Литургия Василия Великого: что нужно знать


Правила святого Василия Великого

С первых веков христианства у верующих возникали различные недоумения: от вопросов принятия иноверцев до проблем монашеского общежития или семьи. Уже тогда Церковь приняла обращаться к опыту мужей духовных, проверенному их собственным подвигом, молитвой. В сокровищнице такого опыта есть также «Правила свт. Василия Великого».

Святитель Василий Великий с житием XV в. Дерево, темпера. 98.5 × 78.5 см Исторический музей, Санок, Польша

Что такое правило

Так обычно именуют

  • установленные каноны, которые поддерживают дисциплину внутри общины, определенные правила частной жизни верных;
  • сборники этих канонов, например, «Книгу правил», «Кормчую» (Номоканон), которые содержат как церковные установления, так и древние законы, ведению которых подлежала жизнь церковных общин.

Ныне существующие Правила – плод деятельности Вселенских, а также ряда Поместных соборов, которые постепенно дополняли их число с I по IX вв. Так как церковные установления принимались соборным разумом, на основании духовного опыта Церкви, святых, они считаются неотменяемыми. Даже изменение обстоятельств жизни не может дать основание для отмены того или иного Правила, пусть оно даже перестает применяться или применяется неполно.

В отличие от догматов, которые говорят о вероучении, каноны посвящены жизни Церкви в этом мире:

  • покаянной дисциплине;
  • статусу клира, мирян;
  • управлению;
  • различным правовым вопросам.

Сейчас среди Правил выделяют:

  • восходящие к Апостолам;
  • составленные Соборами;
  • святоотеческие.

Угодники Божии, чьи правила приняли Соборы, изначально, как имеющие истинное смирение, не предполагали давать правила всей полноте Церкви. Поэтому очень часто это – послания, обращенные к тем или иным общинам или епископам по отдельным вопросам церковной жизни. Впоследствии они оказались полезными для всего церковного народа, а потому вошли в состав Правил.

Правило 1 О покаянии, о времени покаяния, о свойствах и о плодах его

Глава 1.

Верующие в Господа должны прежде всего покаяться, по проповеди Иоанновой и по проповеди Самого Господа нашего Иисуса Христа. Ибо те, которые ныне не каются, осуждены будут более осужденных прежде Евангелия.

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

(Мф. 4:17).
Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам
(Мф. 11:20–22), и прочее.

Глава 2.

Настоящее время есть время покаяния и отпущения грехов, а в будущем веке праведный суд воздаяния.

Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи

[как Он Сам] говорит (Мк. 2:10).
Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного
(Мф. 18:18–19).
Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения
(Ин. 5:28–29).
Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его
(Рим. 2:4–6).
Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную
(Деян. 17:30–31).

Глава 3.

Кающиеся должны горько плакать и прочее, что свойственно покаянию, изъявлять от сердца.

И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько

(Мф. 26:75).
Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался
(2 Кор. 7:6–7). И вскоре потом:
Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование [на виновного], какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле
(2 Кор. 7:11).
Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли
перед ними (ср. Деян. 19:18–19).

Глава 4.

Кающимся недостаточно ко спасению одно удаление от грехов, но потребны им и плоды, достойные покаяния.

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем

(Мф. 3:7-10).

Глава 5.

По отшествии из сей жизни нет уже времени для добрых дел; потому что Бог, по долготерпению Своему, время настоящей жизни определил на делание нужного для угождения Богу.

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как же-них замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас

(Мф. 25:1-12).
Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы
(Лк. 13:24–25).
Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божий
(2 Кор. 6:2–4).
Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере
(Гал. 6:10).

Что из себя представляют «Правила святого Василия Великого»

Это – послания епископа Кесарии Каппадокийской разным лицам, а также выдержки сочинений. Всего Правил насчитывается 92.

  • Большая их часть – 86, помещены в посланиях к свт. Амфилохию, епископу города Иконии, духовному другу, ученику свт. Василия, двоюродному брату другого святого, Григория Богослова.

Кроме того, ряд правил содержатся:

  • в послании еп. Диодору из Тарса;
  • в обращениях к епископам;
  • в книге «О святом Духе»; 91 и 92 правила взяты соответственно из 27 и 29 глав этого сочинения.

Когда были составлены

Все Правила появились во время епископства свт. Василия, то есть с 370 по 379 г.

Какие темы и аспекты христианской жизни в них затрагиваются

Ответы на вопросы епископов посвящены разрешению их недоумений относительно согрешающих клириков, монахов, мирян, устанавливают наказания за согрешения.

Наказание клириков

Как указывает свт. Василий, общее наказание для согрешивших служителей алтаря – лишение сана. Основанием для этого может быть:

  • блуд, прелюбодеяние, иные не совместимые с саном плотские грехи;
  • пролитие крови, вообще месть нападающему, например, разбойнику; такого служителя епископ предписывает лишать сана: «Ибо речено: всяк приемший меч, мечем погибнет (Матф.26:52)».

При этом таковой обычно не лишается церковных таинств, но приступают к ним по чину мирян. Вот что пишет об этом святой во 2 Правиле: «Находящиеся в чине мирян, быв извержены от места верных, паки приемлются на место, с котораго ниспали. А диакон подвергается наказанию извержения, продолжающемуся навсегда». Но, дабы он совершенно не отчаялся, с человеком сохраняется церковное общение.

Грех отречения

Клирика или мирянина совершенно (и на всю жизнь) отлучает от Таинств одно: отречение от Христа. Свт. Василий пишет, что такой человек «все время жизни своея должен быти в числе плачущих, и обязан исповедатися: а при конце жизни удостоится причастия святынь, по вере в Божие человеколюбие». Впрочем, речь идет, видимо, об отречении не вынужденном обстоятельствами, сознательном.

Если же верный отпал от Церкви не перенеся истязаний, он может быть принят в общение лишь через 8 лет епитимии, первые три из которых он не имеет права даже входить на церковный порог. Отрекшиеся «без великия нужды», только по страху мучений, принимались только спустя 11 лет.

Особый случай – покаяние еретиков. Часто такое случалось уже при кончине, когда человек явно не успевал принести плодов покаяния. Святитель говорит, что к такому обращению нужно подходить с рассуждением, проверяя его искренность.

Волхвователи

Послания святителя говорят о том, что среди христиан немало было продолжавших языческие магические практики, либо принимавших у себя колдунов. За это установлено отлучение от Причастия на 6 лет, во время которых от верующего требуется большой труд покаяния.

Грехи семейной жизни

Среди таковых Правила называют:

  • убийство нерожденного ребенка; на основании 2 Правила свт. Василия Церковь до настоящего времени принимает, что зачатый плод – уже полноценный человек, а уничтожение его – настоящее убийство; свт. Василий пишет: «Тонкаго различения плода образовавшагося, или еще не образованнаго у нас несть»
    ; женщина несет епитимию также за то, что «наветовала» (навредила) самой себе; всего покаяние совершившей убийство должно продолжаться 10 лет;
  • прелюбодеяние, за которое назначается епитимия 15 лет;
  • то же бывает с противоестественными грехами, а также с лишающими человека жизни; убийцами являются также мужья, поднимающие на супругу оружие, а также все дающие «детоубийственную отраву», то есть абортивные средства.

«Врачевание же измеряти не временем, но образом покаяния»

Устанавливая эти, а также многие другие наказания, святитель, однако, говорит также о милосердии к тем, кто впал во грех, но искренне готов исправиться, что доказывает делом. Святитель постоянно советует не подходить к согрешившим формально, выдерживая определенное Правилами количество лет: искренне стремящемуся к исправлению епитимия может быть сокращена: «Поелику повествования Священнаго Писания показуют нам, яко с большим подвигом исповедающися скорее получают Божие милосердие», а значит, священнослужителем также могут быть разрешены от греха.

Правило от осквернения свт. Василия Великого (текст молитв ниже)

Святителю также приписывают особое «Правило от осквернения», которое, однако, является таковым не в смысле установления церковной жизни, а в смысле определенного порядка молитв, несколько из которых действительно восходят к святителю. Этот краткий чин «От осквернения» основан на послании другого угодника Божия, свт. Тимофея Александрийского (современника свт. Василия), также находящемся среди Канонов.

12-е правило святителя содержит ответ на вопрос: «Аще мирянин, имевший нечистое сновидение, вопросит священнослужителя: должен ли допустити его до Причащения, или нет?». Свт. Тимофей отвечает, что необходимо смотреть на духовное состояние человека, не подвержен ли он вожделениям, достаточно ли готовился к Причастию. Если вины человека нет, а происшедшее – дело темных сил, он не только может, но должен приступить к Таинству, «ибо иначе искуситель не престанет нападати на него в то время, когда он должен приобщитися».

Чаще всего Правило читается христианами, во время сна имевшими «нечистые сновидения». Оно содержит:

  • Псалом 50;
  • тропари;
  • 5 молений, первые два из которых именуются «Молитвами свт. Василия Великого»;
  • 50 земных поклонов.

Может ли современный человек понести труды покаяния, налагаемые древними, никем не отмененными канонами? К сожалению, ответ очевиден. Многие современные священники считают, что даже малая часть содержащегося в Правилах свт. Василия может ввергнуть не осознавшего своего греха, в уныние, даже – оттолкнуть от Церкви.

Прот. Георгий Бреев в интервью журналу «Нескучный сад» от 29 марта 2010 г. говорит, что впервые пришедшему к Церкви «нужен не один год, чтобы разобраться — верит ли он, и как он верит. Выработать какое-то живое отношение к Богу, научиться молиться. И только потом, по мере постепенного вхождения в духовную жизнь человек начинает видеть свою неправду, свою ограниченность, падшесть своей природы».

А уж от этого явится желание принять труд покаяния. Потому так мало следуют правилам свт. Василия священники нашего времени.

Тем не менее, по слову свт. Феофана Затворника, «у Господа своя на всякого согрешившего налагается епитимия, которая состоит в том, что Он кающегося тотчас принимает в милость,… а ждет, как пойдет сокрушение и смирение…» Потому «возлагается ли на кого епитимия канонная или нет, а внутренней никому не миновать, и срока ей никто определить не может. Там все идет само собою, право учреждаясь соотношением свободы и благодати».

Такую епитимию, и глас Божий в душе «отпущаются тебе грехи твои» опытно знает каждый верующий, кто хотя бы пытался достичь покаяния.

Православная Жизнь

Правила обращены ко всем христианам: к находящимся в разных званиях и состояниях. Они всеохватны.

Многие исследователи, как А. Лебедев, А. Сидоров, П. Смирнов, М. Скабалланович и другие, говорят, что Василий не создавал специфического монашеского устава, когда писал нравственные правила. Они для всех христиан вообще. Монашество, по его мысли, – не некая церковная элита, которой доступны высшие меры благодати в противовес мирянам. Напротив, монашество, как и брак, и девство, – один из трёх путей, целью которого должна стать святость и равная любовь ко всем.

«Глава 4. Кающимся недостаточно ко спасению одно удаление от грехов, но потребны им и плоды достойные покаяния» («Нравственные правила»).

В конечном итоге Христос принимает от нас одно дело – любовь, когда мы по любви несём тяготы близкого нам человека. Чем больше человек забывает о себе, тем больше в его душу входит Христос.

Святой Василий Великий: «Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого. Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя».

Многие современные люди болеют человеконенавистничеством, мизантропией. В социальных сетях можно встретить множество высказываний на тему: «Раньше я относился к людям хорошо, а теперь – взаимно», смысл которых в том, что никому или почти никому нельзя доверять.

Современники воспринимают мир как нехороший, вражий, враждебный и злой.

Как говорил святой авва Дорофей: «Кривое правило и прямое кривит». Плохое сердце видит других плохими, и поэтому то плохое, что мы думаем о ком-нибудь, далеко не всегда соответствует тому, что есть.

Когда-то я осудил одного священника. Он был толст и кому-то что-то резко сказал в моём присутствии. Но сердце моё болело, что думаю о нём плохо, и я попросил Христа: «Господи, открой мне, что он хороший». И очень скоро я увидел, что этот священник очень жалостлив, добр и имеет любовь. С тех пор ещё несколько раз молился такой молитвой, и Господь каждый раз показывал всю несостоятельность моих осуждений, а прежде этого давал моему сердцу доброе родственное отношение к тем, кого я осудил.

Как сказал когда-то старец Паисий Афонский: «Каждый раз, когда я осуждал, я ошибался».

Ведь люди, как правило, много лучше того, чем может показаться, если смотреть на них без любви…

70:28: «Кому поручена проповедь Евангельская, тот не должен ничего приобретать сверх необходимого для собственной своей потребности».

70:31: «Учащий должен предположить себе целью – всех возвести в мужа совершенного, в меру возраста полноты Христовой, и притом каждого в собственном его чине».

Христос пришёл ко всем. И к бедным и к богатым, и к мужчинам и к женщинам, и к молодым и к старым, и, вообще, к людям разных дел и профессий. Никакое дело, кроме греха, не может препятствовать человеку жить для Бога.

Одна светлая христианка, будучи женой некого украинского богача, вынуждена была на приёмы и банкеты ходить в открытом французском платье. Она очень красивая девушка. И если смотреть поверхностным взглядом, ничего как будто в ней нет духовного в таком наряде. Но она, находясь на этих приёмах, молится.

Я видел ещё одну подобную девушку – жену богача. Она так же вынуждена носить открытые платья, но некоторые православные замечали, что делает это целомудренно, что, казалось бы, невозможно. Её секрет во внутренней молитве, хотя и не частой. Но даже редкая молитва приводит к такому результату.

Основная обязанность духовника – приводить доверившихся ему людей ко Христу. Для этого нужно доверие со стороны ученика, который должен открывать наставнику свои мысли и то, что его волнует, ведь человек страдает именно от неправильных мыслей.

Всем нам приходилось встречать девушек, которые даже не начав встречаться боятся, что предполагаемый муж (которого ещё нет) будет ей изменять, будет её обижать и так далее. Или человек боится увольнения, или потери здоровья, или того, что что-то случится с его близкими. Множество мыслей и страхов приходит в голову, и мы все их считаем своими и мучаемся.

Святой Марк Эфесский: «Причина всех наших страданий находится в наших мыслях». Почему все люди больны страхами и ложными мыслями? Ответ мы находим у святого Макария Великого. Помните тот эпизод из Евангелия, где Христос говорит, что враг просил сеять людей как пшеницу? Так вот, объясняет Макарий, враг действительно просеивает сознание всех людей через страхи и помыслы, от которых люди страдают.

Я знаком с одной женщиной, которая трудится на металлургическом заводе. Она, работающий пенсионер, рассказала, что все время пребывала в беспокойстве, так как говорили, что будут увольнять с завода женщин. А теперь она боится, ведь ходят слухи, что будут увольнять пенсионеров. То есть всю жизнь враг держит её в страхе.

Вспомним конец света, который во всех СМИ объявлялся на декабрь 2012 года. Когда ничего не произошло и, казалось бы, люди могли бы расслабиться, тут же в газетах стали писать о трещине на солнце, из-за которой скоро будет новый конец света.

Единственное средство борьбы со страхом всего – довериться Господу, осознать, что Христос есть любовь, а любовь не может попустить зла любимому.

Старец Паисий Афонский: «Твоя основная проблема – это многие помыслы. Если бы этих многих помыслов у тебя не было, то и на послушании, и в духовной жизни ты трудилась бы с гораздо большей отдачей. Но я научу тебя одному способу, с помощью которого ты сможешь избегать многих помыслов. Вот послушай. К примеру, если у тебя в уме появляется помысл о каком-то деле, которое тебе предстоит сделать завтра, говори своему помыслу так: ‟Это дело не на сегодня. Завтра я его и обдумаю”. А в случае, когда тебе предстоит принять какое-то решение, не изводи себя мыслью о том, как лучше поступить, и не откладывай принятие решения все дальше и дальше. Выбирай что-то, делай решительный шаг, а заботу о дальнейшем предоставь Богу. Постарайся избегать скрупулезности, чрезмерной тщательности, чтобы не ломать себе голову. С любочестием делай то, что тебе по силам. При этом веди себя просто и с полным доверием Богу. Возлагая на Бога свое будущее и свое упование, мы, некоторым образом, обязываем Его нам помочь».

Старец Паисий говорит, что основная проблема людей во многих ложных мыслях, которые они считают своими. Но причина этих мыслей в том, что люди удалились от духовников и от исповеди помыслов.

Исповедь помыслов – это когда человек говорит священнику те мысли и страхи, которые его мучают. А духовник в Духе Святом отвечает так, что к человеку возвращается Божий взгляд на мир.

Приведу пример.

Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Вспоминаю, однажды в середине 80-х я шел с отцом Иоанном (Крестьянкиным) по Псково-Печерскому монастырю. Вдруг к батюшке подбежал некий взволнованный юноша ‟бледный со взором горящим” и стал громко жаловаться:

‟Батюшка, Москва – это такой отвратительный город, новый Вавилон! Люди безбожные, страшные!”

И вдруг отец Иоанн загородил его уста рукой и строго сказал:

‟Что ты говоришь? В Москве совершается каждый день 40 Божественных литургий в сорока храмах! Там живут такие удивительные неизвестные миру подвижники, где-нибудь на 8-м этаже 12-этажного блочного дома! Истинные святые, которых вы даже себе представить не можете”.

Я тогда был удивлен, потому что думал, что все подвижники жили только в отдаленных монастырях, где-нибудь на Соловках или в Египте. А сейчас – и правда — я и сам вижу поразительных подвижников — простых мирян, которые учат и спасают меня тем, что смиряют, показывая, как можно в наше время жить по-настоящему подвижнически, по-христиански».

Божий взгляд на мир всегда светел. Это взгляд, которым мир видят святые люди, праведники, подвижники.

По слову Климента Александрийского, радость есть главная характеристическая черта церкви.

А А. Шмеман как-то заметил, что уклонение от истинности в религии начинается, когда человек теряет способность радоваться.

Парадоксально, но чем больше человек страдал, тем его взгляд светлее и ему радостнее жить. Когда то Честертон сказал, что жизнь проклинают богатые и Богом недовольны благополучные. А когда в историю прорывается голос бедных, он звучит оптимизмом. Им даже некогда говорить, как прекрасна жизнь, они ей радуются.

Если спросить доброго: «Как пришёл ты к добру?» – он ответит: «Я прошёл через город страданий»…

Если отдельно касаться любого аспекта нашей жизни: семьи, образования, медицины, людских отношений, экологии и так далее, то всё представляется ужасающим и далее будет только хуже. Но при этом Божий взгляд на мир светел и светоносен, невзирая на конкретные обстоятельства. Почему? Потому, что Бог проницает мир и направляет все обстоятельства всего мира.

Бог есть любовь, а любви не свойственно подводить доверившихся ей.

Есть у Василия правила и для учащихся духовной жизни.

72:1: «Слушатели, наставленные в писании, должны испытывать то, что говорят учители, и согласное писаньями принимать, а несогласное отметать и держащихся таковых учений ещё более отвращаться».

72:2: «Имеющие немного сведения в Писании, за отличительный признак святых должны признавать плоды Духа, а у кого есть таковые плоды, того принимать, а у кого нет, того отвращаться».

Важным признаком святости должны быть любовь и рассудительность в духовном. Иначе говоря, духовное зрение, духовный взгляд на события.

В древних монастырях существовала такая поговорка: «Свят, но неискусен». То есть человек должен иметь опыт, чтобы преподать наставления правильно. Наставления должны быть в духе предания, писания и святых отцов.

А духовный взгляд помогает прозреть глубину событий.

Лариса Ш. рассказала, что её дедушка раньше всю ночь просыпался и просил ему спину потереть. Лариса очень раздражалась, так как буквально ни одну ночь не могла выспаться. Она исповедалась своему батюшке, и тот сказал смиряться и воспринимать всё как есть. Лариса вначале возмутилась, услышав эти слова, а потом ее посетила светлая и чистая мысль: «Я ведь всё равно встаю ночью и помогаю дедушке, зачем же я ропщу, буду без ропота всё делать». И с тех пор она всего ещё несколько ночей вставала, а потом дедушка перестал её звать, ведь больше не просыпался по ночам.

Просвещение ума даёт Бог.

«Ума моего тесноту Твоими молитвами расшири, Владычице» (из Триоди постной).

29:1: «Каждый собственными делами своими должен удостоверять в собственном звании».

Жить, чтобы узнать: Бог есть, неправда не торжествует, а человек не бывает один.

Святитель Николай Сербский (Велимирович): «Знаете ценность свою? Она равна количеству людей, которые не могут жить без вашей заботы».

В дневниках Тараса Шевченко есть страшная запись: «Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу – плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут… С того дня я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости…».

Причём не только люди должны делами удостоверять, кто они, но и Бог это делает каждый раз в наших жизнях.

Православная девушка Лена сидела у себя в квартире и переживала, что скоро осень, а у неё нет хорошего свитера. И вдруг звонок в квартиру. Она открывает дверь, на пороге стоит её подруга с большим кульком и говорит:

– Уборку в шкафу делала, набрала мешок лишних свитеров, решила тебе отнести, вдруг пригодятся.

Обратим внимание на то, что Бог часто приходит в нашу жизнь через людей. Помогая другому мы помогаем Христу. Это так необычно, что никто этого не осознает. И в конце истории на Страшном суде это будет очень удивительно всем.

Святой Антоний Великий: «Единственный способ к познанию Бога есть доброта».

У храма Святого Александра Невского, где служит батюшка С., не было ограды. И многие проходившие мимо справляли малую нужду на алтарной стене. Батюшка очень переживал и решил строить ограду. Матушка говорила, что денег нет. Их и вправду не имелось. Но в день, когда нужно было расплачиваться со строителями, пришла одна прихожанка и сказала, что нашла в кармане пиджака умершего мужа конверт с деньгами. Она захотела отдать их в храм, где требовалась как раз необходимая сумма для оплаты строительных работ.

Подобные события приводят нас к осознанию неодиночества в мире.

Если ты задумал что-то, даже хорошее, а оно не получилось или его пришлось отложить, подожди немного, и ты обязательно увидишь в этом премудрость Божию. И тогда обрадуешься, что всё оказалось так, как есть.

Человеку тяжело не только оттого, что он страдает, но больше оттого, что он не знает, когда окончится его страдание. Само переживаемое мучение заполняет собою всю душу, и каждая секунда бытия причиняет боль. Однако на опыте многих людей мы знаем, что любое страдание конечно. Раз есть Христос, то страдание наше не может не окончится, ибо Богу неугодно, чтоб мы страдали.

Приняв на себя скорбь другого, мы становимся Божьим присутствием в его жизни, неся чью-то тяготу.

Старец Паисий Святогорец: «Чем больше человек забывает себя, тем больше помнит о нем Бог».

Святой Алексей Мечев: «Со слезами прошу и молю вас, будьте солнышками, согревающими окружающих вас, если не всех, то семью, в которой Господь вас поставил членом».

Артем Перлик

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]