«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 400 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Добрый день, братья и сестры. Просим вас подписаться на нашу православную страничку в инстаграм https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Ведем ее с душой и нас уже больше 400 000 подписчиков. Присоединяйтесь. Ангела хранителя вам!
Практически невозможно знать все нюансы и особенности священнодействия в православной вере. Разобраться во всех тонкостях очень сложно, на что понадобиться много времени, сил и терпения.Что такое проскомидия в православии – давайте вместе разберемся в этой статье.
Обедня — это церковная служба или вид молитвы?
Каждый православный христианин знает, что главное центральное богослужение — это Литургия. Однако подавая в храме записку о здравии или упокоении, можно услышать вопросы: «подаёте на Проскомидию? Может, закажите Обедню? Нет, Вам лучше Молебен» и т.д. Даже воцерковленному человеку легко растеряться. Обедня — что это такое? Это молитва или часть богослужения? Отличается ли она от Литургии? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Православная Литургия
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
В Викиданных есть лексема обедня (L135341). | ||
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
Им. | обе́дня | обе́дни |
Р. | обе́дни | обе́ден |
Д. | обе́дне | обе́дням |
В. | обе́дню | обе́дни |
Тв. | обе́дней обе́днею | обе́днями |
Пр. | обе́дне | обе́днях |
о·бе́д-ня
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 2*a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -обед-; суффикс: -н; окончание: -я .
Произношение
- МФА: ед. ч. , мн. ч.
Семантические свойства
Значение
- церк., разг. русское народное название литургии; церковная служба у христиан, совершаемая в первую половину дня, то есть до обеда ◆ В праздник, до начала торга, в слободе, где нанимаются косари и гребцы, в церкви обыкновенно служится обедня, и все чинно стоят и молятся, слушая отца Прокопа или отца Дороша. Г. П. Данилевский, «Беглые в Новороссии», 1862 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ По окончании обедни, пили чай под навесом у церкви. Е. И. Чириков, «Путевой журнал», 1849-1852 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- литургия, частично: месса
Антонимы
- —
Гиперонимы
- богослужение
Гипонимы
Родственные слова
Этимология
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- испортить всю обедню
Перевод
Список переводов
- Украинскийuk: обідня
Библиография
- Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
Литургия — основа христианской жизни
«Это — ось мира!» — так праведный Иоанн Кронштадтский восклицал о Божественной Литургии. И это действительно главное и древнейшее богослужение. Вокруг него, как колеса вокруг оси, выстраивается весь богослужебный цикл Православия.
Главное Таинство Православной Церкви совершается во время Божественной Литургии. Это Таинство Причащения или Евхаристия. Христиане вкушают хлеб и вино, которые мистическим образом превращаются во время богослужения в Тело и Кровь Иисуса Христа.
Евхаристия была установлена Самим Господом накануне Его крестных страданий. Христос собрался в последний раз с учениками в Сионской горнице, чтобы отпраздновать ветхозаветную Пасху. Спаситель преломил хлеб и раздал его апостолам со словами:
«приимите, ядите, сие есть Тело Мое» (Мк.14:22).
Затем подал чашу с вином и сказал:
«сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк.14:24).
И вот уже два тысячелетия по завету Христа верующие в Евхаристии принимают в своё тело, сердце и душу Самого Господа.
«Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь» (Праведный Иоанн Кронштадтский).
В Литургии можно выделить три части. Первая — Проскомидия — происходит невидимо для молящихся. За закрытыми Царскими Вратами священник подготавливает Святые Дары для Таинства Причастия, совершая молитвы за всю Церковь Христову. В храме в это время читаются Третий и Девятый Час.
Затем завеса Царских Врат открывается и начинается Литургия оглашенных. Оглашенный — человек, который ещё не является членом Церкви и лишь готовится принять Крещение. В древности такие люди могли присутствовать на службе при чтении Евангелия и Апостола. После ектении об оглашенных перед началом третьей части Литургии они должны были покинуть храм. Сегодня эта традиция почти утрачена из-за отсутствия самих оглашенных.
Затем начинается Литургия верных. В этой части службы читается древнейшая главная молитва — Анафора или Евхаристический канон. Именно в этот момент совершается главное Таинство Православия — превращение под действием Святого Духа хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.
Какая разница между вечерней, утреней и обедней?
Служение в вечернее время посвящается вознесению Богу благодарственных молитв за прожитый день. В течение вечерни прихожане благодарят Господа за прошедший отрезок времени, а также просят помощи и благословения на грядущую ночь.
В течение вечерни проводятся:
- Девятый час;
- Вечерня;
- Повечерие.
Утром христиане в церкви в своих молитвах выражают признательность за ниспосланный им сон для отдыха или за прошедший ночной период, просят о помощи в наступающем дне.
Утреня состоит из:
- Полунощницы;
- Утрени;
- Первого часа.
Во время обедни возносятся мольбы Всевышнему за живых и усопших, то есть умерших людей. В процессе дневного богослужения совершается Таинство Причащения.
Обедня включает в себя:
- Третий час;
- Шестой час;
- Литургию.
По актуальному во времена Евангельских событий временному исчислению в третий час дня Иисуса вели на суд к Понтию Пилату. А в шестом часу дня произошло распятие Христа, о чем и напоминает следующая служба.
И только после этого начинается литургия, в которой три «акта»:
- Проскомидия;
- Литургия оглашенных;
- Литургия верных.
Что такое обедня
Литургия — главное богослужение Православной Церкви. Но что такое Обедня и как она связана с Литургией? Данные названия — слова-синонимы.
Исторически слово Обедня берет своё начало ещё со времён первых христиан. Они приносили с собой хлеб и вино для совершения Таинства Евхаристии. По окончании Литургии из оставшихся даров устраивался совместный обед. Это и послужило основой для второго названия.
Со временем традиция совместных трапез после совершения богослужения прекратилась. И в простонародье термин «Обедня» закрепился за Литургией по времени, в которое обычно совершается богослужение. То есть в первой половине дня, до обеда.
Праведный Иоанн Кронштадтский связывал возникновение народного названия Обедня с тем, что Литургия — это званый Обед, на котором христиане удостаиваются принять Божественную трапезу: Тело и Кровь Христа.
«Литургия у нас еще называется обедней. Это Обед и Пир, на который Господь зовет через слуг Своих; слуги — это пастыри» (праведный Иоанн Кронштадский).
Кроме того, в народе нередко можно услышать словосочетания: «заказная обедня», «обедня о здравии» или «обедня об упокоении» и т.д. Так православные люди называют прочитывание священнослужителями церковных записок во время совершения Божественной Литургии. Такие молитвы совершаются во время Проскомидии, на сугубой или заупокойной ектении. А также по окончании Литургии во время молебна или панихиды (в зависимости от того, о здравии или упокоении была написана церковная записка).
Что такое суточный богослужебный круг?
Церковный день происходит по определенному графику, в который входят три важных богослужения:
- Вечерня;
- Утреня;
- Обедня.
Так звучат разговорные названия служений, отражая собой время исполнения каждого из них. С точки зрения не знающего некоторых традиций человека этот цикл начинается с утра, то есть с утрени. Но для священников и других работающих в церкви людей отсчет круга начинается с вечера. В качестве аргумента к такому порядку событий ссылаются на то, что сотворение мира начиналось с вечера.
Поэтому в начале круга стоит вечерня, потом идет утреня, после которой следует обедня. Каждое из служений, в свою очередь, подразделяется на три части, в результате чего получается девять служб.
В этом видео отец Афанасий рассказывает, как проводится суточный круг богослужений в православной церкви:
Проскомидия — часть обедни
Желая подать церковную записку, какую молитву выбрать: Проскомидию иди Обедню? Нужно разобраться, что такое Проскомидия и чем от неё отличаются молитвы Обедни.
Проскомидия — это первая подготовительная часть Литургии. Священник берет пять специальных просфор, из каждой из которых вынимает частицы для Таинства Причастия и кладёт их вместе на специальное блюдо, называемое дискос.
Из первой просфоры вырезается часть в виде куба — Агнец, который символизирует собой Христа Спасителя. Именно этой Агничной просфорой будут причащаться верующие.
Из второй «Богородичной» просфоры достаётся часть в честь Пресвятой Девы.
Третья просфора имеет название «девятичинная», поскольку из нее достаются частицы в память о девяти святых. Это Иоанн Креститель, все ветхозаветные пророки, апостолы, святители, мученики, бессребреники (святые, отказавшиеся от своего имущества), родители Богородицы Иоаким и Анна, а также святитель Иоанн Златоуст или Василий Великий (в зависимости от того, чья совершается Литургия).
Четвёртая просфора служит для поминовения всех живых православных христиан. Из пятой священник вынимает частицы в честь всех усопших.
После этого священник начинает поминать каждого православного христианина, чьё имя указано в церковной записке. За каждое имя он вынимает частицу со словами «Помяни, Господи, (имя)» и кладёт ее на дискос к ранее вынутым частицам.
«Великая честь — помянуть чье-либо имя в час, когда совершается воспоминание Страшной Жертвы, Страшных Таинств и присутствует Сам Владыка Христос» (святитель Иоанн Златоуст).
В конце Божественной Литургии священник опускает вынутые за всех указанных в записках христиан частицы в Кровь Господню, произнося молитву:
«Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».
Проскомидия о здравии что это
В православной вере наиболее важной во время службы в церкви является литургия или обедня, во время которых осуществляется таинство причащения. Для проведения этого обряда требуется вино красных сортов, просфора или ломтик хлеба.
- Необходимые составляющие обряда подготавливаются заранее, по-особенному. Священник, совместно с дьяконом, облачаются в священную нарядную одежду и на алтаре совершают обряд, в течение которого читают специальные молитвы. Стоит отметить, что проскомидии бывают как о здравии, так и об упокое.
- Для проведения обряда необходимы просфоры и вино красного сорта. Именно эти продукты во время установления таинства употреблял Иисус. С древних времен для приготовления хлеба священного прихожане приносили в церковь различные сорта хлеба, из которых выбирались наилучшие, используемые во время церковных действий.
- Оставшиеся хлебобулочные изделия служители церкви употребляли во время трапезы дружеской, которая в обязательном порядке случалась по завершению литургии.
- На прием пищи приглашались все прихожане храма. Также в храм люди приносили масло, вино, сахар, ладан и много других продуктов питания, просто необходимых для приготовления трапезы. Все эти дары назывались просфоры на проскомидии.
В современном мире все обстоит немного иначе. Идя в церковь, прихожане не берут с собой разные яства, а просфорой принято называть хлеб, который самостоятельно выпекают жженый священников.
Записка на обедню — когда и как поминается
В разных храмах можно встретить различные названия церковной требы, связанное с Обедней: «заказная обедня», «обедня о здравии», «полное поминовение». Все это подразумевает поминовение имен несколько раз в течение Литургии.
Первый раз во время Проскомидии — подготовительной части Обедни. В этот момент священник прочитывает каждое имя церковной записки, вынимая из специальных просфор частицы.
Затем записки о здравии прочитываются во время молитвы, называемой «сугубая ектения». Слово «ектения» — греческого происхождения и означает буквально «протяжное моление». Во время такой молитвы на каждое прошение священника хор отвечает «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».
“Сугубая” же означает усиленная, поскольку возглас «Господи, помилуй» каждый раз повторяется трижды. В момент сугубой ектении священник возносит прошение:
«О ми́лости, ми́ре, жи́зни, здра́вии, спасе́нии рабо́в Бо́жиих (и́мя) и все́х зде́ предстоя́щих и моля́щихся и о е́же умно́жити ле́та живота́ и́х».
В этот момент он гласно или тайно про себя (в зависимости от традиций прихода) перечисляет христиан, чьи имена указаны в записке о здравии.
Если заказана обедня об упокоении, то имена из церковной записки поминаются во время заупокойной ектении. Одно из ее прошений гласит:
«О приснопамятнех рабех Божиих (имя рек), покоя, тишины, блаженныя памяти их, Господу помолимся».
Здесь и перечисляются имена наших усопших близких и родных.
По окончании Литургии церковные записки, поданные на Обедню, прочитываются во время молебна о здравии или заупокойной панихиды.
Выбирая между Проскомидией и Обедней, не нужно думать, что какая-то из молитв сильнее и действеннее. Не нужно церковной записке приписывать магические свойства. Главное это наша добродетельная жизнь в лоне Церкви по заповедям Христа и искренняя молитва за родных.
«Наша беда в том, что мы часто ограничиваемся лишь внешней стороной поминовения: панихиды, сорокоусты, записки и т. д. А я при этом палец о палец не ударю, чтобы ради родного хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и проч.» (профессор А.И. Осипов).
Евхаристия – благодарность Богу
Чтобы разобраться в том, что такое обедня, следует поближе познакомиться с понятием «Евхаристия». В переводе с греческого оно означает «благодарность», «признательность», а происходит от опять же греческих слов «добро» и «почитание».
Название «Евхаристия» используется в православной традиции, в католической и англиканской принято наименование «Святое Причастие», а в протестантской – «Вечеря Господня» или «Хлебопреломление». Так же, как и названия, в этих ветвях Христианства различаются и понимание сущности этого таинства, и внешняя сторона проведения обряда.
Как часто следует подавать записки для поминания
Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас. Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи. Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного
(). Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка. За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг
. Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь – в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.
Виды богослужений
Имеется определенная классификация служб – они бывают суточными, недельными и годовыми. По дням недели также распределены определенные литургии:
- воскресенье – малая Пасха, когда поминают воскрешение Иисуса Христа;
- понедельник – день молитвы Ангелам;
- вторник – молятся Иоанну Предтечи;
- среда – памятуют о Кресте и предательстве Иуды;
- четверг – апостольский день, посвящается Николаю-Святителю;
- пятница – молятся о страданиях Христовых;
- суббота – день Матери Божией.
Литургия проходит, как минимум, каждое воскресенье
Регулярность богослужений зависит от храма: места, где храм находится, и количеством прихожан. Иными словами, Литургия проходит в храме так часто, как это на самом деле нужно.
Например, в монастырях службы идут каждый день: поскольку смысл монастыря для его насельников-монахов — служение Богу, и Литургия для них это не обязанность, а жизнь.
В некоторых немонастырских храмах Литургии также могут служиться ежедневно.
В сельских и небольших городских храмах Литургия, как правило, совершается минимум один раз в неделю (в воскресенье) и по большим Церковным праздникам.
Памятка для желающего подать записку о живых и усопших
1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете – это уже молитва
. 3. Записка должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок. 4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»). Первыми указываются имена архиереев и иереев (священников), причем указывается их сан – например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких. То же относится и к запискам «о упокоении» – например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д. 5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Иулии, а не Юлии) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли), 6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства. 7. Ребенка до 7 лет в записке можно указывать как младенца –
младенца Иоанна.
8. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». 9. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).
Можно ли написать в записках «За здравие» и «За упокой» людей, в отношении которых неизвестно, крещены ли они?
В записках, которые подаются в алтарь на проскомидию, перечисляются люди, за которых Святая Церковь на литургии приносит Бескровную Жертву. Поэтому подразумевается, что все эти люди не только крещены, но и осознают себя членами Церкви. Если же люди крещены, но не живут церковной жизнью (), то уместнее подавать за них записки на поминовение при чтении Псалтири.
Как писать в записках имена людей, имён которых нет в святцах?
Традиция крестить с именем «из церковного календаря», т.е. по святцам — это лишь хорошая русская традиция, не исключающая поминовения тех христиан, чьи имена ей не соответствуют. Существует даже специальный циркуляр на эту тему:
«В Московскую Патриархию поступают письма, в которых обращается внимание на случаи отказа в литургическом поминовении и участии в Таинствах по отношению к тем православным верующим, которые крещены в других Поместных Православных Церквах (например, в Болгарской, Грузинской, Румынской, Сербской, Финляндской и т. д.) с наречением имен, отсутствующих в месяцеслове Русской Православной Церкви. В традициях некоторых Поместных Церквей допускается при крещении нарекать младенцев национальными именами, отсутствующими в церковных месяцесловах. В связи с вышеизложенным по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла напоминаю о том, что не следует допускать каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к Таинствам Церкви для верующих, носящих национальные имена и крещенных в других Поместных Православных Церквах. Прошу донести данную информацию до настоятелей монастырей и приходов вверенной Вам епархии».
Людям, которые недавно стали ходить в храм, бывает сложно понять смысл церковных служб. Одним из священнодействий, вызывающих много вопросов, является проскомидия
. Как она проходит, чем этот обряд отличается от простой молитвы за близких, мы рассмотрим ниже.
Продолжительность службы в церкви — сколько длится
Как правило, по воскресеньям утрени начинаются около 7-8 часов утра, вечерни – 7-8 часов вечера соответственно. Есть и дневные литургии, длящиеся обычно с 3 до 6 вечера. Также возможны индивидуальные переносы служб на час ранее или позднее. В будние дни службы обычно длятся не более двух часов, воскресные – трех.
Узнать, сколько длится та или иная служба в определенный день всегда лучше в самом храме у служителей, так как представленное выше описание приблизительно, и каждая церковь имеет право корректировать график проведения служб по-своему.