Митрополит Петр (Полянский): Неофициальный патриарх


Митрополит ПетрПолянский Петр Федорович

Епископ Русской Православной Церкви. Митрополит Крутицкий. Прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских Архиерейским Собором.

Петр Полянский родился 10 июля 1862 года в селе Сторожевое, Воронежская область. Рос в семье приходского священника. Учился в Костромском духовном училище. В 1885 году, после окончания Воронежской духовной семинарии по первому разряду, определен на должность псаломщика при храме села Девицы в Коротоякском уезде. В 1887 году стал вольнослушателем, а после сдачи экзаменов — студентом Московской духовной академии. В студенческие годы отличался благодушием, покладистостью, доброжелательностью.

В 1892 году Полянский окончил академию со степенью кандидата богословия, полученной за работу «О пастырских посланиях». В этом же году стал помощником инспектора Московской духовной академии, а также безвозмездно преподавал Закон Божий в частном женском училище Сергиева Посада и являлся секретарем Общества спасения на водах.

В 1895 году Петр Полянский являлся церковным старостой Богоявленинского храма в родном селе Сторожевом. За особое усердие в благоукрашении храма удостоен архипастырской признательности. В 1896 году в течение недолгого времени преподавал греческий язык в Звенигородском духовном училище. Затем назначен смотрителем Жировицкого духовного училища. В 1897 году удостоен звания магистра богословия за диссертацию: «Первое послание св. Апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования».

Петр Федорович исполнял обязанности члена-соревнователя попечительства о народной трезвости, почетного мирового судьи Слонимского округа. Награжден орденом святого Станислава III степени 6 мая 1896 года, а 14 мая за особые труды, усердие и ревность о деле благоустройства местных церковно-приходских школ и школ грамоты Святейшим синодом удостоен награждения Библией.

В декабре 1901 года Полянский назначен членом училищного совета. За свое усердие и труды по церковно-школьному делу в 1902 году получил архипастырское благословение «с выдачей похвального листа и со внесением в формулярный о службе список». В 1906 году переведен служить в Санкт-Петербург на должность младшего помощника правителя дел Учебного комитета при Святейшем синоде. Впоследствии стал членом Учебного комитета, исполняя главным образом обязанности ревизора духовных учебных заведений.

За время служения в Учебном комитете Петр Федорович Полянский обследовал состояние духовных семинарий, епархиальных женских училищ в Курской, Новгородской, Вологодской, Костромской, Минской и в ряде других епархий, побывал в Сибири, на Урале, в Закавказье. После каждой такой поездки составлял подробный отчет, в котором предлагались уместные меры по улучшению состояния обследованной школы.

В 1916 году Полянский удостоен чина действительного статского советника, дававшего потомственное дворянство и соответствовавшего званиям генерал-майора в армии, контр-адмирала во флоте и придворному чину камергера. В том же году за выдающиеся успехи на поприще церковного административно-педагогического служения награжден орденом Святого Владимира. В 1918 году, после закрытия Учебного комитета, переехал в Москву, где принял участие в работе Поместного собора, состоя в его секретариате.

Оставшись без работы, Петр Полянский устроился главным бухгалтером в кооперативной артели «Богатырь». Жил в Москве, в доме своего брата, протоиерея Василия Полянского, клирика церкви Николы-на-Столпах. С 1919 года являлся заведующим приютом.

В начале 1920 года Полянский принял постриг в монашество с именем Петр. В течение года рукоположен в сан иеродиакона, иеромонаха и архимандрита, а также стал настоятелем московского Златоустовского монастыря. В октябре в Сергиевском храме Троицкого подворья в Москве хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии.

Епископ Петр 22 февраля 1921 года арестован и заключен в Таганскую тюрьму. В апреле того же года приговорен к дум месяцам лишения свободы с зачетом предварительного заключения. В августе арестован второй раз. Сослан в город Великий Устюг. Там вначале жил у знакомого священника, затем в сторожке при городском соборе. В ссылке имел возможность совершать Божественную литургию в сослужении великоустюжского духовенства. В ссылке застал компанию по изъятию церковных ценностей, арест Патриарха, захват церковной власти обновленцами.

В августе 1923 года епископ Петр вернулся в Москву и стал ближайшим советником и помощником патриарха Тихона. Назначен 14 октября членом Временного патриаршего Священного синода с возведением в сан архиепископа. В ноябре занял пост управляющего Богоявленским монастырем города Москвы. В январе назначен архиепископом Крутицким, управляющим Московской епархией. В марте отмечен возведением в митрополичье достоинство.

После смерти патриарха Тихона 7 апреля 1925 года митрополит Петр взял на себя местоблюстительские обязанности. В день погребения патриарха состоялось совещание собравшихся архипастырей, на котором принято решение обязанности патриаршего местоблюстителя возложить на митрополита Крутицкого Петра.

Митрополит в качестве местоблюстителя помогал многим заключенным и сосланным. Получая после службы пожертвованные деньги, обычно сразу отдавал их для пересылки в тюрьмы, лагеря и места ссылки. Дал благословение приходским причтам жертвовать в пользу заключенных священнослужителей. Часто совершал Божественную литургию в московских приходских и монастырских церквах, в том числе в Свято-Даниловом монастыре.

Петр решительно выступил против любых договоренностей с обновленцами. Представители обновленчества обвиняли митрополита в сношениях с церковной и политической эмиграцией, в контрреволюционных настроениях и антиправительственной деятельности. Также отказался пойти на условия карательных органов, на которых те обещали нормализовать юридическое положение Церкви. По постановлению Комиссии по проведению Декрета об отделении Церкви от государства 9 декабря митрополит Петр арестован. Во время следствия содержался во внутренней тюрьме на Лубянке, а также в Суздальском политизоляторе. В ноябре 1926 года приговорен к трем годам ссылки. В декабре этапирован через пересыльные тюрьмы в Тобольск, в феврале 1927 года доставлен в село Абалак, где содержался в Абалакском монастыре.

В начале апреля митрополит Петр вновь арестован и доставлен в Тобольскую тюрьму. Летом по постановлению ВЦИК выслан за Полярный круг в поселок Хэ. Позднее 11 мая 1928 года постановлением Особого совещания ОГПУ срок ссылки продлен на два года. Вновь арестован 17 августа 1930 года. Содержался в тюрьмах Тобольска и Екатеринбурга. Отказался от снятия с себя звания Патриаршего местоблюстителя, несмотря на угрозы продлить тюремное заключение.

В ноябре против митрополита возбуждено уголовное дело по обвинению в том, что, находясь в ссылке, «вел среди окружающего населения пораженческую агитацию, говоря о близкой войне и падении сов. власти и необходимости борьбы с последней, а также пытался использовать Церковь для постановки борьбы с сов. властью». Виновным себя не признал. Находился в одиночном заключении без права передач и свиданий. В 1931 году отклонил предложение чекиста Евгения Тучкова дать подписку о сотрудничестве с органами в качестве осведомителя.

После беседы с Тучковым митрополит Петр оказался частично парализован, болен также цингой и астмой. Особым совещанием ОГПУ 23 июля 1931 года приговорен к пяти годам заключения в лагере, однако оставлен в тюрьме во внутреннем изоляторе. В июле 1933 года ему запрещены прогулки в общем дворе, заменены на прогулки в маленьком сыром дворике. Несмотря на это, продолжал отказываться от сложения своих полномочий.

Позднее митрополит Петр переведен в Верхнеуральский политизолятор. В июле 1936 года его заключение в очередной раз продлено на три года. В конце 1936 года в Патриархию поступили ложные сведения о смерти Патриаршего местоблюстителя, якобы последовавшей 29 сентября, вследствие чего 27 декабря митрополит Сергий принял на себя титул Патриаршего местоблюстителя. По митрополиту отслужена панихида.

В августе 1937 года Патриаршего местоблюстителя застиг «Большой террор», начальство Верхнеуральского политизолятора приступило к ускоренной фабрикации расстрельных дел. Тройкой НКВД по Челябинской области 2 октября приговорен к расстрелу.

Митрополит Петр 10 октября 1937 года расстрелян. Место погребения остается неизвестным.

На Архиерейском соборе, состоявшемся в феврале 1997 года, вынесено определение о причислении Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра к лику святых.

Память о митрополите Петре

Память о митрополите Петре

Церковь во имя священномученика Петра, митрополита Крутицкого (Архиерейское подворье) на Московском тракте в Екатеринбурге освящена в 1999 году.

В 2003 году в городе Магнитогорске Челябинской области на аллее к Свято-Вознесенскому собору в память митрополита Петра был воздвигнут крест. В 2013 году именем священномученика Петра, митрополита Крутицкого был назван епархиальный духовно-просветительский центр при соборе.

На родине митрополита Петра в селе Сторожевом-1 в 2012 году закончено строительство храма в честь священномученика Петра (Полянского)

Митрополит Петр избран небесным покровителем созданной 26 июля 2012 года Магнитогорской епархии.

Портрет митрополита Петра находится в галерее выпускников Костромской духовной семинарии, а его образ запечатлен на иконе «Собор святых покровителей Костромской духовной семинарии»

04.06.2019

Почитание в православии

Митрополит Петр возглавил церковь в тяжелые для православия годы, когда государство встало на путь искоренения религии. Все силы святой отдавал на преодоление раскола, пытался отстоять целостность православия, защищал священников и мирян.

Священномученика славят за стойкость веры, бесстрашие перед лицом мучителей, готовность бороться до конца за идеалы православия. Святой совершил подвиг – стал священником, предчувствуя свою гибель и зная, какой тяжелый путь ему предстоит пройти.

Православные тексты

Священномученика Петра церковь славит 27 сентября во всех православных храмах.

Тропарь

Божиим промыслом к святительскому служению святым Патриархом Тихоном призванный, для стада Христова ты стал неусыпным стражем и бесстрашным защитником, священномученик Петр. Жестокие заключения и далекие ссылки, страдания и смерть от богоборцев ты претерпел. Венец мученический получив, на Небесах сейчас радуешься. Моли милостивого Бога, да сохранит Церковь нашу от беспорядков, единомыслие и мир людям Своим дарует и спасет души наши.

Кондак

Дух мирный и кроткий стяжав, твердую надежду на милосердие Божие имея, ты стал верным блюстителем Церкви Российской и исповедником Христовым, священномученик Петр, постоянный о нас перед Богом представитель и молитвенник о душах наших.

Кондак святителям Московским

Во святителех благочестно пожисте, и люди к богоразумию настависте, и добре Богу угодисте; сего ради от Него нетлением и чудесы прославистеся, яко ученицы Божия благодати.

Вы благочестиво прожили как святители и людей к познанию Бога направляли и хорошо послужили Богу, поэтому от Него прославились нетлением и чудотворением, наученные Божией благодатью

Появление на свет Петра и начало его учебы

Однажды на Волыни (ныне северо-западная часть Украины) в знатной боярской семье мать будущего святителя незадолго до его рождения увидела во сне, что держит на своих руках агнца. Между рогами его произрастает чудесное дерево с плодами и цветами, а также горящими свечами. Вскоре, около 1260 года, у нее родился сын — это и был будущий митрополит Петр.

Когда мальчику исполнилось семь лет, его стали обучать грамоте и Святому Писанию, но это не принесло ожидаемого результата. Ему не удавалось ничего освоить, пока однажды во сне уст Петра не коснулся некто в святительских одеяниях. Именно с этого момента будущий митрополит Петр стал хорошо учиться.

Вскоре ему удалось стать лучшим из всех учеников и изучить все Священное Писание.

Праведный путь

В возрасте двенадцати лет будущий святитель Петр (митрополит Московский) стал послушником в ближайшем монастыре. Кроме выполнения всяческой работы, которую он всегда делал со смирением, Петр самым первым приходил к церковной службе.

Все литургии он стоял, со вниманием и смирением слушая Божественное Писание и молясь, и даже ни разу к стене спиной не прислонялся за все время. Видя старания Петра в послушании, глядя на его смирение, настоятель монастыря произвел святого в дьякона, а позже — в пресвитера.

Кроме того, святитель стал иконописцем, отдаляясь в моменты работы над образом от всего земного, проникаясь богомыслием и всей душой стремясь к добродетельной жизни. Очень долгое время будущий митрополит Петр Московский и всея Руси провел в монастыре.

Затем был благословлен настоятелем и покинул стены пристанища для того, чтобы на реке под названием Рати в пустынном месте устроить себе обитель. Святой построил там церковь Спасителя Иисуса Христа, а затем при ней — монастырь, названный Преображенским.

Братию, собранную там, Петр поучал с кротостью, считая себя самым последним из всех. Он был добрым и никогда не отпускал без милостыни или помощи нищих и странников. О нем услышал даже князь, ведь он был всеми почитаем, и каждый с радостью принимал от святого наставления.

Митрополит Петр

Митрополит Максим, прибывший из Константинополя, в то время учил народ на Руси. Петр преподнес ему икону Пресвятой Богородицы собственной работы (названную Петровской), а также попросил себе и братии благословения. Дав его, митрополит с почтением принял образ и хранил его у себя.

Впоследствии икона находилась в Успенском соборе Кремля в Москве. Настал час кончины митрополита Максима. После этого стали искать претендента на его святейший пост.

Были две кандидатуры: Юрий Львович, князь Галицко-Волынский, уговорил Петра ехать для становления митрополитом, а Тверской и Владимирский князь предложил тверского игумена Геронтия на пост святителя. Второй кандидат отправился по морю в Константинополь, но буря настигла его в пути.

Тогда Геронтию в видении Пресвятая Богородица сказала, что митрополитом должен быть Петр. Патриарху Константинопольскому Афанасию тоже было открыто предназначение Петра. Когда святитель вошел в храм, благоухание наполнило все вокруг. Это и было знамением для патриарха, который с радостью благословил Петра.

Но, как полагалось, было собрание святителей, которое рассмотрело кандидатуру на пост митрополита. Оно признало, что Петр достоин этого поста, который был ему предначертан задолго до рождения. Во время посвящения все присутствовавшие поняли, что он — избранник Божий, пришедший сюда по велению Отца Небесного, так как лицо его просияло.

Козни против Петра

Новоиспеченный святитель Петр, митрополит Московский, в течение нескольких дней после посвящения получал наставления от патриарха, а затем покинул Константинополь, чтобы приступить к своим обязанностям.

Но кроткий и мягкий, когда дело касалось его самого, и твердый, строгий в церковных вопросах он вызывал недовольство со стороны некоторых людей. Среди них был завистливый епископ Тверской Андрей.

Он оклеветал святителя, написал святейшему патриарху Афанасию такие обвинения в адрес митрополита, что тот даже не поверил в них, но все же выслал церковного клирика. Русская Церковь созвала в Переяславле собор.

Расследование изобличило ложные свидетельства против Петра, а зачинщик был посрамлен. Святой не таил на епископа Андрея злобы и, простив его, отпустил собор. Этим митрополит Петр снискал к себе еще большее уважение и почитание.

Деяния святителя

Петр объехал всю Русь для блага народа. В Золотой Орде он добился льгот для духовенства. Всеми силами митрополит старался умиротворить враждующих князей. Их распри больше всего беспокоили Петра. Приехав в Брянск для того, чтобы сгладить очередной конфликт, митрополит чуть не оказался жертвой убийства.

Понимая и предвидя, что объединение Руси возможно через Москву, Петр часто посещал этот тогда еще небольшой и мало значимый городок. В то время князем там был Георгий Данилович, но его часто не было в городе. В его отсутствие брат князя Иоанн был очень добрым правителем. Он всегда помогал нищим и обездоленным.

Именно с Иоанном Петр часто беседовал о делах церкви и будущем города Москвы. Роду князя митрополит предсказал величие и процветание. Святой Петр хотел перенести свою кафедру именно в Москву, для чего необходим был кафедральный собор.

Русская Церковь обязана построением Успенского собора в московском Кремле именно святителю Петру, по мысли которого в 1326 году он и был заложен. В основании сооружения, у жертвенника, митрополит Петр Московский устроил свой гроб.

Предсказание кончины святого

Князь Иоанн через некоторое время увидел во сне очень высокую гору в снегу. Снег растаял, а вслед за ним исчезла гора. Святитель Петр объяснил, что это означает. Растаявший снег — кончина митрополита, а пропавшая гора — смерть князя. Петр получил и сам откровение о собственной смерти, но какое именно, никому не известно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]