В одной из своих знаменитых пьес А. Чехов утверждал, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. С ним трудно не согласиться, поскольку истинное уважение вызывает человек, поступки, слова и поведение которого соответствуют этому требованию. Соблюдать правила хорошего тона обязан каждый, независимо от возраста, цвета кожи, пола, вероисповедания. На последнем пункте стоит заострить особое внимание, поскольку есть определенные правила и для верующих, являющих собой христианский этикет
.
Бог всегда был центральной фигурой в жизни христианина. Утро, вечер, даже прием пищи еще в недавнем прошлом люди обязательно начинали с молитвы. Сегодня многие правила, которых требует придерживаться церковь
, обществом игнорируются. Но христианином продолжает себя считать даже человек, который не молится и не посещает
церковь
. По мнению священнослужителей, большого греха в этом нет, главное, чтобы были чисты помыслы и поступки человека и он жил по законам Божьим.
Как начинать день и общаться с людьми?
Фото: Pixabay.com
Каждый день нужно начинать и заканчивать молитвой. Перед началом дела следует попросить помощи у Господа: «Господи, благослови!». Когда это обращение за помощью будет началом любого дела, то человек минует многих неприятностей, обид и недобрых людей.
Если же от обид и несправедливости не удается избавиться, то не нужно вступать в ссору, скандалить и раздражаться. Нужно помолиться о человеке краткой молитвой:
Господи, спаси раба Твоего (рабу Твою)…(имя) и его (ее) святыми молитвами прости моя прегрешения
Отнеситесь к злому человеку, как к тяжело больному, умирающему. То есть, пожалейте его, ведь если его сердце наполнено злобой. Он и в самом деле духовно умирает, в отличие от православного человека, который очищает свою душу покаянием, оставляя свои грехи и тем самым приближаясь к вечной жизни. Полюбите его, помолитесь о нем. Вот высший идеал православного этикета. Конечно, такого достичь сложно. Но не вступать в спор, а отойти и помолиться, хотя бы своими словами, об этом человеке – не сложно. Попросить прощения, также будет правильным разрешением конфликта.
Умейте слушать людей, проявляя терпение. Не спорьте, не перебивайте. Многословие и похвальба совсем не красят православного. Тратить время на пустые разговоры, вместо того, чтобы трудиться, тоже не приличествует верующему.
Будьте вовремя обязательны. Как выполняете обеты перед Господом, так выполняйте, то, что обещали людям. Это будет признаком нелицемерной любви, очень важно держать свое слово. А чтобы не было повода извиняться за необязательность, не клянитесь и не давайте неисполнимых обещаний.
Общие сведения о церковном этикете
Годы воинствующего безбожия в нашей стране, приведшие в итоге к историческому и религиозному беспамятству, прервали немало традиций, которые скрепляли поколения, придавали жизни освящение через верность вековым обычаям, преданиям, установлениям. Утеряно (и теперь только по частям и с трудом восстанавливается) то, что наши прадеды впитывали с детства и что становилось потом естественным, – правила поведения, обхождения, учтивости, дозволенности, которые сложились на протяжении долгого времени на основании норм христианской нравственности. Условно эти правила можно назвать церковным этикетом.
Вообще этикет – это свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (различают придворный, дипломатический, воинский этикет, а также еще и общегражданский), а в переносном смысле – и сама форма поведения. Специфика церковного этикета связана прежде всего с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни верующего человека, – с почитанием Бога, с благочестием.
Для различения двух терминов – благочестие
и
церковный этикет
– вкратце коснемся некоторых основных понятий нравственного богословия (по курсу «Православное нравственное богословие» архимандрита Платона. – Троице-Сергиева Лавра, 1994).
Жизнь человека проходит одновременно в трех сферах бытия:
— природной; — общественной; — религиозной.
Обладая даром свободы, человек ориентирован:
— на собственное бытие; — на этическое отношение к окружающему миру; — на религиозное отношение к Богу.
Основной принцип отношения человека к собственному бытию есть честь (указывающая, что есть человек), при этом нормой является целомудрие (индивидуальная неприкосновенность и внутренняя целостность) и благородство (высокая степень нравственной и интеллектуальной сформированности).
Основной принцип отношения человека к ближнему – честность, при этом нормой являются правдивость и искренность.
Честь и честность суть предпосылки и условия религиозного благочестия. Они дают нам право со дерзновением обращаться к. Богу, сознавая свое собственное достоинство и видя в то же время в другом человеке со-путника к Богу и со-наследника Божией благодати.
Упражнению в благочестии (см.: 1Тим.4:7), преуспеванию в нем (см.: 1Тим.6:11) должна быть подчинена вся жизнь верующего человека, который призван оставаться при этом духовно-трезвенным и не обольщать свое сердце, рискуя впасть в пустое благочестие (см.: Иак.1:26).
Благочестие – это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек <-> Бог), церковный этикет – это горизонталь (человек <-> человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает
(1Ин.4:12), и
не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
(1Ин.4:20).
Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.
Существует мнение, что «манерничать ни к чему», так как Бог смотрит на сердце. Последнее, конечно, верно, но ведь и сама добродетель оскорбляет, если она соединяется с отталкивающими манерами. Безусловно, что за блестящим обхождением могут скрываться ужасающие намерения, что связано со знаковым характером нашего поведения, когда, скажем, жест может открывать истинное наше состояние или желание, но может и скрывать. Так, Понтий Пилат в одном современном романе, умывая руки на суде над Христом, дает этакое толкование своему жесту: «Пусть хоть жест будет элегантен и символ безупречен, коль поступок бесчестен». Подобные способности людей с помощью многозначности жеста, хороших манер скрывать худое сердце не могут служить оправданием при отсутствии церковного «хорошего тона». «Плохой тон» в храме может стать претыканием малоцерковного человека на его пути к Богу. Вспомним стенания и жалобы новообращенных, которые приходят в храмы и встречают там порой просто варварское отношение к себе со стороны тех, кто считает себя воцерковленным. Сколько грубости, примитивного менторства, неприязни и непрощения можно встретить в иных общинах! Скольких людей – в особенности из числа молодежи и интеллигенции – утеряли приходы из-за этого! И когда-то они, эти ушедшие люди, придут вновь в храм? И какой ответ дадут те, кто послужил таким соблазном на пути к храму?!
Богобоязненный и церковно-воспитанный. человек, если и видит что-либо неблагопристойное в поведении иного, лишь с любовью и уважением исправляет брата или сестру. Показателен в этом отношении случай из жития преподобного Арсения Великого: «Старец сей удержал одну привычку из своей мирской жизни, именно – иногда он, садясь, полагал ногу за ногу, что могло показаться не совсем благопристойным. Некоторые братия видели это, однако никто из них не осмелился сделать ему замечание, потому что все весьма уважали его. Но только один старец, авва Пимен, сказал братии: «Пойдите к авве Арсению, и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сделайте мне замечание, что я не хорошо сижу. Я стану просить у вас прощения; вместе с тем мы исправим и старца».
Они пошли и сделали так. Преподобный же Арсений, поняв, что так неприлично сидеть иноку, оставил свою привычку» (Жития святых. Месяц май. День восьмой).
Вежливость, как составляющая этикета, у человека духовного может стать средством привлекающим благодать Божию. Обычно под вежливостью понимают не только искусство проявлять внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы имеем к человеку, но и искусство быть приветливым с людьми, к которым мы не имеем расположения. Что это – ханжество, лицемерие? Для человека духовного, знающего сокровенную диалектику внешнего и внутреннего, вежливость может стать средством на пути стяжания и развития смирения.
Известно выражение одного подвижника: делай внешнее, а за внешнее Господь даст и внутреннее, ибо внешнее принадлежит человеку, а внутреннее – Богу. При появлении внешних признаков добродетели сама добродетель постепенно возрастает в нас. Вот как мудро писал об этом епископ Вениамин (Милов):
«Кто предупреждает приветствия других своим приветствием, выражает ко всем услужливость, почтительность, всех предпочитает всюду себе, молчаливо терпит разные огорчения и всемерно напрягается мысленно и практически и в самоуничижении ради Христа, тот первое время переживает немало тяжелых и трудных для личной гордости минут.
Но за безропотное и терпеливое исполнение заповеди Божией о смирении на него свыше изливается благодать Святого Духа, смягчает его сердце для искренней любви к Богу и к людям, и горькие переживания его сменяются сладостными.
Так действиями любви без соответствующих чувств любви в конце концов вознаграждается излиянием в сердце небесной любви. Смирившийся начинает чувствовать в окружающих лицах родных во Христе и располагается к ним благожелательностью».
Об этом же писал епископ Феофан Затворник: «Действующий по-церковному, как следует, непрерывно проходит науку благоговеинства пред Богом, с посвящением Ему всего».
В общении с людьми – и церковными, и нецерковными – святые отцы советуют помнить о том, что надо бороться не против грешника, но против греха и всегда давать человеку возможность исправиться, помня при этом, что он, покаявшись в тайниках своего сердца, может быть, уже помилован Богом.
Мы видим, таким образом, что, в отличие от светского этикета, правила поведения в церковной среде, будучи теснейшим образом связаны с благочестием, ведут к очищению и преображению сердца Божией благодатью, которая даруется труждающемуся и подвизающемуся. Поэтому церковный этикет должен пониматься не только как свод правил поведения, принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу.
Для облегчения пользования этим небольшим пособием мы разделили его на следующие части: правила поведения на приходе; правила поведения в монастырях; как вести себя на приеме у епископа; поведение православного вне церкви.
Как здороваться и прощаться?
Фото: Flickr.com
При входе в чужой дом следует сказать: «Мир вашему дому». Хозяева должны отвечать: «С миром принимаем». От Пасхи до Вознесения, то есть, на протяжении целых 50 дней, нужно приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе!» — «Воистину воскресе!». В воскресенье и праздничные дни в храме люди приветствуют друг друга словами «С праздником». Прощаясь, нужно говорить «Ангела-хранителя тебе», «С Богом» или «Храни тебя Господь». Особенно важно таким образом родителям провожать своих детей, выходящих их дома, перекрестив их.
Если вы пришли в дом, а там кто-то находится за столом, принимает пищу, то нужно поприветствовать словами: «Ангела за трапезой». Благодарить людей нужно словами: «Спаси тебя Бог», «Спаси Христос». На эти слова нужно отвечать «Во славу Божию». Посторонним людям можно говорить «Благодарю вас».
Первое время такие обновленные для вас приветствия будут вызывать смущение. Не сразу станут привычкой. Но понимание их смысла, глубины и доброжелательности должно победить укоренившиеся привычки светского обращения.
Церковная записка
Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:
1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».
3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).
4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артема, а Артемия; не Юрия, а Георгия).
6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).
8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
9. Допускается включение в записку слов»воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».
10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».
11. В заупокойных записках о (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».
12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.
О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.
На литургии можно подать записки:
На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;
На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;
На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.
Обращение к священнику
Фото: Flickr.com
В православном мире принято обращаться к священнику «батюшка» или, например, «отец, Иван».
Здороваться со священником нужно словами «Благословите», а не привычным «здравствуйте». Это не привычно, но принято в течение многих веков. При этом следует слегка поклониться, сложить руки ладонями вверх, при этом правая поверх левой. Батюшка осенит крестным знамением и благословит, после чего положит благословившую руку на ладони верующего. Ее следует поцеловать, как руку, которая только что осенила вас благодатью, а не как руку земного человека. Понимание того, что священник несет на себе эту благодать, полученную при рукоположении, является одним из основных пониманий церковного этикета и поведения в церкви.
Правила поведения в храме
Церковь является особенным местом. Человек, пожелавший прийти в Божий дом, должен знать, как вести себя в церкви
. Ни слово, ни действие, ни мысль – ничто не должно оскорбить святыню. Если речь идет о службе, приходить рекомендуется заранее, за несколько минут до ее начала. Перед входом обязательно следует перекреститься правой рукой от правого плеча к левому и поклониться. Запрещено громко говорить, входить с едой или держать руки в карманах. Действия, даже совершаемые с благой целью (зажжение свечей, приложение к иконам), не должны мешать другим прихожанам. Встреча в этом месте знакомых не должна сопровождаться громкими возгласами и праздными беседами. Обсуждать насущные вопросы следует исключительно за пределами церкви. При желании привести в церковь детей, следует позаботиться о том, чтобы они не шалили и не кричали. Плачущих малышей нужно стараться быстро успокоить. В случае невозможности соблюдения этих условий рекомендуется выйти из стен храма, чтобы не нарушить процесс единения других людей со святынями.
Во время службы не рекомендуется подпевать хору. Делать это можно только в том случае, если петь совсем тихо, не мешая окружающим. Также запрещено курение внутри храма или нахождение с животными. Еще один нюанс, о котором многие не знают, касается положения тела. В храме можно только стоять. Присесть могут исключительно те прихожане, которые больны либо слишком утомлены (например, старики). Закидывать при этом ногу на ногу возбраняется. Следует проявить наблюдательность и стараться повторять действия остальных людей, пришедших на службу. Например, вставать на колени в случае совершения этих действий молящимися. Разговоры, перешептывания при чтении Евангелия и совершения Божественной литургии следует отложить до их завершения. Также в этот момент нежелательно прикладываться к святыням, иконам, зажигать свечи. Быть в церкви следует до полного завершения службы. Ранний уход допустим в том случае, если человек испытывает в этом острую необходимость или вынужден сделать это по причине ухудшения самочувствия.