Где принимал крещение князь Владимир? Святые места Херсонеса

Вопрос о том, где принимал крещение князь Владимир, на сегодняшний день остается дискуссионным. На это счет существует как минимум три версии. Сторонники первой называют местом крещения Киев, второй – городок Василев, находящийся недалеко от первого, третьей – Херсонес. Также не существует однозначного мнения о том, в каком году произошло это событие. Сегодня предлагаем рассмотреть мнение ученого, сторонника одной из самых популярных версий относительно того, где крестился князь Владимир.

Крещение Руси — это политический ход князя Владимира?


Златник князя Владимира Святославича. 980–1015 годыГосударственный Эрмитаж
Крещение Руси — это условное понятие, за которым стоит целый ряд решений и событий, связанных с разными людьми и произошедших в разное время. Конечно, личная роль князя Владимира Святославича в том, что народ Руси стал христианским, велика, но сводить все дело к нему одному с исторической точки зрения было бы совершенно неправильно. Владимир — это некий символ принятия христианства восточным славянством. Именно поэтому он почита­ется как православный святой и запечатлен в образах исторической памяти (иконах, картинах, памятниках и так далее) современных народов, вышедших из средневековой Руси — украинцев, белорусов и русских.

Прежде всего, надо различать решение самого князя и некоторых его близких родственников принять крещение и стремление правящей элиты Киевского государства отвергнуть языческие культы и принять христианство как офици­альную и обязательную для всего населения религию. Кроме того, введение официальной и обязательной для всех религии не могло произойти за один день и на пустом месте: у события такого масштаба было много разных предпосылок (и не только политических, но экономических и культурных).

Рассуждая о событиях тысячелетней давности, надо понимать, что сохранилось очень мало источников времен правления Владимира, а сохранившиеся трудно интерпретировать однозначно. Фактически до нас дошло только несколько кратких и отрывочных иностранных сообщений, а также некоторые предметы: например, монеты, которые стали чеканиться в начале XI века при дворе уже крестившегося Владимира, с его изображением как христианского правителя (князь изображен с крестом и другими атрибутами христианской веры, на оборотной стороне монеты обычно чеканилось изображение Иисуса). Известия Так в историографии принято называть летописные сообщения. киевской летописи и некоторых других древнерусских текстов о Крещении Руси были записаны спустя многие десятилетия после смерти князя, и в основном это просто легенды.

«Повесть временных лет» «Повесть временных лет» — древнерусский летописный свод, составленный в Киеве в 1110-е годы. Из нескольких редакций до нас дошли две: в составе Лаврентьевской и Ипатьевской летописей., которая лежит в основе самых распространенных представлений о событиях того времени, складывалась сложно и долго. В сере­дине XI — начале XII века ее редактировали несколько киевских книжников, поэтому в тексте можно найти много противоречий. Это скорее плод исторического и литературного творчества, частично и искаженно рассказывающий о реальных событиях. Не «презумпция невиновности», а скорее «презумпция недоверия» определяет отношение к нему современных историков.

Имея в виду все эти обстоятельства, надо, во-первых, признать, что действи­тельных мотивов князя Владимира, решившего креститься, мы не можем знать, а во-вторых — что решение о принятии христианства в качестве госу­дарственной религии стало следствием интересов элиты Киевской Руси и объективных потребностей этого государства.

Популярные темы сообщений

  • Путешественники каменного века
    Планета Земля имеет довольно внушительные размеры, но в действительности люди с самых давних времен исследовали пространство планеты и могли преодолевать гигантские дистанции. Как доказал Тур Хейердал ранее люди
  • Река Нил
    Нил это одна из величайших рек земного шара. Она является самой знаменитой рекой Африки. Она играет важную роль не только в транспорте, но и выполняет много функций эко системы Африки. Вокруг этой реки все не утихают споры,
  • Творчество Ивана Бунина
    Творчество Бунина, конечно, составляет большую часть всей мировой литературы. Его произведения на данный момент имеют большую популярность не только на родине, но и за ее пределами.

Если так, то когда крестился сам Владимир и его близкие, а когда — вся остальная Русь?


Совет Владимира Святославича с боярами и дружиной о месте и времени принятия христианства Русью. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV века Библиотека Академии наук в Санкт-Петербурге
Согласно «Повести временных лет», крещение князя Владимира и его «дру­жины», то есть киевской элиты, произошло в Херсонесе в 988 году. В том же году, но чуть позднее, когда Владимир и его войско вернулись в Киев, по при­казу князя креститься должны были киевляне. Согласно Новгородской летопи­си, вскоре, хотя неизвестно, когда точно, прошло крещение в Новгороде.

О крещении в других городах и областях, подвластных Киеву, «Повесть временных лет» говорит так:

«И нача [князь] ставити по градомъ церкви и попы, и людие на кресщение приводити по всемъ градом и селомъ. И, пославъ, нача поимати у нарочитой чади дѣти, и даяти на учение книжное. А матери же чадъ своихъ плакахуся по нихъ, и еще бо ся бяху не утвѣрдилѣ вѣрою, но акы по мерьтвѣцѣ плакахуся» «И по другим городам стал [князь] ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них, ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них как о мертвых». Повесть временных лет. СПб., 1996. .

Но есть еще один древний текст, в котором описана другая хронология креще­ния Владимира и Руси. Это так называемая «Память и похвала князю русскому Владимиру» Иакова Мниха (то есть монаха), написанная, вероятно, в середине XI века. Иаков пишет, что крещение Владимира и взятие Херсонеса не были связаны напрямую. Князь крестился в Киеве еще в 987 году, а захватил Херсонес и женился на Анне Византийской не в 988-м, а в 989-м.

В летописи причины захвата Херсонеса фактически никак не объясняются. А в тексте Иакова и некоторых других источников написано, что брать город Владимир решил, чтобы добиться у Византии выдачи царевны Анны — императорская семья, видимо, отчаянно не хотела породниться с диким варваром, каким греки представляли себе князя. У современных ученых есть серьезные основания верить скорее Иакову, а не «Повести временных лет».

Других данных о хронологии Крещения у нас нет, но ясно, что христианизация всего населения на огромной территории от причерноморских степей до нов­городских лесов не могла состояться в один день и даже один год. Приведенная цитата из «Повести временных лет» подразумевает это, замечая, что многие «не утвердились еще в вере» — очевидно, «утверждение» должно было занять долгое время.

Как появилась беседка?

Раньше через крещальню, которая не была огорожена, проходила тропа на пляж, и люди заходили сюда. Как известно, в годы перестройка отношение к церкви у властей поменялось, началось возрождение храмов и церквей. У тогдашнего благочинного местного округа отца Георгия Полякова возникла идея об установлении здесь беседки, чтобы каким-то образом увековечить то место, где принимал крещение князь Владимир. Когда она была изготовлена, и ее нужно было устанавливать, поддержки у руководства музея не было найдено. Дело было в конце 90-х прошлого века.

Тогда отец Георгий нашел оригинальный выход. Специалисты, с которыми он договорился, доставили беседку к купели на вертолете. Она была опущена максимально точно, а затем прикреплена к скале самым надежным способом. Так и было отмечено место, где принимал крещение князь Владимир.

А были еще какие-то варианты помимо православия?


Великий князь Владимир выбирает веру. Картина Ивана Эггинка. 1822 год Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Ответ на этот вопрос можно найти в древней киевской летописи, вошедшей в состав «Повести временных лет». Ее автор — летописец, живший, скорее всего, во второй половине XI века, — составил так называемый рассказ «о выборе вер». В «Повести временных лет» под 986–987 годами говорится сначала о том, что ко двору киевского князя Владимира Святославича приходили прозелитиче­ские Прозелитизм — деятельность, направленная на обращение иноверцев в свою религию. посольства магометан, иудеев, католиков и православных, а затем, что сам князь, посоветовавшись с «боярами и старцами» — элитой тогдашнего общества, — отправил своих послов к волжским болгарам, «немцам» То есть католикам. и грекам «испытати службу, кто како служить Богу» Повесть временных лет. СПб., 1996. .

Этот легендарный рассказ был основан на фольклорных и литературных мотивах. Но его суть отражала реальность: в Киевской Руси знали о разных религиях, которые были распространены в соседних странах. В рассказе «о выборе вер» говорится о том, что с Киевом контактировали иудеи из Хаза­рии, мусульмане из Волжской Булгарии, а также христиане из Рима и Константинополя. Независимые от летописи источники хотя не подтверждают обменов посоль­ствами в это время, но свидетельствуют о контактах с этими народами в рели­гиозной сфере в X веке. Например, княгиня Ольга, бабка Владимира, действи­тельно крестилась в Византии. Однако позднее, как сообщают немецкие источники, она, недовольная политическими отношениями с Византией, обратилась к германскому королю Оттону I с просьбой прислать на Русь епископа и священников. В 961 году германский епископ даже прибыл в Киев, но его миссия (он должен был обратить Русь в католичество) в конечном итоге провалилась.

Контакты с германским императорским двором имел и князь Ярополк Святославич, старший брат Владимира и его предшественник на киевском «столе», то есть престоле. Некоторые историки небезосновательно считают, что Ярополк даже успел принять католическое крещение до войны с Влади­миром, в которой погиб.

С другой стороны, не позднее середины X века в Киеве сформировалась иудей­ская община. Об этом свидетельствует древнейший документ, созданный в Киевской Руси, — так называемое Киевское письмо, послание на иврите от имени этой общины, сохранившееся в Каирской генизе — архиве при сина­гоге. В нем шла речь о финансовой помощи одному из членов общины. К сожа­лению, точной датировки это послание не имеет, но ученые относят его при­мерно к середине X века. Среди имен членов общины встречаются славянские, и это прямо подтверждает иудейский прозелитизм в столице Руси.

Прямых свидетельств об исламском прозелитизме на территории Руси нет. Но на Руси точно знали, что такое ислам: с IX века ее объединяли тесные, прежде всего торгово-экономические, но также и военные контакты с Волж­ской Булгарией и Арабским халифатом. Об этих контактах у нас есть самые разные свидетельства (в том числе и из арабских источников конца IX — начала X века), и нередко в виде подробных рассказов.

Теоретически элита Киевского государства могла обратиться в разные страны с просьбой о помощи в установлении монотеистической религии. Возможной была и западная альтернатива, то есть принятие христи­анства от римской курии через Германию.

Но наибольшие шансы были именно у православия, пришедшего из Констан­тинополя: еще в IX веке христианство начало распространяться оттуда на север, преимущественно в славянские области. Естественно, что для приднепровской Руси путь разрыва с язычеством вел в Византию, с которой правящую элиту Руси связывали самые тесные торгово-экономические отношения. Арабские писатели сообщают, что в конце IX века некоторые купцы из Руси, приез­жав­шие в Арабский халифат, говорили, что они крещены.

Большое значение имеет свидетельство о договоре между Русью и греками в 944 году, который в копии с переводом на церковнославянский язык был включен в «Повесть временных лет». Часть тех, кто заключал его со стороны Руси, были христианами и клялись по христианскому обряду, то есть целовали крест. А среди археологических находок конца IX — начала X века есть пред­меты христианского культа: крестики, свечи и тому подобное.

Крещение Руси и наследие язычества

Почему Владимир выбрал христианство? Лекция из курса «История русской культуры»

Как Владимир принимал решение?

Ко времени женитьбы на принцессе Анне Владимир уже был готов к крещению. Согласно летописи, он еще в 986 году поставил вопрос о том, какую именно веру выбрать. Он принимал послов из Волжской Булгарии, предлагавших принять ислам, хазарских евреев, приглашавших в иудаизм, миссионеров из Ватикана. Но им всем было отказано. После них прибыл византиец, который поведал о христианской вере.

Чтобы узнать, каким образом осуществляются обряды и какие у каждой религии законы, князь направил послов на богослужение к немцам, грекам и мусульманам. В конечном счете он выбрал христианство.

А что было бы, если бы Русь не крестили? Мы бы остались язычниками?


Княжение Владимира Святославича в Киеве; воздвижение по его повелению на холме деревянных фигур бога Перуна и других языческих божеств. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV века Библиотека Академии наук в Санкт-Петербурге
Вероятно, какое-то время язычество могло бы существовать на Руси как главный культ. Во всяком случае, известно, что в соседней Польше после принятия христианства в конце X — начале XI века наступил период языческой реакции (она выразилась в серии восстаний против правящей династии Пястов в 1030-е годы), а в более далекой Скандинавии христианство еще долго (вплоть до конца XII века) завоевывало позиции. Но язычество было обречено на ис­чезновение. Есть пример некоторых западнославянских племен (полабских славян — ободритов, лютичей и других), которые перед лицом немецкой агрес­сии в X–XII веках, выступавшей под лозунгами крещения, «законсер­ви­ровали» свои языческие верования. Какое-то время эта консервация помогала им отста­ивать самобытную культуру и политическую независимость, но к концу XII века они потеряли свою самостоятельность и вошли в состав немецких государств. А вот те славяне, которые приняли христианство, как раз смогли отстоять свою независимость.

Предыстория принятия христианства в Киевской Руси

Прежде чем начать описание процедуры крещения Руси Владимиром, следует разобраться в предыстории, предпосылках и причинах данного процесса.

Для Византии обращение в христианство в отношениях с воинственными народами, исповедовавшими язычество, было обычной практикой. В 9 веке были попытки христианизации Моравии (в 862 году) и Болгарии (в 864-920 годах). Посредством крещения правящих кругов Византия пыталась усилить свое влияние на языческие страны, уменьшив тем самым опасность военных действий на собственных границах.

После того как русы в 860 году напали на Константинополь, подобная тактика была использована и относительно Киевской Руси. Для этого Фотием I, Константинопольским патриархом, в Киев были направлены миссионеры. Существуют данные о том, что тогда произошло обращение киевских князей Дира и Аскольда вместе с боярами, а также некоторыми представителями народа.

Тем самым было положено начало крещению Руси. Некоторыми источниками, впрочем, эти сведения отвергаются. Но в ряде других упомянутые события крещения Руси именуются первым Фотиевым крещением, или же Аскольдовым.

Но называются и исторические периоды, связанные с именами других лиц. Например, по поводу того, к какому веку относится крещение Руси и к какому году, говорится, что оно происходило впервые во времена Василия I, правившего в 867-886 гг., и патриарха Игнатия, возглавлявшего Константинопольскую церковь в 867-877 гг.

Русь крестили насильно?


Крещение Руси. Эскиз Виктора Васнецова росписи собора Святого Владимира в Киеве. 1890 год Государственная Третьяковская галерея
Древнейшие источники ни о каком насилии не сообщают: ни со стороны других государств, ни со стороны киевских властей. В литературе до сих пор ссылаются на сообщения о некотором сопротивлении крещению с воору­женным противостоянием (например, в Новгороде), но это недостоверные сведения, основанные на позднейших домыслах и легендах.

Крещенияе Руси: молитвы

Тропарь, глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, / землю Российскую Крещением просветивый, / людем ея низпослав Духа Святаго, / ихже и ко спасению приведый, // Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 3

Днесь земля Русская предстоит Богу / и плод святаго Крещения Ему приносит, / Ангели, радующеся, славословят, / и вси святии с Богородицею, ликующе, поют: / Христос воцарися, Христос прославися. / Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, // Боже наш, слава Тебе.

Молитва на молебне в память 1000-летия Крещения Руси

Триипостасный Боже, Отче Вседержителю, Сыне Единородный, Спасителю мира, и Душе Святый, просвещаяй и освящаяй племена и народы! Иже и владыку земли Русския, князя Владимира к свету истинныя веры наставивый, и тем всю страну нашу Крещением просветивый, и сонмом святых, яко пресветлым звездам, небо Церкве Русския украсившим, возсияти даровавый! И нам, смиренным и недостойным чадом их, ныне предстоящим славе Твоей и благодарственное молебное пение приносящим в сей тысящелетный день Крещения Руси, великую милость даровавый, еже славити, хвалити и благодарение приносити Тебе за вся благодеяния, бывшая на Руси от лет древних и до ныне. Призри на ниву Твою, Церковь Святую, и на отечество наше, приносящих Тебе, якоже прекрасный плод спасительнаго сеяния Слова Твоего, лики святых. Тии бо послужиша людем своим верою, надеждею и любовию, образом слова и жития указующе нам путь к совершенству по заповеди Христовой: будите убо совершени, якоже и Отец ваш Небесный совершен есть. Сохраняюще сие святое наследие их, молимся Ти, Жизнодавцу: спаси и помилуй нас, мир миру Твоему даруй и всему созданию Твоему, егоже по грехом нашим сыны века сего обдержат страхом смерти. Вемы бо, яко не хощеши смерти грешников, но еже обратитися и живым им быти; призри на нас, во гресех пребывающих, отврати гнев Твой, праведно движимый на нас, даруй нам покаяние и Твоим неизреченным милосердием помилуй нас. Приими молитвы и труды наша, о умножении любве среди всех людей мира сего. Землю Русскую огради, власти умудри, вся утеши и обрадуй, Церковь Твою возрасти, достояние Твое соблюди, мужи и жены, и младенцы благодатию просвети, и вся люди Твоя в Православии и благочестии утверди молитвами Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и Всех святых, в земли нашей просиявших, да в единении веры и любве славим Тя, Отца и Сына.

А было ли сопротивление и протесты?


Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд). Картина Андрея Рябушкина. 1898 год Нижнетагильский музей изобразительных искусств
О сопротивлении и протестах в эпоху Владимира нам ничего не известно. Другое дело, что христианизация всего населения Руси была долгим про­цессом: летопись сообщает о некоторых волнениях в отдельных городах и областях Руси позднее, в XI веке. В той или иной степени протестующие использовали лозунги языческой реакции. Например, в Суздале в 1024 году происходили волнения из-за голода, и активное участие в них принимали языческие волхвы (жрецы). Под 1071 годом (в реальности события происходили, скорее всего, в 1074 году) в «Повести временных лет» описаны приключения киевского боярина Яна Вышатича в Верхнем Повольжье. На Руси тогда царил голод, начались волнения против властей. Яну пришлось их подавлять и даже вести богословский спор с волхвами, которые были изображены вождями протеста. В Новго­роде в 1071 году восстание против князя и епископа тоже возглавил некий волхв; волнения произошли во время веча, но решительные действия князя и его дружины пресекли их.

Княгиня Ольга и отношения с Константинополем

Разбираясь в том, что такое крещение Руси, нужно сказать о той роли, которую сыграла в этом процессе княгиня Ольга.

Она была первым правителем в Киеве, принявшим христианство официально. Наиболее аргументированная версия называет дату – 957 год. Вместе с большим посольством и сыном Святославом она посетила столицу Византии, что известно из сочинения «Церемонии», написанного императором Константином Багрянородным, где Ольга названа архонтиссой, то есть правительницей Руси.

Она делала попытки добиться крещения своего государства и признания его Византией в качестве равного христианской империи. Крестившись, она получила второе имя – Елена. В 959 году она принимала в Киеве греческое посольство, но послать войско на помощь Византии отказалась. В тот же год Ольга направляет к Оттону I, германскому императору, послов с просьбой прислать к ней епископов, а также других священников, чтобы учредить на Руси церковь.

Попытка сыграть на византийско-германских противоречиях правительнице вполне удалась, Константинополь стал уступчивее, и с ним был заключен взаимовыгодный договор. А германские послы вернулись на родину ни с чем. В 960 году на помощь грекам было отправлено русское войско. Оно участвовало в военных действиях под руководством Никифора Фоки, будущего византийского императора, на острове Крит против арабов.

После этого сразу начали строить храмы и писать иконы?


Освящение Богородицкой (Десятинной) церкви в Киеве, построенной по повелению Владимира Святославича греческими мастерами и украшенной иконами и утварью из Корсуни, и назначение служителями в ней Анастаса и других корсунских священников. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV века Библиотека Академии наук в Санкт-Петербурге
Летопись сообщает, что после массового крещения в Киеве по приказу и на средства князя стали «ставити по градомъ церкви и попы» Повесть временных лет. СПб., 1996.. В ней конкретно рассказывается о строительстве в городе Десятинной церкви Богородицы. Десятинной она стала называться потому, что на ее обеспечение была выделена десятая часть (десятина) княжеских доходов. Церковь была весьма представительным зданием, ее украшали мозаики и фрески. Она была сильно повреждена во время взятия города монголами в конце 1240 года, а потом постепенно разрушалась вплоть до XX века. Археологи открыли ее фундамент (его можно увидеть и сегодня) и подтвердили, что церковь была построена в конце X века. Известно, что после смерти Владимира в 1015 году в городе были уже сотни церквей: помимо Десятинной церкви, тогда еще деревянного Софийского собора и других больших храмов, были также построены много­численные маленькие частные церковки и часовни. Очевидно, что они должны были иметь какие-то иконы, но древнейшие сохранившиеся иконы домонгольской Руси восходят ко времени не ранее середины XI века.

Мнение Василия Татищева

Интересным является то, что, согласно историку Василию Татищеву, который основывается на сведениях из Иоакимовской летописи, предположительно принадлежавшей Иоакиму, первому новгородскому епископу, умершему в 1030 году, симпатии к христианству выражал также и Ярополк Святославович, киевский князь, который правил с 972 по 978 или 980 год.

Как известно, он был убит варягами по приказу брата Владимира. Нужно отметить, что эта летопись содержит уникальные сведения по ранней истории как славян, так и Древней Руси, но является спорной, так как ей пока не найдено точных соответствий в прочих источниках.

И все стали носить крестики?


Крест-подвеска односторонний. Великий Новгород, конец XI века Институт археологии РАН
Да, после крещения многие действительно стали носить нательные крестики. В могилах XI века, захоронения в которых были совершены по христианскому обряду, умершие, как правило, лежат с крестами. В летописях и других текстах конца XI — XII века обычай носить нательный крест упоминается уже как само собой разумеющийся и всеобщий.

Археологические данные

Нужно отметить, что данные археологии хотя и подтверждают век крещения Руси, все же говорят, что распространение христианства началось все же раньше официальной даты – 988 года. Об этом свидетельствуют находки христианских древностей, к которым, в частности, относятся кресты-привески, то есть нательные кресты, свечи и другие предметы.

В основном они были найдены в погребальных комплексах дружинников. Фиксируются они уже начиная с середины – третей четверти 10 века в узловых пунктах Древнерусского государства. Это города и погосты. Под последними в данном случае подразумеваются дружинные центры и торгово-ремесленные поселения. Например, такие:

  • Киев.
  • Гнездов – недалеко от Смоленска.
  • Шестовица – вблизи Чернигова.
  • Тимерев – под Ярославлем.

Были найдены византийские монеты с христианскими изображениями, а также среднеазиатские (саманидские дирхемы), на которых были нанесены граффити, изображающие крест. А еще византийские монеты носились в качестве икон, а из дирхемов вырезали кресты. Граффити в виде крестов изображались и на бытовых предметах.

Для середины – второй половины 10 века, периода, который, по мнению археологов, является начальной стадией христианизации Руси, характерны подвески в виде креста, которые изготавливались из листового серебра. Их обнаружили в Киеве, Гнездове, Тимереве, в Псковском некрополе, на территории Искоростеня – административного и политического центра древлян.

Нужно отметить, что на международных путях движение денег контролировалось и распределялось княжеской дружиной, где религия постепенно становилась синкретической, то есть сочетающей в себе элементы нескольких верований. Именно эта дохристианская эпоха и считается периодом «двоеверия».

В некоторых из захоронений знати, которые совершены в языческих некрополях 9 века, в имеющихся там специальных деревянных отсеках, углубленных в землю, были найдены свечи. А это свидетельствует о применении в погребальных обрядах христианских элементов. Это касается Гнездова, Тимерева и Шестовицы.

Откуда взялись священники и прочее духовенство?


Крещение княгини Ольги в Константинополе. Эскиз Ивана Акимова. 1792 год Государственный Русский музей
Первые клирики Клирик — общее название священно- или церковнослужителей. начали появляться в Киеве и, вероятно, в других городах Руси задолго до 988 года. Как мы уже писали выше, княгиня Ольга крестилась в Константинополе, и сообщающие об этом византийские источники упоми­нают, что при ней был священник, который, по всей видимости, пребывал с ней и в Киеве. Некоторых духовных лиц, как сообщает летопись, привел с собой из Херсонеса Владимир. Какие-то клирики наверняка прибыли с митро­политом, который приехал в Киев в течение нескольких лет после Крещения. Позднее клир рекрутировался уже из местного населения. Об этом, хотя и в виде легенд, говорит летопись в известии об «учении книжном» (имелось в виду, что «учение» необходимо для богослужения) детей «нарочитой чади» То есть детей «лучших людей». Повесть временных лет. СПб., 1996. .

Крещение других русских земель

В Киеве христианизация прошла относительно мирно, ведь горожане уважали своего правителя и почитали его указы. Нет свидетельств о том, что какие-то язычники перечили князю или пытались отказаться ступить на путь истинной веры. Совсем другая обстановка была в иных княжествах русских.

Русь разделилась территориально. Южные и западные города не перечили воле великого князя. Здесь, как и в Киеве, местные князья смогли организовать централизованные таинства крещения. Тем самым они признавали не только православную веру, но и авторитет Владимира как единого государя.

А вот на севере и востоке антихристианские настроения были сильны. Впрочем, уместнее будет называть их антикиевскими, ведь многие князья противились объединению Руси под одним правителем, поскольку хотели сохранить свой суверенитет. В Новгородском княжестве сопротивление масс перешло в народные восстания. Новгородцы не собирались отказываться от язычества, порицали разрушение культовых мест. Такое активное противоборство вынудило киевлян во главе с Добрыней, приходившемуся великому князю дядей, силой насаждать христианство.

Дома многих воинов, стоявших на стороне язычества, были сожжены во время осады Новгорода. Лишь тогда, в 991 году, жители города решили пойти на мировую. Они разрешили киевлянам проповедовать во имя греческой веры, а также строить свои церкви, но сами признавать их праведность отказывались. Тогда, как и в Киеве, пришлось Добрыне разрушить языческие капища и сбросить в реку деревянного идола Перуна. Таким образом, новгородцы, считавшие Владимира предателем веры их предков, сдались.

Хотя десятый век стал началом киевской христианизации, до отдельных территорий православная вера добралась гораздо позже. Так, те земли, что населяли финно-угорские племена, отказались от язычества много лет спустя. Считается, что Ростов крестился в 1078 году. А жители Мурома и вовсе отказались пускать в стены города Глеба Владимировича, сына великого князя. 200 лет понадобилось киевским правителям, чтобы покорить муромцев и заставить их повернуться на путь истинной веры.

Известно, что Крещение Руси было одним из факторов расселения славян по северо-восточным территориям. Язычники, не желающие покоряться новоявленной Церкви, бежали из своих городов на территории между Волгой и Окой. Переселение это, названное славянской колонизацией, продолжалось вплоть до середины тринадцатого века. В 1221 году был основан Нижний Новгород, и даже тогда не везде по русской земле было распространено православие.

Владимир Красно Солнышко

Официально датой принятия христианства на Руси считается 28 июля 988 года. Сегодня это памятный день, который установлен федеральным законом 1 июня 2010 года. Эта дата в православном церковном календаре (по старому стилю она приходится на 15 июля) является днем памяти князя Владимира, годы жизни которого – 960-1015.

Церковью он назван равноапостольным крестителем Руси, историками – великим, а народом – Красно Солнышко. В 2008 году Архиерейский собор РПЦ постановил совершать 28 июля богослужение в соответствии с уставом великого праздника.

Князь Владимир приходился сыном князю Святославу и Малуше, «вещей деве», которая приняла христианство в Константинополе вместе с бабкой Владимира, княгиней Ольгой.

Его самостоятельное правление началось в 17-летнем возрасте. Как говорит предание, в то время молодой князь был язычником, он любил военные походы и шумные пиры. Однако судьбой именно ему суждено было стать крестителем Руси.

Нет на земле такой красоты

Правитель стал советоваться со своим окружением, и было принято решение испытать веру дополнительно. Через год, в 987-м, князь решил сам отправить гонцов в разные земли, чтобы узнать, как служат Богу другие народы. Возвратившись, гонцы рассказали, что наиболее всего их впечатлила служба в Царьграде, то есть в Константинополе.

Она их просто-таки восхитила. Посланники сообщали, что во время проведения церковного обряда они не знали, где находятся – на земле или на небе, так как не видели на земле зрелища такой красоты. Согласно летописи, подумав, Владимир решил креститься по правилам греческого обряда, и был поддержан ближними боярами. Однако крещению Руси Владимиром предшествовал еще ряд событий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]