Служба в церкви: во сколько начинается и как проходит

Старинная православная традиция вселяет в каждого человека веру в то, что каждый человек является вместилищем частички души Господа. Чтобы попросить Бога о чём-то, необязательно посещать храм. Достаточно обратиться к нему с просьбой через молитвенные слова. Церковные службы — это земное воплощение верования в Господа. Во время богослужебных мероприятий можно посетить церковь для покаяния, благословения. Многие люди нуждаются в постоянной поддержке Бога. Для них важно видеть поддержку, чувствовать её духовно, наблюдая за воплощением Спасителя в иконах. Все богослужения проводятся согласно канонам и определённым правилам.

Когда проводятся литургии

Для православных церквей не существует общепринятого правила проведения божественных литургических мероприятий. Особенно это касается будничных заутрений. Открываются православные храмы поутру. Время проведения литургии священнослужителями напрямую зависит от пожеланий людей, которые посещают подобные богослужения. Если же выпал день большого христианского праздника, то совершается две литургии (утром и вечером).

Помимо этого, молебен проводится в воскресный день. Начало утренней службы приходится на семь часов утра (иногда на 8). Некоторые храмы сдвигают время молебна на один час. Именно поэтому время проведения заутрени и утрени уточняется у священнослужителей. Для каждого храма присуще своё время литургии. Вечерняя литургия (вечерня) проводится в период с 19-20 часов. Помимо этого, бывают ночные богослужения. Они зачастую приходится на Великие православные праздники, например, Крещение, Пасху. Также организовываются крестные ходы для прославления Господа.

О православном богослужении

С вечера начались дни мира (Бытие. глава 1), поэтому службой вечерни начинается церковное богослужение каждого дня. Совершается вечерня по церковному уставу в 12-м часу дня (по-нашему в 18 часов). Характер вечерни — мирно-покаянный. Совершая это богослужение, мы славословим Создателя за то, что Он сподобил нас достигнуть вечера, благодарим за прожитый день. Воспоминается за этой службой и сотворение мира, ветхозаветные времена. Вечерня содержит также песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы. Вечерня чаще всего служится отдельно, самостоятельно. Предваряется по уставу службой 9-го часа. Накануне великих праздников и воскресных дней вечерня соединяется с утреней, входя в состав Всенощного бдения. В отдельные дни года вечерня соединяется с литургией.

Вечерня бывает трех видов: малая, великая и вседневная.

Малая вечерня

служится накануне воскресных дней и великих праздников, когда великая вечерня должна быть соединена с утреней, т.е. будет совершено Всенощное бдение. Малая вечерня всегда предваряет Всенощное бдение. Сейчас она служится редко.

Великая вечерня

служится либо отдельно накануне праздничных дней либо в соединении с утреней в составе Всенощного бдения накануне воскресных дней и великих праздников.

Повседневная вечерня

служится, когда нет особо празднуемого события.

Как отличить великую вечерню от вседневной? Отличительным признаком является то, что на великой вечерне после прокимна и чтения паремий (если они есть), всегда бывает сугубая ектения, начинающаяся возгласом: «Рцем вси…» А на вседневной вечерне сугубая ектения произносится в самом конце службы и начинается прошением: «Помилуй нас, Боже…» Также, на великой вечерне всегда перед пением «Свете Тихий» отверзаются царские врата и бывает вход

с кадилом. На вседневной вечерне
вход
бывает лишь в отдельные дни Великого поста. На великой вечерне, за исключением некоторых праздников, поется первый антифон первой кафизмы («Блажен муж…»).

Когда вечерня служится отдельно, то она начинается возгласом «Благословен Бог наш…». А в тех случаях, когда она соединяется с утреней или с литургией, то вечерня начинается возгласами этих служб («Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице» или «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» соответственно).

Начинается вечерня

пением или чтением
предначинательного псалма
: «Благослови, душе моя, Господа…» (103-й псалом). предначинательным этот псалом именуется потому, что им начинается вечерня, а с ней и службы всего дня. Этот псалом — поэтический рассказ о творении мира и прославление Создателя. На Всенощном бдении этот псалом поется (по уставу на 8-й глас), а не читается.

После предначинательного псалма следует великая ектения и чтение кафизм

. Кафизмы читаются также на утрени и распределяются таким образом, чтобы за седмицу в храме была полностью прочитана Псалтирь. А в период Великой Четыредесятницы псалтирь полностью прочитывается дважды за седмицу. На великой вечерне, как правило, вместо стихословия кафизмы на вечерне поется первый антифон первой кафизмы (т.е. первая «Слава») «Блажен муж…». Положено его петь на 8-й глас. При этом обычно поются избранные стихи, а остальные читаются. Пение каждого стиха сопровождается пением «Аллилуия». В псалмах 1-го антифона прославляется Господь Иисус Христос, изображается Его земная жизнь. В некоторые дни чтения кафизмы на вечерне вообще по Уставу не положено.

Устав чтения Псалтири на богослужении

Весь характер вечерни, по преимуществу, мирно-покаянный. Поэтому после предначинательного псалма стихословится псалтирь, в которой особенно ярко раскрываются наши нужды и воздыхания. Псалмы располагают к молитве, возгревают молитвенный дух в сердцах людей. И после стихословия псалтири положено пение псалмов в которых душа начинает взывать ко Господу с верою и упованием. Вначале поется псалом 140: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…». Затем псалом 141: «Гласом моим ко Господу воззвах» и псалом 129: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи…» И оканчивается это пение стихами из псалма 116: «Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие, яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век». Вместе со стихами этих псалмов поются песнопения (стихиры), в которых прославляется событие дня или празднуемый святой. Эти стихиры так и называются: «стихиры на Господи воззвах». Число этих стихир 10, 8 или 6 — по уставу дня. Все стихи псалма «Господи воззвах» и последующих псалмов поются на тот же глас, что и стихиры. При этом первые стихи поются без стихир, а начиная с определенного стиха поются стихиры (это зависит от количества положенных стихир).

После стихир поется песнопение «Свете тихий»

, посвященное Господу Иисусу Христу. Эта песнь продолжает славословие Бога во Святой Троице ради явления на землю Господа, в лице Которого воссиял нам «тихий свет святыя славы», дающий жизнь и мир человечеству.

Далее возглашается прокимен

, т.е краткий стих, избранный из псалтири, за которым всегда следуют несколько других стихов, объединенных с первым. Прокимен выражает значение молитвословий, относящихся к настоящему дню или предваряет чтение Священного Писания и отражает содержание последующего чтения.

После прокимна в некоторые дни читаются паремии

, т.е. чтения из Священного Писания (из Ветхого Завета или Апостола), которые содержат в себе пророчества о воспоминаемом событиии или изъясняют его или содержат похвалу празднуемому святому.

Молитва «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам»

содержит прошения и славословие. Она является продолжением славословия Тоиединому Богу в песнопении «Свете тихий». До молитвы «Сподоби, Господи…» молитвословия вечерни еще относились частично и к окончанию дня уходящего, а после этой молитвы уже всецело относятся к наступающему дню.

После молитвы «Сподоби, Господи» следует Просительная ектения («Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…»), прошения которой являются как бы продолжением предшествовавшего моления. Мы просим у Господа в мире и без греха провести вечер, просим ниспослать нам в помощь Ангела Божия, прощения наших прегрешений, просим Господа, чтобы Он помог нам в мире и покаянии провести все дни нашей жизни и сподобил мирной христианской кончины и доброго ответа на Страшном Суде.

После Просительной ектении на вечерни в дни великих праздников, когда служится бдение бывает Лития

. В переводе с греческого «лития» означает усердное, усиленное моление. При пении стихиры храма или праздника, а затем положенных для пения на литии праздничных стихир священнослужители исходят из алтаря в притвор храма. Притвор храма — это место, назначенное для оглашенных и кающихся. Лития совершается в притворе в изображение того, что Спаситель сошел к нам на землю, долу. А мы, стоя в притворе храма, как бы пред небесными вратами, умоляем Господа, ибо недостойны воззреть на высоту небесную. После стихир литии диакон произносит молитву «Спаси, Боже люди Твоя… «, в которой содержатся различные прошения о спасении и благословении людей, с призыванием в помощь святых угодников Божиих. Эти прошения прерываются многократным пением «Господи, помилуй». Завершается лития молитвой священника «Владыко многомилостиве…», при чтении которой молящиеся должны приклонить главы. В этой молитве, призывая в помощь Пречистую Богородицу и святых, священник просит Господа, чтобы Он принял нашу молитву, даровал нам оставление прогрешений, отогнал от нас всякого врага, помиловал и спас нас.

После литии, а если лития не служилась, то после Просительной ектении, следуют стихиры на стиховне

. Называются они так по двум причинам: во-первых, потому что перед каждой стихирой положен определенный стих из псалма, соответствующий дню или торжеству. А во-вторых, по той причине, что предшествовавшие стихиры на литии пелись без стихов. В стихирах на стиховне посвящены прославлению воспоминаемого святого или празднуемого события. При стечении двух и более празднований в один день Устав назначает петь стихиры на стиховне преимущественно одному празднеству и только на «Слава и ныне» — другому.

После стихир на стиховне поется или читается молитва «Ныне отпущаеши»

. (По Уставу ее положено читать, но на практике укоренился обычай пения). Отходя ко сну, мы переносимся мыслью к смерти, образом которой является сон. И благоговейно произносим с праведным Симеоном Богоприимцем благодарственную песнь: «ныне отпущаеши». Святой Симеон Богоприимец говорил о разрешении души от тела, а мы (по толкованию святого Симеона Солунского) просим разрешения души от страстей,от вражиих искушений и сугубых недугов душевных и телесных. А также вспоминаем предстоящий исход.

После молитвы «Ныне отпущаеши» поются тропари, которые называются «отпустительными», потому что расположены перед отпустом (окончанием) вечерни или утрени. Это, как правило, тропари празднуемых событий. На бдении чаще всего поется трижды «Богородице Дево, радуйся» или на великие праздники трижды тропарь праздника. Или поется «Богородице Дево, радуйся» вместе с тропарем праздника, как указано в Уставе на конкретный день.

Если служится бдение с литией, то после тропарей читается молитва благословения хлебов. Священник особой молитвой благословляет пять хлебов и сосуды с пшеницей, вином и елеем (предметы, необходимые для поддержания жизни). Пяти хлебов изображают те пять хлебов, которые Христос умножил и насытил пять тысяч людей. Хлебы эти разделяются на небольшие части и раздаются для подкрепления молящимся. Вино и пшеница также с благоговением употребляются. Елей используется для помазания им людей.

На бдении в завершении вечерни поется первая часть 33-го псалма (примерно половина, до слов «не лишатся всякого блага») и священник благословляет народ. Пение 33-го псалма является естественным переходом к утрени, как бы соединяет вечерню с утреней на всенощном бдении.

Если бдение не служится, то бывает отпуст вечерни. Отпуст — это особая молитва, которой священник оканчивает службу, благословляя народ. После отпуста на вечерне, утрене и литургии поется «Многолетие» — небольшая молитва о многолетней жизни Святейшего Патриарха, правящего архиерея, настоятеля и прихожан храма (или обители) и всех православных христиан.

Длительность церковной службы

Время проведения и длительность богослужения напрямую зависит от значимости торжества. Например, в будничные дни она может длиться всего 1-2 часа. В воскресение богослужения длятся три часа. Это правило распространяется на утренние и вечерние службы. Всё связано с масштабом праздника.

Вечерняя служба может начинаться в 16:00 (это самое раннее время) или 18:00 (максимально позднее время). Длительность богослужения составляет 2-4 часа. Если в этот день празднуется значимое церковное торжество, то все службы делятся на вседневные, малые и большие. Помимо этого, бывает всенощное бдение.

Разновидности служб

Независимо от того, какой церковью проводится богослужение или кто его проводит, существуют суточные, годовые и недельные мероприятия. Полноценные службы организовываются монастырскими обителями, так как монахи старательнее других придерживаются всех церковных канонов.

В маленьких церквях служения проводятся согласно расписанию, создающемуся служителями. Ежедневно отмечаются различные праздники, проводятся службы, посвященные определённым моментам. Например:

  • В воскресенье отмечается малая Пасха, когда каждый припоминает момент воскрешения Иисуса Христа;
  • Дни мольбы и обращения к ангелам приходятся на понедельники;
  • К Иоанну Предтече можно обратиться во вторник;
  • Предателя Иуды вспоминают по средам, вспоминая Крест;
  • К святому Николаю людям лучше обращаться по четвергам, так как этот день недели принято считать апостольским;
  • В субботу верующие люди обращаются в Пречистой Деве Марии;
  • В пятницу поминаются все страдания Иисуса Христа.

Если вы не можете ежедневно посещать церковь, то читать соответствующие молитвы можно и не выходя из дома, зная расписание. Сам же верующий человек сам вправе решать, когда ему посещать церковь. Для этого церковные приходы открыты чуть ли не круглосуточно.

Условно весь суточный круг божественных служений можно разделить на девять равнозначных частей:

  1. Начало, происходящее в 18:00;
  2. Повечерие, состоящее из прочтения молитв по вечерам;
  3. Полунощница — начинается в полночь;
  4. Заутреня, состоящая из первого (с 7 часов утра), третьего (начинается в 9:00), шестого (берёт свое начало в 12:00) и девятого часа, который стартует с 15:00.

А вот литургическое служение, проводимое с 6-9 часов утра до 12 часов дня, не является составляющей церковного круга служений. В это время все церкви должны раскрывать свои двери перед прихожанами!

Что такое Всенощное бдение в церкви

Всенощное бдение – ритуал, проводимый перед церковными православными праздниками, объединяющий в себе три богослужения — Великая повечерия или Вечерня, утренняя служба или Утреня и первый Час.

Начало Всенощного бдения, Великой вечерни, происходит на закате, и иногда длится в ночные часы, плавно переходя в утреннюю службу.

Следующая часть богослужения, Утреня, совершается, по принятому в 1695 году Православной церковью Иерусалимского Устава, утром, на рассвете.

Третьей частью следует богослужение, называемое Часы или Час, посвященное воспоминаниям библейских событий.

Всенощное бдение ведет свои обычаи от вечерних и ночных молитв Иисуса Христа и его святых Апостолов, но оформилось и приняло свой ныне существующий вид только при святом Иоанне Златоусте. К 9 веку, Всенощное бдение, было дополнено некоторыми псалмами и молитвословами, вошедшими в это священнодействие, принятыми и совершаемыми по сей день Русской церковью.

Часто в больших храмах и монастырях, в канун больших праздников – Пасхи и Рождества Христова, бдение начинается с девятого часа, и длится всю ночь.

Традиционно Всенощное бдение происходит перед:

  • воскресным днем;
  • двунадесятыми и храмовыми праздниками;
  • особыми праздниками, со знаком отличия Типикона;
  • любыми церковными празднествами, которые решит отметить настоятель.

Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о том, как совершается Божественная литургия.

Особенность проведения богослужений

Особенность организации божественных служб зависит священника, главенствующего в церкви. Например, вечерни и утрени в деревнях организовываются исключительно крупными храмами и соборами. Разница может заключаться во времени проведения и длительности службы. Основным богослужебным мероприятием любой церкви является литургия. В это время происходит чтение молитвы, все прихожане со священнослужителями вспоминают о Христе. Заканчивается литургия предложением пройти через таинство Причастия. Проводится оно в период между 6 и 9 часами утра.

По воскресениям проводится одно богослужение, называющееся Евхаристическим. Все службы соединяются в единую, сменяя одна другую. Недавняя смена положений церковного устава установила проведение повечерья исключительно во время начала Великого поста. Помимо больших служб, православная Церковь приемлет проведение параллельно обрядов и таинств, чтение молитвословов, акафистов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]