Зачем вообще нужна Церковь? Разве нельзя верить «в душе» и общаться с Богом без посредников?


Зачем обществу нужны церкви

Несмотря на то, что большая половина нашего общества крещена в православии, реально воцерковленными являются всего несколько процентов общей массы. Православие принимает внешний, формальный вид и часто сводится только лишь к необходимости освятить воду на Крещение и куличи на Пасху, да поставить свечки за здравие своих родных.

Читайте также: Зачем женщине надо быть красивой

Конечно же, суть православной веры намного глубже. Если коротко, то православный человек – это тот, кото объединяется со Христом. Все свечки, богослужения, молебны, акафисты и прочие необходимые атрибуты церковной жизни, на самом деле, преследуют одну-единственную цель – познать Бога и быть с Ним постоянно, каждое мгновение своей жизни.

Какую роль в этом процессе познания Бога играет храм? Самую прямую. К примеру, возьмем поле, подготовленное к засеву пшеницей. Можно эту пшеницу не кидать в землю, а испечь из нее хлеб и раздать голодным? Можно не тратить деньги на технику, необходимую для работы в поле, а отдать их в больницы? Можно. Но разумно ли это? Конечно же, нет. Засевать поля нужно для получения результата в будущем.

Важно! Точно так же и храмы – через них мы прокладываем себе путь в Вечную жизнь. Посещая богослужения, причащаясь Святых Тела и Крови Христовой, мы закладываем себе тот же «урожай» в будущей жизни.

Как для того чтобы обеспечивать материальные нужды людей, нужна эффективная экономика, так же и для духовного развития человека и общества в целом необходимы храмы. Приведем пример со сферой образования – зачем нужны школы? Зачем тратить время на скучные уроки, когда можно играть? А зачем платить зарплату учителям, которые могут стать рабочими и производить физический продукт, который можно потрогать, использовать в материальной жизни?

Какую пользу несут храмы на практике

Маловероятно, что вопрос о необходимости большого количества храмов будет актуальным для верующего человека. Тому, кто пришел к пониманию православной веры, церковь становится вторым домом. Провокационные вопросы о том, зачем так много денег тратить на «религиозные атрибуты» задают люди неверующие.

О практике церковной жизни:

  • Зачем и на что церковь собирает деньги
  • Платит ли церковь налоги
  • Как правильно прикладываться к иконам

Но давайте подумаем, среди каких людей мы хотим жить? Даже не веря в Бога, всем хочется, чтобы нас окружали добрые, отзывчивые, честные и порядочные люди. Но ведь именно эти качества являются основой православного мировоззрения. Невозможно представить истинно верующего человека, который ворует, обманывает, берет взятки.

Конечно, сейчас сплошь и рядом встречаются люди, которые делают все это, считая себя православными. Но считать себя верующим и быть таковым – разные вещи. Православие воспитывает в человеке высокие моральные стандарты, и если христианин упорно идет к Богу – он обязательно оставит и ложь, и воровство и остальные дурные качества и грехи.

Читайте о грехах:

  • Почему играть в карты грех
  • Грех любостяжания и борьба с ним
  • О грехе сребролюбия

Иначе просто невозможно познать Бога. Как бы нам иногда ни хотелось приятно совместить жизненный комфорт и православие, зачастую эти вещи противоречат друг другу. И каждый человек делает выбор – он с Богом или без Него. И чем больше людей выбирают Бога, тем лучше, чище и добрее становится наше общество в целом.


Православие воспитывает в человеке высокие моральные стандарты

Царство

Для большинства людей (в том числе и религиозных) религия — это набор правил. Некоторые эти правила хвалят, некоторые ругают, но те и другие сходятся на том, что это именно набор правил. Кроме правил, в религии есть еще священные тексты, в которых эти правила прописаны.

Правила и тексты в христианстве есть. Но центр христианства не здесь. Христианство — это присутствие. В Рождество мы празднуем не ниспослание Закона и не дарование священных текстов. Мы празднуем явление Бога, который пришел и поселился среди нас навсегда. Как говорит евангелист Иоанн: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его…. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин 1:1-14).Греческий глагол, переведенный в синодальном переводе как «обитало», имеет грамматическую форму, обозначающую скорее «поселилось и продолжает обитать». Бог воспринял на Себя человеческую природу, стал одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха.Когда Христос вознесся к Отцу, Он не «развоплотился» — одесную Отца на небесах пребывает прославленный Человек; более того, этот Человек пребывает среди Своих верных здесь, на земле: Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18:19). И вот, Я с вами все дни до конца века (Мф 28:20).В современном языке слова «Царство Небесное» превратились просто в синоним посмертия, загробного мира. «Царство ему небесное», — обычно говорим мы о ком-то, кто недавно умер. Но в Священном Писании речь идет о другом — о реальности владычества Христа, которое в своей полноте явится в будущем, но уже присутствует в нашем мире. Среди нас уже живут подданные Царства; более того, всякий человек может принять это подданство. Наступит момент, когда наш истинный Царь, Иисус Христос, вернется во славе, и, как говорит Библия, «увидит Его всякое око», но уже сейчас Он присутствует среди своих верных. Христианство — это не набор правил; Христианство — это Присуствие. Именно поэтому его нельзя «скрестить» с другими религиями, как люди часто предлагают. «Скрещивать» можно наборы правил — но нельзя скрестить Присутствие с отсутствием.

Что такое Церковь и зачем Она нужна?

Сегодня мы должны понимать, что если люди негативно относятся к Церкви и испытывают антипатию к православному духовенству, надо понимать, что вся эта неприязнь направлена, прежде всего, против тех карикатурных представлений, которые сформированы в сознании этих людей антицерковной пропагандой.

Многие люди считают, что Церковь – ненужный посредник между человеком и Богом, созданный некими «дельцами от религии», а все существующие в Церкви ритуалы, обряды, требы и прочее придумали «алчные попы» – чтобы наживаться на людских страхах и невежестве.

О борьбе против Церкви на государственном и общественном уровнях хорошо известно. Эта борьба имела (и имеет) своей целью максимальное сужение прав Церкви и пределов её деятельности – как через принятие соответствующих государственных законов, так и посредством идеологической войны против Церкви.

В недалёком прошлом с целью дискредитации Церкви и её служителей создавались фильмы, спектакли, теле- и радиопередачи, литературные произведения антирелигиозного содержания.

В современных условиях Церковь подвергается нападкам со стороны гуманистов – либералов и демократов, неозычников и модернистов-экуменистов, которые всячески охаивают и оскорбляют Православие, называя его «устаревшим», «средневековым», «дремучим», «отставшим от современной жизни», добиваясь если не полного его запрета, то серьёзного реформирования, так как оно «ограничивает права человека».

Этим пропагандистам нужен такой Христос, Который будет беседовать не о вечности, а о земной жизни; Христос, Который поможет продлению земных страстей и утех – но не Тот, Кто обещает вечное блаженство.

Таким силам не нужен Царь вечности. Они мечтают о земном, сиюминутном царе – об эдакой «золотой рыбке», которая будет выполнять любые желания и капризы.

Годами, десятилетиями в сознание человека заронялось злое семя безверия, насаждались карикатурные представления о Церкви и о духовенстве, неприязнь ко всему, что связано с религией – и это способствовало постепенному отдалению крещёного христианина от церковной среды, что, в конце концов, и привело к массовому отчуждению крещёных людей от Церкви в наши дни.

На самом же деле, к великому сожалению, эти введённые в заблуждение люди совершенно не знают, ЧТО в реальности представляет собой Святая Церковь.

Между тем, Церковь создали не «попы», а Сам Господь наш Иисус Христос (см. Мф. 16:18).

Он же является Главой Церкви (см. Еф. 5:23), Её основателем и архитектором, и все существующие в Ней Таинства установлены Им!

По словам святителя Григория Паламы, Церковь – есть плод Его страданий, действий и поучений.

Именно (и только) Христос определяет законы жизни Церкви и всю её внутреннюю структуру.

Сам Спаситель установил священную церковную иерархию и дал власть священнодействовать Своим ученикам, Им же для этого избранным (не всем членам Церкви!).

Изначально это были апостолы, которые, несомненно, осознавали, что в Церкви они занимают совершенно особое место, о чём говорит апостол Павел: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1 Кор. 4:1).

По мере роста Церкви, о чём повествует Книга Деяний Святых Апостолов, появилась трёхстепенная церковная иерархия (епископы, пресвитеры, диаконы), которая преемственно сохраняется в Церкви посредством священного рукоположения и в наши дни.

Сама же Церковь – есть духовное Тело Христово (см. Еф. 1:22-23). И как тело не может жить без своей головы, так и Церковь немыслима без Своей Главы – Христа, от Которого Она принимает все благодатные жизненные силы.

Таким образом Церковь являет собой живой Богочеловеческий организм, который таинственно соединяет в себе Христа и членов Церкви.

При этом невозможно постичь одним лишь разумом всё то, что происходит внутри Церкви, ибо «тайна сия велика» (1 Тим. 3:16).

Необходимо живое участие в жизни Церкви – и только в этом случае Церковь раскрывается перед человеком как высшая реальность и истина.

Одними из последних слов Христа на Земле были: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам» (Мф. 28:20 – обращены не ко всем людям, а только к апостолам!

И только им Спаситель поручает Свою Церковь, наделяя апостолов и их преемников правом учить вере, строить Церковь, совершать Таинства, хранить и проповедовать Священное Предание!

При этом Иисус наделяет Свою Церковь всеми необходимыми средствами духовного возрождения, обновления, очищения, укрепления, совершенствования и спасения человека.

Верующие пользуются этими средствами, участвуя в церковных Таинствах и в богослужениях. Так реализуется обетование Христа о вечном сопребывании со Своими последователями: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

За много веков до Рождества Христова Премудрый Соломон пророчески писал: «Премудрость созда себе дом и утверди в нём столпов семь» (Притч. 9:1), говоря о Боге (Премудрость), создавшего на земле Свою Церковь (дом) и учредившему в ней семь Таинств (столпов).

Таковыми «столпами» являются семь церковных Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение (Соборование).

Это седмиричное число, с одной стороны, соответствует семи дарам Святаго Духа (см. Ис. 11:2-3), а с другой – охватывает все важнейшие моменты жизни человека (от колыбели до могилы) и удовлетворяет главным потребностям нашей духовной жизни.

Православное учение о Таинствах исходит из того, что в строгом смысле всякое церковное священнодействие совершается Самим Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Священник в исключительном смысле этого слова. Однако Господь, как Глава Церкви, через Своих служителей раздаёт спасительную благодать тем, кто является членом Церкви.

Таким образом, Таинства не совершаются сами по себе. Они – одно из проявлений жизни Церкви. Там, где нет Церкви, нет и никаких оснований говорить о Таинствах.

Вот для чего нужна Церковь!

Вне Её невозможно получить ту благодатную помощь, без которой человек не способен изменить свою жизнь, избавиться от рабства греху и всего того, что является препятствием на пути спасения души.

Принимая святое Крещение, человек соединяется со Христом (становится христианином) и, тем самым, становится частичкой Его мистического Тела – Церкви.

Вот почему вне Церкви нет, и не может быть христианства, нет подлинной, живой жизни с Богом!

Церковь составляют люди, которых Бог призвал для выполнения конкретной миссии. Первых христиан объединяли не какие-то отвлеченные принципы или ценности – их всех объединяла верность призыву Христа. Апостол Пётр говорит о них, как об услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих «род избранный» (1 Пет. 2: 9).

В послании к Коринфянам апостол Павел называет христианскую общину «строением», себя – «строителем», а основанием – Христа: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» (1 Кор. 3:11).

При этом, Церковь Христова созидается не учением, не повелением и даже не внешним действием Божественного всемогущества, но созидается из Самого Господа Иисуса Христа.

Часто именуемая в Писании «Невестой Христовой», «Новая Ева, Церковь, возникает из отверстого бока Христа – подобно тому, как Ева возникла из ребра Адама.

Из пронзённых рёбер Христа истекли вода и кровь (Ин. 19, 34): вода крещения и кровь Евхаристии» (проф. Оливье-Морис Клеман. Истоки. Богословие Отцов Церкви).

Господь Иисус Христос создал одну Церковь: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18).

Обратите внимание: Своей целью Господь называет создание ОДНОЙ (т.е. ЕДИНСТВЕННОЙ) Церкви, а не церквей.

В притчах Спасителя, которые относятся к Церкви, всегда подчеркивается её единство:

«единое стадо» (Ин. 10:16),

единая виноградная лоза (Ин.15:1-7) и пр.

Ап. Павел также говорит о Церкви в единственном числе:

«Мы, многие, составляем одно тело во Христе» (Рим.12:5);

«все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор.12:13);

«один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5).

Сообщение благодати человеку, его освящение и преображение – цель бытия Церкви.

Святость – призвание каждого христианина. Это – не идеал, это именно НОРМА для подлинного христианина, соответствующего замыслу Божию о нём.

Во Христе человек вновь обретает то, что потерял при грехопадении.

Вот почему Церковь – это место спасения, ибо её главная задача – спасение человека. Она, как любящая мать, прилагает заботу не только об очищении души, но и освящает все стороны жизни человека, все виды его деятельности.

Первый этап спасения – очищение сердца, восстановление человеческой природы. В этом аспекте Церковь часто сравнивается с лечебницей, ибо именно в ней происходит уврачевание души.

«Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в неё должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда» (Святитель Иоанн Златоуст).

Спасение же неотделимо от Евхаристии – пира Царства, Вечери Господней, благодаря которой человек самым тесным образом соединяется с Богом. Можно даже утверждать, что назначение Церкви – совершать Вечерю Любви.

Именно через Литургию осуществляется созидание Церкви. Все верующие, на каком бы континенте они не находились, причащаются из одной Чаши одного (и Того же) Тела Христова, одной (и Той же) Крови Христовой – и, тем самым, становятся ЕДИНОКРОВНЫМИ ВО ХРИСТЕ братьями и сестрами!

Причащаясь Животворящего Тела Христа, человек становится Христовым, прививается к Его Телу и таким образом становится живым членом Церкви. По выражению отцов Церкви, в Евхаристии мы становимся «сотелесными Христу».

Определение Церкви как общества – не библейское и не святоотеческое.

Понятие «общество» более приложимо к государству, так как «в союзе», «в обществе» акцент делается на человеческой солидарности, а не на единстве Божественной жизни, как в Теле Христовом.

Из определения Церкви как «общества единоверцев» (в данном случае, это скорее просто описание того, из кого состоит Церковь) нельзя вывести её основные свойства: единство, святость, соборность и апостольство.

Кроме того, такое наименование может привести к восприятию Церкви только как организации, относящейся к категории исторических сообществ и, следовательно, всецело подверженной влиянию многочисленных факторов этого мира.

В Писании же встречаются следующие наименования Церкви:

«Тело Христово» (Еф. 1:22-23; 1 Кор. 12:12-13,27);

«Дом Божий» (2 Кор. 6:16; Откр. 21:3);

«Невеста Христова» (2 Кор. 11:2; Еф. 5:32);

«Двор овчий» (Ин. 10:1-16);

«Виноград» (Мф. 21:33-41; Ин. 15:1-7).

Все эти названия подчёркивают различные аспекты бытия или служения Церкви. Из них наиболее полно выражает существо Церкви наименование её Телом Христовым. Это определение больше всех других библейских наименований Церкви выражает её существо.

Подобно телу человека, состоящему из многих органов, работа которых координируется центральной нервной системой и головным мозгом, Церковь также состоит из множества членов, имеющих единую Главу – Господа Иисуса Христа, без Которого невозможно допустить существование Церкви.

Сама церковная жизнь во многом подобна жизни органической.

Прежде всего, организм есть нечто целое. Основное свойство организма – единство жизни. Все члены тела нуждаются друг в друге и находятся друг с другом в согласованном единстве.

Тело не терпит в себе чужеродных элементов и не допускает их внешнего, механического приращения. Организм допускает только такое присоединение к себе дотоле чуждых ему элементов, когда они преобразуются в сходные ему.

С больными членами организм расстается не сразу, но после многих усилий, направленных на их излечение.

Как живой Богочеловеческий организм Церковь не ограничивается лишь рамками этого (видимого) мира – Церковь принадлежит и к миру высшей реальности, миру невидимому, духовному.

Разделение Церкви на земную и небесную (т. наз. Церковь Воинствующую и Церковь Торжествующую) – весьма условно. Небесная Церковь активно участвует в жизни Церкви земной.

Евхаристическое общение верующие имеют не только с живущими на земле братьями, но и со святыми, и со всеми скончавшимися в вере, о чём свидетельствует поминовение их на Литургии.

Более того, Ангелы также сослужат Евхаристии: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», – поёт Церковь в одной из Херувимских песней. И потому можно с уверенностью говорить о том, что есть единая Церковь Божия во Христе, которая в полноте своего единства пребывает в каждой местной церкви с её Евхаристическим собранием.

«Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне (…) мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира (…) Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» (Ин. 17:9,14,20).

Если мы вслушаемся в слова Первосвященнической молитвы Христа, мы увидим, что Господь создаёт Свою Церковь в мире, лежащем во грехе – предписывая людям Церкви не жить по похоти мира сего.

Этот мир (целиком) спасти нельзя, потому что «люди более возлюбили тьму» (Ин. 3:19). Поэтому «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его» (Ин. 1:12) Христос предложил Евангелие – чтобы люди не боролись с «ветряными мельницами», а улучшали себя, пребывая в Церкви.

К сожалению, сегодня всё больше распространяется мнение, что для того, чтобы спасти Церковь, надо объединить все христианские конфессии.

Это большое заблуждение.

Церковь спасать не надо, т.к. Она создана Христом, чтобы спасать нас самих.

Сама же она, по слову Христа, неуничтожима силами зла (см. Мф. 16:18).

Человек, сам по себе, ни себя, ни кого бы то ни было, спасти не может – нас всех спасает только Господь в Своей Церкви.

Нам нужно только Ей принадлежать и не мешать Богу спасать нас. Объединяясь же с теми, кто искажает Истину, люди только отталкивают от себя Христа.

Так ли это необходимо?

Однако нередко бывает, что человек соглашается с тем возвещением о Христе, которое провозглашает Церковь, однако не живет церковной жизнью, не участвует в богослужениях и не приступает к Таинствам. «Вера должна быть в душе», — говорят в таких случаях. Верно ли это? Христианская вера — это не только определенные убеждения. Это и определенные отношения. Священное Писание сравнивает эти отношения с браком, подданством или военной службой. Вряд ли имеет смысл говорить о «браке в душе» или «гражданстве в душе». Подданство небесного Царства также нельзя свести к чему-то «в душе».Представьте себе, что, скажем, Король Нарнии объявляет, что принимает всех желающих в свое подданство. Желающие должны явиться в нарнийское посольство и присягнуть на верность королю в ходе торжественной церемонии; после этого они должны подтверждать свое решение, участвуя в регулярных приемах, которые посольство устраивает в дни нарнийских праздников. Теперь представьте себе человека, который скажет: «в душе я нарниец, может быть, даже лучший нарниец, чем все те, кто собирается в нарнийском посольстве; поэтому я не стану ни присягать нарнийскому королю, ни отмечать нарнийских праздников». Не покажется ли нам это нелепым? Что же это за нарниец, который не желает иметь с Нарнией ничего общего?Наше намерение быть подданными Царства мы также должны проявить определенным образом, и Писание ясно указывает — каким. Бог сам устанавливает условия, на которых мы вступаем в отношения с Ним. Иногда люди противопоставляют «духовность» «обрядам», но когда читаешь Библию, то выясняется одна неожиданная вещь. Бог поразительно мало имеет отношения к тому, что у нас часто называют «духовностью». Один из ключевых моментов Ветхого Завета — исход евреев из Египта — включает в себя подробное описание обряда, который должны были совершить верующие. Они должны были заколоть жертвенного агнца, испечь его на огне и съесть в ходе торжественной трапезы; а его кровью помазать косяки дверей в доме, где они находятся: И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую (Исх 12:3-13).Участие в жертвоприношении и обрядовой трапезе (как в момент исхода, так и потом, когда народ будет вспоминать это событие) поставляется обязательным условием принадлежности к народу Божьему: а кто чист и не находится в дороге и не совершит Пасхи, — истребится душа та из народа своего, ибо он не принес приношения Господу в свое время: понесет на себе грех человек тот (Чис 9:13).Только какие-то непреодолимые обстоятельства могут извинить человека, не совершающего установленный обряд. Тот, кто пренебрегает богослужением по своей воле, считается отторгшимся от народа Божиего.Современный человек может прийти в недоумение: зачем вся эта морока с агнцами, мазанием косяков кровью и прочими непонятными обрядами? Разве Бог не знает, кто верит в Него? Разве Ему не открыты человеческие сердца? Разве Он не видит душу каждого человека как на ладони?Несомненно, видит, и Писание много раз говорит об этом. Но Бог говорит, что знамением будет именно жертвенная кровь на домах верующих — и именно по этому признаку «не будет язвы губительной». Обещает ли тут Бог безопасность тем, кто «в сердце верит», а вот обряд почитает излишней морокой? Нет.Бог устанавливает признак, по которому Он признает Своих, — это жертвенная кровь на дверных косяках. Вера, о которой здесь идет речь, должна явиться в установленном Богом символическом акте — принесении жертвы, помазании косяков кровью, иначе Бог не признает ее верой.В Новом Завете постоянно проводится параллель между пасхальным агнцем и Господом Иисусом, который есть Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира (Ин 1:29). Это понимание Иисуса как Агнца сквозит и в Его словах о хлебе жизни: Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин 6:53-56).Что здесь имеется в виду, ясно из других Евангелий, где Господь устанавливает Таинство Евхаристии во время прощального ужина с учениками, который впоследствии получил название Тайной Вечери: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26-28).Господь говорит, что Он спасает нас через веру: верующий имеет жизнь вечную (Ин 6:47). И Он устанавливает некие действия, в которых мы должны выразить нашу веру, — Крещение и Евхаристию. Если мы не хотим выразить нашу веру таким образом — значит, ее у нас нет.

Православная Жизнь

В день Пятидесятницы хотелось бы сказать несколько слов о значении Церкви. Православные христиане сами не всегда могут четко ответить, зачем нужна Церковь, поэтому, надеюсь, должно быть интересно.


В антирелигиозных и просто популярных секулярных СМИ все чаще поднимается тема о том, что Церковь – это лишь человеческое учреждение, установленное с определенной, не особо благовидной целью. Не отстают здесь и некоторые протестанты. Думаю, что каждый из нас, в той или иной мере, сталкивался с ситуацией, когда родственникам, друзьям или коллегам на работе приходилось отвечать на вызовы подобного рода. Что уж говорить о пресловутом «я верю в сердце». В попытках парировать иногда обескураживающе глупые заявления мы бывает и путаемся. Каждый из нас, конечно же, ощущает важность и необходимость Церкви, но облечь чувства во внятную вербальную форму получается не всегда. Пятидесятница – день рождения Церкви, потому эта тема как нельзя актуальна.

Давайте сразу отбросим мнение по этому поводу атеистов. Разговор с ними нужно начинать не с Церкви, а с существования Бога. У нас же в стране множество людей имеют себя верующими, но реальными членами Церкви являются совсем немногие. Большинство убеждено, что их и спасать не от чего, а те, кто хоть что-то где-то слышал, уверены, что дело спасения возможно лишь на основании их внутренних, личных взаимоотношений с Богом. Проблема только в том, что ни действий, ни плодов этих взаимоотношений не видно. Таким образом, можно поставить два важных вопроса:

1. Если Бог существует, то каким образом человеку сообщается Его благодать: независимо не от каких внешних пособий или наоборот?

2. Может ли вера не только возникнуть, но и созреть, и принести плод сама собой, на основании собственных усилий души или все-таки необходимо руководство и внешняя помощь?

Спасение человека не происходит автоматически, мы все понимаем, что часть людей отправится в вечную смерть. Отсюда следует, что есть определенный принцип разделения. Спасение воспримут только те, кто присоединится к Спасителю, станут причастниками Божественной благодати. Никто не отрицает, что Господь может действовать непосредственно на человека, но с уверенностью можно сказать, что такое действие не всегда явно и ощутимо. Только представьте, что было бы, если бы вся духовная жизнь сводилась лишь к субъективному опыту. Она не имела бы никакого объективного основания. Не было бы также никаких критериев верности выбранного пути или определения пережитого опыта. Все казалось бы правильным и нужным: и реальное восприятие благодати, и экзальтация, и галлюцинации, и приступы психических расстройств, и демонические козни.

Именно поэтому святые отцы всего говорили о том, что в деле освящения человека необходимы видимые средства. Так, например, свт. Иоанн Златоуст указывает, что если человек состоит из двух природ, то и духовные дары подаются ему в чувственных образах. В ответ на аргумент о «вере в душе» можно привести замечательные слова апостола Павла, выраженные в риторических вопросах: «Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим. 10, 13-14). Из этой цитаты можно сделать вывод, что приобщения к Божественной благодати человеку необходимы как видимые действия, так и видимое руководство – учение.

Подумайте о том, что Христос, во время Своего земного служения, не только проповедовал всем желающим – кто услышит, тот услышит – но и избирает группу близких учеников – апостолов. В евангельском чтении на литургии в день Пятидесятницы мы слышим такие слова Спасителя: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23). Это указание на особую избранность апостолов. Впоследствии Святой Дух в виде огненных языков сходит только на них, а не на всех слушателей и последователей Христа. Любые перетолковвания соответствующего места в Священного Писания (Деян. 2, 1-11) – произвольны и не имею под собой никакого основания.

После Своего Воскресения Христос на протяжении сорока дней являлся ученикам, наставляя их и готовя к приятию Святого Духа. В день Пятидесятницы именно апостолы первые, кто этого удостоился. Они стали посредниками низведения Божественной благодати на остальных. Какой-то период времени только апостолы имели право преподавать Духа через возложение рук. Напомним, что один из семи дьяконов – Филипп, крестил самарян, но не мог возложить на них руки. Для этого к нему из Иерусалима были посланы апостолы Петр и Иоанн. Вспомните еще историю с Симоном волхвом, предлагавшим учениками Христа деньги за возможность получения даров Святого Духа. А ведь он был крещен, но его личной Пятидесятницы так и не произошло. Значит недостаточно «веры в душе».

Как мы видим, Господь Сам установил определенный порядок освящения человека, где апостолы стали первыми посредниками, руководителями и учителями в таком великом деле. Может ли кто усомниться, что Спаситель хочет поддерживать и сохранять установленным Им Самим порядок?!

Мы все прекрасно пониманием, что «вера в душе», вера без Церкви – лишь оправдание собственной бездеятельности и лени. Понимают это и те, кто придерживается подобной точки зрения, только признаваться в этом самому себе не хочется, ведь придется напрягаться и менять свою жизнь. Надеюсь, что теперь у нас будет в «кармане» пара аргументов, которые, возможно, кому-то помогут встать на путь спасения, невозможный без Церкви. Напоследок напомним знаменитые слова сщмч. Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец».

Протоиерей Владимир Долгих

Зачем ходить в церковь?

Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

Фото:

Беседы с батюшкой. Почему наша Церковь именуется Православной

Аудио

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Петр Мангилев, проректор Екатеринбургской духовной семинарии по учебной работе. Передача из Екатеринбурга.

– Сегодня мы поговорим о том, почему наша Церковь именуется Православной, чем различаются между собой автокефальные, автономные и самоуправляемые Церкви.

Батюшка, почему же все-таки именно наша Церковь Православная? Люди, которые исповедуют другую религию, тоже могут сказать, что они правильно славят Бога? Что же такое православие?

– Слово «православие» действительно означает «правильно славить Бога». Правильно славить Бога – это очень важно. Важно также правильно научаться этому прославлению и правильно выстраивать жизнь сообразно с этим учением. Конечно, те, кто исповедует другие религии, считают, что правильно славят Бога именно они. Тем не менее Православная Церковь берет себе это название, чтобы подчеркнуть, что она правильно верит, живет сообразно с этой верой, то есть учит правильной жизни и правильно прославляет Господа. Все эти составляющие очень важны.

– В какой период стало использоваться это наименование?

– С византийских времен. Слово «православие» – это дословный перевод греческого слова «ортодоксия».

– Существуют такие определения Церквей, как вселенская, автокефальная, автономная, самоуправляемая и поместная. Что это – определенная иерархия Церквей или их разновидности?

– Строго говоря, в мистическом измерении Церковь одна, она едина и неделима, Главой ее является Господь Иисус Христос. Но земные условия предполагают существование разных народов, разных языков, поэтому единая Церковь пребывает у разных народов в разной форме. Поместная Церковь, если говорить совсем просто, – это Церковь, которая находится «на месте». По большому счету, всякая епархия есть Поместная Церковь в строгом смысле слова. Сегодня выделяется 15 автокефальных Поместных Православных Церквей, которые объединяют верующих разных стран.

– То есть автокефальная и поместная – это одно и то же?

– Эти понятия очень близки, хотя они имеют разные оттенки. Об автокефальной Церкви мы можем сказать, что она поместная. Всякая автокефальная Церковь поместная, но не всякая поместная Церковь автокефальная.

В основе устройства церковной жизни лежит территориальный принцип: один город – один епископ. Все христиане в этом городе подчиняются одному епископу, община во главе с епископом образует Поместную Церковь. В одном месте один епископ и одна Церковь, в другом месте – другой епископ и другая Церковь. Эти Поместные Церкви находятся между собой в евхаристическом общении, они едины в вере и Духе и представляют собой Вселенскую Церковь. У некоторых народов епархии стали объединяться в более крупные образования – митрополии и патриархаты, которые и составили основу поместных автокефальных Церквей, существующих ныне.

– Вопрос телезрительницы Людмилы (Ярославль): «Скажите, пожалуйста, а староверы тоже православные?»

– Староверы, или старообрядцы, православны по своей догматике, если говорить о традиционных согласиях, но они отделились от вселенского православия, от Русской Православной Церкви и находятся в расколе. Состояния ереси и раскола – это особые состояния церковных общин. Ересь – это расхождение со Вселенской Церковью в вероучительном плане, а раскол – это отделение по административно-дисциплинарным причинам. Расколов в истории православия было довольно много. Самый большой раскол Русской Православной Церкви – это раскол старообрядчества, хотя в XX веке у нас были и другие расколы. С раскольными сообществами Православные Церкви в евхаристическом общении не находятся, но существует определенный порядок вступления из этих сообществ в Православную Церковь. Он отличается от порядка, который определен для иноверных, желающих принять православие. Те, кто приходит к нам из старообрядческого раскола, принимаются по второму чину, то есть через миропомазание, потому что мы признаем действительность их крещения. Мы не признаем благодатности их иерархии священства из-за некоторых канонических проблем и, соответственно, не признаем других их таинств, кроме крещения. Крещение как таинство, безусловно необходимое для спасения человека, может совершаться не только священником, но и крещеным мирянином, если имеют место особые стесненные обстоятельства, когда рядом нет ни епископа, ни священника. Например, в советское время, когда не было священников, крестили миряне. Такое крещение мы признаем действительным.

В свое время в IX веке святитель Фотий указал на то, что мы не можем отвергать крещение мирянином, которое совершается по необходимости в той стране, где нет возможности совершить крещение священнику. Но если такая возможность есть и кто-то из мирян все равно дерзает сам совершить это таинство, то оно признается недействительным, а человек, дерзнувший совершить его, уже никогда не может быть рукоположен в священники, потому что тот, кто попрал благодать до ее получения, не усомнится попрать и полученную.

Итак, крещение в старообрядческой Церкви признается действительным, но нужно смотреть на обстоятельства его совершения. Каждый случай требует специального рассмотрения.

Все вышесказанное касается, конечно, только традиционных согласий и не распространяется на сектантские отклонения.

Старообрядческий раскол до настоящего времени не уврачеван. В отношении его уврачевания Русская Православная Церковь предпринимает усилия. В частности, в 1800 году были приняты так называемые пункты митрополита Платона, на основании которых в Русской Православной Церкви допускались два обряда: обряд, составленный по исправленным книгам, и старый обряд. Епископ ставил священника общине, которая желала служить по старому обряду. Так появились единоверческие храмы. Например, Свято-Троицкий кафедральный собор, который существует и теперь, раньше был единоверческим собором. В 1929 году на заседании Синода и в 1971 году на Поместном Соборе были приняты решения, согласно которым оба обряда признаны равноспасительными. Сейчас вопросами по работе со старообрядческими приходами занимается специальная комиссия.

– Вопрос телезрителя Евгения Александровича (Белгород): «Когда апостол Павел писал свои Послания к Коринфянам, когда апостол Иоанн писал Апокалипсис, как называлась Церковь? И когда она стала называться Православной?»

– Церковь тогда называлась христианской, но наименование «православная» вполне применимо к самым ранним историческим периодам существования Церкви.

Церковь имела определенные характеристики, которые были даны в Посланиях апостола Павла, потом эти характеристики усваивались Церковью в ее историческом бытии. Называя Церковь «православной», мы говорим об одном из ее свойств, которое заключается в том, что она правильно прославляет Господа, правильно верит, учит правильной жизни. Есть и другие свойства Церкви: Церковь Единая, Соборная, Апостольская и Святая. Характеристика «православная» не вступает в противоречие ни с чем.

– Может быть, можно уточнить вопрос следующим образом: есть ли какой-то определенный момент, когда Церковь стала называться не просто христианской, а именно Православной? Мы ведь обычно говорим: «Я крещен в Русской Православной Церкви». Слово «христианская» при этом не употребляется, но подразумевается.

– Слово «православная» начинают использовать, когда возникает необходимость бороться с ересями, представители которых тоже называли себя христианами. Нужно было подчеркнуть свою принадлежность к Церкви, исповедующей правильную веру. Между христианскими конфессиями существуют различия в вере. Поэтому мы говорим, что есть православные и инославные христиане. Инославных мы тоже считаем христианами и принимаем их в лоно Православной Церкви через миропомазание, как и старообрядцев. А католиков принимаем через покаяние или через миропомазание. Это зависит от того, прошел ли человек через конфирмацию. Лютеран мы принимаем через миропомазание, признавая действительность их крещения.

Мы признаем также иерархию Армянской Церкви, или несториан, хотя и не состоим с ними в евхаристическом общении.

– Чуть ранее мы говорили о том, что существуют особые случаи, когда крещение может совершить и мирянин. Но для того чтобы стать полноценным членом Церкви, необходимо совершить еще и Таинство Миропомазания. Должен ли человек, который в свое время принял крещение от мирянина, пройти полный обряд, если он не уверен, что тот чин, которым его крестили, можно признать действительным?

– Если нельзя сказать с уверенностью, был человек крещен или нет, то крещение совершается по условной формуле. Повторного крещения быть не может. 47-е апостольское правило запрещает повторное крещение, потому что печать крещения неизгладима и правильно крещенный человек не должен быть крещен второй раз. Священник, который крестит человека второй раз, зная, что он был крещен, согрешает тяжело, и человек, который сознательно идет на повторное крещение, совершает тяжелый грех. Если мы сомневаемся в том, было ли совершено крещение, то крещение совершается по формуле: «Крещается раб Божий (раба Божия, имярек), аще не крещен есть во имя Отца…» и т. д.

Человек, отпавший от православия, но вернувшийся в лоно Церкви, не должен креститься заново, даже если он принял ислам, иудаизм, индуизм или ушел в язычество, даже если над ним были совершены соответствующие обряды и он прожил, исповедуя иную веру, полжизни. Он возвращается в Православную Церковь через покаяние или в отдельных случаях через миропомазание, но не через крещение. С момента крещения он является членом Православной Церкви, отпавшим или заблудшим. Он никогда не перестанет быть ее частью.

– Мы говорили о том, что существует 15 Поместных Церквей. Есть ли между ними какая-то иерархия?

– Все Поместные Церкви равны между собой, хотя среди них есть древние и новые, которые образовались в XX веке. У них разные судьбы. Предстоятель одной Церкви не больше и не меньше, чем предстоятель другой. Но существует так называемое первенство чести, потому что когда предстоятели разных Поместных Церквей собираются вместе для богослужения, они должны в каком-то порядке встать у престола Божия. На первом месте находится Вселенский Патриархат. Сегодня это Константинопольский Патриархат. В первом тысячелетии существования христианства на первом месте была Римская Церковь, но она отделилась от вселенского православия и впала в ересь, после чего Константинопольский Патриархат, который находился на втором месте, занял первое место. Второй в списке Церквей идет Александрийская Церковь, затем следуют Антиохийский Патриархат и Иерусалимский Патриархат. Русская Православная Церковь находится на пятом месте. Замыкает список самая молодая Американская Церковь.

– Однако Русская Православная Церковь самая многочисленная.

– Да, но тем не менее по первенству чести она пятая.

– Вопрос телезрительницы Зинаиды: «Если человек умер, будучи крещенным в лютеранской вере, как его можно поминать в православном храме?»

– Существует специальный чин отпевания умерших неправославных христиан. По благословению, видимо, может быть совершена панихида по этому чину. Но сейчас такая практика не принята в нашей Церкви. Я думаю, что в Вашем случае может помочь домашняя молитва и творение добрых дел в память об усопшем. Но подавать записки с его именем на проскомидию и на литургию не следует, так как он не состоял в общении с Православной Церковью. Судьбу его Церковь вверяет воле Божией.

– На форуме телеканала «Союз» в социальной сети ВКонтакте Людмила Силаева спрашивает о том, как отличить секту от Церкви и как мы должны относиться к инославным христианам.

– Святитель Ириней Лионский говорил о том, что здесь мы должны смотреть по преемству. Наше епископское преемство доходит до апостолов и до Христа, а преемство еретиков доходит до начальников их ересей. Мы знаем точно и утверждаем, что епископат Православной Церкви имеет через череду рукоположений благодатную связь со святыми апостолами и Самим Господом Иисусом Христом. Это и есть главный отличительный признак.

– А что такое автономная Церковь и в чем отличие автономных Церквей от автокефальных?

– Автокефальные Церкви самостоятельны в своем управлении. Автономные Церкви имеют большую степень самостоятельности в принятии решений, касающихся их внутренних дел, но они не самостоятельны полностью, а подчинены той или иной автокефальной Церкви. Для того чтобы стать автокефальной Церковью, нужно выполнить ряд условий. Одно из этих условий – наличие определенного количества епископов. Согласно первому правилу святых апостолов епископа поставляют два или три епископа. В автокефальной Церкви должно быть не менее четырех епископов. В случае если один епископ умирает, три других могут поставить на его место еще одного епископа своим внутренним собором. В Японской Автономной Церкви в настоящий момент два епископа. Но Японская и подобные ей автономные Церкви находятся в рамках традиций своего народа и отличаются культурным своеобразием.

Вопрос телезрительницы Татьяны: «В Откровении Иоанна Богослова есть послание семи Церквам. К какому типу из этих Церквей относится Русская Православная Церковь? Или она сочетает свойства всех этих Церквей?»

– В Древней Церкви каждая епархия представляла собой самостоятельную Церковь. Процесс формирования митрополий и патриархатов шел в течение первых трех веков существования христианства. Основные церковные структуры складывались в зависимости от жизненных обстоятельств. Этот процесс продолжился и дальше, но базовые принципы были заложены в первые три – четыре столетия. Характеристики, которые были даны тем или иным Церквам, наверное, могут быть прилагаемы к нашей современной жизни в отдельных случаях. По формальному принципу сходство заключается в том, что и те Церкви, о которых идет речь в Откровении Иоанна Богослова, и Русская Православная Церковь являются поместными.

– На форуме телеканала «Союз» в социальной сети ВКонтакте Лидия Манна пишет: «Батюшка, когда мой муж, бывший католик, принял православие, то меня начали осуждать за то, что я заставила мужа перейти в православие, что поступила неправильно. Мой муж добровольно принял православие, без моего нажима. Мы уже десять лет вместе, молимся, держим посты. Как правильно объяснить людям, что мой муж не совершил грех отступления от католической веры?»

– Во-первых, всегда кто-то что-то будет о нас говорить, даже если мы совершаем правильные поступки. Вы знаете, что выбор вашего мужа был осознанным решением. Я не знаю, как объяснить это людям, потому что, если они желают осуждать, они не будут слушать никаких объяснений. А если у них есть понимание и они видят искренность его выбора, тогда и объяснять ничего не нужно. Мне кажется, что не нужно слишком сильно переживать по этому поводу. Нужно просто жить и своей жизнью свидетельствовать о своей вере. Жизнь вашего супруга в Православной Церкви и будет лучшим ответом на все недоумения.

– Но и муж, наверное, должен ясно объяснить причины своего поступка?

– Да, пусть скажет об этом. Но он, видимо, и говорит, раз возникают такие пререкания. Но, в первую очередь, сама его жизнь должна быть ответом и свидетельством.

– Вопрос телезрительницы Ольги Алексеевны: «В 1978 году мой брат был призван в армию. Бабушка сказала, что она крестила его сама, так как у нас рядом не было ни церкви, ни батюшки. Через полгода брат погиб. Я заказываю за него поминальные требы в храме. Является ли это грехом для меня и для того батюшки, который их совершает?»

– В советское время очень многие были крещены таким образом. Даже если человек умер прежде, чем такое крещение было восполнено миропомазанием, он все равно считается православным христианином. Если он при жизни как-то соотносил себя с Православной Церковью, то все заупокойные богослужения могут быть совершены. И сейчас есть такие ситуации, когда признается крещение, совершенное мирянином, даже если оно не было восполнено миропомазанием. Например, если ребенок родился нежизнеспособным и ему остается жить считанные часы.

– Елена Виноградова в социальной сети ВКонтакте спрашивает: «Мой ребенок был крещен в роддоме. Батюшка прочитал молитву и окропил его святой водой, но сказал, что нужно восполнить крещение в церкви. Когда мы пошли в церковь, там тоже читали молитву, поднесли ребенка к иконам. В больнице крестные не присутствовали, а в церкви стояли рядом. Когда батюшка читал молитву, ребенка держала на руках я. Проведено ли крещение полностью и являются ли сегодня крестные крестными?»

– Насколько я понимаю, священник, который совершал обряд крещения, был в курсе того, какой обряд был проведен в больнице. Конечно, заочно судить трудно, но все же я полагаю, что крещение было действительно. Скорее всего, ребенок был крещен в больнице, а потом крещение было восполнено миропомазанием и необходимым молитвословием. В Требнике есть краткий чин крещения, который может быть совершен священником в безотлагательных ситуациях, например в случае смертельной опасности. Предполагается, что если человек выживает, то крещение может быть восполнено огласительными молитвами и так далее. Крестные, которые присутствовали в храме, таковыми и являются, потому что они отрицались от сатаны и сочетались Христу, произнося соответствующие молитвы.

– Мы говорили о том, что такое автокефальная и автономная Церковь. Но есть еще такое понятие, как самоуправляемая Церковь. Что это такое?

– Самоуправляемая Церковь – это Церковь, которой еще только предстоит стать автономной. Она еще не имеет тех полномочий, которые есть у автономной Церкви, но ее полномочия превосходят полномочия епархии или митрополии.

– Вопрос телезрителя Владимира: «У меня вопрос по поводу раскола. Я читал, что патриарх Никон очень многое переписал и дополнил, что он сильно болел за чистоту веры. В нашей вере тогда было очень много суеверий и языческих наложений. И в раскол ушли люди, которым были дороги эти суеверия. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому вопросу».

– Это немного упрощенный взгляд на ситуацию. Суеверия, конечно, тогда были, есть они и сейчас. Соблазн язычества есть, увы, в каждом человеке. В раскол уходили не только те, кто был привержен суевериям, но и люди образованные. Патриарх Никон действительно реализовал обширную программу по исправлению церковных книг. Но его нововведения имели как положительную, так и отрицательную сторону, потому что работа по исправлению проводилась в спешке и не всегда квалифицированно. Но это не значит, что книги в результате реформы были испорчены или что они были негодными до XVII века, то есть до реформы.

Работа по исправлению богослужебных книг, редактирование, корректирование должны идти постоянно. Богослужебные книги – это книги переводные, поэтому перед нами постоянно стоит вопрос о точности перевода, его идентичности в передаче оттенков смысла. Работа по улучшению перевода может идти бесконечно. При переписывании текста неизбежно возникают те или иные ошибки.

Перед патриархом Никоном стояла очень сложная задача: унифицировать две богослужебные традиции, одна из которых развивалась на северо-востоке страны, а другая – на западе. В 1458 году произошло окончательное разделение митрополии Киевской и митрополии Московской. Московская митрополия стала автокефальной, а Киевская была подчинена Константинопольскому патриарху. В силу своей подчиненности Константинополю и большей близости к Европе западнорусская митрополия больше контактировала с иностранными Церквами. На нее оказывали влияние Греция, Польша, балканские страны, Румыния.

Обе церковные традиции развивались в рамках церковнославянского языка, они были очень близки и влияли друг на друга.

Исправление богослужебных книг началось еще при предыдущем патриархе Иосифе, однако во время правления патриарха Никона в основу работы с книгами была положена другая концепция, что и спровоцировало конфликт. Книги порой правили очень грубо, ломая обрядовые привычки. Все это накладывалось на социальные проблемы. Резкие действия реформаторов усугубили ситуацию и привели к тем событиям, которые произошли.

Нужно принять во внимание, что церковнославянский язык развивался. Нам, понимающим современный церковнославянский язык, сложно понять язык X века.

Деятельность патриарха Никона нельзя изображать только черными красками. Но и у тех, кто сопротивлялся реформам, были свои причины.

– Иногда в средствах массовой информации появляются сообщения о том, что встретились главы двух Поместных Церквей и обсудили вопрос о евхаристическом общении. Что здесь имеется в виду и с какими Поместными Церквами находится в евхаристическом общении Русская Православная Церковь?

– Русская Православная Церковь находится в евхаристическом общении со всеми четырнадцатью Автокефальными Церквами. Евхаристическое общение предполагает возможность совместного служения Божественной литургии и совместное Причастие. Все Церкви объединяются вокруг одной общей Чаши. Тело Христово для всех Церквей одно. Отсутствие такого общения указывает на то, что между Церквами что-то не так. Например, у нас нет евхаристического общения с римскими католиками, нет общения с Древними Дохалкидонскими Церквами, хотя с ними мы ведем диалог, проводим совместные мероприятия.

Бывают ситуации, когда общение между Поместными Церквами прерывается. Сейчас такое положение вещей сложилось между Иерусалимским и Антиохийским Патриархатами. У них возник конфликт из-за ситуации в Катаре. Одна Поместная Церковь стала вмешиваться во внутренние дела другой, в результате чего Церкви прервали евхаристическое общение. Это не значит, что одна из Церквей впала в ересь. Русская Православная Церковь находится в евхаристическом общении и с той, и с другой Церковью. Но между Иерусалимским и Антиохийским Патриархатами есть проблема, и пока она не решена, совместное служение вокруг одной Чаши для этих Церквей невозможно. Оно было бы лицемерным. Мы ведь не можем причащаться, если мы поссорились с нашими ближними, до тех пор, пока мы с ними не примиримся. Здесь та же ситуация, только в большем масштабе.

– Правильно ли я понимаю, что если наша Церковь находится в евхаристическом общении с какой-то другой Церковью, то мы можем участвовать в богослужебной жизни этих Церквей и причащаться?

– Да, конечно. Наиболее распространенный вариант, когда паломники едут в Иерусалим, где духовенство разных Поместных Церквей служит вместе. Мы можем, например, причащаться в православных храмах Грузии, а грузины – у нас.

– То есть необязательно, чтобы на этом богослужении присутствовал наш священнослужитель?

– Нет, необязательно. Но мы сами должны как-то обозначить тот факт, что мы православные, прийти на исповедь и так далее.

– Вопрос телезрителя Виктора: «Сейчас в храмах продаются свечи или какие-то другие атрибуты за деньги. А в Библии написано о том, как Иисус Христос выгнал менял из храма. Почему же мы торгуем свечами? Почему нельзя поставить свечку бесплатно? У меня в 2008 году трагически погибла семья в авиакатастрофе в городе Перми. Иногда у меня бывают проблемы с финансами, и я не могу купить свечку».

– Вопрос финансового содержания – вопрос сложный. Для того чтобы Церковь существовала, нужны деньги. Здание, в которое мы приходим молиться, требует ухода, нужно заплатить за электричество, воду, отопление, заплатить зарплату уборщице. Церковь существует на пожертвования верующих. Системы организации этих пожертвований могут быть разными. Торговля свечами – это, может быть, не самый лучший способ подобной организации, но по-другому устроить сложно. Было бы хорошо, если бы у нас были большие, сильные приходы, в которых прихожане могли платить десятину. Тогда можно было бы выложить свечи в свободное пользование. Я встречал такую практику на некоторых приходах. Там рядом со свечами есть кружка для пожертвований, и каждый кладет сколько может.

– При этом никто ведь не говорит, что тебе обязательно нужно купить свечу или внести какое-то пожертвование.

– Да, конечно. За вход в храм, за исповедь, за Причастие и другие таинства денег никто не берет. То есть участие в жизни Церкви у нас бесплатное. Однако по необходимости существует некая система сбора пожертвований, которая, конечно, неидеальна.

Ведущий Дмитрий Бродовиков Расшифровка: Екатерина Иванова

История храма

Нынешний богослужебный устав предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Что касается самого наименования храм, templum, то оно вошло в употребление около 4 века, ранее так именовали язычники свои места, где собирались для молитвы. У нас, христиан, храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией чрез таинство Причащения и другие таинства, для возношения молитв Богу, имеющих общественный характер. Так как в храме собираются верующие, составляющие собою Церковь Христову, то храм называется также «церковью,» слово, происшедшее от греческого «кириакон» что значит: «дом Господень».

Освящение собора Архангела Михаила, заложенного в 1070 г. Радзивиловская летопись

Храмы христианские, как особые богослужебные здания, стали появляться у христиан в значительном числе лишь после прекращения гонений со стороны язычников, то есть с IV века. Но и до этого храмы уже начали строиться, по крайней мере, с 3 века. Христиане первой иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии они собирались уже отдельно от иудеев «по домам» (Деян. 2:46). В эпоху гонений на христианство со стороны язычников главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы. Так назывались особые подземелья, вырытые для погребения умерших. Обычай погребения мертвых в катакомбах был довольно распространен в дохристианской древности, как на востоке, так и на западе. Места погребений, по римским законам, признавались неприкосновенными. Римское законодательство допускало также свободное существование погребальных обществ, какого бы вероисповедания они ни держались: они пользовались правом собраний в местах погребений своих сочленов и даже могли иметь там свои алтари для отправления их культов. Отсюда понятно, что первые христиане широко пользовались этими правами, вследствие чего главными местами богослужебных собраний их, или первыми храмами древности, были катакомбы. Эти катакомбы сохранились до настоящего времени в разных местах. Наибольший интерес представляют нам лучше всего сохранившиеся катакомбы в окрестностях Рима, так называемые «катакомбы Каллиста.» Это целая сеть переплетающихся между собой подземных коридоров с разбросанными кое-где среди них более или менее обширными помещениями, как бы комнатами, носящими название «кубикул.» В этом лабиринте, без помощи опытного проводника, весьма легко запутаться, тем более, что коридоры эти расположены иногда в несколько этажей, и можно из одного этажа незаметно перейти в другой. Вдоль коридоров выдолблены ниши, в которых и замуровывались усопшие. Кубикулы представляли собой фамильные склепы, а еще большие помещения «крипты» представляли собой те именно храмы, в которых христиане во времена гонений отправляли свои богослужения. В них устанавливалась обыкновенно гробница мученика: она служила престолом, на котором совершалась Евхаристия. Отсюда и ведет свое начало обычай полагать в новоосвященном храме святые мощи внутри престола и в антиминсе, без которого не может совершаться Божественная литургия. По сторонам этого престола или гробницы устроялись места для епископа и пресвитеров. Самые большие помещения катакомб принято называть «капеллами» или «церквами.» В них нетрудно уже различить многие составные части нашего современного храма.

Зачем нужны храмы?

Здравствуйте, дорогие братия и сестры!

Как мы можем стать истинными сынами Царствия Божия? Как нам, грешным людям, погрязшем в суете и шуме мирском, стать своим для Господа Иисуса Христа? Ответ на этот вопрос дает сам Христос: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18).

Христос оставил нам Церковь, которая собирает в себе верных. Церковь хранит и возвещает слово Божие. Все установленные Богом таинства совершаются в ней. Церковь помогает своим членам идти по пути спасения. Она на протяжении многих сотен лет сохраняет единство преемство веры с апостольских времен.

Жизнь и блаженная вечность нам уготованы, если мы последуем за Христом. Узнаем Его. А это возможно только в лоне истинной Церкви, которую Он создал.

Понятие церкви имеет несколько значений. В первую очередь, это собрание верующих. Во-вторых, иерархическая, организационная структура. И третье, церковь – это храм. И вот о третьем значении Церкви речь пойдет дальше.

Нужны ли вообще храмы, церкви? Были ли они у древних христиан? Бог что, «обитает» в храме?»

На эти вопросы исчерпывающе отвечает иерей Константин Пархоменко: Бог обитает везде. Церковь же – это место, специально посвященное Богу. Построенное для прославления Бога, для молитвы, для совершения Таинств.

За тысячу лет до Пришествия Христова, построив в Иерусалиме Храм, царь Соломон так обратился к Богу: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо Небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи, Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: “Мое имя будет там”; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем… услышь на месте обитания Твоего, на Небесах, услыши и помилуй».

Вот это очень важное утверждение: Богу ли жить на земле? Мы прекрасно понимаем, что Небо и небо Небес не вмещают Бога, но просим обратить внимание на наши искренние молитвы, стояния перед Богом, покаянные поклоны, прийти сюда, где мы собрались вместе.

Храмы были в Ветхом Завете, храмы были и у древних христиан.

В Евангелии от Луки читаем, что после отшествия Господа на небо Его ученики «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Или апостол Павел говорит: «я пришел в Иерусалим для поклонения, а в другом месте: «я молился в храме».

А вот сообщение книги Деяний Апостольских: «Целый год [первые ученики Христовы] собирались … в церкви и учили не малое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами». Здесь «церковь» — Иерусалимский Храм. Первоначально христиане молились в Иерусалимском Храме, в синагогах, а после разрушения Храма в 70 году стали устраивать собственные храмы и церкви.

О том, что храмы сохранятся до Второго пришествия Христова, убедительно сообщает нам Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога».

Зачем церковь, если Бог есть в душе?

Ответы священников о значении храмов

В этом аспекте постройка новых храмов может рассматриваться как инвестиция в более радужное будущее. Один из православных священников, служащий в большом городском приходе, привел такой пример:

Однажды выходя из подъезда, он увидел, как две машины не могли разъехаться на узкой дороге, и чуть было не столкнулись лоб в лоб. Оба водителя выскочили из авто и накинулись друг на друга с обвинениями и угрозами. Дело дошло до физической драки, и оба мужчины, вцепившись друг в друга, покатились по асфальту.

Для чего нужна церковь

Для чего нужна Церковь? На этот вопрос невозможно ответить однозначно, потому что верующие и неверующие люди ответят на него по-разному. Если для первых Церковь – это Истина и Жизнь, то для вторых, в лучшем случае, некий социальный негосударственный институт, деятельность которого имеет некоторые полезные аспекты. Церковь дает человеку главное – Веру, Надежду, Любовь. Для верующего человека вопрос о том, есть ли Бог, лишен смысла, потому что вся жизнь является зримым подтверждением Его существования. Бог открывается тому, кто Его ищет. Как человек становится на путь веры? Если веру ему с детства не привили родители, то чаще всего он приходит к ней в дни тяжелых жизненных испытаний. Когда человеку уже не на что надеяться, он обращается к Богу. Можно назвать это глупостью, поступком слабого отчаявшегося человека. А можно сказать, что в душе запутавшегося человека впервые за многие годы проснулось и потянулось к Свету что-то истинное. В дни, когда у него все благополучно, человек не обращается к Богу, не чувствуя в этом потребности. Тяга к Богу обычно просыпается именно в период жизненных потрясений.

Чтобы понять верующего человека, надо самому быть членом Церкви. Наблюдение со стороны в данном случае не будет объективным, потому что невозможно понять суть веры, оставаясь в стороне. Это тот случай, когда для понимания нужен собственный опыт. Придя в Церковь, человек не обязательно встретит в ней только хорошее. Далеко не каждый верующий является образцом доброты и смиренности, для новоначального – человека, только начинающего постигать азы веры – период воцерковления может стать достаточно трудным испытанием. Все непривычно, непонятно, незнание правил церковного этикета может вызвать нарекания со стороны прихожан. На этом этапе многие люди, потянувшиеся к Богу, навсегда или на время покидают Церковь. Но те, кто останутся, имеют замечательную возможность прикоснуться к огромному пласту духовного наследия. В первую очередь, через церковную литературу. Для Русской Православной Церкви это, конечно же, книги Ветхого и Нового заветов, а так же труды святых отцов. Именно в книгах святых отцов можно открыть для себя неиссякаемый источник мудрости и веры. Исаак Сирин, Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадский, Феофан Затворник и многие другие – их книги полны Истины и могут оказать неоценимую помощь любому человеку.

Делает ли Церковь человека лучше? Да. Читая книги святых отцов, верующий человек может осознать многие свои ошибки, избавиться от плохих черт характера. Стать спокойнее, мягче, добрее. И сильнее, потому что вера – это огромная сила. Верующий человек ощущает себя проводником Божией воли, он чувствует Бога за своей спиной, что придает ему стойкость, отвагу, терпение, готовность с честью перенести любые испытания. При этом он не просто верит в Бога, но – верит Богу. Верит не наобум, не потому, что просто выбрал верить – он знает, что помощь реально оказывается, потому что получал ее сотни, тысячи раз. Один раз может быть совпадением, два, десять, но когда помощь оказывается раз за разом, когда он видит, что искренняя молитва и вера Богу позволяют повернуть к лучшему самые сложные ситуации, ему уже не требуется подтверждений. Он знает, что Бог есть, видит, как Господь оказывает ему помощь, хранит, ведет по жизни. Церковь становится его оплотом, опорой. В этой опоре, в ежедневном общении с Богом черпает он свои силы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]