Православная церковь: основы, значение, особенности православия


Православное вероучение и культ

Источниками православного вероучения, являются Священное Писание (книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (включает весь опыт церкви, учение апостолов, деяния и догматические постановления Вселенских и поместных соборов, творения Отцов Церкви, жития святых и др.).

Для славянских народов, принявших православие, некоторые из Книг Ветхого и Нового Заветов в конце IX в. были переведены на национальные языки. Полный перевод всех книг Библии на церковно-славянский язык был осуществлен в конце XV в. (т.н. Геннадиевская Библия, по имени архиепископа новгородского Геннадия, который руководил трудами по переводу Библии).

Православные Церкви от западных Церквей отличает верность решениям первых семи Вселенских соборов (325 – 787 гг.), со времен которых прекратилось создание новых церковных догматов (непререкаемых истин). Что, по мнению Православной церкви, свидетельствует о следовании первоначальному, истинному христианству.

Краткое изложение православных догматов содержится в 12 пунктах (членах) Никео-Константинопольского (или Никео-Цареградского) Символа Веры (В.И. Захаров. Троица Ветхозаветная. Мстера. 1904 г.). В первую очередь, это учение о лицах Святой Троицы – Боге-Отце, Боге-Сыне – Иисусе Христе и о Святом Духе (Троица Новозаветная. XVII в.). Другие догматы — вера в Бога-Отца как Творца мира (Шестоднев . XVII в. ); в Иисуса Христа, как единородного Сына Божьего, который, боговоплотился и стал человеком, будучи рожден Девой Марией; вера в искупление Христом первородного греха людей через крестные муки (Рай. XIX в.); вера в его воскресение из мертвых и вознесение на третий день; вера во второе пришествие Иисуса Христа, в божественный суд над живыми и мертвыми (Страшный суд. Начало XIX в.) и установление Царства Божьего (Бренность жизни. Начало XIX в.). Никео-Цареградский Символ веры провозглашает также веру в исходящего от Отца Святого Духа (третью ипостась Святой Троицы); в Святую соборную Апостольскую церковь; в крещение как очищение от первородного греха и духовное возрождение человека (Душа чистая. Начало XIX в.).

Основу православной богослужебной практики и культа составляют церковные и частные службы, во время которых совершаются священные обряды и таинства.

Каждая церковная служба посвящена какому-нибудь праздничному событию, связанному с Христом (так называемые Господские праздники), Богоматерью (Богородичные праздники), с одним или несколькими святыми или с памятной датой. Наиболее важные праздники – это двунадесятые и великие. Но в каждой церкви могут быть свои праздники – местные. Важная роль в религиозном культе православных христиан отводится почитанию святых, их изображений (икон), мощей, реликвий, паломничеству к святым местам.

Специфическим явлением православной религиозной жизни является культ юродивых (блаженных), которые пользовались особым уважением в народе.

В отличие от католичества, которое имеет единый центр управления (Ватикан), православная церковь состоит из отдельных поместных (автокефальных, с греч. – «самоуправляемых») Церквей, которые включают в себя епископии (епархии). Епархии состоит из приходов. Такое разделение обусловлено, прежде всего, территориальными и административными границами.

Автокефальные Церкви возглавляются предстоятелями, поскольку в богословском смысле единым главой Вселенской церкви является Христос. В настоящее время насчитывают 15 автокефальных Церквей: Константинопольская (константинопольский Патриарх носит титул «вселенского», но по отношению к поместным церквам, он – «первый среди равных»), Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Православная Церковь Чешских земель и Словакии, Американская. Кроме того, четыре автономные православные Церкви – Синайская, Финляндская, Критская, Японская.

Общими для всех Церквей являются вероучение и культ при сохранении канонической (нормативно-правовой) самостоятельности.

Основы православия: чего не расскажут в школе

Угодно властителю вас на фонарях развешивать? Терпите. Налогами вас душат? Ликуйте! За болтовню праздную языки урезают? Благодарите власти за вразумление.

Поэтому православная церковь еще со времен Византии считала основной своей функцией «наполнять кротостью народы и вручать их руце пасыря». Отдельные патриархи, которые имели иной взгляд на эти обязанности, довольно быстро заканчивали свои дни в подземных казематах Константинополя и не могли напоследок полюбоваться на собственные красиво выпущенные кишки только потому, что палачи предварительно вырезали им глаза.

Определенные плюсы при таком положении вещей были: какие бы кровавые дворцовые перевороты, какие бы завоевания и революции ни трясли православную страну, захватчики и тираны вскоре начинали понимать, что православная церковь — это надежнейший идеологический помощник, которого просто грех не использовать. Раз любая власть от Бога, то Богу угодны и Мамай, и Сталин. Русская православная церковь ухитрилась оказаться полезной даже атеистам-большевикам, которые после первых двадцати лет гонений на нее в конце концов зажили с церковью вполне душа в душу. Коммунисты окончательно восстановили порушенный некогда Петром I институт патриаршества и отныне могли не беспокоиться, что на духовном идеологическом фронте случатся прорывы: красные попы отважно сражались и с эмигрантами-отщепенцами из Русской зарубежной церкви, и с не признавшими советскую власть священниками, объединившимися в Катакомбную церковь. Последних Московская патриархия вылавливала из подполья с энергией ищейки и сдавала органам внутренних дел и госбезопасности. Да и настроения верующих мирян были предметом регулярных доносов советских батюшек, многие из которых считали тайну исповеди не такой серь­езной проблемой по сравнению с НКВД и КГБ. Кстати, одна из последних церковных анафем была произнесена в 1997 году священнику-правозащитнику Глебу Якунину. Официально он обвинялся в отпадании от церкви, своеволии и влезании в политику, но нелишне будет вспомнить, что именно Якунин постоянно требовал провести открытое, честное расследование о сотрудничестве служителей Русской православной церкви с КПСС и изгнать из рядов духовенства батюшек, замаравших себя доносами и слишком нежным романом со светскими советскими цесарями.

Католичество же в свое время пошло другим путем. Папы избрали путь борьбы и светской власти, были главами империй, управляли многочисленными военными орденами и считали себя царями над царями. Были эпохи, когда ни один король Европы не мог надеть свою корону, а особенно удержать ее на голове без одобрения Рима (добавим для справедливости, что были и времена, когда папы подолгу гостили в тюрьмах у светских властителей). Смирение и покорность католики оставляли для Бога, в мирской же европейской жизни энергия, гражданская активность и непокорность считались вполне добропорядочными качествами. Привело это все к тому, что надсветская власть пап стала своеобразной вечной оппозицией любому тирану, который попытался бы объединить под своей власть­ю слишком много людей и слишком активно втолковывать им свои личные взгляды на жизнь. А если порой сами папы начинали перебарщивать со своим «наместничеством на земле», то вокруг, слава богу, находилось достаточно венценосных вассалов, которые всегда готовы были помочь воспарившему понтифику в кратчайшие сроки вернуться на землю. А иногда и под нее.

Православие и католицизм (основные различия)

Католицизм и православие имеют ряд отличий. Католицизм – ветвь христианского учения, возникшая, как и православие, в 1 в. н.э. в западной Римской империи. А православие — это направление в христианстве, которое зародилось в восточной Римской империи. Вашему вниманию представлена сравнительная таблица:

Отношения с властью

Православная церковь, на протяжении двух тысячелетий, то находилась в сотрудничестве со светской властью, то в ее подчинении, то в изгнании.

Наделение Папы Римского властью как светской, так и религиозной.

Богородица считается носителем первородного греха, потому что ее природа человеческая.

Догмат о непорочности Девы Марии (нет первородного греха).

Дух Святой идет от Отца через Сына

Дух Святой исходит и от Сына, и от Отца

Отношение к греховной душе после смерти

Душа совершает «мытарства». Земная жизнь определяет вечную.

Существование Страшного Суда и чистилища, где происходит очищение души.

Священное Писание и Священное Предание

Священное Писание — часть Священного Предания

Тройное погружение (или обливание) в воду с причащением и миропомазанием.

Окропление и обливание. Все таинства после 7 лет.

6-8-ми конечный крест с изображением Бога-победителя, ноги прибиты двумя гвоздями.

4-х конечный крест с Богом-мучеником, ноги прибиты одним гвоздем.

Каждый человек – уникален.

Отношение к обрядам и таинствам

Совершает Господь через священнослужителей.

Совершает священнослужитель, наделенный божественной силой.

В наши дни очень часто встает вопрос о примирении между церквями. Но в силу существенных и мелких различий (например, католики и православные не могут договориться о применении дрожжевого или бездрожжевого хлеба в таинствах) примирение постоянно откладывается. О воссоединении в ближайшее время вообще не может быть и речи.

Список православных церквей

Автокефальные и автономные православные церкви
Автокефальные церкви
Четыре древних православных церкви:
Царьград | Александрия | Антиохия | Иерусалим Русь | Грузия | Сербия | Румыния | Болгария | Кипр | Греция | Польша | Албания | Чехия и словакия | США и Канада*
Автономные церкви
Синай | Финляндия | Эстония* | Япония* | Китай* | Украина* | Македония *
*
— статус церкви не признан какими-либо независимыми православными церквями.

Канонические церкви

подразделяются на два вида: автокефальные и автономные церкви. Такие церкви имеет собственное самоуправление, отличие же состоит в том, что предстоятели автономных церквей утверждаются управляющим органом матери-церкви.

Такие церкви существуют в полном каноническом согласии с другими церквами при отсутствии явного письменного соглашения, какие из церквей признавать автономными, а какие автокефальными. Однако, есть церкви, канонический статус которых был признаны не всеми независимыми церквами, в частности, большинство из дочерних к РПЦ церквей не были признаны некоторыми древними церквами. У всех церквей существует так называемый список поминовения, в который заносятся предстоятели признанных ею церквей.

Православие и современность

Наше время дало церкви свободу и оказывает ей поддержку. За последние 20 лет количество верующих, а также тех, кто относит себя к православному вероисповеданию, возросло. Вместе с тем нравственная духовность, которую подразумевает эта религия, наоборот, упала. Огромное количество людей выполняет обряды и посещает церковь механически, то есть без веры.

Возросло число храмов и церковноприходских школ, которые посещают верующие. Увеличение внешних факторов только частично влияет на внутреннее состояние человека.

Митрополит и другие священнослужители надеются, что все-таки те, кто сознательно принял православное христианство, смогут духовно состояться.

Источник: https://fb.ru/article/213037/pravoslavie—eto-napravlenie-v-hristianstve-religiya

Православие и христианство

Многие совершают ошибку, считая всех христиан православными. Христианство и православие — это не одно и то же. Как различать эти два понятия? В чем их суть? Сейчас попробуем разобраться.

Христианство – это мировая религия, которая зародилась в I в. до н. э. в ожидании прихода Спасителя. На ее становление повлияли философские учения того времени, иудаизм (на смену многобожию пришел один Бог) и бесконечные военно-политические стычки.

Православие – это лишь одна из ветвей христианства, зародившаяся в 1-ом тыс. н.э. в восточной Римской империи и получившая свой официальный статус после раскола общехристианской церкви в 1054 году.

Отношение православия к другим религиям

Православие — это направление, которое, выделившись из общего христианства как самостоятельная религия, не признает другие учения, считая их ложными (еретическими). Истинно верным вероисповеданием может быть только одно единственное.

Православие — это направление в религии, которое не теряет популярность, а даже наоборот, приобретает. И тем не менее в современном мире спокойно сосуществует в соседстве с другими религиями: исламом, католицизмом, протестантизмом, буддизмом, синтоизмом и другими.

История христианства и православия

История православия (ортодоксии) началась уже в I веке н.э. Это было так называемое апостольское вероучение. После распятия Иисуса Христа верные ему апостолы стали проповедовать учения в массы, привлекая в свои ряды новых верующих.

Во II-III веках ортодоксия занималась активным противоборством гностицизму и арианству. Первые отвергали писания Ветхого завета и по-своему интерпретировали Новый завет. Вторые, под предводительством пресвитера Ария, не признавали единосущность Сына Божьего (Иисуса), считая его посредником между Богом и людьми.

Снять противоречия между быстро развивающимися еретическими учениями и христианством помогли семь Вселенских Соборов, созванных при поддержке византийских императоров с 325 по 879 год. Установленные Соборами аксиомы относительно природы Христа и Богородицы, а также утверждение Символа Веры помогли оформиться новому течению в мощнейшую христианскую религию.

Не только еретические концепции способствовали развитию православия. Раскол Римской империи на Западную и Восточную оказал влияние на формирование новых направлений в христианстве. Разные политические и социальные взгляды двух империй дали трещину в единой общехристианской церкви. Постепенно она стала распадаться на Римско-католическую и Восточно-католическую (позже православную). Окончательный раскол между православием и католицизмом произошел в 1054 году, когда Константинопольский Патриарх и Папа Римский произвели взаимное отлучение друг друга от церкви (анафему). Завершилось разделение общехристианской церкви в 1204, вместе с падением Константинополя.

Русская земля приняла христианство в 988 году. Официально еще не было разделения на Римскую и Греко-православную церковь, но в силу политических и экономических интересов князя Владимира на территории Руси было распространено византийское направление – православие.

Какие основные таинства существуют

Первое — таинство Крещения, в которым мы соединяемся со Христом. Потому что погружение в воду, это символ смерти , как Спаситель умер и был погребен. Когда человека поднимают из воды — это символ воскресения. А троекратное погружение совершается во имя святой Троицы.

Второе — таинство миропомазания. В нем человеку дается дар святого духа. Оно совершается после крещения. И цель жизни человека, развивать этот дар в себе.

Третье — Причастие или Евхаристия. Через него связь, образовавшаяся между человеком и Христом во время Крещения, поддерживается на протяжении всей жизни.

Четвертое — исповедь. Оно помогает человеку избавляться от грехов для дальнейшей работы над собой.

Пятое — венчание. Оно делает мужа и жену одним целым.

Источник: https://www.kp.ru/putevoditel/mirovye-religii/pravoslavie/

Содержание

Автокефальные церкви

  • Вселенский Константинопольский патриархат
  • Александрийский патриархат
  • Антиохийский патриархат
  • Иерусалимский патриархат
  • Московский патриархат
  • Сербский патриархат
  • Румынский патриархат
  • Болгарский патриархат
  • Грузинский патриархат
  • Кипрская православная церковь
  • Греческая православная церковь
  • Польская православная церковь
  • Албанская православная церковь
  • Чехословацкая православная церковь
  • Православная церковь Америки (автокефалия признали только РПЦ, БПЦ, ГПЦ, ППЦ, ЧПЦ)

Автономные церкви

  • Синайская православная церковь ИП
  • Финская православная церковь КП
  • Эстонская православная церковь КП (автономию признала только КПЦ)
  • Японская православная церковь МП (автономию признала только РПЦ)
  • Китайская православная церковь МП (автономию признала только РПЦ)
  • Украинская православная церковь МП (автономию признала только РПЦ)
  • Охридская архиепископия СП (автономию признала только СПЦ)

Ранее независимые церкви

Сии церкви ранее были либо автокефальными, либо автономными, но в настоящее время исчезли или стали неправославными.

Непризнанные независимые церкви

Следующие церкви непризнаны основными церквами в качестве независимых или канонических.

Следует заметить, что в диптихах РПЦ и других дочерних церквей, ранжир четырёх, следующих за Московским патриархом, церквей отличается. За московский патриархом следует грузинский, затем сербский, румынский и, наконец, болгарский.

Источник: https://ru.orthodoxwiki.org/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]