О правилах Трулльского собора и мнениях свт. Игнатия Брянчанинова о чтении Евангелия

Всякий раз, когда приходится говорить о чтении Писания и разных способах его понимания, найдется кто-то, кто скажет: «А как же Трулльский собор? А Как же святитель Игнатий?»

Отвечу по порядку.

  1. Высшим авторитетом в Церкви является Христос, открывающий свою волю в Священном Писании и в согласии Отцов Церкви. Ни один святой не может быть выше Писания и Учителей Церкви.
  2. Св.Писание. В Священном Писании говорится, что главное — читать и исполнять то, что открывается (Иак. 1:21-27)[1]. Ни про какие комментарии речи не идет, но чтобы понять волю Божию, нужно любить Бога и учиться слушать Его голос (Втор. 6:4-9, Исх. 19:5-6)[2]. Заповеди Божии сами просвещают человека (Пс. 118)[3]. Примечательно, что Иисус упрекает фарисеев за то, что они взяли ключи разумения, и выставляют себя учителями (Лк. 11:52)[4]. Каждому верующему Бог посылает Духа Святого, который научит и разъяснит все (Ин. 14:26)[5]. Ап. Павел говорит, что Писания достаточно, чтобы привести человека ко спасению (2 Тим. 3:15-17)[6]. При этом спасаемся мы только сообща, повинуясь наставникам (Евр. 13:17) и назидая друг друга (1 Фесс. 5:11)[7]. Книга Откровения запрещает добавлять что-то к уже написанному (Откр. 22:18-21)[8]. Все сказанное позже, может лишь разъяснять, но не противоречить сказанному в Писании.
  3. Учителя Вселенской Церкви. У учителей Церкви, например, свт. Иоанна Златоуста, ясно присутствуют следующие мысли. В чтении Писаний нет никакой опасности[9]. Надо читать само Слово Божие, оно понятно и исполнимо для каждого, все ссылки на неясность — только оправдания, чтобы не читать[10]. Если непонятно, надо читать дальше — со временем прояснится, или спроси опытных, или Бог разъяснит Духом[11]. Эти же мысли содержатся у блаж. Августина. Не всегда надо понимать все точно, — добавляет он, — но важно иметь двоякую любовь к Богу и ближнему, это является главным критерием правильности чтения[12].
  4. Учителя монашества. У наставника монашества (преп. Иоанн Кассиан) есть даже остережение от того, чтобы читать комментарии (это ведет к внешним знаниям, не имеющим силы, и гордости). Только тот понимает Писание право, кто очищает свою душу и исправляет жизнь, прилагая Писание к себе, напитываясь им[13].

Именно это — согласие отцов, consensus patrum.

Трулльский собор

Что же нам говорит Трулльский собор? И каково его значение для Церкви?

Начнем с того, что неясен его канонический статус. Римская Церковь, которая тогда была перверствующей по чести, собор не признала и даже сочла ряд положений ложными. В историю он вошел как пято-шестой, и фактически является поместным, а не Вселенским.

Среди прочих постановлений, этот собор запрещает мирянам учить. Давайте упраздним все должности приходских катехизаторов, из семинарий и академий изгоним преподавателей-мирян? Этот собор отлучает всех посещающих цирк, и даже запрещает … лечиться у иудеев, а также ходить с ними в баню — под страхом отлучения! Сейчас эти постановления могут вызывать улыбку. Но в то время это свидетельствовало о глубокой богословской безграмотности населения, о том, что люди могли легко уклониться в ересь или даже иудаизм, а увеселения были такими, что порядочному человеку там не стоило появляться. Вместе с тем, собор издал много и добрых постановлений, например, о том, чтобы отлучать от Церкви содержателей блудных притонов и тех, кто производит аборты, а Светлую седмицу проводить в духовной радости. В целом собор носил охранительный характер и свидетельствовал о глубоком упадке церковного образования и нравственной жизни.

И вот, в частности, собор издает постановление, чтобы в воскресные дни никто из пастырей не учил вопреки сказанному отцами: «Предстоятели церквей должны во вся дни, особенно же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словам благочестия, избирая из Божественнаго Писания истинные мысли и рассуждения, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отец. И если будет исследуемо слово Писания, то да изъясняют его не иначе, чем изложили светила и учители церкви в своих писаниях. И этим более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отец, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение» (19 правило).

Очевидно, что это правило должно было исправить а) тот порок, что проповеди произносились редко, народ оставался без назидания б) когда же произносились, то были настолько безграмотно составлены, что ничему не учили доброму и полезному. Вот собор и постановляет, чтобы учили так, как учили действительно мудрые и сведущие отцы.

Какое отношение постановления этого собора имеют к домашнему чтению Писания и попыткам понять Писание, или обсуждению его на группе? Никакого. На группе никто не проповедует, — скорее, делится, свидетельствует. Проблемы, стоящие перед современными христианами, совсем другие. Они не будут влезать в христологические споры, характерные для времени Трулльского собора. Информация о верном учении как раз слишком доступна, не раз прочитана, «образованцев» много, — но вот только жизнь не меняется. И задача сегодня — научиться не головой, а сердцем, молитвенно проживать тексты Писания и исполнять их в жизни. Отцы могут в этом помочь, безусловно, и на начальном этапе воцерковления полезно читать Писание с их комментариями, — но не надо думать, что без них читать Писание никак нельзя.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Теперь обратимся к свт. Игнатию. Он живет в трудное время. Отцы Церкви только начинают переводиться на русский язык, их не знают. Уровень образования духовенства невысок. Многие проповеди по-прежнему невозможно слушать — настолько они безграмотно составлены; да что там – служат не по тексту служебника, а по памяти, с многочисленными ошибками. Зато много переводной мистики, и интеллигенция очень благоволит католицизму и масонству.

Свт. Игнатий пытается этому противостоять, настаивая на том, что нужно понимать Писание так, как его истолковали Отцы Церкви Духом Святым (безусловно, масонство и спиритизм знали других духов…). Его заслуга в том, что он призывает вернуться к аскетической традиции Православной Церкви, и читать Писание не академически, не по латинским и французским прописям, а проходя путь молитвы. Как и великие учителя Церкви, он настаивает на деятельном изучении Евангелия. Он также говорит о постоянном размышлении над Евангелием, даже выучивании его наизусть. Он говорит о важности молитвы и чистоты…

Но при этом у него, к сожалению, появляются акценты, совершенно не характерные для великих учителей Церкви: «Раскрывая книгу …не ищи восторгов или блестящих мыслей… не играй своей участью вечною!» (Как это не похоже на свт. Иоанна Златоуста, призывающего брать книгу и читать, удивляясь и восторгаясь прекрасными изречениями и мыслями, ничего не боясь, кроме греха!) У свт. Игнатия слышится довольно пессимистичная оценка верующих как грешников, «валяющихся в смрадном болоте грехов». (Насколько это отличается от подхода апостола Павла, который старается воодушевить слушателей, поощрить их к добродетели, называет «святыми, избранными и возлюбленными Богом»!) У Игнатия появляется презрение к образованию: «Езоповы басни и прочие ничтожности». (Что сказал бы об этом свт. Василий Великий, написавший труд «О пользе языческих сочинений для воспитания юношества»?)…

И, наконец, у Игнатия появляется мысль о том, что нельзя самостоятельно читать и истолковывать Св. Писание, потому что это дело Духа, а Дух дан только Отцам. Если же ты по-своему понимаешь, то ты отвергаешь само Писание[14]. Резко и категорично.

Во-первых, не вполне понятно, что значит «объяснять Писание произвольно». Разве сам свт. Игнатий не брался толковать Писание ярко, впечатляюще, но по-своему (см. его толкование на 99 Псалом)?

Во-вторых, разве Дух Святой не дается всей Церкви, и в нынешнее время так же, как и в прошлом? Отцы как раз учили в молитве стяживать Дух Святой. Преп. Серафим читает Св. Писание без толкований, иначе как бы он мог за неделю перечитывать весь Новый Завет? А, может быть, свт. Игнатий имел ввиду отцов Добротолюбия, которые учат духовной жизни, т.е. истолковывают Писание?.. И тогда мы его неправильно понимаем, когда говорим о необходимости комментариев? Труды свт. Игнатия написаны поэтично, для своего времени злободневно, — но написаны не точно, и в них присутствуют мнения, не являющиеся общецерковными. Нельзя из них делать окончательных выводов.

О пользе духовного чтения

Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божиим(Лк. 4, 4). Это слова Самого Спасителя, которые Он произнес во время Своего искушения в пустыни. Тем самым Он показал, насколько пища для бессмертной души важнее еды телесной.

Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так:

Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение Писаний для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильной, твердой и умной, не позволяет ей увлекаться неразумными страстями

Невозможно считать себя христианином и при этом не знать Священного Писания, в котором, по выражению блаженного Августина, Бог беседует с нами. А тот же Иоанн Златоуст утверждал, что чтение Писания сильнее огня умягчает ожесточенную душу и делает ее способною на все прекрасное.

Но православный христианин обращается не только к Библии, а и к житиям святых и духовному наследию отцов Церкви.

Святые отцы любили сравнивать духовные книги с зеркалом, в которое вглядывается душа, чтобы увидеть свои недостатки. Один взор на священные книги возбуждает к благочестивой жизни, — говорил святой Епифаний Кипрский.

Вот почему это чтение еще называют душеполезным. И действительно, нигде вы не найдете столько мудрости, примеров благочестия и исполнения заповедей, как в подобной литературе. Тем более это важно в наши времена, когда есть недостаток в духовном руководстве. В большой мере святоотеческие творения могут его восполнить.

Мнение Церкви в лице святителя Филарета Московского

Неудивительно, что гораздо более образованный митрополит Филарет Московский даже мешает печататься Игнатию[15]. Святитель Филарет не только не признает тексты Игнатия богодухновенными, но и считает некоторые из них (с критикой Фомы Кемпийского, к примеру) лишними и вредными. А относительно Св. Писания он сам высказывает мнение, что просвещенные толкователи Священного Писания, конечно, полезны, — но для христиан «мало просвещенных». Он подчеркивает, что «Все нужное ко спасению излагается в Священном Писании с такою ясностию, что, каждый, читающий его с искренним желанием просветиться, может разуметь оное… «[16] В этом, как кажется, именно свт. Филарет возвращается к духу и даже букве древних Учителей Церкви.

Дорогой читатель, прочти тексты, на которые мы ссылались в этой статье, и сделай верные выводы.

Внимание. В данной статье не сказано, как надо читать Библию, обсуждается только некорректные ссылки на Трулльский собор и святителя Игнатия. Авторская точка зрения на то, как читать Библию, выражена в серии писем «Как читать Библию» и в методическом пособии «Евангельские чтения как форма работы со студенческой молодежью и взрослыми», 4 издание.

===============================

Цитируемые тексты:

[1] 21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. 22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.

25 Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. 27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира. (Иак.1:21-27)

[2] 4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;

5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.

6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.

7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;

8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,

9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих. (Втор.6:4-9)

5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, 6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. (Исх.19:5-6)

[3] 97 Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем.

98 Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною.

99 Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.

100 Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню.

101 От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое;

102 от судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня.

103 Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим.

104 Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи.

105 Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей. (Пс.118:97-105)

[4] Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. (Лк.11:52)

[5] Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. (Ин.14:26)

[6] 15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. 16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. (2Тим.3:15-17)

[7] Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. (1Фесс.5:11)

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

(Евр.13:17)

[8] 18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; 19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. 20 Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!

21 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. (Откр.22:18-21)

[9] А что касается Божественных Писаний, этих духовных драгоценных камней, то здесь и опасности нельзя подозревать, и труд не велик, и польза несказанная (свт. И.Злат. На кн. Бытия. Беседа 9, §1).

[10] Другой говорит: «Я не понимаю того, что содержится в Св. Писании». Но здесь все ясно и просто; все необходимое понятно. Во всяком случай, ты знаешь то, что там сказано ясно, чтобы спросить о том, что не ясно… Все эти ссылки на неясность один предлог и пустые слова» (Свт. И.Злат. На 2 Фес. 3.4).

Невозможно, чтобы ты все одинаково не понимал. Ибо для того и устроила благодать Святого Духа, что эти книги сложили мытари, рыбари, скинотворцы, пастыри овец, люди простые и неученые, чтобы всем удобопонятно было то, что говорится. Не для суетной славы, как внешние мудрецы, а для спасения слушающих сложили все это те, кои изначала удостоились благодати Духа. И в самом деле. Для кого неясно то, что заключается в Евангелии? Кто слыша, что блажени кротции, блажени милостивы, блажени чистии сердцем (Мф. 5:5) и прочее сему подобное, будет нуждаться в учителе, чтобы понять это? Ты говоришь: «не всякому понятны знамения, чудеса, исторические описания». Это только предлог и покрывало лености. Как же и понять тебе, когда ты не хочешь даже и просто взглянуть в книгу? Возьми в руки книгу, читай всю историю, понятное удержи в памяти, а неясное и непонятное прочитай несколько раз. Если же и при постоянном чтении не возможешь постигнуть того, о чем говорится, ступай к мудрейшему, поди к учителю. Если, наконец, человек не объяснить тебе искомого, тогда Сам Бог не презрит твоей заботливости и откроет тебе несомненно» (свт. И.Злат. О Лазаре 3.3).

[11] Если не поймешь чего сегодня, то поймешь завтра; нужно только упражнять слух свой слушанием Божественных Писаний. (Свт. И.Злат. На Евр. 8.4).

[12] Полнота и цель Закона и всего Св. Писания есть Любовь… Отсюда, кто при истолковании слова Божия думает, что он уразумел Св. Писание или некоторую часть оного, а между тем его разумение никого не назидает в вышеизложенной двоякой любви к Богу и ближнему, тот еще не уразумел Писания. Напротив, кто извлек из оного мысли, полезные для назидания в любви, тот, хотя бы иногда и не то именно говорил, что изъясняемый им Писатель хочет сказать в известном месте, однако же, ошибка его безвредна: он, конечно, обманывается, но не лжет… Таким образом, кто при истолковании Писания выводит другой смысл, нежели какой имел изъясняемый им Писатель, тот, конечно, обманывается, хотя виною сего обмана не Писание, которое никогда не обманывает. Но, если этот смысл, неверно извлеченный при изъяснении, назидает в любви, которая есть конец закона, то изъяснитель обманывается точно так, как обманывается путник, который по ошибке, оставив прямую дорогу, идет полем, впрочем, туда же, куда ведет и самая дорога. (Августин. Христианская наука, или основания герменевтики 1.39-41)

[13] Мы еще видели авву Феодора, отличавшегося святой жизнью и знаниями не только в деятельной жизни, но и в Св. Писании, которые он приобрел не через чтение или обучение, а лишь чистотою сердца, потому что он едва знал несколько греческих слов. Чтобы решить один темный вопрос, он в продолжение семи дней и ночей непрерывно молился, и Бог открыл ему, как решить вопрос.

Когда некоторые братья удивлялись его ясным понятиям и просили пояснить некоторые места Св. Писания, то он сказал: монах, желающий понимать Св. Писание, должен заниматься не столько чтением толкователей, сколько очищением сердца от плотских пороков. Если эти пороки будут истреблены, то, сняв покрывала страстей, душевные очи будут созерцать тайны Св. Писания. Ибо оно не для того открыто от Св. Духа, чтобы мы его не знали; темно же оно потому, что душевные наши очи закрываются покровом пороков; а если им возвратить естественное их здоровье, то и одного чтения Св. Писания достаточно будет для понимания истинного его смысла, и не будет нужды в помощи толковников, подобно тому, как телесные глаза не нуждаются ни в какой науке для видения, если только они чисты и нет темноты. Оттого–то и у самих толкователей произошло столько различий и погрешностей, что, приступая к толкованию Св. Писания, не заботятся об очищении духа: по причине нечистоты сердечной они не только не видят света истины, но еще придумывают много противного вере. (Иоанн Кассиан, Творения, кн. 5).

Авва Нестерой. Если хочешь достигнуть истинного знания Св. Писания, то тебе следует постараться сперва приобрести непоколебимое смирение сердца, которое усовершенствованием в любви приведет тебя не к тому знанию, которое доставляет надменность, а к тому, которое просвещает. Ибо невозможно неочищенной душе приобрести дар духовного знания. И потому со всей осторожностью избегай, чтобы у тебя через упражнение в чтении, вместо света знания и вечной славы, приобретаемой просвещением науки, не произошли качества, ведущие к погибели от суетной гордости. Потом надо тебе всячески стараться, отвергнув всякие заботы и помышление земное, рачительно и неотступно заниматься чтением Св. Писания, пока постоянное размышление не напитает твой дух, как бы преобразит в подобие себе.

Герман. Это мнение, нам кажется, вовсе не утверждается на истине, не имеет правдоподобного основания. Ибо как все, не принявшие веры во Христа, по нечестивому развращению повреждающие догматы, как многие из иудеев и еретиков или даже из православных, которые предаются разным порокам, приобретя совершенное знание Св. Писания, славятся обширностью духовного знания; и напротив, бесчисленное множество святых мужей, сердце которых очищено от всякой греховной нечистоты, довольствуясь чистотою простой веры, не знает тайн более глубокого знания. Как же примирить то мнение, которое духовное знание приписывает одной чистоте сердца?

Нестерой. Неправильно понимает силу определения тот, кто не все слова высказанного мнения взвешивает рачительно. Мы сказали, что такие люди имеют только красоту речи и искусство состязаться, а в сущность Св. Писания, в сокровенный духовный смысл проникать не могут. Ибо истинное знание приобретают только истинные чтители Бога… О тех, которые, по–видимому, приобретают некоторый вид знания, или о тех, которые хотя прилежно занимаются чтением священных книг и заучиванием на память Св. Писания, однако плотских пороков не оставляют, хорошо говорится в Притчах: что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная (Сир 15, 9). Такому через пророка говорится: что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста свои (Притч 17, 16). Это истинное, духовное знание от мирской учености, которая оскверняется нечистотою плотских пороков, настолько отличается, что оно, как мы знаем, иногда удивительно процветало даже в некоторых не знающих языков и почти неграмотных. Это ясно доказывается примером апостолов и многих святых мужей, которые не отличались суетной велеречивостью философов, но приносили истинные плоды духовного знания. (Иоанн Кассиан, Творения, соб. 14)

[14] Аскетические опыты, 5: «Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно: тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом; тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание».

[15] Для умеренного во всем вкуса митрополита Филарета архимандрит Игнатий выглядел слишком радикально. Вот две характерных цитаты из писем митрополита Филарета: «Видите что, о. архимандрит Сергиевой пустыни написал книгу против Фомы Кемпийского и желает, чтобы я ее видел, и побудил его к изданию ее в свет. Не надеюсь, чтобы, если прочитаю книгу, мог и написать о ней то, что понравилось бы ему. Мне странною кажется мысль писать назидательную книгу именно против книги Фомы Кемпийского. Мне кажется, всего удобнее продолжить молчание, в котором я до сих пор оставался невольно» (Письма митрополита Филарета Московского архимандриту Антонию. Ч. II. М., 1883). «При сем вспоминаю разговор мой с пустынским архимандритом Игнатием. Книгу о подражании Христу он так не одобрял, что запрещал читать. Я возразил ему, что святитель Димитрий приводит слова сей книги, оговариваясь, что Фома Кемпийский хотя иностранный купец, но приносит добрый товар. Архимандрит отвечал мне: мы не знаем, когда святитель Димитрий введен был в благодатное достоинство святого отца, и, может быть, указанное мною написал еще тогда, когда был просто благочестивым писателем или проповедником» (Письма митрополита Московского Филарета архимандриту Антонию. Ч. IV. М., 1884).

Предубеждение привело к противодействию. «Впоследствии митрополит Филарет стал не менее других противодействовать успешному ходу по службе архимандрита Игнатия и повлиял сильно на то, чтобы сочинения архимандрита были так изменяемы поправками цензоров, чтоб отбить у него всякое желание издавать их печатно. На него, как главного виновника этого распоряжения, указывал цензор архимандрит Аввакум» (Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова. М., 2002. С. 207). Сам святитель Игнатий в письме к брату Петру Александровичу писал об этом так: «Когда я жил в Сергиевой пустыни, тогда не благоволили, чтобы мои сочинения были издаваемы печатно, имея на то свои причины. Может быть эти причины существуют доселе. <�…> Сначала мне не указывали прямо: на отказ употребляем был свой прием. Именно: так перемарывали рукопись и так изменяли сочинение, что рукопись делалась никуда негодною, а сочинение делалось чуждым мне и получало искаженный вид, могущий соблазнить читателя, а автора сделать посмешищем публики. Впоследствии один цензор был столько добр, что сказал о существовании тайного приказания относительно моих сочинений, после чего я не стал беспокоить цензуру представлением туда трудов моих» (Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского. Составитель Игумен Марк (Лозинский). М.–СПб., 1995. С. 724-725).

[16] Изложение разности между Восточною и Западною Церковью в учении веры.

А вот цитата о свт. Филарете прот. Г.Флоровского:

«В обновляющую силу Слов Божия Филарет твердо верил… С библейским делом, с русской Библией, он неразрывно и самоотверженно связал свою жизнь и свое имя. Его библейский подвиг трудно оценить в должной мере. Для него лично он был связан с великими испытаниями и скорбями. В самый разгар антибиблейского «восстания» в Петербург Филарет в Москве свидетельствовал, напротив, что «самое желание читать священные книги есть уже залог нравственного улучшения». И, если кто предпочитает питаться кореньями, а не чистым хлебом, не Библейское общество в том виновато. На угадываемый вопрос, «для чего сие новое заведете в деле столь древнем и не подлежащем изменению, как христианство и Библия», Филарет отвечал: «для чего сие новое заведете? Но что здесь новое? Догматы? Правила жизни? Но Библейское общество не проповедует никаких, а дает в руки желающим книгу, из которой всегда истинною Церковию были почерпаемы, ныне почерпаются и православные догматы, и чистые правила жизни. Новое общество? Но сие не вносит никакой новости в христианство, не производит ни малейшего изменения в Церкви… Для чего сие заведете иностранного происхождения? говорят еще. В ответ на сей вопрос можно было бы указать любезным соотечественникам на многие вещи, с таким же вопросом: для чего они у нас не токмо иностранного происхождения, но и совершенно иностранные…»

По выражению современника, в то время «самые набожные люди имели несчастную мысль, что от чтения сей священной книги люди с ума сходят». Одно время чтение Библии было формально воспрещено воспитанникам военно-учебных заведений — в предотвращение помешательства, под тем предлогом, что два кадета уже помешались. А многие другие «почитали ее книгою только для Церкви потребной и для попов одних годной». Из страха мистических заблуждений и чрезмерностей тогда вдруг стали избегать и Макария Египетского, и Исаака Сирина, — «и умная сердечная молитва уничтожена и осмеяна, как зараза и пагуба…»

Несколько позже Филарету пришлось доказывать, что позволительно писать новые толкования на послания aпостола Павла, несмотря на то, что на них уже давно написал свои объяснения Златоуст…

«Дым ест глаза, а они говорят: так едок солнечный свет. Задыхаются от дыма, и с трудом выговаривают: как вредна вода от источника жизни…»

Вот этот дух пугливого неделания в богословии всегда смущал Филарета, в чем бы и где бы он ни проявлялся…»

Что лучше читать в Великий пост?

Великий пост — особо благословенное время для насыщения нашей души Словом Божьим, поэтому важное место в нем занимает духовное чтение. Невозможно представить себе, чтобы христианин провел этот период, ни разу не взяв в руки Библии, святоотеческой литературы.

Есть две книги, которым Великим постом придается первенствующее значение:

  • Евангелие;
  • Псалтирь.

Ветхозаветные книги

Из Ветхого Завета в Великий пост читаются еще три книги:

  • Бытие;
  • Притчи Соломона;
  • Книга пророка Исаии.

Они звучат на службах в храмах чаще всего. Псалтирь прочитывается по два раза за неделю, Евангелие в Страстную седмицу должно прозвучать полностью. Почему же именно эти книги Священного Писания предлагает нашему вниманию Церковь?

Псалтирь является образцом молитвословной литературы, почему некоторые даже называют ее «устной иконой» Христа. Главной темой Великого поста является покаяние. Большинство псалмов также написано в покаянной тональности.

Чтение избранных ветхозаветных книг связано с ранней традицией крестить всех оглашенных (готовящихся к крещению) в Великую Субботу. Такой обычай существовал в древней Церкви. Именно с этой целью — учения и наставления в вере — прочитывались перечисленные книги.

Хотя эта традиция у нас не сохранилась, однако чтение именно книг Ветхого Завета из всего Священного Писания в Великий пост нельзя назвать случайным. Весь этот период для каждого из нас можно сравнить со временем ветхозаветного ожидания своего Мессии — Иисуса Христа.

Евангельское чтение

Поэтому Евангелие положено читать только в последнюю, Страстную неделю поста, причем полностью. Однако по причине продолжительности таких служб во многих храмах чтение Евангелия начинается раньше. Хорошо, если дома вы сможете тоже сосредоточенно и молитвенно пройти Его целиком за пост.

Кроме того, конечно, рекомендуется также читать книги святых отцов. Помимо знаменитой «Лествицы», это могут быть творения Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), аввы Дорофея, Иоанна Кронштадтского и других подвижников. Можно прочитать только один (любой) из трудов этих подвижников, но внимательно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]