Уроки курса «Церковное знаменное пение: воскресная служба»


О православном богослужении

Словесно-мелодическую часть православного богослужения составляют церковное пение и чтение. Разница между ними только в мелодической широте. Церковное пение по существу — это мелодически расширенноe и украшенное чтение, а чтение — это то же пение, сокращенное в мелодии соответственно содержанию текста и требованиям Устава. При этом богослужебная мелодия не просто сопровождает священный текст, а отражает его содержание и восполняет его, передавая то, что невозможно выразить словесно. Музыковед 19 века В.Ф.Одоевский говорил, что «…отцы наши называли церковное пение не музыкой, а словесной мелодией». Мелодия молитвенная, богословствующая, проста, но в этой простоте сокрыта великая мудрость. Она величественна, но не горделива, успокаивает душу, но не расслабляет ее, сурова, но не безжалостна, скорбна, но не слезоточива. В ней нет ни сплошного мажора, ни минора — как на земле не бывает ни совершенной радости, ни безысходной скорби. Наше церковное пение создано святыми и подвижниками благочестия, для которых мелодия была голосом духа, а не предметом упражнения в искусстве. Отцы Церкви создали тексты и мелодии, которые органически связаны с содержанием, создали и сам устав церковного пения. Причем, устав этот определяет не только порядок, последовательность исполнения песнопений за богослужением, но касается и характера самих мелодий и способа их исполнения.

Основу любой мелодии православного песнопения составляет псалмодия

— краткая мелодия, которая состоит из трех-четырех повторяющихся тонов. Она может быть различным образом расширена. Собственно псалмодия в чистом виде — это то, что мы называем богослужебным чтением, которое святые отцы называют
пением
, указывая тем самым на распевное их исполнение. Расширенная псалмодия — мелодия православного песнопения — бывает двух видов:
«подобен»
и
«самогласен»
. По уставу мелодия подобна более простая, а мелодия самогласна — более широкая. Самогласны имеют свою, им свойственную мелодию и не служат образцом для других песнопений того же гласа. Подобны исполняются по определенному музыкальному образцу, этот образец называется «самоподобен». Поэтому всегда при стихире, которую полагается петь на подобен, указываются начальные слова самоподобна, служащего образцом. (Например, глас 8, подобен «О преславного чудесе…»).

В церковном уставе можно найти указания и о характере исполнения песнопений. Например, «Честнейшую…» положено петь «велегласно», «Господи помилуй» на малой вечерне и полунощнице — «кротким и тихим гласом» и т.п. Встречаются такие указания: «велегласно и косно» (громко и медленно), «со сладкопением», «скоро» и др.

Богослужебная мелодия должна быть чистой, бесстрастной, премирной, «духовной». Православное богослужебное пение есть, прежде всего, слово

, лишь окрашенное музыкальным звуком. Церковные мелодии католичества, протестантизма — это красивые музыкальные картины, ласкающие слух, затрагивающие слабые стороны человеческой души. Но красоту эту нельзя назвать истинно духовной. Как самая гениальная картина на религиозный сюжет отличается от иконы, так чувственная красота этих песнопений отличается от истинно духовной трезвенной красоты уставных православных песнопений. К сожалению, этот дух чувственности стал проникать и в православные песнопения, особенно, в ХIX веке. Церковные композиторы стали создавать мелодии для православных песнопений, не имеющие ничего общего с православной традицией и уставом богослужения. Эти песнопения действуют на нашу чувственность, кажутся красивыми. Но надо понимать, что эти мелодии относятся к иному жанру, они противоречат уставу Церкви и чужды духу православного богослужения. Об этом так писал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Сочинения новейших композиторов авражают настроение их духа, настроение западное, земное, душевное, страстное или холодное, чуждое ощущения духовного… В некоторые песнопения трудившиеся в них внесли свой характер, уничтожив совершенно церковный характер»[1]. Об этом же говорит И.А.Гарднер: «…полууставные напевы и хоровые их гармонизации почти совсем вытеснили в ХIХ веке уставные правильные напевы в хоровом употреблении… Очень обширную часть богослужения современной Русской Церкви представляет
неуставное
,
неканоническое
богослужебное пение»[2] (т.е. свободные хоровые композиции на богослужебные тексты).

Один из главных принципов уставности — принадлежность к тому или иному гласу, к системе и принципу осьмогласия. В этом смысле многоголосные гармонизации уставных гласовых напевов все же можно признать уставным пением, хотя хоровое многоголосное пение по западному образцу не принадлежит преданию Православной Церкви. Оно только допущено для богослужебного употребления (в Русской Церкви в 17-м веке).

Пение в Церкви также должно быть чинным, назидательным, благодатным. «…нужно петь Господу не голосом, а самой жизнью своей, — говорил преподобный Варсонофий Оптинский, — В Священном Писании жизнь во Христе называется пением. «Крепость моя и пение мое Господь и бысть мне во спасение»(Пс.117,14), «… пою Богу моему дондеже есмь»(Пс.145, 2)». Каноны Церкви запрещают нарочито громкое пение: «Не подобает… естество на вопль понуждати» (174 правило Номоканона), Сила звучания должна быть ограничена пределами естественной громкости каждого поющего голоса, иначе такое пение именуется канонами Церкви «бесчинным воплем». Ни один голос не должен выделяться. Святитель Филарет Московский говорил, что «возможное усиление — это уже крик».

Распределением песнопений по их содержанию управляет закон осьмогласия, являющийся основой богослужебного пения Православной Церкви. Устроитель церковного осьмогласия — преподобный Иоанн Дамаскин. Все песнопения разделяются на восемь гласов согласно содержанию их текста. Каждый из гласов — это определенный напев, некая музыкальная основа для песнопений. Каждый глас имеет свое внутреннее содержание.

Идея осьмеричности лежит в основе мироздания. В шесть дней сотворил Господь мир и «благословил седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог начал творить» (Бытие, 2,3). Восьмой день, по толкованию святых отцов, есть день Господень, единый и нескончаемый, День будущего века (Царствия Небесного). Эта идея нашла свое отражение и в различных аспектах церковной жизни. Например, осьмогласие как основа богослужебного пения. Большинство великих праздников празднуется в Церкви семь дней и в восьмой день «отдаются».

Принцип осьмогласия был в свое время принят Русской Церковью от Церкви Греческой и является музыкальной основой богослужения. Однако, понятие осьмогласия в греческой традиции отличается от нашего. У греков глас- это лад, тональность. В русской традиции глас — это некоторая мелодия, закрепленная раз и навсегда. Каждый глас имеет помимо характерной для него тональности, лада, еще и наиболее употребительные в данном гласе мелодические обороты — попевки. Гласов всего восемь. Четыре основных (атентических) — 1,2,3,4 и четыре производных (плагальных) — 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му. Каждый из плагальных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего автентичного гласа.

Каждый глас начинается в день воскресный и продолжается до субботы включительно, сообщая всей седмице благодать минувшего дня воскресного. Этот глас господствует в богослужении всю седмицу.

Мы сейчас привыкли к тому, что на гласы распеваются стихиры, кондаки, ирмосы, прокимны, алиллуия. Но, за немногим исключением, практически все песнопения православного богослужения, в том числе, неизменяемые, распеваются на определенный глас. Например, Предначинательный псалом и «Блажен муж» в начале Всенощной Уставом положено петь на 8-й глас. «Свете тихий» распето на все восемь гласов. Великое славословие, «Честнейшую», величания — положено петь на 6-й глас. «Херувимская песнь» распета самим преподобным Иоанном Дамаскиным на 6-й глас. Этот же глас положен для «Ныне силы Небесныя» и «Вечери Твоея Тайныя днесь». «Да молчит всякая плоть человеча» — 8-й глас. Символ веры и молитва Господня по Уставу не поются, а читаются. Традиция пения Символа веры пришла в Россию в 16-17 веке с Запада. Знаменная мелодия Евхаристического канона состоит из одной строки 2-го гласа, переплетенной певучим речитативом.

Приведем в заключение краткую характеристику гласов. Более полный и аргументированный анализ Вы найдете в книге протоиерея Бориса Николаева «Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения» [3].

1 глас

— светозарный, величественный, поется легко и стремительно, взмывает к Небесам, способен настраивать душу к возвышенным чувствам. Это глас небесной красоты, Божественного величия и славы, духовной радости. Это глас Пасхальный. Служба праздника Святой Пасхи составлена в 1-ом гласе и в параллельном к нему 5-ом.

2 глас

— нежный, трогательный, располагающий к любви, умилению, состраданию, отражающий тончайшие переживания человеческой души. Прежде всего, это глас Великой Субботы. Этот же глас и параллельный ему 6-й доминируют в песнопениях заупокойных богослужений. 2-й глас — глас «прехождения», отражающий переходное состояние (предпразднество, исход души из тела, переход от жизни временной к жизни вечной).

3 глас

— плавный, тихий, степенный, но вместе и твердый, мужественный. Этот глас имеет наименьшее число попевок и по количеству песнопений, положенных на этот глас, стоит на предпоследнем месте. Песнопения 3-го гласа содержат размышления о тайнах Горнего мира, а также отражают небесную радость, свет и хвалу. Так, например, воскресный тропарь 3-го гласа изображает Воскресение Христово как источник всеобщей радости.

4 глас

— быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к веселию и радости. Глас светлого блистательного торжества, но не триумфа, как в 1-ом гласе. Четвертый глас не лишен оттенка покаянности, напоминания о человеческой греховности.

5 глас


плагальный к 1-му
, является его завершением и углублением. Величественное шествие завершается глубоким поклонением. В песнопениях 5-го гласа слышится призыв к поклонению (например, тропарь воскресный — поклонение Воскресению Христову), а также светлое приветствие: «Радуйся!» (самоподобен «Радуйся, Живоносный Кресте» и др.) По характеру мелодии 5-й глас одновременно и немного печальный и радостный.

6 глас


плагальный ко 2-му
. Мелодия 6-го гласа весьма печальная, располагающая к сокрушению о грехах, плачу, но вместе и наполняющая душу благоговейным умилением. Этот глас передает глубокую скорбь, растворенную и небесным утешением. Если 2-й глас — глас исхода, то 6-й глас — глас погребения. На этот глас положены каноны утрени Великого Четверга, Великой Пятницы и Великой Субботы, канон погребения мирян. Также это глас глубокого покаяния, сокрушения о грехах. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского положен на 6-й глас. Многие песнопения в честь преподобных отцов и святителей также поются на 6-й глас.

7 глас


плагальный к 3-му
. Самый скудный по количеству песнопений и музыкальных строк. У греков этот глас именуется «тяжелым». Характер его — важный, мужественный, как бы вдыхающий бодрость, упование, мужество. Мелодия и тексты 7-го гласа величественны и просты, но за этой простотой скрывается глубокое, великое и непостижимое. Песнопения 7-го гласа много говорят о будущем веке, неведомом и непостижимом, о Небесном Иерусалиме.

8 глас


плагальный к 4-му
. Глас полноты, совершенства, высоты, царственный, завершающий земное и указывающий на полноту и совершенство Небесного. Также, это глас высокой похвалы, восклицания («О преславного чудесе», «О Тебе радуется», «Что вас наречем, святии»). В то же время, мелодия 8-го гласа несколько печальная, умилительная. На 8-й глас положено петь песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»

Особенность церковного пения

Церковные пение и чтение — это важнейшие составляющие богослужения, и отличие между ними заключается лишь в мелодической широте. Это вполне очевидно, так как православное пение представляет собой не что иное, как чтение ? расширенное и положенное на определённую музыкальную основу. В то же время и само чтение является пением ? мелодически сокращённым в соответствии с его содержанием и требованиеями Устава Церкви.

В церковном пении задачей мелодии является не эстетическое украшение текста, а более углублённая передача его внутреннего содержания и раскрытие многих особенностей, которые невозможно выразить словами. Само по себе оно является плодом вдохновенных трудов святых отцов, для которых песнопения были не упражнениями в искусстве, а искренним выражением их духовного состояния. Им принадлежит создание Устава песнопений, регламентирующего не только последовательность исполнения, но и характер тех или иных мелодий.

Современные слова, которые помнят своего предка

Мы обещали открытие новых смыслов старых, хорошо известных слов. Так вот, после того как мы поняли, что такое глас, самое время обратиться к изучению очевидного. Конечно, в наш список попадут не все, а лишь самые важные и нужные. Итак, перечень следующий:

  • провозгласить;
  • огласить;
  • разгласить;
  • гласный;
  • согласный;
  • негласный;
  • громогласный;
  • возглас;
  • гласность;
  • разногласие.

Как видим, слова подчиняются определенному принципу. Сначала идут глаголы, затем прилагательные, а замыкают список существительные. Если мы мысленно, например, заменим «глас» на «голос», то сразу станут более очевидны некоторые смыслы. Например, разногласие – это два человека, которые отдали свои голоса за разные точки зрения. Гласность – это явление, при котором человек может говорить обо всем, что его волнует, то есть в полный голос. Причем пусть читатель не думает, что мы выдаем свои домыслы за какие-то языковые истины. Это просто размышления на базе открытого знания. Читатель тоже может попробовать поупражняться в этом с остальными позициями списка. Кстати, наречие с подобным корнем только одно – «единогласно», поэтому мы не стали включать его в список, а дали отдельно. Все яснее и яснее становится, что такое глас. Переходим к толкованию словосочетаний с объектом исследования.

Завершение перечня осьмогласия

Реже всего в православных храмах можно услышать песнопения, положенные на седьмой глас. Греки ? авторы закона осьмогласия ? именовали его «тяжёлым». Характер исполняемых на его основе песнопений важный и мужественный, что вполне объясняет данное ему название. За внешней простотой этих мелодий скрывается целый мир ? глубокий, великий и непостижимый. Это своего рода повествование о Небесном Иерусалиме и Будущем веке.

Прослушав такие высокие образцы церковного пения, как «О Тебе радуется…» и «О преславного чудесе…», можно без труда составить представление о том, что такое глас. Восьмой глас ? последний, он завершает перечень элементов, составляющих осьмогласие. Он полон царственной высоты, совершенства и зовет к упованию на Безначального Отца, сотворившего видимый и невидимый мир. В то же время, слушая его, невозможно не заметить некий оттенок печали, вызванной мыслью о собственной греховности.

Как обнаружить голос народа?

Глас народа – это что-то более обыденное и известное. Проще говоря, это мнение людей по разным темам. Методы, которые дают народу возможность высказаться, широко известны, — это соцопросы, интерактивное телевидение, голосование. Есть и менее мирные способы выражения мнения народа – это революции и другие социальные катаклизмы. Когда они случаются, народ не просто говорит, он кричит о своих правах, потребностях.

В этом же контексте очень интересно задаться вопросом, а голос Бога и голос народа совпадают? На латыни даже существует пословица «vox populi vox Dei», то есть «голос народа – голос Бога». Есть и более привычный нам вариант перевода, но мы хотели бы, чтобы читатель сам понял, каков он. Для этого надо только «голос» заменить на «глас». Мы же теперь знаем, что голос – это синоним «гласа».

Относительно же главного вопроса, совпадает ли Божий голос с человеческим, мнения расходятся. Конформисты считают, что совпадает, нонконформисты придерживаются иного мнения. Скажем только, что когда народ начинает возмущаться и бунтовать, то это ясно говорит: есть серьезное недопонимание между народом и теми, кто им управляет. Когда же дело не касается политики, то проблема представляется еще более неразрешимой. Потому что если брать в качестве примера соцопросы, то нельзя сделать так, чтобы участвовала вся страна. Поэтому во многом опросы – это дело случая. Вот такая непростая тема о гласе народа. Но в любом случае будут те, кто чем-то недоволен, и те, кто доволен всем. Также всегда есть прослойка людей между этими двумя крайностями, которые вообще никаких чувств не испытывают, никак не оценивают своего положения, принимая его как данность. В человеческой жизни есть что исправить и что оставить в покое, это вечная история.

Да, интересно все-таки, к чему может привести разбор одного-единственного слова, а ведь первоначально у нас была более чем скромная цель – рассказать о значении слова «глас».

Происхождение

Этимологический словарь указывает, что слово пришло к нам из старославянского языка. Общеславянское слово, давшее жизнь объекту нашего исследования, — gols. У него есть родственные связи со словом «глагол» – одна и та же основа. С «глаголом» тоже интересная история. Сейчас под этим словом мы понимаем только определенную часть речи, а раньше его употребляли в значении «слово», «речь», а в некоторых контекстах смысл определения был аналогичен современным действиям «говорить», «произносить». Вспомните, например, известный фразеологизм «устами младенца глаголит истина». Нам ведь не нужен словарь, чтобы понять смысл выражения, так ведь?

Пятый и шестой плагальные (вспомогательные) гласы

Пятый ‒ плагальный глас. Значение его весьма велико: он служит для придания большей глубины и завершённости песнопениям, исполняемым на основе первого гласа. Его интонации наполнены призывом к поклонению. Чтобы в этом убедиться, достаточно прослушать воскресный тропарь Воскресению Христову или приветствие «Радуйся». Оба эти произведения несут в себе одновременно оттенки печали и радости.

Шестой глас является вспомогательным ко второму и подчеркивает печаль, располагающую к покаянию о содеянных грехах и в тоже время переполняющую душу умилением и надеждой на Господнее всепрощение. Это скорбь, растворяемая утешением. Как уже говорилось, второй глас дарит ощущение перехода в иной мир, и потому наполнен светом, шестой же больше ассоциируется с погребением. По этой причине на его основе исполняются песнопения второй половины Великой Седмицы.

Значение слова «глас» в применении к церковному пению

В Русской Православной Церкви богослужебное пение базируется на принципе «осьмогласия», автором которого является преподобный Иоанн Дамаскин. Согласно этому правилу, все песнопения делятся на восемь гласов в соответствии с их содержанием и заключённой в них смысловой нагрузкой. Для каждого из них характерен строго определённый напев и эмоциональный окрас.

Закон осьмогласия пришёл в Русскую Православную Церковь из Греции и получил у нас определённую творческую переработку. Это выразилось в том, что в отличие от греческого оригинала, где церковные гласы служат для обозначения только лада и тональности, на Руси они обозначают главным образом некую мелодию, закреплённую за ними и не подлежащую изменению. Как уже было сказано, гласов всего восемь. Из них четыре первые — это основные (атентические), а последующие ? вспомогательные (плагальные), в задачу которых входит завершение и углубление основных. Разберём их подробнее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]