Содержание:
«Закон Божий» — самый популярный в XX веке учебник о православной вере для семьи и школы. В книге доступно изложены основы православной христианской веры и жизни.
Книга состоит из пяти частей.
1. Основные понятия православной веры.
2. Главные молитвы.
3. Пересказ Ветхого и Нового Завета.
4. Символ веры, догматы, заповеди и таинства.
5. Устройство храма и богослужения.
Современное издание учебника. Москва, издательство Сретенского монастыря, 2013
Дети эмигрантов первой и второй волны росли в отрыве от Православия
. В начале 50-х годов XX века назрела потребность в простом и доступном изложении основ православной веры и культуры. За составление такого простого по изложению и вместе с тем всеобъемлющего по своему содержанию пособия взялся протоиерей Серафим Слободской.
«Грех, или зло, есть нарушение закона Божия; беззаконие, или иначе сказать грех, есть нарушение воли Божией… Все мы, люди, происходим от согрешивших Адама и Евы, и потому мы рождаемся в состоянии греха. Постоянно передаваясь из поколения в поколение, грех завладел всеми людьми и всех подчинил себе. Все люди, одни больше, другие меньше, все — грешны».
«Необходимо дать одну книгу, заключающую в себе все основы христианской веры и жизни»
, — писал в предисловии ко второму изданию «Закона Божиего» отец Серафим. Второе издание «Закона Божиего» вышло в 1967 г. Вскоре книга стала издаваться по всему миру.
Все иллюстрации
к «Закону Божиему» иерей Серафим сделал сам.
Первоначальной идеей
отца Серафима было создание многотомного «Закона Божия», но потом пришло решение издать его в одном томе, в том виде, в котором он сейчас и существует.
«Бог сотворил нас, людей, по образу и по подобию Своему — дал нам разум, свободную волю и бессмертную душу, для того, чтобы, познавая Бога и уподобляясь Ему, мы становились все лучше и добрее, совершенствовались и наследовали вечную блаженную жизнь с Богом. Поэтому существование человека на земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель. В Божием мироздании нет и не может быть ничего бессмысленного. И если человек живет без веры в Бога, не по заповедям Божиим, не для будущей вечной жизни, то и существование такого человека на земле становится бессмысленным».
«Закон Божий»
стал учебником для приходских школ Америки, использовался как руководство в воспитании детей в семье и как самоучитель для взрослых, которые лучше хотят понять православную веру.
«Это не просто учебник
Закона Божия для детей, это настоящая энциклопедия богословских наук и для взрослых. Эта книга должна быть настольной в каждой семье после Евангелия», — сказал на отпевании отца Серафима известный богослов РПЦЗ архиепископ Аверкий Таушев.
В Советский Союз
«Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского попал в 1970-е годы. Книга тайно копировалась и передавалась из рук в руки.
Распространенным явлением в советской России были и переписанные от руки молитвы
В начале 1990-х «Закон Божий» стал самой популярной книгой об основах православной веры
в России. «Закон Божий» издавался миллионными тиражами. До сих пор выходят новые издания этой книги.
Закон один для всех
Церковная шутка о том, как в одном храме бабушки принесли поднос, чтобы откладывать по печению, не представляется такой уж абсурдной, если обратить внимание, как на Божественной литургии (практически в любом храме) после возгласа: «Оглашенные, главы ваши Господеви приклоните!» – добрая половина храма с готовностью склоняет головы. Это говорит о том, что либо они крепко задумались (что тоже не похвально) и склонили головы автоматически, либо вовсе не понимают, что происходит в этот момент богослужения. А ведь это люди, большинство из которых постоянно ходит в храм, приступает к Таинствам, читает книги. Знания наши фрагментарны и не глубоки – мы люди поверхностного времени, нам кажется, что все схватывающие на лету, а на самом деле скользящие по поверхности.
«С тех пор как в истории нашего Отечества была уничтожена христианская государственность, прекратилось обучение населения основам Православия», – говорит отец Иов (Гумеров), и последствия этого можно видеть всякий раз, когда чуждые семена с легкостью пускают корни там, где, казалось бы, не должны были приживаться.
Множество людей не знает, во что и как верует, – вот тенденция нашего времени. Они искренне не понимают, чем занятия йогой противоречат Православию, почему по воскресениям работать грех, и теряют детей, уходящих из Церкви: или просто в безбожную современную жизнь, или в ислам, или секты, – во многом потому, что не впитали в себя незыблемую логику Писания и духовную красоту церковных служб.
Именно поэтому объемный труд иеромонаха Иова и его сыновей должен стать своего рода семейной энциклопедией и одной из главных книг домашней Церкви – семьи, тем более что и читается он как самая увлекательная книга.
Особенность этой книги – какая-то космическая перспектива: будто смотришь впервые в телескоп, и оказывается, что космос – это не далекие светящиеся точки на темном небосклоне, а драгоценная, бесконечная, сверкающая глубина, полная сокровищ.
И даже то, что вроде бы давно знал, открывается доселе скрытым смыслом, а то, что еще неизвестно, манит, как в далеком детстве – приключенческая книга.
Иеромонах Иов (Гумеров)
– Отец Иов, с какой целью писалась новая книга «Закон Божий»?
– Книги по Закону Божию, написанные до 1917 года, были учебниками в самом точном смысле этого слова. Они содержали: катехизис, церковные молитвы, Священную историю, богослужебный устав. Авторы этих книг основное внимание уделяли разработке дидактики и методики. Предполагалось, что все учащиеся – верующие и воцерковленные. И потому в этих учебниках нет апологетической направленности.
Книга протоиерея Серафима Слободского, опубликованная в 1957 году, была написана для русской диаспоры. При кажущейся многочисленности она составляла небольшой остров в западном мире, простиравшемся от Америки до Австралии. Новому поколению, жившему среди инославных, нужно было сохранить традиции православного благочестия. Сам отец Серафим принадлежал ко второй волне эмиграции. Он обладал педагогическими дарованиями. Будучи настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы, создал в Наяке (штат Нью-Йорк, США) образцовую приходскую школу. Написанная им книга была задумана как пособие для православных семей и школ.
Мы находимся совсем в других исторических условиях. Наше общество страдает тяжелым недугом массового неверия. При внешней свободе, но когда в душе нет ничего, что возвышало бы над суетными и преходящими потребностями, человек неизбежно впадает в крайнюю степень внутренней несвободы. Его суждения, оценки, интересы почти полностью определяются содержанием средств массовой информации. Однако потребность в вере, заложенная Творцом, в человеке остается. Она является одним из свойств образа Божия в человеке. Душа любого человека может воскреснуть. В ней может пробудиться интерес к духовному. Работая над «Законом Божиим», мы хотели создать книгу, которую мог читать не только отрок, но и взрослый, человек со скромным образованием и ученый. Мы стремились, не упрощая содержание, писать ясно и доступно.
Работая над книгой, мы удерживали себя от назидательности. Истина должна убеждать сама. Еще Аристотель заметил, что «истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей» (Риторика. Кн. 1. Гл. 1). Важно истины излагать ясно и точно.
Теория «день – эпоха» сильно искажает библейское учение о сотворении мира. И если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро?
– Есть ли в учебнике отца Серафима Слободского места, которые за 70 лет устарели?
– В этом учебнике в разделе, посвященном библейскому рассказу о сотворении мира, шестоднев понимается как шесть продолжительных эпох. Это уступка эволюционизму. Теорию «день – эпоха» выдвинул в 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773–1854). Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам. Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки, но никогда не период времени. Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы – субботу, потому что Сам почил в седьмой день: «Благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих» (Быт. 2: 3).
Протоиерей Серафим Слободской
Далее: Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила – в четвертый. Если принять идею «день – эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.
Отец Серафим приводит в качестве аргумента стих из псалма: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс. 89: 5). Но, по принятому толкованию, в данном стихе говорится о вечности Бога, а не о сотворении мира, которое происходило во времени («В начале…»): «Господь вечен, пред Ним тысяча лет — как вчерашний день, то есть бесследно, а потому незаметно исчезнувший момент, как «стража в ночи» (охрана ночная), делившаяся на три части (смены), которые для спящего проходят совершенно незамеченными. Годы человеческой жизни поэтому ничтожны пред вечностью Бога; жизнь человека можно сравнить с травой, которая утром появляется, а к вечеру высыхает» (Толковая Библия / Под ред. проф. А.П. Лопухина).
Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально.
Святой Ириней Лионский: «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы – то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти».
Святой Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание»
Святой Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание».
Святой Василий Великий: «И бысть вечер, и бысть утро, день един… определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что 24 часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь».
Преподобный Иоанн Дамаскин: «От начала дня до начала другого дня – одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один».
Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий объясняет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).
В разделе «О вере и жизни христианской» книги отца Серафима о Ч. Дарвине читаем: «Даже Дарвин, учение которого было потом использовано полуучеными для опровержения веры в Бога, был всю свою жизнь очень верующим человеком и в течение многих лет был церковным старостой в своем приходе. Он никогда не думал, что его учение может противоречить вере в Бога. После того, когда Дарвин изложил свое учение об эволюционном развитии живого мира, его спросили: где начало цепи развития животного мира, где первое звено его? Дарвин ответил: “Оно приковано к Престолу Всевышнего”».
Это утверждение противоречит тому, что известно из первоисточников. Сам Ч. Дарвин так говорит о потере своей веры: «Так понемногу закрадывалось в мою душу неверие, и в конце концов я стал совершенно неверующим. Но происходило это настолько медленно, что я не чувствовал никакого огорчения и никогда с тех пор даже на единую секунду не усомнился в правильности моего заключения. И в самом деле, вряд ли я в состоянии понять, каким образом кто бы то ни было мог бы желать, чтобы христианское учение оказалось истинным» (Воспоминания о развитии моего ума и характера. Часть IV. Религиозные взгляды). В 1871 году Ч. Дарвин издал книгу «Происхождение человека», в которой писал: «Таким образом, мы приходим к выводу, что человек – потомок волосатого, хвостатого, четвероногого существа, по всей видимости жившего на деревьях и безусловно обитателя Старого света».
Ошибка в оценке взглядов Дарвина могла возникнуть по той причине, что протоиерей Серафим при составлении книги пользовался разными источниками. В 1966 году в «Предисловии ко второму изданию» в конце он написал: «При составлении этой книги мы пользовались следующими трудами: 1) “Первая книга по Закону Божию”, составленная группой московских законоучителей и переизданная под редакцией прот. Колчева… 23) “Уроки и примеры христианской веры” прот. Григория Дьяченко и другие. Некоторые источники указаны в самом тексте учебника». В конце раздела «О вере и жизни христианской», в котором говорится о Дарвине, указано: «Составлено по кн. “Религия и наука” Франка, “Есть ли Бог?” прот. Г. Шорец и др.».
Иеромонах Иов (Гумеров), священник Павел Гумеров, священник Александр Гумеров. Закон Божий. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 584 с.: ил.
– Человек ходит в храм, может даже и часто, исповедуется, причащается, слушает проповеди и что-то даже читает. И живет с чувством, что он всё знает. Нужна ли ему книга «Закон Божий»?
– С тех пор, как в истории нашего Отечества была уничтожена христианская государственность, прекратилось обучение населения основам Православия. Насколько значим был этот предмет, можем судить по тому, что некоторые выдающиеся пастыри Церкви, несмотря на свою колоссальную занятость, преподавали в гимназиях. Святой праведный Иоанн Кронштадтский с 1857 года был законоучителем Кронштадтского городского училища, а с 1862 года в течение последующих 25 лет преподавал Закон Божий в местной классической гимназии. Священномученик Фаддей (Успенский), будучи преподавателем Уфимской духовной семинарии, составил специальное методическое пособие «Записки по дидактике», где был раздел «О преподавании Закона Божия». Он писал: «Закон Божий есть главный предмет в школе и средоточие всего школьного обучения». Святой праведный Алексий Мечёв в течение 13 лет был законоучителем в женской гимназии Е.В. Винклер. Можно привести и другие примеры.
Сейчас издается множество православных книг. Многие верующие регулярно читают духовные книги. Круг чтения разный. Одни любят читать жития святых, книги о старцах. Других увлекают книги по аскетике. Из огромного святоотеческого наследия каждый находит то, что ему особенно близко. Кто-то подробно изучает книги богослужебного содержания. И хотя прочитано немало, знания у подавляющего большинства верующих остаются фрагментарными. В некоторых областях духовно-богословских знаний у них имеются существенные пробелы.
Важно раскрыть духовно-прообразовательный смысл событий библейской истории
Мы стремились сделать наше пособие систематическим и универсальным. В книге большой раздел посвящен Священному Писанию Ветхого Завета (168 страниц). Ветхий Завет – наше духовное детство. «Если же вы Христовы, – говорит святой апостол Павел, – то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3: 29). Поэтому в нашей книге мы не просто пересказываем основные события библейской истории, но стремимся раскрыть их духовно-прообразовательный смысл.
Приведу пример. После ропота народа на Моисея и Аарона, Господь, чтобы укрепить в народе веру в богоизбранность первосвященника, сотворил чудо с сухим жезлом Аарона. Он повелел Моисею взять ото всех начальников колен жезлы и написать имя каждого на своем жезле. Моисей положил их в скинии собрания перед ковчегом завета. На другой день вошел Моисей в скинию. Жезл Аарона «пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Чис. 17: 8). Он был положен пред ковчегом откровения на сохранение в знамение для непокорных. Процветший (по-славянски – прозябший) жезл Аарона был символом:
- бессемянного рождения Иисуса Христа по плоти от Девы Марии;
- нетленной плоти Богочеловека;
- обилия возрождающей и укрепляющей благодати Божией в Церкви Христовой.
– В притче о мытаре и фарисее последний ставит себе в заслугу два постных дня в неделю. В какие дни постился фарисей? Что говорит ваш учебник: постились люди в библейские времена?
– Фарисей из притчи Господней постился два раза в седмицу добровольно, что и ставил себе в заслугу. У фарисеев было в обычае поститься в пятый день недели, когда пророк Моисей взошел на гору Синай, и во второй день, когда он спустился с горы.
По Закону Моисея для всех евреев был установлен только один день поста в году – в день Очищения. В вавилонском плену для евреев были установлены еще однодневные посты: в девятый день четвертого месяца – в знак скорби (в 587/6 г. до Р.Х. халдеи взяли Иерусалим), а также в десятый день пятого месяца, в который был разрушен город и сожжен Храм.
Однако любой из сынов Израиля мог добровольно наложить на себя пост. О таких постах часто говорится в книгах Ветхого Завета. Пост мог быть однодневным, а иногда продолжался много дней: пророк Моисей на горе Синай в присутствии Бога провел без еды и воды 40 дней. Столько же дней постился и пророк Илия.
– А еще в вашей книге мы читаем: «Пост у евреев предполагал полное воздержание от пищи».
– В библейские времена и в ранний христианский период не было понятия «постной пищи», которая по вкусу и калорийности иногда не отличается от скоромной. Постящийся человек полностью отказывался от еды, одевал вретище, прекращал ежедневные омовения, посыпал голову пеплом. Давид ничего не ел семь дней (см.: 2 Цар. 12: 16–21).
Евреи добровольно прибегали к посту: 1) перед решающими событиями, исход которых зависел от Божией милости; 2) во время искреннего покаяния и смирения пред Богом и 3) для достижения полноценного общения с Богом.
– Приходящего к вере при чтении Ветхого Завета может смущать обилие жертвоприношений. Известно, что со двора Храма, где находился жертвенник, кровь животных стекала в поток Кедрон.
– Всесовершенный Бог ни в чем не нуждается. Жертвоприношения нужны были самим людям. Господь давал возможность сынам избранного народа выразить таким образом свою преданность Богу, любовь к Нему и поклонение. Но самое главное – это прообразовательное значение ветхозаветных жертв: они ежедневно, из года в год, из столетия в столетие готовили людей к восприятию величайшей Искупительной Жертвы, которую Иисус Христос принес на Голгофе ради спасения людей.
Священник Александр Гумеров, Иеромонах Иов (Гумеров), Священник Павел Гумеров. Фото: сайт священника Павла Гумерова
– Ваша книга заканчивается специальным разделом «Духовный мир», большая часть которого посвящена знаменитым христианским чудесам. Насколько действенны рассказы о них в миссионерской практике? Помогали эти свидетельства в вашей многолетней пастырской деятельности?
– Апостольская проповедь была основана как раз на том, что возвещала людям о величайшем чуде – Воскресении Иисуса Христа. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что книга Деяний Апостольских содержит «именно доказательства воскресения, так как уверовавшему в последнее уже легко было принять и все остальное».
Как не похожи люди по устроению души, по складу ума, по воспитанию, по жизненному опыту, так разнообразны их пути к истинной вере. У одних нравственно чуткая душа. Когда такой человек знакомится с христианством, узнаёт о христианском учении о любви, он обращается к православной вере и находит то, чего долго искал.
Препятствием к вере часто бывает рационализм, скептическая настроенность. Если в жизни человека случится событие, которое будет доказательством существования иной реальности, которая не укладывается в его сознание, скорлупа материализма и неверия может лопнуть, и он со временем приходит к духовной жизни. Свидетельства о чудесах могут этому помочь.
Мы подробно рассказываем о тех впечатляющих чудесах, которые вошли в сокровищницу Православия: схождение Благодатного огня, облако на горе Фавор, мироточивые иконы и святые мощи. В главе, посвященной Туринской плащанице, мы рассказываем о последнем масштабном изучении этой святыни, которое продолжалось пять лет и закончилось в 2011 году. Ученые Итальянского национального агентства по новым технологиям, энергии и устойчивому экономическому развитию во главе с Паоло ди Лаццаро решительно опровергли утверждение, что Туринская плащаница является средневековой подделкой: «Двойное изображение, фронтальное и заднее, человека, подвергавшегося истязаниям и распятию, которое просматривается на льняной ткани Туринской плащаницы, обладает многочисленными необычными характеристиками, химическими и физическими, которые в настоящее время невозможно воспроизвести в лабораторных условиях». Исследователи установили важный факт: под каплями крови нет изображения. Это означает только то, что кровь появилась раньше, чем рисунок. Самым важным фактом является то, что Плащаница свидетельствует не только о распятии Спасителя, но и о Его воскресении. Это великое чудо ставит предел возможностям науки: проникнуть в тайну она не может, но может косвенно подтвердить Евангелие.
Автор-составитель:
Протоиерей Серафим Слободской
(1912–1971) — священнослужитель РПЦЗ, настоятель Покровского храма в г. Наяк недалеко от Нью-Йорка, иконописец, известный православный богослов.
7 фактов о протоиерее Серафиме Слободском
1. Серафим Слободской родился в 1912 году под Пензой в семье священника. Мальчика назвали в честь преподобного Серафима Саровского.
2. Отец Серафима был репрессирован в конце 1930-х годов. По окончании школы Серафим переехал в Москву, получил художественное образование, работал по специальности.
3. Художественное образование спасло пленного солдата Серафима в немецком концлагере смерти «VI форт». Однажды он нарисовал портрет часового, тот пришел в восторг, и с этого дня заключенного Слободского поселили в отдельном домике с художником Семеном Подорожным, который давал уроки живописи коменданту лагеря. По воскресеньям Серафиму даже разрешили посещать церковь.
4. Солдат Слободской хорошо понимал, что в случае возвращения на родину его бы ждал ГУЛАГ. Он решил остаться в Западной Германии. В 1949 году Серафим Слободской женился на дочери князя Алексея Лопухина Елене. В браке родились дочь Татьяна и сын Алексей.
5. В 1951 году Серафим принял священный сан и через некоторое время возглавил общину Покровского прихода города Наяк в 45 км к северу от Нью-Йорка.
Покровский храм, г. Наяк. Фото Steven Dolinsky
6. В 1957 году завершилось строительство Покровского храма, которым руководил отец Серафим. В том же году вышло первое издание «Закона Божьего». Батюшка писал книгу по ночам: днем он руководил строительством, сам расписывал фресками стены храма и занимался молодежным лагерем своего прихода.
Фото sergeylarin.livejournal.com
7. Умер отец Серафим от внезапной остановки сердца после вечернего богослужения в 1971 году и был погребен в Ново-Дивеевском женском монастыре штата Нью-Йорк.
Часть 1 Предварительные понятия
О міре
Все, что мы видим: небо, солнце, луну, звезды, облака, землю, на которой мы живем, воздух, которым дышим, – и все, что на земле: траву, деревья, горы, реки, моря, рыб, птиц, зверей, животных и, наконец, людей, то есть нас самих, – все это сотворил Бог. Мiр есть творение Божие.
Мы видим мiр Божий и понимаем, как он красиво и мудро устроен.
Вот мы на лугу. Над нами высоко раскинулось шатром голубое небо с белыми облаками. А на земле густая зеленая трава, усеянная цветами. Среди травы слышно стрекотание разновидных насекомых, а над цветами порхают мотыльки, летают пчелки и разные мошки. Вся земля здесь похожа на большой красивый ковер. Но ни один ковер, сотканный руками человека, не сравнится с красотою Божьего луга.
Пройдемся по лесу. Там мы увидим множество разнообразных по виду и строению деревьев. Там и могучий дуб, и стройная ель, и кудрявая береза, и душистая липа, и высокая сосна, и густой орешник. Там есть и полянки с кустарником и всевозможными травами. Всюду слышны голоса птиц, жужжание и стрекотание насекомых. В лесу живут сотни различных пород зверей. А сколько там ягод, грибов и разных цветов! Это свой большой, лесной мiр.
А вот и река. Она плавно несет свои воды, поблескивая на солнце, среди лесов, полей и лугов. Как в ней приятно выкупаться! Кругом жара, а в воде прохладно и легко. И сколько в ней разных рыбок, лягушек, водяных жуков и прочей живности. Там тоже своя жизнь – свой мiр.
И как величественно море, имеющее свой огромный и богатый подводный мiр живых существ.
А как красивы горы, уходящие своими вершинами, покрытыми вечным снегом и льдом, высоко за облака.
Чуден мiр земной в своей красоте, и все в нем наполнено жизнью. Невозможно сосчитать всех растений и животных, населяющих землю, от самых маленьких, не видимых нашими глазами, до самых больших. Они живут везде: и на суше, и в воде, и в воздухе, и в почве, и даже глубоко под землею. И всю эту жизнь мiру дал Бог.
Богат и разнообразен мiр Божий! Но в тоже время в этом огромном разнообразии царит дивный и стройный порядок, установленный Богом, или, как часто называют, «законы природы». Все растения и животные расселены по земле, согласно этому порядку. И кому чем положено питаться, тем и питаются. Всему дана определенная и разумная цель. Все в мiре рождается, растет, стареет и умирает – одно сменяется другим. Всему Бог дал свое время, место и назначение.
Только человек живет повсюду на земле и над всем царствует. Бог наделил его разумом и бессмертной душою. Он дал человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть становиться все лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную.
По внешнему виду люди разделяются на белых, черных, желтых и краснокожих, но все они одинаково имеют разумную и бессмертную душу. Через эту душу люди возвышаются над всем животным миром и уподобляются Богу.
А теперь посмотрим, в глубокую темную ночь, с земли на небо. Сколько там мы увидим звезд, усеянных по нему. Их несметное число! Все это отдельные миры. Многие из звезд такие же, как наше солнце или луна, а есть и такие, которые во много раз больше их, но находятся так далеко от земли, что кажутся нам маленькими светящимися точками. Все они стройно и согласно движутся по определенным путям и законам друг около друга. И наша земля в этом небесном пространстве кажется маленькой светлой точкой.
Велик и необъятен мiр Божий! Нельзя ни сосчитать, ни измерить его, а знает всему меру, вес и число только сам Бог, сотворивший все.
Весь этот мiр Бог создал для жизни и пользы людей – для каждого из нас. Так бесконечно любит нас Бог!
И если мы будем любить Бога и жить по закону Его, то многое, непонятное в мiре нам станет понятным и ясным. Мы полюбим мир Божий и жить будем со всеми в дружбе, любви и радости. Тогда эта радость никогда и нигде не прекратится, и никто не отнимет ее, потому что Сам Бог будет с нами.
Но чтобы помнить, что мы принадлежим Богу, быть ближе к Нему и любить Его, то есть исполнить свое назначение на земле и наследовать вечную жизнь, нам нужно больше знать о Боге, знать Его святую волю, то есть Закон Божий.