17 марта 2020История, Антропология
17 марта — День святого Патрика. Весь мир пьет пиво и напивается вусмерть. Но почему в день святого нужно напиваться? Кто такой этот Патрик? Он действительно существовал? Когда придумали этот праздник и почему он стал популярен во всем мире? На вопросы Arzamas отвечает кельтолог Татьяна Михайлова
Аудио!
Курс о кельтской культуре, языке, религии, сказках и песнях
Кельтолог Татьяна Михайлова рассказывает, кем были кельты и что они значат для нас сегодня
Почему все пьют в день святого?
Исаак Крукшенк. Утро Дня святого Патрика. 1803 год National Maritime Museum / Royal Museums Greenwich
С одной стороны, День святого Патрика изначально не был религиозным праздником: его придумали ирландские эмигранты, оказавшиеся в США, чтобы собираться вместе и не забывать о своем происхождении. С другой стороны, в Ирландии с древности было принято бурно отмечать праздники, об этом писали еще в сагах. Известна, например, сага «Опьянение уладов»: ее герой Кухулин пригласил на пир короля Конхобара и запасся пивом — «по 150 бочек пива каждого сорта». О подготовке еды и питья для королевского пира рассказывается и в саге «Пир в Гусиной крепости», да и еще много где. Так что можно сказать, что День святого Патрика 17 марта связан не с религией как таковой, а скорее с архаическими ритуалами, имеющими в первую очередь социальную направленность.
Повсеместная христианизация
На протяжении десятилетий после прибытия в Ирландию Патрик обращал её жителей в христианство. В «Исповеди» он рассказывает о тысячах крещений. Учёные предполагают, что одна из причин успеха миссии Патрика связана с его продуманной тактикой. Он общался с королями Ирландии и дарил им подарки, стараясь обратить их в христианство в первую очередь. Таким образом крестить остальных жителей становилось гораздо проще.
Хорошие знания ирландского языка и культуры помогли Патрику включить элементы традиционных верований в уроки христианства. Вместо того, чтобы пытаться жёстко искоренить исконно ирландские верования, он, наоборот, внедрял их в христианские традиции. Например, он разрешал разжигать костры во время празднования Пасхи, потому что ирландцы привыкли почитать богов огнём. Святой Патрик также наложил христианский крест на круг — символ солнца — и создал то, что сейчас называется кельтским крестом. Почитание этого символа казалось ирландцам тех времён более естественным.
Мозаика с изображением Святого Патрика. Источник: dominicanajournal.org
Хоть Патрик был человеком не самым образованным, он осознавал важность распространения своих идей через обучение. Примерно в 450 году он основал в ирландском городе Арма первую на всю Ирландию христианскую школу. Судя по Анналам четырёх мастеров — средневековым хроникам истории Ирландии — святой Патрик открыл в общей сложности около 600 церквей и крестил более 120 тысяч человек. Кстати, по преданию, именно Патрик изгнал из Ирландии всех змей — они там действительно не водятся.
Кем Патрик был на самом деле?
Эдвард Реджинальд Фрэмптон. Святой Патрик, приплывший к берегам Ирландии. Около 1912 года © Diomedia
Это очень сложный вопрос. Дело в том, что существуют разные предания о человеке по имени Патрик. Одно рассказывает о юноше из знатной христианской романо-бриттской семьи. Он родился в конце IV века, а в юности был захвачен ирландскими пиратами и попал в рабство. Через шесть лет ему удалось бежать из Ирландии в Галлию, а потом в Рим. Второе — о человеке, который в 432 году начал проповедовать в Ирландии христианство, называя себя епископом (хотя неясно, кто и где его рукоположил). В VII веке появляются первые латинские жития Патрика, в которых эти две истории сливаются в одну.
Однако исследователи Ирландской церкви сомневаются в том, что это один и тот же человек. Еще в 1940-е годы историк Томас О’Рахилли выдвинул гипотезу о существовании двух Патриков и предложил называть их Patricius Junior и Patricius Senior (то есть «младший» и «старший»). Это предположение позволяет увязать разброс датировок смерти святого в ирландских анналах — от 461 до 492 года или даже еще позже.
Главным источником биографических сведений о Патрике стала «Исповедь», якобы написанная им самим. Ее ранние редакции не сохранились — только список 630 года, подлинность которого остается под вопросом. В 1905 году ирландский историк Джон Бьюри предположил, что Патрика не было вообще, а его биография — продукт компиляции монахов. В 1962 году вышла работа специалиста по ирландскому праву, филолога и лингвиста Дэниела Бинчи: с его точки зрения, Патрик не только существовал, но и сам написал «Исповедь».
Одним словом, проблема восстановления реальной биографии крестителя ирландцев очень сложна и не имеет однозначного решения. Но в чем-то это не так уж и важно: за много столетий его легендарная биография выстроилась достаточно полно, и ирландцы верят, что благородный юноша действительно вернулся, чтобы вывести народ из тьмы язычества, его посох достался ему прямо от Христа и что именно Патрик изгнал с острова всех змей Правда, есть и легенды о том, что он на самом деле не совсем их изгнал, но велел прятаться в болотах, в горах, в пещерах и не показываться людям до тех пор, пока сохраняется на острове вера в Христа и Патрика..
другие верования, оторванные от реальности
Как придумывали средневековую историю
Дракула, право первой ночи, Святая корона и другие примеры эксплуатации Средневековья
святой Патрик Ирландский
День памяти: 17(30) марта
Большая часть того, что мы действительно знаем о жизни Св. Патрика, известно нам из его сохранившихся писаний («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Св. Патрика», некоторые другие) и из стихотворных гимнов, написанных вскоре после его смерти. Достоверно известно нам о Св. Патрике сравнительно немного – зато о нем помнят многие легенды, описывающие его чудесные дела.
Родился Патрик (тогда его звали Суккат) примерно в 387 году, в Британии. Он был, как он сам пишет, внуком христианского священника и сыном диакона Кальпурния, который принадлежал к знатному семейству и был римским декурионом (ранг чиновника). Он был из бриттов, а мать мальчика, близкая родственница Св. Мартина Турского, покровителя Галлии, – из франков. Шестнадцати лет святой был угнан в рабство из имения своего отца. Напавшие на имение (это были изгнанные сыновья бриттского короля) убили его отца, сестры его пропали без вести. Святой Беда Достопочтенный рассказывает, что в те годы все британские воины отправились по приказанию римских властей к Риму, чтобы оборонять город, оставив свои земли беззащитными. Это привело ко многим беззакониям и опасностям в тех краях. Патрик был продан в рабство в Ирландию, где и пребывал в повиновении у хозяина, пока не бежал, выполняя полученное в откровении от Бога повеление. Он и потом нередко получал такие откровения от Виктора, ангела Божьего, часто являвшегося ему в образе птицы.
В рабстве святой пас овец в уединенных местах, горах и лесах. Там, созерцая творение, он научился верить и молиться, возрастая в любви к Богу. Св. Патрик стал подлинным человеком молитвы, достигшим высот молитвенного созерцания. По его исполненным веры молитвам Бог часто творил чудеса. Да дарует нам Господь по ходатайству Святого Патрика дар молитвы и любовь к ней, подобные тем, которыми Он наделил своего прославленного служителя.
Хотя сам святой пишет, что бежал, легенды рассказывают, будто он не хотел уходить без разрешения хозяина. Тот же потребовал в плату за свободу слиток золота, размером с голову самого Патрика. Ангел Виктор велел тогда юноше следовать за диким кабаном, который и выкопал из земли этот слиток. Когда святой достиг побережья, где, по словам ангела, его ждал корабль, там, по житийным рассказам, его схватил владелец берега и снова продал в рабство. Но Бог наказал злодея – когда он и его домочадцы рассматривали полученные в уплату медные котелки, их руки крепко прилипли к металлу. Незадачливый делец раскаялся, был прощен Патриком, выкупил его из рабства и снабдил деньгами на дорогу. Легенда говорит, что вернувшись, уже епископом, святой крестил его. После долгого пути, описанного в «Исповеди», святой вернулся в родные края.
Там ему снова явился в видении тот же ангел и повелел вернуться в Ирландию с проповедью Христа. Но прежде он должен был получить образование. Для этого святой отправился в Галлию (нынешняя Франция), где обучался под руководством Св. Германа, епископа Оксерского (который рукоположил его в диаконы под именем Патрика) и монахов монастыря Св. Гонората на о. Лерине (около нынешних Канн в Провансе), одного из оплотов монашеской жизни Галлии. Вскоре Св. Герман, отправляясь в Британию, бороться с ересью Пелагия (который полагал, будто человек может сам, только своими делами и без благодати Божьей, достигнуть спасения), взял с собой и Св. Патрика, своего ученика. Вместе с группой священников они ходили по Британии, опровергая ересь и возвращая людей к Богу, совершая великие чудеса исцеления. Рассказывают, что однажды Св. Патрик предложил Св. Герману поститься, ради обращения одного из городов, впавшего в ересь. Однако город не обратился и в конце третьего дня поста земля разверзлась и поглотила его. То место, где постились Святые и их спутники, стало потом традиционным местом, куда для поста собирались местные священники. Во время этого путешествия Св. Герман часто не только боролся с ересью, но и обращал ко Христу местных властителей, – это впоследствии послужило примером для ирландской миссии самого Св. Патрика.
В результате своего обучения, Св. Патрик узнал все, что было необходимо для его будущей миссии. Особую любовь питал святой к Слову Божьему – об этом говорит, например, его «Исповедь». В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание. Да дарует Господь и нынешним христианам такую же любовь к Своему Слову, Своей Церкви и Своей воле.
Из видений Св. Патрик знал, что должен отправиться с проповедью в Ирландию. Чтобы это могло осуществиться, он едет к тогдашнему римскому епископу, Папе Целестину, который благословляет эту миссию. Рукоположенный в епископа, Св. Патрик направляется к Ирландии, куда и прибывает в 432 году. Все последующие годы жизни он проводит в странствиях, обращая и крестя людей тысячами. Обычно сначала, по примеру своего учителя, Св. Патрик старался обратить в христианство вождя того или иного клана, – по его примеру обращались и остальные. Господь дал ему дар великого чудотворца, о чем повествуют жития и легенды. Многие люди, услышав его проповедь, не только принимали крещение, но и полностью посвящали всю свою жизнь Христу, становясь священниками и монахами.
Святому, утверждавшему христианство, приходилось, конечно же, противостоять языческим верованиям и выдерживать столкновения со сторонниками язычества. Когда он шел в столицу Ирландии, Тару, чтобы проповедовать там на Пасху, король-язычник устроил на него засаду в лесу. Святой же и все его спутники по пути пели гимн-молитву, им составленную, которая теперь известна как «Щит Св. Патрика» или «Мольба оленя». И произошло чудо – воины, вместо клириков, увидели лишь проходившее мимо оленье стадо. По словам жития, перед смертью ангел обещал святому, что эта молитва всегда будет ограждать от зла читающих ее с верой.
Тогда как раз приближался языческий праздник и по указу верховного короля Лоэгайрэ было запрещено зажигать любые огни до того, как загорится ритуальный языческий огонь в Таре. Однако Патрик и его спутники зажгли близ столицы огромный костер в честь Пасхи. «Если этот огонь не будет погашен сегодня ночью, – сказали королю жрецы-друиды, – он никогда не угаснет». По приказу короля воины пытались погасить пламя и убить святого, но не преуспели ни в том, ни в другом, поскольку тех охраняла сила Божья. Наутро Св. Патрик в полном облачении и в сопровождении процессии своих спутников направился в Тару. Там он говорил о Боге-Троице, показывая трилистник клевера, чтобы объяснить свою веру ирландцам. Несмотря на сопротивление язычников, верховный король был вынужден дозволить Патрику проповедовать по всей стране. Это был великий день в ее истории. Пророчество друидов сбылось – огонь веры, зажженный Патриком, больше не угасал, а трилистник клевера позже стал одним из символов Ирландии.
Жития и легенды описывают многие другие чудеса, совершенные святым Патриком. Иные верят всем этим историям, иные – не всем, но несомненно одно – Бог всегда сопутствует человеку, который с верой и самоотверженностью посвящает себя исполнению Его воли. Для Бога же, как верил Св. Патрик и как верим и мы, нет ничего невозможного.
Умер Св. Патрик в 461 году, получив прежде из рук спутника-священника Святое Причастие. Говорят, что место его смерти все было окружено поющими птицами, и многие думали, что то были ангелы Божьи, принявшие вид птиц, как это делал приходивший к святому в видениях ангел Виктор.
Как полагают, свою «Исповедь» Св. Патрик составил незадолго до смерти, чувствуя ее приближение. Ее незатейливый слог поможет нам по-настоящему узнать святого Патрика и, по его собственным словам, «понять желание его сердца».
Да благоволит Господь Всемогущий, для Которого нет невозможного, по молитвам Святого Патрика, и в эти дни даровать Своей Церкви святых, служителей и учителей, подобных ему по духу, чтобы они вели людей ко Христу, царствующему со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.
К примеру, однажды он был в гостях в доме у вождя одного клана, принявшего истинную веру вместе со своими домочадцами. Юный Бенигнус (Бенен), сын вождя, был особенно пленен учением Евангелия и кротостью святого. Когда Св. Патрик спал, он, собрав благоухающие цветы, окружил ими его ложе. С разрешения отца, он последовал за святым, и всегда был при нем, став его учеником, а после смерти святого – наследником его епископской кафедры.
Если Патрик не ирландец, почему он стал символом Ирландии?
Джеймс Бэрри. Крещение короля в Кашеле святым Патриком. 1800–1801 годы National Gallery of Ireland
Потому что он крестил ирландских язычников в христианство. Если верить «Исповеди», рабу Патрику явился ангел и велел бежать из Ирландии: на берегу моря его ждал корабль, отплывающий в Галлию. Ангела послал Бог, который хотел, чтобы юноша крестил ирландцев, поэтому потом Патрик вернулся обратно на остров. Там он занимался тем, что проповедовал христианство, боролся с язычниками-королями, жрецами-друидами, а также учением британского богослова Пелагия, чье учение (а на самом деле ересь) широко распространилась по стране Пелагий считал, что первородный грех не влияет на природу человека и что каждый может общаться с Богом напрямую, без посредничества Церкви.. Пелагианство было осуждено на соборе 418 года, а в 431 году папа Целестин отправил в Ирландию епископа Палладия, чтобы вернуть ирландских христиан в лоно Католической церкви. Поэтому все тот же Томас О’Рахилли считал, что Патрик и Палладий — одно лицо. В любом случае именно Патрику, пришельцу извне, отводится роль спасителя народа, избавителя от тьмы и прочих бед.
Смерть
Загадочный христианский герой, конечно же, и умер при неясных обстоятельствах. Легенды гласят, что священник, предчувствуя смерть, забрался на вершину горы Крох и просидел там 40 дней и столько же ночей. За сутки до кончины Патрик исповедовался у епископа, а заодно сбросил с горы колокол с молитвами об укреплении на ирландской земле христианской веры. Призывы услышали ангелы и подхватили колокол.
Камень на предполагаемой могиле Святого Патрика
Одни почитатели святого уверены, что Патрик похоронен в городе Даунпатрик на севере Ирландии. Другие считают, что могилу стоит искать в селениях Соул или Арма. Впрочем, разность позиций объясняется преданием: якобы после смерти мощи святого сложили в телегу, запряженную бешеными быками, и где животные решат остановиться, там и быть могиле. Первую ночь ангелы охраняли захоронение, а вскоре за обладание мощами Патрика развернули бойню два неких народа. Однако война окончилась ничьей, потому как Бог защитил святого, ушедшего на покой.
Когда этот день стал популярным праздником? Какой талантливый маркетолог его придумал?
1 / 4
Парад в честь Дня святого Патрика на Юнион-сквер в Нью-Йорке. 1870-е годыMuseum of the City of New York
2 / 4
Парад в честь Дня святого Патрика на Пятой авеню. Нью-Йорк, 1907 годLibrary of Congress
3 / 4
Эрскин Николь. 16, 17 (День святого Патрика) и 18 марта. 1856 годNational Gallery of Ireland
4 / 4
Празднование Дня святого Патрика. Сидней, 1937 годState Library of New South Wales
Это произошло примерно в середине XVIII века, но не в Ирландии, а в Америке, где было много ирландских эмигрантов, которые начали активно отмечать этот день. До этого дату смерти святого Патрика — 17 марта — помнили лишь в узких церковных кругах. В 1761–1762 годах в нескольких городах прошли парады, и с тех пор День святого Патрика празднуется ирландскими эмигрантами не только в США, но и в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и даже в Аргентине. В саму Ирландию, тогда еще входившую в состав Соединенного королевства, День святого Патрика пришел только в 1903 году: 17 марта было официально объявлено национальным праздником и выходным. А вот первый парад в честь Дня святого Патрика состоялся в Дублине в 1931 году, спустя десять лет после получения страной независимости. В 1990-х началась настоящая рекламная кампания по раскрутке святого Патрика. Так что традиция пить именно в этот день темное, тяжелое, крепкое пиво тоже оказалась навязанной сверху (раньше в Ирландии 17 марта, наоборот, закрывали пабы, чтобы люди пили поменьше). Кто именно все это придумал, неизвестно, но определение «талантливый маркетолог» очень точное.
Традиции
В День святого Патрика на центральных улицах Дублина проходят костюмированные парады, в пабах играет живая музыка, вечером устраивают фейерверки и салюты. В этот праздник принято надевать все зеленое — это один из цветов ирландского флага, цвет трилистника и самой Ирландии, которую называют Изумрудным островом (большая часть территории покрыта лугами).
В Ирландии существует единица измерения спиртного, выпитого во время этого дня, так называемая «чарка Патрика». По традиции в бокал опускают трилистник, который является главным атрибутом праздника. Трилистник не имеет официального статуса, хотя и является одним из символов страны. Его изображения нет ни на монетах, ни на банкнотах, ни на марках. При этом трилистник присутствует на гербе Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
К символам праздника относятся и лепреконы — персонажи ирландского фольклора, способные исполнять желания тех, кто сможет их поймать (традиционно лепрекон изображался в виде взрослого человека ростом с трехлетнего ребенка).
Что говорил про возлияния сам Патрик?
Адриан Колларт. Чудеса святого Патрика. Сцены из жития святого Патрика. 1603 год National Gallery of Ireland
Это неизвестно. Историк-медиевист Дороти Брей в своем «Указателе мотивов ирландских житий» пишет о том, что Патрик превращал воду в вино, ссылаясь на трехчастное житие святого Патрика — «Vita Tripartita». Однако в тексте жития описан несколько другой случай: юный Патрик как-то зачерпнул кувшином воду из реки и превратил ее в мед, который чудодейственным образом излечивал все болезни. Так что определенного ответа на вопрос об отношении святого Патрика к возлиянию не существует. Другое дело — святая Бригитта. Она не просто в большом количестве варила пиво и охотно угощала им всех, но и чудесным образом ускоряла его ферментацию, так что процесс, занимавший несколько дней, у нее сводился к одному часу.
Ранняя жизнь
Человек, который станет известным как Святой Патрик, апостол Ирландии, родился в Великобритании около 386 года н.э. Большая часть его жизни неизвестна историкам и не может быть проверена, хотя некоторые источники перечислили его имя при рождении как Мевин Суккат, с именем Патрика, позже принятым во время его религиозных путешествий или рукоположения.
Его отец, Кальфурний, был дьяконом из римской семьи с высоким социальным положением. Мать Патрика, Кончесса, была близким родственником великого покровителя Мартина Турского. Дед Патрика, Понтий, также был членом духовенства.
Удивительно, но сам Патрик не воспитывался с сильным упором на религию. Образование не особо подчеркивалось и в детстве.
Позже в жизни это станет источником смущения для духовной иконы, которая напишет в своем «Исповеди»: «Я краснею и очень боюсь раскрыть свое отсутствие образования».
Почему Патрик ассоциируется с клеверами и лепреконами?
Витраж с изображением святого Патрика, держащего листик клевера, и лепрекона © Jubilee Museum and Catholic Cultural Center, Columbus, Ohio
Практически все христианские праздники связаны с днями, почитаемыми язычниками. Есть ирландская пословица, которую можно перевести примерно так: «Как лосось в середине потока, так и День Патрика в середине весны». Действительно, весна у ирландцев начинается 1 февраля, в День святой Бригитты, когда заметно увеличивается световой день. 17 марта, таким образом, приходится на середину весны, то есть знаменует поворот к теплу и свету. Клевер — архаический символ, связанный с поклонением солнцу. Условное изображение трилистника можно найти в Ирландии на стенах так называемого Нью-Грейнджа — культовой постройки, возведенной около пяти тысяч лет назад. Чтобы не отказываться от древнего символа, ирландцы его переосмыслили: появилась легенда о том, что с помощью трех листов на одном стебле святой Патрик показывал догмат о Троице. Ну а лепроханы, или лепреконы, — это жители леса, которые в теплые дни приходят к людям.
Детство и юность
Ранняя биография святого Патрика загадочна и туманна, основана на его собственных мемуарах, а так же состоит из предположений и домыслов историков. Точное место рождения, впрочем, как и год, так и не удалось установить (годы жизни приходятся на середину V века). В «Исповедях» мужчина упоминает местечко Баннавем и Вентре.
Святой Патрик
Английский ученый Чарльз Томас предположил, что это британское селение на землях, колонизированных римлянами. Известно, что отец Патрика Кальпурний – римский офицер-чиновник, по совместительству дьякон. Дед Потит тоже служил священником.
Партик под именем Магон родился в зажиточной семье, которая имела загородную усадьбу и даже рабов. Рос с двумя сестрами. В мемуарах признается в собственной необразованности, впрочем, по обилию ошибок в произведениях, написанных на латинском языке, и так это понятно. Но кое-где мужчина вдруг говорит о блестящем образовании, полученном в отцовском доме.
Святой Патрик в молодости
В 16 лет юноша разделил рабскую долю с тысячами соотечественников. Патрика украли из родного дома и отвезли в Ирландию, где заставили пасти стада овец. Кто именно похитил ребенка – тоже тайна: возможно, разбойники, ходившие под флагами ирландского короля Ниалла, или же выходцы из Шотландии и скотты, представители кельтских племен.
Хозяин дал будущему священнику кличку, назвав того Patricius, что означает «знатный человек, патриций». С тех пор мужчина больше не вспомнил о прежнем имени, всю жизнь пронеся на себе «клеймо» унижений плена, что вполне объяснимо. В неволе поверил в истинного Бога, воздавал хвалы всевышнему днями и ночами напролет – якобы читал по 100 молитв на дню. Имя стало как бы отправной точкой на пути к религии.
Святой Патрик с детьми
Однажды молодому человеку приснился сон, в котором голос сулил скорое возращение на родину. Здесь духовная биография святого перекликается с мотивами из приключений ветхозаветного Моисея. Патрик решился на побег, добравшись до моря, увидел корабль. С трудом, но капитан согласился взять на борт безденежного путника и не пожалел – по дороге благодаря искренним молитвам Бог послал экипажу пропитание из стада свиней и меда.
По неизвестным причинам Патрик вновь попал в рабство к племенам пустыни, теперь всего на 60 дней. С немалым трудом юноша добрался до дома, где во сне его призвал вернуться в Ирландию некий ангел:
«Святой брат, мы умоляем тебя, приди и обрати нас».
Каким проповедником и писателем был Патрик?
Страница манускрипта с «Исповедью» святого Патрика. Арма, около 807 года Trinity College Dublin Library
За годы, проведенные в рабстве у ирландцев, Патрик неплохо изучил местные нравы: став позже проповедником, он действовал довольно умело. Есть предания о соревнованиях Патрика с местными друидами, в которых он справедливо видел главных врагов христианства. Однажды в летний день друиды Друиды — жрецы у древних кельтских народов. завалили поля снегом. Все были потрясены их могуществом. Но Патрик велел убрать снег, потому что посевы погибнут. «Снег сам потом растает», — ответили друиды. Тогда Патрик перекрестил поля, и снега не стало. В другой раз друиды надоили от быка ведро молока. Все опять потрясены. Патрик перекрестил ведро, и все увидели, что это не молоко, а слизь и кровь. Бык же лежал и умирал. Патрик вылил ведро ему на спину, и бык ожил. Иными словами, святой Патрик постоянно демонстрировал свое превосходство над местными магами, и проповедь его была не философской, а наглядной.
Самый известный текст Патрика — латинская «Исповедь», в которой он рассказывает о своей жизни. И тут перед нами вдруг предстает человек, истерзанный разного рода упреками, подозрениями в воровстве, тщеславии и так далее. Ему постоянно приходится оправдываться. Если верить «Исповеди», его врагами были не только друиды и короли-язычники, но и местные ученые люди, христиане и книжники, для которых Патрик был чужаком.
В «Исповеди» Патрик рассказывает о том, что в юности, еще будучи в Британии, совершил некий грех и рассказал об этом близкому другу. А тот — всем вокруг! Поэтому Патрик кается в том, чего, может быть, никто бы и не узнал. Что это был за грех — неизвестно: возможно, участие в языческих обрядах, возможно, секс, а возможно, он воровал груши, как Блаженный Августин. В любом случае упоминание юношеского греха неслучайно: это обязательный эпизод в жанре исповеди.
Роковое похищение
Согласно самым популярным версиям историков, святой Патрик родился в конце IV века — где-то в промежутке между 373 и 390 годами. На родине, в римской Британии, его знали под именем Мэвин Суккат. Мэвин рос в обеспеченной семье дьякона. Судя по всему, он получил не самое качественное образование и в подростковом возрасте не проявлял большого интереса к религии. О тогдашнем равнодушии Мэвина к богословию повествуется и в «Исповеди» — автобиографичном апологетическом тексте, который написал на латыни сам святой Патрик.
Жизнь Мэвина, согласно его же рассказу, круто изменилась в шестнадцатилетнем возрасте. Его похитили разбойники и вместе с другими пленными отправили в Ирландию. Там вдали от цивилизации его заставили работать пастухом. Мэвин провёл в рабстве целых шесть лет и, как ни удивительно, позже вспоминал о периоде пленения как о важнейшем в его формировании. В одиночестве он много молился, думая, что похищение — это кара за неверие в юности. В попытках бежать домой юноша побывал в ещё одном шестидесятидневном рабстве, но в конечном итоге ему всё-таки удалось добраться до римской Британии.
Римская империя в Британии. (spacebattles.com)
Как утверждает святой Патрик в своей «Исповеди», в тот период у него начали возникать видения. Сначала, рассказывал святой, бог указал ему на необходимость вернуться домой, а затем Мэвин услышал голос ангела, призывающего вернуться в Ирландию и заняться там религиозным миссионерством. Многие годы по возвращении Патрик посвятил религии. Историки предполагают, что несколько лет он провёл в Галлии, где изучал богословие, получил сан дьякона и имя Патриций (Патрик). Вернулся в Ирландию он, судя по всему, уже в сане Епископа.
Этот день — низовая культура или Джойс тоже уважал Патрика?
Празднующие Блумсдей. 1962 год © James P. O’Dea / National Library of Ireland
Вероятно, Джойс относился к Патрику без особой симпатии, так как вообще плохо относился к Церкви и предпочитал его дню придуманный им Блумсдей, или День Блума 16 июня 1904 года Джойс познакомился со своей будущей женой Норой и позже увековечил этот день в «Улиссе». Уже в 1924 году поклонники Джойса начали отмечать Блумсдей, воспроизводя путь героя романа Леопольда Блума по Дублину., героя романа «Улисс» (1922). При этом не нужно считать День святого Патрика низовым праздником: как мы уже говорили выше, это не фольклорный праздник, а праздник, спущенный сверху и не существовавший в народной традиции.
курс для тех, кто предпочитает патрику блумсдей
Джеймс Джойс и роман «Улисс»
Как Джеймс Джойс стал писателем? Что надо знать о его эпохе и Ирландии того времени, чтобы читать роман?
Порабощенный как подросток
Когда Патрику было 16 лет, он был схвачен ирландскими пиратами. Его привезли в Ирландию, где он был продан в рабство в Далриаде. Там его работа состояла в том, чтобы ухаживать за овцами.
Господин Патрика, Мильчу, был первосвященником друидизма, языческой секты, которая в то время имела большое религиозное влияние на страну.
Патрик пришел к тому, что рассматривал свое порабощение как испытание Богом своей веры. За шесть лет плена он стал глубоко преданным христианству через постоянную молитву. В своем видении он увидел, как дети языческой Ирландии протягивают ему руки и становятся все более решительными в обращении ирландцев в христианство.
Какие в современной Ирландии есть места для почитания святого Патрика?
1 / 4
Собор Святого Патрика в Армаге. 2009 годWikimedia Commons
2 / 4
Предположительное место захоронения останков святого Патрика. Даунпатрик, 2006 годWikimedia Commons
3 / 4
Священные источники в Струэлле. 2022 год© TripAdvisor
4 / 4
Замок Кашел. 2004 годWikimedia Commons
В первую очередь это Армаг — монастырь в Северной Ирландии, по преданию основанный Патриком в 444 году. Конечно, тут не обошлось без возникших позже легенд и преданий. Получив от местного правителя землю для основания монастыря, Патрик якобы стал ждать знака, который указал бы ему конкретное место. И знак был послан. Патрик увидел смертельно раненого олененка, который вдруг ожил и встал. Так стало понятно, что это место не простое, а особое.
Другое место почитания — город Даунпатрик, где, по одной версии, находится могила Патрика. Также существует традиция подниматься на холм Кро-Патрик в Северной Ирландии, где святой пас овец (впрочем, точной информации, что это происходило именно там, нет).
Вообще фольклорная традиция с легкостью навешивает ярлык «Здесь был Патрик» на любое чем-то интересное место. Назовем еще два, хотя на самом деле их больше. Одно из них находится в Северной Ирландии и называется Струэлл-Уэллс. Еще в языческие времена там были священные источники, и Патрик понял, что не сможет запретить людям почитать эти воды. Тогда он решил освятить их: три ночи подряд обнаженный Патрик лежал в ледяной воде и пел псалмы, потом ненадолго вылезал, садился на каменный стул, дремал и вновь погружался в ледяную воду. Долгое время это место было культовым: считалось, что посещение источника и сидение на кресле святого Патрика, то есть на куске скалы странной формы, исцеляет больных. При этом интересно, что пик паломничества приходится вовсе не на 17 марта, а на 21 июня, языческий день летнего солнцестояния. Так повелось с древности: в этот день было принято приходить к священному источнику.
Другое место — монастырь и замок Кашел в провинции Манстер. Там находится камень-плита, на котором, по преданию, Патрик крестил короля Энгуса. Святой случайно проткнул концом посоха стопу короля, и камень был залит кровью, следы которой видны до сих пор. Во время совершения обряда Патрик смотрел королю в глаза и не заметил, что тот ранен. Позже Патрик спросил Энгуса: «Почему ты не сказал, что истекаешь кровью?» — «Я думал, это часть ритуала», — ответил король.
Святой Патрик — это известный святой, почитаемый практически всеми христианскими деноминациями
Святой Патрик Ирландский (Патрикий) (англ. Saint Patrick; лат. Sanctus Patricius, Sanctus Patricus; ирл. Naomh Pаdraig) — христианский святой, покровитель Ирландии и Нигерии. Почитается во всем христианском мире.
1191
в этом году был построен один из самых известных храмов — собор Святого Патрика в Дублине
Такое почитание распространено в католицизме, в отдельных протестантских церквях (например, в англиканской, пресвитерианской, лютеранской) и Русской православной церкви.
Святому Патрику посвящено множество соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых — собор Святого Патрика в Дублине, построенный в 1191 году.
Святой Патрикий Ирландский, витраж в оклендском соборе Христа. Святой Патрик — это почитаемый в христианском мире святой. Фото: upload.wikimedia.org
Большая часть того, что мы действительно знаем о жизни Святого Патрика, известно нам из его сохранившихся писаний («Исповедь» (Confessio), «Послание к воинам короля Коротика» (Epistola ad Coroticum, молитва «Щит Св. Патрика», некоторые другие) и из стихотворных гимнов, написанных вскоре после его смерти.
Достоверно известно нам о Св. Патрике сравнительно немного — зато о нем помнят многие легенды, описывающие его чудесные дела. Как автор «Исповеди», написанной на латинском языке, святой Патрик считается родоначальником ирландской литературы.