№24 (116) / 8 декабря ‘99
Церковь и медицина
В этой теме:
Церковь и медицина
Архиепископ Викентий посетил больничные храмы Екатеринбурга
Церковь и медицина
Обращение архиепископа Викентия к медицинским работникам Урала
Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних — болезнями и помыслами (Преп. Амвросий Олтинский).
Грех не душу только поражает, но и тело В иных случаях это весьма очевидно, в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною, но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая Уже то одно, что гpex наводит мрак и туту, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога — Источника жизни, и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом, и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения Следовательно, больному, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом Этим проложится путь и благодетельному действию лекарств Слышно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной нс исповедуется и нe причастится Св.Тайн, и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал (Свят. Феофан Затворник).
Авва Даниил говорил: по той мере, как цветет тело, истощается душа, и по мере истощения тела, процветает душа (Патерик Афонский).
Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения (Преп. Амвросий Оптинский).
Когда, например, больной расположится благодушно переносить болезнь свою, и переносит: враг, зная, что таким образом он утвердится в добродетели терпения, подступает расстроить такое его благорасположение. Для сего начинает приводить ему на ум многие добрые дела, которые мог бы он совершить, если бы находился в другом положении, и старается убедить его, что если б был здоров, как добре поработал бы Богу, и сколько пользы принес бы и себе, и другим ходил бы в церковь, вел бы беседы, читал бы и писал в назидание ближних и т. п. Заметив, что такие мысли принимаются, враг почаще приводит их на ум, размножает и раскрашивает, проводит до чувства, вызывает желания и порывы к делам тем, представляй, как хорошо шли бы у него те или другие дела, и возбуждая жаление, что связан по рукам и ногам болезнию. Мало-помалу при частых повторениях таких мыслей и движений в душе, желание переходит в недовольство и досадование. Прежнее благодушное терпение, таким образом, расстраивается, и болезнь представляется уже не как врачевство от Бога и поприще для добродетели терпения, а как нечто неприязненное делу спасения, и желание освободиться от нее делается неудержимым, все еще в видах получения чрез то простора для доброделания и угождения Богу всяческого. Доведши до чего, враг украдает из ума его и сердца эту благую цель желания выздоровления и, оставляя одно желание здоровья, как здоровья, заставляет досадливо смотреть на болезнь, не как на препону к добру, а как на нечто неприязненное само по себе. От сего нетерпеливость, не врачуемая благопомышлениями, берет силу и переходит в ропотливость, и лишает больного прежнего покоя от благодушного терпения. А враг радуется, что успел расстроить. (Невидимая Брань).
Больной ли ты или бедный, терпи. Ничего кроме терпения Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро, или пребываешь в добре, если благодушно терпишь, тогда как у здорового дела добрые идут промежутками. Почему, желая перемены своего положения, ты желаешь променять лучшее на худшее? (Невидимая Брань).
Один старец, страдавший водяною болезнию, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек: а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы он не вдруг освободил меня от нее; ибо насколько «внешний наш человек тлеет», настолько «внутренний обновляется» (2 Кор. 4, 16). (Преп. Серафим Саровский).
Один старец говорил о бедном Лазаре: «Не видно в нем ни одной добродетели, которую бы делал он, — и только одно находил в нем, то, что он никогда не роптал на Господа, как бы на не творящего ему милости, но с благодарностию переносил болезнь свою, — и посему Бог принял его». (Патерик Афонский).
Пришел как-то к игумену Антонию один больной ногами и говорит: батюшка, у меня ноги болят, — не могу класть поклоны, и это меня смущает. Отец Антоний ответил ему: да уж в Писании сказано: сыне, даждь ми сердце, а не ноги. (Преп. Амвросий Оптинский). К службе церковной непременно должен ходить, а то болен будешь. Господь за это болезнью наказывает. (Преп. Амвросий Оптинский).
Некоторая женщина, имея болезнь в груди, называемую рак, и слышавши об авве Лонгине, искала случая встретиться с ним. Он жил в девяти милях от Александрии к западу. Когда же искала его женщина, случилось блаженному сему собирать дрова при море, и, увидевши его, женщина говорит ему: «авва, где живет раб Божий авва Лонгин!», не зная, что это он сам. Он же сказал: «чего ты хочешь от этого обманщика? Не ходи к нему, ибо он обманщик. Что же тебе нужно?» Женщина же показала болезнь. Старец, знаменав крестным знамением то место, отпустил ее, сказав: «Ступай, Господь исцеляет тебя. Лонгин же не может помочь тебе».
Женщина ушла, поверивши слову, и скоро была исцелена.
Когда же рассказала некоторым о сем и сказывала признаки старца, узнали, что это был сам авва Лонгин. (Патерик Афонский).
НЕ УБИЙ. Убивают, между прочим, и врачи от неведения своего болезни больного, прописывая ему вредные лекарства. Убивают и те, которые не хотят лечиться или лечить больного, коему необходима помощь врача. Убивают те, которые раздражают больного, для которого раздражение гибельно, например, подверженного чахотке, и тем ускоряют его смерть. Убивают те, которые не подают в скором времени, по скупости или по другой недоброй причине, врачебного пособия больному, хлеба голодному. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский).
Брат спросил авву Арсения: есть некоторые добрые люди, — почему они во время смерти подвергаются великой скорби, будучи поражены болезнию телесною? — Потому, — отвечал старец, — чтобы мы, как бы солию осолившись здесь, отошли туда чистыми. (Патерик Афонский).
Один из приходских священников сделался болен, и, приближаясь уже к кончине, увидел одр свой окруженным демонами, которые готовились похитить его душу и низвести во ад. Тогда явились три Ангела. Один из них стал у одра и начал препираться о душе с отвратительнейшим демоном, державшим отверзстую книгу, в которой были записаны все грехи священника. Между тем пришел другой священник, чтобы напутствовать собрата. Началась исповедь; больной, устремляя испуганные взоры в книгу, произносил с самоотвержением грехи свои, как бы извергая их из себя, — и что ж видит он? Видит ясно, что едва произносил какой грех, как этот грех исчезал в книге, в которой оставался пробел вместо записи. Таким образом исповеданием он изгладил из бесовской книги все грехи свои, и, получив исцеление, остаток дней провел в глубоком покаянии, поведая ближним для назидания их, видение, запечатленное чудесным исцелением. (Свят. Игнатий Брянчанинов. «Слово о смерти»).
Еще говорила (блаженная Синклитикия): много у диавола острых орудий. Когда не победил он душу бедностию, приносит богатство к обольщению. Не одолел ее обидами и поношениями — расточает на нее похвалы и славу. Не побежден здравием человек, — тело его поражает болезнями. Ибо не могши обольстить его удовольствиями, покушается совратить душу невольными трудами, поражает человека тяжкими болезнями с тем, чтобы чрез сие в нерадивых помрачить любовь к Богу. Но всякий раз, когда поражается тело твое или воспламеняется сильною горячкою, также томится несносною жаждою, — если ты грешник, то переноси это, воспоминая о будущем наказании, о вечном огне и казни по суду и «не пренебрегай» настоящими (наказаниями) (Евр. 12, 5), но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй сие прекрасное изречение: «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня» (Пс. 117, 18). Ты железо, — и огонь очистит твою ржавчину. Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то чрез сие от меньшего преуспеваешь на большее. Ты золото, — и чрез огонь сделался чище. (…) Лишаемся ли мы очей — перенесем это без отягощения; ибо через это мы лишаемся органов ненасытности и просвещаемся внутренними очами. Оглохли ли мы. Будем благодарить Бога, что мы совершенно потеряли суетный слух. Руками ли ослабели? — Но мы имеем внутри себя руки, уготованные на борьбу со врагом. Немощь одержит все тело? Но от сего напротив возрастает здравие по внутреннему человеку. (Патерик Афонский).
Милостив Господь! В монастыре болеющие скоро не умирают, а тянутся и тянутся до тех пор, пока болезнь принесет им настоящую пользу. В монастыре полезно быть немного больным, чтобы менее бунтовала плоть, особенно у молодых, и менее пустяки приходили в голову. А то при полном здоровье, особенно молодым, какая только пустошь не приходит в голову. (Преп. Амвросий Оптинский).
В других номерах:
Всегда ли человек может точно узнать, за что ему послана хворь
На этот вопрос дает ответ сама жизнь. Девочки, не знавшие еще мужчин и не повинные в грехе прелюбодеяния, страдают от женских болезней, а в очередях к гастроэнтерологу выстраиваются отнюдь не толстяки, а скорее, наоборот, чрезмерно худые люди… Пути Господни неисповедимы, и иногда нам не остается ничего, как просто смиренно принять свою участь.
Пытаясь вычислить грех, который по разумению болящего привел его к этому состоянию, человек рискует лишь усугубить болезнь напрасной маятой, бесконечными стенаниями и самоедством. Разбитый хворью человек начинает роптать, обвиняя Бога в своих злоключениях, а затем и вовсе отворачивается от Него.
Как было уже сказано выше, не всякая болезнь есть расплата за содеянное. Возможно, заключением в рамки телесного или психического недуга, Господь удерживает, таким образом, человека от ужасных дел, которые он мог бы натворить будучи здоровым.
«Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье», — говорит Феофан Затворник.
Поэтому «если врачи не помогают или врач не определил правильно болезни и болезнь не прекращается, то не спеши безрассудно считать причиной безуспешности лечения то или другое обстоятельство и не изыскивай тому других причин, кроме того, что Богу неугодно, чтобы я выздоровел, или же Ему угодно продолжать мою болезнь… И когда [больной] уже, после употребления многих врачующих средств, не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы ему терпеть продолжительнейшую и тягчайшую болезнь», — вторит его мысли святитель Иоанн Тобольский.
Говорят, что Господь никогда не дает человеку сверх меры его. Но вопрос, откуда тогда в мире столько самоубийц остается открытым…
Можно ли молиться об исцелении и как это делать
Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма в Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве, говорит, что к Богу «можно и нужно обращаться с просьбой о выздоровлении».
Однако, когда тело изнурено длительной тяжелой болезнью, молиться очень тяжело. Ведь и дух в нас угасает, а вместе с тем и вера. Мы обращаемся к словам святых отцов, Библии и идем за толкованием своего состояния к священнику. Но ничего, кроме стандартных выражений: «искренне молитесь, причащайтесь, исповедуйте свои грехи» не слышим. В таком состоянии вообще трудно настроиться на молитву и прочитать даже «Отче наш» не то, что акафист или отстоять службу в храме.
Нас постоянно гложет вопрос: «Почему? За что? Когда же это кончиться?». Но, увы, чем больше мы будем противиться своему состоянию и воле Божией, тем вероятнее исход, что это вообще никогда не кончится. У нас один путь – смирение. Преподобный Амвросий о
И самая короткая молитва, которую наш мозг сможет воспринять в такое время и осилить: «Господи, спаси и помилуй!» может твориться многократно в течение дня и бессонной ночи.
Сейчас существует много аудиозаписей церковных песнопений, псалмов и молитв. Их можно просто включать и слушать, а в моменты облегчения становиться на молитву самому. Не стоит самобичевать себя, увеличивая ежедневное молитвенное правило. Смысл не в количестве молитв, а в их качестве.
Важно также понять зачем вы просите у Господа исцеления. Выше неоднократно говорилось, что Бог попускает нам болезнь, чтобы привести к спасению. Посылая нам недуг, Он хочет, чтобы мы оставили жизнь, которая нас привела к этой болезни, и в дальнейшем жили, служа Господу каждый на своем поприще. Большинство же людей, по словам протоиерея Алексия Потокина, об этом не думают. Желание исцелиться священник утрированно сводит к следующей формулировке:
«Господи, дай мне глоточек воздуха, чтобы я еще немного побузил».
По мнению священника просто молиться о здоровье, чтобы вернуться к прежнему бессмысленному существованию – это как просить денег, чтобы пропить их.
Христос часто говорил, когда человек освобождался от болезни: «Вера твоя спасла тебя». А посему «По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29).
Галина Бочарова