Вопросы через Сеть: как правильно построить виртуальное общение со священником


Задать вопрос священнику

Вы согласны с этим документом и поставите под ним свою подпись? «ОБРАЩЕНИЕ ВРЕМЕННОГО ПАТРИАРШЕГО СИНОДА Божиею милостию смиренный Сергий, митрополит Нижегородский, заместитель пат-риаршего местоблюстителя, и временный патриарший священный синод,–преосвященным архипастырям, боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам святой всероссийской православной церкви о господе радоваться. Од-ною из забот, почившего святейшего отца нашего патриарха Тихона пред его кончи-ной, было поставить нашу православную русскую церковь в правильные отношения к советскому правительству и тем дать церкви возможность вполне законного и мир-ного существования. Умирая, святейший говорил: «Нужно бы пожить еще годика три». И, конечно, если бы неожиданная кончина не прекратила его святительских трудов, он довел бы дело до конца. К сожалению, разные обстоятельства, а главным об-разом выступления зарубежных врагов советского государства, среди которых были не только рядовые верующие нашей церкви, но и водители их, возбуждая естествен-ное и справедливое недоверие правительства к церковным деятелям вообще, мешали усилиям святейшего, и ему не суждено было при жизни видеть своих усилий увен-чанными успехом. Ныне жребий быть временным заместителем первосвятителя нашей церкви опять пал на меня, недостойного митрополита Сергия, а вместе со жребием пал на меня и долг продолжать дело почившего и всемерно стремиться к мирному устроению наших цер-ковных дел. Усилия мои в этом направлении, разделяемые со мною и православными архипастырями, как будто не остаются бесплодными: с учреждением при мне времен-ного патриаршего священного синода укрепляется надежда на приведение всего на-шего церковного управления в должный строй и порядок, возрастает и уверенность в возможности мирной жизни и деятельности нашей в пределах закона. Теперь, когда мы почти у самой цели наших стремлений, выступления зарубежных врагов не прекращаются: убийства, поджоги, налеты, взрывы и им подобные явления подпольной борьбы у нас у всех на глазах. Все это нарушает мирное течение жизни, созидая атмосферу взаимного недоверия и всяческих подозрений. Тем нужнее для нашей церкви и тем обязательнее для нас всех, кому дороги ее интересы, кто желает вывести ее на путь легального и мирного существования, тем обязательнее для нас те-перь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего советского государст-ва и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительст-вом. Засвидетельствовать это и является первой целью настоящего нашего (моего и сино-дального) послания. Затем извещаем вас, что в мае текущего года по моему пригла-шению и с разрешения власти организовался временный при заместителе патриарший священный синод в составе нижеподписавшихся. Отсутствуют преосвященные Нов-городский митрополит Арсений, еще не прибывший, и Костромской архиепископ Се-вастиан по болезни. Ходатайство наше о разрешении синоду начать деятельность по управлению православной всероссийской церковью увенчалось успехом. Теперь наша православная церковь в Союзе имеет не только каноническое, но и по гражданским законам вполне легальное центральное управление; а мы надеемся, что легализация постепенно распространится и на низшее наше церковное управление: епархиальное, уездное и т.д. Едва ли нужно объяснять значение и все последствия перемены, совер-шающейся таким образом в положении нашей православной церкви, ее духовенства, всех церковных деятелей и учреждений… Вознесем же наши благодарственные мо-литвы ко господу, тако благоволившему о святой нашей церкви! Выразим всенародно нашу благодарность и советскому правительству за такое внимание к духовным нуж-дам православного населения, а вместе с тем заверим правительство, что мы не упот-ребим во зло оказанного нам доверия. Приступив с благословения божия к нашей синодальной работе, мы ясно сознаем всю величину задачи, предстоящей как нам, так и всем вообще представителям церкви. Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к советской власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в тоже время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи ко-торой–наши радости и успехи, а неудачи–наши неудачи. Всякий удар, удар направлен-ный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами, как удар, направленный в нас. Оставаясь православными мы помним свой долг быть гражданами Союза «не только из страха, но и по совести», как учит нас апостол (Рим. XIII, 5). И мы надеемся, что с помощью божиею, при вашем общем содействии и поддержке, эта задача будет нами разрешена. Мешать нам может лишь то, что мешало и в первые годы советской власти устрое-нию церковной жизни на началах лояльности. Это–недостаточное сознание всей серь-езности совершившегося в нашей стране. Утверждение советской власти многим представлялось каким-то недоразумением, случайным и потому недолговечным. За-бывали люди, что случайностей для христианина нет и что в совершающемся у нас, как везде и всегда, действует также десница божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели. Таким людям, не желающим понять «знамения време-ни», и может казаться, что нельзя порвать с прежним режимом и даже с монархией, не порывая с православием. Такое настроение известных церковных кругов, выражав-шееся, конечно, и в словах, и в делах и навлекавшее подозрения советской власти, тормозило и усилия святейшего патриарха установить мирные отношения церкви с советским правительством. Недаром ведь апостол внушает нам, что «тихо и безмя-тежно жить» по своему благочестию мы можем, лишь повинуясь законной власти (I Тим. II, 2), или должны уйти из общества. Только кабинетные мечтатели могут ду-мать, что такое огромное общество, как наша православная церковь со всею ее орга-низацией, может существовать в государстве спокойно, закрывшись от власти. Те-перь, когда наша патриархия, исполняя волю почившего патриарха, решительно и бесповоротно становится на путь лояльности, людям указанного настроения придется или переломить себя и, оставив свои политические симпатии дома, приносить в цер-ковь только веру и работать с нами только во имя веры; или, если переломить себя они сразу не смогут, по крайней мере не мешать нам, устранившись временно от де-ла. Мы уверены, что они опять и очень скоро возвратятся работать с нами, убедив-шись, что изменилось лишь отношение к власти, а вера и православно-христианская жизнь остаются незыблемы. Особенную остроту при данной обстановке получает вопрос о духовенстве, ушедшем с эмигрантами за границу. Ярко противосоветские выступления некоторых наших ар-хипастырей и пастырей, как известно, заставили почившего патриарха упразднить за-граничный синод 22 апреля (5 мая по н. ст.) 1922 г. Но синод и до сих пор продолжает существовать, политически не меняясь, а в последнее время своими притязаниями на власть даже расколол заграничное церковное общество на два лагеря. Чтобы поло-жить этому конец, мы потребовали от заграничного духовенства дать письменное обязательство в полной лояльности к советскому правительству во всей своей обще-ственной деятельности. Не давшие такого обязательства или нарушившие его будут исключены из состава клира, подведомственного московской патриархии. Думаем, что, размежевавшись так, мы будем обеспечены от всяких неожиданностей из-за гра-ницы. С другой стороны наше постановление может быть заставит многих задумать-ся, не пора ли и им пересмотреть вопрос о своих отношениях к советской власти, чтобы не порывать со своей родной церковью и родиной. Не менее важной своей задачей мы считаем и приготовление к созыву и самый созыв нашего второго поместного собора, который изберет нам уже не временное, а посто-янное центральное церковное управление, а также вынесет решение и о всех (похити-телях власти) церковной, раздирающих хитон Христов. Порядок и время созыва, предметы занятий собора и пр. подробности будут выработаны потом. Теперь же мы выразим лишь наше твердое убеждение, что наш будущий собор, разрешив многие на-болевшие вопросы нашей внутренней церковной жизни, в то же время своим собор-ным разумом и голосом даст окончательное одобрение и предпринятому нами делу установления правильных отношений нашей церкви к советскому правительству. В заключение усердно просим всех вас, преосвященные архипастыри, пастыри, бра-тие и сестры: помогите нам каждый в своем чину вашим сочувствием и содействием нашему труду, вашим усердием к делу божию, вашей преданностью и послушанием святой церкви, в особенности же вашими за нас молитвами ко господу да даст он нам успешно и богоугодно совершить возложенное на нас дело к славе его святого имени, к пользе святой нашей православной церкви и к нашему общему спасению. Благодать господа нашего Иисуса Христа и любы бога и отца и причастие святаго ду-ха буди со всеми вами. Аминь. 16/29 июля 1927 г. Москва. За патриаршего местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. Члены временного пат-риаршего священного синода: Серафим, митрополит Тверской, Сильвестр, архиепископ Вологодский, Алексий, архиепископ Хутынский, управляющий Новгородской епархией, Анатолий, архиепископ Самарский, Павел, архиепископ Вятский, Филипп, архиепископ Звенигородский, управл. Московской епархией, Константин, архиепископ Сумский, управл. Харьковской епархией».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]