Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей



Кто неб­ре­жен к сво­им де­тям, тот хо­тя бы в дру­гих от­но­шени­ях и по­рядо­чен, по­несет край­нее на­каза­ние за этот грех. Все у нас долж­но быть вто­рос­те­пен­ным в срав­не­нии с за­ботой о де­тях.
Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

Нам не­дос­тупны де­ла тех, с ко­торы­ми мы име­ем рзлич­ный об­раз жиз­ни. Нап­ри­мер, мать, име­ющая груд­ных де­тей, не мо­жет хо­дить ежед­невно в цер­ковь

ко всем служ­бам и до­ма по­дол­гу мо­лить­ся. Из это­го бу­дет не толь­ко сму­щение, но и да­же грех, ес­ли, нап­ри­мер, в от­сутс­твие ма­тери ре­бенок без при­зора ис­ка­лечит се­бя или нат­во­рит ша­лос­тей, ког­да бу­дет под­растать. Не мо­жет она со­вер­шенно от­речь­ся от иму­щест­ва ра­ди лич­но­го под­ви­га, ибо она обя­зана со­дер­жать и кор­мить де­тей.

Пре­подоб­ный Ни­кон Оп­тинс­кий

Что­бы спа­сать­ся, на­до жить не меч­та­ни­ем, а в ре­аль­ной жиз­ни нес­ти крест, ко­торый уже оп­ре­делил Вам Гос­подь для спа­сения.

Ар­хи­манд­ри­та Иоанн (Крестьян­кин)

Вы — же­на, вы — мать, вы — хо­зяй­ка. Обя­зан­ности по всем сим час­тям изоб­ра­жены в пи­сани­ях апос­толь­ских. Прос­мотри­те их и возь­ми­те на со­весть ис­полнять. Ибо сом­ни­тель­но, что­бы спа­сение мог­ло уст­ро­ить­ся по­мимо ис­полне­ния обя­зан­ностей, ко­торые на­лага­ют­ся зва­ни­ем и сос­то­янием.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Как толь­ко за­рож­да­ет­ся ре­бенок, на­до знать, что до не­го до­ходит все, что свер­ша­ет­ся с ма­терью или с от­цом, или с ок­ру­жени­ем. По­это­му ма­тери ре­комен­до­валось мо­лить­ся, но не фор­маль­но, не толь­ко про­из­но­сить мо­лит­вы, не толь­ко мо­лит­восло­вить, а об­щать­ся с Бо­гом, де­лить­ся с Ним всей сво­ей ра­достью, всем сво­им тре­петом, дать Бо­гу дей­ство­вать в ней.

Мит­ро­полит Ан­то­ний Су­рожс­кий

Од­но го­ре нас­тавни­цы, о ко­тором глу­боко скор­беть сле­ду­ет, ес­ли ве­ру по­теря­ет и в грех впа­дет ди­тя. А про­чее все Бог уст­ро­ит во бла­го, ра­ди пре­дан­ности Ему ве­ру­ющих сер­дец.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Есть не­пос­ти­жимая для нас связь ду­ши ро­дите­лей с ду­шою де­тей, и мы не мо­жем оп­ре­делить, до ка­кой сте­пени прос­ти­ра­ет­ся вли­яние пер­вых на пос­ледних: и вмес­те, до ка­кой сте­пени, при за­рази­тель­ном вли­янии пер­вых, прос­ти­ра­ет­ся ми­лосер­дие и снис­хожде­ние Бо­жие к пос­ледним.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Пост ох­ра­ня­ет мла­ден­цев, уце­ломуд­ри­ва­ет юно­го, де­ла­ет поч­тенным стар­ца: ибо се­дина, ук­ра­шен­ная пос­том, дос­той­нее ува­жения. Пост“- са­мое при­лич­ное уб­ранс­тво жен­щин, уз­да в цве­те лет, ох­ра­нение суп­ру­жест­ва, вос­пи­татель детс­тва… Де­ти, как цве­тущие рас­те­ния, да оро­ша­ют­ся во­дой пос­та.

Свя­титель Ва­силий Ве­ликий

Ре­бенок дол­жен быть в сос­то­янии, пос­мотрев на сво­их ро­дите­лей, ви­деть, что то, что ему расс­ка­зыва­ют, на са­мом де­ле жи­вет в них. Они, мо­жет быть, не­совер­шенны, это ре­бенок от­лично по­нима­ет, но они стре­мят­ся жить по ве­ре, и это сос­тавля­ет смысл и со­дер­жа­ние их жиз­ни.

Мит­ро­полит Ан­то­ний Су­рожс­кий

Мо­лит­вою усерд­ною мо­литесь о де­тях, и Бог сох­ра­нит в доб­рых по­ряд­ках тех, кои хо­тят быть сох­ра­нен­ны­ми и ищут се­го.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Для ро­дите­лей глав­ной за­ботой долж­но явить­ся снис­ка­ние ми­лос­ти Бо­жи­ей и Его по­мощи и бла­гос­ло­вения. И это бу­дет ус­ло­ви­ем неп­ре­мен­но­го ус­пе­ха мно­голет­ней ра­боты и борь­бы за спа­сение душ де­тей, под­вержен­ных гре­ху вмес­те со всем пад­шим че­лове­чес­ким ро­дом.

Из кни­ги Пес­то­ва Н.Е. Пра­вос­лавное вос­пи­тание де­тей

Эман­си­пиро­ван­ная же­на всег­да бы­ва­ет дур­ной ма­терью. Она тя­готит­ся деть­ми, они ей ме­ша­ют поль­зо­вать­ся сво­бодой жиз­ни, и по­тому за­боту о них она пре­дос­тавля­ет кор­ми­лицам и нянь­кам.

Епис­коп Вис­са­ри­он (Не­ча­ев)

При­учай­те де­тей ва­ших боль­ше к уме­рен­ности и да­же ли­шени­ям, с ко­торы­ми всег­да мож­но встре­тить­ся в жиз­ни, не­жели к удо­воль­стви­ям, ко­торые не для всех дос­тупны.

Амв­ро­сий Клю­чарев, ар­хи­епис­коп Харь­ковс­кий

Не долж­но смот­реть, что ди­тя ма­ло, на­доб­но с пер­вых лет на­чинать ос­те­пенять прек­лонную к гру­бому ве­щест­ву плоть и при­учать ди­тя к об­ла­данию над нею, что­бы и в от­ро­чест­ве, и в юно­шест­ве, и пос­ле них лег­ко и сво­бод­но мож­но бы­ло уп­равлять­ся с этою пот­ребностью. Пер­вая зак­васка очень до­рога. От детс­ко­го пи­тания мно­гое за­висит в пос­ле­ду­ющем.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Не сам ли ты при­чиня­ешь се­бе скорбь не­обуз­данностью тво­его сы­на? Ты дол­жен был тща­тель­но обуз­ды­вать его, при­учать его к по­ряд­ку, к ак­ку­рат­но­му ис­полне­нию сво­их обя­зан­ностей и вра­чевать бо­лез­ни его ду­ши, ког­да он был еще мо­лод, и ког­да это сде­лать бы­ло го­раз­до лег­че.

Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

Бу­дет хо­рошо, ес­ли ро­дите­ли ста­нут по­казы­вать ре­бен­ку, что они расс­тра­ивают­ся от его бес­чинств. Но пусть они на не­го не да­вят и мо­лят­ся. Мо­лит­ва, со­вер­ша­емая с болью, при­водит к по­ложи­тель­ным ре­зуль­та­там.

Пре­подоб­ный Па­исий Свя­того­рец

Прос­то прес­тупле­ние — по­дав­лять детс­кую ра­дость и зас­тавлять де­тей быть мрач­ны­ми и важ­ны­ми. Очень ско­ро на их пле­чи ля­гут жиз­ненные проб­ле­мы. Очень ско­ро жизнь при­несет им и тре­воги, и за­боты, и труд­ности, и тя­жесть от­ветс­твен­ности. Так пусть же как мож­но доль­ше ос­та­ют­ся они юны­ми и без­за­бот­ны­ми. Их детс­тво нуж­но, по ме­ре воз­можнос­ти, на­пол­нить ра­достью, све­том, ве­селы­ми иг­ра­ми.

Им­пе­рат­ри­ца Алек­санд­ра Фе­одо­ров­на

Ро­дитель­ская лю­бовь свя­щен­на, но нель­зя за­бывать, что в от­но­шении люб­ви брач­ной она вто­рич­на. Не­допус­ти­мо, что­бы страсть к ди­тяти зат­ме­вала чувс­тво суп­ру­жес­кое, вмес­те то­го что­бы ук­реплять и воз­вы­шать его.

Мит­ро­полит Вла­димир (Иким)

Очень мно­гие ро­дите­ли, весь­ма лю­бящие сво­их де­тей, не­кото­рым об­ра­зом их пор­тят, не по­нимая, к со­жале­нию, ка­кой вред на­носят им, нап­ри­мер, тог­да, ког­да мать, по чрез­вы­чай­ной плотс­кой люб­ви, об­ни­мая и це­луя ре­бен­ка, го­ворит ему: «Ка­кой хо­роший у ме­ня ре­бенок, са­мый луч­ший в ми­ре ре­бенок» и т.п.

пре­подоб­ный Па­исий Свя­того­рец

Рож­де­ние ре­бен­ка — это бла­годат­ный дар Гос­по­день, но од­новре­мен­но и но­вое приз­ва­ние, и труд, и крест для суп­ру­гов. Бог вве­ря­ет и по­руча­ет зем­ным ро­дите­лям мла­ден­ца, еще без­за­щит­но­го те­лом и ду­шой. Это не прос­тая ра­дость, не иг­ра и не за­бава: это гроз­ная от­ветс­твен­ность” на Страш­ном Су­де от­ве­тят ро­дите­ли пе­ред Бо­гом за жи­вые ду­ши сво­их де­тей.

Мит­ро­полит Вла­димир (Иким)

Прос­то прес­тупле­ние — по­дав­лять детс­кую ра­дость и зас­тавлять де­тей быть мрач­ны­ми и важ­ны­ми. Очень ско­ро на их пле­чи ля­гут жиз­ненные проб­ле­мы. Очень ско­ро жизнь при­несет им и тре­воги, и за­боты, и труд­ности, и тя­жесть от­ветс­твен­ности. Так пусть же как мож­но доль­ше ос­та­ют­ся они юны­ми и без­за­бот­ны­ми. Их детс­тво нуж­но, по ме­ре воз­можнос­ти, на­пол­нить ра­достью, све­том, ве­селы­ми иг­ра­ми.

Свя­тая Им­пе­рат­ри­ца Алек­санд­ра Фе­одо­ров­на

Есть суп­ру­ги, ко­торые в пер­вую оче­редь ста­ра­ют­ся упо­рядо­чить все про­чие проб­ле­мы и лишь за­тем на­чина­ют ду­мать о де­тях. Та­кие лю­ди сов­сем не бе­рут в рас­чёт Бо­га. А дру­гие суп­ру­жес­кие па­ры го­ворят: «Ны­неш­няя жизнь не лег­ка. Пусть у нас бу­дет один ре­бёнок и хва­тит. Тут и од­но­го-то поп­ро­буй вы­рас­ти!» И не ро­жа­ют дру­гих де­тей. Эти лю­ди не по­нима­ют, нас­коль­ко они сог­ре­ша­ют, ду­мая по­доб­ным об­ра­зом, не по­лага­ясь с до­вери­ем на Бо­га. Бог «сер­до­болен». Ему лег­ко пе­рес­тать да­вать суп­ру­гам де­тей, ес­ли Он уви­дит, что их вы­рас­тить им уже не под си­лу.»

Ста­рец Па­исий Свя­того­рец

Ког­да в до­ме но­ворож­денный, брак как бы рож­да­ет­ся за­ново. Ре­бенок сбли­жа­ет се­мей­ную па­ру так, как ни­ког­да преж­де. В серд­цах ожи­ва­ют мол­чавшие до это­го стру­ны. Пе­ред мо­лоды­ми ро­дите­лями вста­ют но­вые це­ли, по­яв­ля­ют­ся но­вые же­лания. Жизнь при­об­ре­та­ет сра­зу но­вый и бо­лее глу­бокий смысл. Ко­неч­но, с деть­ми у нас по­яв­ля­ет­ся мас­са за­бот и хло­пот, и по­это­му есть лю­ди, ко­торые смот­рят на по­яв­ле­ние де­тей, как на нес­частье. Но так смот­рят на де­тей толь­ко хо­лод­ные эго­ис­ты. Ве­ликое де­ло взять на се­бя от­ветс­твен­ность за эти неж­ные юные жиз­ни, ко­торые мо­гут обо­гатить мир кра­сотой, ра­достью, си­лой, но ко­торые так­же лег­ко мо­гут по­гиб­нуть; ве­ликое де­ло пес­то­вать их, фор­ми­ровать их ха­рак­тер “ вот о чем нуж­но ду­мать, ког­да уст­ра­иваешь свой дом. Это дол­жен быть дом, в ко­тором де­ти бу­дут рас­ти для ис­тинной и бла­город­ной жиз­ни, для Бо­га.

Страс­то­тер­пи­ца Алек­санд­ра Фе­одо­ров­на

Вы все са­ми хо­тите уст­ро­ить де­тей, а Бо­гу ни­чего не пре­дос­тавля­ете. А все Бо­гу на­до от­дать, не прек­ра­щая, ко­неч­но, и сво­его по­пече­ния, но, не при­давая ему и слиш­ком мно­гого зна­чения.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

«Мно­гие ро­дите­ли обу­ча­ют сво­их де­тей иност­ран­ным язы­кам, иные ху­дожест­вам обу­ча­ют, но о хрис­ти­анс­ком уче­нии и вос­пи­тании неб­ре­гут: та­ковые ро­дите­ли рож­да­ют де­тей к вре­мен­ной жиз­ни, и к веч­ной жиз­ни их не до­пус­ка­ют. Го­ре им, ибо не те­ла, но ду­ши че­лове­чес­кие уби­ва­ют сво­им не­раде­ни­ем!»

Свт. Ти­хон За­донс­кий

«Не сты­дясь и не бо­ясь ми­ра, пос­та­рай­тесь дать де­тям ис­тинное хрис­ти­анс­кое вос­пи­тание, со­об­щая им од­ни хрис­ти­анс­кие во всем по­нятия, при­учая к хрис­ти­анс­ким пра­вилам жиз­ни и возг­ре­вая лю­бовь к Церк­ви Бо­жи­ей и всем по­ряд­кам цер­ковным.»

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

«Ес­ли ро­дите­ли не ока­зыва­ют долж­но­го по­пече­ния о де­тях, не учат их ра­зуму, не вну­ша­ют им доб­рых пра­вил, то ду­ши де­тей бу­дут взыс­ка­ны от рук их.»

Пре­подоб­ный Си­ме­он Но­вый Бо­гос­лов

«Уче­ние че­рез пос­тупки и жизнь есть са­мое луч­шее уче­ние».

Св. Иоанн Зла­то­уст

«Мень­ше пот­ре­бу­ет­ся слов, ес­ли де­ла­ешь, что долж­но. Жи­вопи­сец боль­ше учит сво­ими кар­ти­нами».

Св. Гри­горий Бо­гос­лов

«Ро­дите­ли, ко­торые ро­жа­ют де­тей и да­ют им те­ло, долж­ны, нас­коль­ко это воз­можно, со­дей­ство­вать и их ду­хов­но­му воз­рожде­нию.»

Ста­рец Па­исий Свя­того­рец

«Ро­дите­ли долж­ны усерд­но пос­та­рать­ся от­сечь свои страс­ти. То, что не­кото­рые из этих страс­тей они унас­ле­дова­ли от сво­их собс­твен­ных ро­дите­лей, зна­чения не име­ет. Они не толь­ко да­дут от­вет Бо­гу за то, что не подъяли под­виг, что­бы от­сечь эти страс­ти, но так­же по­несут от­ветс­твен­ность за то, что пе­реда­ют эти страс­ти сво­им де­тям»

Ста­рец Па­исий Свя­того­рец

«Бу­дем так нас­тавлять на­ших де­тей, что­бы они пред­по­чита­ли доб­ро­детель все­му дру­гому, а оби­лие бо­гатс­тва счи­тали за нич­то.»

Свт .Иоанн Зла­то­уст

«Не ос­тавляй­те де­тей и их вос­пи­тание на са­мотек, на те­леви­зор и на ули­цу. Это грех, и не­малый. Мо­литесь и, ели­ко воз­можно, вли­яй­те на их вы­бор в жиз­ни. Ко­неч­но, не на­сили­ем, а вну­шени­ем и осоз­на­ни­ем ги­бель­нос­ти сов­ре­мен­но­го, на­вязы­ва­емо­го изв­не соз­на­ния.»

О. Иоанн (Крестьян­кин)

«Ра­дость и счастье нуж­ны де­тям не мень­ше, чем рас­те­ни­ям ну­жен воз­дух и сол­нечный свет. Са­мое бо­гатое нас­ледс­тво, ко­торое ро­дите­ли мо­гут ос­та­вить де­тям, это счаст­ли­вое детс­тво, с неж­ны­ми вос­по­мина­ни­ями об от­це и ма­тери.»

Свя­тая Ца­рица Алек­санд­ра

«Мать, рож­дая ди­тя, да­ет ми­ру че­лове­ка, а по­том долж­на она в нем же дать не­бу ан­ге­ла.»

Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

«Рож­де­ние де­тей сде­лалось ве­личай­шим уте­шени­ем для лю­дей, ког­да они ста­ли смерт­ны­ми. По­это­му-то и че­лове­колю­бивый Бог, что­бы сра­зу смяг­чить на­каза­ние пра­роди­телей и ос­ла­бить страх смер­ти, да­ровал рож­де­ние де­тей, яв­ляя в нем об­раз воск­ре­сения.»

Свт. Иоанн Зла­то­уст

«Де­ти — это ведь жи­вые ико­ны, пот­ру­дитесь над ни­ми, не ис­ка­зите в них об­раз Бо­жий сво­им нев­ни­мани­ем и неб­ре­жени­ем.»

Ар­хи­манд­рит Иоанн (Крестьян­кин)

«Глав­ное, что­бы ре­бенок был за­нят по си­лам и нап­равлен к стра­ху Бо­жию. От это­го все доб­рое и хо­рошее, нап­ро­тив, празд­ность и нев­ну­шение де­тям стра­ха Бо­жия бы­ва­ют при­чиной всех зол и нес­частий. Без вну­шения стра­ха Бо­жия, чем де­тей ни за­нимай, — не бу­дет же­ла­емых пло­дов в от­но­шении доб­рой нравс­твен­ности и бла­го­уст­ро­ен­ной жиз­ни. При вну­шении же стра­ха Бо­жия вся­кое за­нятие хо­рошо и по­лез­но.»

Пре­подоб­ный Амв­ро­сий Оп­тинс­кий

«Разв­ра­щение де­тей про­ис­хо­дит не от че­го дру­гого, как от бе­зум­ной при­вязан­ности (ро­дите­лей) к жи­тей­ско­му.»

Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

«За­боть­тесь не на зем­ле ос­та­вить де­тей, но воз­вести на не­бо; не при­леп­ляй­тесь к суп­ру­жест­ву плотс­ко­му, но стре­митесь к ду­хов­но­му; рож­дай­те ду­ши и вос­пи­тывай­те де­тей ду­хов­но.»

Свя­титель Ва­силий Ве­ликий

«По­доба­ет иметь муд­рость, но не со сво­им ра­зумом, а мо­лить Гос­по­да, да умуд­рит вас, как пос­ту­пать в вос­пи­тании де­тей, и да сох­ра­нит их от тлет­ворно­го ду­ха вред­ных обы­ча­ев мирс­ких.»

Пре­подоб­ный Ма­карий Оп­тинс­кий

«В вос­пи­тании не тре­бу­ет­ся ни из­лишняя мяг­кость, ни су­ровость — тре­бу­ет­ся ра­зум­ность.»

Свя­титель Фи­ларет, мит­ро­полит Мос­ковс­кий

«Хо­тя бы у нас все на­ше бы­ло бла­го­уст­ро­ен­но, мы под­верг­нем­ся край­не­му на­каза­нию, ес­ли не ра­дим о спа­сении де­тей.»

Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

«Для вос­пи­тания де­тей — са­мое важ­ное, что­бы они ви­дели сво­их ро­дите­лей жи­вущи­ми боль­шой внут­ренней жизнью.»

Свя­щен­ник Алек­сандр Ель­ча­нинов

Старцы о православном воспитании детей

«…Бог дал тебе детей-ангелочков. Посмотрим, какими ты их сделаешь. Родители несут большую ответственность за своих детей. Я знаю одну женщину, у которой сын непослушный. День и ночь она молится за него. Я ей сказал: «Богу ты покажешь либо спасенное дитя, либо раны на своих коленях».

Старец Иероним

  1. «Первую духовную простуду дети схватывают благодаря открытым дверям чувств родителей. Больше всего их простужает мать, когда она не одета в скромность и опустошает своим поведением детей».
  2. «Святая жизнь родителей извещает души детей, и они, естественно, вырастают послушными и благоговейными, без душевных повреждений, и дети радуют родителей, радуют и родители детей и в сей жизни, и в другой, вечной, где они снова вместе возрадуются».

Старец Паисий

  1. «Родители пусть воспитывают своих детей с колыбели. Пусть они учат их страху Божию, пресекают их злые стремления и порывы, пусть не заискивают перед ними и не удовлетворяют их дурных пожеланий и вкусов. Как мягкий воск, который ты лепишь, как хочешь, принимает любую печать, так и из маленького ребенка ты можешь вылепить все, что пожелаешь. Буквы, написанные на чистой бумаге, останутся неизгладимыми. И то, что узнает маленький ребенок, неизгладимо останется с ним до старости».
  2. «Если на дерево, когда оно мало, подует ветер и согнет его, а мы подставим столбик, то оно станет прямым, если же мы не подставим столбик, то оно навсегда останется кривым. Если оно вырастет и хорошо укоренится, а мы захотим его выровнять, тогда оно трескается и ломается. Так и наши дети. Когда они малы, будем укреплять их в вере и страхе Божием. Соорудим для них ограду и воздвигнем для них стену из поучений и добрых примеров, доколе они не укоренятся в добродетели, когда им не будет страшна никакая опасность».

Старец Филофей

  1. «Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице, и Она все устроит. Эта молитва твоя будет как духовная ласка, которая обнимет и привлечет детей. Иногда мы их ласкаем, а они сопротивляются, в то время как духовной ласке они не противятся никогда».
  2. «Родители, у которых трудные и грубые дети, пусть не обвиняют самих детей, но того, кто стоит за их спинами, — дьявола. С дьяволом же мы можем воевать только тогда, когда становимся святыми».

Старец Порфирий

  1. «Больше говорите Богу о ваших детях, чем детям о Боге. Душа юного жаждет свободы, поэтому он с трудом принимает разнообразные советы. Вместо того чтобы постоянно давать ему советы и порицать за любую мелочь, возложи это на Христа, Богородицу и на святых и проси Их образумить его».
  2. «С детьми обращайтесь, как с жеребятами, то подтягивая, то ослабляя уздечку. Когда жеребенок брыкается, не отпуская уздечку, ослабим ее, иначе же он ее порвет. И, когда он спокоен, тогда потянем за уздечку и поведем его, куда пожелаем».
  3. «Родители должны любить своих детей как детей, а не как своих идолов. То есть ребенка пусть они любят таким, какой он есть, а не таким, каким бы они хотели его видеть — похожим на них».

Старец Епифаний

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]