иеромонах Аристарх (Лоханов)Что надо знать о православном церковном этикете


В одной из своих знаменитых пьес А. Чехов утверждал, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. С ним трудно не согласиться, поскольку истинное уважение вызывает человек, поступки, слова и поведение которого соответствуют этому требованию. Соблюдать правила хорошего тона обязан каждый, независимо от возраста, цвета кожи, пола, вероисповедания. На последнем пункте стоит заострить особое внимание, поскольку есть определенные правила и для верующих, являющих собой христианский этикет

.

Бог всегда был центральной фигурой в жизни христианина. Утро, вечер, даже прием пищи еще в недавнем прошлом люди обязательно начинали с молитвы. Сегодня многие правила, которых требует придерживаться церковь

, обществом игнорируются. Но христианином продолжает себя считать даже человек, который не молится и не посещает
церковь
. По мнению священнослужителей, большого греха в этом нет, главное, чтобы были чисты помыслы и поступки человека и он жил по законам Божьим.

Как начинать день и общаться с людьми?


Фото: Pixabay.com
Каждый день нужно начинать и заканчивать молитвой. Перед началом дела следует попросить помощи у Господа: «Господи, благослови!». Когда это обращение за помощью будет началом любого дела, то человек минует многих неприятностей, обид и недобрых людей.

Если же от обид и несправедливости не удается избавиться, то не нужно вступать в ссору, скандалить и раздражаться. Нужно помолиться о человеке краткой молитвой:

Господи, спаси раба Твоего (рабу Твою)…(имя) и его (ее) святыми молитвами прости моя прегрешения

Отнеситесь к злому человеку, как к тяжело больному, умирающему. То есть, пожалейте его, ведь если его сердце наполнено злобой. Он и в самом деле духовно умирает, в отличие от православного человека, который очищает свою душу покаянием, оставляя свои грехи и тем самым приближаясь к вечной жизни. Полюбите его, помолитесь о нем. Вот высший идеал православного этикета. Конечно, такого достичь сложно. Но не вступать в спор, а отойти и помолиться, хотя бы своими словами, об этом человеке – не сложно. Попросить прощения, также будет правильным разрешением конфликта.

Умейте слушать людей, проявляя терпение. Не спорьте, не перебивайте. Многословие и похвальба совсем не красят православного. Тратить время на пустые разговоры, вместо того, чтобы трудиться, тоже не приличествует верующему.

Будьте вовремя обязательны. Как выполняете обеты перед Господом, так выполняйте, то, что обещали людям. Это будет признаком нелицемерной любви, очень важно держать свое слово. А чтобы не было повода извиняться за необязательность, не клянитесь и не давайте неисполнимых обещаний.

Общие све­де­ния о цер­ков­ном эти­кете

Годы воин­ству­ю­щего без­бо­жия в нашей стране, при­вед­шие в итоге к исто­ри­че­скому и рели­ги­оз­ному бес­па­мят­ству, пре­рвали немало тра­ди­ций, кото­рые скреп­ляли поко­ле­ния, при­да­вали жизни освя­ще­ние через вер­ность веко­вым обы­чаям, пре­да­ниям, уста­нов­ле­ниям. Уте­ряно (и теперь только по частям и с трудом вос­ста­нав­ли­ва­ется) то, что наши пра­деды впи­ты­вали с дет­ства и что ста­но­ви­лось потом есте­ствен­ным, – пра­вила пове­де­ния, обхож­де­ния, учти­во­сти, доз­во­лен­но­сти, кото­рые сло­жи­лись на про­тя­же­нии дол­гого вре­мени на осно­ва­нии норм хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти. Условно эти пра­вила можно назвать цер­ков­ным эти­ке­том.

Вообще этикет – это свод правил пове­де­ния, обхож­де­ния, при­ня­тых в опре­де­лен­ных соци­аль­ных кругах (раз­ли­чают при­двор­ный, дипло­ма­ти­че­ский, воин­ский этикет, а также еще и обще­граж­дан­ский), а в пере­нос­ном смысле – и сама форма пове­де­ния. Спе­ци­фика цер­ков­ного эти­кета свя­зана прежде всего с тем, что состав­ляет основ­ное содер­жа­ние рели­ги­оз­ной жизни веру­ю­щего чело­века, – с почи­та­нием Бога, с бла­го­че­стием.

Для раз­ли­че­ния двух тер­ми­нов – бла­го­че­стие

и
цер­ков­ный этикет
– вкратце кос­немся неко­то­рых основ­ных поня­тий нрав­ствен­ного бого­сло­вия (по курсу «Пра­во­слав­ное нрав­ствен­ное бого­сло­вие» архи­манд­рита Пла­тона. – Троице-Сер­ги­ева Лавра, 1994).

Жизнь чело­века про­хо­дит одно­вре­менно в трех сферах бытия:

— при­род­ной; — обще­ствен­ной; — рели­ги­оз­ной.

Обла­дая даром сво­боды, чело­век ори­ен­ти­ро­ван:

— на соб­ствен­ное бытие; — на эти­че­ское отно­ше­ние к окру­жа­ю­щему миру; — на рели­ги­оз­ное отно­ше­ние к Богу.

Основ­ной прин­цип отно­ше­ния чело­века к соб­ствен­ному бытию есть честь (ука­зы­ва­ю­щая, что есть чело­век), при этом нормой явля­ется цело­муд­рие (инди­ви­ду­аль­ная непри­кос­но­вен­ность и внут­рен­няя целост­ность) и бла­го­род­ство (высо­кая сте­пень нрав­ствен­ной и интел­лек­ту­аль­ной сфор­ми­ро­ван­но­сти).

Основ­ной прин­цип отно­ше­ния чело­века к ближ­нему – чест­ность, при этом нормой явля­ются прав­ди­вость и искрен­ность.

Честь и чест­ность суть пред­по­сылки и усло­вия рели­ги­оз­ного бла­го­че­стия. Они дают нам право со дерз­но­ве­нием обра­щаться к. Богу, созна­вая свое соб­ствен­ное досто­ин­ство и видя в то же время в другом чело­веке со-пут­ника к Богу и со-наслед­ника Божией бла­го­дати.

Упраж­не­нию в бла­го­че­стии (см.: 1Тим.4:7), пре­успе­ва­нию в нем (см.: 1Тим.6:11) должна быть под­чи­нена вся жизнь веру­ю­щего чело­века, кото­рый при­зван оста­ваться при этом духовно-трез­вен­ным и не обо­льщать свое сердце, рискуя впасть в пустое бла­го­че­стие (см.: Иак.1:26).

Бла­го­че­стие – это как бы вер­ти­каль, устрем­лен­ная от земли к небу (чело­век <-> Бог), цер­ков­ный этикет – это гори­зон­таль (чело­век <-> чело­век). При этом нельзя под­няться к небу, не любя чело­века, и нельзя любить чело­века, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пре­бы­вает

(1Ин.4:12), и
не любя­щий брата своего, кото­рого видит, как может любить Бога, Кото­рого не видит?
(1Ин.4:20).

Таким обра­зом, духов­ными осно­ва­ни­ями опре­де­ля­ются все пра­вила цер­ков­ного эти­кета, кото­рые должны регу­ли­ро­вать отно­ше­ния между веру­ю­щими, устрем­лен­ными к Богу.

Суще­ствует мнение, что «манер­ни­чать ни к чему», так как Бог смот­рит на сердце. Послед­нее, конечно, верно, но ведь и сама доб­ро­де­тель оскорб­ляет, если она соеди­ня­ется с оттал­ки­ва­ю­щими мане­рами. Без­условно, что за бле­стя­щим обхож­де­нием могут скры­ваться ужа­са­ю­щие наме­ре­ния, что свя­зано со зна­ко­вым харак­те­ром нашего пове­де­ния, когда, скажем, жест может откры­вать истин­ное наше состо­я­ние или жела­ние, но может и скры­вать. Так, Понтий Пилат в одном совре­мен­ном романе, умывая руки на суде над Хри­стом, дает этакое тол­ко­ва­ние своему жесту: «Пусть хоть жест будет эле­ган­тен и символ без­упре­чен, коль посту­пок бес­че­стен». Подоб­ные спо­соб­но­сти людей с помо­щью мно­го­знач­но­сти жеста, хоро­ших манер скры­вать худое сердце не могут слу­жить оправ­да­нием при отсут­ствии цер­ков­ного «хоро­шего тона». «Плохой тон» в храме может стать пре­ты­ка­нием мало­цер­ков­ного чело­века на его пути к Богу. Вспом­ним сте­на­ния и жалобы ново­об­ра­щен­ных, кото­рые при­хо­дят в храмы и встре­чают там порой просто вар­вар­ское отно­ше­ние к себе со сто­роны тех, кто счи­тает себя воцер­ко­в­лен­ным. Сколько гру­бо­сти, при­ми­тив­ного мен­тор­ства, непри­язни и непро­ще­ния можно встре­тить в иных общи­нах! Сколь­ких людей – в осо­бен­но­сти из числа моло­дежи и интел­ли­ген­ции – уте­ряли при­ходы из-за этого! И когда-то они, эти ушед­шие люди, придут вновь в храм? И какой ответ дадут те, кто послу­жил таким соблаз­ном на пути к храму?!

Бого­бо­яз­нен­ный и цер­ковно-вос­пи­тан­ный. чело­век, если и видит что-либо небла­го­при­стой­ное в пове­де­нии иного, лишь с любо­вью и ува­же­нием исправ­ляет брата или сестру. Пока­за­те­лен в этом отно­ше­нии случай из жития пре­по­доб­ного Арсе­ния Вели­кого: «Старец сей удер­жал одну при­вычку из своей мир­ской жизни, именно – иногда он, садясь, пола­гал ногу за ногу, что могло пока­заться не совсем бла­го­при­стой­ным. Неко­то­рые братия видели это, однако никто из них не осме­лился сде­лать ему заме­ча­ние, потому что все весьма ува­жали его. Но только один старец, авва Пимен, сказал братии: «Пой­дите к авве Арсе­нию, и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сде­лайте мне заме­ча­ние, что я не хорошо сижу. Я стану про­сить у вас про­ще­ния; вместе с тем мы испра­вим и старца».

Они пошли и сде­лали так. Пре­по­доб­ный же Арсе­ний, поняв, что так непри­лично сидеть иноку, оста­вил свою при­вычку» (Жития святых. Месяц май. День вось­мой).

Веж­ли­вость, как состав­ля­ю­щая эти­кета, у чело­века духов­ного может стать сред­ством при­вле­ка­ю­щим бла­го­дать Божию. Обычно под веж­ли­во­стью пони­мают не только искус­ство про­яв­лять внеш­ними зна­ками то внут­рен­нее ува­же­ние, кото­рое мы имеем к чело­веку, но и искус­ство быть при­вет­ли­вым с людьми, к кото­рым мы не имеем рас­по­ло­же­ния. Что это – хан­же­ство, лице­ме­рие? Для чело­века духов­ного, зна­ю­щего сокро­вен­ную диа­лек­тику внеш­него и внут­рен­него, веж­ли­вость может стать сред­ством на пути стя­жа­ния и раз­ви­тия сми­ре­ния.

Известно выра­же­ние одного подвиж­ника: делай внеш­нее, а за внеш­нее Гос­подь даст и внут­рен­нее, ибо внеш­нее при­над­ле­жит чело­веку, а внут­рен­нее – Богу. При появ­ле­нии внеш­них при­зна­ков доб­ро­де­тели сама доб­ро­де­тель посте­пенно воз­рас­тает в нас. Вот как мудро писал об этом епи­скоп Вени­а­мин (Милов):

«Кто пре­ду­пре­ждает при­вет­ствия других своим при­вет­ствием, выра­жает ко всем услуж­ли­вость, почти­тель­ность, всех пред­по­чи­тает всюду себе, мол­ча­ливо терпит разные огор­че­ния и все­мерно напря­га­ется мыс­ленно и прак­ти­че­ски и в само­уни­чи­же­нии ради Христа, тот первое время пере­жи­вает немало тяже­лых и труд­ных для личной гор­до­сти минут.

Но за без­ро­пот­ное и тер­пе­ли­вое испол­не­ние запо­веди Божией о сми­ре­нии на него свыше изли­ва­ется бла­го­дать Свя­того Духа, смяг­чает его сердце для искрен­ней любви к Богу и к людям, и горь­кие пере­жи­ва­ния его сме­ня­ются сла­дост­ными.

Так дей­стви­ями любви без соот­вет­ству­ю­щих чувств любви в конце концов воз­на­граж­да­ется изли­я­нием в сердце небес­ной любви. Сми­рив­шийся начи­нает чув­ство­вать в окру­жа­ю­щих лицах родных во Христе и рас­по­ла­га­ется к ним бла­го­же­ла­тель­но­стью».

Об этом же писал епи­скоп Феофан Затвор­ник: «Дей­ству­ю­щий по-цер­ков­ному, как сле­дует, непре­рывно про­хо­дит науку бла­го­го­ве­ин­ства пред Богом, с посвя­ще­нием Ему всего».

В обще­нии с людьми – и цер­ков­ными, и нецер­ков­ными – святые отцы сове­туют пом­нить о том, что надо бороться не против греш­ника, но против греха и всегда давать чело­веку воз­мож­ность испра­виться, помня при этом, что он, пока­яв­шись в тай­ни­ках своего сердца, может быть, уже поми­ло­ван Богом.

Мы видим, таким обра­зом, что, в отли­чие от свет­ского эти­кета, пра­вила пове­де­ния в цер­ков­ной среде, будучи тес­ней­шим обра­зом свя­заны с бла­го­че­стием, ведут к очи­ще­нию и пре­об­ра­же­нию сердца Божией бла­го­да­тью, кото­рая дару­ется труж­да­ю­ще­муся и под­ви­за­ю­ще­муся. Поэтому цер­ков­ный этикет должен пони­маться не только как свод правил пове­де­ния, при­ня­тых в целях сохра­не­ния цер­ков­ного орга­низма, но и как путь вос­хож­де­ния ко Христу.

Для облег­че­ния поль­зо­ва­ния этим неболь­шим посо­бием мы раз­де­лили его на сле­ду­ю­щие части: пра­вила пове­де­ния на при­ходе; пра­вила пове­де­ния в мона­сты­рях; как вести себя на приеме у епи­скопа; пове­де­ние пра­во­слав­ного вне церкви.

Как здороваться и прощаться?


Фото: Flickr.com
При входе в чужой дом следует сказать: «Мир вашему дому». Хозяева должны отвечать: «С миром принимаем». От Пасхи до Вознесения, то есть, на протяжении целых 50 дней, нужно приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе!» — «Воистину воскресе!». В воскресенье и праздничные дни в храме люди приветствуют друг друга словами «С праздником». Прощаясь, нужно говорить «Ангела-хранителя тебе», «С Богом» или «Храни тебя Господь». Особенно важно таким образом родителям провожать своих детей, выходящих их дома, перекрестив их.

Если вы пришли в дом, а там кто-то находится за столом, принимает пищу, то нужно поприветствовать словами: «Ангела за трапезой». Благодарить людей нужно словами: «Спаси тебя Бог», «Спаси Христос». На эти слова нужно отвечать «Во славу Божию». Посторонним людям можно говорить «Благодарю вас».

Первое время такие обновленные для вас приветствия будут вызывать смущение. Не сразу станут привычкой. Но понимание их смысла, глубины и доброжелательности должно победить укоренившиеся привычки светского обращения.

Церковная записка

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.

2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».

3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).

4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).

5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артема, а Артемия; не Юрия, а Георгия).

6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).

7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).

8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

9. Допускается включение в записку слов»воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».

10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».

11. В заупокойных записках о (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».

12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Обращение к священнику


Фото: Flickr.com
В православном мире принято обращаться к священнику «батюшка» или, например, «отец, Иван».

Здороваться со священником нужно словами «Благословите», а не привычным «здравствуйте». Это не привычно, но принято в течение многих веков. При этом следует слегка поклониться, сложить руки ладонями вверх, при этом правая поверх левой. Батюшка осенит крестным знамением и благословит, после чего положит благословившую руку на ладони верующего. Ее следует поцеловать, как руку, которая только что осенила вас благодатью, а не как руку земного человека. Понимание того, что священник несет на себе эту благодать, полученную при рукоположении, является одним из основных пониманий церковного этикета и поведения в церкви.

Правила поведения в храме


Церковь является особенным местом. Человек, пожелавший прийти в Божий дом, должен знать, как вести себя в церкви

. Ни слово, ни действие, ни мысль – ничто не должно оскорбить святыню. Если речь идет о службе, приходить рекомендуется заранее, за несколько минут до ее начала. Перед входом обязательно следует перекреститься правой рукой от правого плеча к левому и поклониться. Запрещено громко говорить, входить с едой или держать руки в карманах. Действия, даже совершаемые с благой целью (зажжение свечей, приложение к иконам), не должны мешать другим прихожанам. Встреча в этом месте знакомых не должна сопровождаться громкими возгласами и праздными беседами. Обсуждать насущные вопросы следует исключительно за пределами церкви. При желании привести в церковь детей, следует позаботиться о том, чтобы они не шалили и не кричали. Плачущих малышей нужно стараться быстро успокоить. В случае невозможности соблюдения этих условий рекомендуется выйти из стен храма, чтобы не нарушить процесс единения других людей со святынями.

Во время службы не рекомендуется подпевать хору. Делать это можно только в том случае, если петь совсем тихо, не мешая окружающим. Также запрещено курение внутри храма или нахождение с животными. Еще один нюанс, о котором многие не знают, касается положения тела. В храме можно только стоять. Присесть могут исключительно те прихожане, которые больны либо слишком утомлены (например, старики). Закидывать при этом ногу на ногу возбраняется. Следует проявить наблюдательность и стараться повторять действия остальных людей, пришедших на службу. Например, вставать на колени в случае совершения этих действий молящимися. Разговоры, перешептывания при чтении Евангелия и совершения Божественной литургии следует отложить до их завершения. Также в этот момент нежелательно прикладываться к святыням, иконам, зажигать свечи. Быть в церкви следует до полного завершения службы. Ранний уход допустим в том случае, если человек испытывает в этом острую необходимость или вынужден сделать это по причине ухудшения самочувствия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]