Святитель Игнатий (Брянчанинов). Православный календарь на 13 мая


Святой апостол Иаков Зеведеев

Святой апостол Иаков Зеведеев – один из двенадцати ближайших учеников Христа. К апостольскому служению он был призван вместе со своим братом апостолом Иоанном Богословом. Они вместе с апостолом Петром стали первыми свидетелями многих чудес, сотворенных Иисусом и очевидцами большинства событий земной жизни Спасителя. Они присутствовали при воскрешении дочери Иаира, видели Преображение Господне на горе Фавор, присутствовали в Гефсиманском саду. После сошествия Святого Духа на апостолов, святой Иаков проповедовал в разных странах. По преданию его противники наняли философа Гермогена, чтобы тот публично высмеял и опроверг доводы апостола. Но услышав речь Иакова сначала ученик Гермогена, а потом и он сам приняли крещение и стали христианами. В сороковых годах апостол Иаков вернулся в Иерусалим. Там он был схвачен и казнен по приказу царя Ирода Агриппы. Согласно одному из преданий, после мученической кончины апостол Иакова, его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию и была выброшена на берег в устье реки Улья. В девятом веке ковчег с нетленными мощами нашел монах-отшельник. На этом месте была построена церковь и со временем появился город. Он получил название в честь апостола Иакова – по-испански – Сантьяго-де-Компостела.

Русская Православная Церковь

Версия для печати

Четверг 2-й седмицы по Пасхе.

30. Четверг 2-й седмицы по Пасхе. Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского.

Свт. Доната, еп. Еврии. Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (службу зри 31 января).

Служба ап. Иакова Зеведеева полиелейная, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы[172] свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского, в соединении со службой Триоди (Б)[173].

А. На великой вечерне

«Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 2-й – 3, и апостола, глас 4-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – апостола, глас 8-й: «Приидите, Небеснаго таинства проповедателя…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «О преславнаго чудесе! Неверие веру…».

Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3[174].

На стиховне стихиры апостола, глас 8-й (со своими припевами)[175]. «Слава» – апостола, глас 1-й: «Христу последовал еси…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «О преславнаго чудесе! Огню трава…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…».

На утрене

на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…» (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален апостола (дважды; см., напр., в Минее общей). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 1-й: «Видев Моя ребра…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)[176].

По 2-м стихословии – седален апостола, глас 4-й: «Лучу, яко солнце…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 1-й: «Видев Моя ребра…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Зарями свыше…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 1-й: «Видев Моя ребра…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие – апостола. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола Иакова…». Стихира апостола, глас 1-й: «Христу последовал еси…» (см. славник на стиховне вечерни)[177].

Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й; седален апостола, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде учеников…».

По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола: «Иакова воспоем…» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди (Антипасхи; по выбору).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени)[178], и апостола, глас 8-й – 3 (см. на стиховне вечерни; без стиховных припевов). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Премудрый ловче…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «О преславнаго чудесе! Иоанн на перси…» (см. на хвалитех).

Примечание.

Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…».

На часах

– тропарь праздника Триоди (Антипасхи). «Слава» – тропарь апостола. Кондаки праздника Триоди (Антипасхи) и апостола читаются попеременно.

На Литургии

блаженны праздника Триоди, песнь 7-я – 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 3-я – 4.

По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь апостола; кондак храма святого. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи) и апостола.

Апостол и Евангелие – дня и апостола.

Задостойник Пасхи.

Б. На великой вечерне

«Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 2-й – 3, и святителя, глас 5-й – 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 4-й: «К правде вечней…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «О преславнаго чудесе! Неверие веру…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 6-й (со своими припевами)[179]. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «О преславнаго чудесе! Огню трава…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…».

На утрене

на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален святителя, глас 2-й: «Молитвами и скорбьми…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 1-й: «Видев Моя ребра…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)[180].

По 2-м стихословии – седален святителя, глас 8-й: «Рекл еси, отче…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 1-й: «Видев Моя ребра…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 5-й: «Преподобне отче…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 1-й: «Видев Моя ребра…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум»; стих: «Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд». Евангелие – святителя (Ин., 35 зач. (от полу), X, 1–9). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Познал еси тайну…».

Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й; седален святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде учеников…».

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя: «Имя Богоносца преславнаго…» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди (Антипасхи; по выбору).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени)[181], и святителя, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «О преславнаго чудесе! Иоанн на перси…» (см. на хвалитех).

Примечание.

Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…».

На часах

– тропарь праздника Триоди (Антипасхи). «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника Триоди (Антипасхи) и святителя читаются попеременно.

На Литургии

блаженны праздника Триоди, песнь 7-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я (или 6-я)[182] – 4.

По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи) и святителя (общие).

Апостол и Евангелие – дня и святителя (общие: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16).

Задостойник Пасхи.

172 См.: Минея-Апрель. Ч. 2. М., 2002. С. 381–393. 173 Служба ап. Иакова Зеведеева в этом случае может быть перенесена по усмотрению настоятеля. 174 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 175 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются. 176 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются. 177 Ср.: Типикон, 30 апреля; Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 147. 178 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются. 179 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются. 180 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются. 181 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются. 182 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.

← предыдущий день следующий день →

Святитель Никита, епископ Новгородский

Святитель Никита, епископ Новгородский, жил в одиннадцатом веке. Он родился в Киеве и рано принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. Несмотря на возражения игумена, Никита решился на подвиг выше своих сил и духовного опыта и ушел в затвор. Однажды молодому отшельнику явился некий сияющий гость, которого Никита принял за ангела. Он убедил Никиту, что тот уже достаточно умудрён, чтобы оставить молитву и начать учить других. Молодой монах неожиданно начал пророчествовать, наизусть цитировать Ветхий Завет. Только вот Евангелие он отказался изучать и читать. Опытные монахи насторожились такой перемене. Киево-Печерские старцы собрались вокруг Никиты и долго молились. Они стали свидетелями того, как сила молитвы изгнала от молодого монаха его гостя, оказавшегося бесом. Никита очнулся в беспамятьи и поначалу даже забыл грамоту. Дальнейшая его жизнь была примером послушания и смирения. Позже он был поставлен епископом в Новгород. Однажды во время засухи по молитве епископа Никиты начался дождь, а в другой раз – прекратился городской пожар.

Сегодня Церковь вспоминает обретение мощей святителя Никиты в тысяча пятьсот пятьдесят восьмом году. Святыня покоится в Софийском соборе.

Какие молитвы читать дома на Сретение Господне?

Если в храм не планируете идти, тогда читать молитвы следует дома. Однако есть строгий порядок действий и молитв, который следует соблюдать в этом случае:

  • Покайтесь и попросите прощения за все прегрешения ваши;
  • Произнесите слова благодарности Господу за то, что у вас есть;
  • Читайте от чистого сердца и с добрыми помыслами молитвы о благосостоянии, здоровье и счастье;
  • Просите не только за себя, но и за своих близких людей;
  • Не забудьте помянуть молитвой родных, которые уже покинули этот мир.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Святитель Игнатий Брянчанинов, в миру – Димитрий, родился в тысяча восемьсот седьмом году в Вологодской губернии. Он происходил из старинного дворянского рода. В пятнадцать лет мальчика отправили в Санкт-Петербург, в Военно-инженерное училище. Но уже тогда он высказывал отцу свое желание стать монахом. Он с блеском закончил обучение и обнаружил незаурядное литературное дарование. В училище Брянчанинов стал главой кружка «почитателей святости и чести». В двадцать четыре года он исполнил свою мечту и принял монашеский постриг. Вскоре он стал архимандритом, настоятелем Свято-Сергиевского монастыря, а затем благочинным монастырей Санкт – Петербургской епархии. Игнатия отличали проницательность, самонаблюдение, благородство и одухотворенность. Это привлекало к нему как многочисленную паству. Его хорошо знал и ценил митрополит Московский Филарет Дроздов. Знакомством с архимандритом Игнатием дорожили Гоголь, Достоевский, поэт Плещеев, адмирал Нахимов. Восхищенный личностью Игнатия, Лесков посвятил ему свой рассказ «Инженеры бессребреники». Без малого четыре года Игнатий в сане епископа возглавлял Кавказскую и Черноморскую епархию с кафедрой в Ставрополе. В шестьдесят первом году по состоянию здоровья он вышел на покой и остаток жизнь посвятил написанию духовных сочинений. Богословское наследие святителя Игнатия востребовано и сейчас.

Суть Ураза-байрама

Помимо общих традиций, во время празднования Ураза-байрама следует соблюдать ряд правил.

К празднику начинают готовиться накануне. Верующие убираются в доме и во дворе, готовят праздничные блюда. Перед праздником мусульмане совершают полное омовение, надевают лучшие свои наряды и ходят в гости к родственникам (в том числе и на могилы усопших) и друзьям, даря им подарки, улыбки и поздравления.

Коллективная молитва обычно проходит не только в мечетях, но и во дворах перед ними, а иногда и на больших площадях в центре города. Завершается праздничный намаз обращением к Аллаху, когда имам просит Всевышнего простить грехи и ниспослать блага.

После молитвы верующие идут в свои дома, где их уже ждут столы с едой и напитками. Отдельных указаний или правил, которые регулируют праздничное меню, нет. Но считается, что на Ураза-байрам принято готовить свои лучшие блюда. Само собой, что по-прежнему действует запрет на нехаляльную еду, например, свинину. Алкоголь для верующего мусульманина также под полным запретом.

Святитель Донат, епископ Еврийский

По преданию, недалеко от Еврии находился отравленный источник воды. Епископ Донат и другие священники молились у родника и изгнали от него огромного змея. Епископ благословил воду и смело выпил без всякого вреда.Святитель Донат жил в четвёртом веке. Он был епископом города Еврия, в области Эпир, на северо-западе Греции.

В другой раз по молитве Доната в сухом каменистом месте забил источник. Рассказывают также как епископ Донат во время засухи испросил у Господа дождь. Посевы были спасены, а люди избавлены от голода.

Известно и другое чудо епископа Доната. Один человек незадолго перед смертью вернул долг.

Его кончина была скоропостижной и неожиданной. Заимодавец решил смошенничать и снова стал требовать у вдовы деньги, уверяя, что ничего не получил от покойного. Епископ Донат воскресил умершего и тот подтвердил возврат долга.

Традиции праздника

Вокруг Ураза-байрама сложилось множество традиций. Так, верующие поздравляют друг друга знаменитым выражением «Ид мубарак!», что в переводе означает «Желаю тебе благословенного праздника!». Очень важной традицией является выплата специальной милостыни — Закят-аль-Фитр. Это могут быть как продукты питания, так и деньги, которые мусульманская община отправляет самым обделенным людям той же местности — больным, бедным, а также тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию.

Пожалуй, самым главным символом Ураза-байрама является переполненный стол. После длительного и очень сложного поста, во время которого мусульмане отказывались от еды и воды, они получают шанс есть и пить что угодно и когда угодно. Конечно же, исключая запрещенные в Исламе нехаляльные продукты и алкоголь. Но приступать к трапезе можно только после коллективной молитвы — Ид-намаза.

Молитва двенадцати апостолам на исполнение желания

Святии славнии и всехвальнии Апостоли, начальнейшаго Архиерея исповедания нашего, Иисуса Христа, избраннии ученицы и строителие таин Его: Петре и Павле, Иакове и Иоанне, Андрее и Матфее, Филиппе и Варфоломее, Фомо и Иакове, Иудо и Симоне, молите Христа Бога, да от шуияго мира сего пребывания деснаго во царствии Своем сподобит предстояния, из сына противления сотворит мя сына спасения, да и аз совлекуся ветхаго человека и облекуся в новаго, созданнаго по Бозе в правде, преподобии и истине, и мя, в правду грех ради ненавидима, возлюбит и обитель во мне, недостойнем рабе Своем, достойну Себе сотворит, да в правоте веры путем тем ходя, доиду ко Отцу небесному в наследие вечнаго достоинства и тамо, юже зде верою созерцаю, яснее во славе узрю и прославлю Святую Троицу в безконечныя веки. Аминь.

Молитва 12 апостолам о помощи в учебе и изучении иностранных языков

Господи Иисусе Христе, Боже наш, воистину вселивыйся в сердца двенадцати Апостолов, и силою благодати Всесвятого Духа, сошедшего в виде огненных языков, уста их открывший, так что они начали говорить на иных наречиях. Сам Господи Иисусе Христе, Боже наш, ниспосли того Духа Твоего Святого на нас и насади в наши сердца его Святое Писание, которое рука Твоя пречистая начертала на скрижалях законодателю Моисею, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 12 апостолам, оберегающая от беды и проблем

О святии апостоли Христовы: Петре и Андрее, Иакове и Иоанне, Филиппе и Варфоломее, Фомо и Матфее, Иакове и Иудо, Симоне и Матфие! Услышите наши молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимые, и помозите нам, рабам Божиим (имена), вашим всемощным пред Господем ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо же преданную вами веру православную сохраняти, в ней же вашим предстательством ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя нашего умалени будем, но мирное зде поживем житие и сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков.

Ураза-Байрам 2022 как встречать праздник

Ураза-Байрам символизирует окончание самого строгого поста в месяц Рамадан. В это время правоверным мусульманам запрещено употреблять пищу и воду днём. Садиться за стол разрешено только после захода солнца. Также под запрет попадают: сексуальные отношения; курение и употребление других веществ, затуманивающих сознание; сквернословие и ложь.

За 4 дня до праздничного дня хозяйки приступают к проведению генеральной уборки в жилище и хозяйственных помещениях. Когда уборка завершена, каждый член семьи должен искупаться и облачиться в чистую одежду. Перед праздником мусульмане стараются украсить свой дом, приобрести подарки для родных и приготовить различные вкусности.

С наступлением вечера женщины занимаются приготовлением традиционных блюд восточной кухни, а детишки затем угощают своих родственников. Так происходит обмен вкусностями.

К Уразе готовится заранее. Женщины готовят вкусные блюда для праздничного стола и передают часть из них свои родным. Мужчины обязаны выплатить обязательную выплату за всех, кто живет в его доме. Сумма милостыни определяется исходя из оценки состояния каждой семьи, но в 2022 году не может составлять менее 100 рублей на 1 человека. Самая большая сумма у состоятельных мусульман в 2021 году равна 900 рублей за каждого члена семьи и слугу. Эта сумма рассчитывается из стоимости фиников и изюма.

Если жена мусульманина обладает собственным имуществом и сама состоятельна, то она может сама выплатить за себя милостыню.

Эти средства направляются на поддержку бедных семей.

Перед восходом солнца 13 мая 2022 года каждый мусульманин должен совершить полное омовение, надеть белые одежды и и отправиться в мечеть на общий намаз. Приходят в мечеть все мусульмане. Можно совершать молитву около мечети, т.к. все туда не помещаются. Молитва длится половину дня, после чего все начинают поздравлять ближних с наступлением праздника. Затем расходятся по своим домам.

Уразу нельзя отмечать только в своем доме. Полагается приглашать к себе и самим ходить в гости. Сегодня бедных и нищих, подают милостыню, занимаются благотворительностью. В каждом мусульманском доме и семье должен быть праздник и пахнуть вкусными блюдами. В этот никому не позволительно в этот день остаться голодным и грустным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]