Житие и значение пророка Авраама, иконография и день памяти, библейская критика


Жертвоприношение Исаака

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Эта история известна едва ли не больше всех остальных историй Ветхого Завета: однажды Бог потребовал от праотца Авраама принести Ему в жертву Исаака, любимого сына, которого Бог ему в свое время обещал и которого так долго пришлось ждать. Теперь Бог потребовал его убить. А когда Авраам уже занес над сыном нож, то Богу эта жертва оказалась ненужной. Зачем всё это?

Одни считают, что эта история как в капле воды высвечивает всю жестокость древних еврейских легенд, не имеющих к нам, по счастью, никакого отношения (так полагал, к примеру, Лев Толстой). Другие, напротив, видят здесь нечто очень важное – не случайно история о несостоявшемся жертвоприношении Исаака играет такую важную роль и в христианстве, и в иудаизме. Христиане вообще полагают, что именно здесь Ветхий Завет подошел ближе всего к тайне, которая открывается в Новом Завете. Но разве есть смысл в таких повелениях, разве не выглядит подобная проверка жестокой насмешкой?

«Авраам приносит Исаака в жертву». Рейтерн Е., 1849 г.

Человеческие жертвоприношения были широко распространены в древности. Чтобы получить от богов что-то особо ценное и нужное, им следовало отдать самое дорогое – а что может быть дороже человеческой жизни? Многие язычники время от времени резали на алтарях пленников или рабов, а некоторые (например, инки в Южной Америке) посылали к нему знатных и красивых юношей, которые шли на смерть добровольно, окруженные почетом. Они умирали, чтобы жил их народ.

Наконец, самая дорогая жертва – это собственные дети, особенно мальчики-первенцы, которые должны унаследовать имя и титул отца. Религия хананеев и других народов, населявших Палестину до израильтян, считала такие поступки весьма похвальными (это к вопросу о том, за какие именно грехи Бог впоследствии обрек эти народы на полное уничтожение).

Впрочем, Библия рассказывает и об одном эпизоде, когда такая жертва была принесена израильтянином. Много позже судья (т.е. правитель) Иеффай в благодарность за дарованную Богом победу неосторожно пообещал принести Ему в жертву первое животное, что выйдет из ворот его дома. Первой навстречу выбежала радостная дочь… Иеффай исполнил свой обет, хотя, пожалуй, мог бы этого и не делать. Увы, всегда и везде были люди, слишком рьяно бравшиеся за исполнение своих религиозных обязательств, даже если это и стоило жизни кому-то из окружающих.

Но вернемся к нашей истории. Исаак был не просто долгожданным сыном – его обещал бездетным Аврааму и Сарре сам Господь, и сказал, что от него произойдет великое потомство, избранный народ. Супруги терпеливо ждали, когда сбудется это обещание – и оно сбылось только тогда, когда уже никакой надежды на продолжение рода у этой пары не осталось, они были слишком стары, чтобы рождать детей. Да, Богу было нужно испытать их верность, показать им, что все в этом мире верующие получают именно от Него, зачастую вопреки собственным расчетам и здравому смыслу. Но неужели Авраам был недостаточно верен? Неужели не научилась всему за время их странствий Сарра?

И зачем, наконец, было подвергать доверие Авраама еще одному, самому страшному испытанию… Бог обратился к Аврааму с такими словами: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».

Авраам ничего не отвечал Господу, и мы можем лишь догадываться о его чувствах и мыслях. Библия описывает лишь его поступки: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог». Три долгих дня продолжалось это путешествие. Наконец, они подошли к горе, взойти на которую должны были только Авраам с Исааком, а вот вернуться… Слугам Авраам сказал, что они вернутся вдвоем. Хотел ли он их успокоить? Или действительно думал, что все как-нибудь обойдется, и сын останется в живых? Автор новозаветного Послания к Евреям, например, считал, что Авраам верил: после жертвоприношения Бог воскресит Исаака.

«Распятие». Дюрер А., 1497 г.

Мальчик и сам, наверное, начинал о чем-то догадываться и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Как бы ни складывались обстоятельства, он был уверен, что Бог придумает для этой истории хороший конец. Так оно и случилось. Когда мальчик уже лежал на жертвеннике, а Авраам занес над ним руку с ножом, с неба раздался голос: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

Испытание было пройдено. Зачем оно было нужно, ведь Всеведущий Бог знал наверняка, что Авраам его выдержит? Да, Он знал – но этого еще не знал Авраам. Значит, ему был необходим и этот опыт, и эта победа.

А зачем он нужен нам, или зачем был нужен древним евреям или даже их соседям? Рассказ об Аврааме и Исааке объяснял, почему израильтяне категорически отказались от человеческих жертв. Дело вовсе не в том, что они были слишком изнежены или недостаточно высоко ставили своего Бога, чтобы отдавать ему жизни своих любимых. Нет, Авраам был готов на это пойти, но Бог Сам отверг ненужное жертвоприношение невинного ребенка.

Можно, конечно, добавить, что каждого верующего рассказ об Аврааме и Исааке призывает к готовности пожертвовать для Бога самым дорогим и не воспринимать даже единственного ребенка как свою личную собственность.

А можно найти у этой истории множество иных граней. Например, она рассказывает нам, что путь веры состоит из парадоксов, и жестоких парадоксов, если подходить к ним с земными мерками. Ты получаешь всё, что тебе обещано, и много больше того, но совсем не таким легким и удобным путем, как тебе бы хотелось, и как можно было бы сделать – именно потому, что

Богу ты нужен не просто таким, какой ты есть сейчас, а самым лучшим, самым сильным, самым верным и самым прекрасным, каким ты только можешь стать.

В том месте, где Авраам некогда занес нож над Исааком, со временем будет построен Храм, и рядом с этим местом будет принесена Голгофская жертва – самый странный и страшный парадокс библейской истории, самая большая жертва, которую принес – на сей раз – Бог ради спасения людей.

Исав и Иаков

У Исаака было два сына: Исав и Иаков.

Исав был искусным звероловом (охотником) и часто жил в поле, Иаков был кроткий и тихий, жил в шатрах вместе с отцом и матерью.

Исаак больше любил Исава, который угождал ему пищей из дичи своей, а Ревекка больше любила Иакова.

Исаву, как старшему сыну, принадлежало первородство, то есть преимущество над Иаковом в благословении от отца.

Но вот, однажды Исав возвратился с поля усталым и голодным. Иаков в это время варил себе похлебку из чечевицы.

И сказал ему Исав: «Дай мне поесть».

Иаков же сказал: «Продай мне свое первородство», так как ему очень хотелось, чтобы к нему стало относиться благословение, данное Богом Аврааму, и тем самым ревностно послужить Богу.

Исав ответил: «вот я умираю от голода, что мне в этом первородстве?» Таким ответом Исав показал свое пренебрежительное отношение к благословению Божию.

Иаков сказал: «Поклянись».

Исав поклялся и продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку.

Когда же Исаак состарился и ослеп, то, чувствуя, что жизнь его подходит к концу, он захотел благословить Исава, как старшего сына. Но, благодаря хитрости, устроенной Ревеккой, он вместо Исава благословил Иакова. Исаак вскоре узнал свою ошибку, и не смотря на это, все же утвердил за Иаковом свое благословение.

За это Исав возненавидел брата и даже хотел убить его, так что Иаков должен был уйти из родной семьи.

По совету родителей, он отправился на родину своей матери в Месопотамию, в землю Вавилонскую, к брату ее Лавану, чтобы пожить у него, пока не пройдет гнев Исава, и при этом жениться на одной из дочерей Лавана.

Примечание

: См. Библию, в кн. «Бытие»: гл.
23; 24; 25; 27
, 1-9.

Авраам в иудаизме

В древних еврейских письменных источниках (милдрашах) Авраам – первый из людей, осознавший, что Бог един, и отвергший язычество. Он стал первым проповедником монотеизма и борцом с идолопоклонством. По версии милдраша, местом предполагаемого жертвоприношения Исаака была Храмовая гора в Иерусалиме. Царь Соломон воздвиг храм (откуда пошло название горы) на месте жертвенника сожжения сына.

Авраама считают автором книги «Сефер Йецира», первоисточника кабаллы, религиозного течения в иудаизме.

Авраам в исламской традиции

В исламе Авраам тождественен пророку и проповеднику Аллаха, Ибрахиму. Доказательством служат биографические совпадения, изложенные в Коране и Ветхом Завете. Ибрахим был ханифом. Ханифизм подготовил почву для возникновения и распространения ислама на Аравийском полуострове.

Старший сын Ибрахима, Исмаил, считается родоначальником арабов и предком Мухаммеда. Младший, Исхак, – родоначальник еврейского племени. Могила Ибрахима – одна из самых почитаемых мусульманских святынь, находится в Хевроне (Палестина).

«Во имя Святого Духа»

Часть 1. Противоборство

«Сыновья в утробе [Ревекки, жены Исаака] стали биться… Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову» (Быт.25:22,23,27-33).

Если в тот момент для Исава ничего не стоили эти как бы «пустые слова» о продаже первородства – то, Всевышний оценил поступок этих двух братьев. И, как бы не любил отец – Исава, удалого охотника, мужественного первенца, как бы не ставил его выше кроткого, «домашнего» Иакова – в планы Всевышнего явно не входили такие предпочтения Исаака. Время расплаты пришло тихо, как вор; в книге Бытие, в главе 27-й, описывается история того, как по вдохновению сВыше был обманут отец этих двух братьев; и, то первенство, которое Исав так легкомысленно пренебрёг, получил Иаков.

В данной истории, слепота отца Исаака, благословившего Иакова, символически указывала на то, что: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. … Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого» (Деян.10:34,35. Рим.9:25,26).

Впоследствии, произошедший от Исава Идумейский народ, считался таким же нечестивым как их прародитель; все вместе, они несли образ нечестивого Израиля по плоти, враждовавшего с Израилем по Духу (Рим.9:7-12. Галат.4:29.). Христос говорил иудеям, духовным последователям Исава: «тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» (Лук.13:26-30).

Мораль: то же, в виде собирательного образа, указывающего на нечестивых иудеев, произошло с вором, Иудой Искариотом. Именно по причине своей нечестивой сущности он затем стал предателем, лишившимся апостольства-«первородства» (см: Иоан.12:6; 13:21,26,27. Деян.1:15-26.). Апостол Павел писал по этому поводу: «чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами» (Евр.12:16,17. См: Матф.27:3-5. 2Фес.2:10-12.).

Часть 2. Сон Иакова – значение

«И увидел [Иаков] во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Быт.28:12-14).

— Каково значение этой лестницы в небо? Как и когда исполнился этот сон?

Спустя приблизительно две тысячи лет, Христос скажет ученикам: «истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. … Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Матф.11:11,12. Иоан.1:51). Эти слова в очередной раз напоминают нам о том, что, выражение: «Я Бог Иакова» — общно выражению: «во имя Святого Духа». «От дней Иоанна Крестителя», благодаря Жертве Христа, родившись от Святого Духа, образовалось истинное священство Небесному Отцу, которое должно ходатайствовать за всё остальное человечество; именно с этого времени открылся путь в Небо (Евр.10:19,20. Иоан.3:13.). Обратите внимание, друзья, на очерёдность изложенную апостолом Павлом: «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор.15:22,23). И, далее: «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках. … И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр.11:32,39,40). – Что означает последнее, вышеприведённое выражение? — Ответ мы можем увидеть в книге Откровение: «они [сосвященники Христа рождённые от Святого Духа] ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр.20:4). И, далее: «прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет» (Откр.20:5(а)). Эти «прочие из умерших» и есть те пророки, которые «не без» этих священников Христа достигнут Царства Божьего; так, например, пророку Даниилу было сказано: «иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан.12:13. См: Иоан.5:24.).

Часть 3. Рахиль и Лия

В 29-й главе книги Бытие, повествуется о том, что Иаков служил за Рахиль семь лет. Однако, женившись, только на следующий день после брачной ночи до Иакова дошло, что ему, вместо Рахили «подставили» другую: старшую сестру Лию. Отец этой нелюбимой новобрачной объяснил это так: «в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других» (Быт.29:26,27). Спустя семь следующих лет Иаков женился на Рахили.

Пройдёт время и Всевышний скажет в своём Законе: «не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее» (Лев.18:18). Тем не менее, эта история с жёнами Иакова несёт в себе символический смысл: так же, как в истории с Исавом и Иаковом – Лия и Рахиль (из той же родственной семьи что, были: Сарра и Ревекка) по-своему боролись за «первородство» у мужа Иакова.

Читая о жизни сыновей Рахили (младшей жены и Иакова), мы так же можем увидеть принцип, который неизменно прослеживается на протяжении всей библейской истории: «первые будут последними, и последние первыми» (Матф.19:30; 20:16. Лук.13:30.). Моисей писал: «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду. И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: … вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его» (см: Быт.37:3-10). Дальнейшее повествование о сыне Рахили – Иосифе, мы видим его в качестве пророческого образа на Сына Христа. Так Иосиф был предан язычникам за двадцать сребреников собственными братьями, в тридцать лет он предстал перед фараоном, чтобы ходатайствовать за людей, кормя их хлебами. «И сказал фараон Иосифу: ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою» (См: Быт.41:37-46).

Удивительно ещё вот что: вместо якобы «растерзанного зверем» Иосифа (сравнить: Дан.7:7,19-21,26. Дан.11:22.) – должен был занять его место Вениамин (так же: сын Рахили). В этой детали есть так же свой символический смысл; для размышления на данную тему, предлагаем вам места Писания в логическом порядке: 3Царст.12:20. 2Пар.11:12. (Кол.2:17.) Иоан.10:16. Лук.13:29,30. Рим.11:1,13. Фил.3:5. 1Тим.2:7. Ефес.2:11-14.

— Читая вышеприведённые тексты, мы видим: апостол Павел, из семейства Вениамина, являлся духовным «отцом» (1Кор.4:15.) язычников – призванных на Царство «вениамитян», «меньших братьев» умершего и воскресшего Первенца «Иосифа»-Христа. «Нет уже Иудея, ни язычника. … Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал.3:28,29). «Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святого Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым. Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию» (Ис.29:22-24. См: Иер.31:15-17. Иез.36:25-27.).

Часть 4. Двенадцать сыновей Иакова

Когда «Отца Вечности» (Исай.9:6), большего «Исаака», спросили: «неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Иоан.4:12) – Христос скажет: «вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен. …И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (Иоан.4:14; 7:37-39. 1Кор.10:4).

Вскоре, двенадцать апостолов Христа, рождённые от большего «Иакова»-Святого Духа, сами явились своего рода «ручьями живой воды», «патриархами», через которых умножался духовный Израиль (смотри: Исх.15:27. Деян.8:18; 9:31.). В ночь перед своей смертью Господь сказал этим сыновьям Духа: «вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матф.19:28. См: Откр.21:1,9,10,14.).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]