Святители Афана́сий Великий, Кирилл Александрийский, архиепископы
Святой Афанасий родился в Александрии; мать его, подобно Анне, которая привела сына своего Самуила в храм Господень (1Цар.1:28), так же привела его к св. Александру, патриарху Александрийскому, и отдала в храм на служение Богу. И он стал при храме проводить свою жизнь, ревностно исполняя заповеди Божии.
В 319 г. патриарх рукоположил его в диакона Александрийской Церкви. Уже в это время святитель Афанасий стал писать сочинения. Будущий святитель видел, что нет у новопришедших в Церковь Христову ревности, нет у них истинного благочестия, многие из них искали славы для себя, пустословили, празднословили и все языческие обычаи, которые были раньше у них, переносили в христианскую жизнь. Объявился некий Арий, который хулил Христа, уничижал Матерь Божию и возмущал народ, уча народ добиваться чести, славы, проникать и в Церковь, достигать священства и даже архиерейства. И многие его слушали и становились последователями этой ереси – арианами. И эта ересь так распространилась, что чуть не захлестнула всю Церковь – великая была брань. В 325 г. святитель Афанасий был на Никейском Соборе, где выступал против Ария.
В 326 г. по смерти патриарха Александра святитель Афанасий был избран на Александрийскую кафедру. Епископом Афанасий объезжал церкви, много выступал, боролся против ариан, писал, обличал их, и восстали против него все неистинные христиане и стали на него клеветать. В то время царствовал Константин Великий (306–337 гг.), он считался покровителем Церкви Христовой. Он хорошо понимал военную стратегию, дипломатию, государственные дела, но дел церковных и проповеди Евангелия не знал, поэтому колебался между арианством и православием.
Пользуясь добротой и простотой императора, еретики окружили весь его двор, проникли во все должности и стали нашептывать ереси и неправды и вводить расколы. Они обвиняли архиепископа Афанасия, что он плохой человек, что он не слушается царя, взимает налоги отдельно от царской казны и совершает нехорошие дела, что он и чародей, и преступник, и блудник. Император видел великую распрю, вражду, старался водворить мир, но бывали такие времена, что могла открыться война, тогда он предлагал святителю Афанасию на время удалиться куда-нибудь. И большую часть своего долгого правления святитель провел в изгнании, и тогда нередко он пользовался поддержкой монахов, был в дружбе с обоими отцами монашества – святыми преподобными Антонием и Пахомием.
В особенности старались еретики и злые люди обвинить святого Афанасия в том, что он не слушает повелений императора, не обращает внимания на его предписания, не принимая Ария в церковное общение, что он колдун и чародей, сами будучи явными чародеями, и что посредством какой-то мертвой руки, якобы принадлежавшей клирику Арсению, творит чарования. Император повелел провести расследование. Арсений был клириком, чтецом, совершив какой-то проступок, он долго скрывался, а когда молва об этом стала распространяться везде, то у него проявилось чувство правды, справедливости, потому что невиновен был святитель Христов Афанасий, да и сам Арсений совершенно не пострадал, не ему отрубили руку, другого человека где-то нашли судьи-злодеи, хотя многие из них были епископы. Соболезнуя о своем отце и благодетеле и скорбя сердцем о том, что истина беззаконно побеждается ложью, он тайно пришел к самому Афанасию, припадая к его честным ногам. Блаженный Афанасий, радуясь прибытию Арсения, повелел ему до суда никому не показываться.
Между тем злобная ненависть противников Афанасия так возросла, что к одной лжи они приложили еще новую: подкупили одну бесстыдную женщину возвести клевету на святителя Афанасия, что он совершил с нею беззаконие. Когда начался суд, судьи сели на своих местах и клеветники предстали, была введена и эта женщина. С плачем долго жаловалась она на святителя, которого никогда не видала и даже не знала, каков он по виду. Все слушали в недоумении. А она и не хотела знать благочестия евангельского, радуясь, что много денег ей дали. В то время друг Афанасия пресвитер Тимофей, стоя с ним за дверями и все слыша, возмутился духом и, неожиданно войдя внутрь судилища, с поспешностью стал перед глазами той клеветницы, как будто он был сам Афанасий; он смело обратился к ней: «Я ли совершил над тобою ночью насилие, как ты говоришь?» И она еще с большим бесстыдством возопила к судьям: «Сей, сей человек мой растлитель и злоумышленник против моей чистоты; он…» Судьи рассмеялись, увидев подлость, разыгранную комедию, и прогнали ее. Но противники св. Афанасия, хотя и устыдились, но не успокоились и стали обвинять его в убийстве Арсения, показывая какую-то страшную на вид мертвую руку. Святой Афанасий терпеливо слушал их и молчал, потом спросил: «Есть ли среди вас, кто хорошо знал Арсения? Кто из вас может подтвердить, действительно ли это его рука?» И поднялись большинство неправедных судей, подскочили и стали утверждать, что действительно это рука Арсения. И тогда, когда они показали свое грязное сердце и коварство свое, святитель отодвинул занавеску, за которой стоял Арсений, вывел его перед собранием и спросил: «А это кто стоит перед вами? Вы сказали, что Арсения нет в живых, это его рука». И все пришли в ужас. «Вот, мужи, и Арсений! – объявил святитель Афанасий. – Вот и руки его, которые совсем не были отсечены! Покажите же и вы своего Арсения, если такого имеете, и поведайте, кому принадлежит отсеченная рука, которая осуждает вас самих, как сделавших это преступление». Но судии продолжали проводить суд, истощая все свои клеветы. И святитель Афанасий, не вынося совершаемой несправедливости, вслух засвидетельствовал всему собору: «Угасла правда, попрана истина, погибло правосудие, исчезло у судей законное расследование и осторожное рассмотрение дел! Разве законно, чтобы желающий оправдаться содержался в узах, а суд всего дела был бы поручен клеветникам и врагам, и чтобы сами оговорщики судили того, на кого клевещут?» Императором святитель был оправдан и послан на свою Александрийскую кафедру.
Когда умер Константин Великий и престолом завладел его второй сын Констанций, то весь двор императорский перешел на сторону ариан. Они стали гнать христиан православных, епископов ссылать, ставить на престолы нечестивых людей, коварных, блудников, еретиков, которые Иисуса Христа не признавали за Бога. И пришлось святителю Афанасию бежать в Рим, где три года находился.
Потом Господь рассудил все судом Своим: наказал Ария и еретиков, и нечестивый царь погиб. После него два года царствовал Юлиан Отступник, за ним вступил Иовиниан благочестивый, потом Валент, который, хотя и много зла творил Церкви, но, испугавшись мятежа александрийцев, позволил святителю Афанасию вернуться и безбоязненно управлять Александрийской Церковью. И описывается в житии святителя Афанасия, что последнее время своей жизни он жил в мире и спокойствии, почил о Господе 2 мая 373 г. в возрасте 76 лет.
46 лет святитель Афанасий был епископом города Александрии и много раз изгонялся с кафедры и возвращался обратно, потому что ариане, называющие себя христианами, верующими в Евангелие, искали, придумывали вину, чтобы осудить и предать смерти святителя. А Господь, возвещая Евангелие, не проповедовал убивать врагов своих; эти же злодеи притворно приняли Крещение, христианство и веровали без благочестия.
См. также: «Житие святого отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Детство Афанасия
Будущий святитель Афанасий родился около 297 года в Александрии. Его семья строго придерживалась христианских догматов, посему мальчик рос в атмосфере благочестия и добродетели. Неудивительно, что с самого раннего детства он испытывал любовь к богослужениям. Более того, отрок предпочитал обычным детским развлечениям игру в священников, устраивая сие действо вместе со своими сверстниками, также воспитывавшимися в христианских семьях. Зачастую к ним примыкали чада язычников, но никто не гнал детей противников Иисусовой веры.
За что я так люблю своего робота-пылесоса: делюсь собственным опытом
Напротив, Афанасий старался донести до таких ребят слово Божие, рассказывая о жизни и служении людям и Богу Спасителя. Уверовавших отроков он обращал в христианство, совершая над ними обряд Крещения.
Такое ревностное и вместе с тем трепетное отношение к Богу и вообще церковной теме у юного Афанасия сформировалось, в том числе под влиянием поступка его матери. Она привела сына в храм к святителю Александру, патриарху Александрийскому, посвятив, таким образом, Господу.
Арианская ересь: как она родилась и кто потом использовал ее в политических целях
Единственным, кто отказывался признавать равноправие истинного христианства и арианской ереси и принимать ариан в свою общину, был Афанасий Александрийский. Поэтому, имея огромное влияние в высших кругах, ариане сделали все, чтобы добиться осуждения своего непримиримого противника. В 335 году Тирский Собор обвинил его ни много ни мало в убийстве мелитианского епископа Арсения. При этом вещественным доказательств служила отрубленная рука Арсения, хотя, по некоторым данным, он вообще был на тот момент жив. И все-таки, несмотря на абсурдность обвинения, Афанасия сослали на задворки империи, в Трир (недалеко от границы между нынешними Германией и Люксембургом), откуда он вернулся только после смерти императора Константина.
«Дом, разделившийся сам в себе, не устоит»
Первая четверть IV века стала для христиан переломной. В 324 году император Константин одержал победу над своим соправителем Лицинием и стал единовластным правителем Римской империи. Он взял курс на превращение христианства в государственную религию, поэтому был заинтересован в консолидации Церкви. Однако при вступлении в Никомидию получил множество взаимных жалоб сторонников и противников учения Ария, который утверждал, что Христос сотворен Богом и, следовательно, во-первых, не предвечен (имеет начало своего бытия) и, во-вторых, не равен, то есть не единосущен Богу.
В Египте их споры уже стали переходить в ожесточенные уличные стычки, участники которых «в пылу исступления покушались на дела нечестивые, осмеливались оскорблять изображение василевса». А ведь в римском праве покушение на изображение императора было тяжким преступлением — оскорблением величества.
В конце концов по приказу императора в Никее в 325 году был созван Первый Вселенский Собор, на котором арианство было осуждено, в качестве Символа веры было принято учение о единосущной Троице, а сам Арий изгнан. Афанасий в качестве секретаря сопровождал Патриарха Александра на этот собор и активно участвовал в спорах о природе Христа — Ария и всю его аргументацию он отлично знал.
Детство и юность Кирилла
Второй архиепископ, святитель Кирилл, чей день памяти православная Церковь празднует совместно со святителем Афанасием, 31 января, имел знатное происхождение. Семья, в которой он появился на свет, также придерживалась христианских канонов и отличалась благочестием.
Родители позаботились о том, чтобы сын их, Кирилл, рос умным и образованным. Кирилл изучил многие науки светского характера, включая философию. Особое же прилежание будущий архиепископ проявлял в овладении знаниями на тему веры Иисусовой. Юным отроком подвижник поступил в скит св. Макария, расположенный в Нитрийских горах. В этой обители святитель Кирилл прожил целых 6 лет. Он заслужил своим ревностным отношением к вере сан диакона, который пожаловал подвижнику сам патриарх Александрийский Феофил.
«Пусть взвесят меня на весах правды»
Когда пресвитер Антиохийской церкви Несторий в 428 году был избран на Константинопольскую кафедру, он начал открытое гонение на православных. В его присутствии один из его приверженцев, епископ Дорофей, с церковной кафедры провозгласил анафему тем, кто именует Пресвятую Деву Марию Богородицей. Это вызвало возмущение, тем более что Божия Матерь считалась покровительницей византийской столицы. Заволновались монахи. От них к Несторию явилась депутация, но он, даже не поговорив с ними, отдал их под суд за непослушание, бросил в тюрьму и подверг бичеванию.
Мало того, в Константинопольской епархии он самочинно начал реформирование литургии, настроив против себя клириков. С церковной кафедры он анафематствовал театры, пение, концерты, танцы, атлетические состязания, чем нажил себе врагов в лице многих жителей столицы.
Опровергая его лжеучение, святитель Кирилл писал увещевательные послания самому Несторию, письма императору Феодосию Младшему, папе Целестину I и в разные монастыри.
Афанасий и Кирилл Александрийские
Несторий, в свою очередь, писал на Кирилла доносы и называл его еретиком. Положение обострилось настолько, что пришлось созвать Третий Вселенский Собор, который открылся в 431 году в Ефесе. На него приехали 200 епископов от всех Поместных Церквей. А председательствовал на нем Александрийский Патриарх Кирилл.
Относитесь к людям терпимее
У всех нас есть свои недостатки. А мы порой убеждены, что наше «правильно» — истина в последней инстанции, и другой человек должен непременно сразу и без колебаний принимать декларируемую нами позицию. Даже если мы 100 раз правы – нужно помнить, что это не гарантия того, что мы сразу сможем донести свою позицию до человека. Порой, не столько наши доводы, сколько умение спокойно и терпеливо объяснять свое мнение, помогут наладить диалог с ближним. Может случиться и так, что мы вообще не будем услышаны. Но это не повод осуждать человека. Может быть, время еще не пришло.
Боровшийся с арианами святитель Афанасий просто спокойно покинул кафедру, когда его недоброжелатели буквально завалили царя Константина доносами. Хотя был на 100% прав и как епископ мог «стоять до последнего», не покидая Александрии. Время все расставило по своим местам, когда пришло время, святитель возвращался обратно и спокойно продолжал проповедь. А святой Кирилл терпеливо вел переписку с еретиком Несторием о догмате о неслитном соединении двух естеств в Лице Господа Иисуса Христа. Упорство Нестория окончилось ссылкой, а святитель продолжил управление вверенной ему епархией.