Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь |
Серафимо-Дивеевский женский монастырь во имя Всесвятой Троицы
Нижегородской епархии
- Адрес: Россия, 607320, Нижегородская обл., Дивеевский р-н, с. Дивеево
- Тел.: +7 (83134) 4-34-45
- Официальный сайт:
- Яндекс.Карта, Google-карта
Становление общины
Обитель была основана во второй половине XVIII века преподобной инокиней Александрой (Мельгуновой), бывшей в миру богатой помещицей. Богородица Сама повелела ей стать первоначальницей нового, четвертого, удела Божией Матери на земле
(после Иверии, Афона и Киева). Около 1760 года подвижница остановилась в селе Дивееве, где получила чудесное извещение, что это и есть избранное Пречистой место. На средства преподобной в 1767 году был заложен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Главный престол был освящён в 1772 году, левый придел во имя святителя Николая Чудотворца — через четыре года, а правый придел во имя первомученика архидиакона Стефана — в 1779 году [1]. Из Казани преподобная привезла точную копию иконы Казанской Божьей Матери, из Киева — частицы святых мощей, из Москвы — колокола, а из Саровского монастыря — старый иконостас. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала 1300 кв. саженей своей усадебной земли возле Казанской церкви для устройства общины. Преподобная Александра построила там три келии и оградила строения деревянной оградой. Одну келию заняла сама с послушницей, в другой пригласила жить ещё трёх послушниц, а третью предоставила паломникам, идущим в Саров. Жила община по строгому саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась раз в сутки с саровской трапезы. Сёстры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах. Перед своей кончиной в 1789 году матушка Александра попросила молодого иеродиакона Саровской пустыни, будущего преподобного Серафима, позаботиться о её общине.
После смерти основательницы общины, молодую обитель возглавила одна из трёх оставшихся сестер — Анастасия Кирилловна, которая в продолжении семи лет собрала в общину до 52 сестер. С 1796 года, после смерти Анастасии Кирилловны, общину возглавила Ксения Михайловна Кочеулова. Она была настолько строга, что в первый год ее управления из общины выбыли 40 человек, но затем стали прибывать новые.
Преподобный Серафим Саровский хотел смягчить строгость устава Казанской общины, но матушка Ксения не согласилась, говоря, что устав дан саровским строителем Пахомием. Тогда, в 1826 году, по указанию Богородицы святой Серафим устроил рядом Дивеевской Казанской общиной другую, получившую название ”Мельничной”, с более мягким уставом. Днём основания этой обители считается 22 декабря того года. В неё, по указанию Пречистой, следовало перевести восемь сестёр из Казанской общины. Велено было возвести два храма — в честь Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы, ископать канаву и насыпать вал вокруг обители, а также построить мельницу-питательницу.
После преставления преподобного Серафима заботы о Дивеевской общине принял на себя наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный Антоний (Медведев). В 1842 году Мельничная община была присоединена к Казанской.
Расцвет монастыря
10 февраля 1861 года указом Святейшего Синода Дивеевская женская община была возведена на степень третьеклассного общежительного монастыря. Устав монастыря был взят у Мельничной общинки, отчего и монастырь стал называться Серафимо-Дивеевским. За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранявшийся и на начало XXI века. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (1902 г.) и около 30 корпусов для послушаний и жилья сестёр.
Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплётным делом. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное [2] послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающей потребным количеством воды весь монастырь и две бани.
В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжелобольных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители. Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом.
К началу века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. 2 августа 1903 года, в ходе Саровских торжеств по поводу прославления преподобного Серафима, обитель принимала страстотерпцев императора Николая II с императрицей Александрой Феодоровной и членами царской фамилии. В следующем году, после кончины игумении Марии, по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до её закрытия.
Закрытие и разорение
В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель. Богослужения в храмах ещё продолжались, но земли, хозяйства и хутора были изъяты. Сёстрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паёк. Закрытие Серафимо-Дивеевского монастыря последовало 27 сентября 1927 года.
В годы советской власти многие монастырские здания были разрушены, Святая Канавка была засыпана землей и мусором.
Возрождение
Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года деревянную церковь освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, был вновь освящён Троицкий собор. С 1 января 1991 года в нём стали ежедневно совершаться все уставные богослужения.
18 июля 1991 года было принято решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря [3]. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли вновь обретённые святые мощи преподобного Серафима Саровского.
Статистика
- 1796 — 52 сестры [4]
- 1825 — 50 сестер [4]
- 1833 — в Мельничной общине: 19 келий, 73 сестры [4]
- 1917 — по списку: 270 монахинь, 1474 послушницы (при этом численность населения села Дивеева составляла 520 человек) [4]
- ок. нач. 2000-х — более 400 насельниц [5]
- ок. кон. 2010-х — в монастыре и на 19 его скитах и подворьях: 36 храмов с 82 престолами; ок. 500 насельниц [6]
Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря |
История становления монастыря
В монастырской летописи собрана история его существования, которая повествует, что основательница монастыря – дворянка Агафья Семёновна Мельгунова (в девичестве Степанова). Рано став вдовой, отправляется она с трехлетней дочерью в Киев, во Флоровский монастырь.
Принимает монашество под именем Александра. Богородица в видении благословляет матушку на странствия в поисках святого края для основания обители. В селе Дивееве Божия Матерь указывает, что место найдено.
Потеряв единственную дочь, Александра направляется в родные края. Продает поместья, отпускает на волю крепостных. К 1767 году возвращается в Дивеево. Выстроив келью во дворе священника Василия Дертева, она начинает новую жизнь, целиком посвященную служению Божией Матери.
Матушка Александра воздвигает на дивеевской земле храм во имя Казанской Божией Матери в каменном исполнении взамен обветшавшего здания храма Николая Чудотворца. Позже рядом с церковью устраивает женскую общину, которая живет по трудному уставу саровской обители.
13 июня 1879 года основательница скончалась. Попечение о женской обители принял сначала отец Пахомий, затем Серафим Саровский.
С 1825 года отец Серафим обустраивает новую Серафимову общину. Община живет по уставу, который дала матерь Божия, поведав его преподобному Серафиму. Здесь выстраивается ветряная мельница – питательница. В 1829 году Серафим благословляет сестёр на рытье богородичной канавки, которая является сейчас местом паломничества богомольцев.
К Казанскому храму в 1829 году пристраивают церковь Рождества Христова. Под ним в 1830 году сооружают храм в честь Рождества Богородицы, который стал местом отправления служб для сестёр обеих женских общин: Казанской и Мельничной Серафимо-Дивеевской.
Кормильцем общины Серафима после его смерти становится помещик Николай Александрович Мотовилов. Его, находящегося в тяжелой болезни, отец Серафим исцеляет. Ему старец завещает заботиться о дивеевских сестрах, служить обители.
Дивеевская обитель становится широко известной, куда поступают на жительство вдовы и девицы из различных уголков России. В 1842 году общины объединяются в одну – Серафимо-Дивеевскую.
С 1848 по 1875 годы здесь строится каменный пятипрестольный Троицкий собор. Территория благоустраивается. К началу 20 века в монастыре, действовали: Троицкий собор, Рождественская и Тихвинская церкви, Преображенская на кладбище, домовые церкви в Игуменском, Трапезном, Богадельном корпусах.
Фото Дивеевского монастыря Серафима Саровского во время визита царя
В революционные годы на территории монастыря открывают трудовую артель. В 1927 году обитель закрывают, оскверняя храмы. Знаменитую Казанскую церковь закрывают спустя 10 лет.
Возрождение монастыря начинается в 1990 году. Освящают Троицкий собор. В 1991 году восстанавливают могилу матушки Александры, переносят в собор мощи Серафима. Мощи Александры переносят в церковь Рождества Богородицы в 2000 году. Дивеевский монастырь Серафима Саровского начинает действовать, множа силу Православия.
Спасо-Преображенский собор
Собор был заложен в 1907 году.
В 1916 году строительство в основном завершилось: были готовы иконостас и необходимая утварь, но не было отопления.
После революции 1917 года в годы советской власти в нём был гараж, затем тир. Предзнаменованием случившегося в советские годы считаются слова блаженной Прасковьи Ивановой, сказанные во время закладки: «Собор-то собор, а я усмотрела, черёмуха по углам-то собора выросла, как бы не завалили».
В 1991 году собор был передан возрождённому монастырю. Восстановление продолжалось несколько лет. Фотографии разрушенного Преображенского собора, также как и других храмов монастыря можно увидеть на памятной доске около Храма Рождества Христова. Освящение главного престола состоялось через 91 год после начала строительства — 3 сентября 1998 года, в честь Преображения Господня. 27 октября митрополитом Николаем в честь св. Архистратига Божия Михаила со всеми Небесными Силами бесплотными был освящен южный придел. Ранее в честь св. Архистратига Божия Михаила был освящен один из приделов ныне не существующей Тихвинской церкви. Роспись предела велась в 2005 году под руководством Анатолия Беляева.
В соборе находятся мощи преподобной Марфы Дивеевской. Её мощи были обретены после прославления в лике местночтимых святых 22 декабря 2000 года. День памяти отмечают 3 сентября. По словам Серафима Саровского, преподобная Марфа — начальница над дивеевскими сестрами в Царствии Небесном.
Также в соборе хранятся мощи блаженной Параскевы (Паши Саровской). День памяти святой отмечают 5 октября. Считается, что блаженная предсказала гибель династии Романовых, гонения на Церковь и море крови.
В 2003 году были восстановлены могилы храмосоздателя собора Фёдора Васильевича Долгинцева и его жены Екатерины Ивановны.
По сложившейся традиции в соборе совершается главная служба на Успение Божией Матери.
Дивеевский монастырь сегодня
Дивеево потрясает красотой, воодушевляет историей, присутствием благодати святого духа. Настоятельницей сегодняшнего монастыря игуменьей Сергией отмечается, что в настоящее время здесь всё восстановлено в духовном плане как в старое время.
Отреставрированы церкви, монастырские здания отремонтированы, выкопана святая Канавка. План монастыря, начертанный рукой батюшки Серафима, дивным образом совпадает с сегодняшней схемой расположения храмов. Это хорошо видно с высоты птичьего полёта. Казанский собор, Колокольня, Троицкий, Преображенский, Благовещенский соборы выстроены в одну линию.
Появились 20 скитов, подворий. Здесь нашли покой мощи блаженных – Прасковьи, Пелагеи и Марии, инокини Матроны. Стараниями монахинь иконописной мастерской расписаны стены Казанского, Преображенского, Троицкого соборов. Построены новые здания: церковные лавки, киоски требные, трапезные, корпуса для паломников.
Серафим почитал земляные работы. Гектары земли монастырской украшены цветниками. Растут и плодоносят многочисленные фруктовые деревья, ягодные кустарники. На огородах выращиваются овощи. В монастыре подвизается более 500 сестер. Жизнь их проходит в богослужении и послушаниях.
Какое выбрать время для посещения монастыря
В святыни стремятся по зову сердца именно тогда, когда должны быть здесь. Выбирают сроки поездки и на основании приоритетных влечений. Природа монастыря отражает естественную красоту всех времен года. Поэтому, можно остановить выбор на посещении монастыря в любимый сезон.
С мая по сентябрь добавляется возможность купания в целебных источниках. Самые мягкие для этого месяцы – май, сентябрь. В мае около воды появляются комары, люди запасаются защитными средствами. Если важнее принятие участия в торжественных мероприятиях или памятных, заранее знакомятся с православным календарём.
Многолюдно в монастыре в выходные дни, церковные праздники. Поэтому любителям малолюдья лучше выбирать для посещения дни, когда проходят многодневные посты. В такие периоды проводится меньше праздничных мероприятий, соответственно уменьшается приток паломников.
Меньше наплыв людей, немного ниже цены, чаще организуются скидки, акции в зимние месяцы. Исключение составляет пора новогодних каникул.
Как добраться до Дивеевского монастыря Серафима Саровского
Дивеевский монастырь Серафима Саровского находится в хорошей транспортной доступности. До него можно добраться на различном транспорте от г. Москвы, г. Нижнего Новгорода, г. Арзамаса.
С любого аэропорта города Москвы самолёты доставляют туристов за 1 ч-1 ч 15 мин до аэропорта Стригино в Нижнем Новгороде. Поездом добираются с московских железнодорожных вокзалов – Ярославский, Курский до Московского вокзала Нижнего Новгорода. В течение суток отправляется больше 20 поездов. Прямые и проходящие рейсы. Время путешествия – от 5 ч 17 мин до 7 ч 13 мин.
С Курского вокзала ежедневно отправляются 6 прямых рейсов поездов «Стриж», «Ласточка». Время в пути – 3 ч 47 мин – 4 ч 13 мин.
Организуются также частные перевозки автобусом по маршруту Москва – Нижний Новгород кампанией «Пассажир» города Саров, индивидуальными перевозчиками. Время в пути – до 7 ч. Аналогичное время в пути занимает поездка от города Москвы до села Дивеево на собственном транспорте.
Транспортные кампании «Попутчик», «Пассажир» города Саров организуют автобусные перевозки с города Нижний Новгород до села Дивеево. Время в дороге – 3 ч. На собственном автомобиле добираются по этому маршруту за 2 ч 15 мин.
Можно от города Москвы с Курского железнодорожного вокзала проходящим рейсом добраться до города Арзамас. Время в пути может продлиться от 5 ч 58 мин до 6 ч 50 мин. От Арзамаса до Дивеева на автобусах кампании «Попутчик», собственном автомобиле добираются за 1 ч 30 мин.
Чудеса преподобного Серафима Саровского
В 1993 году в Дивеевский монастырь приехал паломник из Ташкента. У мужчина на руке была долго незаживающая рана. После поклонения мощам преподобного Серафима Саровского, рана стала рубцеваться. Вскоре она совсем зажила.
В 1999 году из Самары в Дивеевский монастырь приехала женщина Елена, которая, будучи давно замужем, не имела детей. Она долго молилась у мощей преподобного Серафима Саровского о даровании дитя. Ровно через год у нее родился сын.
Читайте нас удобно в соцсетях:
Метки: дивеево где находится, дивеево монастырь, дивеево монастырь где находится, дивеево нижегородская область, дивеевский монастырь
Где можно остановиться в Дивеево
Каждый сможет найти здесь место для отдыха, ночлега в соответствии со своим уровнем дохода. Более дешевый вариант – проживание в частном секторе. В сети Интернет размещен ряд объявлений о сдаче комнат, квартир, домов.
Адреса находятся также в паломническом центре. Любители деревенского быта выбирают именно такое жильё. Но встречается обман в объявлениях, когда предоставляемые условия не совпадают с заявленными. Возможен минимум удобств, подселение, проживание с хозяевами различного поведения и образа жизни.
Кампания «Дом в Дивеево», расположенная по адресу: пер. Голякова, дом 2, помогает снять квартиру, жилье в частном секторе.
Паломники, желающие остановиться неподалёку от монастыря, выбирают паломнические корпуса. Их 17. Заселяют сюда только через паломнический центр. Для оформления предоставляют паспорт с отметкой о регистрации или водительское удостоверение.
Возможно бронирование за 2 месяца до даты приезда. Номера комфортные, с удобствами. Здесь поселяются одинокие путешественники. Проживание семьёй невозможно, так как мужчины и женщины проживают раздельно. Разместиться в селе Дивеево можно в гостиницах, их более 20.
Среди туристов более высокую оценку получают:
- апартаменты – «На улице Комсомольской, 9», «На Российской, 2»,
- гостевые дома «Визит», «Изумрудный берег», «Благовест», «На Восточной 1д», «На Восточной 27», «На Парковой 34», «Радонеж»,
- мини-гостиница «Московская»,
- гостиницы «ВалентинА», «Планета», «Светочъ»,
- гостиничный комплекс «Олимп».
Возможно бронирование без кредитной карты, бесплатный WI-fi. Стоимость одной ночи для взрослого человека составит от 1000 до 4700 руб. В период больших празднеств, торжеств летом разбиваются 2-3 палаточных лагеря с полевой кухней. Здесь проживают паломники, могут разместиться частные гости, экскурсионные группы.
Где можно поесть в Дивеево
Бесплатное питание организовано на территории монастыря, в трапезной, по талонам, приобретаемым в паломническом центре. Блюда предлагаются простые: овощи и каша. На праздники добавляют домашний сыр, сметану, мёд.
Обед проводится с 11.00 до 13.00, ужин с 20.00 до 21.00. Монастырская трапезная расположена в храме Александра Невского на цокольном этаже. Летом – рядом с музеем блаженной Параскевы.
На территории монастыря Серафима Саровского функционируют платные кафе. В Доме паломника работает столовая. Блюда готовят постные, скоромные без мяса. В монастырских местах питания цены несколько ниже, чем в самом селе.
В Дивеево пункты приёма пищи чаще располагаются при гостевых домах и гостиницах:
Наименование | Меню |
«Охотничий домик». Кафе. Пл. Благовещенская, строение 1. При гостиничном комплексе «Дивеевская слобода». | Мясные блюда, японская кухня. |
«Раздолье». Кафе. Пл. Благовещенская, строение 1. При гостиничном комплексе «Дивеевская слобода». | Русская кухня. «Шведский стол»/«комплексное меню». Хлеб собственной выпечки. |
«Малиновый звон». Ресторан при гостиничном комплексе «Дивеевская слобода». Пл. Благовещенская, строение 1. | Блюда кухонь русской, европейской. |
Кафе «Олимп». Ул. Арзамасская, дом 1/2. При гостиничном комплексе «Олимп». | Блюда кухонь русской, европейской. Для паломников – постное меню. |
Кафе «Валентина». Ул. Строителей, дом 2А/1. При гостинице «Валентина». | Русская кухня. Выпечка. Комплексные обеды. |
Кафе при гостинице «Заречная». Ул. Полевая, дом 2. | Русская кухня. В постные дни готовят постные блюда. |
Кафе при гостинице «Московская». Ул. Школьная, дом 5Б. | Европейская кухня. |
«Дивеево НБ», кафе при гостинице. Ул. Комсомольская, д. 4. | Блюда европейской, русской кухонь. Для туристов предлагается комплексное питание. |
Кафе «Камея». Ул. Арзамасская, дом 49Б. | Русская кухня. Натуральный кофе в турке. В блюдах используется освящённая соль, ключевая вода. |
Кафе «Гостиничный комплекс «Русская тройка». Ул. Октябрьская, дом 34/1. При гостиничном комплексе «Русская тройка». | Русская кухня. В постные дни готовят постные блюда. Для туристов предлагается комплексное питание. |
Кафе «Веранда». Ул. Труда, дом 5. | Русская и интернациональная кухни. |
Кофейня на Арзамасской. Ул. Молодёжная, дом 52. | Подают кофе разнообразных сортов, видов, выпечку, бутерброды, пельмени. |
Кафе «Пельменная». Ул. Мира, дом 1А, ТЦ «Кристалл», 3 этаж. | Домашняя русская кухня. |
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.
Дивеевский женский монастырь: инфраструктура
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен в большом красивом селе Дивеево, где хорошо развита инфраструктура. Здесь всегда можно найти жилье на любой вкус и на любое время.
Доступен общественный транспорт и организовано хорошее питание. В селе есть магазины, аптека, больница, многочисленные кафе и ресторанчики, столовая, отделение Сбербанка.
Приезжающие паломники часто кушают в православной монастырской трапезной. Еда там постная и не отличается разнообразием. Прибыв на место, можно снять недорогую комнату у местных жителей. Цена за ночь составляет 400-500 рублей с человека, а то и меньше.
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Дивеевский женский монастырь – это особый мир. У входа в него расположен Паломнический центр. Располагаться в нем на ночлег или проживание возможно при наличии документа, подтверждающего личность, – паспорта или водительских прав.
Расписание Дивеевского женского монастыря можно увидеть у входа. Уже с 5 часов утра он открыт для посещений и до самого позднего вечера. В 23:00 его ворота закрываются на ночь.
Все паломники знают, как нужно правильно себя вести в Святой обители. Ну а тем, кто приезжает на экскурсию, необходимо усвоить, что сквернословие, курение и алкогольные напитки здесь строго под запретом.
В монастыре чувствуется спокойствие и какая-то молитвенная тишина. При этом вокруг толпы людей. Вести себя следует тихо, чтобы не нарушать монастырский уклад жизни.
Из видео вы узнаете все про Дивеевский женский монастырь
Полезные советы паломникам, туристам
Собираясь посетить Дивеевский монастырь, берут с собой:
- ёмкости для набора воды из 6 целебных источников;
- пакеты для складывания сырой одежды после купания;
- полотенце;
- упаковку для земли с канавки, сухариков;
- флакон для маслица.
Парковку автомобилей осуществляют на бесплатной стоянке справа от центрального входа в монастырь. Также паркуются на обочине непосредственно вдоль дороги по которой едут в монастырь.
Правила поведения на территории монастыря Серафима Саровского представлены на плакате, который встречает на входе.
Здесь соблюдают тишину. Гаджеты ставят на беззвучный режим или выключают. Поддерживают чистоту, заведённые порядки, не курят и не распивают спиртные напитки. Дети бывают в монастыре только со взрослыми.
Женщины посещают святыню в юбке или платье. Длина – ниже колен, рукава, закрывающие локти. Голову непременно покрывают. Яркий макияж, украшения недопустимы. Мужчинам разрешается посещение в брюках, рубашках. Крещёные люди обязательно надевают нательный крестик.
При совершении служб по храмам не ходят. Стоят и при желании тихо подпевают хору. Больные и слабые сидят на скамеечках.
Фотографируют, производят съемку бесплатно на телефоны и планшеты. Съёмку на видеокамеры, фотоаппараты осуществляют, приобретая талон в паломническом центре. Журналистам, съёмочным группам разрешение на профессиональные работы необходимо приобретать в пресс-службе Нижегородской и Арзамасской епархии.
К святыням подходят с молитвой. У святых мощей крестятся, дважды поклоняются, прикладываются, затем вновь кланяются. Долго у святынь, к которым выстаивают очередь, не задерживаются.
Святые места Дивеевской обители
Троицкий собор – великолепное святилище. Выстроен он на месте, которое выбрал сам батюшка Серафим. Архитектура подобна московскому храму Христа Спасителя. Разработчик – архитектор Александр Иванович Резанов.
4 придела освящены в честь: иконы Богоматери «Умиление», Богоматери Владимирской-Оранской, Серафима Саровского, третьего обретения главы Иоанна Предтечи.
В храме старец молился и умер у чудодейственного образа «Умиление». Её копия, выполненная в начале XX века, находится в соборе. С 1991 года, каждый день в Троицком соборе совершаются богослужения. Здесь покоятся мощи, личные вещи преподобного. Доступ к мощам, вещам старца открыт ежедневно с 5.00 до 20.00.
Спасо-Преображенский собор заложен на одной линии с Троицким в 1907 году. Сестры собственноручно его расписывали. До революции строительство не завершилось. Преображенский отреставрировали в 1991 году, освятили через 7 лет. Храм устремлён вверх, отличается легковесностью.
В нём 5 пределов, которые освящены в честь:
- праздника Преображения Господня ;
- всех святых ;
- иконы Богоматери «Тихвинская» ;
- Новомучеников и исповедников Русской Церкви;
- Архистратига Михаила и всех сил небесных.
Богослужения совершаются ежедневно.
Церковь иконы Казанской Божией Матери изящна благодаря архитектурному стилю русского барокко. С неё начиналась обитель. Основательница Александра заложила её в 1773 году, завершив строительство в 1779.
Освятил церковь иеромонах Пахом в 1780 году. Тогда в церкви имелось 3 престола, освящённых в честь святого Николая, мученика Стефана, иконы Богоматери Казанской. В XX веке снимают и уничтожают колокольни, колокола, купола, кресты.
Год возвращения церкви монастырю — 1992. В 2003 обновляют колокольню, воздвигают кресты на неё и купол. В 2004 – освящают и водружают колокола, главный из которых украшен изображениями святых. В том же году с торжествами освящают основной престол возрождённого храма. Знаменитыми художниками, резчиками украшается внутреннее убранство.
Сооружают 8 новых приделов в 2007, годом позже их освящают. Церковь возводят в сан собора. Здесь находятся святые мощи блаженных Пелагеи, Марии, Параскевы, инокини Матроны.
Святая Канавка, начинающаяся за алтарём Преображенского собора, — уникальная святыня. Исполняя завет Богоматери, Серафим указал сестрам общину обрыть канавой. Явление духа Серафима ускорило работы. В 1833 году, за 3 года тяжелого труда Канавка была вырыта. В 1927 году её полностью засыпали. Позже проложили коммуникации.
Только с начала 1991 возрождено монахинями прохождение ежедневно по святой Канавке.
В 2006 году завершено полное воскрешение святыни точно по преданиям Серафима Саровского. По форме это семиугольник с периметром в 775 м. Канавка обнесена высоким валом. По его склонам растёт трава, цветы, плодоносят ягодные кусты. Это место утоления скорби, наполнения сердца радостью особой. Серафим завещал проходить здесь с чтением молитвы Богородице 150 раз.
Благодатью наполнена пустынька Параскевы блаженной – дом-музей, где сохранен дух святой старины. Его открыли в 2004 году. Значительная экспозиция рассказывает об истории обители.
Здесь собрано большое количество редкостных святынь: истинных вещей Серафима, старинные тетради рукописные дивеевских стариц с записями его жизни, портреты дивеевских преподобных, священнослужителей, иконы. Также в экспозициях– портреты благодетелей, игуменьи Марии, печать её и автограф.
Интересны вещи быта сестёр:
- часы;
- посуда из покоев игумен;
- монашеские одежды;
- фисгармония;
- рукоделия сестёр;
- синодики;
- подарки;
- комоды;
- диваны;
- ковры;
- одеяла.
Восстановлена келья Серафима. Заботливыми руками монахинь разложены вещи их и старца так, как и при его жизни. Одна из экспозиций отражает торжества по случаю обретения мощей преподобного.
Завершающей композицией является келья блаженной, в которой всё восстановлено так, как было при жизни. Замечательно, что в келье Параскева принимала царя Николая II с императрицей. Здесь находится литографический портрет царя.
В доме много икон. Блаженная, в игре с куклами, предсказывала, обличала пороки, помогала в разрешении жизненных трудностей. Поэтому в келейке находятся старые куклы. До нас дошли вещи Параскевы: рубашка и платье, фотографии куклы и самой блаженной, прядь волос, книжная закладка, гребешок, кусочек холста. Священный дух от пребывания многих святых людей, Параскевы делает это место особенным.
Современная жизнь обители
Возрождение началось в 1988 году, когда был зарегистрирован церковный приход. 22 апреля 1989 года архиепископом Горьковским и Арзамасским Николаем была освящена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Для этого в январе у родственников последнего священника выкуплен деревянный дом на окраине села, рядом с Казанским источником. До закрытия монастыря этот дом стоял недалеко от святой Канавки и в нём находилась свечная мастерская монастыря. Затем строение было разобрано и перенесено на окраину, чтобы обеспечить жильём священников, которых выселяли из центра села. К купленному дому был пристроен алтарь и построена деревянная колокольня. Освящение церкви состоялось в Лазареву субботу и совпало с днём памяти последнего дивеевского священника Иоанна (Смирнова). Перед освящением в церковь был внесена икона Серафима Саровского, выполненная в полный рост и с вложенной полумантией преподобного.
В октябре 1989 года церковной общине был передан Троицкий собор. Весной 1990 года при сиявшей в чистом небе радуге на него был установлен крест. Освящёние Троицкого собора состоялось 31 марта 1990 года архиепископом Николаем.. 1 августа был вновь освящен придел в честь иконы Божией Матери «Умиление».
21 июля 1991 года состоялось решение Священного Синода о возобновлении монастыря.
31 июля 1991 года в Дивеево торжественно прибыли мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретённые в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии.
17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игуменьи монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.
В апреле 1992 года по завету Серафима Саровского перед образом Спасителя в Рождественской церкви была зажжена неугасимая свеча. В июле монастырю было передано здание Казанской церкви. 21 октября повторно освящена пристроенная к ней Церковь Рождества Богородицы. В сентябре монастырю был передан Никольский скит в Автодееве, а 25 декабря — территория бывшего Кутузовского скита.
1 июня 1993 года была повторно освящена Церковь Рождества Христова. В нижнем Храме Рождества Богородицы в 1993 году прошел первый после открытия монастыря иноческий постриг.
20 февраля 1995 года указом президента Казанской церкви присвоен статус памятника архитектуры федерального значения.
Летом 1996 года отремонтирован фасад и восстановлен купол над домовой церковью во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. 27 сентября в праздник Воздвижения Креста Господня на купол установлен крест. С 1997 года начались работы внутри церкви. В 1996 году была открыта общеобразовательная монастырская православная школа.
26 сентября 2000 года были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. 22 декабря состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии. Также в 2000 году были завершены исследования начатые в 1997 году по выяснению состояния Казанской церкви.
В 2002 году рядом с восстанавливаемой Казанской церковью были заложены фундаменты нескольких приделов, но затем их строительство было приостановлено до завершения главного здания, работы по восстановлению которого начались в 2003 году.
Благословение крестного хода с мощами Серафима Саровского
В 2003 году состоялось празднование 100-летия канонизации Серафима Саровского. Богослужения возглавлял Святейший Патриарх Алексий II, в числе гостей и паломников был будущий Патриарх — митрополит Кирилл.
В июле 2004 года прошли Курские торжества. 20 июля после Божественной Литургии в Троицком соборе святые мощи преподобного Серафима Саровского были перенесены к колокольне. Затем специально подготовленным автомобилем доставлены в аэропорт Сарова. Далее самолётом Ан-26 ВМФ России по маршруту Саров — Пенза — Воронеж — Курск. После молебна на лётном поле начался крестный ход к Красной площади Курска. За 3 часа было пройдено 11 км. За это время архиереи освятили часовню в честь Серафима Саровского возле Кафедрального Сергиево-Казанского собора построенного в XVIII веке родителями Преподобного — Исидором и Агафьей. Архиереями крестный ход был встречен возле Воскресенско-Ильинского храма в котором венчались родители и был крещён будущий старец. После чего крестный ход проследовал к восстановленному Знаменскому собору в котором за три дня к святым мощам приложилось от 130 до 150 тыс. человек. 23 июля самолётом мощи были доставлены в Саров, откуда в тот же день перевезены в Дивеевский монастырь.
31 июля 2004 года начались торжества посвящённые 250-летию со дня рождения Преподобного Серафима Саровского. В этот день митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил чин Великого освящения Казанского храма восстановленного в 2004 году. Также было освящено здание новой школы, а здание старой передано монастырю. В этот же день, 31 июля 2004 года в лике местночтимых святых Нижегородской епархии прославлена блаженная старица Мария Дивеевская. Её святые мощи были обретены 14 сентября, а с октября началось её общецерковное почитание. Со времени обретения мощи блаженной находятся в Казанской церкви. Советская власть запрещала посещение блаженной, общение с ней происходило тайно, через записки. Сестрам она предсказала лагеря и ссылки и последующее возрождение монастыря.
Летом 2004 года сёстрами обители при возведении часовни был обнаружен фундамент мельницы, закладка которой положила начало девичьей общине.
8 сентября 2004 года Владыкой Георгием совершён чин Великого освящения южного придела церкви Казанской иконы Божией Матери во имя святого первомученика и архидиакона Стефана. На чине освящения присутствовали представители Румынской Православной Церкви. 17 октября Владыкой освящен Никольский придел.
31 июля 2005 года торжества начались с малой вечерни в Троицком соборе. В этот день в монастырь пришло 5 крестных ходов: из Нижнего Новгорода, Арзамаса, Сарова, Павлова и Ардатова. Верующие из Нижнего Новгорода за 12 дней прошли более 200 км.
3 февраля 2006 года епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин Великого освящения храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины.
31 июля 2006 года малую вечерню в Троицком соборе совершил Святейший Патриарх Алексий II, возглавивший торжества посвящённый 300-летию Саровской пустыни.
В апреле 2007 года возобновлены работы по строительству восьми приделов Казанской церкви. За основу был взят проект архитектора Виктора Коваля. К сентябрю строительные работы были завершены.
По благословению Патриарха Алексия II в сентябре 2007 года были обретены мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой). После обретения её мощи находились в домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины.
В апреле 2008 года состоялось перезахоронение останков третьей настоятельницы Казанской общины Ксении Михайловны Кочеуловой.
В 2008 году были освящены ещё 5 приделов Казанской церкви: 20 июля — в честь священномученика Серафима (Чичагова), составителя «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», 21 августа владыкой Георгием — в честь святых жен дивеевских Марфы, Елены и Александры, 2 октября — в честь дивеевских подвижниц и молитвенниц преподобномучениц Марфы и Пелагеи (Тестовых) и преподобноисповедницы Матроны (Власовой). Освящение придела в честь святых Царственных страстотерпцев архиепископ Георгий совершил 3 декабря, а уже 11 декабря было освящен придел во имя святых Дивеевских блаженных Пелагеи, Марии и Параскевы.
17 января 2009 года Владыка освятил шестой придел в честь преподобномученицы Евдокии (Шиковой) и её послушниц: Дарии (Тимолиной), Дарии (Сиушинской) и Марии, принявшим мученическую кончину накануне праздника Успения Божией Матери в 1918 году.
22 июля 2009 года при посещении монастыря президентом Медведевым была подарена икона святого великомученика и целителя Пантелеимона.
9 сентября 2009 года в преддверии визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Троицком соборе Архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием совершена Божественная литургия, на которой присутствовали митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин и архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Затем состоялась встреча Патриарха с правящими архиереями 12 епархий, расположенных на территории ПФО. 10 сентября Патриархом Кириллом совершена Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе.
Вечером 6 ноября 2011 года архиепископом Георгием и настоятельницей Сергией из Арзамаса в монастырь был привезен Пояс Пресвятой Богородицы. Крестным ходом святыня была пронесена по Канавке Божией Матери. После чего ковчег был установлен под сенью в Преображенском соборе. На следующий день под звон колоколов Пояс Пресвятой Богородицы был вынесен из врат обители, чтобы проводить ковчег собралось несколько тысяч человек. Святыня пробыла в обители меньше суток, за это время к ней приложились десятки тысяч человек.
26 апреля 2012 года в Троицком соборе митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием был отслужен молебен на начало доброго дела, затем крестным ходом молящиеся прошли по Святой Канавке и закончили молебен на месте строительства нового храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Владыка окропил место строительства и первый ковш земли из котлована будущего храма. Благовещенский собор строится по проекту известного церковного архитектора Андрея Анисимова.
В обители проживает более 400 насельниц. С 1989 года в Дивееве было восстановлено и освящено семь храмов. Центром духовной жизни остается Троицкий собор со своей главной святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Обитель является местом паломничества. Для священников гостиницы обустроены на территории монастыря, для паломников построена гостиница на 460 мест в поселке Северный. По состоянию на 2009 год поездки из Нижнего Новгорода в монастырь епархией организуются три раза в неделю. Епархией и администрациями различного уровня организовываются единичные поездки для инвалидов, ветеранов и пенсионеров.
Святые дивеевские источники
Дивеевский монастырь на своей территории имеет источники, посвящённые людям святым:
1. Источник преподобного Серафима Саровского вблизи поселка Цыгановка. Расположен в тихом красивом месте. Окружен множеством деревьев. Родник благоустроен, к нему проведена шоссейная дорога. Там, где вон ыходит, создано озеро. К купальням установлен пешеходный мост. На берегу возведена часовня Серафима. Температура воды +5-6 градусов.
2. Казанский источник – самый древний. Находится на территории села Дивеево. Часовня у родника известна с 1845 года, с 2003 – полностью благоустроена. Сейчас здесь расположены каменные тропинки, новые купальни, часовня.
3. Пантелеймоновский источник находится по соседству с Казанским. Здесь построили купальню в виде большого бассейна. Вода в роднике менее холодна, чем в других родниках. Она обладает приятным вкусом, целебными свойствами в лечении затяжных болезней детей.
4. Источник Умиление Божьей Матери также расположен недалеко от Казанского и Пантелеймоновского родников, в овраге реки Лубинка, ставшей ручьём. Источник посвящён самой почитаемой Серафимом иконе. Здесь находится часовня, 3 купальни из хвойных пород дерева.
5. Источник основательницы Дивеевского монастыря Александры. Верят в его начало из могилы матушки. Здесь сооружены деревянные купальни и часовня из дерева. Окружен деревьями. Дорожки к нему вымощены.
6. Источник иверской иконы Богоматери расположен в южной стороне от источника Александры. Здесь выстроена часовня Иверской иконы. Вода способна исцелять бесноватых людей.
Храмы и святыни
Центр духовной жизни Дивеево-Троицкий собор с главной святыней – святыми мощами преподобного Серафима Саровского, чудотворца. Сейчас в Серафимо-Дивеевском монастыре и на 19 его скитах и подворьях действует 36 храмов с 82 престолами, проживает 500 насельниц.
Все храмы:
- Троицкий собор.
- Спасо-Преображенский собор.
- Казанская церковь.
- Больничная церковь в честь иконы Божьей Матери «Целительница».
- Домовая церковь во имя святой Марии Магдалины.
- Большая церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости».
- Трапезный храм во имя святого Александра Невского.
Святыни монастыря:
- Святая Канавка Царицы Небесной.
- Чудотворная икона Божьей Матери «Умиление».
- Святые мощи преподобного Серафима Саровского.
- Святые мощи преподобных жен дивеевских Александры, Марфы, Елены.
- Святые мощи блаженных жен дивеевских Пелагеи, Параскевы и Марии.
- Святые мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой).
Святые источники Дивеево:
- Источник в честь Казанской иконы Божьей Матери
- Источник в честь святого Пантелеимона
- Источник в честь иконы Божьей Матери «Умиление»
- Источник матушки Александры
- Источник в честь Иверской иконы Божьей Матери
- Святой целебный источник преподобного Серафима Саровского
Пять святых источников – на территории монастыря, шестой, преподобного Серафима Саровского, на берегу реки Сатис, с несколькими купелями, в 12 км от Дивеево. На берегу – раздевалки, каменные лестницы, ведущие с берега в воду. Перед источником – небольшая часовня.
Температура воды в источнике круглый год – +3+5 градусов. Паломники окунаются в воду по 3 раза в 3 подхода, погружаясь в воду с головой. Купание бодрит и поднимает настроение. В маленькой желтой часовенке во имя преподобного Серафима можно бесплатно взять такие сухарики, какие ел батюшка Серафим в дни отшельничества.
Один день в Дивеевском монастыре
Дивеевский монастырь Серафима Саровского можно навестить и одним днём, успев многое:
1. Помолиться. Утренняя молитва начинается в 5 ч 30 мин. Вечерняя заканчивается около 20 ч. Можно также посетить молебны, литургию, панихиды, соборование.
2. Сделать часовую экскурсию. Групповые и индивидуальные экскурсии организуют представители паломнического центра с 9 ч до 17 ч. Это обзорная экскурсия по монастырю, тематические – с рассказом о Серафиме, обители, блаженных дивеевских. Фотоэкскурсии по истории монастыря, города Сарова.
3. Прикоснуться к мощам. С 8 ч до 20 ч ежедневно – к мощам батюшки Серафима в Троицком соборе. С 8 ч до 17 ч – к мощам блаженных в Казанском соборе. С 8 ч до 17 ч – к мощам дивеевских преподобных в храме Рождества Богородицы.
4. Познакомиться с музеем Паши саровской (Параскевы). Самостоятельно посещение возможно с 12 ч до 15 ч с экскурсией – с 9 ч до 16 ч.
5. Побывать в музее истории обители ХХ века. Самостоятельно посещение возможно в субботу, в дни праздников государственных, с 12 ч до 15 ч. Экскурсии организуются ежедневно с 9 ч до 16 ч.
6. Окунуться в воды святых источников. Купальни находятся в открытом доступе, каждый день с 5 ч до 22 ч.
7. Пройти с молитвой по Святой Канавке. Канавка функционирует каждый день с 5 ч до 22 ч. Сёстры совершают шествие по Канавке после вечерней трапезы, к ним можно присоединиться.
8. Поработать во славу Божию час или 2. Желающим потрудиться необходимо иметь паспорт, соответствующую одежду. О том, какие работы возможно выполнить, узнают в паломническом центре.
Скиты и подворья
- Покровский скит в селе Канерга. В декабре 1991 года монастырю предложили разобрать на дрова бездействующую начальную школу. Увидев, что рядом сохранилась колокольня на которой стоял крест сёстры решили восстанавливать здесь скит. Позднее выяснилось, что купленная школа была зубоврачебным корпусом Дивеевского монастыря. А около Канергской церкви жили сестры после разгона обители.
- Свято-Никольский скит в селе Автодеево — впервые деревянная Никольская церковь упоминается в 1616 году. Современная каменная двухпрестольная церковь построена в 1822 году. Главный придел был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, а другой — во имя Святителя Николая. Закрыта осенью 1936 года и использовалась как зернохранилище. Передана монастырю в сентябре 1992 года. 26 декабря 1993 года митрополитом Николаем освящён престол Никольского придела. 21 октября 2006 года архиепископом Георгием вновь освящён главный алтарь в честь Святой Живоначальной Троицы.
- Скит в честь Всемилостивого Спаса в селе Нуча. Основан 17 мая 2007 года. Из-за малого числа насельниц был приписан к Никольскому скиту в селе Автодеево.
- Кутузовский скит в селе Кутузовка — передан монастырю 25 декабря 1992 года
- Меляевский скит в селе Меляево — располагается в двенадцати километрах от Кутузовского, оба они были основаны святой Натальей Дивеевской и принадлежали Серафимо–Дивеевскому монастырю, оба были разорены в годы гонений на Русскую Православную Церковь. В августе 2012 года митрополит Георгий освятил колокола и кресты храма в честь иконы Божией Матери «Умиление». В июле 2013 года храм был освящён Великим чином.
- Знаменский скит в селе Хрипуново — передан монастырю сентября 1993 года.
- Скит святых мучеников Флора и Лавра (подворье «Солнечная поляна») стал создаваться с мая 1997 года в 4 км от монастыря на реке Ломовке, где ранее располагались свечной корпус и прачечная. В 2004 году рядом по благословению митрополита Николая было заложено монастырское кладбище. В 2005 году архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения главного престола деревянной Церкви в честь святых мучеников Флора и Лавра. 23 июня 2007 года на монастырском кладбище архиепископом Георгием освящена вновь построенная однопрестольная деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».
- Архангельский скит — в 2005 году архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения Престола в честь Архангела Михаила.
- Троицкий скит. Троицкая церковь вновь освящена 3 января 2002 года митрополитом Николаем. 19 декабря 2006 года Законодательным собранием принято решение о создании в Шатовском сельсовете Арзамасского района посёлка Троицкий Скит.
- Храм в честь преподобного Серафима Саровского — скит в селе Цыгановка
- Серафимо-Понетаевский монастырь в селе Понетаевка — в части одного из корпусов расположен скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.
- Свято–Троицкий Белбажский монастырь — с апреля 2009 года действует как скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. 15 августа 2009 года освящен трапезный храм в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.
- Кладбищенская церковь в честь преподобного Сергия Радонежского в посёлке Выездное.
Нижегородское подворье
- Церковь в честь святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена — Нижегородское подворье, открыто в 1997 году. Храм построен в 1860 году, в XX веке разорён. В 1998 году на средства монастыря началась реставрация. Вновь освящен владыкой Георгием 11 июня 2004 года. В 2005 году архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения двух престолов: в честь святителя Николая Чудотворца и апостола от 70-ти Иасона и во имя апостола Луки и преподобномученика Андрея Критского.
- Церкви Рождества Христова и Смоленской иконы Божией Матери — Арзамасское подворье. Смоленская церковь построена в 1797 году. Церковь Рождества Христова — в 1845—1852 годах по проекту архитектора Константина Тона. Разорённый ансамбль Смоленской церкви передан монастырю в 1998 году. В 2011 году началось восстановление Смоленской церкви.
- Храм-часовня в честь Собора Дивеевских святых — Патриаршее подворье. В 1909 году храмоздателем Спасо-Преображенского собора Фёдором Васильевичем Долгинцевым для Московского подворья был куплен участок земли с постройками по адресу проспект Мира, д. 20. В 2008 году архиепископ Георгий совершил чин освящения закладного камня первого храма в честь нового праздника Собора Дивеевских святых. В 2011 году был совершён чин малого освящения престола. К этому времени строительные работы в храме ещё продолжались. В храме имеется частица мощей преп. Серафима.
Что привозят из Дивеевского монастыря
Из святого места привозят:
- Иконы, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» митрополита Серафима (Чичагова). Приобретают их в церковных лавочках на монастырской территории.
- Горсть земли с Богородичной Канавки. Для этого отведено специальное пространство, где прежде стояла первая монастырская мельница. Земличку святую затем смешивают с песком, землей чистой. Для прикладывания к ранам и болячкам землю разводят также святой водой. Рассыпая землю в мешочки, используют для защиты жилья, своей территории. Мешочек помещают под подушку для изгнания дурных снов, мыслей.
- Масло, которое освящают на мощах батюшки Серафима, дивеевских матушек. Масло разливают в Преображенском соборе. При применении добавляют каплю святого масла к обычному, получая масло с целебными свойствами.
- Горстку сухариков Серафима дают желающим в часовенке Серафима, находящейся в конце Святой Канавки.
Светлый монастырь старца Серафима Саровского – уникальное место в Дивеево, которое необходимо посетить каждому православному.
Оформление статьи: Мила Фридан
Святыни монастыря
Святая Канавка
Святая Канавка — одна из главных святынь монастыря.
25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав как следует обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.
Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим Саровский приказал сёстрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста.
«Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»
Копать Канавку начал сам отец Серафим 2 (15) июня 1829 года перед праздником Святой Троицы. Глубина канавки и высота вала должны были быть 3 аршина (215 см). Работы продолжались до смерти преподобного Серафима и были завершены перед праздником Рождества Христова 1833 года. Во многих местах канавка была вырыта всего на 1-2 аршина, и после этого её никогда не углубляли до требуемого размера.
С 1842 года, при Иване Тихонове, уход за Канавкой был прекращён, вал частично срыт, а через Канавку сделаны мосты и переходы.
Уход за Канавкой был возобновлён в 1862 году при игумении Марии (Ушаковой), произведена очистка от сора, убраны мосты и переходы.
До 1900 года в конце святой Канавки стояла звонница, затем её заменила пятиярусная колокольня.
В 1927 году вал был срыт, Канавка на значительном протяжении засыпана. В послевоенные годы через Канавку были проложены коммуникации, в частности через южную часть — канализационная труба. Введены запреты на молитвы на святой Канавке.
1 января 1992 года возобновлена традиция, по которой все сестры после вечернего богослужения обходят Канавку с молитвой Богородице Дево, радуйся.
10 августа 1993 года, на праздник Божией Матери «Умиление», впервые после длительного перерыва, по святой Канавке прошёл крестный ход с пением Параклиса.
Крест в середине Святой Канавки
В 1997 году администрацией Дивеева дано разрешение на восстановление Канавки при условии согласования с ними каждого участка работ. Работы на первом участке — от начала до первого поворота начались 23 августа, в день памяти священномученика архидиакона Лаврентия. Исходное расположение уточнялось с помощью поперечных раскопок.
Основные работы были завершены к 2003 году — столетию прославления Серафима Саровского. Тропинка, проходящая по валу была выложена плитами и обнесена кованной оградкой. В 2004 году установлены мраморные поклонные кресты, а на месте мельницы — деревянная часовня, освящение которой состоялось 30 июля 2004 года.
В 2005 году воротами была закрыта асфальтированная дорога через Канавку, ведущая к школе. 26 июня 2006 года, в день памяти преподобной Александры и канун кончины первого духовника Серафимо-Дивеевского монастыря протоиерея Василия (Садовского), отслужен молебен на восстановление Канавки в месте пересечения с дорогой. 28 июня начались земляные работы.
В 2011 году по Святой Канавке многотысячным крестным ходом был пронесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы.
По сложившейся традиции при погребении плащаницы Божией Матери по Святой Канавке проходит крестный ход. Накануне монастырские сестры украшают Святую Канавку живыми цветами. Также крестный ход проходит после утреннего богослужения на первой и последней неделе Великого поста.
Икона Божией Матери «Умиление»
Икона «Умиление» Пресвятой Богородицы являлась главной святыней Троицкого собора. Перед этой иконой молился и скончался Серафим Саровский. Он называл её «Всех радостей Радость», а елеем из лампады, горевшей перед иконой, преподобный помазывал больных. По завету отца Серафима, после его кончины образ был передан Саровским игуменом Нифонтом в Мельничную общину.
После закрытия монастыря игуменией Александрой (Траковской) вместе с другими сёстрами образ был увезён в Муром. После её смерти монахиней Марией (Бариновой) с благословения Патриарха Пимена икона была передана протоиерею Виктору (Шиповальникову), а в 1991 году — Патриарху Алексею II. С тех пор образ находится в домовом храме резиденции Святейшего Патриарха, а в правом киоте Троицкого собора Дивеевского монастыря находится его чудотворный список.
Ковчег с мощами старцев Глинской пустыни
В апреле 2009 года в дар монастырю передан ковчег с частицами мощей святых Глинской пустыни: Макария, Серафима, Иннокентия, Феодота, Архиппа, Василия, Илиодора, Иоанникия и Филарета. Ковчег изготовлен по благословению игумении Серафимо-Дивеевского монастыря Сергии (Конковой). Ранее по благословению настоятеля Глинской пустыни архиепископа Конотопского и Глуховского Луки (Коваленко) было изготовлено пять ковчегов с частицами мощей преподобных старцев. Они были отправлены на Валаам, в Соловецкий монастырь и в три храма Москвы.