель сих творений один и тот же святой – Дионисий Ареопагит. Да и кто же мог столь возвышенно писать о неисследимом Божестве, как не Дионисий, еще в ареопаге вдохновленный проповедью апостола Павла о неведомом Боге (ср.Деян.17: 22-23)!

А то, что монофизиты впервые обнародовали труды св. Дионисия, еще не о чем не говорит. Многие творения святых с течением времени были утеряны. Но бывало и так, что, казалось бы, утерянное иногда находили, например, в библиотеках древних монастырей. Возможно, так был найден и «Корпус Ареопагитикум»; найден монофизитами в одном из их монастырей, который, впрочем, ранее был православным.

Священномученик Дионисий Ареопагит

Из всех афинян, обращенных святым Павлом ко Христу, лишь Дионисий Ареопагит и Дамарь названы по именам. О Дамари почти ничего не известно, хотя ее имя есть в святцах (день ее памяти приходится на 2 октября, то есть накануне дня святого Дионисия). Святой Дионисий же является одной из самых противоречивых фигур в истории ранней Церкви. На протяжении веков верили, что известное духовное сочинение под названием «Мистическое богословие» написано именно священномучеником Дионисием Ареопагитом, другом апостола Павла. Однако большинство исследователей полагают, что автор этих сочинений жил в более позднее время, поскольку о них, по всей видимости, ничего не было известно в первые века Христианства, и у Отцов Церкви раннего периода нет о них ни единого упоминания. Стиль, содержание и богословский язык этих произведений говорят о том, что они были написаны в V веке по Рождестве Христовом автором сирийского происхождения. Ссылки на развитую структуру монашеской жизни и более поздние элементы церемониальной и пенитенциарной системы также не позволяют отнести их непосредственно к апостольским временам. Об их происхождении веками спорили исследователи Востока и Запада. Некоторые сторонники православного традиционализма до сих пор утверждают, что эти работы действительно принадлежат перу святого Дионисия Ареопагита, а более поздний тон и стиль возник в результате перевода и переноса в сирийский текст. Епископ Каллистос Вэр, сторонник общепринятого мнения о более позднем авторстве этих текстов, пишет: «Эти книги столетиями считались произведениями святого Дионисия Ареопагита, обращенного апостолом Павлом в Афинах; фактически же они принадлежат перу неизвестного автора, жившего, по всей вероятности, во второй половине V века в Сирии… Преподобный Максим Исповедник (почил в 662 году) составил комментарии на работы святого Дионисия, после чего за ними закрепилось постоянное место в православном богословии. Дионисий оказал огромное влияние и на духовную жизнь Запада: например, подсчитано, что в Сумме Фомы Аквинского приводится 1760 цитат из работ Дионисия, а один из английских летописцев XIV века свидетельствует, что «Мистическое Богословие «Дионисия пронеслось по Англии как дикий олень…» Независимо от того, кто является подлинным автором этих работ, стоит вкратце рассказать о том, что известно о святом Дионисии. Это поможет православному паломнику понять, каким был этот любимый многими и издревле почитаемый святой. Во времена проповеди апостола Павла в Афинах Дионисий являлся одним из девяти членов престижного Совета Ареопага, который на протяжении веков создавал для Афин законы. Согласно греческой мифологии, этот Совет основала сама Афина для суда над Орестом, убившим свою мать. Исторически же его создание относят к гомеровским временам: тогда он уже осуществлял административные, судебные и религиозные функции. С течением времени его полномочия значительно сократились, и к V веку до Рождества Христова, то есть к моменту правления Перикла, в его обязанности входило рассмотрение дел о преднамеренных убийствах, отравлениях, поджогах и решение некоторых религиозных вопросов, а также забота о священных оливковых деревьях. Без сомнения, при римлянах полномочия Совета были еще больше урезаны. Этим объясняется и тот факт, что апостол Павел был призван на заседание Совета, напоминавшее скорее обсуждение, чем официальное разбирательство. Тем не менее, положение судьи было более чем почетным. Дионисий оказался среди тех, кто слушал апостола Павла, прибывшего в Афины около 50 года нашей эры, и хотя озадаченная толпа отнеслась к словам апостола с издевкой, Ареопагит задумался над ними, уверовал и принял крещение. Со временем святой Павел рукоположил Иерофея и поставил его первым епископом Афин. Возможно, это тот человек, о котором повествует книга Деяний Апостолов: человек, обратившийся ко Христу вместе с Дионисием и Дамарью. По преданию, он также являлся членом Совета Ареопага, в дальнейшем став мудрым и добродетельным епископом. Он принял мученическую кончину в I веке от Рождества Христова, и сам Дионисий сменил его на посту иерарха. И Павел, и Иерофей были духовными наставниками Дионисия. Много лет Дионисий управлял своей афинской епархией и, согласно принятому в Греции варианту его жития, мог быть в Риме во время последнего заточения святого апостола Павла; мог успеть попрощаться с Апостолом и стать свидетелем его мученической кончины. Тем не менее, святой Дионисий Ареопагит также погиб как мученик. В одном из апокрифов, касающихся жития святого Дионисия, есть рассказ о том, как в Страстную Пятницу, в день распятия Спасителя в 33 году нашей эры, святой Дионисий, находясь в египетском городе Гелиополисе, вместе со всеми наблюдал, как потемнело небо и солнце спрятало свои лучи. Говорят, что он в этот момент произнес: «Либо страждет Бог, либо близок конец всему!» Рассказывали еще, что он ходил в Иерусалим для встречи с Божией Матерью, и что святой Дионисий, святой Тимофей и святой Иерофей были перенесены на облаках к месту Ее успения, как и апостолы, и присутствовали на Ее погребении. Первый рассказ об этих событиях содержится в тех же сирийских текстах V века; и хотя эти эпизоды были впоследствии включены в православные варианты жития святого Дионисия, в более ранних из дошедших до нас источниках Отцы Церкви ни словом о них не упоминают. Глава священномученика Дионисия была передана Императором Алексием I Комнином (1081—1118) Дохиарскому монастырю на Горе Афон, где она находится и по сей день.

Холм Ликабетос — часовня святого Георгия Вершина холма Ликабетос с часовенкой святого Георгия видна с площади Синтагма и во многих других местах в Афинах. В прошлом склоны этого холма были почти отвесными. В XVII веке на его вершине построили часовню святого Илии, но подниматься по почти вертикальному склону было трудно, и часовня оказалась заброшенной сразу после завершения строительства. Однако в 1834 году монах по имени Эммануил Лулудакис поднялся на Ликабетос, расчистил развалины и восстановил часовню, посвятив ее свяотму Георгию. Поскольку отец Эммануил не вернулся, знавшие его решили, что он погиб при восхождении на гору. Через три года некоторые из жителей Афин заметили на вершине холма огни, и, забравшись туда, чтобы выяснить их происхождение, обнаружили, что монах создал там райский уголок с садами и двориком. На пожертвования местных жителей была построена дорога, и часовенку стали посещать молящиеся, особенно в дни Пасхи. Отец Эммануил отошел ко Господу в 1885 году, его могилка находится здесь же, на холме Ликабетос. В часовенке иногда происходили чудеса. С вершины этого холма открывается прекрасный вид на Афины.

Храм святого Евстафия (Свят. Григорий Нисский, вмуч. Феодор Тирон и вмуч. Феодор Стратилат, св. Георгий Новый Мученик Неаполисский) В небольшой церковке св. Евстафия в районе Периссос в Неа Ионии хранятся мощи одного из великих отцов-каппадокийцев — святителя Григория Нисского, сына св. Эмилии и брата святителя Василия Великого и преп. Макрины. При обмене населением после Малоазийской Катастрофы мощи были перевезены в Афины из турецкого города Неаполис, расположенного чуть к югу от Ниссы, где они покоились столетиями. В этом же храме пребывают мощи двоих самых прославленных христианских воинов времен ранней Церкви — великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, а также новомученика Георгия Неаполисского, священника, принявшего смерть за Христа в Турции в XVIII веке. Иконостас храма св. Евстафия написан известным иконо-писцем двадцатого века Фотисом Контоглу.

Святитель Григорий Нисский Чтение жития святителя Григория утешительно для христиан начала XXI века. Подобно многим из нас, он в молодые годы имел прохладное отношение к вере, и лишь спустя годы стал благочестивым христианином и богословом. В его краткой, легкодоступной для чтения биографии обычно не упоминается тот факт, что благочестивая жизнь его матери Эмилии не казалась юноше особенно привлекательной. Теплые источники веры, обильно питавшие его сестру Макрину и брата Василия, оставляли его равнодушным. В детстве он обладал слабым здоровьем и потому получил хорошее, но несколько бессистемное образование. Похоже, он не посещал Афинскую Академию. Погрузившись в изучение греческого и римского классического наследия, после смерти отца он поселился на причитавшейся ему части отцовских имений и не пожелал постоянно заниматься каким-либо делом. Когда Григорию было около двадцати лет, в монастырь, где служила настоятельницей его мать, были привезены мощи сорока мучеников севастийских, и сестры готовились к торжественной службе в честь перенесения мощей в этот монастырь, расположенный в местечке Анесси в Понте (на территории современной Турции). Мать попросила Григория присутствовать на службе. Он пошел туда, скрепя сердце, но, как только она отвернулась, выскользнул из храма в сад, где рассчитывал переждать, пока окончится служба. Раздраженный, он уснул, и ему приснилось, что хочет вернуться в храм, но сорок вооруженных воинов-мучеников преграждают ему путь при попытке пройти в ворота. Они угрожали ему копьями, и если бы один из их числа не оказал ему милостивого заступления, воины применили бы к нему силу. Григорий проснулся в слезах — настолько ярким было сновидение — и в раскаянии вернулся в храм на службу. На некоторое время он стал прилежным прихожанином и даже служил чтецом, ежедневно читая в храме положенные отрывки из Библии. Но вскоре оставил это занятие, чтобы попробовать свои силы в риторике, подобно своему отцу, который был преуспевающим юристом. Друг будущего святого, Григорий Назианзин, который вместе с Василием уже успел связать себя обетами целомудрия и служения Церкви, писал ему: «Итак, ты решил называться ритором, а не христианином… Знаешь, друг мой, не нужно долго на этом задерживаться. Лучше протрезвей, пока не поздно, снова стань самим собой и проси прощения у Бога и братьев-христиан». Риторика, по словам Григория Назианзина, ведет к «неблагородной славе». Кажется, это письмо не произвело на Григория большого впечатления. Несколько лет он старался сделать карьеру ритора, после чего женился на красавице по имени Геособия. О ней мало что известно. Похоже, они с Григорием прожили вместе как муж с женой весьма недолгое время, хотя она, возможно, и оставалась в его доме до конца своих дней. Двадцать лет спустя она умерла, оплакиваемая всеми, и святитель Григорий Назианзин воспел ее, назвав «славой Церкви, украшением Христа, помощницей нашего поколения, надеждой жен, прекраснейшей и славнейшей из всех верных». Долгие годы после этого брака Григорий оставался в Кесарии, проживая наследство, занимаясь чтением и написанием сочинений, но чувствовал себя «щепкой, плывущей по течению», как он сам признавался Григорию Назианзину. Он все еще испытывал неуверенность, сомневался в своей вере, в своем будущем и в себе самом. В это время Василий пригласил его в Ибору пожить в лесу в основанной им общине. Именно здесь, как утверждает церковный историк Роберт Пэйн, «его религиозность усилилась, и к нему стало приходить ощущение вечной благости Божией и тленности всего сущего». Здесь он написал свою первую книгу «О Девстве», в которой говорится о скоротечности земного брака, родовых муках, о горечи потери ребенка и отчаянии при потере супруги (читатель задается вопросом, приходилось ли автору в браке самому терять любимое дитя, настолько правдоподобно он описывает боль матери.) Он противопоставляет всему этому безбрачную жизнь, чистоту целомудренной души и ее способность достичь Неба. Священство он принял, вероятнее всего, около 362 года, в возрасте приблизительно двадцати семи лет и, возможно, в Иборе. Годы священства он провел тихо, живя в Понте, и лишь в 371 или 372 году помимо своей воли оказался на виду всей Церкви: его брат, Василий (теперь уже епископ Каппадокии), вынудил его стать иерархом Ниссы, малоизвестного небольшого селения в десяти милях от Каппадокии. Каппадокийская епархия, в свое время огромная и влиятельная, была намеренно поделена на части императором-арианином Валенсом с целью ослабить власть и авторитет святителя Василия. Василий отчаянно старался укрепить свою урезанную епархию в борьбе с соседом — еретиком Анфимом, епископом Тианы, и другими ставленниками ариан. Для этого он спешил устраивать новые епископские кафедры, открывая их, как только находились люди, способные их занять. И его друг Григорий Назианзин, и брат Григорий Нисский вынуждены были уступить его настойчивости и начать епископское служение, и оба были в связи с этим откровенно несчастны. Григорий Нисский потом говорил, что день посвящения в сан епископа был самым ужасным днем его жизни. Святитель Василий часто жаловался на «полную простоту ума» Григория. Один из дошедших до нас эпизодов из их жизни обезоруживает своей слишком явной человеческой слабостью: Григорий как-то обнаружил, что Василий ожесточенно ссорится с их дядей, епископом Понта, по вопросам церковной политики. Зная силу характеров обоих, Григорий понял, что просто так помирить их не удастся. Тем не менее, он очень хотел положить конец этой борьбе. Он, ничтоже сумняшеся, написал святителю Василию три письма от имени дяди — его оппонента, в которых тот якобы просил о прощении и примирении. Святитель Василий поверил в их подлинность, но когда дядя горячо опроверг факт написания им этих писем, Василий с гневом укорил Григория: «Невозможно спорить с тобой в письме. Как мне наказать тебя, как ты того заслуживаешь, за крайнюю простоту твоего ума? Ты трижды попал в ловушку. Три раза ты позволил себе оказаться в западне. Фактически, ты подделал это письмо и принес его мне как бы от достойнейшего из епископов — нашего с тобой дяди, — и ты пытался обмануть меня! Не понимаю, зачем ты все это делаешь! Я получил это письмо как бы от самого епископа, считая, что ты лишь доставил его мне, да и как я мог думать иначе? Я был в восторге, показывал письмо друзьям, благодарил Бога за такую милость. А теперь обман раскрыт, епископ сам подтвердил, что не является его автором… И вот я пишу тебе, чтобы отругать тебя за необыкновенную простоту, каковая, по моему мнению, не подобает христианину, тем более в данном случае. Умоляю тебя в будущем думать, что делаешь, и не заставлять меня расхлебывать последствия твоих действий — я говорю сейчас предельно откровенно, поскольку ты не достоин решать великие дела». Тот факт, что Василий вообще поставил его епископом, показывает, как отчаянно он нуждался в православных иерархах. Уж он-то знал, насколько его брат не пригоден к исполнению обязанностей епископа. Григорий, не способный управлять и привести в порядок свою осажденную арианами епархию, вскоре запутался окончательно. Он призвал местный синод, состоявший из епископов окрестных провинций, оказать поддержку брату в его борьбе за Православие, но не смог действовать, как того требовала ситуация, и синод начал наносить по нему удары. Через три года после принятия им сана епископа человек по имени Филокарес, при поддержке правителя Понта, обвинил его в растрате епархиальных фондов. И хотя ложность этого обвинения была потом доказана, ариане уже были настроены против него и стремились завладеть его епархией. Григорий, болевший в то время плевритом, был взят под стражу и закован в цепи. Он должен был предстать перед церковным судом, но, как пишет Пэйн, «сбежал, что характерно». Просто ушел от стражников в леса, потом годами скрывался в отдаленных имениях своих друзей. Синод епископов поспешил сместить его с кафедры. Епископский сан был возвращен ему лишь после смерти императора Валенса в 378 году. На следующий год умер его брат Василий, и Григорий остро чувствовал боль потери. Но, с другой стороны, теперь он, кажется, был свободен от прозябания в тени одного из поистине величайших иерархов в истории Церкви. Перед ним открывалась перспектива плодотворной деятельности. На протяжении многих лет Григорий писал, и его слово имело отклик в сердцах людей. Одно из самых прекрасных его произведений — это житие его сестры, преподобной Макрины, скончавшейся через несколько месяцев после смерти святителя Василия. Это одно из самых волнующих произведений житийного жанра. Автор рассказывает о последних днях жизни святой Макрины, своих долгих разговорах с ней о жизни, смерти и грядущем воскресении. Еще одна из его известных работ называется теперь «Великий Катехизис или Разговор о Религиозном Воспитании» — запись его неформальной беседы с катехизаторами в Ниссе. Его перу также принадлежат два пространных опровержения ересей Евномия и Апполинария, произведение под названием «Жизнь пророка Моисея», проповеди, очерки в похвалу различных святых и множество писем — около двадцати из них дошли до нас. Несмотря на то, что жизнь его была исполнена печали и сомнений, в глубине его души всегда цвела надежда, и сам он был мистиком. В его произведениях неизменно возникают и повторяются мотивы общего для них со святителем Василием восхищения природой, любви к истинному, богоподобному образу человека до грехопадения и после всеобщего Воскресения, надежды на спасение любовью Божией и Его милосердием. Не имея, в отличие от Василия, систематического, строго классического образования, он черпал из более скромного источника самообразования, и нашел свой драгоценный родник. Его обвиняли в склонности к универсализму, вере в восстановление всего и вся во Христе в последний день. Однако его работы Церковь никогда не предавала анафеме, как в случае с Оригеном. Вероятно, причина в том, что уже после первого прочтения становится ясно: эта склонность проистекает не из рациональной философии, более всего озабоченной оправданием самой себя, а из сердца, преисполненного любовью к творению. Он не читает лекций, а уносит зачарованного собеседника на крыльях своего вдохновения. Чистота, вера, любовь к молитве, любовь к Богу — все его работы пронизаны жаждой Божественного Присутствия; пусть он и не стоял на земле так же твердо, как святитель Василий, он восполнил этот недостаток ощущением Неба, наполняющего каждое мгновение повседневной жизни. Произведения Григория исполнены подлинной духовности, и его современники это понимали. Григорий присутствовал на Антиохийском Соборе, рассматривавшем ереси Мелетия, и по просьбе участников Собора ездил в Палестину и Аравию для умирения нестроений, возникших в связи с этой ересью. Участвовал он и в работе Второго Вселенского Собора, созванного в 381 году в Константинополе. Собравшиеся говорили о нем как о «великом столпе Церкви». В те времена быть на стороне Григория считалось достаточным для доказательства того, что ты являешься истинно православным, и именно на этом Соборе было окончательно ниспровергнуто арианство. Помимо этого, многие считают, что Григорий мог быть автором той части Символа Веры, в которой говорится о Святом Духе: эта часть была добавлена к основному тексту Символа Веры на Втором Вселенском Соборе. Он был близким другом многих великих мужей и жен того времени: свят. Мелетия Антиохийского, св. Иеронима и св. Олимпиады, дружившей со свят. Иоанном Златоустом. Он заслужил уважение к себе точными, прекрасно выраженными формулировками и объяснением Православной веры. Уважение это было так велико, что в 787 году участники Седьмого Вселенского Собора, оглядываясь на прошедшие с тех времен пять столетий жизни Церкви, восславили его и назвали «отцом Отцов». В каком-то смысле он оказался на месте Василия, а в чем-то и пошел дальше него. Умер святитель Григорий примерно в 395 году.

О чем молятся святому

Учитывая сложность и возвышенность его богословия, ему особенно можно молиться о помощи в уяснении тех или иных сложных для нашего ума истин православия. А также приносить молитвы в разных нуждах, печалях и болезнях. Это тем более полезно для носящих его имя Денисов!

Мученичество святых Дионисия Ареопагита, Рустика и Елевферия. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]