Преподобная Евфросиния Московская: благоволение и радость


Преподобная Евфросиния Московская: благоволение и радость

Вел. княгиня Евдокия Донская. Скульптурная реконструкция по черепу С.А. Никитина

Ее мирское имя Евдокия («благоволение») свидетельствует об особом к ней отношении Господа, наделившего ее богатыми дарованиями. Ее монашеское имя Евфросиния («радость») отражает ее ответ на посланные Богом дары – любовь к Богу, мужу, детям, своим ближним. Вся жизнь княгини Евдокии характеризовала ее как женщину мудрую, волевую, решительную и последовательную в своих решениях и поступках. Это вызывало со стороны окружающих искреннюю любовь и уважение, определив дальнейшее ее почитание задолго до канонизации.

Лаврентьевская летопись 1377 г. Родилась будущая московская княгиня в семье Суздальского и Нижегородского князя Дмитрия Константиновича и его супруги Анны в 1353 году. Благодаря ее отцу, поручившему монаху Лаврентию переписать древнюю рукопись, появилась на свет Лаврентьевская летопись. Имея в домашней библиотеке эту книгу, Евдокия не могла ее не прочитать. В тот момент, когда суздальская княжна читала книги из домашней библиотеки, молодой московский князь готовился к великому княжению.

В этот период в Москве остались только малолетние князья, воспитанники святителя Алексия – будущий Дмитрий Донской и Владимир Храбрый, и отец Евдокии получил от хана ярлык на великое княжение. Но быть великим князем Дмитрию Константиновичу довелось недолго, так как московское войско подступило к городу. Возможно, в том и был Промысел Божий, чтобы молодой московский князь, прибывший за ответом к отцу Евдокии, увидел его дочь и влюбился.

Мудрые слова Псалтири повествуют о том, что с преподобными преподобен будеши (Пс. 17: 26), и жизнь Евдокии Дмитриевны вполне подтвердила справедливость этих слов. Святая Евфросиния Московская стала преподобной во многом благодаря кругу своего общения. Она находилась в окружении целого сонма любимых наших святых и общалась с ними, как мы общаемся со своими близкими людьми в повседневной жизни. Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец был наставником и воспитателем ее будущего супруга, не без его участия и благословения Евдокия была выбрана в невесты Димитрию. Митрополит по достоинству оценил способности и свойства этой девушки уже в подростковом возрасте, которая впоследствии и с мужем, и после его смерти сделала для русской земли много добра.

Святая Евфросиния Московская стала преподобной во многом благодаря кругу своего общения

Духовником ее был святой Феодор – игумен Симонова монастыря, племянник преподобного Сергия Радонежского. Сам преподобный Сергий был не только духовным собеседником и наставником супружеской четы, но и родственником, так как крестил детей Димитрия и Евдокии.

Прп. Евфросиния Суздальская. Икона. 1700 г. Из собора Ризоположенского монастыря в Суздале.

Восприемниками княжеских детей, кроме преподобного Сергия, являлись митрополит Алексий и преподобный Димитрий Прилуцкий. Преподобный Савва Сторожевский до конца жизни был духовным наставником для ее сына – князя Юрия и для ее матери.

Особую роль в духовном становлении княгини сыграла Евфросиния Суздальская – одна из покровительниц суздальской земли, отошедшая ко Господу за сотню лет до рождения Евдокии. Удивительна история этой святой. Она являлась старшей дочерью черниговского князя Михаила и ученицей боярина Феодора, погибших в Орде за исповедание христианской веры и причисленных к лику святых. При этом прославилась эта женщина не в Чернигове, а в Суздале, на земле ее жениха Федора – брата Александра Невского, который умер незадолго до их свадьбы. Феодулия не стала суздальской княжеской женой, но стала в Суздале невестой Христовой, приняв постриг с именем Евфросиния. Девушка была хорошо образована в области богословия, истории и литературы. Игуменья монастыря сама приходила к ней за советом и даже дала ей послушание – говорить поучительные слова монахиням и мирским людям. Мученическая смерть отца и учителя потрясла молодую монахиню, она усиленно молилась за них четыре года и заболела. Отец и учитель пришли к ней во сне и сказали о том, что Господь не оставит землю русскую, и кровь мучеников пролилась не напрасно.

Особую роль в духовном становлении княгини сыграла Евфросиния Суздальская, отошедшая ко Господу за сотню лет до рождения Евдокии

Выросшая в Суздале через столетие после смерти Евфросинии Суздальской, Евдокия слышала об этой святой и, вероятно, особо ее почитала. Можно предположить, что с детства Евдокия выбрала для себя в качестве образца для подражания Евфросинию Суздальскую и при постриге она выбрала имя Евфросиния в память о святой, чей пример жизни несла в своем сердце с самого детства.

Евфросиния Суздальская и Евфросиния Московская родились в княжеских семьях, обе получили хорошее образование и слыли книголюбами, обе жили в период монголо-татарского ига, но в разные его периоды. Одна родилась еще до нашествия монголо-татар и жила в начальные, самые страшные годы этого бедствия, другая отправляла на битву с завоевателями своего мужа и несколько лет ждала возвращения из плена своего сына. Обе любили Бога больше всего на свете, потому и смогли пройти все выпавшие на их долю испытания.

Одной не суждено было стать женой, другая прожила счастливую супружескую жизнь со святым благоверным князем Димитрием Донским. Их свадьба состоялась в Коломне в 1366 году, так как Москва в тот момент была разорена пожаром. Но уже через год в Москве взамен сгоревшего деревянного будет построен белокаменный Кремль как символ новой жизни города и начала жизни новой супружеской пары, прожившей в браке 22 года и родившей 12 детей. В этом браке соединились два важных фактора: брак по расчету (Суздальское княжество стало союзником Москвы) оказался браком по любви.

«Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век», Аполлинарий Михайлович Васнецов

Много пришлось претерпеть этой женщине испытаний. В 1382 году, когда хан Тохтамыш пришел мстить Москве за поражение на Куликовом поле, с ним были два ее брата – Василий и Симеон. Можно представить, какой болью отозвалось в сердце участие ее братьев в походе против Москвы. Москвичи открыли ворота братьям своей княгини, а монголы ворвались и уничтожили город. В это время она с детьми, в том числе с рожденным всего за 12 дней до этих событий сыном Андреем, бежала из Москвы. Ей еще трудно было передвигаться, но она решительно собрала всю семью, и только они успели выехать из Москвы, как Тохтамыш ворвался в город. Он отправил за княжеской семьей погоню, но Господь сохранил ее и детей, соединив в Переславле с мужем и отцом. В сожженную Москву вернулись уже вместе и великий князь – смелый воин, и его супруга – отважная женщина, и стоя на пепелище, плакали о погибшем городе.

Муж в своем завещании называл ее «моя княгиня». Он выделил ей особые владения и призывал детей, в том числе взрослых сыновей, во всем слушаться своей матери и из воли ее не выходить, а на том, кто преступит этот наказ, не будет его родительского благословения. Князь, по сути, объявил Евдокию главой семьи, каковой она оставалась до конца своей земной жизни и ушла в монастырь только после того, как наладила все дела в великокняжеском доме.

Евдокии Дмитриевне довелось испытать все чувства, связанные с материнством: счастье обретения детей, горечь их утраты, боль от переживаний из-за возникших сложных ситуаций в их жизни. В браке родилось 12 детей: 8 мальчиков и 4 девочки. Двоих сыновей: 9-летнего первенца Даниила и младенца Симеона похоронили вдвоем: она и муж. Сына Ивана, принявшего монашеский постриг с именем Иоасаф, и взрослую дочь Марию – супругу князя Лугвения (Семена) Ольгердовича она хоронила уже одна. Мария умерла в литовском городе Мстиславле в 1399 году. По просьбе матери тело дочери перевезли в Москву и похоронили в основанном Евдокией храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Евдокии Дмитриевне довелось испытать все чувства, связанные с материнством

Сын Василий (1371–1425) был великим Московским князем, но до того, как это свершилось, 12-летнего мальчиком в 1383 году он был отправлен в Орду, где был заложником два года, а затем бежал и укрылся в Литве. Вернулся домой только через четыре года повзрослевшим юношей, нашедшим в Литве невесту. Что чувствовала мать каждый из этих более тысячи дней вынужденной разлуки с сыном? Она могла только молиться, и по молитвам матери Господь все устроил: побег из Орды состоялся.

Особый для нее сын – Юрий Звенигородский (1374–1434). Несмотря на то, что довелось ему быть великим князем всего один год, он как никто другой был достоин этого титула. Он был талантливым полководцем, не проигравшим ни одной битвы; покровительствовал Саввино-Сторожевскому монастырю, основанному вместе со своим духовным отцом преподобным Саввой Сторожевском. Свои первые громкие победы он одержал уже в возрасте 16 лет. Современники свидетельствовали о справедливости и милосердии князя: завоеванные трофеи не только не брал, но отдавал другим; там, где можно было проявить жесткость и убить врага, он миловал и отпускал, порой наделяя земельными владениями и деньгами. Юрий помогал своему брату Василию во всем, способствовал усилению Московского княжества, ходил вместо Василия в военные походы, рискуя жизнью, прогонял врагов, подчинял несогласных, усмирял бунтующих. Делал это быстро и эффективно, невзирая на то, что все лавры от побед доставались его старшему брату Василию, который не только не проявлял благодарность, но и продолжал соперничать.

Преподобный Савва Сторожевский благословляет князя Юрия на поход в Булгарию. Фрагмент росписи Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, начало XX в.

Родился Георгий, будущий князь Юрий Звенигородский, в 1374 году в любимом городе детства его матери Евдокии – Переславле в день памяти святого Георгия Победоносца, да еще и в период проведения решающего, объединяющего съезда русских князей, а крестным отцом его стал присутствующий на съезде преподобный Сергий Радонежский. Впервые младенец и семья в целом были в центре важных событий. Все русские князья присутствовали на крещении, увидели мальчика, поздравили родителей. Князья приехали в Переславль вместе со своими женами и детьми с целью преодоления былых междоусобиц. Князья сидели на «едином ковре» (символе общего пространства, установленного со времен Владимира Мономаха), вели переговоры, а после веселились на семейном пиру и дарили друг другу подарки.

Сын Юрий в 1388 году заболел. Вероятно, недуг был тяжелым, если даже в летописи есть упоминание об этом. К счастью, все разрешилось благополучно: «Бог милова его». В это же время княгиня серьезно заболела, возможно, она так болезненно отреагировала на тяжелое состояние любимого сына, что сама слегла без сил. Обоих Бог миловал, а Юрий, кроме того, еще и прожил самую долгую жизнь среди своих братьев (Андрей Можайский (1382–1432), Петр Дмитровский (1385–1428), Константин Углицкий (1389–1433)) – 60 лет. Надо сказать, что до конца жизни у Евдокии Дмитриевны и Юрия была особая духовная связь и согласованность в действиях. В 1393–1394 годах великая княгиня возвела храм Рождества Богородицы как памятник мужу, как напоминание о победе на Куликовом поле, произошедшей в дни празднования Рождества Пресвятой Богородицы – 8/21 сентября 1380 года. В это же время Юрий в своих владениях рядом со Звенигородом построил храм Рождества Богородицы также в память об отце и победе русского воинства.

Евдокия Дмитриевна не увидела тех междоусобиц, в которые впали ее дети и внуки в битве за великокняжеский престол после ее смерти. До ее смерти распри были невозможны, так как она являлась гарантом спокойствия в Московском доме, гарантом престолонаследия. Она свято соблюдала наказ мужа следить за тем, чтобы их сыновья всегда договаривались «быти заодно», и чтобы под запретом держались любые сепаратные соглашения с третьими лицами.

Евдокия Дмитриевна 22 года вместе с мужем и 18 лет после его смерти участвовала в управлении Русью и делами собственного дома. Известно ее участие в договорных отношениях, ее имя «Авдотья» фигурирует в документах. Один из таких документов, подписанных великим князем Василием Дмитриевичем, начинается так: «По слову и благословению матери нашей Авдотьи», в другом месте о.

Княгине пришлось устраивать браки восьми своих детей уже без участия мужа. Только старшую дочь Софию выдали замуж за сына рязанского князя в 1387 году за два года до смерти Дмитрия Ивановича. В результате брака произошло объединение с давним соперником – рязанским князем Олегом. В устроении браков Василия и Юрия Евдокия Дмитриевна продолжила политику мужа по объединению с потенциальными реальными оппонентами, в первом случае – с Литвой, во втором – со Смоленском.

При дворе появились две образованные по западному образцу невестки, но разные по своему характеру: неспокойная Софья и уравновешенная Анастасия. Литовскую княжну Софью Витовтовну отличала резкость и неординарность поступков, самоуправство и эмоциональность, впоследствии она оказывала влияние и стимулировала соперничество мужа Василия с братом Юрием. Мудрая, сдерживающая позиция Евдокии Дмитриевны мешала Софье Витовтовне развернуться в полную силу, но она это сделала после смерти свекрови, фактически спровоцировав начало войны между наследниками. О силе своевольной натуры Софьи свидетельствовал сам ее отец – литовский князь Витовт: «У меня была дочь, девушка, и над ней я не имел никакой власти». Но то, что не смог сделать отец – литовский князь, сумела сделать свекровь – московская княгиня. Евдокия Дмитриевна, очевидно, поняла причины неспокойствия Софии, у которой повышенная тревожность возникла на основе опыта жизни при литовском дворе, где половина ее родственников умерли не своей смертью. Евдокия Дмитриевна сумела вызвать у Софии как минимум уважение и доверие к себе своей заботой и безусловной любовью, если Софья Витовтовна завещала похоронить себя рядом со свекровью. Но раньше, чем она, рядом со свекровью упокоилась супруга Юрия Анастасия – дочь великого князя Смоленского Юрия Святославича, которая была прямой противоположностью Софии. Она вышивала ризы для духовного отца – преподобного Саввы Сторожевского и вместе с мужем Юрием заботилась о храмах. Незаметно, ненавязчиво, спокойно и мудро смогла обустроить семейную жизнь своих детей княгиня-мать Евдокия.

После смерти мужа Евдокия Дмитриевна долго оставалась в миру. Внешне она выглядела как княгиня, а внутри давно была монахиней, вела тайную подвижническую жизнь и ждала момента, чтобы уйти в обитель. Пока она не могла, пока ей нужно было продолжать заниматься домостроительством за себя и за умершего мужа. Евдокия Дмитриевна излучала красоту, благополучие и уверенность в себе таким образом, что по Москве поползли слухи о том, что она тщеславна в пышности своих одежд, и даже обвиняли в женском нечестии. Докатились эти слухи и до ее сыновей, которые подступили к матери с вопросом. Она распахнула пышные наряды, и они увидели тело, изнуренное веригами. «Не верьте внешнему. Один Бог есть судья дел человеческих», – сказала она сыновьям. Они припали к ногам матери с раскаянием за то, что поверили клеветникам и обещали отомстить, но она запретила.

А. М. Васнецов «Московский кремль при Дмитрии Донском»

Добрые дела Евдокия Дмитриевна начала делать с самого первого своего появления в Москве: она помогала пострадавшим от пожара, мора, привечала нищих, вдов и сирот, отзывалась на беду каждого, кто к ней приходил за помощью.

Добрые дела Евдокия Дмитриевна начала делать с самого первого своего появления в Москве

Выросшая во втором по значению после Владимира городе среди прекрасных суздальских храмов, ставших для нее эталоном церковной красоты, княгиня воплотила все свои впечатления и знания на московской земле, построив здесь храмы и монастыри. Она участвовала в строительстве Рождественского, Сретенского, Симонова, Зачатьевского монастырей. Некоторыми исследователями высказывается предположение, что именно она пригласила Феофана Грека в 1399 году расписывать Архангельский собор, так как по ее инициативе происходила реконструкция и перестройка каменных стен храма, которые затем и были украшены фресками. После 1382 года Евдокия Дмитриевна в знак благодарности за свое чудесное спасение от Тохтамыша основала монастырь и церкви в городе своей юности – Переславле.

Владимирская икона Божией Матери

Построенная ею церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Московском Кремле долгое время являлась частью женской половины великокняжеского терема и служила домовым храмом для великих княгинь и будущих цариц.

Преподобная Евфросиния, основав Вознесенский монастырь в Московском Кремле, осталась в памяти потомков покровительницей женской половины правящих семей Российской державы. В соборе обители затем были похоронены самые известные княгини и царицы Москвы, так же, как в Архангельском соборе — их отцы, мужья, братья и сыновья. Вознесенский монастырь она основала у Фроловских ворот после смерти мужа и в память о нем: отсюда она провожала его в походы с тревогой, здесь же встречала его с радостью. Этот монастырь считался царским, и его игуменьи имели право входить к русским царицам без доклада. Царицы знали, что упокоение они найдут под сенью этой обители, а начала и благословила эту традицию святая Евфросиния.

Одним из значимых дел в жизни Евдокии Дмитриевны стала ее роль в избавлении Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. Он не собирал дань с подвластных территорий, просто стирал их с лица земли. По совету княгини Евдокии ее сын Василий принес Владимирскую икону Божией Матери в Москву, предопределив спасение от врага и создание одного из главных монастырей Москвы – Сретенского.

Отошла ко Господу Евфросиния Московская на 54-м году жизни в 1407 году, приняв постриг в созданном ею Вознесенском монастыре и указав место для своего упокоения.

«Вот венец ты оставляешь и весь царственный убор, Постриженье принимаешь, делишь подвиги сестер»

– гласят стихи, посвященные преподобной Евфросинии сестрами Вознесенской обители в начале XX века. К этому времени в монастыре насчитывалось более 35 гробниц великих княгинь и цариц.

В 1922 году большевики изъяли раку и сень над святыми мощами Евфросинии, чтобы извлечь драгоценные камни, мощи остались лежать в каменной гробнице.

В 1929 году правительство решило уничтожить монастырь. Музейным сотрудникам удалось спасти часть некрополя. Сейчас спасенные мощи находятся в Архангельском соборе. В 2008 году после литургии в Архангельском соборе, совершенной Патриархом Алексием II, состоялось перенесение мощей преподобной Евфросинии Московской из подклета Архангельского собора в придел мученика Уара. С этого времени каждый человек может прийти и поклониться святой покровительнице Москвы и России.

В процессе обретения мощей был найден кожаный монашеский пояс, который сейчас находится в фондах Музеев Кремля. Сохранившийся через 600 лет этот пояс свидетельствует о нетленности монашеского подвига преподобной Евфросинии. Пояс был украшен тиснеными изображениями двунадесятых праздников и надписями к ним. И ныне в храме преподобной Евфросинии при Патриаршем Подворье в Котловке можно взять пояски, освященные на мощах святой княгини.

В 1407 году, когда москвичи похоронили великую княгиню Евдокию, их мирная жизнь неожиданно закончилась. В 1408 году на Русь из Орды пришел Едигей и разорил московские земли. Он держал столицу в тяжелой голодной осаде, полностью сжег все ее предместья, а также разграбил и привел в запустение Переславль, Ростов, Дмитров, Серпухов, Верею, Нижний Новгород и Городец. Вероятно, в тот момент и пошел народ к могиле своей княгини за заступничеством. Вопрос даты канонизации преподобной Евфросинии Московской до сих пор остается открытым. Местное почитание началось сразу после ее погребения. В некоторых исследованиях указывается на то, что прославление произошло в XVI веке на Макарьевских соборах, но ссылок на источники нет. По мнению историка Константина Ковалева-Случевского, канонизация произошла в промежутке между 1857 и 1869 годами. До этого времени в дни памяти Евфросинии Московской совершались панихиды, как по почитаемой усопшей, а не молебны, как полагается при почитании святых. Как бы то ни было, к началу XX века преподобная Евфросиния была официально канонизирована, и она единственная из женщин Московского княжеского дома, которая удостоилась такой чести.

Вопрос даты канонизации преподобной Евфросинии Московской до сих пор остается открытым. Местное почитание началось сразу после ее погребения

В 1907 году осуществлялось особое празднование 500-летия со дня преставления святой Евфросинии, после Литургии верующим раздали юбилейные медали, образки, листки с жизнеописанием. В подготовке празднования особое участие приняла великая княгиня Елизавета Федоровна, будущая преподобномученица. Часть своих драгоценностей она заранее передала для украшения покрова святой Евфросинии Московской. Сестры приготовили особый покров на раку с мощами с изображением святой Евфросинии в полный рост, а по углам покрова были вышиты изображения святителя Алексия, преподобного Сергия, благоверных князей Даниила Московского и Дмитрия Донского. Елизавета Федоровна заказала гирлянды из роз и васильков для раки с мощами, и сама приняла участие в украшении, а также она пожертвовала к мощам святой Евфросинии золотую лампаду.

Накануне празднования памятного дня верующие отправились из Вознесенского монастыря в Архангельский собор для возложения иконы на гроб Димитрия Донского. Праздник, посвященный жене, начинался с поклона ее мужу, это было как предвестие события, произошедшего более чем через 100 лет. С 2015 года 1 июня – день памяти Димитрия Донского стал днем их совместной с супругой памяти как символ доброго, верного супружества, чадородия и семейного счастья. Теперь и в нашей памяти они будут неразлучны. Ныне благоверная княгиня Евдокия и благоверный князь Димитрий лежат в одном соборе Московского Кремля – Архангельском.

С 2015 года 1 июня – день памяти Димитрия Донского стал днем их совместной с супругой памяти как символ доброго, верного супружества, чадородия и семейного счастья

В 2007 году к 600-летию со дня упокоения преподобной Евфросинии Московской были учреждены новые церковные награды – орден и медаль преподобной Евфросинии Московской, которыми награждаются женщины, внесшие особый вклад в дело укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и развитие социального служения. Первыми женщинами, получившими эти награды, стали: композитор Александра Пахмутова, космонавт Валентина Терешкова, настоятельница подворья Пюхтицкого Успенского монастыря игумения Филарета (Смирнова), заслуженный строитель России Галина Евсеева.

Икона преп. Евфросинии Московской

В память о святой Евфросинии возводят храмы. Первым из них стал храм в Котловке, построенный по инициативе москвичей (2002–2010). Среди его святынь – чудотворная икона преподобной Евфросинии с частицами ее мощей и пояса, а также камень от ее гробницы. Рядом с храмом в 2013 году состоялось открытие и освящение памятника святым Димитрию Донскому и Евфросинии со чадами.

В 2012 году на Рождественском бульваре, неподалеку от Богородице–Рождественского женского монастыря, по преданию, одной из основательниц которого была великая княгиня Евдокия, воздвигли Поклонный крест в ее честь, «по воле которой в 1395 году в Москву была перенесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, спасшая Русь от нашествия Тамерлана».

Даст Бог, и Вознесенский собор будет восстановлен на прежнем месте в Кремле. Вечная память и любовь наша да пребудут с заступницей нашего города святой Евфросинией Московской!

LiveInternetLiveInternet

Может ли женская преданность, самоотверженность, сила духа, страстность и обаятельность стать немодными и несовременными? Никогда! И какой мужчина устоит перед «девятым валом» всех этих чувств и качеств, и какой мужчина не мечтает о встрече с такой женщиной! Потому что и весь мир, и каждый дом, и всякий мужчина не имеет будущего, если он не согрет любовью и заботой женщины.

Дочь князя суздальского и нижегородского Евдокия родилась в Суздале в 1352 году. По свидетельству современников, «с красотою лица соединяла она редкую душевную доброту». Здесь же научили ее воспринимать великокняжеское достоинство не как возможность проводить время праздно и сыто, но как великое и тяжкое служение — Богу, Отечеству, народу, не жалеть своего сердца ни для кого. Всей своей жизнью Великая княгиня докажет, как усвоила она заветы отца. В 1366 году она вышла замуж за внука Ивана Калиты и сына Ивана II Красного — Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского. Летопись гласит, что был князь «крепок и мужествен и взором дивен зело». Евдокии было 13 лет, а Дмитрию Донскому — 17.

Брачное торжество состоялось 18 января 1366 г. в Коломне со всем великолепием и пышными обрядами того времени. Как писал Карамзин, «сию свадьбу праздновали со всеми пышными обрядами тогдашнего времени в Коломне» Свадьба была в Коломне потому, что Москва после ужасного пожара 1365 г. не успела отстроиться. Пожар этот получил название Великого Всесвятского. Он за два часа истребил весь город и предместья. Зато через год после свадьбы князь Дмитрий заложил белокамененный Кремль, который закончили строить в 1368 г.

С первых дней замужества молодая княгиня московская Евдокия постоянно оправдывала оказанные ей честь и внимание. Целомудрие, горячая любовь к мужу, глубочайшая скромность поведения перед обществом и деятельное благочестие — все эти качества проявила Великая княгиня, и они вполне отвечали высокой духовности её мужа. Главными у Дмитрия были мирные качества набожность и семейные добродетели, которые он унаследовал от отца князя Ивана «Кроткого». Прожили Евдокия и Дмитрий в любви и согласии 22 года. Родились у них шесть сыновей и три дочери. Вместе они стойко переносили все испытания, выпавшие на их долю. Дмитрию Донскому пришлось княжить в тяжелое время. Московская земля страдала от усобиц и внешних врагов, дважды подвергалась набегам литовцев, была разорена нашествием Тохтамыша, а затем вновь отстроена.

В царствование Дмитрия Донского княжества Суздальское, Ярославское, Нижне-Новгородское сплотились вокруг Владимира и Москвы. Но с четырёх сторон наседали на Русь Литва, Тверской князь, Орда и князь Рязанский. Не суждено было Евдокии наслаждаться безмятежным счастьем. В год бракосочетания ужасная моровая язва поразила южную Россию, а потом и Москву -страшному опустошению подверг Русь Ольгерд Литовский. Евдокия с семейством пережила осаду Кремля. Жена Дмитрия заперлась с детьми в новом каменном Кремле, который Дмитрий отстроил после Всесвятского пожара 1365 г. Кремль Ольгерд не взял.

Бедствия Отечества, опасности, которым подвергался государь, сокрушали сердце юной супруги. Она горячо переживала, видя разорение столицы, причинённое литовцами, готова была лучше подвергнуться страданиям, чем видеть в опасности своего нежно любимого супруга. Не имея других средств помочь, она усердно молила Господа о помощи.Тверской князь Михаил Александрович, смелый и деятельный не хотел идти под волю московского князя, но не мог поравняться Москве собственными силами и потому то искал помощи у своего зятя Ольгерда Гедоминовича литовского, то поддержки в Орде. Михаилу Тверскому удалось получить в Орде ярлык на Великое княжение, но московский князь Дмитрий его во Владимир не пустил, более того отправился походом на Тверь и победил Михаила Тверского. В 1375 г. между Тверью и Москвой был заключён мир.Велики были переживания княгини Евдокии от того, что у мужа её и Московского государства явился еще один неприятель, желавший свергнуть Дмитрия с великокняжеского престола — Олег Рязанский. Гордый и своенравный, он то помогал Москве в войнах с Ольгердом Литовским, то шёл с войском на Москву, противясь политике единоначалия, проводимой Дмитрием. В декабре 1371 г. москвитяне разбили рязанцев, но Олег вновь утвердился на престоле. Евдокия знала, что он самый упорный из русских князей, и молила Бога о смирении его души. Помог в установлении мира Сергий Радонежский. Он умел тихо и кротко настраивать душу человека, извлекать из неё лучшие чувства. Преподобный отговорил упорного и суровейшего рязанца от войны с Москвой. Впоследствии Рязань и Москва заключили мир, и Олег Рязанский согласился на брак сына своего Федора Олеговича с дочерью Евдокии и Дмитрия — Софьей Дмитриевной, и стал им сватом.После окончания войны и с Литвой был заключен мир. До этого литовский князь Ольгерд три раза ходил на Москву и осаждал её в 1368 и в 1370 гг. А в третий раз, в 1372 г., Ольгерд до Москвы не дошел, был заключен мир, а Ольгерд поспешил на запад для отражения наступления Тевтонского ордена. В ознаменование заключения союза с Литвой, деверь Евдокии князь Владимир Андреевич (двоюродный брат и верный друг с детских лет великого князя Дмитрия Ивановича) был торжественно обручен с дочерью Ольгердовой Еленой. Свадьба совершилась через несколько месяцев и литовская княжна стала русской княгиней. Евдокия принимала в Москве свою невестку, еще не зная, сколько обид вынесет от её родственников.

Разбои ордынцев прекратились и наступила тишина на русской земле во время княжения Ивана Калиты — деда Дмитрия Донского. Люди начали отвыкать от леденящего страха ордынского, началось нравственное и политическое возрождение русского народа. Созревало сознание необходимости полного освобождения от татарского ига, но настал ли этот час? Московский князь Дмитрий долго обсуждал с митрополитом Алексеем и боярами как строить отношения с Ордой. Надо было выбирать: или открыто выступать против татар, или прибегнуть к прежнему средству — покорностью и унижением добиваться милости ханов. Выбрали очень мудрую политику, решили действовать хитростью, лестью, завоевывать расположение хана дарами и покорностью. В начале 70-х годов успех отваги и смелости был ещё сомнительным.Народ взволновался и ужаснулся, когда узнал, что молодой государь, Дмитрию тогда было около 20 лет, должен подвергнуться опасности быть убитым в Орде. Карамзин писал о предстоящем посещении Орды князем: «Никто не мог без умиления видеть сколь Дмитрий предпочитает безопасность народную своей собственной, и любовь общая к нему удвоилась в сердцах благодарных».

Нет сомнения, что душевное состояние Евдокии, провожавшей горячо любимого мужа, было столь же тягостным, как и у всех людей, а страдания ещё глубже и отчаяние.Митрополит Алексей, княгиня Евдокия и народ провожали Дмитрия до берегов Оки и там долго молились Всевысшему Господу Богу. Митрополит дал наказ боярам, сопровождавшим князя в Орду, оберегать его драгоценную жизнь, разделить с ним любую опасность.С душевным трепетом ждала Евдокия, как и вся Москва, вестей из Орды. Волнения за судьбу пошедших в Орду, были особенно тяжкими потому, что в природе появилось недоброе предзнаменование: на солнце были видны черные пятна, в стране стояла злая засуха, по земле стлались туманы столь густые, что в двух саженях нельзя было разглядеть лица. Птицы не могли летать, а ходили по земле стаями. Скот умирал. Цены на хлеб были недоступны для простого народа.Ни хан, ни темник Мамай, ни вельможи ордынские не распознали истинных дум Дмитрия и встретили князя ласково. Он был опять пожалован великим княжением Владимирским и отпущен с большой честью, согласившись брать дань гораздо меньше прежней. В Орде Дмитрий сделал доброе дело для своего врага князя Михаила Тверского. Он выкупил из ордынского плена сына Михаила, малолетнего князя Ивана Михайловича за 10000 руб.В исходе осени 1371 года Евдокия с великой радостью встречала Дмитрия из Орды. Для Евдокии наступило, на несколько лет спокойное время семейного счастья. Своими качествами добротой и терпением княгиня Евдокия приобрела глубокое уважение лучших людей своего времени – Митрополита Алексея и, особенно, преподобного Сергия Радонежского. Когда у неё родился в 1373 году сын Юрий, Сергий Радонежский пришел пешком в Переяславль, где находилась княжеская семья, чтобы быть восприемником от купели новорожденного сына Евдокии. Этот день Евдокия считала одним из счастливейших в своей жизни. Рядом были и муж великий князь Дмитрий, и отец князь Дмитрий Константинович Суздальский, и мать княгиня Анна, и родные братья князья Василий Дмитриевич и Семён Дмитриевич (ещё не в соре, ещё живые). Сергий Радонежский самолично крестил её сына и возложил его на её руки.Быть может в память об этом событии, княгиня Евдокия построила в Переяславле церковь во имя Иоанна Предтечи и основала при ней иноческую обитель.

При строгом взгляде на свои христианские обязанности жены и матери, княгиня Евдокия редко являлась в обществе. Нужно было что-то чрезвычайное, чтоб заставить её выйти из семейного и дружеского круга и явиться на народе. Таким событием стали проводы супруга князя Дмитрия на великую и решительную битву с Ордой в 1380 году.За два года до того, в 1378 г. была победа великого князя Дмитрия в битве с татарами на р. Воже. И вот теперь сборы на новое сражение.Отправляясь на битву с полчищами Мамая на Куликово поле, великий князь Дмитрий Иванович в последний раз обходил соборные московские храмы. На площади перед Архангельским собором его ожидала группа женщин: великая княгиня Евдокия, Княгиня Елена Серпуховская — жена князя Владимира Андреевича жёны московских бояр, они вышли «отдать своему государю конечное целование». Когда Дмитрий вышел из Архангельского собора и пошел к Евдокии, от слёз и волнения она не могла произнести ни слова. Дмитрий сам едва ни зарыдал, как говорит сказание: «не прослези бося народа ради». Собрав всю силу духа, он проговорил слова псалма: «По аще Господь по нас, кто на нас?» — и вскочил на коня.За все время его отсутствия не было и дня, чтобы Евдокия не молилась о спасении своего мужа.

Святой Сергий Радонежский предсказал Дмитрию «кровопролитие ужасное, но победу… смерть многих героев православных, но спасение великого князя». И действительно, князя нашли после битвы в беспамятстве, но живого.Русские отряды Дмитрия собирались в Коломне, затем перешли Оку и двинулись к верховью Дона. С несметными полчищами Мамая встретились на берегу речки Непрядвы, правого притока Дона. На огромном Куликовом поле началась битва. Только на четвертый день к супруге своей Евдокии и митрополиту Куприяну прислал великий князь Дмитрий Иванович гонца с вестью о том, что он жив и что в день Рождества Богородицы 8 сентября одержана над врагом победа и враг разбит. После Куликовской битвы Великого князя Дмитрия стали звать Донским.25 сентября 1380 г. Дмитрий Донской с победой вернулся в Москву. Великая княгиня Евдокия с детьми, княжичами Василием и Юрием встречала его у ворот Кремля. Её сопровождала сноха — жена князя Владимира Андреевича и жёны воевод. Вместе с мужем обошла великая княгиня Евдокия Кремлёвские соборы, где приносила горячие благодарственные молитвы за одержанную победу и спасение мужа.В храме Успения Богоматери митрополит Киприян совершил литургию и благодарственный молебен о дарованной победе. На следующий день Дмитрий Донской в сопровождении великой княгини Евдокии отправился в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому — провозвестнику победы. Евдокия в ознаменование Куликовской битвы дала обет обратить малую деревянную церковь Св. Лазаря в храм Рождества Богородицы, ибо день этот принес победу в битве на Куликовом поле. Евдокия выполнила этот обет в конце жизни. Весь народ праздновал разгром Мамая, но это ещё не была окончательная победа над Ордынцами. Карамзин писал: «Бог чудесным образом спас князя среди бесчисленных опасностей, коим он с излишней пылкостью подвергался, сражаясь в толпе неприятелей и часто оставляя за собой дружину свою».

Великим ужасом наполнилось сердце Евдокии и всего народа, когда в 1382 г. пронеслась над землёй комета, которая предвестила грозное нашествие Тохтамыша, и всё же враги подступили к Москве неожиданно.>Дмитрий Донской, чтобы собрать войско, стремительно умчался в Кострому. Евдокия с детьми осталась в Москве. Народ волновался и никого не выпускал из города. Страшные пьяные люди, которые обычно появляются во время общественных беспорядков, бродили по улицам, толпились у кремлёвских и городских ворот. Евдокия, чтобы спасти детей от злобы Тохтамыша, который мог обрушиться на город в любую минуту, решила выехать из Москвы. Это сделать было не просто, везде стояли заслоны. Раздавая толпе свои драгоценности, она прокладывала дорогу своему поезду и выехала за городскую стену. По дороге в Переяславль её подстерегала новая опасность. Тохтамыш сжёг Москву, учинив страшный погром в городе и разграбив окрестности. Один отряд из войска Тохтамыша настиг поезд Евдокии. Ордынцы гнались за ней по пятам, но она с детьми успела домчаться до Переславля Залесского и укрыться за стенами монастыря, а затем через Ростов привезла детей в Кострому к мужу.

Тохтамыш вскоре навсегда ушел из русских земель. Один его отряд был разбит верным сотоварищем и братом Дмитрия Донского Владимиром Александровичем. Когда Тохтамыш узнал, что войско Владимира Александровича стоит у Волока, а сам великий князь Дмитрий стоит в Костроме, быстро начал отступать. В этот проявилась решительная перемена в отношениях Руси к татарам, что было следствием Куликовской битвы.

Великая княгиня Евдокия с мужем и детьми вернулась в разорённую Москву, где все плакали и хоронили убитых.Тяжелые испытания одно за другим нёс Евдокии 1383 г. Кроме нашествия Тохтамыша на страну, случилось личное горе — умер её отец, 60-ти летний Дмитрий Константинович, князь суздальский и нижегородский. Старый недруг князь Тверской, рассчитывая на злобу Тохтамыша к Москве, поехал в Орду, чтоб отнять у Дмитрия Донского титул Великого, т.е. главного на Руси, князя. Поехал не прямою дорогой, а околицами, чтобы князья Дмитрий и Владимир не узнали об этом. Тохтамыш направил посла Мурзу Карачу к Дмитрию, звать его в Орду к хану. Обстоятельства были таковы, что сопротивляться татарам на этот раз было невозможно, но и ехать в орду очень опасно. Очень часто там умерщвляли князей. Князю Дмитрию Ивановичу нельзя было ехать ибо «один звук его имени возмущал злобную для него душу Тохтамыша». Как ни велика была печаль Евдокии, на великом Совете было решено послать в орду старшего сына Василия, который в будущем станет Великим князем после своего отца.Княгиня Евдокия принесла жертву земле Русской – покорилась решению Совета боярского, отправила своего 13 -ти летнего сына в орду к Тохтамышу, который только что испепелил Москву. Тяжело ранило сердце матери известие о том, что Тохтамыш задержал малолетнего князя в орде на неопределённый срок, как залог верности хану его отца.Три тяжких года в разлуке с сыном и постоянной молитве о нём едва выдержала скорбящая Евдокия. Много выстрадал и Василий Дмитриевич, пока не бежал из татарского плена через южные края и западные страны, через Молдавию и Пруссию. Помог ему совершить побег Витовт — двоюродный брат князя литовского Ягайло. За это Василий Дмитриевич обязался вступить в брак с дочерью Витовта Софьей. Московские бояре торжественно встречали князя Василия.

Сердце Евдокии возрадовалось и успокоилось.Княгине Евдокии было в ту пору 34 года, и она вновь ждала ребёнка. Родила девочку и назвала в честь своей матери Анной. Все московские люди радовались материнскому счастью своей княгини. Но радость эта была лишь кратким мигом перед новыми бедами.Надвигался 1389 год смерти Дмитрия Донского. Великая княгиня Евдокия была вновь в положении, ждала своего последнего ребёнка, и ей поэтому не говорили о тяжёлой болезни мужа. Но вот родился княжич Константин и на другой день, ещё очень слабая, она вошла в спальню мужа и была поражена горем — Дмитрий лежал в тяжелом недуге, окружённом сыновьями и боярами. Дмитрий, увидев, что пришла Евдокия, которую он очень любил и глубоко уважал, начал говорить своё «последнее слово». Евдокию назвал дорогой женой и наследницей богатств.В своём духовном завещании Дмитрий Донской отвел жене своей — Евдокии важную роль: он выделил великой княгине по несколько волостей из уделов каждого сына. Предоставил великой княгине Евдокии неограниченную власть в перераспределении волостей между сыновьями. Если один из сыновей умрёт, то распорядится уделом должна была сама Евдокия.Кроме земель завещал Дмитрий жене и промыслы и большую часть московских доходов. Сделав увещания наставления сыновьям, велел приблизиться боярам: — «служите моей супруге и детям» -попросил умирающий князь.Дмитрий Донской представил боярам и всем присутствовавшим своего 17-ти летнего сына Василия как будущего государя. Так он первый из князей не спросил на то согласия орды. Он обнял Евдокию и сказал: «Бог мира да будет с вами!». Сложил руки на груди и скончался.По сказанию летописцев, нельзя представить более глубокой душевной скорби: плачь, долгие стенания и вопль не умолкали во дворце, на улицах и площадях. Великий князь Дмитрий был любим не только женой, но и народом за великодушие, за заботу о славе Отечества, за справедливость и добросердечие.Плач Евдокии записан летописцами и стал древнерусским литературным памятником. Она причитала: «Почто не промолвишь ко мне, цвете мой прекрасный? Что рано увядаеши? Винограде многоплодный, уже не подаси плода сердцу моему и сладости души моей. Солнце моё, рано заходиши; месяц мой прекрасный, рано погибаеши; звезда восточная, почто к закату грядеши?» Заканчивая рассказ о плаче княгини, летописец восклицает: «От горести души язык связывается, уста заграждаются, гортань примолкает». она и во вдовстве осталась верной памяти мужа, была заботливой матерью и отличалась скромным поведением в обществе и при дворе. По своему внутреннему духовному состоянию Евдокия хотела и была готова сразу после смерти мужа уйти в монастырь.

Но своим долгом христианки она считала заботу о благополучии детей, урегулирование семейных отношений, в том числе правовых, имущественных и финансовых отношений.Управление делами семьи она начала с выполнения договора о женитьбе сына Василия на дочери Витовта. Витовт в ту пору, теснимый Ягайлой, не прочно сидел в Литве. Так что брак этот не был выгодным для Московии. Но выполнение данного слова было делом чести.Имея огромные богатства, Евдокия употребляла их не на себя, а на дело благочестия и благотворительность. Она выполнила обет, данный в день возвращения Дмитрия с Куликовской битвы: началось возведение храма Рождества Богородицы, и она сама руководила строительством. В Переславле Залеском при храме Рождества Иоанна Предтечи, построенного её стараниями, она создала иноческое общежитие. В «Степенной книге» говорится, что княгиня Евдокия «много святы церкви постави и монастыри согради».

Но были и тяжелые горестные дни у вдовы Евдокии. Придворные, пришедшие из Литвы — родственники молодой княгини Софьи Витовтовны пускали о Евдокии «небыльные слова», позорящие её слухи. Евдокия знала об этих небылицах, но молча переносила обиды, вменяя себе это терпение в христианский долг.Княгиня-вдова непрестанно постилась, умышленно истощая плоть. А на торжественные приёмы одевала по несколько пышных одежд, чтобы не видно было подвижнического изнурения.Когда слухи при дворе усилились и стали известны сыновьям. А один из них — Юрий был даже склонен поверить наветам, Евдокия решила действовать и защитить себя. Ведь пренебречь слухами означало потерять сыновей, утратить их почтение и уважение. Тяжесть ситуации для неё состояла в том, что оправдываться было не только унизительно, но и значило нарушение тайны благочестия и смирения.Ради нравственного урока детям княгиня отбросила сомнения. Она тайно призвала к себе сыновей и объявила, что ради высшей справедливости намерена открыть тайну своей жизни. При этих словах она распахнула одежды и обнажила грудь и живот. Ужас объял сыновей — они увидели изнурённое, как бы высохшее тело матери, кости обтянутые кожей. Особенно это поразило легковерного Юрия Дмитриевича.Княгиня Евдокия взяла с детей слово держать это свидание в тайне. Но главный наказ матери был в том, чтобы сыновья были осмотрительнее в разговорах о других людях. А ещё она взяла с них слово, что никогда не будут мстить никому из распространителей ложных слухов об их матери. Так назидательно для молодых сыновей Евдокия защитила своё достоинство.

Княгиня Евдокия женила всех сыновей, выдала замуж всех дочерей. Два сына Даниил и Симеон умерли ещё при отце. Иоанн -после смерти Дмитрия Ивановича. В 1394 г. Евдокия выдала дочь княжну Марию Дмитриевну за литовского князя Семёна Ольгердовича. В следующем 1395 г. у неё родился внук от старшего сына князя Василия, Юрий Васильевич, а в 1396 г. — внук Иван Васильевич.В следующем 1397 г. княгиня Евдокия выдала замуж дочь свою, княжну Анастасию (Наталью) за князя Тверского, Ивана Всеволодовича, племянника известного воинственного Михаила Александровича Тверского. Старшая дочь княжна Софья ещё за два года до смерти Дмитрия Донского была выдана за сына князя Олега Рязанского — Фёдора.В 1400 г. женила сына Юрия на княжне Смоленской, который ненадолго в 1433 — 1434 гг. станет великим князем. В 1403 княгиня Евдокия женила сына Андрея на княжне Стародубской Агрипине. В 1406 г. женила сына Петра на дочери московского боярина Полуехта Васильевича.Младший сын Константин, оставшийся после смерти отца 3-х дневным сиротой, уже исполнял поручения старшего брата великого князя Василия — своего крестного отца. В 1406 г. он был послан в Псков для защиты его от ливонских немцев и оставался на войне, которую вело Московское княжество с литовским с 1406 по 1408 г. Воспитанием последнего сына Константина был прекрасно завершен мирской подвиг княгини Евдокии — подвиг матери.

Ф. Я. Алексеев. Спасские ворота и Вознесенский монастырь в Кремле. 1800-е

Дети выросли и могли уже оставаться без её опеки.Теперь ничто не привязывало благочестивую княгиню к мирской жизни. Семнадцать лет своего вдовства, ради благополучия детей терпела Евдокия великокняжеский двор, полный происков и сплетен.Душа её давно жаждала свободы и мира иноческой жизни. И теперь эта высокая духом женщина могла отойти от мирской суеты, подумать о своей душе, тем более что ей уже была возвещена близкая кончина её земной жизни. Как гласит древнее предание, княгине явился Ангел с вестью о её смерти.Пораженная радостным ужасом, княгиня лишилась дара речи.Княгиня знаками попросила, чтобы ей прислали иконописцев. Дважды они переписывали икону, но никак не могли угодить княгине. Наконец иконописец изобразил на иконе Архангела Михаила. Евдокия узнала Ангела, воздала ему поклонение и к ней возвратилась способность говорить. Икону Архангела Михаила Евдокия поместила в созданном ею храме Рождества Богородицы.Евдокия не запятнала себя никакой семейной ссорой, никогда не вмешивалась в дела сына — Великого князя Василия Дмитриевича, который после отца княжил 36 лет, а Дмитрий Донской княжил 27 лет, хотя прожил всего 39.

Болезнь и предвозвещенная близость кончины побудила Евдокию уйти в монастырь. Шествие княгини в монастырь из царских палат стало великим событием. В «Сказании о блаженной великой княгине Евдокии» говорится, что во время этого шествия Богу было угодно проявить знак благоволения и любви Божией к праведнице. Спокойным шагом княгиня шествовала к устроенной ею святой обители. Улицы были полны народом, нищими и больными. Во время краткого перехода княгини Евдокии из дворца в монастырь было исцелено около 30 больных. Нищий слепой, громко взывал: «Княгиня! Дай мне прозрение!» Блаженная Евдокия продолжала свой путь, будто не слыша его воззваний, но поравнявшись с ним, как бы случайно, поправила свои одежды и рукав упал на руки слепого. Он дерзнул отереть им свои глаза и прозрел!А княгиня спокойным шагом продолжала свой путь. Наконец, она вступила в монастырь и за ней закрылись тяжёлые ворота. 17 мая она была пострижена в монахини, приняв имя Ефросиний.

Но добрые дела её продолжались. Уже через три дня, после пострижения, смиренная инокиня Ефросиния заложила на свои средства новую церковь Вознесения Христа.Это был особый день памятный не только для Ефросиний, но и для всей Руси Великой — День погребения Дмитрия Донского. Но дни преподобной Ефросиний были сочтены — 30 мая 1407 г. она умерла. Погреблена была седьмого числа, седьмого месяца, седьмого года XV столетия оплаканная сыновьями, боярами и всем народом.В храме Вознесенья в Кремле гробница преподобной Ефросиний древнейшая из гробниц. Она помещается у правой стены церкви, не далеко от боковой Южной двери.Душа её вступила в тот мир, где обитают праведники, это вскоре доказало первое свершившееся у её гроба чудо: стоявшая у её гроба не зажженная свеча зажглась сама собою, подобно тому, как прежде зажглась свеча у гроба святителя Петра.

Для современных женщин может показаться, что жизнь княгини Евдокии вообще то очень обыкновенная, посвященная исполнению скромных обязанностей христианки, жены и матери.Но строжайшее честное и самоотверженное исполнение своего долга и выражает истинное христианское призвание замужней женщины, матери и вдовы. Поэтому велико значение примера её жизни для женщин и всего народа русского. Монастырь был местом захоронения русских княгинь, цариц и царевен. Здесь до свадьбы жили царские невесты. Женский Вознесенский монастырь был разрушен, и на его месте в 1932-1934 годах построили административное здание для Школы красных командиров имени ВЦИК.

ЕВДОКИЯ ДМИТРИЕВНА

ЕВДОКИЯ ДМИТРИЕВНА

(ок. 1353–1407) – великая княгиня московская, дочь суздальского князя Дмитрия-Фомы Константиновича (старшего) и его супруги Анны, жена Дмитрия Ивановича Донского (с 1366).
Также по теме:
РОССИЯ, ИСТОРИЯ

Согласно тексту Жития Дмитрия Донского, «с красотою лица соединяла редкую душевную доброту». Агиографическая литература прославила ее образ как набожной и мудрой женщины. Ее духовными учителями были митрополит Московский Алексей и св. преп. Сергий Радонежский.

Юной девушкой (согласно антропологической реконструкции конца 20 века, ее рост был 155 см) Евдокия была просватана отцом замуж за великого князя московского и владимирского, внука Ивана Калиты и сына Ивана II Красного Дмитрия Донского. Предполагаемый брак преследовал политические цели: между московским князем Дмитрием и отцом Евдокии, суздальским князем Димитрием Константиновичем существовали раздоры из-за великого княжения. Оказав суздальцу услугу в возвращении Нижегородского княжества, занятого его братом Борисом, Дмитрий Иванович потребовал от Дмитрия Константиновича отказаться от притязаний на великокняжеский стол и отдать за него свою дочь Евдокию.

Венчали 16-летнего Дмитрия и 13-летнюю Евдокию в 1366 в Подмосковье в Воскресенской церкви Коломны. Брак стал залогом мира между московским и суздальским княжествами.

Летописец сообщает, что Евдокия являла собой образец преданной жены, всегда именовавшей мужа «Свете мой светлый». Ни одному русскому женскому летописному персонажу не уделялось столько места в описаниях образцовой семейной жизни.

После указания на дату свадьбы, она упомянута летописью, под 1380, в связи с описанием ухода ее мужа с ратью на Куликовскую битву. В Сказании о Мамаевом побоище

Евдокия – образ праведницы, которая «постоянно пребывала в святой церкви, молясь день и ночь», дабы призвать божественную помощь мужу.

В 1382 при приближении к Москве войск хана Тохтамыша в отсутствие мужа, не вернувшегося из похода, Евдокия осталась в столице, так как была беременна. После рождения сына Андрея покинула Москву, едва не захваченная татарами, снарядившими за ней погоню, добралась к мужу в Кострому. После того как 26 августа 1382 Москва была захвачена и разграблена Тохтамышем, погибло до 24 тыс. москвичей, княгиня Евдокия вместе с мужем похоронила их на собственные средства, считая себя виновной в том, что не уберегла подданных. Прожив с мужем 22 года, Евдокия родила 6 детей, последнего – Константина – в возрасте 39 лет.

Перед смертью Дмитрий призвал к себе сына Василия и Евдокию, поручил сына матери и составил «духовную». В ней он «приказал детей своих княгине» и велел им «слушаться матери во всем». Страдания Евдокии по умершему мужу описаны летописцем в типичном для литературы того времени жанре плача. («За веселие пришли слезы, за утехи скорбь несносная! Почто я не умерла прежде тебя?…»).

Обычай требовал от Евдокии принять постриг, но она отвергла монашескую долю, взяв в свои руки развитие событий в княжестве. Старшего сына Василия она через полтора года после смерти мужа выгодно женила на дочери литовского князя Софии Витовтовне (1391). В 1395, когда Василий Дмитриевич, уже будучи великим князем, с войском выступил против Тамерлана, оставил столицу княжества на мать. Она послала во Владимир за чудотворной иконой Владимирской божьей матери. Чудесным действием иконы, привезенной в Москву, москвичи объяснили то, что войско Тамерлана, повернуло от Москвы. На месте, где москвичи встречали икону Евдокия Дмитриевна предложила Василию построить Сретенский монастырь.

По завещанию мужа, Евдокия стала владелицей значительного имущества, которым она распоряжалась по собственному усмотрению. Она вкладывала средства в церковное строительство: где Евдокия проводила Дмитрия на Куликовскую битву и где встретила его победителем поставила каменную церковь Вознесения и при ней «девический общежительный монастырь»; в память о муже распорядилась возвести в Московском Кремле храм Рождества Богородицы для женской половины великокняжеской семьи, поручив расписать его Феофану Греку и Даниилу Черному (1396). Феофан Грек был приглашен ею и для росписи Архангельского собора Кремля (1399), возведению и перестройке каменных стен которого также способствовала Евдокия.

Мирские дела, которые вела Евдокия, вызвали слухи, что живет она во вдовстве «нечестно», слухами «смутились» и ее сыновья.

Тогда Евдокия отошла от дел и приняла открытый постриг под именем Евфросиньи.

Она умерла 7 июля 1407 в Москве, похоронена в Вознесенском женском монастыре (когда церковь снесли, ее прах в 1929 был перенесен в Архангельский собор). В 1999 в Москве был создан Попечительский Совет по воссозданию великокняжеской усыпальницы великих московских княгинь и цариц, который принял решение возвести храм преп. Евфросинии Московской (Евдокии Дмитриевны) в районе Котловка в Юго-Западном округе Москвы. Евдокия канонизирована одновременно с мужем, Дмитрием Донским. Антропологически точный скульптурный портрет Евдокии по ее останкам, сохранившимся в склепе, выполнен в марте 2002 С.А.Никитиным и хранится в музее-заповеднике «Московский Кремль».

Наталья Пушкарева

Великая княгиня Евдокия – жена Дмитрия Донского

7 сентября 1995 года в Москве прошел торжественный крестный ход – из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь. Отмечали большой праздник – шестисотлетие иконы Владимирской Божьей Матери в Москве, принесенной из города Владимира в 1395 году. Одно мало кто вспомнил, что событие это связано с именем вдовы Дмитрия Донского – великой княгини Евдокии. Случилось же это в правление ее сына Василия Дмитриевича, когда к пределам Московского княжества подступили орды татаро-монгольского хана Тамерлана. И менно по настоянию матери великий князь распорядился принести Владимирскую Божью Матерь в Москву. Вместе с сыновьями, боярами, воеводами, духовенством великая княгиня встретила икону на Кучковом поле. На месте этой встречи – сретенья – был и поставлен в последствии Сретенский монастырь. По преданию, в этот самый час Тамерлан увидел во сне видение “Светозарной Жены”, окруженной небесным воинством, и повернул свои войска прочь.

Имя княгини Евдокии издавна было окружено на Руси ореолом особой святости и уважения. И 7 июля 1907 года в Москве были большие торжества в ее честь – исполнилось пятьсот лет со дня кончины великой княгини, давно причисленной православной церковью к лику святых. Княгиня Евдокия приняла постриг в монашество за несколько недель до смерти, а 7 июля скончалась и была погребена в основанном ею еще в 1387 году – спустя семь лет после Куликовского сражения – Вознесенском монастыре в Московском Кремле. Главный хр ам монастыря – во имя Вознесения Господня – стал с той поры усыпальницей супруг, дочерей, матерей великих князей и царей Российского государства. Это была женская усыпальница, тогда как Архангельский собор стал некрополем московского великокняжеского дом а. Впоследствии там были погребены Софья Палеолог, супруга Ивана III, византийская царевна; мать Ивана Грозного Елена Глинская и некоторые из его жен; мать Петра I Наталья Нарышкина и др. Мощи преподобной великой княгини Евдокии, в монашестве принявшей и мя Евфросиния, почивали в соборном храме Вознесенского монастыря, в серебряной раке под сенью. Супруг ее великий князь Дмитрий Донской был причислен церковью к лику святых лишь в наши дни – в 1988 году, так что на торжествах 1907 года ему оказывали почес ти как супругу преподобной Евфросинии. Вот такие бывают парадоксы истории и судьбы.

Супружество этих необыкновенных людей, как можно понять из свидетельств современников, было счастливым, хотя и совершилось по сватовству. Дмитрий Иванович вступил на престол Московского княжества 10-летним мальчиком и в 16 лет женился на дочери суздальск ого князя 13-летней княжне Авдотье. Авдотья – Евдокия… Свадьба праздновалась 18 января 1366 года в Коломне. “И возрадовалась вся земля о совокуплении брака их”, – пишет летописец.

Годы правления Дмитрия Ивановича были драматичными, а среди современников княжеской четы были преподобный Сергий Радонежский, иконописцы Феофан Грек, Андрей Рублев, митрополит Алексий. Сергий Радонежский крестил двух детей Дмитрия и Авдотьи.

В августе 1380 года великая княгиня с двумя сыновьями провожала великого князя Дмитрия Ивановича на Куликовское сражение. Впоследствии на этом самом месте у Фроловских (ныне Спасских) ворот и поставит княгиня свой монастырь. Здесь же встречали войско и п осле возвращения с победой с берегов Дона.

Однако недолго наслаждались русские люди радостью своей победы над полчищами Мамая. Золотая Орда не простила ему позорного поражения на Куликовом поле, и Мамай был убит. Власть была захвачена ханом Тохтамышем, решившим отомстить московскому князю Дмитрию Ивановичу. Хан отправился в поход на Москву.

История взятия ханом Тохтамышем Москвы в августе 1382 года принадлежит к числу самых горьких страниц русской истории. Здесь неотвратимо проявились два трагических обстоятельства, из-за которых это произошло, – предательство князей и невероятная доверчиво сть москвичей. Об этом с большими подробностями нам рассказывает летописная повесть “О приходе Тохтамыша – царя, и о пленении им, и о взятии Москвы” (сокращенно – “Повесть о нашествии Тохтамыша”). Целью хана было не только взятие Москвы, но и пленение кн язя Дмитрия Донского. Татаро-монголы двигались быстро, и князь Рязанского княжества Олег посоветовал им, как взять Москву, указав все броды для переправы на Оке. Тем временем суздальский князь, отец великой княгини Евдокии, Дмитрий Константинович послал к Тохтамышу двух своих сыновей – Василия и Семена: видимо, он опять возмечтал получить от татар ярлык на великое княжение, как добивался этого прежде, еще до брака своей дочери с московским князем.

23 августа 1382 года войско хана Тохтамыша подошло к Москве, но великий князь Дмитрий Иванович вынужден был еще прежде оставить город, так как “среди других князей русских, и воевод, и советников, и вельмож, и бояр старейших обнаружилось разногласие, и н е захотели помогать друг другу. И то поняв, и уразумев, и рассмотрев, благоверный князь пришел в недоуменье и в раздумье великое”. Может быть, некоторые захотели отступиться от своего князя? Во всяком случае Дмитрий Иванович отправился в Переяславль, а п отом в Кострому собирать другое войско. Великая княгиня Евдокия с детьми выехала за ним следом и с трудом выбралась из города.

Москвичи собрали вече – они были уверены в совершенной безопасности, так как город был замечательно укреплен. Тем временем войско хана Тохтамыша подошло к московским стенам. Горожане пускали стрелы, метали камни, лили кипяток, стреляли из самострелов, би ли из пороков и “из самих пушек стреляли”, как говорится в летописи. Тохтамыш осаждал город три дня и понял, что Москвы ему не взять. И вот тогда появились “с ордынскими вельможами” суздальские князья Василий и Семен и обратились к народу, стоявшему на н еприступных московских стенах: “Царь татарский не на вас войной пришел, а на князя Дмитрия. Ничего иного царь от вас не требует, только выйдите к нему навстречу с почестями и дарами, так как он хочет увидеть город этот и войти в него, и в нем побывать, а вам дарует мир и любовь свою!” И попросили открыть городские ворота. К уговорам суздальских князей добавили свои и князья Нижнего Новгорода: “Верьте нам, мы ваши князья христианские”. Доверчивые москвичи рассудили, что князя Дмитрия Ивановича в городе н ет, и поэтому ханское войско зла им не сделает. О, эта доверчивость к врагу! Будто забыли, что всего два года назад сражались насмерть с отрядами Мамая на Куликовом поле, и кровь лилась ручьями. Забыли и о коварстве врага, о его способности лгать как при дется – лишь бы победить. 26 августа москвичи отворили городские ворота и вышли с дарами к хану Тохтамышу. И тотчас татары начали рубить всех подряд, не щадя никого. Церкви грабили, женщин насиловали и убивали, “окрест Москвы не было кому погребать… А другие в огне сгорели, а иные в воде утонули, множество же других в полон поведено было, в рабство поганое”.

Страшным было возвращение великого князя Дмитрия Ивановича и великой княгини Евдокии в сожженный и разграбленный город. Они горько плакали и велели отстраивать Москву.

19 мая 1389 года на сороковом году жизни неожиданно для всех великий князь Дмитрий Донской скончался. В эти последние дни княгиня Евдокия как раз была разлучена поневоле с мужем, так как рожала своего последнего сына – Константина. Она вошла к мужу и уви дела его умирающим. “И стоны вошли в сердце его, так что разрывалось нутро его, и уже приблизилась к смерти душа его”, – пишет автор “Слова о житии великого князя Дмитрия Ивановича”. Был ли он отравлен, как Александр Невский? Этого мы не узнаем, наверное , никогда, во всяком случае тайна его смерти остается неизвестной до сих пор, а в Орде были несказанно рады.

Великий князь понимал, что умирает, поэтому призвал своих сыновей, бояр, княгиню и сказал им: “Вот и отхожу я к Господу моему. Ты же, дорогая княгиня, будь детям своим за отца и мать, укрепляя дух их и наставляя все делать по заповедям Господним”. А сыно вьям сказал: “Я же вручаю вас Богу и матери вашей, и под страхом ее будьте всегда”. Одно это завещание является полным опровержением будто бы униженного положения женщины в Древней Руси.

Автор повести передал нам не только предсмертные речи Дмитрия Донского, но и плач над ним великой княгини Евдокии, его возлюбленной Авдотьи. Перед нами истинно поэтическое произведение древнерусской поэтессы, так что в рассуждении, кому отдать право назы ваться на Руси первою поэтессою, мы не должны забывать имени великой княгини Евдокии. Вот отрывок из этого текста:

Крепко, господин мой дорогой, уснул, не могу разбудить тебя. С какой войны пришел, истомился очень? Звери земные на ложе свое идут, а птицы небесные к гнездам своим летят, Ты же, господин, от своего дома не прекрасно отходишь! Кому уподоблюсь и как себя нареку? Вдовою ли себя нареку? Не знаю я сего. Женой ли себя нареку? Лишилась я царя. Старые вдовы, утешьте меня, а молодые вдовы со мною поплачьте. Вдовья беда горчее всех у людей. Как восплачу или как возглаголю: “Великий мой Боже! Царь царей, будь мне заступником! Пречистая Госпожа Богородица! не оставь меня во времена печали моей!” (перевод с древнерусского – автора).

Великого князя Дмитрия Донского погребли в Архангельском соборе Кремля, где лежали уже и отец его, и дед. На московский престол вступил сын Дмитрия Ивановича – Василий, а все Московское княжество было поделено между его братьями, что вызвало длительную м еждоусобную войну. Кто знает, как бы развивалась дальше Русь, проживи еще Дмитрий Донской!

Великая княгиня Евдокия была неустанной строительницей храмов и монастырей, и в 1407 году явился ей архангел Михаил, известивший ее о близкой кончине. По преданию, великая княгиня Евдокия заказала икону с его изображением, которая впоследствии стала храм овой иконой Архангельского собора Кремля.

После кончины княгини Евдокии, в монашестве Евфросинии, у гроба ее в Вознесенском монастыре совершались многие исцеления, и сами собой зажигались свечи. Так длилось несколько веков, и святую Евфросинию почитали московской покровительницей. А в 1929 году по решению правительства в Кремле началось уничтожение Вознесенского монастыря. Сталин не мог потерпеть, чтобы на территории Кремля существовали постройки монастыря, да еще женского.

Сотрудники музея пытались самоотверженно что-то спасать. Некрополь монастыря был уничтожен, останки всех захоронений свезли в подвал Судной палаты под Архангельским собором, где они пребывают и доныне. Обломки гробницы преподобной Евфросинии находятся в том же подвале, а части ее кожаного пояса извлекли при вскрытии гробницы, и они доныне в музеях Кремля. Разбитые гробницы наших великих княгинь и цариц свалены в небрежении до сих пор.

Но милосердие преподобной Евфросинии, в миру великой княгини Евдокии, супруги и вдовы Дмитрия Донского, остается с нами.

Светлана КАЙДАШ

Преподобная Евфросинья Московская, дочь Суздальского князя Дмитрия и жена святого благоверного князя Дмитрия Донского, до пострига носила имя Евдокии. Брак Евдокии и Дмитрия имел большое значение для Москвы, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств.

Она была матерью двенадцати детей. Старших ее сыновей крестил преподобный Сергий Радонежский.

Жизнь Евдокии Московской соединила в себе подвиг гражданского служения своему народу и праведность в семейной жизни.

В 1380 году, проводив мужа в поход против татар, она осталась фактической правительницей Руси. 8 сентября 1380 г. князь Дмитрий наносит поражение хану Мамаю на Куликовом поле. Эта победа стала началом возрождения русского национального духа. За нее великий князь Дмитрий получил прозвание Донской. А в Московском Кремле, по повелению княгини, был построен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Даниилом Чёрным.

Через два года ей снова пришлось выполнять роль правительницы государства, когда во время нашествия на Москву хана Тохтамыша князь Дмитрий отправился на север собирать войска.

В 1389 году князь Дмитрий, которому не было и сорока лет, умер (тело его было погребено в Кремле, в соборе Архангела Михаила). Оставшись без мужа, княгиня надела под княжеское платье власяницу и вериги, наложила на себя пост и начала ежедневно посещать церковные службы. Она стала жертвовать на храмы и монастыри, помогать бедным, построила в Кремле еще один каменный храм— Евдокии Мученицы, а также Вознесенский женский монастырь (разрушен в 1929 году). Почти 20 лет Евдокия Дмитриевна управляла Москвой и за это время успела сделать немало. Именно благодаря ей Москва утвердилась как Первопрестольный град.

В 1395 году, когда на Москву шел Тамерлан, именно княгиня Евдокия посоветовала своему сыну, великому князю Василию, перенести чудотворный образ Владимирской Божией Матери из Владимира в Москву. И Тамерлан, уже прошедший все Рязанское княжество, взявший Елец, развернулся и ушел назад.

В 1407 году княгине Евдокии явился Архангел Михаил и возвестил скорую кончину. Тогда княгиня решила принять постриг. В монашестве ее нарекли Евфросинией. Через полтора месяца она умерла, и вскоре у ее гробницы в Вознесенском храме основанного ею Вознесенского монастыря начали исцеляться больные. Верующие почитают ее как заступницу и покровительницу жён и матерей.

Память преподобной Евфросинии Московской отмечается: 17/30 мая и 7/20 июля.

Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии

глас 8

По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии

глас 2

Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя.

Молитва святой благоверной княгине Евфросинии

О преподобная княгине Евфросиние, добляя в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова! Приими моление от нас, недостой­ных, с верою и любовию к тебе припадающих и теплым к Богу ходатайством испроси граду Москве и людям от бед и напастей сохранение, споспешествуй, яко чадолюбивая мати, чадом, тобою собранным, понести иго Христово во благодушии и терпении и добре подвизатися ко исправлению жития своего, еже ко спасению; в мире благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии преспеяние и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея просящим помощи и заступления подавай всегда недугов исцеление, в скорбех утешение и во всем житии благопоспешение, наипаче же умоли Господа в мире и покаянии земное житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавитися и Царство Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да всегда славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и в бесконечные веки веков. Аминь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]