Что такое канон — в религии, искусстве и обществе


В каких книгах содер­жатся цер­ков­ные каноны?

Основ­ной кано­ни­че­ский корпус Пра­во­слав­ный Церкви содер­жится в сбор­нике, име­ю­щим титул «Книга правил» (полное назва­ние: Книга правил святых апо­стол, святых собо­ров все­лен­ских и помест­ных, и святых отец). Корм­чая книга (Номо­ка­нон) – сбор­ники цер­ков­ных и свет­ских зако­нов, являв­шихся руко­вод­ством при управ­ле­нии Цер­ко­вью и в цер­ков­ном суде пра­во­слав­ных сла­вян­ских стран.

Чем каноны отли­ча­ются от дог­ма­тов?

В отли­чие от дог­ма­тов, в кото­рых сфор­му­ли­ро­вано веро­уче­ние Церкви, в кано­нах опре­де­лены нормы цер­ков­ной жизни.

Воз­можны случаи, когда Цер­ковь редак­ти­рует свои соб­ствен­ные каноны, что совер­шенно невоз­можно в отно­ше­нии дог­ма­тов. Можно ска­зать, что если дог­маты гово­рят нам о том, что суще­ствует на самом деле, то каноны гово­рят нам о том, как удобно Церкви суще­ство­вать в усло­виях зем­ного мира после гре­хо­па­де­ния.

Как читать акафист Николаю Чудотворцу

Перед тем как брать на себя обязательство чтения акафиста святому в течение определенного срока, лучше взять благословение у духовника. Священник, совершающий таинство исповеди, зная духовные силы, жизненные обстоятельства и внутреннее состояние верующего, благословит или даст совет пока отложить чтение.

Существуют определенные правила чтения акафиста. Тринадцатый кондак – молитвенное обращение к святому — читается три раза. После последнего кондака акафиста опять читаются первые икос и кондак. Затем читается молитва Николаю Чудотворцу.

Количество дней, в течение которых читается акафист, неограниченно. Акафист можно читать в любое удобное время. Лучше если во время этого поблизости будет располагаться икона святителя.

Часто хвалебный гимн читают в течение сорока дней. При этом, если пришлось пропустить день, то на следующий можно продолжить.

Прочесть акафист Николаю Чудотворцу можно и один раз, главное, почувствовать в душе стремление и желание обратиться к святому. Акафист приравнивается к гимну, поэтому при его чтении лучше стоять.

Как пра­вильно пони­мать и при­ме­нять цер­ков­ные каноны?

При попытке при­ме­не­ния цер­ков­ных кано­нов к совре­мен­ным обсто­я­тель­ствам необ­хо­димо учи­ты­вать mens legislatoris – наме­ре­ние зако­но­да­теля, т.е. изна­чально вкла­ды­ва­е­мый в канон смысл, исто­ри­че­ский и куль­тур­ный аспекты.

«Чтобы чело­век пра­вильно при­ме­нял цер­ков­ные каноны с поль­зой для людей, он должен быть духов­ным и иметь духов­ное рас­суж­де­ние. Потому что иначе он оста­ётся на букве закона, а буква закона «уби­вает». Чело­век тебе гово­рит. «В Корм­чей так напи­сано», и как видит в книжке, так бук­вально и при­ме­няет, а должен бы каждый случай ана­ли­зи­ро­вать отдельно. Как я видел на прак­тике, в одном случае могут скры­ваться тысячи других слу­чаев. Здесь нет одного рецепта, одного еди­ного пра­вила на все случаи жизни». пре­по­доб­ный Паисий Афон­ский

Святой Николай Чудотворец

Святой Николай Чудотворец родился в 270 году в городе Патаре провинции Ликия. С юных лет он отличался благочестием и стремлением служить Богу. Будучи священником, святитель являлся примером для своей паствы, проповедовал, увещевал и направлял жителей Ликии на путь спасения. После нескольких лет служения в сане священника святитель Николай был избран епископом Мир Ликийских.

Подвижничество святого Николая проходило в период гонения на христианство. Когда епископа вместе с другими христианами заключили в темницу, святитель не только сам мужественно переносил все тяготы и лишения, но и поддерживал остальных заточенных.

Еще при жизни святому Николаю приписывают множество чудес и поступков истинного милосердия и любви к ближнему. Святой Николай Чудотворец почитается как в западном, так и восточном христианстве. Этот святитель особо любим верующими, и множество людей обращаются с молитвой именно к нему.

Какова задача цер­ков­ных кано­нов?

Глав­ная задача цер­ков­ных кано­нов – это при­ло­же­ние неиз­мен­ных и вечных непо­гре­ши­мых основ хри­сти­ан­ского нрав­ствен­ного учения и эккле­зио­ло­ги­че­ских дог­ма­тов, содер­жа­щихся либо прямо, либо кос­венно в их текстах, к изме­ня­ю­щейся цер­ков­ной жизни. Поэтому во всяком каноне можно обна­ру­жить, с одной сто­роны, уко­ре­нен­ность в неиз­мен­ном дог­ма­ти­че­ском учении Церкви, а с другой обу­слов­лен­ность исто­ри­че­ски кон­крет­ной ситу­а­цией, обсто­я­тель­ствами цер­ков­ной жизни, кото­рые имели место в момент изда­ния пра­вила и впо­след­ствии могли изме­ниться. Таким обра­зом, в основе вся­кого канона содер­жится неиз­мен­ный, дог­ма­ти­че­ски обу­слов­лен­ный момент, но в своем кон­крет­ном и бук­валь­ном смысле канон отра­жает и пре­хо­дя­щие обсто­я­тель­ства цер­ков­ной жизни.

Канон Николаю Чудотворцу

Каноны Николаю Чудотворцу – это сложные по структуре произведения церковной гимнографии, восхваляющие святого. Их текст состоит из библейских песнопений, к которым позднее были присоединены дополнительные стихи — ирмосы и тропари. Последние воспевают праздничное событие. Ирмосы служат для взаимосвязи библейской песни и тропаря, проводя аналогию между празднуемым событием и описанным в Библии. Структура ирмоса является основой для напева и ритмического строения тропаря. Длина и количество строф должны совпадать.

Существует несколько канонов святителю:

  • «Во глубине постла иногда……» — начало ирмоса первого канона.
  • 2-й канон Николаю Чудотворцу начинается ирмосом «Христос раждается — славите…..»
  • «Песнь возслем, людие…..» — ирмос канона из богослужения на перенесение мощей святого.
  • «Отверзу уста моя…..» — начало четвертого канона Николаю Чудотворцу.

Канон 2 Николаю Чудотворцу, так же как и 1-й канон, читается во время службы в день памяти святого 19 декабря по новому стилю. Другие два канона читаются на богослужении в день памяти перенесения мощей святителя 22 мая.

Может ли тот или иной цер­ков­ный канон не найти при­ме­не­ния?

Канон может ока­заться непри­ме­ни­мым в связи с исчез­но­ве­нием того цер­ков­ного инсти­тута, кото­рый им регу­ли­ру­ется. Напри­мер, Халкид. 15 опре­де­ляет воз­раст­ной ценз для постав­ле­ния в диа­ко­ниссы 40 лет. С исчез­но­ве­нием чина диа­ко­нисс пере­стало при­ме­няться и пра­вило. Тем не менее, в кано­ни­че­ском кор­пусе оно оста­лось. Более того, теперь оно содер­жит некий эккле­зио­ло­ги­че­ский прин­цип, кото­рый не утра­тил прак­ти­че­ского зна­че­ния в связи с исчез­но­ве­нием инсти­тута диа­ко­нисс. Напри­мер, оно может слу­жить отправ­ной точкой в рас­суж­де­нии цер­ков­ной власти об уста­нов­ле­нии воз­раст­ной гра­ницы для назна­че­ния женщин на какиелибо цер­ков­ные долж­но­сти. Неко­то­рые же каноны носят харак­тер част­ных опре­де­ле­ний, и уже поэтому по бук­валь­ному тексту они не при­ме­нимы ни в каких других слу­чаях, кроме тех, по кото­рым были изданы, как напри­мер, II Всел. 4 («О Мак­симе Кинике, и о про­из­ве­ден­ном им без­чи­нии в Кон­стан­ти­но­поле…»).

Зачем читать акафист Николаю Чудотворцу?

Акафист, как и канон святителю Николаю Чудотворцу, помогает верующим в самых разных случаях. Молитвенное обращение к святому помогает при любых трудностях. Можно найти много благодарных отзывов и реальных историй из жизни людей, рассказывающих о разрешении трудных жизненных обстоятельств после молитв к святому. Особенно часто к нему обращаются при болезни, финансовых и бытовых трудностях, во время путешествий. Еще при жизни епископ Мир Ликийских оказывал помощь многим нуждающимся.

Текст акафиста содержит жизнеописания святого. Многими людьми он воспринимается намного легче, чем канон святителю Николаю Чудотворцу.

Не стоит относиться к чтению акафиста как к магическому обряду и заговору. Желание быстрого результата не принесёт пользы. Главным чувством при обращении к святому должно быть покаяние и вера, что Угодник Божий услышит просьбу и поможет.

Какой состав кано­ни­че­ского кор­пуса пра­во­слав­ной Церкви?

Кано­ни­че­ский корпус пра­во­слав­ной Церкви сфор­ми­ро­вался в IX в., при свт. Фотии I, пат­ри­архе Кон­стан­ти­но­поль­ском. В него вошли 85 Апо­столь­ских правил, 20 правил Все­лен­ского I Собора (325), 7 Все­лен­ского II (381), 8 Все­лен­ского III (431), 30 Все­лен­ского IV (451), 102 Трулль­ского Собора (691692), 22 пра­вила Все­лен­ского VII Собора (787), Каноны Помест­ных Собо­ров: Анкир­ского (314) 25, Неоке­са­рий­ского (между 314 и 325) 15, Ган­гр­ского (ок. 340) 21, Антио­хий­ского (341) 25, Лаоди­кий­ского (ок. 343) 60, Сар­ди­кий­ского (343) 20 (по другой нуме­ра­ции 21), Кон­стан­ти­но­поль­ского (394) 1, Кар­фа­ген­ского (419) 133 (по др. нуме­ра­ции 147), Кон­стан­ти­но­поль­ского Дву­крат­ного (861) 17, Кон­стан­ти­но­поль­ского в храме Св. Софии (879) 3; пра­вила отцов Церкви: 4 пра­вила свт. Дио­ни­сия Вели­кого, еп. Алек­сан­дрий­ского, 11 (по другой нуме­ра­ции 12, первое пра­вило раз­де­лено на 2) свт. Гри­го­рия Чудо­творца, 15 сщмч. Петра I, архи­епи­скопа Алек­сан­дрий­ского, 3 свт. Афа­на­сия I Вели­кого, 92 свт. Васи­лия Вели­кого, 18 Тимо­фея I, архи­епи­скопа Алек­сан­дрий­ского, 1 свт. Гри­го­рия Бого­слова, 1 свт. Амфи­ло­хия, епи­скопа Ико­ний­ского, 8 свт. Гри­го­рия, епи­скопа Нис­ского, 14 Фео­фила, архи­епи­скопа Алек­сан­дрий­ского, 5 свт. Кирилла, архи­епи­скопа Алек­сан­дрий­ского, 1 свт. Ген­на­дия I, пат­ри­арха Кон­стан­ти­но­поль­ского, и 1 свт. Тара­сия, пат­ри­арха Кон­стан­ти­но­поль­ского. В каче­стве при­ло­же­ния в неко­то­рые изда­ния свода кано­нов вклю­ча­ются также поста­нов­ле­ние Кар­фа­ген­ского Собора 255 г., состо­яв­ше­гося под пред­се­да­тель­ством сщмч. Кипри­ана, о пере­кре­щи­ва­нии ере­ти­ков и пра­вила пат­ри­ар­хов Кон­стан­ти­но­поль­ских свт. Иоанна Пост­ника, свт. Ники­фора I Испо­вед­ника и Нико­лая III Грам­ма­тика, в состав кано­ни­че­ского кор­пуса не вхо­дя­щие.

***

Про­то­пре­сви­тер Нико­лай Афа­на­сьев этими сло­вами начи­нал свой курс кано­ни­че­ского права: «Гос­пода сту­денты! Мне пору­чено читать вам пред­мет, кото­рый обычно назы­вают “кано­ни­че­ское право”, хотя я вам сразу должен ска­зать, что такое назва­ние явля­ется недо­ра­зу­ме­нием, потому что самому праву в Церкви места нет. Право про­никло в Цер­ковь только тогда, когда оску­дела любовь».

***

Крат­кий свод кано­ни­че­ских опре­де­ле­ний Все­лен­ских Собо­ров

I Все­лен­ский собор в Никее в 325 году оста­вил нам 20 правил:

Пра­вило первое запре­щает при­ни­мать в клир лиц, кото­рые сами себя оско­пили;

Пра­вило второе запре­щает про­из­во­дить в свя­щен­ные сте­пени ново­об­ра­щен­ных;

Пра­вило третье запре­щает свя­щен­но­слу­жи­те­лям иметь у себя в доме жен­щину, кото­рая не явля­ется близ­кой род­ствен­ни­цей;

Пра­вило чет­вер­тое гласит, что епи­скопы должны изби­раться епи­ско­пами данной обла­сти и утвер­ждаться мит­ро­по­ли­том;

Пра­вило пятое запре­щает епи­скопу при­ни­мать в обще­ние лиц, отлу­чен­ных другим епи­ско­пом и пове­ле­вает дважды в год созы­вать соборы епи­ско­пов;

Пра­вило шестое под­твер­ждает высшую власть неко­то­рых епи­ско­пов над дру­гими епи­ско­пами и запре­щает постав­лять епи­скопа без соиз­во­ле­ния мит­ро­по­лита и общего избра­ния;

Пра­вило седь­мое воз­вы­шает иеру­са­лим­ского епи­скопа на сте­пень мит­ро­по­лита;

Пра­вило вось­мое зако­но­по­ла­гает о при­со­еди­не­нии к Церкви ере­ти­ков и запре­щает быть двум епи­ско­пам в одном городе;

Пра­вило девя­тое запре­щает допус­кать к свя­щен­но­слу­же­нию лиц пороч­ных;

Пра­вило деся­тое запо­ве­дует извер­гать из свя­щен­ного чина падших;

Пра­вило один­на­дца­тое гово­рит о спо­собе пока­я­ния отсту­пив­ших от веры;

Пра­вило две­на­дца­тое гово­рит также об образе пока­я­ния дру­гого вида падших;

Пра­вило три­на­дца­тое пове­ле­вает напут­ство­вать Св. Тай­нами каж­дого уми­ра­ю­щего;

Пра­вило четыр­на­дца­тое уста­нав­ли­вает образ пока­я­ния для отпад­ших от веры огла­шен­ных;

Пра­вило пят­на­дца­тое вос­пре­щает епи­ско­пам и кли­ри­кам само­вольно пере­хо­ди­тьиз града во град ;

Пра­вило шест­на­дца­тое пред­пи­сы­вает не при­ни­мать в обще­ние кли­ри­ков, кото­рые само­вольно уда­ля­ются от соб­ствен­ной церкви;

Пра­вило сем­на­дца­тое вос­пре­щает кли­ри­кам зани­маться ростов­щи­че­ством;

Пра­вило восем­на­дца­тое вос­пре­щает дья­ко­нам пре­по­да­вать св. Дары пре­сви­те­рам, при­ча­щаться прежде епи­ско­пов и сидеть между пре­сви­те­рами;

Пра­вило девят­на­дца­тое гово­рит о «пав­ли­а­нах», что они, в случае их обра­ще­ния, должны быть вновь кре­стимы, а кли­рики пере­ру­ко­по­ла­га­емы;

Пра­вило два­дца­тое запре­щает пре­кло­нять колена в день вос­крес­ный и во дни Пяти­де­сят­ницы.

II Все­лен­ский собор в Кон­стан­ти­но­поле в 381 году оста­вил после себя всего семь правил:

Пра­вило первое под­твер­ждает Символ Веры, состав­лен­ный на I Все­лен­ском соборе и ана­фе­мат­ствует всякую ересь;

Пра­вило второе запре­щает епи­ско­пам про­сти­рать свою власть «за пре­де­лами своей обла­сти», вме­ши­ваться в дела чужой епар­хии и уста­нав­ли­вает 5 цер­ков­ных окру­гов на Востоке;

Пра­вило третье дает Кон­стан­ти­но­поль­скому епи­скопу «пре­иму­ще­ство чести по Рим­ском епи­скопе»;

Пра­вило чет­вер­тое осуж­дает Мак­сима Киника и «про­из­ве­ден­ное им бес­чи­ние»;

Пра­вило пятое при­ни­мает «испо­ве­да­ю­щих Едино Боже­ство Отца и Сына и Свя­того Духа»;

Пра­вило шестое пове­ле­вает «не без иссле­до­ва­ния» при­ни­мать обви­не­ния на пра­ви­те­лей Церкви;

Пра­вило седь­мое ука­зы­вает на пра­вила при­ня­тия каю­щихся ере­ти­ков.

III Все­лен­ский собор, состо­яв­шийся в Ефесе в 431 году, оста­вил восемь правил:

Пра­вила – первое, второе, третье, чет­вер­тое, пятое и шестое – все каса­ются отлу­че­ния от Церкви ере­тика Несто­рия и его сто­рон­ни­ков;

Пра­вило седь­мое запре­щает сла­гать какой-либо новый Символ Веры;

Пра­вило вось­мое запре­щает епи­ско­пам «про­сти­рать свою власть на иную епар­хию, кото­рая прежде и сна­чала не была под рукою его» и осво­бож­дает кипр­ских епи­ско­пов от зави­си­мо­сти Антио­хий­ского пат­ри­арха.

IV Все­лен­ский собор, созван­ный в Хал­ки­доне в 451 году, оста­вил после себя 30 правил. Из этих правил:

Пра­вило первое под­твер­ждает необ­хо­ди­мость соблю­дать все, что было поста­нов­лено на преж­них собо­рах;

Пра­вило второе карает низ­вер­же­нием симо­нию, или постав­ле­ние в цер­ков­ные сте­пени за деньги;

Пра­вило третье вос­пре­щает епи­ско­пам, кли­ри­кам и мона­ше­ству­ю­щим «ради гнус­ного при­бытка» зани­маться «мир­скими делами»;

Пра­вило чет­вер­тое запре­щает мона­хам бес­чин­ное житель­ство;

Пра­вило пятое под­твер­ждает запрет епи­ско­пам или кли­ри­кам «пре­хо­дить из града во град»;

Пра­вило шестое запре­щает руко­по­ла­гать кли­ри­ков без опре­де­лен­ного назна­че­ния;

Пра­вило седь­мое запре­щает кли­ри­кам и мона­хам, под угро­зой ана­фемы, «всту­пать в воин­скую службу или в мир­ской чин»;

Пра­вило вось­мое пове­ле­вает кли­ри­кам пре­бы­вать «под вла­стью епи­ско­пов каж­дого града»;

Пра­вило девя­тое запре­щает кли­ри­кам судиться в свет­ских суди­ли­щах;

Пра­вило деся­тое вос­пре­щает кли­рику чис­литься одно­вре­менно в двух церк­вах;

Пра­вило один­на­дца­тое гово­рит о гра­мо­тах, выда­ва­е­мых убогим;

Пра­вило две­на­дца­тое запре­щает епи­ско­пам в цер­ков­ных делах обра­щаться к граж­дан­ским вла­стям;

Пра­вило три­на­дца­тое запре­щает слу­жить кли­ри­кам в чужой епар­хии без пред­ста­ви­тель­ной гра­моты своего епи­скопа;

Пра­вило четыр­на­дца­тое запре­щает чтецам и певцам всту­пать в брак с ино­вер­ными женами;

Пра­вило пят­на­дца­тое гово­рит о постав­ле­нии дья­ко­нисс;

Пра­вило шест­на­дца­тое запре­щает мона­ше­ству­ю­щим и девам всту­пать в брак;

Пра­вило сем­на­дца­тое опре­де­ляет точные гра­ницы епар­хий;

Пра­вило восем­на­дца­тое вос­пре­щает «состав­лять ско­пища» и «стро­ить ковы» епи­ско­пам и своим сопри­чет­ни­кам;

Пра­вило девят­на­дца­тое повто­ряет пра­вило о дву­крат­ном созыве в год Собора епи­ско­пов;

Пра­вило два­дца­тое повто­ряет запре­ще­ние кли­ри­кам пере­хо­дить в другую цер­ковь;

Пра­вило два­дцать первое пове­ле­вает не при­ни­мать доноса на епи­ско­пов «просто и без иссле­до­ва­ния»;

Пра­вило два­дцать второе запре­щает кли­ри­кам «рас­хи­щать вещи» епи­скопа по его смерти; запре­щает кли­ри­кам и мона­ше­ству­ю­щим без вся­кого пору­че­ния от своего епи­скопа при­хо­дить в Кон­стан­ти­но­поль и жить в нем;

Пра­вило два­дцать чет­вер­тое запре­щает обра­щать мона­стыри в мир­ские жилища;

Пра­вило два­дцать пятое запре­щает остав­лять кафедры епи­ско­пов неза­ме­щен­ными больше трех меся­цев;

Пра­вило два­дцать шестое пове­ле­вает епи­ско­пам управ­лять цер­ков­ным иму­ще­ством с помо­щью ико­но­мов;

Пра­вило два­дцать седь­мое запре­щает похи­щать жен для супру­же­ства;

Пра­вило два­дцать вось­мое опре­де­ляет круг судеб­ной и адми­ни­стра­тив­ной дея­тель­но­сти Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха и урав­ни­вает его с папой Рим­ским;

Пра­вило два­дцать девя­тое запре­щает низ­во­дить епи­скопа на пре­сви­тер­скую сте­пень;

Пра­вило трид­ца­тое гово­рит о еги­пет­ских епи­ско­пах.

V Все­лен­ский собор в Кон­стан­ти­но­поле в 553 году и VI Все­лен­ский собор в Кон­стан­ти­но­поле в 680 году не оста­вили после себя правил, но, вместо этого, в 691 году был созван собор так наз. «Трулль­ский», име­ну­е­мый иногда поэтому «Пято-Шестым», на кото­ром было воз­ме­щено это опу­ще­ние и состав­лено целых 102 пра­вила. Из правил этого собора осо­бенно важны:

36‑е пра­вило, кото­рое повто­ряет о рав­но­пра­вии кон­стан­ти­но­поль­ской и рим­ской пат­ри­ар­ших кафедр и ука­зы­вает вообще иерар­хи­че­ский поря­док пат­ри­ар­ших кафедр;

8‑е пра­вило, кото­рое пове­ле­вает мит­ро­по­литу еже­годно созы­вать собор епи­ско­пов;

12‑е, 13‑е и 48‑е пра­вила решают вопросы о браке свя­щен­но­слу­жи­те­лей;

33‑е пра­вило осуж­дает обычай Армян­ской страны при­ни­мать в состав клира только лиц, про­ис­хо­дя­щих из свя­щен­ни­че­ского рода;

64‑е и 70‑е пра­вила запре­щают миря­нину и жене поучать все­на­родно в храме во время бого­слу­же­ния;

80‑е пра­вило грозит отлу­че­нием тому, кто в тече­ние трех вос­крес­ных дней не придет в храм на бого­слу­же­ние;

54‑е пра­вило запре­щает вступ­ле­ние в брак в близ­ком род­стве;

53‑е пра­вило уза­ко­няет духов­ное род­ство вос­при­ем­ни­ков с вос­при­ни­ма­е­мыми и запре­щает им вступ­ле­ние в брак;

72‑е пра­вило запре­щает сме­шан­ные браки с ере­ти­ками;

73‑е пра­вило пове­ле­вает воз­да­вать честь живо­тво­ря­щему Кресту Гос­подню и запре­щает начер­ты­вать изоб­ра­же­ние его на земле, дабы оно не попи­ра­лось ногами;

75‑е пра­вило тре­бует бла­го­чин­ного пения в храмах;

74‑е и 76‑е пра­вила запре­щают в храмах и «внутри свя­щен­ных оград» устра­и­вать тра­пезы, кор­чем­ницы или «купли про­из­во­дить»;

77‑е пра­вило запре­щает не только свя­щен­но­слу­жи­те­лям и инокам, но и «вся­кому хри­сти­а­нину миря­нину» мыться в бане вместе с жен­щи­нами;

83‑е пра­вило запре­щает пре­по­да­вать Евха­ри­стию телам умер­ших;

86‑е пра­вило пове­ле­вает отлу­чать от Церкви тех, кто содер­жит блуд­ниц;

90‑е пра­вило повто­ряет запре­ще­ние пре­кло­нять колена в дни вос­крес­ные, «ради чести Вос­кре­се­ния Хри­стова»;

91‑е пра­вило пове­ле­вает отлу­чать от Церкви вытрав­ля­ю­щих плод во чреве;

100‑е пра­вило под­вер­гает отлу­че­нию рас­про­стра­ня­ю­щих пор­но­гра­фию;

102‑е пра­вило гово­рит о епи­ти­миях каю­щихся.

VII Все­лен­ский собор в Никее в 787 году издал два­дцать два пра­вила, из кото­рых наи­бо­лее важные:

3‑е пра­вило, запре­ща­ю­щее избра­ние во свя­щен­ные сте­пени мир­скими началь­ни­ками;

4‑е и 5‑е пра­вила, запре­ща­ю­щее симо­нию;

6‑е пра­вило повто­ряет тре­бо­ва­ние о созыве еже­год­ных собо­ров епи­ско­пов и запре­щает мздо­им­ство;

10‑е пра­вило повто­ряет запре­ще­ние кли­ри­кам остав­лять свои при­ходы и зани­мать мир­ские долж­но­сти;

11‑е пра­вило повто­ряет тре­бо­ва­ние иметь ико­нома в каждой церкви и по мона­сты­рям;

12‑е пра­вило пове­ле­вает епи­скопу и игу­мену иметь попе­че­ние о всех цер­ков­ных вещах и ими рас­по­ря­жаться, но не при­сва­и­вать чего-либо самому себе в соб­ствен­ность, под стра­хом изгна­ния;

15‑е, 16‑е, 18‑е и 22‑е пра­вила запре­щают свя­щен­но­слу­жи­те­лям и мона­ше­ству­ю­щим свое­ко­ры­стие, рос­кошь и близ­кое обще­ние с лицами жен­ского пола;

20‑е пра­вило запре­щает устрой­ство «двой­ных мона­сты­рей», где бы жен­щины жили вместе с муж­чи­нами, и близ­кое сооб­ще­ние мона­хов с мона­хи­нями;

21‑е пра­вило запре­щает монаху или мона­хине остав­лять свой мона­стырь и отхо­дить в другой без воли игу­мена.

Что значит канон? Сравнение с акафистом

Эти молитвословия были сложены по определённым правилам. Например, канон зачастую состоит из 9 песен, которые начинаются ирмосом, а заканчиваются катавасией. Но есть и произведения, имеющие всего восемь песен. Истинно верующие знают, что канон покаянный Андрея Критского относится к таким.

Главным отличием двух произведений является то, что каноны писались исключительно святыми отцами, а вот некоторые акафисты были написаны простыми мирскими людьми. Тем не менее, эти произведения получили распространение в богослужебной практике и были одобрены духовенством.

Что такое канон и когда его читают? В церкви их читают постоянно. С этим произведением проходят утренние, повечерние и полуночные службы. Для чего читают каноны? Потому что это определено уставом Храма или Церкви. Их еще могут исполнять в молебнах или читать в тихой домашней обстановке.

А вот акафисты никогда не были включены в суточный богослужебный круг. Его могут читать только в период пятой недели Великого поста. Зачитывают, как похвала Пресвятой Богородице. Однако, они заслужили свое место на молебнах. И верующие люди чаще их читают в домашней обстановке, потому что они более легкие, понятные и проще запоминаются.

В старые временя произведения святых отцов всегда пелись полностью. На сегодняшний день это правило упускают. Зачастую читаются только тропари. Также могут петь ирмос под мелодию, которая соответствует текущей недели. От выбора мелодии зависит также глас. Их всего восемь и они постоянно чередуются. Акафисты же гласу не подчинены.

Еще одним отличием этих произведений является то, что каноны исполняются на протяжении всего года, а акафисты зачастую только во время Великого Поста. В период Великого Поста эти молитвословия не читается по воскресеньям. Тем не менее, произведение как раз соответствует спокойному и тихому настроению мирских будней.

Чем отличается канон от акафиста

  • Акафист воспевает более поздние богослужебные события, которые включают Новый завет. Произведение святых отцов же больше ориентировано на ветхозаветный период, хотя некоторые события переплетаются;
  • Акафист верующий выбирает самостоятельно и по своему усмотрению. Песнопение — произведение определенное уставом;
  • У акафиста есть вступление, второй же имеет простое начало;
  • В акафисте постоянно встречается слово «Радуйся»;
  • Канон исполняется в церкви постоянно, практически ежедневно. Второй же обязателен только при похвале Богородицы, который читается один раз в год. Все остальные используются в домашних молитвах или при молебнах в храмах;
  • Акафист простой по структуре и по пониманию, более легок для восприятия;

Лучшая статья для Вас, переходите: Кто такая Мария Магдалина в православии

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]