Ипостась: значение слова и его понятие в философии и религии

Библейские вопросы и ответы

Опубликовано 09.10.2013

В христианстве есть понятие «Святая Троица» — какое объяснение можно дать этому определению согласно Библии? Как вы можете объяснить мне принцип триединства Бога простыми словами? Как Святой Дух, Иисус и Бог могут быть отдельными личностями и в тоже время единым целым? В чем суть Троицы?

Ответ:

Существуют буквально сотни отрывков в Библии, как в Ветхом, так и в Новом Завете, что есть только один Бог. Христианство — это религия единобожия, а не тритеизм. В моих ответах на трудные вопросы вы найдете список, возможно, из пятидесяти отрывков. Павел говорит нам, что есть лишь один Бог. Я приведу Второзаконие 6:4, что стоит сотен отрывков, которые абсолютно утверждают, что Бог один: «Слушай, народ Израиля! Господь — Бог наш, Господь — един!»

Что такое «ипостась» и когда появился этот термин

Ипостась — богословский православный термин, в значении которого заложена уникальная отличительная особенность каждой из трех Личностей Святой Троицы, являющейся единой.

Первоначально слово «Ипостасис» появилось в философии и в переводе с греческого языка означает близкостоящее, подставку или основание, на латыни — субстанция, существование. В богословии это термин обозначает конкретную личность или предмет, имеющий свою индивидуальность, в котором осуществилась сущность.


Ипостась — термин православного богословия, который используется для разъяснения учения о Святой Троице

В обиходе под ней понимают существование, индивидуальное бытие. По учению философа Плотина это слово означало сущность чего-то, но не было термином, обозначающим личность. В православном богословии данное понятие принято для описания сущности Бога в трех Лицах.

Четвертый Вселенский собор дал четкое определение термину «ипостась», оно отличалось от понятия «природа», которое демонстрирует реальное существование божественного и человеческого в Иисусе Христе. При этом это соединение не претерпело изменений как по сути, так и по характеристикам.

Великими Каппадокийцами, среди которых выделяются своими учениями Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский было дано четкое разграничение понятия сущности и ипостаси, общего и личностного.

Читайте о святых:

  • Житие Василия Великого
  • Житие Григория Богослова

Важно! По их учению в Святой Троице все общее, а под ипостасью понимается индивидуальность каждого святого Лица.
Великие Каппадокийцы разъясняли, что Бог — единая неразделимая сущность, Ипостась присуща каждому Лицу Святой Троицы, объединив два понятия, пришли к появлению термина «личность».

Ипостасная природа Бога Сына выражена в Иисусе Христе, Спасителе и Учителе.

Религия как восстановление связи человека с Богом

В завершение разговора уместно будет остановиться на вопросе возникновения религии. Кстати, само это слово произошло от латинского глагола religare, что означает «воссоединять». В данном случае имеется в виду восстановление связи с Богом, нарушенной в результате первородного греха.

Среди историков существует три основные точки зрения по поводу возникновения религии. Первая из них так и называется ─ «религиозная». Её сторонники придерживаются мнения, что человек был сотворён Богом и до своего грехопадения имел с Ним непосредственное общение. Затем оно было нарушено, и в настоящее время для человека лишь молитва Богу является единственной возможностью обратиться к своему Творцу, открывающему Себя через пророков, ангелов и различные чудеса.

Святое Писание

В Ветхом Завете 19 раз упоминается слово «ипостась». В 18 главе книги Бытия описывается встреча Авраама с Богом. Вначале истории говорится о Господе, как о сущности, но далее Авраам встречает посланников в трех лицах. Авраам обращается к Господу в единственном числе, называя Его Владыкой, но перед ним сидело трое странников.

Словом «ипостась» в Ветхом Завете обозначены различные древнееврейские слова, но в тех выражениях трудно найти философский смысл.

Новый Завет содержит 5 значений этого слова, более всего оно встречается в послании к Евреям. Говоря о вере, как об осуществлении невидимого, в слове «осуществление» заложено значение ипостаси. (Евр. 11:1)

В стихе (Евр. 1:3) дана характеристика взаимосвязи Отца и Сына в сиянии славы Спасителя и образа Его Личности. Именно этот стих привлек внимание Святых отцов, став краеугольным камнем учения о богословском термине «ипостась».


В Ветхом Завете слово «ипостась» употребляется 19 раз, а в Новом Завете — 5 раз

Иоанн Дамаскин утверждал, что под ипостасью подразумевается то, что существует самостоятельно, а Фалассий Ливийский видел в нем естество со свойствами личности, каждому индивиду присущи индивидуальные отличительные признаки.

Архимандрит Киприан в каждой Божьей Личности видел способ Бытия Бога.

Один Бог — три ипостаси

Святой Василий Великий в трех Ипостасях видит три образа существования или тропоса. По его понятию, в этом случае существование не просто земная жизнь, а бытие определенной личности, наделенной уникальностью.

Святые Отцы тропосу существования, который можно познать, противопоставляли непознаваемое понимание природы.

О каждой Ипостаси Святой Троицы Василий Великий, говорит о частном и общем. Святая Троица имеет общее существо, но при этом Личности обладают уникальной особенностью.

По учению Григория Нисского три Ипостаси отличны в Боге, но Бог является единой сущностью, в которой каждая Личность имеет собственное бытие.

В догмате о рождении Сына через Отца и происхождения Святого Духа от Бога Отца преподобный подчеркивает тайну внутренних отношений трех Лиц в едином Боге, Его жизнь в Самом Себе, ибо рождаемое и то, что исходит, имеет ту же природу, от чего рождается и появляется.

Личность Отца выражена в Слове:

  • она существовала вечно;
  • не имеет тела;
  • никем не видимая;
  • ее нельзя осязать.

Это Слово, не имеющее семени, Духом Святым переносится в утробу Пречистой Девы, приняв от Нее плоть.

Ипостась Сына, Иисуса Христа

Если с природой Бога Отца и Святого Духа вопросов не возникало, то в Лице Сына Бога объединены 2 природные составляющие — Божественная и человеческая.


Иисус Христос объединяет в Себе две природы – Божественную и человеческую

Некоторые священнослужители говорят о сложной Ипостаси именно в отношении Иисуса Христа, и сложность, в данном случае, означает состоящая из двух. До прихода на землю Сущность была простой, одноприродной. После воплощения Божьего Сына в Иисуса она названа сложной, то есть состоящей из Божественного и человеческого. Два естества представлены одной ипостасной природой, но их разделить нельзя, это соединение истинное и нераздельно.

Две природы составили одну сложную Личность Божьего Сына, при этом сохранив индивидуальные различия. Бог остался бессмертен, а Иисус познал смерть. Ранее сын Божий был простой Ипостасью, не имеющей тела, он сделался Иисусом, сложной личностью с двойственной природой.

По учению языческих философов существует субстанция и природа. Субстанция — что-то общее, а природа имела различия, она может быть разумной и неразумной, смертной и бессмертной. По их выводам все люди, животные каждого вида, ангелы относятся к природе вообще, а ипостаси имеют индивидуальность.

Важно! По учению Святых Отцов Церкви природа названа субстанцией, а индивидуум — лицом.

Ипостась — субстанция, имеющая акциденции, может существовать самостоятельно и осязаться через ощущения.

Утверждения Фомы Аквинского

В XIII веке ответить на вопрос «что такое Бог» и доказать неоспоримость Его бытия пытался выдающийся итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1274). В своих рассуждениях он опирался на закон причинно-следственной связи, рассматривая Бога как причину всего сущего на земле. Выведенные им доказательства существования Бога он сформулировал в пяти пунктах, включённых им в капитальный труд под названием «Сумма теологии». Вкратце они содержат в себе следующие утверждения:

  1. Поскольку всё в этом мире находится в движении, то должно быть нечто, давшее этому процессу первоначальный толчок. Им может быть только Бог.
  2. Поскольку ничто в мире не может произвести само себя, а всегда является производным от чего-то, то приходится признать существование некоего первоисточника, ставшего начальным звеном последующей цепи появления всё новых и новых реалий. Этот первоисточник всего в мире и есть Бог.
  3. Каждая вещь может иметь как реальное бытие, так и остаться в нереализованной потенции. Иначе говоря, может появиться на свет, а может нет. Единственной силой, переводящей её из потенции в реальность, следует признать Бога.
  4. Поскольку оценить степень совершенства той или иной вещи можно лишь в сравнении с чем-то превосходящим её, то логично предположить существование некоего абсолюта, стоящего выше всего сущего в мире. Таким верхом совершенства может быть только Бог.
  5. И наконец, на существование Бога указывает целесообразность всего происходящего в мире. Раз человечество движется по пути прогресса, значит, должна быть некая сила, не только определяющая верное направление движения, но и создающая необходимые предпосылки для осуществления этого процесса.

Что такое акциденции

Акциденции присущи тварным существам, они могут изменяться. Каждый человек меняется с возрастом как внешне, так и внутренне.

Все сущее делится на 2 составляющие: субстанция и акциденция. Субстанция существует сама в себе, акциденция не существует в себе, ее можно видеть в субстанции. Железо и мел — субстанции, а их цветовые отличия относятся к акциденции. Если тело — субстанция, то цвет выражается в теле, а не наоборот.

Отличия личности, которые являются характеристикой определенного вида, называются акциденциями, что в переводе с латыни означает случай.

Иоанн Дамаскин писал, что у двух ипостасей имеются различные акциденции, каждая из них является характеристикой личности. Каждое Лицо Святой Троицы имеет свои особенности:

  • В природе Бога Отца нет начала и нет конца. Он не рождался и никуда не уходит.
  • Бог Сын родился от Отца вне времени, Он вечен.
  • Отец посылает Дух Святой, от Него исходящий.


Личное существование создавшего мир Бога превышает человеческий разум

Это ипостасные свойства, но не акциденции, ибо в Творца нет случайности, которая лежит в основе акциденции. Господь неизменен и неслучаен, об этой мы находим подтверждение в Библии.

Читайте о Библии:

  • 15 интересных фактов о Библии
  • Как правильно читать Библию и с чего начать
  • Кто такой Иуда Искариот в Библии

В Старом Завете говорится о том, что Создатель не является человеком и Ему не присуща ложь людская, все, о чем сказано Богом, будет исполнено (Числа 23:19)

Пророк Малахия передает слова Творца о том, что Господь не изменяется и по слову Его Иаковы дети не были уничтожены. (Мал 3:6)

Апостол Иаков в своем послании подчеркивает, что у Всевышнего Творца нет изменений и перемен (Иак. 1:17)

Поиски истины

Создав человека по образу и подобию Своему, Господь наделил его разумом, одним из свойств которого является способность к критическому осмыслению всего происходящего в мире. Именно поэтому у многих путь к религиозной жизни начинается с вопроса: «Есть ли Бог?», и последующий путь к спасению души во многом зависит от того, насколько убедительный ответ на него будет получен.

Христианство, как и любая другая религия, основана прежде всего на слепой вере в те догматы, которые оно проповедует. Однако на протяжении двух тысячелетий, минувших с событий, описанных в Евангелии, пытливые умы не прекращают поиски доказательств существования Бога. Этому волнующему людей вопросу посвятили свои труды многие церковные деятели, жившие в разные эпохи и принадлежавшие к разным христианским конфессиям, такие как Мальбранш и Анзельм Кентерберийский, а также выдающиеся философы Аристотель, Платон, Лейбниц и Декарт.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]