Зачем нужна ежедневная молитва и как творить ее правильно?


Все начинается с молитвы

— Что такое молитва, в чем ее роль для человека и в церковном обиходе?

— Молитва — это неотъемлемая часть любой религиозной культуры. Но к этому можно подойти с разных сторон. Мне больше всего нравится определение архимандрита Эмилиана, игумена монастыря Симонопетра на Афоне. В одной из проповедей он говорит, что молитва— это вытягивание ума к Богу, а через это и вытягивание всего человека. Это такое делание, целью которого является переустройство внутреннего мира человека. Эмилиан сравнивает молитву с пращой. В молитве человеческий ум натягивается и выстреливает прямо к Богу. И в этом выстреле человек становится другим. Происходят глубокие изменения в отношении человеческого «я» к миру, к самому себе, к Богу. Это наиболее сильный инструмент переориентирования человека.

— Что значит переориентирование?

— В обычном состоянии мы заняты собою, своими проблемами и переживаниями. Когда человек начинает молиться, неизбежно появляется объект молитвы, которым он сам не является. И это уже очень много. Это выводит человека за пределы его огромного «я», которое заполнило собой все мироздание. В этот момент человек подсознательно понимает, что Бог — это не я, а некто, объективно сущий вне моего сознания. Это что-то такое, что я не могу положить в карман и сказать, что это моя собственность. С настоящей молитвы к Богу начинается разворачивание человеческой личности в ее нормальное состояние из состояния эгоистического магнетизма, когда все, что человек ни делает, неизбежно возвращается к нему самому. Именно поэтому молиться всегда трудно. Даже святые до конца своих дней принуждали себя к молитве. Для многих кажется странным призыв Церкви трудиться в молитве, но это неизбежно. Точно так же, как спортсмен должен заставлять себя трудиться во время тренировок, иначе какой он спортсмен, христианин прилагает труд к тому, чтобы себя вкручивать штопором в молитву, даже когда не хочется. И это совершенно нормально. Если этого нет, всего остального тоже не будет.

— Нужно ли принуждать себя к молитве?

— Конечно. Молитва — это то, что вызывает естественный бунт падшего человеческого естества, потому что нечто претендует на разрушение абсолютной диктатуры самодостаточности человека.

Есть и молитва без слов – молитва устремлением к Богу

Святой Феофан Затворник: «можно молиться, не стоя на молитве. Всякое возношение ума и сердца к Богу есть молитва настоящая. Если вы это делаете между делами, то и молитесь. Помню, у Василия Великаго вопрос о том, как Апостолы могли непрестанно молиться, решается так: они при всех своих делах о Боге помышляли и жили в непрестанной преданности Богу. Это настроение духа было их непрестанной молитвою. Вот вам и пример. Я вам, кажется, уже писал, что от деятельных людей, к коим вы принадлежите, нельзя того же требовать, что от людей сидяк. Главною их заботою должно быть то, чтоб не допускать неправых чувств при делании дел, и всячески стараться все их посвящать Богу. Это посвящение превратит дела в молитву. Пишется, что кровь Авеля вопиет Богу. Так и дела Богу посвящаемыя вопиют к Нему. Один старец, когда к нему принсли от кого-то нечто съестное… сказал: как дурно пахнет…, а принесенное было по содержанию очень хорошее. Когда спросили его: как так? Он разъяснил, что прислано не с хорошими чувствами и от нехорошаго. Так всякое дело намащается теми чувствами, с какими совершается. И те, кои имеют очищенныя чувства, ощущают то. Выходит, что как от хороших цветов исходит хороший запах, так и от дел с хорошим расположением делаемых, исходит свое благовоние, и восходит горе, как фимиам из кадила. Вот еще молитва».

Как молиться правильно

— Здесь все очень индивидуально. Очевидно одно — режим должен быть. Человек, который ждет, что настанет время, когда он освободится от житейских попечений, и благословенная харизма непрестанной молитвы посетит его, — такой человек никогда не будет молиться. Поэтому есть определенное правило утренних и вечерних молитв, молитвы, связанной с богослужением. Самое главное, к чему должен приучиться человек, — это к еженедельному посещению храма во время Божественной литургии. Самая правильная молитва — молитва благодарения, созидания Церкви как общности людей вокруг Христа. Это самое тяжелое. Множество людей готовы молиться дома, но вот регулярно ходить в храм — это тяжело. Всех прихожан можно четко разделить на две категории: те, кто еженедельно ходят в храм, и те, кто ходят в храм, когда душа лежит. Это две совершенно разные категории людей по пониманию веры. Когда человек приходит в храм, он поверяет правильность своего внутреннего состояния тем духом, которым живет Церковь. Он как бы опускает себя, как огурец, в рассол и вылезает оттуда малосольным огурчиком с определенным вкусом и запахом. А так он может в холодильнике лежать долго и даже не протухнуть, но в нем не будет этого аромата, этого вкуса. Это первое и самое основное.

Второе — я сторонник, чтобы молитвенное правило у каждого человека было индивидуальное, с учетом обстоятельств его жизни. Одно дело, когда человек нигде не работает. Другое дело, когда человек занят на производстве. Третье — многодетная мать, у которой семеро по лавкам. Четвертое — человек творческой профессии, который делает что хочет и когда хочет. Эти обстоятельства должны обсуждаться с духовником, который и определяет объем молитвенного правила.

Молитвенное правило — это ежедневные гаммы, которые, если не играются, то пальцы атрофируются, и на занятии ты ничего не сыграешь — не говоря уже про концерт.

— А в чем состоят правила?

— Во-первых, молитва совершается перед святым образом, перед иконой. Правильно, когда этот образ близок человеку, вызывает определенные переживания. Это своего рода ключ к разговору с Богом. Плохо, когда человеку приходится заставлять себя смотреть на образ, потому что он ему чужой. Образ не должен быть чужим. В отличие от католической мистической духовной практики православие настаивает на отсутствии какого бы то ни было фантазирования во время молитвы. Молитва с закрытыми глазами не приветствуется. Ум не терпит пустоты. Мы вперяем свой взгляд в образ иконы, и это есть то пространство, перед которым мы молимся. Мысль не должна гулять. Надо сфокусировать сознание перед этим образом.

Следующее правило — предельное сосредоточение на словах молитвы. Ум должен уходить от любых воспоминаний, размышлений. Он должен, как схиархимандрит Эмилиан пишет, вытягиваться к Богу в молитве с тем, чтобы только слова молитвы структурировали человеческую душу по направлению к Богу.

Кроме того, желательно и правильно молитву творить вслух. Когда молитва творится вслух, она задействует не только наши речевые рецепторы, но и слух. От такой молитвы сложнее отвлечься, чем когда вы ее творите про себя. Умная молитва творится про себя, но о ней можно говорить, когда у человека есть уже определенный навык и он может продолжительное время быть собранным и никуда глазами не убегать.

И еще одно требование молитвы — это отсутствие искусственного подогревания эмоций. Эмоции здесь не являются самоцелью. Никакого экстаза. Мы выполняем свой труд по отношению к Богу. Я вспоминаю эпизод из жизнеописания одного из валаамских подвижников. Когда ему очень хотелось молиться, он откладывал четки, шел во двор, рубил дрова, занимался разными житейскими попечениями. А когда он готов был делать все что угодно, только не молиться, вот тогда он брал свои четки и молился. Он объяснял это так: когда я молюсь и получаю от этого утешение душевное, можно очень легко это утешение принять за Бога и оказаться в состоянии прелести — вместо того, чтобы быть предельно открытым действию Божественной благодати, ты просто захлопываешься. Ты оказываешься самодостаточным — и всё. Это и будет тот самый духовный тупик, о котором многие отцы предупреждали. Почему возгревание какой бы то ни было чувственности в молитве категорическим образом отсекается? Почему в храме читают монотонно? Почему даже партесное пение* в храме звучит скромнее, нежели пение оперное? Потому что в молитве нужно открыться не эмоциям, а совершенно другим переживаниям. Когда я попадаю на греческую службу и там начинают петь, я почти физически чувствую, как меня за шкирку взяли, пинка дали, и вот — я уже лечу. И ты понимаешь, что летишь не потому, что ты такой хороший и крылья у тебя натренированные, а потому, что эта храмовая стихия тебя берет и увлекает. Там нет никакой чувственности. Там есть экзистенция — глубинное переживание предстояния человека перед Богом, а все чувственное наше, оно где-то сбоку идет.

Что такое непрестанная молитва?

Заповедь о непрестанной молитве даётся апостолом вместе с путём к ней. Путь таков. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Фес. 5: 16–18).

То есть корень постоянно молитвы — это благодарность Богу за всё. Благодарность и является поводом для такой молитвы и такого сердечного настроения. Тогда человеку хочется всё, что с ним случается, обратить в хвалу Господу и Творцу.

Как же достичь благодарности? Обобщая опыт отцов мы можем сказать, что для этого необходимы: Частое причастие, хранение себя от зла и доверие Богу.

Человек мучается на земле оттого, что на самом деле Богу не доверяет и считает, что смог бы управлять миром куда лучше. Конечно, если он христианин, то вслух он этого не выскажет, но настроение сердца будет именно таким. Доверие не даётся просто так, но почти всегда через подвиг. Что здесь может помочь человеку?

Причастие. В конечном итоге благодать является сердцем каждого дара. Без благодати невозможно стать таким, каким нас Господь задумал. По мере очищения сердца и вселения туда Бога, Он Сам будет основой нашего доверия, хотя это и требует времени, потому, что очищение никогда не даётся быстро.

Молитва о даровании доверия. Один известный старец советовал мне в таком случае говорить: «Господи, вручаю себя Тебе».

Как бы ни было трудно, но, перенеся боль, мы только ещё больше будем любить то, что любим. А Бог знает тот срок, когда сменит беду на радость. Его дело — всему давать неожиданный оборот и венчать добро хорошим концом, а наше — быть верными истине не только когда мы благополучны и сыты. И так каждый из нас сделает своё дело, и придёт радость, которой Господь хочет нас одарить не меньше, чем мы ожидаем её прихода.

За все столетья Господь никогда не подводил ждущих Его, но всегда хотел, чтоб мы верили этому и до того, как избавление освятит и возрадует души наши.

Размышления о Евангельском Христе. В момент недоверия хорошо подумать, каков Бог и как он ко мне относится. Помогает тут и просто смотреть на икону Христа. Тогда душа ощущает, что такой Бог не может обмануть.

Добрые дела. Они помогают человеку поверить в то, что добро существует. Как мытарь, обращаясь к Богу, на опыте знал, что существует милость, ведь он иногда миловал своих должников. Так и творящий добро легче понимает, что доброму можно доверить душу, доверить жизнь.

Чтение авторских сказок. Из всех жанров сказка в наибольшей мере передаёт высокое христианское ощущение мира как целостности, где ни добро ни страдание не могут быть напрасны. Она открывает, что мир существует только по духовным законам, а потому грешник погибает от зла, а праведник получает благословение. Сказка уверяет человека в несомненности хорошего конца для всего добра, и помогает увидеть веру во всей полноте и мощи, укоренённой в вечности и прекрасной.

Знаю случай, когда один из украинских епископов принёс больному монаху «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. И монах, прочитав книгу, сказал: «Что начал теперь лучше понимать Бога».

Подобное мне говорили и другие люди. Так, одна добрая девушка пережила многие трудные события в своей жизни, как она сама говорила, благодаря Льюисовским «Хроникам Нарнии» и моей «Саге о древней надежде». Обе эти книги укрепляли её когда было страшно и давали силы надеяться. Книги были для неё словно вестью с неба, что Господь не бросит детей Своих. Такова сила сказки и каждый живущий может испытать это.

Неправильная молитва: опасность для души

Есть довольно опасное состояние, именующееся «духовной прелестью». Об этом подробно описано в книге Никодима Святогорца «Невидимая брань». Это когда бесы увлекают человека на молитве в гордость, обрекая его на вечное мучение. Они наводят на него различные состояния, пагубно влияющие на его душу. Бесы могут внушить молящемуся, что он уже видит Бога, святых, ангелов, и человек возгордится и погибнет душой.

Различные свечения от икон, голоса и видения нельзя воспринимать за истину. Надо говорить себе, что я недостоин таких видений по причине многих грехов. И почаще надо себя осенять крестом на молитве.

На молитве не должно быть никаких чувств, ни мыслей, ни ощущений! Пусть они даже кажутся человеку возвышенными, похожими на Благодать. Надо говорить себе, что я недостоин Благодати. Так будет безопасней для души.

Человек от этих «возвышенных» ощущений впадает в гордость, думая, что на него уже нашла Благодать, и перестает молиться. Были случаи, когда люди впадали в духовную прелесть и затем сходили с ума, кончая жизнь в психиатрической больнице.

  • Нельзя также спешно произносить слова молитвы, не вдумываясь, не понимая, о чем говоришь. Это – образ молитвы, которая порождает гнев Божий. Если мы будем даже с человеком говорить так быстро, не понимая ничего, то человек не поймет и обидится. Святой Паисий говорил, что молясь бездумно, человек как бы говорит Богу: «Привет, как дела? Что новенького?»
  • Нельзя также ничего представлять на молитве: ни Бога, ни икону, ни Пресвятую Богородицу. Это тоже может привести к прелести.
  • Во время молитвы надо класть поклоны и прикладываться к иконам.

Молитва в Духе

Молитва в Духе — это неотъемлемая часть слова Божьего, об этом три раза говорится в Библии. Это значит, что настоящая молитва должна исходить не только от разума человека, а также от его духа. Следует понимать, что составляющими разума являются мышление, эмоции, воля, а также способности принимать правильные решения. Дух оживает только тогда, когда верующий искренне приходит к Богу, раскаявшись во всех своих грехах.

Использовать для молитвы в Духе следует такое обращение:

«Царь Небесный, Всевышний, Утешитель человеческий, Дух истины, везде находящийся и все присутствием Своим наполняющий, Сокровище благ людских и Дарователь жизни, приди и поселись в нас, дай нам возможность очистится от всякого греха, и спаси души наши. Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас».

В этой молитве верующий взывает к Святому Духу, третей ипостаси Святой Троицы. Он царствует над всем и владеет душами людскими. Он Утешитель, так как только он способен утешить человека в горе и поддержать его. Святой Дух учит только правде, поэтому ему можно довериться. Именно Дух Святой сошел на Апостолов и утешил их в разлуке с Господом. Он вселился в них и стал направлять их по жизни.

Почему молящемуся необходим наставник?

Молитва вводит человека в реальность духовного мира. Первоначальная нечуствительность к божественному сменяется чувством присутствия Бога. Начинают происходить чудесные события, в том числе и молитвы исполняются. Человек получает новый, прежде небывалый опыт. Но кто отследит качество этого опыта? Кто поможет отличить благодатные переживания от разгорячения нервов? Несомненно, это может сделать только тот, кто сам имеет опыт благодати, а потому поможет и вопрощающему. Это и есть духовный наставник, одна из задач которого — следить за правильностью опыта, получаемого его учеником.

Старец Софроний Сахаров справедливо пишет, что, даже если сердце не сомневается, что ощутило и пережило Бога, но, если человек ведёт правильную духовную жизнь, то он не успокоится, пока не найдёт одобрения у того, кто уже имел подобный опыт. Ведь благодать ведёт не к гордости, но к смирению. И, наоборот — смирение ведёт к благодати. Путь и к тому и к другому помогает пройти наставник.

Наилучший диалог с Богом

В эзотерике молитва и медитация тесно переплетены друг с другом. Общаясь с Богом, человек духовно обогащается и развивается как личность. Джеймс Ван Прэг очень точно описал связь молитвы и медитации: «Если вы желаете узнать ваше истинное предназначение, хотите понять как стать любящим человеком, как найти в себе силы справиться с трудной ситуацией, мой ответ – медитируйте. Отличие между молитвой и медитацией в том, что когда человек молится, он просит о чем-то, а когда медитирует, то слушает ответ.

Православное понимание молитвы

С момента сотворения мира, человек нуждался в общении с Богом. Что такое молитва? Как правильно молиться? Молитва и магическое заклинание одно и то же? Об этом поговорим в сегодняшней статье.

Молитва – это разговор между человеком и Богом, Богородицей или святыми. Это словесное выражение сокровенных чувств, надежд, благодарности, просьб. Кроме того, это совокупный живой опыт многих поколений христиан общения с Богом.


Православный храм — место молитвы

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о молитве так:

«Молитва есть мать и глава всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из источника благ – Бога, усвояет их тому человеку, который молитвою старается пребывать в общении с Богом. Путь к Богу – молитва».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]